Разное

Ползание польза: Гармоничное развитие ребенка | Медицинский центр Здоровый ребенок

О пользе ползания — Развивающий Центр | Реутов

Существует понятие «психомоторная деятельность». Это формирование высших психических функций через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в раннем и дошкольном периоде жизни. Двигательная активность может быть довольно разнообразной, но есть наиболее важные навыки движения для развития высшей психической деятельности.

Самое раннее формирование восприятия внешнего мира у ребенка происходит через развитие глазодвигательной активности. Ребенок видит предмет, следит за ним, удерживает в поле зрения, проявляет интерес в его форме, звуку, цвету, фактуре. Различные виды восприятия внешнего мира (сенсорные функции) совершенствуются благодаря движению. Ребенок напрягает мышцы, пытается достать интересующий предмет, что способствует двигательным навыкам. Ключевым двигательным навыком для малыша первого года жизни является ползание. Ведь именно в результате умения ползать ребенок получает заветную игрушку и теперь может ее как следует изучить – например, как она шуршит, какая она мягкая, чем пахнет и какого цвета.

Навык ползания, формируется у ребенка с 6-7 месяцев жизни. Хотя рефлекторным ползанием малыш обладает еще внутриутробно, и это помогает ему продвигаться по родовым путям.

Почему ползание так важно?

Многие дети «перескакивают» через этот навык и очень многое теряют в развитии. Им мешает неполноценное пространство (тесная комната или неграмотность родителей, которые не высаживают ребенка на ковер и не организуют ему пространство для движения), а также гипертонус мышц-разгибателей, которые легко выпрямляют малыша и не дают ему сесть или ползать, а сразу позволяют встать. И родители очень рады! «У нас ребенок встал в шесть месяцев, он гений!» — ошибочно думают они, вместо того чтобы срочно бежать к врачу.

Ползание стимулирует моторные зоны коры головного мозга, способствует становлению и улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные перекрестные движения рук и ног (правая рука — левая нога, и наоборот) способствуют раскрытию потенциала мозга, т. к. они регулируются противоположными полушариями.

Многие ученые отмечают, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед-назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими и сложно поддаются корректировке.

Ползание стимулирует развитие зон коры головного мозга, отвечающих за крупную моторику, и улучшает межполушарное взаимодействие. Это развивает понимание ребенком схемы тела, закладывает навык ориентации в пространстве, формирует базу для речевого развития, влияет на развитие высших психических функций ребенка.

При недостаточной координации движений, плохом понимании схемы тела, неразвитом межполушарном взаимодействии у ребенка возможны проблемы при письме. Такой школьник часто пишет буквы в зеркальном отражении, отличается плохим почерком и неаккуратностью в тетрадках. Поэтому если ребенок пропустит такой важный период в двигательном развитии, как ползание, то также будет пропущен и важный этап развития головного мозга.

Одним из методов коррекции в занятиях с нейропсихологом является ползание даже со взрослыми людьми! Это прекрасная возможность восстановить или развить межполушарные связи, координацию движений, преодолеть моторную неловкость, осознать пространство собственного тела и вокруг тела, что положительно повлияет на навыки письма, счета и чтения, на понимание «право-лево», «верх-низ», «вперед-назад».

В нашем центре проводятся сеансы нейропсихологической коррекции, и метод ползания является одним из первостепенных в программе занятий наших специалистов.

Вперед к цели – польза ползания для психического развития

Почему все специалисты говорят, что ползание – очень важный этап в развитии ребенка до года? Некоторые специалисты утверждают, что у ребенка, который пропустил этот этап, могут возникнуть трудности с формированием речи, проблемы с обучением в школе, нарушения в координации движений, что польза ползания – это то, что нельзя переоценить.

Они правы и не правы одновременно. На самом деле, можно сравнить ползание с обучением в школе. Все учились в школе, но у всех разный уровень знаний. Так и с ползанием – важно качество прохождения этого этапа. Именно качество ползания влияет на развитие ребенка и его успешность в дальнейшей жизни. Есть много примеров, когда успешный человек не ползал, и наоборот.

Почему так происходит и как сделать ползание фундаментом для человека в его дальнейшей жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассматривать ползание целостно. В этот период ребенок не только осваивает некоторый моторный акт, но и обогащается эмоционально, приобретает умения, недостижимые для него раньше. Теперь по порядку.

Польза ползания для развития моторики

Ребенок научается выносить ногу от бедра, отрабатываются отношения правая рука – левая нога, нарабатываются ротационные движения позвоночника. Приобретение этих навыков дает возможность ребенку быстрее освоить ходьбу. Не раньше пойти, а встав, уже уметь ходить. Ходить ребенок учится именно в ползании. Но, как ни странно, именно в моторном отношении пропуск ползания не является критичным. Ребенок немного дольше обучается ходить, если не ползал (дольше мучает родителей, чтобы они его водили за руки), но в дальнейшем справляется со всеми трудностями. Только очень опытный специалист по моторным проявлениям может определить, что человек не ползал в детстве. А если он занимался спортом или танцами – это невозможно определить по моторным проявлениям.

Но человек целостный и развивается не по частям, а целиком. Одновременно развиваются сенсорные системы, эмоции и психика ребенка. Именно в этих областях ползание является ключевым этапом в развитии ребенка.

Я сам! – польза ползания для эмоционального развития, развития мотивации

У ребенка появляется возможность самостоятельно добираться до предметов и изучать их. Не то, что мама с папой дали, а то, что интересно именно ему. Такого не происходит, если ребенок сразу пошел. Точнее – происходит, но значительно позже. Если ребенок сразу пошел, то скорость его передвижения очень высока для малыша. Он еще не умеет так быстро ориентироваться. Садиться он не научился и достать предметы с пола может, только упав на попу. А как дальше встать? Нужно звать на помощь – опять зависимость. Ползающий ребенок в реализации своих интересов значительно успешней. Все мы имеем опыт в своей жизни, когда сами в первый раз сделали что-то новое. Все мы помним ту радость, когда САМ. И ребенок тоже испытывает кайф от самостоятельного делания. Это мощнейшая мотивация для дальнейшего развития. Возникает уверенность в своих силах.

Он может доползти до кухонного шкафа, чтобы узнать, зачем мама так часто туда заглядывает, и вынуть из него все. Потом вместе с мамой будет убирать. Какая мама позволит это ребенку, если она его водит за руки? Еще не надо забывать о настроении мамы, которая имеет свободное время (несколько секунд), пока ребенок ползет по своим делам. И как бы ребенок не нашкодил, он сделал новое и маму это радует. Эмоциональное очень важно для ребенка в это время – это двигатель его развития.

Новый взгляд – формирование зрительного пространства. Польза ползания для дальнейшего обучения в школе.

Когда ребенок ползает, его зрительное пространство развивается определенным образом. Ребенок смотрит вперед и одновременно вынужден отслеживать пространство на полу. Куда встают рука и нога. Иначе он будет спотыкаться и падать. У ребенка формируется зрительное пространство, которое является базовым для дальнейшей жизни. Если провести линии от глаз к руке и предмету, на который ребенок смотрит, то хорошо видно, что угол обзора – 90 градусов. Такой угол позволяет в дальнейшем при ходьбе видеть, куда встанет нога.

Сидя за партой, ребенок может спокойно видеть доску перед собой и тетрадь одновременно. Для ребенка, который пропустил ползание в развитии, это очень тяжело, и он постепенно начинает ложиться на парту. При постепенной вертикализации формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную. Именно этот навык нужен в обучении для списывания с доски. Если этот навык не наработан, то при списывании ребенок может менять буквы местами, пропускать цифры в задании. Можно приводить еще массу примеров, но очевидно одно – ползание является очень важным этапом подготовки ребенку к обучающему процессу. 

Вперед к цели – польза ползания для психического развития

Психическое развитие ребенка делает мощнейший скачек. Он не просто берет много нового, не просто интересуется тем, что в прямой видимости, но запоминает, что находится за углом. Вчера залез в шкаф, мама сразу бросила телефон и была со мной. Пойду еще раз оторву маму от телефона. Именно так ребенок научается удерживать цель, постепенно увеличивая это время. У него появляется не просто зрительная опора, но и умозрительная. Он представляет образ того, что хочет, и сам туда идет.

В заключении скажу, что ползание – очень важный этап в развитии ребенка. Не нужно родителям знать всех тонкостей прохождения этого этапа – ребенок сам чувствует важность ползания. Нужно просто принять, что ползать обязательно. Природа задумала это не просто так. Очень часто дети, которые сами пошли раньше ползания, затем начинают ползать.


Первый год жизни малыша — это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Я всегда стараюсь предлагать родителям действия, которые в первую очередь развивают ребенка психически, и, тем самым, подтягивают за собой физиологические и моторные “настройки”. Это естественно и интересно для ребенка.

Я очень редко даю скидки на мои консультации. На этой неделе, посвященной онлайн-консультациям для мам и пап малышей, я хочу сделать исключение.

Эта акция действует для семей с детьми возраста от 3 месяцев до возраста, когда малыш осваивает навык ходьбы, около 1 — 1. 5 лет. Выбирайте подходящий вам пакет, регистрируйтесь и записывайтесь на консультацию на удобное вам время!

До среды, 17 августа, я открываю спецпредложение на очные и онлайн консультации для мам и пап малышей до -40%

Узнать подробности

P.S. Обратите внимание на пакет «Онлайн-консультация + сопровождение + Азбука», куда помимо консультации и сопровождения входит онлайн-Азбука для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет, онлайн-курс «Массаж и гимнастика от 0 до года», а также онлайн-курс «Естественное развитие ребенка».


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Что можно и чего нельзя делать при ползании ребенка

Если ваш ребенок начинает вставать на четвереньки, возможно, он готовится к ползанию! Ползание ребенка, или «ползание», является важной вехой моторики, которая закладывает основу для более высокого уровня двигательных навыков, включая ходьбу, бег, лазание, навыки игры с мячом и игровые навыки. Большинство детей начинают ползать в возрасте от семи до девяти месяцев. Типичное ползание развивает силу, развивает зрительные навыки, способствует когнитивному развитию и координирует обе стороны тела. Из-за этих многочисленных преимуществ в идеале дети учатся ползать на четвереньках. Однако ваш ребенок может демонстрировать другую форму ползания или подвижности на полу.
Давайте разберем различные формы ползания и их влияние на развитие:

ТИПИЧНОЕ ПОЛЗАНИЕ РЕБЕНКА («ползание»)


Характеристики типичного ползания:

  • Ребенок стоит на четвереньках на четвереньках позиция
  • Равномерно использует обе стороны тела, выдвигая каждую конечность вперед другой
  • Одно колено продвигается вперед одновременно, колени не двигаются вместе
  • Тело движется возвратно-симметрично; когда левая рука движется вперед, правая нога движется вперед
  • Колени выровнены под бедрами, стойка не слишком широкая
  • Ядро задействовано, спина не слишком прогнута, а животик не слишком округлен

Влияние на развитие:

  • Развивает силу плечевых, шейных, брюшных и тазобедренных мышц
  • Может создавать визуальные навыки, в частности, совмещать глаза и воспринимать глубину
  • Развивает симметричные и возвратно-поступательные движения или одновременное использование обеих сторон тела

АСИММЕТРИЧНОЕ ПОЛЗАНИЕ


Некоторые дети учатся ползать, опираясь на одно колено и одну ногу.

Это асимметричный узор, которого мы хотим избежать. Это может быть вызвано лежащей в основе асимметрией мышц, бедер или осознания своего тела. Эта модель ползания побуждает вашего ребенка использовать одну сторону тела больше, чем другую. Это может повлиять на силу, зрение и координацию обеих сторон тела.

Характеристики асимметричного ползания ребенка:

  • Ребенок использует одну стопу и одно колено вместо двух колен
  • Таз смещен в одну сторону, а позвоночник искривлен в одну сторону
  • Он/она предпочитает поднимать одну руку чаще, чем другую, когда тянется к игрушкам

Влияние на развитие:

  • Ребенок не знает о своей «истинной средней линии», что повлияет на его способность использовать обе стороны тела вместе, а также на его визуальную ориентацию по средней линии
  • Позвоночник постоянно искривляется в одну сторону, что может привести к сколиозу
  • Из-за различий в положении бедер тазобедренный пояс и окружающая его мускулатура развиваются по-разному в разные стороны
  • Будущие навыки, такие как умение стоять, могут развиваться асимметрично, предпочитая использовать одну сторону тела только для того, чтобы оттолкнуться, чтобы встать или сместить вес по сравнению с

ПОЛЗАНИЕ


Некоторые дети учатся ползать, используя обе ноги одновременно или «подпрыгивая» коленями во время движения. Это может быть связано с трудностями координации обеих сторон тела, слабостью, скованностью или высоким мышечным тонусом, а также с нарушением подвижности бедер. Эта модель ползания не способствует увеличению подвижности бедер и гибкости ног и, в свою очередь, может влиять на ходьбу, бег и лазание.

Характеристики кроличьего ползания:

  • Положение рук и колен, но ноги не расходятся (двигаются друг против друга)
  • Оба колена «подпрыгивают» вперед вместе при ползании
  • Колени подвернуты под грудь во время ползания

Влияние на развитие:

  • У ребенка могут возникнуть трудности при переходе из положения сидя в положение на четвереньках
  • Чрезмерное использование мышц-сгибателей бедра, слабость мышц-разгибателей бедра (ягодичных)
  • Слабое развитие возвратно-поступательных движений (сгибание одной ноги при разгибании другой)
  • Снижение вращения туловища и развитие мускулатуры кора

ПОЛЗАНИЕ «ЛЯГУШКА»: Ползание с широкой опорой

Некоторые дети учатся ползать, широко расставив колени. Это указывает на слабость корпуса и бедер и/или повышенную подвижность в тазобедренных суставах. Из-за этой слабости вашему ребенку может быть трудно ползать.

Характеристики ползания малыша с широкой опорной базой:

  • Колени далеко друг от друга и не выровнены под бедрами
  • Кор не задействован, живот провисает и спина выгнута
  • Ползание требует усилий, и ваш ребенок может предпочесть этого не делать

Влияние на развитие:

  • Ребенок может научиться сидеть
  • Из-за такого положения ребенок не может активировать мышцы живота и бедер, что затрудняет ползание на руках и коленях
  • Продолжается слабость мышц бедра и живота

ПОНИЖЕНИЕ


Некоторые дети ползают на попке в сидячем положении для подвижности. Хотя им может нравиться эта новая свобода, езда на самокате не дает тех преимуществ, которые дает ползание на четвереньках. Это также ограничивает количество движений и переходов, которые делают дети, чтобы добраться до живота и снова сесть.

Характеристики самоката:

  • Ребенок сидит, а не в четырехточечном положении
  • Он/она может двигаться вперед, отталкиваясь руками и подтягивая пятками
  • Ребенок может двигаться вперед, не отрывая рук от земли и подтягивая только пятками
  • Он/она может использовать одну сторону тела больше, чем другую

Влияние на развитие:

  • У ребенка не развиваются мышцы шеи, плеч, живота и бедер
  • Позвоночник постоянно искривляется в одну сторону, что может привести к сколиозу
  • Из-за разницы в положении бедер тазобедренные суставы и мышцы бедер развиваются по-разному из стороны в сторону
  • Будущие навыки, такие как умение стоять, могут развиваться асимметрично, поскольку эти дети предпочитают использовать одну ногу, а не другую

Как видите, не все детские ползания одинаковы! На этом этапе важно вмешательство. Дети быстро учатся, когда наконец становятся мобильными! Движение интересно всем участникам, но мы хотим убедиться, что ваш ребенок не «упражняется» в неправильных движениях весь день. Помните, что симметричное ползание сейчас означает симметричную ходьбу позже! Если вы заметили какую-либо из этих нетипичных форм ползания или подвижности, позвоните специалистам Чикагского центра детской терапии и здоровья, чтобы они провели оценку физиотерапии, чтобы помочь вашему малышу вернуться в нужное русло! С нами можно связаться по телефону 773-687-9241 или по адресу [email protected]. Удачного ползания!

Часто задаваемые вопросы о неуклюжем ползании младенцев

Как родитель, вы всегда будете беспокоиться о своих маленьких близких. Вы просто не можете помочь. Из этого следует, что если вы чувствуете, что ваш ребенок неловко ползает, вы можете опасаться ошибки в развитии. Чаще всего эти опасения беспочвенны. Неуклюжее ползание обычно не является признаком задержки развития — обычно это просто свидетельство уникального характера вашего ребенка!

Хотя не существует одного «правильного» способа ползания, есть прототипический способ: контралатерально — левая рука в тандеме с правой ногой, и наоборот. Но так будет не всегда. Карен Адольф, профессор психологии Нью-Йоркского университета, в ходе исследования заметила, что 25 уникальных комбинаций частей тела могут использоваться для продвижения ребенка вперед, согласно журналу Parent. А мы думали, что удары в гольфе сложные!

Тем не менее родители будут волноваться. В этой статье приведены некоторые из наиболее частых вопросов, которые мы слышим от родителей о нетипичных сканерах. Помните, если ваш ребенок ненормально ползает, это, вероятно, не так уж и плохо. Но если вас беспокоит ваш краулер, вы можете проконсультироваться с терапевтом раннего вмешательства, потому что, если есть задержка в развитии, лучше поймать ее раньше, чем позже.

Складной игровой коврик Superyard® ABC
Фото предоставлено Дженн Халлак
Почему мой ребенок ползает только назад?

Ребенок в обратном направлении — обычное дело, и это не означает, что он ползает неправильно. Когда он впервые начинает ползать, ребенок может почувствовать больше силы в своих руках и использовать их, чтобы оттолкнуться — или отползти назад — назад, чтобы добраться туда, куда он хочет.

С практикой она наберет силу в ногах и, вероятно, начнет ползти вперед. Если нет, ничего страшного — некоторые младенцы вообще никогда не ползут вперед!

Почему моя маленькая армия ползает?

Армейское ползание происходит по тем же причинам, что и ползание назад — в данном случае из-за того, что обе ноги ребенка 9Руки 0189 и слишком слабы, чтобы поддерживать ее сборку (это изменится с увеличением движения).

Вместо того, чтобы использовать руки, армейские ползуны обычно передвигаются, чередуя локти и подтягивая себя.

Мой ребенок ходит на самокате, а не ползает. Это плохо?

Нет, неплохо. Движение вперед — использование одной ноги для ползания и волочение другой — еще одна форма ранней фазы ползания. Чаще всего ребенок перейдет от ползания на четвереньках к полному ползанию на руках и коленях за несколько недель. Но если ваш ребенок этого не делает, не волнуйтесь. Обнять скут!

Связано ли асимметричное ползание с аутизмом?

Многие младенцы ползают, при этом один бок тянет больше своего веса, чем другой, или когда одна нога опирается на землю, а другая ступня приподнимается для движения. В некоторых исследованиях пытались связать этот тип ползания с аутизмом, но асимметричное ползание само по себе не является признаком аутизма.

Медицинские эксперты говорят, что этот тип ползания очень распространен и не является «неправильным». Но если родитель беспокоится, что это может означать аутизм, эксперты советуют искать другие признаки, такие как отсутствие зрительного контакта, медленная реакция или отсутствие реакции на свое имя, отсутствие воркования или улыбки, среди прочего, до консультации с педиатром.

Складной игровой коврик Superyard® ABC
Фото предоставлено Сарой Маттикс
Почему мой ребенок ползает кругами?

Ползать по кругу может быть полезно! Когда ваш ребенок отталкивается руками, чтобы двигаться по кругу, он мышечно готовится к ползанию на противоположной стороне. Как и в случае с армейским кролем и ползком назад, круговые ползатели просто еще не развили мышечную силу для классического кроля.

Считается ли перекатывание ползанием?

Перекатываясь или ползая, ваш ребенок подвижен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *