Содержание
Отвергая отца… Очень глубокая и полезная всем статья!
Не знаю как Вам, дорогие друзья, а меня эта статья зацепила, уж очень она знакомая и правдивая. На консультировании сталкиваюсь с подобными историями слишком часто, когда консультирую подростков (с детьми младше работаю редко).
“только вы маме не говорите, что
я папу тоже люблю, очень…”
(на приеме)
На приеме: (мальчик 6 лет, тяжелое невротическое расстройство)
– С кем ты живешь?
– С мамой.
– А папа?
– А мы его выгнали.
– Как это?
– Мы с ним развелись … он нас унижает… он не мужик … испортил нам лучшие годы…
На приеме: (подросток 14 лет, тяжелые мигрени, обмороки, противоправное поведение)
– А почему ты не нарисовал папу, ведь вы же одна семья?
– Лучше бы его вообще не было, такого папы…
– Что ты имеешь ввиду?
– Он матери всю жизнь испоганил, вел себя как свинья…сейчас не работает…
– А лично к тебе папа как относится?
– Ну, за двойки не ругает…
– … все?
– И все, …чего от него? …я даже деньги сам зарабатываю себе на развлечения…
– А чем зарабатываешь?
– Корзины плету…
– А кто научил?
– Отец…он меня вообще многому научил, я еще рыбу ловить могу…машину водить могу… по дереву немного… вот к весне лодку смолили, на рыбалку с отцом поедем.
– Как же ты в одной лодке сидишь с человеком, которого бы лучше вообще на свете не было?
– … ну, вообще у нас с ним так-то… отношения интересные … когда мать уезжает, у нас хорошо…это она с ним не ладит, а я то и с мамкой и с отцом могу, когда не вместе…
На приеме: (девочка 6 лет, проблемы с общением, не внимательная, ночные кошмары, заикание, грызет ногти …)
– Почему ты нарисовала только маму с братом, а где же папа и ты?
– Ну, мы в другом месте, чтобы у мамы было хорошее настроение…
– А если вы будете все вместе?
– То плохо…
– Как это плохо?
– … … (девочка плачет)
Через некоторое время:
– Только вы маме не говорите, что я папу тоже люблю, очень…
На приеме: (подросток с тяжелым невротическим нарушением)
– …Ваш сын действительно верит в смерть своего отца?
– Да! Мы это ему специально сказали,… а то не дай бог с ним встретиться захочет, потом необерешься наследственности,… но мы с бабушкой про отца только хорошее говорим, чтоб не переживал и стремился стать хорошим человеком.
На приеме: (мальчик 8 лет, тяжелая депрессия и ряд других заболеваний)
– … А что с папой?
– Не знаю…
Я обращаюсь к маме:
– Вы не говорите о смерти отца?
– Он знает, мы говорили об этом… (мама плачет), да он и не спрашивает, и фотографии смотреть не хочет.
Когда мама выходит из кабинета, я спрашиваю мальчика:
– … тебе интересно про папу узнать?
Мальчик оживает и первый раз смотрит мне в глаза.
– Да, но нельзя…
– Почему?
– Мама опять заплачет, не надо.
За время работы с детьми, в своей практике, мне пришлось столкнуться со следующими фактами:
1. Дети любят своих родителей одинаково сильно, вне зависимости (!!!) от демонстрируемого ими поведения.
Ребенок воспринимает маму и папу как целое и как важнейшую часть самого себя.
2. Отношение ребенка к отцу и отца к ребенку всегда формирует мать. (Женщина выступает посредником между отцом и ребёнком, именно она транслирует ребёнку: кто его отец, какой он и как к нему следует относиться).
3. Мать имеет абсолютную власть над ребёнком, она делает с ним всё что захочет, сознательно или бессознательно.
Такая сила дана женщине природой для того, чтобы потомство смогло выжить без лишних сомнений.
Сначала сама мама является миром ребенка, а позднее она выводит ребенка в мир через себя.
Ребенок познает мир через маму, видит мир ее глазами, акцентирует внимание на том, что значимо для мамы.
Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка.
С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца.
Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца.
На приеме:
– Моей дочке 1год 7месяцев. Она с криком убегает от отца, а когда он берет ее на руки – плачет и вырывается. А последнее время стала говорить отцу: “Уходи, я тебя не люблю. Ты плохой”.
– А что вы действительно чувствуете к своему мужу?
– Я сильно обижена на него…до слез.
4. Отношение отца к ребенку тоже формирует мать.
Например, если женщина не уважает отца ребенка, то мужчина может отказать ребенку во внимании.
Достаточно часто повторяется одна и та же ситуация: стоит только женщине изменить внутреннее отношение к отцу ребенка, как он неожиданно изъявляет желание видеть ребенка и участвовать в его воспитании.
И это даже в тех случаях, когда отец до этого долгие годы игнорировал ребенка.
5. Если нарушено внимание, память, неадекватна самооценка, а поведение оставляет желать лучшего – то в душе ребенка катастрофически не хватает отца.
Отвержение отца в семье часто ведет к появлению интеллектуальной и психической задержке развития ребенка.
6. Если нарушена коммуникативная сфера, высокая тревожность, страхи, а приспосабливаться к жизни ребенок так и не научился, и везде чувствует себя чужим – значит он никак не может отыскать маму в своем сердце.
7. Детям легче справляться с проблемами взросления, если они чувствуют, что мама и папа принимают их целиком, такими, какие они есть.
8. Ребенок растет здоровым эмоционально и физически, когда он находится вне зоны проблем своих родителей – каждого индивидуально и/или их как пары. То есть он занимает свое детское место в системе семьи.
9. Ребёнок всегда “держит флаг” за отвергнутого.
Луковникова М.В.
детский, медицинский психолог
Отвергая отца: наблюдения психолога — mama.ru
Если у ребенка нарушено внимание, память, неадекватна самооценка, в его душе катастрофически не хватает папы. Отвержение отца в семье часто ведет к интеллектуальной и психической задержке развития детей. Ребенок растет эмоционально и физически здоровым, лишь когда находится вне зоны проблем своих родителей, – считает автор статьи Марта Луковникова.
На приеме мальчик 6 лет, тяжелое невротическое расстройство:
— С кем ты живешь?
— С мамой.
— А папа?
— А мы его выгнали.
— Как это?
— Мы с ним развелись: он нас унижает, он не мужик, испортил нам лучшие годы…
На приеме подросток 14 лет, тяжелые мигрени, обмороки, противоправное поведение:
— А почему ты не нарисовал папу, ведь вы же одна семья?
— Лучше бы его вообще не было, такого папы…
— Что ты имеешь ввиду?
— Он матери всю жизнь испоганил, вел себя как свинья. Сейчас не работает.
— А лично к тебе папа как относится?
— Ну, за двойки не ругает.
— Все?
— И все, чего от него? Я даже деньги сам зарабатываю себе на развлечения.
— А чем зарабатываешь?
— Корзины плету.
— А кто научил?
— Отец…он меня вообще многому научил, я еще рыбу ловить могу, машину водить могу, по дереву немного. Вот к весне лодку смолили, на рыбалку с отцом поедем.
— Как же ты в одной лодке сидишь с человеком, которого бы лучше вообще на свете не было?
— Ну, вообще у нас с ним так-то… отношения интересные. Когда мать уезжает, у нас хорошо, это она с ним не ладит, а я и с мамкой и с отцом могу, когда не вместе.
На приеме девочка 6 лет, проблемы с общением, невнимательная, ночные кошмары, заикание, грызет ногти:
— Почему ты нарисовала только маму с братом, а где же папа и ты?
— Ну, мы в другом месте, чтобы у мамы было хорошее настроение.
— А если вы будете все вместе?
— То плохо…
— Как это плохо?
Девочка плачет. Через некоторое время:
— Только вы маме не говорите, что я папу тоже люблю очень.
На приеме подросток с тяжелым невротическим нарушением:
— Ваш сын действительно верит в смерть своего отца?
— Да! Мы это ему специально сказали, а то не дай бог с ним встретиться захочет, потом не оберешься наследственности, но мы с бабушкой про отца только хорошее говорим, чтоб не переживал и стремился стать хорошим человеком.
На приеме мальчик 8 лет, тяжелая депрессия и ряд других заболеваний:
— А что с папой?
— Не знаю.
Я обращаюсь к маме:
— Вы не говорите о смерти отца?
— Он знает, мы говорили об этом (мама плачет), да он и не спрашивает и фотографии смотреть не хочет.
Когда мама выходит из кабинета, я спрашиваю мальчика:
— Тебе интересно про папу узнать?
Мальчик оживает и первый раз смотрит мне в глаза.
— Да, но нельзя.
— Почему?
— Мама опять заплачет, не надо.
За время работы с детьми, в своей практике, мне пришлось столкнуться со следующими фактами:
• Дети любят своих родителей одинаково сильно, вне зависимости от демонстрируемого ими поведения.
• Ребенок воспринимает маму и папу как целое и как важнейшую часть самого себя.
• Отношение ребенка к отцу и отца к ребенку всегда формирует мать. Женщина выступает посредником между отцом и ребёнком, именно она транслирует ребёнку: кто его отец, какой он и как к нему следует относиться.
• Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка. С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца. Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца.
Источник:
Отвергая отца…
Если женщина не уважает отца ребенка, то мужчина может отказать ребенку во внимании. Достаточно часто повторяется одна и та же ситуация: стоит только женщине изменить внутреннее отношение к отцу ребенка, как он неожиданно изъявляет желание видеть ребенка и участвовать в его воспитании. И это даже в тех случаях, когда отец до этого долгие годы игнорировал ребенка.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Мы в соцсетях
Роль родительского принятия-отторжения в эмоциональной нестабильности в подростковом возрасте
1. Коллинз В.А., Стейнберг Л. Развитие подростков в межличностном контексте. В: Дэймон В., Лернер Р., редакторы. Справочник по детской психологии, социальному, эмоциональному и личностному развитию. Уайли; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2006. стр. 1003–1067. [Google Scholar]
2. Баумринд Д. Дисциплинарные модели родителей и социальная компетентность у детей. Молодежная соц. 1978; 9: 239–267. дои: 10.1177/0044118X7800
2. [CrossRef] [Google Scholar]
3. Баумринд Д. Эффективное воспитание в раннем подростковом переходном периоде. В: Коуэн П.А., Хетерингтон Э.М., редакторы. Достижения в серии семейных исследований. Семейные переходы. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.; Хиллсдейл, Нью-Джерси, США: 1991. стр. 111–163. [Google Scholar]
4. Cuervo A. Prácticas de crianza y desarrollo socialafectivo en la infancia. Преподобный Дайверс. Перспектива. Псикол. 2010;6:111–121. doi: 10.15332/s1794-9998.2010.0001.08. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
5. Херлок Э. Психологический десантник. Макгроу Хилл; México, Mexico: 1982. [Google Scholar]
6. Маккоби Э. Воспитание и его влияние на детей: генетика чтения и неправильного чтения. Анну. Преподобный Клин. Психол. 2000; 51:1–27. doi: 10.1146/annurev.psych.51.1.1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Castro A., Casullo M.M. Rasgos de personalidad, bienestar psicológico y rendimiento académico en Teenages argentinos. Междисциплинарные. 2001; 18:65–85. [Академия Google]
8. McCrae R.R., Costa P.T., Jr. Сравнение шкал EPI и психотизма с показателями пятифакторной модели личности. Личный. Индивид. Отличаться. 1985; 6: 587–597. doi: 10.1016/0191-8869(85)
-X. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Барбаранелли К. , Капрара Г.В., Рабаска А., Пасторелли К. Опросник для измерения Большой пятерки в позднем детстве. Личный. Индивид. Отличаться. 2003; 34: 645–664. doi: 10.1016/S0191-8869(02)00051-X. [CrossRef] [Google Scholar]
10. Марки П.М., Марки С.Н., Тинсли Б.Дж., Эриксен А.Дж. Предварительная проверка самоотчетов подростков с использованием пятифакторной модели личности. Дж. Рез. Личный. 2002; 36: 173–181. doi: 10.1006/jrpe.2001.2341. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
11. Грациано В., Уорд Д. Исследование большой пятерки в подростковом возрасте: личность и приспособление во время перехода в развитии. Дж. Личное. 1992; 60: 425–439. doi: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00979.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Palacios J. La familia y su papel en el desarrollo afectivo y social. В: López F., Etxebarria I., Fuentes MJ, Ortiz MJ, редакторы. Desarrollo afectivo у социальных. Пирамида; Мадрид, Испания: 1999. стр. 267–284. [Google Scholar]
13. Эспиналь И., Химено А. , Гонсалес Ф. Системная система исследований семьи. Преподобный Междунар. Сист. 2006; 14:21–34. [Академия Google]
14. Estévez E., Musitu G., Herrero J. El rol de la comunicación Family y del ajuste escolar en la salud Mental del Teene. Салуд Мент. 2005; 28:81–89. [Google Scholar]
15. Gracia E., Lila M., Musitu G. Rechazo parental y ajuste psicológico y social de los hijos. Салуд Мент. 2005; 28:73–81. [Google Scholar]
16. Грусек Дж. Э., Гуднау Дж. Дж., Кучински Л. Новые направления в анализе вклада родителей в приобретение детьми ценностей. Детский Дев. 2000; 71: 205–211. doi: 10.1111/1467-8624.00135. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
17. Вон Б.Е., Бост К.К. Привязанность и темперамент: избыточное, независимое или взаимодействующее влияние на межличностную адаптацию и развитие личности? В: Кэссиди Дж., Шейвер П.Р., редакторы. Справочник по привязанности: теория, исследования и клиническое применение. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1999. стр. 198–225. [Google Scholar]
18. Местре М.В., Тур А.М., дель Баррио М.В. Temperamento y crianza en la construcción de la personalidad. Conducta agresiva, inestabilidad y prosocialidad. Аксьон Псикол. 2004; 3:7. [Академия Google]
19. Айзенберг Н., Чжоу К., Лосоя С.Х., Фабес Р.А., Шепард С.А., Мерфи Б.К., Райзер М., Гатри И.К., Камберленд А. Связь воспитания, контроля за усилиями и контроля эго с эмоциональной выразительностью детей. Детский Дев. 2003; 74: 875–895. doi: 10.1111/1467-8624.00573. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. О’Нил С., Магаи С. Реагируют ли родители по-разному, когда дети испытывают разные эмоции? Эмоциональный контекст воспитания. Дев. Психопат. 2005; 17: 467–487. [PubMed] [Академия Google]
21. Капано А., Убах А. Estilos parentales, parentalidad positiva y formación de padres. Cиенц. Псикол. 2013;7:83–95. [Google Scholar]
22. Maccoby E.E., Martin J.A. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В: Hetherington EM, Mussen PH, редакторы. Справочник по детской психологии: социализация, личность и социальное развитие. Уайли; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1983. стр. 1–101. [Google Scholar]
23. Гарсия О.Ф., Серра Э., Закарес Дж.Дж., Гарсия Ф. Стили воспитания и краткосрочные и долгосрочные результаты социализации: исследование среди испанских подростков и пожилых людей. Психосоц. Интерв. 2018;27:153–161. дои: 10.5093/pi2018a21. [CrossRef] [Google Scholar]
24. López-Soler C., Puerto J.C., López-Pina J.A., Prieto M. Percepción de los estilos educativos parentales e inadaptación en menores pediátricos. Анальный. Псикол. 2009; 25:70–77. [Google Scholar]
25. Шахсавари М. Общий обзор стилей воспитания и их эффективных факторов. Ауст. J. Основное приложение. науч. 2012; 6: 139–142. [Google Scholar]
26. Морено-Руис Д., Эстевес Э., Хименес Т., Мурги С. Стиль воспитания и реактивное и активное подростковое насилие: данные из Испании. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2018;15:2634. дои: 10.3390/ijerph25122634. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Стейнберг Л. Психологический контроль: стиль или содержание? В: Сметана Дж. Г., редактор. Новые направления развития детей и подростков: изменения родительской власти в подростковом возрасте. Джосси-Басс; Сан-Франциско, Калифорния, США: 2005. стр. 71–78. [Google Scholar]
28. Ронер Р. П. Они меня любят, они меня не любят: всемирное исследование последствий родительского принятия и отторжения. ХРАФ Пресс; Нью-Хейвен, Коннектикут, США: 1975. [Google Scholar]
29. Ронер Р. П. Родительский «синдром принятия-отторжения»: универсальные корреляты воспринимаемого отторжения. Являюсь. Психол. 2004; 59: 830–840. doi: 10.1037/0003-066X.59.8.830. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Ронер Р. П. Измерение тепла: основы теории родительского принятия-отвержения. Sage Publications, Inc.; Беверли-Хиллз, Калифорния, США: 1986. [Google Scholar]
31. Дуэри М. Родительское принятие-отвержение: четвертое кросс-культурное исследование воспитания и психологической адаптации детей. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2010;19: 30–35. doi: 10.1007/s10826-009-9338-y. [CrossRef] [Google Scholar]
32. Fuentes M., Motrico E., Bersabé R. Estrategias de socialización de los padres y конфликтос entre padres e hijos en la adolescencia. Дж. Психол. 2003; 34: 385–400. [Google Scholar]
33. Табак И., Завадска Д. Важность позитивного воспитания в прогнозировании психического здоровья подростков. Дж. Фам. Стад. 2017; 23:1–18. doi: 10.1080/13229400.2016.1240098. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Фунес Дж. La nueva delincuencia infantil y juvenile. Эдисионес Пайдос; Барселона, Испания: 1984. [Google Scholar]
35. Баумринд Д. Гармоничные родители и их дети-дошкольники. Дев. Психол. 1971; 71: 364–374. doi: 10.1037/h0030373. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Дель Баррио М.В., Карраско М.А., Хольгадо П. BFQ-NA cuestionario de los Cinco Grandes para niños y подростков (адаптация на испанском языке) TEA; Мадрид, Испания: 2006. [Google Scholar]
37. Лэнсфорд Дж.Э., Лэрд Р.Д., Петтит Г.С., Бейтс Дж.Э., Додж К.А. Родительство, связанное с автономией матерей и отцов: продольные связи с экстернализирующим и интернализирующим поведением подростков. Дж. Юноша-подросток. 2014; 43:1877–1889.. doi: 10.1007/s10964-013-0079-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. McCoy D., Cybele R. Эмоциональная экспрессивность воспитателя, регуляция детских эмоций и проблемы с поведением детей в семьях с опережением. соц. Дев. 2011; 20:741–761. doi: 10.1111/j.1467-9507.2011.00608.x. [CrossRef] [Google Scholar]
39. Нагави Ф., Редзуан М.Р. Размер семьи и структура эмоционального интеллекта раннего подростка. Жизнь наук. 2012; 9: 222–226. [Академия Google]
40. Пико Б.Ф., Балаш М.А. Контроль или участие? Взаимосвязь авторитарного стиля воспитания и подростковой депрессивной симптоматики. Евро. Ребенок-подросток. Психиатрия. 2012;21:149–155. doi: 10.1007/s00787-012-0246-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Аунола К., Толванен А., Вильяранта Дж., Нурми Дж. Э. Психологический контроль в повседневных отношениях между родителями и детьми усиливает негативные эмоции детей. Дж. Фам. Психол. 2013; 27: 453–462. doi: 10.1037/a0032891. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
42. Али С., Халек А., Ронер Р.П. Панкультурные гендерные различия в связи между воспринимаемым родительским принятием и психологической адаптацией детей и взрослых потомков: метааналитический обзор мировых исследований. Дж. Кросс-культ. Психол. 2015;46:1059–1080. doi: 10.1177/0022022115597754. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Костич Дж. С., Нешич М., Станкович М., Жикич О. Восприятие родительского принятия/отвержения, некоторые семейные характеристики и расстройство поведения у подростков. Войносанит. Прегл. 2014;71:942–948. doi: 10.2298/VSP1410942K. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Бишт Дж., Санхян Н., Каушал Р.К., Шарма Р.К., Гровер Н. Клинический профиль соматоформных расстройств у детей. инд. педиатр. 2008;45:111–115. [PubMed] [Google Scholar]
45. Khaleque A., Rohner R.P. Панкультурные ассоциации между восприятием родительского принятия и психологической адаптацией детей и взрослых: метааналитический обзор мировых исследований. Дж. Кросс-культ. Психол. 2012; 43: 784–800. doi: 10.1177/0022022111406120. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
46. Pinquart M. Ассоциации размеров и стилей воспитания с внешними проблемами детей и подростков: обновленный метаанализ. Дев. Психол. 2017;53:873. doi: 10.1037/dev0000295. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Pinquart M. Ассоциации размеров и стилей воспитания с интернализацией симптомов у детей и подростков: метаанализ. Дж. Семья брака. 2017;53:613–640. doi: 10.1080/01494929.2016.1247761. [CrossRef] [Академия Google]
48. Родригес М., Карраско М.А., Хольгадо Ф.П. Contribución de la aceptación-rechazo materno y paterno al ajuste psicológico de los hijos: Diferencias entre población clinica y general. Revista де Psicopatología y Psicología Clínica. 2016;21:137–146. doi: 10.5944/rppc.vol.21.num.2.2016.16120. [CrossRef] [Google Scholar]
49. Родригес М.А., Дель Баррио М.В., Карраско М.А. Diferencias por edad у секса. Esc. Псикол. 2009; 2:10–18. [Академия Google]
50. Capano A., Gonzalez M.D.L., Massonnier N. Estilos relacionales parentales: Estudio con Teenages y sus padres. Дж. Психол. 2016; 34:413–444. doi: 10.18800/psico.201602.008. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Тилано Л.М., Энао Г.К., Рестрепо Дж.А. Prácticas educativas Familiales у desempeño académico ан подростки escolarizados ан-эль-градо Noveno де instituciones educativas oficiales дель municipio де Envigado. Агора USB. 2009; 9:35–51. [Google Scholar]
52. Родригес-Руис М., доктор философии. Тезис. UNED, Национальный университет дистанционного образования; Мадрид, Испания: 2017 г. Анализ влияния отца на психологическую справедливость: Mediación de la aceptación-rechazo parental percibida. [Академия Google]
53. Фуэнтес М.Х., Мотрико Э., Берсабе Р.М. Diferencias entre padres yteentes en la percepción del estilo educativo parental: Afecto y normas-exigencias. Apuntes де Psicologia. 2001; 19: 235–250. [Google Scholar]. Revista de Psicología Clínica con Niños y Adolescentes. 2014;1:133–139. [Google Scholar]
55. Поло М.И., Фахардо Ф., Мартин Э., Гомес Т., Леон Б. Принятие/рехазо родителей для подростков. Diferencias Según сексо у Эдад. INFAD Rev. Psicol. 2012;1:329–336. [Google Scholar]
56. Spera C. Обзор взаимосвязи между методами воспитания, стилями воспитания и успеваемостью подростков в школе. Образовательный Психол. 2005 г.; 17:125–146. doi: 10.1007/s10648-005-3950-1. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Лаурсен Б., Кой К.С., Коллинз В.А. Пересмотр изменений в конфликте между родителями и детьми в подростковом возрасте: метаанализ. Детский Дев. 1998; 69: 817–832. doi: 10.1111/j.1467-8624.1998.00817.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Ронер Р.П., Карраско М.А. Teoría de la aceptación-rechazo interpersonal (IPARTheory): Bases conceptes, método y evidencia empírica. Акк. Псикол. 2014; 11:9–26. doi: 10.5944/ap.11.2.14172. [CrossRef] [Google Scholar]
59. Экклс Дж., Вигфилд А., Фланаган К., Миллер С., Ройман Д., Йи Д. Я-концепция, ценности домена и самооценка: отношения и изменения в раннем возрасте. подростковый возраст. Дж. Личное. 1989; 57: 283–310. doi: 10.1111/j.1467-6494.1989.tb00484.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
60. Айзенберг Н., Хофер С., Спинрад Т.Л., Гершофф Э.Т., Валиенте С., Лосоя С.Х., Чжоу К., Камберленд А., Лью Дж., Рейзер М. и др. Понимание дискуссий о конфликте между матерью и подростком: одновременное и постоянное прогнозирование на основе склонностей молодых людей и воспитания. моногр. соц. Рез. Детский Дев. 2008; 73:1–160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. Берсабе Р.М., Фуэнтес М.Дж., Мотрико Э. Психологический анализ эскалаций для оценки родительских критериев. Псикотема. 2001; 13: 678–684. [Академия Google]
62. Барбаранелли К., Капрара Г.В., Рабаска А. BFQ-C: Опросник Большой пятерки для детей: Manuale. Специализированные организации; Firenze, Italian: 1998. [Google Scholar]
63. Леон Б., Фелипе-Кастаньо Э., Поло М.И., Фахардо-Буллон Ф. Родительское принятие-отвержение и профили виктимизации и агрессии в ситуациях травли. Анализы психологии. 2015; 31: 600–606. [Google Scholar]
64. Мурис П., Мистерс К., Моррен М., Мурман Л. Гнев и враждебность у подростков: взаимосвязь со стилем привязанности, о котором они сообщают, и воспринимаемыми родительскими стилями воспитания. Дж. Психосом. Рез. 2004; 57: 257–264. дои: 10.1016/S0022-3999(03)00616-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Олива А., Парра А., Арранц Э. Родительские отношения и права подростков. Infancia у Aprendizaje. 2008; 31: 93–106. doi: 10.1174/021037008783487093. [CrossRef] [Google Scholar]
66. Ноллер П. Отношения с родителями в подростковом возрасте: процесс и результаты. В: Монтемайор Р., Адамс Г.Р., Гуллота Т.П., редакторы. Личные отношения в подростковом возрасте. МУДРЕЦ; Thousand Oaks, CA, USA: 1994. [Google Scholar]
67. Паласиос Дж., Морено М.К. Контекст знакомый и социальный. В: Родриго М.Дж., редактор. Контекст и Desarrollo Social. синтез; Мадрид, Испания: 1996. стр. 157–188. [Google Scholar]
68. Баумринд Д. Авторитарный и авторитарный родительский контроль. Подростковый возраст. 1968; 3:255. [Google Scholar]
69. Баумринд Д. Влияние авторитарного родительского контроля на поведение ребенка. Детский Дев. 1966; 37: 887–907. дои: 10.2307/1126611. [CrossRef] [Google Scholar]
70. Керр М., Статтин Х. Воспитание подростков: действие или реакция? В: Кроутер А.С., Бут А., редакторы. Влияние детей на семейную динамику: забытая сторона семейных отношений. Лоуренс Эрлбаум; Махва, Нью-Джерси, США: 2003. стр. 121–151. [Академия Google]
71. Бранье С.Дж.Т., Хейл В.В., III, Миус В. Взаимное развитие поддержки родителей и подростков и проблемное поведение подростков. В: Керр М., Статтин Х., Энгельс Р., редакторы. Что могут сделать родители? Новое понимание роли родителей в проблемном поведении подростков. Джон Уайли и сыновья; Западный Сассекс, Великобритания: 2008. стр. 135–162. [Google Scholar]
72. Самерофф А. Транзакционная модель развития: как дети и контекст формируют друг друга. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2009 г.. [Google Scholar]
73. Кейсерс Л., Бранье С.Дж., Вандер Валк И.Е., Миус В. Взаимные эффекты между домогательствами родителей, родительским контролем, раскрытием информации подростками и правонарушениями подростков. Дж. Рез. Подросток 2010;20:88–113. doi: 10.1111/j.1532-7795.2009.00631.x. [CrossRef] [Google Scholar]
74. Керр М., Статтин Х., Оздемир М. Воспринимаемый стиль воспитания и приспособление подростков: пересмотр направлений воздействия и роли родительских знаний. Дев. Психол. 2012;48:1540–1553. doi: 10.1037/a0027720. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
75. Крочетти Э., Рубини М., Бранье С., Кут Х.М., Меус В. Ясность самооценки у подростков и родителей: шестиволновое продольное и мультиинформационное исследование развития и передачи между поколениями. Дж. Личное. 2016; 84: 580–593. doi: 10.1111/jopy.12181. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Тур-Поркар А., Местре М.В., Сампер П., Малонда Э. Crianza y agresividad de los menores: ¿es diferente la influencia del padre y de la madre? Псикотема. 2012; 24: 284–288. [PubMed] [Академия Google]
77. Братсон С.Э., Уайт Дж.М. Почему учитывается количество отцов: важность отцов и их участие в жизни детей. Издательство мужских исследований; Гарриман, Теннесси, США: 2007. [Google Scholar]
78. Pleck J.H. Отцовское участие: пересмотренная концептуализация и теоретические связи с детскими результатами. В: Лэмб М., редактор. Роль отца в развитии ребенка. 5-е изд. Уайли; Лондон, Великобритания: 2010. стр. 67–107. [Google Scholar]
79. Коллинз В.А., Рассел Г. Отношения мать-ребенок и отец-ребенок в среднем детстве и подростковом возрасте: анализ развития. Дев. Откр. 1991;11:99–136. doi: 10.1016/0273-2297(91)
-8. [CrossRef] [Google Scholar]
80. Кляйн Х.А., О’Брайант К., Хопкинс Х.Р. Вспомнили стиль родительского авторитета и самовосприятие мужчин и женщин колледжей. Ж. Жене. Психол. 1996; 157: 5–17. doi: 10.1080/00221325.1996.9914842. [CrossRef] [Google Scholar]
81. Полсон Э., Хилл Дж., Холмбек Г.Н. Различие между воспринимаемой близостью и родительской теплотой в семьях с мальчиками и девочками седьмого класса. J. Ранний подростковый возраст. 1991; 11: 276–29.3. doi: 10.1177/0272431691112007. [CrossRef] [Google Scholar]
82. Полсон Э., Спута Л. Модели воспитания в подростковом возрасте: Восприятие подростков и родителей. Подростковый возраст. 1996; 31: 369–381. [PubMed] [Google Scholar]
83. Пипп С., Шейвер П., Дженнингс С., Ламборн С., Фишерс К.В. Представления подростков о развитии их отношений с родителями. Дж. Личное. соц. Психол. 1985; 48: 991–1001. doi: 10.1037/0022-3514.48.4.991. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
84. Родриго М., Гарсия М., Маркес М., Триана Б. Несоответствия между родителями и взрослыми подростками в частых переживаниях и интенсивных эмоциональных переживаниях в знакомых конфликтах. Эстуд. Псикол. 2005; 26:21–34. doi: 10.1174/0210939053421407. [CrossRef] [Google Scholar]
85. Samper P., Cortés M., Mestre V., Nácher M., Tur A. Adaptación del Child’s Report of Parent Behavior Inventory (Schaefer, 1965) a población española. Псикотема. 2006; 18: 263–271. [PubMed] [Академия Google]
86. Шек Д. Восприятие стилей воспитания и конфликта между родителями и подростками у подростков с низкой успеваемостью в Гонконге. соц. Поведение Личный. 1998; 26: 89–98. doi: 10.2224/sbp.1998.26.1.89. [CrossRef] [Google Scholar]
87. Сорбринг Э., Рёдхольм-Фуннемарк М., Палмерус К. Восприятие мальчиками и девочками родительской дисциплины в ситуациях проступка. Инф. Детский Дев. 2003; 12:53–69. doi: 10.1002/icd.265. [CrossRef] [Google Scholar]
88. Юнисс Дж., Смоллар Дж. Отношения подростков с матерями, отцами и друзьями. Издательство Чикагского университета; Чикаго, Иллинойс, США: 1985. [Google Scholar]
89. Венециано Р.А. Воспринимаемое отцовское и материнское принятие, а также психологическая адаптация сельской афроамериканской и европейской американской молодежи. Дж. Семья брака. 2000;62:123–132. doi: 10.1111/j.1741-3737.2000.00123.x. [CrossRef] [Google Scholar]
90. Леон Б., Мендо С., Поло М.И., Лопес-Рамос В.М. Родительский психологический контроль и эмоциональные и поведенческие расстройства среди испанских подростков. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:507. дои: 10.3390/ijerph26030507. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
91. Pedro M.E.A., Altafim E.R.P., Linhares M.B.M. Программа ACT Raising Safe Kids, направленная на продвижение позитивных методов материнского воспитания в различных социально-экономических условиях. Психосоц. Интерв. 2017;26:63–72. doi: 10.1016/j.psi.2016.10.003. [CrossRef] [Google Scholar]
Отвержение отца может усилить социальную тревожность и чувство одиночества у ребенка — ScienceDaily
приводят к росту социальной тревожности и одиночества.
В исследовании, проведенном Хио Ва «Грейс» Мак, докторантом в области человеческого развития и семейных исследований, изучалось, как неприятие родителей, а также общее благополучие семьи связаны с изменениями в поведении подростков. социальная тревожность, дружба и чувство одиночества с течением времени. Мак работал с Грегори Фоско, адъюнкт-профессором человеческого развития и семейных исследований, и Марком Файнбергом, профессором-исследователем здоровья и человеческого развития, в Исследовательском центре профилактики штата Пенсильвания.
Исследователи обнаружили, что подростки, чьи отцы были более отвергающими, в дальнейшем имели тенденцию к большему социальному беспокойству и, в свою очередь, испытывали больше одиночества.
«Мы обнаружили, что неприятие отца предсказывало рост социальной тревожности подростков, даже если мы контролировали социальную тревожность в более раннее время. В свою очередь, это предсказывало усиление одиночества в дальнейшем», — сказал Мак.
По мнению исследователей, формирование и поддержание хороших отношений имеет важное значение для благополучия подростка. Предыдущие исследования показали, что подростки с активной социальной жизнью, как правило, более психологически здоровы, в то время как те, у кого проблемы с установлением хороших дружеских отношений, как правило, хуже успевают в учебе и страдают от более выраженных симптомов депрессии.
«Успех подростков в формировании позитивных, близких отношений — важная черта этого периода развития, — сказал Фоско. «Эти отношения помогают им обрести чувство независимости и исследовать свою идентичность и мир вокруг них».
Исследователи заявили, что социальная тревожность является одной из возможных угроз социальному развитию подростков. Этот тип тревожности проистекает из страха перед негативным суждением со стороны сверстников и склонности избегать социальных отношений или переносить их с страданием.
реклама
Мак сказал, что им интересно узнать больше о том, как неприятие родителей и семейный климат влияют на качество дружбы и одиночество ребенка через социальную тревожность.
Исследователи сосредоточились на 687 семьях, состоящих из матери, отца и ребенка-подростка. Они рассмотрели семьи в трех временных точках — когда ребенок был в шестом, седьмом и восьмом классах — что позволило им изучить развитие во времени.
В каждый момент времени исследователи отдельно измеряли неприятие матери и отца, спрашивая каждого родителя об их чувствах любви, недоверия и неудовлетворенности своим ребенком. Родители также ответили на вопросы об общем семейном климате, а подросток сообщил о своих чувствах социальной тревожности, качества дружбы и одиночества.
Проанализировав данные, Fosco заявила, что они обнаружили, что все три аспекта — неприятие матери, неприятие отца и общий семейный климат — предсказывают изменения в качестве отношений подростка со сверстниками и одиночество. Он сказал, что в целом неприятие родителей было связано с плохой социальной адаптацией, а более позитивный семейный климат привел к лучшему качеству дружбы и меньшему одиночеству.
Мак сказал, что они также обнаружили, что отказ отца в шестом классе был связан с усилением социальной тревожности, когда подросток учился в седьмом классе. Кроме того, они обнаружили, что социальная тревожность в седьмом классе предсказывает усиление одиночества в восьмом классе.
«Мы обнаружили, что неприятие матери, неприятие отца и общий семейный климат — все это влияет на качество дружбы и одиночество подростков», — сказал Мак. «Кроме того, мы обнаружили, что неприятие отцом, но не неприятие матерью предсказывало изменения социальной тревожности. Отцы обычно не включаются в семейные исследования, поэтому важно знать больше об отцах и о том, как они влияют на дружбу и одиночество подростков».
По мнению исследователей, эти результаты могут помочь разработать более эффективные стратегии вмешательства, включая помощь подросткам с социальной тревожностью и усиление важности отношений между отцом и ребенком.