Разное

Постановка р: Постановка звука «Р»: с чего начать

Содержание

Постановка твердого звука Р

При артикуляции твердого звука Р

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
  6. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  7. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.

Наиболее распространенные ошибки.

1. при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов.


2. при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык снизу пальцем или зондом.
3. слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию в детском саду.

Цель: Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определить правильное положение языка.

Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, — на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, э, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить картинку с изображением тигра.



Игра «Лошадки»

Краткое описание
Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр…» Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Тигр рычит»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».). Что делает язык, когда мы произносим звук p («Язык пляшет -дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный (звук, который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук р, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.

Выработка вибрации кончика языка.

Для вибрации необходимы следующие упражнения:
1. ребенок произносит р проторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.

2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.

Постановка звука [р] в игровой форме.

Конспект логопедического занятия Постановка звука Р

ЦЕЛИ: закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; учить правильно произносить звук [р] с механической помощью; продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных; развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [р]; предметные картинки с изображением трактора и машины; набор геометрически фигур, предметных картинок (зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных «Зоопарк»; счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент
Логопед: Тебе предстоит сложная задача – добраться до нашего рабочего места. Представь, что это остров, через который нам нужно перейти. Для этого нужно ответить на несколько вопросов, за каждый ответ – сделай шаг.

Логопед: как называется все, что мы слышим вокруг от разных предметов?
Ребенок: это неречевые звуки.

Логопед: как называется то, что произносят люди?
Ребенок: это речевые звуки.

Логопед: как делятся все речевые звуки?
Ребенок: все речевые звуки делятся на гласные и согласные.

Логопед: как мы определяем гласные звуки?
Ребенок: гласные звуки можно пропеть, воздушная струя не встречает преграды.

Логопед: каким цветом обозначаются гласные звуки?
Ребенок: гласные звуки обозначаются красным цветом.

Логопед: как определяются согласные звуки?
Ребенок: согласные звуки нельзя пропеть и воздушная струя встречает преграду.

Логопед: как делятся согласные звуки?
Ребенок: согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Логопед: каким цветом обозначаются мягкие и твердые согласные звуки.
Ребенок: мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом, твердые согласные звуки – синим.

Сообщение темы занятия.
Логопед: Какой ты молодец! Ответил на все вопросы и добрался до нашего рабочего места. А кто нас тут встречает? Сегодня я тебя познакомлю с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, сможете друг другу помочь!

Логопедическая зарядка

  1. Общее расслабление

Давай приготовимся к нашему путешествию. Немного отдохнём и расслабимся. Представь, как будто мы с силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

  1. Самомассаж лица и шеи.

Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.


Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем

А теперь нужно хорошо размять и подготовить язычок. Давай покажем щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Чистим зубы», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи «Парус», «Жучок».

Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Чистим зубы»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Упражнение «Маляр».

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Упражнение «Вкусное варенье».
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Упражнение «Индюк».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение «Барабанщики».
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.


Развитие фонематического восприятия:

Логопед: Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа Зу-су-зу Ты-ды-ты Ка-ка-га Жи-ши-жи

Ребенок: повторяет ряд слогов.

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

Логопед: отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит: Та-та-татата, тата-та-та-тата-та.


Физкультминутка
Логопед: давай мы с тобой выложим букву Р из мазайки, которая очень нравится нашему щеночку.
Ребенок: выкладывает из них букву Р.

Логопед: щенку так нравится играть в песочке, давай и мы поиграем, напиши, пожалуйста на песке букву Р.

Графический диктант:
Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.

Логопед: Что получается?
Ребенок: Трактор.


Логопед: Дорисуем колёса.

Активизация словаря прилагательных.
Логопед: Какой бывает трактор?
Ребенок: подбирает признаки (быстрый, грязный, новый, красный, красивый, большой).

Логопед. Давайте немного погуляем вместе со щенком. Посмотрите-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажите щенку, как работает трактор, а я помогу нашей волшебной палочкой. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

А немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помогите ему, подайте только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. Щенок вам покажет.

Логопед поочередно предлагает ребенку детали – геометрические фигуры и проговаривает ряд слов: рукав, корка, вилка, ребро, банка, марка, мотор, белка, отвёртка, гараж, борт, пулька, парта, полка, норка, норма, топор. Дети берут деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р].

Отремонтировал водитель машину и завел. Давайте покажем щенку, как он это сделал. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помогите ему запомнить дорогу. Для этого назовите картинку и запомните символ на обратной стороне каждой из них.

Картинки выложены в виде дорожки, после называния каждой дети переворачивают картинку и видят соответствующий символ.

Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.) Помогите ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажите и назовите это животное.

Перед детьми картинки: заяц, обезьяна, лев, олень.

Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.

Дети выкладывают изображение клетки  из счетных палочек.

Рад лев новой клетке и довольно рычит. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Ходит щенок по зоопарку, рассматривает разных животных. Постоял около … (льва), посмотрел на … (лису), увидел … (зайца), остановился рядом с … (оленем), подошел к … (медведю), подумал о … (волке), посмеялся над … (обезьяной).

(Логопед выкладывает соответствующие картинки. ) Посмотри, щенка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы, чей хвост? У зайца? У волка? У льва? У оленя? У обезьяны?

Дети отвечают.

Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги вспомнить ему обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.

Дети по символу вспоминают картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы они могли проверить правильность ответа.

Щенок по дорожке вернулся домой, а наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)

Как располагаются губы, зубы и язычок?

1. Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, звонкий, твердый- мягкий.
3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.

Стадирование рака

Стадирование — это процесс определения количества рака в организме человека и его локализации. Так врач определяет стадию рака у человека.

Зачем необходимо определение стадии рака?

При большинстве видов рака врачам необходимо знать, сколько раковых образований и где они находятся (среди прочего), чтобы определить наилучшие варианты лечения. Например, лучшим лечением рака на ранней стадии может быть хирургическое вмешательство или лучевая терапия, в то время как рак на более поздних стадиях может потребовать лечения, которое затрагивает все части тела, например, химиотерапии, таргетной медикаментозной терапии или иммунотерапии.

Конечно, стадия рака — не единственный фактор, который используется для принятия решения о том, какое лечение лучше. Иногда рак на разных стадиях можно лечить одинаково, или рак на одной стадии можно лечить по-разному. Многие факторы определяют наилучшие варианты лечения для каждого человека.

Стадию рака также можно использовать для предсказания его вероятного течения, а также вероятности успешного лечения. Хотя ситуация у каждого человека разная, рак одного и того же типа и стадии, как правило, имеет схожие перспективы.

Стадия рака также позволяет врачам описать степень рака, когда они обсуждают друг с другом рак человека.

Не все виды рака имеют стадию. Например, лейкемия представляет собой рак клеток крови и, следовательно, к моменту обнаружения обычно распространяется по всему телу. Большинство типов лейкозов не имеют стадии, как раковые образования, образующие опухоли.

Обследования и тесты для определения стадии рака

Для определения стадии рака можно использовать различные виды обследований и тестов.

  • В зависимости от того, где находится рак, медицинский осмотр может дать некоторое представление о степени распространенности рака.
  • Визуализирующие исследования
    , такие как рентген, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование и ПЭТ-сканирование, также могут дать информацию о том, в какой степени и где находится рак в организме.
  • Эндоскопические исследования иногда используются для выявления рака. Для этих исследований эндоскоп, представляющий собой тонкую трубку с подсветкой (обычно с небольшой видеокамерой на конце), вводится внутрь тела для выявления рака.
  • Биопсия часто требуется для подтверждения диагноза рака. Биопсия также может быть необходима, чтобы выяснить, ощущается ли уплотнение при осмотре или что-то, что видно на визуализирующем тесте в другой части тела, действительно связано с распространением рака. Во время биопсии врач удаляет опухоль или кусочки опухоли для изучения в лаборатории. Некоторые биопсии делаются во время операции. Но биопсию также можно проводить с помощью тонкой полой иглы или эндоскопа. Дополнительные сведения о биопсии см. в разделе Тестирование образцов биопсии и цитологии на наличие рака.
  • Лабораторные анализы раковых клеток (из биопсии или хирургического вмешательства) и анализы крови также могут использоваться для определения стадии некоторых видов рака.

Стадия рака может быть установлена ​​в разное время.

Как правило, стадия рака определяется при первом диагнозе, до того, как будет назначено какое-либо лечение. Но в некоторых случаях после начала лечения он ставится снова.

Клиническая стадия

Клиническая стадия представляет собой оценку распространенности рака на основании результатов медицинского осмотра, визуализирующих исследований (рентгеновских снимков, компьютерной томографии и т. д.), эндоскопических исследований и любых биопсий до начала лечения. Для некоторых видов рака результаты других тестов, таких как анализы крови, также используются для клинической стадии.

Клиническая стадия часто является ключевой частью выбора наилучших вариантов лечения. Его также можно использовать, пытаясь понять, каким может быть прогноз (прогноз) человека. Например, показатели выживаемости для большинства видов рака в основном зависят от стадии на момент постановки диагноза (см. ниже).

Патологическая стадия

Если операция по удалению рака является первым лечением, врачи также могут определить патологическую стадию (также называемую хирургической стадией ). Патологическая стадия зависит от результатов обследований и анализов, проведенных до операции, а также от того, что стало известно о раке во время операции.

Иногда патологическая стадия отличается от клинической (например, если хирургия показывает, что рак распространился больше, чем было видно при визуализирующих исследованиях). Патологическая стадия дает более точную информацию, которую можно использовать для определения того, какие другие методы лечения могут потребоваться, а также для прогнозирования реакции на лечение и результатов (прогноз).

Стадирование после неоадъювантной терапии (или посттерапии)

При некоторых видах рака сначала может быть проведено лечение, отличное от хирургического (например, химиотерапия, таргетная медикаментозная терапия или лучевая терапия). Цель может состоять в том, чтобы попытаться уменьшить опухоль перед операцией (в этом случае лечение называется неоадъювантной терапией ), или это может быть сделано в качестве основного лечения, если неясно, будет ли операция вариантом.

Стадирование может быть проведено после этого первого лечения, чтобы помочь измерить реакцию рака на лечение. Это можно сделать так же, как клиническое стадирование (если операция еще не проводилась), что может помочь определить, какой тип операции следует выполнить. Или это можно сделать после операции (так же, как и при патологическом стадировании), что может дать более точную информацию.

Стадирование рецидива или повторного лечения

Стадирование также может быть проведено снова в какой-то момент, если рак возвращается (рецидивирует) или прогрессирует (растет или распространяется, не исчезнув полностью). Эта информация может быть использована для принятия решений о дальнейшем лечении.

Изменяет ли повторная постановка рака первоначальную стадию?

Когда рак снова стадируется после первоначального стадирования, его иногда называют повторным стадированием . Часто те же тесты, которые проводились при первом диагностировании рака (такие как физикальное обследование, визуализирующие исследования, эндоскопические исследования, биопсия и, возможно, хирургическое вмешательство), проводятся повторно.

При любом типе перестадирования новая классификация этапов добавляется к исходному этапу, но не заменяет его .

Стадия, назначенная при постановке диагноза, по-прежнему является наиболее важной при обсуждении статистических данных, таких как показатели выживаемости (описанные ниже).

Однако с практической точки зрения не всегда так важна стадия, назначенная раку, как уверенность в том, что все понимают, как далеко распространился рак и что это означает в будущем. Например, если у человека диагностирован рак II стадии, который впоследствии распространился на другие части тела, он (и даже его лечащий врач) может теперь описать это как рак «стадии IV», даже если это технически не точно. Самое главное, чтобы все понимали, что рак распространился, и что эта информация используется для принятия решений о лечении в будущем.

Что входит в стадию: Система TNM

Существуют различные типы систем, используемых для определения стадии рака, но наиболее распространенной и полезной системой стадирования для большинства типов рака является система

TNM .

Американский объединенный комитет по раку (AJCC) и Международный союз по борьбе с раком (UICC) поддерживают систему классификации TNM, которая позволяет врачам определять стадии многих различных типов рака на основе определенных общих стандартов.

В системе TNM общая стадия определяется после того, как раку присваивается буква или номер для описания категорий опухоли (T), узла (N) и метастазов (M).

  • T описывает исходную (первичную) опухоль .
  • N указывает, распространился ли рак на близлежащие лимфатические узлы .
  • M указывает, распространился ли рак ( с метастазами ) в отдаленные части тела

Первичная опухоль (категория Т)

При попытке определить, сколько и где рак находится в организме, врачи в первую очередь смотрят на

первичную (основную) опухоль , где и начался рак. Размер опухоли, ее расположение и то, проросла ли она в близлежащие области, могут иметь значение. Врачи также проверяют наличие других близлежащих опухолей.

Категории T может быть присвоена буква или цифра:

  • TX означает отсутствие информации о первичной опухоли или ее невозможность измерения.
  • T0 означает отсутствие признаков первичной опухоли (она не может быть обнаружена).
  • Тис означает, что раковые клетки растут только в том слое клеток, где они появились, не прорастая в более глубокие слои. Его также можно назвать in situ раком или предраковым состоянием.
  • Число после T (например, T1, T2, T3 или T4) может описывать размер опухоли и/или степень распространения на близлежащие структуры. Чем выше число Т, тем больше опухоль и/или больше она проросла в близлежащие ткани.

Лимфатические узлы (N категория)

Обычно проверяют лимфатические узлы вблизи первичной опухоли, чтобы выяснить, распространился ли на них рак. Лимфатические узлы представляют собой небольшие бобовидные скопления иммунных клеток. Многие виды рака часто распространяются на близлежащие лимфатические узлы, прежде чем они достигнут других частей тела.

Категория N может быть обозначена буквой или цифрой:

  • NX означает отсутствие информации о близлежащих лимфатических узлах или невозможность их оценки.
  • N0 означает, что в близлежащих лимфатических узлах нет рака.
  • Число после N (например, N1, N2 или N3) может описывать размер, расположение и/или количество близлежащих лимфатических узлов, пораженных раком. Чем выше число N, тем больше рак распространяется на близлежащие лимфатические узлы.

Метастазы (категория M)

Врачи могут также осмотреть другие части тела, чтобы увидеть, распространился ли рак. Распространение рака на части тела, расположенные далеко от первичной опухоли, известно как метастазы .

Категории M присваивается номер:

  • M0 означает, что отдаленное распространение рака не обнаружено.
  • M1 означает, что рак распространился на отдаленные органы или ткани.

Каждый тип рака имеет свою собственную версию категорий TNM, поэтому буквы и цифры не означают одно и то же для каждого типа рака. Например, для некоторых видов рака категории Т описывают размер основной опухоли, в то время как для других они описывают, насколько глубоко опухоль проросла в орган, в котором она возникла, или проросла ли опухоль в близлежащие структуры (независимо от его размер).

Для некоторых типов рака категории TNM могут также иметь подкатегории. Они отмечены строчными буквами после категории. Например, T3a или T3b.

Некоторые типы рака могут иметь меньше вариантов категорий, чем другие типы рака. Например, некоторые виды рака могут не иметь категории N3.

Другие обозначения, которые могут быть частью TNM

Каждая из категорий T, N и M может быть написана со строчной буквой перед ней, показывая, является ли это клинической или патологической классификацией:

  • Клиническая стадия отмечена буквой «с» (например, cT1)
  • Стадия патологии отмечена буквой «р» (например, pN2)

Для стадирования, которое проводится после лечения или после рецидива/прогрессирования рака, перед категорией может быть указана еще одна строчная буква:

  • ” можно использовать перед категорией (например, ycT1 или ypT2)
  • Для рака, стадия которого изменена после рецидива или прогрессирования рака, перед категорией может использоваться буква «r» (например, rcT1 или rpT2)

Другие факторы, влияющие на стадию рака

Для некоторых видов рака не только значения T, N и M определяют стадию. Некоторые другие факторы, которые могут быть приняты во внимание, включают:

Степень: Для большинства видов рака степень является мерой того, насколько ненормально раковые клетки выглядят под микроскопом. Это также называется дифференциацией. Степень может быть важна, потому что рак с более аномально выглядящими клетками имеет тенденцию расти и распространяться быстрее.

Степени обычно присваивается номер, причем более низкие номера (например, G1) используются для рака более низкой степени.

  • В низкозлокачественных (хорошо дифференцированных) раках раковые клетки выглядят довольно нормально. В целом, эти виды рака имеют тенденцию к медленному росту и часто имеют лучший прогноз.
  • В высокозлокачественных (плохо дифференцированных) раковых клетках раковые клетки выглядят более аномальными. Рак высокой степени злокачественности часто имеет тенденцию к быстрому росту, поэтому может потребоваться другое лечение, чем рак низкой степени злокачественности.

Даже если степень не влияет на стадию рака, она все же может повлиять на перспективы и/или лечение человека.

Тип клетки: Рак в некоторых частях тела может начинаться в разных типах клеток. Поскольку тип раковой клетки может повлиять на лечение и прогноз, он может быть фактором при определении стадии. Например, рак пищевода в основном представляет собой либо плоскоклеточный рак, либо аденокарциному. Плоскоклеточный рак пищевода отличается от аденокарциномы пищевода стадией.

Местоположение опухоли: Для некоторых видов рака основное расположение опухоли влияет на прогноз и учитывается при стадировании. Стадия рака пищевода, например, зависит от того, начинается ли рак в верхней, средней или нижней трети пищевода.

Уровни в крови t онкомаркеры: При некоторых видах рака уровни определенных веществ в крови (называемых онкомаркерами или биомаркерами) могут влиять на стадию рака. Например, при раке предстательной железы при назначении стадии учитывается уровень простатспецифического антигена (ПСА) в крови.

Результаты тестов на раковые клетки: Для некоторых видов рака лабораторные анализы, проводимые на раковых клетках, являются важной частью определения стадии. Например, при раке молочной железы на стадию может влиять наличие на раковых клетках белков, называемых рецепторами гормонов.

Возраст человека: Для некоторых видов рака, таких как рак щитовидной железы, возраст человека на момент постановки диагноза может повлиять на прогноз, поэтому он учитывается при назначении стадии.

Назначение общего этапа (группировка этапов)

После определения значений T, N и M (и любых других факторов, влияющих на этап) они объединяются для назначения общего этапа.

Стадия большинства видов рака обозначается римской цифрой от I (1) до IV (4). Рак I стадии менее запущен и часто имеет лучший прогноз (прогноз). Рак более высоких стадий обычно распространяется дальше (или имеет другие важные особенности), поэтому может потребоваться более интенсивное (или иное) лечение. Иногда этапы также подразделяются с использованием заглавных букв (например, этап III может быть подразделен на этапы IIIA и IIIB).

Некоторые виды рака также имеют стадию 0, которую часто называют карциномой in situ. Это означает, что рак все еще находится только в том слое клеток, где он впервые появился, и он не распространился дальше.

Другие системы стадирования

Не все виды рака стадируются с использованием системы TNM. Например:

  • Системы стадирования, отличные от системы TNM, часто используются для лимфом Ходжкина и неходжкинских лимфом, а также для некоторых других видов рака.
  • Международная федерация гинекологов и акушеров (FIGO) разработала систему стадирования рака женских репродуктивных органов. Этапы TNM точно соответствуют этапам FIGO, что позволяет довольно легко преобразовать этапы между этими двумя системами.
  • Для большинства видов рака в головном мозге или вокруг него нет формальной системы стадирования, поскольку эти виды рака обычно не распространяются на лимфатические узлы или другие части тела.

Как стадия рака может повлиять на прогноз человека

Наряду с типом рака, стадия рака является одним из наиболее важных факторов, когда врачи пытаются определить прогноз (прогноз) человека.

Стадии и выживаемость

Для многих видов рака прогноз часто выражается в виде выживаемости. Это процент людей с определенным типом и стадией рака, которые все еще живы определенное время (обычно 5 лет) после постановки диагноза. Например, если 5-летняя выживаемость для определенного типа и стадии рака составляет 80%, это означает, что 80 из 100 человек с этим типом и стадией рака все еще будут живы через 5 лет.

Показатели выживаемости не могут точно сказать, что произойдет с конкретным человеком, потому что на прогноз могут влиять и многие другие факторы (см. ниже). Но они могут дать врачам и пациентам общее представление о том, насколько вероятно, что лечение будет успешным.

Показатели выживаемости почти всегда зависят от стадии рака на момент постановки диагноза. Эти цифры не применимы, если позже рак переустанавливается. Например, 5-летняя выживаемость при раке, первоначально диагностированном как стадия II, а затем распространившемся на другую часть тела, не обязательно такая же, как при раке, первоначально диагностированном как рак стадии IV (поскольку он уже распространился на другую часть тела при первом диагнозе).

Это важно понимать, потому что информация на наших страницах, посвященная статистике выживаемости, относится к стадии, когда рак был впервые диагностирован.

Другие факторы также могут влиять на прогноз

Также важно понимать, что, хотя стадия рака важна, многие другие факторы также могут влиять на прогноз человека. В зависимости от типа рака другие важные прогностические факторы могут включать: 

  • Возраст человека и общее состояние здоровья
  • Имеют ли раковые клетки изменения в определенных генах, хромосомах или белках
  • Как рак реагирует на лечение

Если у вас есть вопросы о показателях выживаемости и о том, как на них может повлиять стадия вашего рака или другие факторы, обязательно поговорите со своей командой по лечению рака.

Определение стадии рака может быть сложным

Врачи постоянно узнают больше о раке, о том, как он растет и распространяется, и о том, как лучше всего его лечить. Со временем некоторые из этих результатов добавляются в системы стадирования различных видов рака, что помогает сделать их более точными и ценными как для врачей, так и для пациентов.

В то же время добавление этих новых результатов часто делает системы стадирования более сложными, чем они были в прошлом, что может затруднить их понимание людьми.

Если вы не уверены в стадии вашего рака или в том, что это может означать для вас, попросите своего врача объяснить это вам так, как вы понимаете.

Стадии рака простаты

После того, как у мужчины диагностирован рак простаты, врачи попытаются выяснить, распространился ли он, и если да, то как далеко. Этот процесс называется постановка . Стадия рака предстательной железы описывает, сколько рака находится в организме. Это помогает определить, насколько серьезен рак и как лучше всего его лечить. Врачи также используют стадию рака, говоря о статистике выживаемости.

Стадия основана на тестах, описанных в разделе «Тесты для диагностики и определения стадии рака простаты», включая уровень ПСА в крови и результаты биопсии простаты.

Система стадирования — это стандартный способ, с помощью которого специалисты по лечению рака описывают, насколько далеко распространился рак. Наиболее широко используемой системой стадирования рака предстательной железы является 9.0003 AJCC (Американский объединенный комитет по раку) Система TNM , последний раз обновленная в 2018 г.

Система TNM для рака предстательной железы основана на 5 ключевых элементах информации: ) опухоль ( категория T )*

  • Распространился ли рак на близлежащие лимфатические узлы (категория N )
  • Распространился ли рак ( метастазы ) на другие части тела ( М категория)
  • Уровень ПСА на момент постановки диагноза
  • Группа оценок (на основе баллов по шкале Глисона ), которая является мерой вероятности быстрого роста и распространения рака. Это определяется по результатам биопсии простаты (или операции).
  • *Существует 2 типа категорий T для рака предстательной железы:

    • Клиническая категория T (записывается как cT ) является наилучшей оценкой врачом степени вашего заболевания на основе результатов медицинского осмотра. (включая пальцевое ректальное исследование) и биопсию предстательной железы, а также любые визуализирующие исследования, которые у вас были.
    • Если вам сделали операцию по удалению предстательной железы, ваши врачи также могут определить патологическую категорию T (записывается как pT ). Патологический T, вероятно, будет более точным, чем клинический T, так как это делается после того, как вся ваша простата была исследована в лаборатории.

    Цифры или буквы после T, N и M предоставляют более подробную информацию о каждом из этих факторов. Более высокие цифры означают, что рак находится на более поздних стадиях. После определения категорий T, N и M эта информация объединяется (вместе с группой оценки и уровнем PSA, если они доступны) в процессе, который называется 9.0003 этап группировки , чтобы получить общую стадию рака.

    Основные стадии рака предстательной железы варьируются от I (1) до IV (4). Некоторые этапы разделены дальше (A, B и т.д.). Как правило, чем меньше число, тем меньше рак распространился. Более высокое число, например стадия IV, означает, что рак распространился больше. А внутри стадии более ранняя буква означает более низкую ступень. Несмотря на то, что опыт каждого человека с раком уникален, раковые заболевания с похожими стадиями, как правило, имеют схожие перспективы и часто лечатся практически одинаково.

    Стадии рака простаты

    AJCC Стадия

    Ступенчатая группа

    Описание сцены

     

     

     

     

     

    I

    cT1, N0, M0

    Группа 1 (оценка по шкале Глисона 6 или меньше)

    ВАБ менее 10

    Врач не может прощупать опухоль или увидеть ее с помощью методов визуализации, таких как трансректальное ультразвуковое исследование (она была либо обнаружена во время трансуретральной резекции предстательной железы (ТУРП), либо была диагностирована с помощью пункционной биопсии, выполненной по поводу высокого уровня ПСА) [cT1 ]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа степени — 1, а уровень PSA — меньше 10.

    ИЛИ

    cT2a, N0, M0

    Группа 1 (оценка по шкале Глисона 6 или меньше)  

    ПСА менее 10 93006

    Опухоль можно прощупать при пальцевом ректальном исследовании или увидеть с помощью изображений, таких как трансректальное ультразвуковое исследование, и она находится в половине или менее только одной стороны (левой или правой) предстательной железы [cT2a]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки равна 1, а уровень ПСА меньше 10.

    ИЛИ

    pT2, N0, M0

    Группа 1 (оценка по шкале Глисона 6 или меньше)

    ПСА менее 10

    Предстательная железа была удалена хирургическим путем, и опухоль осталась только в простате [pT2]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки равна 1, а уровень ПСА меньше 10.

    IIA

    cT1, N0, M0

    Группа 1 (оценка по шкале Глисона 6 или меньше)

    ПСА не менее 10, но менее 20

    Врач не может прощупать опухоль или увидеть ее с помощью изображений, таких как трансректальное ультразвуковое исследование (она была либо обнаружена во время трансуретральной резекции предстательной железы (ТУРП), либо была диагностирована с помощью пункционной биопсии, выполненной по поводу высокого уровня ПСА) [cT1] . Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки — 1. Уровень ПСА — не менее 10, но менее 20.

    ИЛИ

    cT2a или pT2, N0, M0

    Группа степени 1 (6 баллов по Глисону или меньше)

    ПСА не менее 10, но менее 20

    6

    4

    Опухоль можно прощупать при пальцевом ректальном исследовании или увидеть с помощью изображений, таких как трансректальное ультразвуковое исследование, и она находится в половине или менее только одной стороны (левой или правой) предстательной железы [cT2a]. ИЛИ предстательная железа была удалена хирургическим путем, а опухоль осталась только в простате [pT2]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки — 1. Уровень ПСА — не менее 10, но менее 20.

    ИЛИ

    cT2b или cT2c, N0, M0

    Группа степени 1 (6 баллов по шкале Глисона или меньше)

    ПСА менее 20

    5

    Опухоль можно прощупать при пальцевом ректальном исследовании или увидеть с помощью изображений, таких как трансректальное ультразвуковое исследование. Он находится более чем на половине одной стороны простаты [cT2b] или на обеих сторонах простаты [cT2c]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки — 1. Уровень ПСА меньше 20.

     

    МИБ

    T1 или T2, N0, M0

    Группа 2 (оценка по шкале Глисона 3+4=7)

    ПСА менее 20

    Рак еще не распространился за пределы предстательной железы. Это может быть (или не быть) ощутимо при пальцевом ректальном исследовании или видно при визуализации, такой как трансректальное ультразвуковое исследование [T1 или T2]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки — 2. Уровень ПСА меньше 20.

     

    IIC

    T1 или T2, N0, M0

    Группа степени 3 или 4 (оценка по шкале Глисона 4+3=7 или 8)

    ПСА менее 20

    Рак еще не распространился за пределы предстательной железы. Это может быть (или не быть) ощутимо при пальцевом ректальном исследовании или видно при визуализации, такой как трансректальное ультразвуковое исследование [T1 или T2]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа степени 3 или 4. Уровень ПСА менее 20.

     

    IIIA

     

    T1 или T2, N0, M0

    Группа 1–4 (оценка по шкале Глисона 8 или меньше)

    ПСА не менее 20

    Рак еще не распространился за пределы предстательной железы. Это может быть (или не быть) ощутимо при пальцевом ректальном исследовании или видно при визуализации, такой как трансректальное ультразвуковое исследование [T1 или T2]. Рак не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или другие части тела [M0]. Группа оценки от 1 до 4. Уровень ПСА не менее 20.

     

    IIIB

    T3 или T4, N0, M0

    Группа степени 1–4 (оценка по шкале Глисона 8 или меньше)

    Любой ПСА

    Рак распространился за пределы предстательной железы и мог распространиться на семенные пузырьки [T3] или распространился на другие ткани рядом с простатой, такие как сфинктер уретры (мышца, помогающая контролировать мочеиспускание), прямую кишку, мочевой пузырь, и/или стенки таза [T4]. Он не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или в другие части тела [M0]. Группа оценок — от 1 до 4, а значение PSA может быть любым.

     

    IIIC

    Любой T, N0, M0

    Группа 5 (оценка по Глисону 9 или 10)

    Любой PSA

    Рак может прорастать или не прорастать за пределы предстательной железы и в близлежащие ткани [любой T]. Он не распространился на близлежащие лимфатические узлы [N0] или в другие части тела [M0]. Группа оценок — 5. Значение PSA может быть любым.

     

    ИВА

    Любой T, N1, M0

    Любой Группа

    Любой PSA

    Опухоль может прорастать или не прорастать в ткани вблизи предстательной железы [любой T]. Рак распространился на близлежащие лимфатические узлы [N1], но не распространился на другие части тела [M0]. Группа оценок может иметь любое значение, а PSA может быть любым значением.

     

    ИВБ

    Любая T, любая N, M1

    Любая группа

    Любая PSA

    Рак может прорастать или не прорастать в ткани вблизи предстательной железы [любой T] и может распространяться или не распространяться на близлежащие лимфатические узлы [любой N]. Он распространился на другие части тела, такие как отдаленные лимфатические узлы, кости или другие органы [M1]. Группа оценок может иметь любое значение, а PSA может быть любым значением.

    Определение стадии рака предстательной железы может быть сложным. Если у вас есть какие-либо вопросы о вашей стадии, попросите кого-нибудь из вашей онкологической бригады объяснить это вам так, как вы понимаете.

    Хотя стадия рака предстательной железы может дать представление о том, насколько серьезным может быть рак, врачи в настоящее время ищут другие способы определения вероятности роста и распространения рака предстательной железы, которые также могут помочь определить лучшие варианты лечения человека.

    • Написано
    • использованная литература

    Группа медицинского и редакционного контента Американского онкологического общества

    Наша команда состоит из врачей и сертифицированных онкологических медсестер с глубокими знаниями в области лечения рака, а также журналистов, редакторов и переводчиков с большим опытом написания медицинских текстов.

    Американский объединенный комитет по раку. Простата. В: Руководство по стадированию рака AJCC . 8-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер; 2017: 715-725.

    Клейн Э.А. Рак предстательной железы: стратификация риска и выбор начального лечения. В Savarese DMF, изд. Обновление . Уолтем, Массачусетс: UpToDate, 2021 г. https://www.uptodate.com. Последнее обновление 7 мая 2021 г. По состоянию на 30 августа 2021 г.

    Национальная комплексная онкологическая сеть (NCCN). Практические рекомендации по онкологии: рак предстательной железы. Версия 1.2022. Доступ по адресу www.nccn.org/professionals/physician_gls/pdf/prostate.pdf 4 октября 2021 г.

    Росс А., Д’Амико А.В., Фридланд С. Молекулярные прогностические тесты для рака предстательной железы. В Savarese DMF, изд. Обновление . Уолтем, Массачусетс: UpToDate, 2021 г. https://www.uptodate.com. Последнее обновление 2 июля 2021 г. По состоянию на 4 октября 2021 г.

    Ссылки

    Американский объединенный комитет по раку. Простата. В: Руководство по стадированию рака AJCC . 8-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер; 2017: 715-725.

    Клейн Э.А. Рак предстательной железы: стратификация риска и выбор начального лечения. В Savarese DMF, изд. Обновление . Уолтем, Массачусетс: UpToDate, 2021 г. https://www.uptodate.com. Последнее обновление 7 мая 2021 г. По состоянию на 30 августа 2021 г.

    Национальная комплексная онкологическая сеть (NCCN). Практические рекомендации по онкологии: рак предстательной железы. Версия 1.2022.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *