Содержание
Почему ребёнок плохо спит — Центр неврологии и медицины сна
Каждый родитель сталкивался с тем фактом, что дети плохо спят. У малышей сон еще не нормализовался, ведь все их внутренние системы организма активно развиваются, кроме того, ребенку часто не дают уснуть проблемы с неврологией, ЖКТ, а может, ему просто жарко или хочется на ручки.
Давайте попробуем выяснить, почему ребенок плохо спит и что об этом думают медики. Плохо спящий ребенок до года – это реальность, с которой сталкиваются многие родители. Но в большинстве случае волноваться не о чем. Достаточно просто нормализовать режим сна ребенка и проблемы исчезнут. Родители могут сами определить природу нарушений сна у своего ребенка.
Малышу могут мешать спать возрастные особенности. В возрасте 3-6 месяцев у младенцев преобладает поверхностный сон и частые пробуждения для них не редкость. Просыпаясь, дети не всегда могут уснуть самостоятельно.
У особо возбудимых малышей страхи превращаются в ночные кошмары. Некоторые психологи советуют практиковать совместный сон с ребёнком до 2,5 лет. Считается, что так малышу легче переживать ночные страхи, он спит спокойнее. Но не для всех такой способ подходит. В любом случае, кроватка малыша должна стоять так, чтоб родители могли слышать, если ребенок вдруг проснется посреди ночи. Нельзя оставлять младенца плакать ночью одного в постельке. Тактильный контакт успокаивает малыша и снижает его тревожность.
Бывает, что нарушения сна могут появляться и у более взрослых деток, и тогда родители, задаваясь вопросом, почему ребенок плохо спит ночью, начинают искать источник проблемы. Победить детские страхи поможет включенный ночник, любимая игрушка.
Для дошкольников очень важны ритуалы и если вы сможете выяснить, что именно пугает вашего малыша – проведите процедуру «изгнания» с использованием «волшебных» приспособлений. Иногда такой способ нормализации детского сна срабатывает.Иногда ночной сон ребенка нарушается из-за особенностей его темперамента. Сильно возбудимые дети часто страдают от ночных кошмаров просто потому, что им трудно расслабиться и «остановиться». Для того чтоб помочь таким детям спокойно спать необходимо много с ними гулять, так чтоб ребенок уставал, перед сном купать его в расслабляющих травках и делать массаж. Детей постарше, в 3 -4 года уже можно обучить простейшим упражнениям по релаксации.
Иногда, ответом на вопрос, почему ребенок плохо спит, может быть неправильно организованный образ жизни семьи. Если ребенок расходует мало энергии в течение дня, то ему очень трудно уснуть от ее избытка. В таком случае, необходимо больше гулять с малышом на улице, заниматься спортом, танцами, плаваньем.
Есть и другие причины плохого сна у детей: неудобная кровать или душная комната, плохое самочувствие, связанное с прорезыванием зубов или коликами, перемены в стабильном укладе семьи. В любом случае, родители первыми должны попытаться помочь своему малышу достичь внутренней гармонии. Если родителям трудно определить причину проблем со сном, лучше обратиться к специалистам, которые имеют большой опыт и внимательно отнесутся к вашей проблеме. Проведенные анализы позволят установить причину, и полноценный сон будет восстановлен.
Ваш ребенок плохо спит? Справиться с проблемой помогут врачи Центра неврологии и медицины сна!
Возврат к списку
Почему ваш ребенок еще не спит всю ночь… и как его научить
Появление ребенка часто означает лишение сна для родителей в течение первых пяти лет жизни их ребенка. От четверти до трети родителей сообщают о проблемах со сном у детей в возрасте до пяти лет. Это одна из самых частых причин обращения родителей к педиатру.
Родители хотят узнать, как регулировать сон своего ребенка и как сон влияет на его развитие. Социальное давление побуждает родителей как можно быстрее искать ответы на проблему «хорошего ночного сна» — или столкнуться с родительской виной!
Но что значит хороший сон для ребенка? Каковы благоприятные условия для максимального использования преимуществ сна в развитии ребенка? И каковы последствия недосыпания?
Наука о сне дает нам много поводов для размышлений и действий, несмотря на непрекращающиеся дебаты в научном сообществе и среди специалистов по дошкольному воспитанию. Существует значительный разрыв между тем, что известно науке о развитии ребенка и сне, и тем, что передается в нашем обществе. Например, миф о том, что к определенному возрасту дети должны спать всю ночь, создает у родителей нереалистичные ожидания, которые могут поколебать их уверенность в себе.
Кэтрин Лорд, соучредитель и президент Immerscience, и я создали проект о сне для детей в возрасте пяти лет и младше под названием «Учиться спать — это все равно, что учиться ходить». Проект призван помочь родителям, попавшим в водоворот информации, перемешанной с советами, отзывами и рекомендациями специалистов.
Ребёнок просыпается среди ночи. Не существует определенного возраста, в котором ребенок должен спать всю ночь, но многие родители создают нереалистичные ожидания. (Шаттерсток)Три факта о сне
Сон является такой же опорой здоровья, как и здоровое питание и физические упражнения. Ряд областей развития ребенка связан со сном, включая мышление (когнитивное здоровье), взаимодействие с другими людьми (социальные навыки), рост (физическое здоровье), чувство эмоций (психическое здоровье) и исцеление (иммунное здоровье). Сон и здоровье работают в тандеме, но верно и обратное: здоровье способствует хорошему сну.
Развитие сна индивидуально для каждого ребенка, так же как и обучение ходьбе. Потребности во сне зависят от возраста и не одинаковы для всех. У ребенка нет такой же потребности в дневном и ночном сне, как у взрослого.
В среднем мы растем с одинаковой скоростью, но не все мы развиваемся с одинаковой скоростью. Как и ходьба, сон у каждого ребенка развивается в разном темпе. Этот период называется стадией созревания сна. Качество сна сильно варьируется до двухлетнего возраста. Два исследования, в которых наблюдали за детьми с течением времени, показали, что время, необходимое для засыпания, уменьшается в течение первых шести месяцев жизни и что дети меньше просыпаются ночью в течение второго года жизни.
К шести месяцам у ребенка может наблюдаться изменчивость сна. И до трех лет сон у разных детей разный. Чтобы создать благоприятные условия для положительного влияния на развитие сна ребенка, важно учитывать не его возраст, а то, на каком этапе развития он находится.
Засыпание в одиночестве становится возможным при поддержке родителей, если это выполняется поэтапно.
Существует множество способов воспитания детей, способствующих их развитию. То же самое относится и к обретению автономии сна, что означает способность ребенка уверенно засыпать и возвращаться ко сну в одиночестве.Эта уверенность может быть достигнута разными способами, если соблюдается безопасность: с плачем или без него, в совместном сне или нет, с грудью или из бутылочки, с водой или молоком. Сон регулируется биологией, а также факторами окружающей среды, такими как родительская практика, связанная со сном.
Два ведущих специалиста по детскому сну, Ави Садех и Томас Андерс, предложили теоретическую модель детского сна. Основываясь на биопсихосоциальном подходе, их точка зрения учитывает многие факторы, в том числе связанные с ребенком (например, темперамент), родителями (например, проблемы с психическим здоровьем) и отношениями между родителями и детьми (например, стили воспитания).
Сон встроен в социальный контекст, где родители играют решающую роль в развитии автономии сна. Эпидемиологическое исследование недоношенных и доношенных детей, поступивших в специальные отделения ухода за детьми после рождения, показало, что неврологическая незрелость менее важна для развития проблем со сном, чем поведение родителей.
Исследования показали, что действия родителей, такие как пребывание рядом с дошкольником, пока он не заснет, могут привести к еще большим проблемам со сном. Обзор исследований детского сна показывает, что некоторые типы взаимодействия между родителями и дошкольниками перед сном могут предсказывать проблемы со сном. Родители могут помочь своему ребенку научиться засыпать и возвращаться ко сну самостоятельно, как только родитель увидит, что ребенок готов.
Три способа достижения автономии сна
В обзоре научной литературы описываются преимущества и недостатки различных методов воздействия на сон. Некоторые из них более подходят, чем другие, в зависимости от возраста ребенка, развития или контекста проблем со сном у ребенка.
Методы поведенческого вмешательства в сон не поощряют родителей вмешиваться, когда дети просыпаются ночью, чтобы ребенок научился засыпать самостоятельно. Три подхода — стандартный «метод угасания сна» («выплакать»), угасание в присутствии родителей и метод постепенного угасания («выход из лагеря») — включают ритуал перед сном и укладывание ребенка спать во время бодрствования. Родитель покидает спальную зону ребенка, чтобы он мог заснуть самостоятельно.
Когнитивно-поведенческие методы воздействия на сон меняют ожидания, убеждения и представления родителей о сне. По мере взросления ребенка добавляются дополнительные компоненты, такие как техники релаксации, модификация мышления, связанная с беспокойством и беспокойством, тренировка позитивных образов и другие.
Методы, основанные на привязанности, — это те, которые вводят переходный объект, такой как одеяло.