Содержание
Преждевременное половое созревание у детей
Преждевременное половое развитие (ППР) – это раннее начало формирования вторичных половых признаков у детей: до 8 лет у девочек и до 9 лет у мальчиков.
Симптомы преждевременного полового развития
Начало полового развития характеризуется физическими и эмоциональными изменениями, которые, как правило, не остаются незамеченными родителями. Раннее половое развитие у девочек младше 8 лет проявляется увеличением молочных желез, появлением волос на лобке и в подмышечных впадинах, возникновением угревой сыпи. У мальчиков младше 9 лет увеличиваются яички и пенис, «ломается» голос, появляется половое оволосение, также возникает угревая сыпь. Увеличение уровня половых гормонов в крови ведет к повышенным темпам развития костей, у девочек перераспределяется жировая клетчатка по женскому типу (округляются бедра, появляется талия), у мальчиков нарастает мышечная масса. Бывает, что первым симптомом, обращающим на себя внимание, является ускорение роста: ребенок, который раньше был одного роста со своими сверстниками или ниже, вдруг начинает стремительно расти, опережая других ребят.
Причины и формы преждевременного полового созревания
Есть два вида ППР. Центральное ППР – это преждевременное «включение» центральных механизмов, регулирующих пубертат (половое развитие). Другое его название – гонадотропинзависимое ППР (обусловленное действием гонадотропных гормонов гипофиза). Центральные механизмы регуляции полового развития располагаются в гипоталамусе и гипофизе, где вырабатываются гормоны, которые воздействуют на гормон-продуцирующие клетки яичников и яичек, стимулируя выработку в них половых гормонов — эстрогенов у девочек и андрогенов у мальчиков (см.рисунок).
Схема регуляции полового развития. В гипоталамусе вырабатывается гонадотропин-рилизинг гормон (Гн-РГ), который запускает синтез лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) в гипофизе. ЛГ и ФСГ в свою очередь действуют на половые железы, стимулируя синтез андрогенов в яичках и эстрогенов в яичниках.
«Преждевременный старт» может быть следствием органических повреждений нервной системы, последствием травм, наличием объемного образования в головном мозге. Иногда бывает так, что обследование не выявляет серьезных органических причин, и в этом случае устанавливается так называемое идиопатическое (“беспричинное”) центральное ППР.
Второй тип ППР – это периферический. Периферическое ППР характеризуется тем, что яичники или тестикулы (яички) начинают сами продуцировать повышенное количество половых гормонов. Причиной могут быть гормонпродуцирующие кисты, объемные образования.
Также стоит отметить, что существует деление ППР на полную и неполную формы. При полной форме половые гормоны действуют на все зависящие от них органы и ткани, поэтому в таких случаях отмечается не только появление вторичных половых признаков, но и увеличение и развитие матки и яичников у девочек, пениса и яичек у мальчиков, ускоряются процессы роста.
Неполную форму преждевременного полового развития отличает либо изолированное появление молочных желез у девочек (телархе), либо изолированное появление лобкового оволосения (адренархе, пубархе) в отсутствие других признаков полового развития.
Осложнения и последствия
ППР может быть связано с большим психо-эмоциональным стрессом для ребенка: в возрасте, когда естественно стремление во всем походить на друзей, ребенок начинает резко отличаться от других ребят, что может стать источником комплексов и трудностей в общении.
Другим значимым осложнением при ППР является ухудшение ростового прогноза. Опережение в росте сверстников обусловлено ускоренным созреванием костей. У ребенка рано происходит «ростовой скачок», раньше закрываются зоны роста и поэтому конечный рост детей с ППР может быть ниже среднего.
Методы диагностики
Появление признаков полового развития у девочек младше 8 лет и у мальчиков младше 9 лет – повод обратиться к детскому эндокринологу.
Для того, чтобы установить, есть или нет ППР и разобраться в причинах появившихся изменений, врач проводит осмотр с оценкой степени полового развития, измерением роста и скорости роста. Исследуется анамнез жизни ребенка с целью выявления возможных причин, повлекших за собой ППР. Далее проводится исследование, включающее в себя оценку гормонального профиля, определение костного возраста, ультразвуковое исследование половых желез, МРТ (при необходимости). Часто для оценки функциональной активности центрального звена, регулирующего функцию гонад, может потребоваться проведение специального лабораторного теста. Это связано с тем, что гонадотропные гормоны гипофиза секретируются в кровь в импульсном режиме и взятие крови просто натощак не всегда может отразить их истинный уровень. Поэтому для дифференциальной диагностики между центральной и периферической формами ППР по показаниям проводится тест с препаратом, позволяющим оценить максимальный уровень гонадотропных гормонов крови.
Лечение преждевременного полового созревания у девочек и мальчиков
Для лечения центральной формы преждевременного полового развития используются аналоги гонадотропин-рилизинг гормона (Гн-РГ). При регулярном введении этот препарат блокирует секрецию половых гормонов гипофиза (ЛГ и ФСГ). Наиболее распространенный режим введения препарата — внутримышечные инъекции 1 раз в 28 дней. Лечение аналогами Гн-РГ переносится, как правило, хорошо. В течение первого месяца лечения может быть усиление признаков полового развития, уменьшающиеся при соблюдении правильного режима введения. Побочные эффекты возникают редко и включают в себя головную боль, симптомы менопаузы, возможно развитие воспаления в месте введения препарата.
Периферические формы ППР требуют иного подхода к лечению. В этих случаях терапия аналогами Гн-РГ неэффективна, так как при этих вариантах ППР нет повышенной пубертатной секреции гонадотропных гормонов гипофиза. Выбор тактики лечения зависит от причины ППР. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство (удаление кисты или опухоли) либо может быть рассмотрена возможность применения препаратов, блокирующих действие половых стероидов на органы-мишени.
Центральное преждевременное половое развитие: лечить или не лечить?
Решение вопроса о необходимости терапии центрального ППР решается индивидуально. Лечение преследует несколько целей: с одной стороны, остановить действие половых гормонов на костную ткань и улучшить ростовой прогноз, с другой стороны, убрать негативное влияние на психоэмоциональный фон ребенка. Поэтому, решая вопрос о терапии цППР, врач оценивает несколько факторов: возраст и рост ребенка на момент установления диагноза, скорость прогрессирования признаков полового развития, степень психологической готовности ребенка к половому развитию.
Половое развитие: разговор с ребенком
Не только лечащему врачу, но и родителям следует обсуждать с ребенком то, что происходит с его организмом. Очень важно дать понять ребенку, что он нормален и те изменения, которые претерпевает его тело, являются естественными, пусть и несколько преждевременными. В возрасте до 8 лет половое развитие может пугать детей, но если они будут чувствовать уверенность и поддержку со стороны родителей, то принять ситуацию им будет значительно проще.
Задержка полового развития у подростков в СПб — лечить нарушение полового развития детей в гинекологической клинике
Пациенткам от 10 до 17 лет все медицинские услуги предоставляются — бесплатно.
Запись на консультацию, по телефону: +7(812) 679-47-79.
Если к 14-15-летнему возрасту у подростка отсутствуют вторичные половые признаки, то обязательно следует показать его гинекологу, так как речь идёт о серьёзной патологии – задержке полового развития. Причин, которые приводят к отклонениям, много. В первую очередь, речь идёт о недостаточно функции эндокринных желез или гормонопродуцирующих органов репродуктивной системы. Не исключены наследственные факторы, а также влияние неблагоприятных внешних условий.
Чтобы диагностировать задержку полового развития, необходимо сделать анализы уровня гормонов, провести молекулярно-генетическое исследование, изучить структуры мозга и состояние половых желез при помощи современной диагностической аппаратуры. После постановки диагноза врач назначает ребенку гормональную заместительную терапию.
Синдром задержки полового созревания
Патологическое отставание в развитии половых признаков – заболевание, поражающее до 2% подростков. В большинстве случаев причиной становятся функциональные расстройства организма. Отклонения в эндокринной сфере встречаются не более чем у 0,1% детей, при этом у мальчиков их обнаруживают чаще, чем у девочек. Следствием этого состояния нередко становятся проблемы с реализацией репродуктивной функции, вызывающие тяжёлые психологические последствия. Необходимо как можно раньше выявлять такие нарушения, устанавливать их причины и подбирать оптимальные методы лечения.
Доктора оценивают степень полового созревания по шкале Таннера, где первая стадия — это полное отсутствие развития, а последняя стадия подразумевает полностью сформировавшиеся половые признаки взрослого.
Стадии полового созревания | Девочки | Мальчики |
I | Наблюдается небольшое увеличение сосков. Растительность в лобковой зоне отсутствует. | Волосы отсутствуют, размер яичек до 2,5 см. |
II | Грудь становится более плотной, ареолы немного увеличиваются. В зоне половых губ проявляются тонкие волосы, иногда вьющиеся. | Увеличение размера яичек более 2,5 см, первые волосы — тонкие и вьющиеся. Кожа мошонки тонкая, может быть красноватой. |
III | Наблюдается потеменение волос, становятся жесче. Проявляются волосы на лобке. | Наблюдается продолжение роста полового члена и яичек. Волос становится также больше, структура их жесче. |
IV | Ареолы и соски становятся видимо увеличены, выступают над молочной железой. Волосы наблюдаются везде кроме бедер. | Рост полового члена и яичек, потемнение кожи мошонки. Волосы растут везде кроме внутрибедренной поверхности. |
V | Полностью созревшая грудь. Оволосенение внутренней части бедер. | Полностью развиты половые органы, волосы наблюдаются также на белой полосе в зоне живота. |
Причины появления нарушения у детей и подростков
Существует множество внутренних причин и внешних факторов, способных привести к торможению процесса развития репродуктивной системы у подростка. Основной фактор – это отклонения в выработке гонадотропных гормонов, продуцируемых эндокринной системой. Детские эндокринологи разделяют совокупность причин по нескольким категориям.
- Врождённые отклонения. У мальчиков отставание в половом развитии сопровождается анорхизмом, синдромом Клайнфельтера, а также неблагоприятными мутациями гена DAX1. Для девочек причиной нередко становится синдром Тёрнера-Шерешевского. Кроме того, задержка может проявиться при дефектах рецепторов ЛГ и ХГ, синдромах Лоренса-Муна или Прадера-Вилли.
- Органические поражения мозга. Сюда входят опухоли, формирующиеся в тканях гипофиза и гипоталамуса, а также химиолучевое лечение, назначаемое юным пациентам. Ещё один негативный фактор – последствия менингита, энцефалита или травмы черепа.
- Заболевания репродуктивных органов. Для мальчиков опасность представляют воспаления, перекручивания или травмы яичек, приводящие к уменьшению выработки половых гормонов. Задержку в развитии девочек вызывает поликистозный синдром яичников.
- Хронические заболевания. Наличие длительно существующих патологий приводит к ослаблению организма, что сказывается на органах, ответственных за синтез половых гормонов. Негативное влияние оказывают сахарный диабет и другие эндокринные расстройства, бронхолёгочные патологии, болезни сердца или почек, а также заболевания пищеварительного тракта, ухудшающие усвоение определённых веществ (панкреатит, энтероколит, целиакия).
- Плохое питание. В пубертатном возрасте некоторые девочки сознательно отказываются от ряда продуктов питания, чтобы снизить свой вес, из-за чего у них развивается булимия или нервная анорексия. У мальчиков дефицит питательных веществ чаще развивается, если они профессионально занимаются спортом, и расход энергии превышает её поступление с пищей.
Кроме того, медики называют ряд отягощающих факторов, к которым относятся нарушения во время течения беременности матери и процесса родов, а также низкие показатели веса и роста новорожденного ребёнка. Фактор наследственности тоже играет роль: патология чаще возникает у детей, родители которых в юности тоже развивались с отставанием. Остаётся упомянуть социально-экономические причины: низкий уровень благосостояния семьи, недоступность качественных и разнообразных продуктов питания, асоциальный или безответственный образ жизни родителей.
Течение заболевания
В случае органических причин развитие вторичных половых признаков тормозится из-за недостаточной секреции половых гормонов. Гипогонадизм развивается вследствие нехватки гонадолиберинов, а также гормонов ФСГ и ЛГ. При гипергонадизме недостаточность секреции гормонов в органах репродуктивной системы компенсируется чрезмерным увеличением синтеза тропных гормонов в центральных органах эндокринной системы.
При функциональной патологии отсутствие развития половых признаков объясняют нарушением выработки гонадолиберина, к которому приводит недостаточная выработка лептина, соматотропина и других гормонов, отвечающих за рост организма. В некоторых случаях к торможению развития приводит полиморфная выработка ЛГ, так как изменённые формы этого гормона недостаточно стимулируют клетки половых органов по причине ухудшения взаимодействия с их рецепторами.
Формы задержки полового созревания
Медицинские специалисты делят случаи отклонения в развитии репродуктивной функции на две большие группы: органические, куда входят гипер- и гипогонадизм, и функциональные, в основе которых лежит нарушение центрального механизма производства гонадолиберинов при сохранении структуры гипофиза и гипоталамуса.
Функциональные расстройства, в свою очередь, включают три подвида.
- Конституциональные. Это наследственные патологии, составляющие, по разным оценкам, от 60 до 80% случаев. Они чаще встречаются у мальчиков, так как андрогены не могу т продуцироваться в достаточном количестве из-за низкого уровня ЛГ. У девочек же формирование половых признаков зависит от ФСГ, синтез которого отличается более высокой стабильностью.
- Соматогенные. Сюда входят хронические заболевания, плохие социально-бытовые условия, недостаточное питание, повышенные физические нагрузки на организм.
- Ложная адипозо-генитальная дистрофия. Состояние характерно только для мальчиков и заключается во временных нарушениях секреции гормонов в гипофизе и гипоталамусе, вызванных внешними факторами – гипоксией, инфекцией либо травмой.
Как распознать нарушения развития у девочек
Характерными признаками заболевания у девочек являются:
- отсутствие увеличения молочных желез после 12-летнего возраста;
- отсутствие месячных после 14 лет.
Задержка полового созревания может быть частичной: молочные железы развиваются в соответствии с возрастом, но месячные не наступают.
Единственным наружным признаком задержки полового развития у мальчиков является размер яичек: их длина не достигает 2,4 см, а объём не превышает 4 мл.
Из-за тесной связи выработки половых и ростовых гомонов задержка развития репродуктивной функции связана со снижением скорости физического развития. У мальчиков оно выражается, как правило, в отставании по ростовым показателям, из-за которых родители, как правило, обращаются на консультацию к врачу. У девочек взрывной рост обычно начинается в более раннем возрасте, поэтому физическое отставание менее заметно и не вызывает беспокойства родителей.
Возможные проблемы в подростковом возрасте
Наибольшую опасность при задержке развития половой функции представляет высокий риск бесплодия. Наиболее часто оно развивается при органических формах заболевания, особенно при условии отсутствия заместительной терапии. Кроме того, генетические синдромы нередко приводят к искажению пропорций тела. У мальчиков по мере взросления появляются черты, характерные для евнухов, а у девочек непропорционально расширяется грудная клетка, тогда как конечности остаются относительно короткими.
Отставание от сверстников в физическом развитии служит для подростков сильным травмирующим фактором и источником психологического дискомфорта вплоть до депрессивных состояний или социофобии. Нередко отставание мальчиков в росте вызывает насмешки сверстников. У девочек задержка развития заметна не настолько сильно, однако отсутствие месячных может вызывать тревожное расстройство.
Диагностика задержки развития в Санкт-Петербуре
Для постановки диагноза необходимо совместное обследование педиатра и эндокринолога. Первичный приём включает оценку полового развития по шкале Таннера, снятие антропометрических данных и их сравнение с показателями из центильных таблиц. Если полученный результат подтверждает опасения, то девочку направляют на обследование к детскому гинекологу, а мальчика на приём к андрологу. Кроме того, назначают диагностические исследования.
- Рентген кисти. Количество точек окостенения показывает костный возраст. При задержке полового развития показатели роста скелета отстают на 2-3 года от нормы.
- УЗИ малого таза. У девочек врач оценивает строение половых органов, обращая особое внимание на возможное наличие синдрома поликистоза яичников. Мальчик проходит обследование мошонки с измерением размеров яичек, а также проверкой на наличие травм или воспалительных процессов.
- КТ головного мозга. Исследование позволяет обнаружить отклонения в развитии гипофиза и гипоталамуса, других органов системы.
- МРТ мозга. Назначают, если требуется уточнение результатов других исследований и получение максимального количества информации о строении мозга.
- Анализ крови на гормоны. Исследование выявляет уровни ЛГ и ФСГ, а также прогестерона, тестостерона, эстрадиола. Могут быть назначены добавочные тесты для оценки уровня эндокринных гормонов щитовидной железы и надпочечников.
- Генетически-молекулярный анализ (кариотипирование). Необходимо для выявления синдрома Клайнфельтера и других хромосомных патологий, а также точечных мутаций.
Профилактика патологии у мальчиков и девочек
Чтобы снизить риски развития отклонений полового развития у подростков, родители должны заботиться о здоровье будущих детей ещё до их рождения: посещать медико-генетические консультации, проходить обследование, беременность проводить под наблюдением врачей. Необходимо обеспечивать ребёнку полноценное регулярное питание, заботиться о соблюдении режима и достаточной, но не чрезмерной физической активности. При возникновении соматических заболеваний следует лечить их вовремя и до конца, не допуская перехода в хроническую форму.
Прогноз лечения в гинекологическом центре
При своевременном обнаружении функциональной формы задержки полового развития адекватная гормональная терапия полностью нормализует замедлившийся процесс полового созревания. Прогноз, как правило, благоприятен, репродуктивная функция сохраняется в полном объёме.
В случае органической формы задержки прогноз частично благоприятен, так как большинству пациентов требуется пожизненная заместительная терапия или коррекция гормонального фона. Возможно развитие осложнений – бесплодия, диспропорции тела, психологических проблем.
Лечить задержку полового развития в СПб
В основе терапии лежит заместительный приём медикаментов, содержащих недостающие гормоны. Поддержание нормальных показателей гормонального фона позволяет активизировать развитие половой сферы. У подростка формируются вторичные половые признаки, ускоряется рост скелетных костей, других органов и систем. Подбор препаратов происходит в соответствии с результатами анализов, причём их дозировка постоянно корректируется. Это обеспечивает условия для нормального развития репродуктивных органов и восстановления гормонального баланса.
Как правило, пациентам назначают:
- препараты с тестостероном – мальчикам для ускорения роста, повышения уровня андрогенов, стимуляции формирования яичек;
- эстрогены и комбинированные препараты эстроген-гестагены – девочкам с задержками созревания при условии достижения пубертатного костного возраста.
Обязательным условием успешного лечения является обеспечение сбалансированного питания, при наличии нутритивного дефицита назначают витаминно-минеральные добавки. Пользу приносят умеренные и регулярные физические нагрузки, однако многочасовые изнурительные тренировки должны быть исключены. При наличии соматических заболеваний необходимо обратиться к профильному врачу для их лечения.
Врачи, работающие с подростками
Детский акушер-гинеколог Павленко Елена Олеговна
Стаж — 25 лет Детский акушер-гинеколог Меркулова Любовь Викторовна
Стаж — 43 года Детский акушер-гинеколог Кулиш Марианна Сергеевна
Стаж — 43 года Детский акушер-гинеколог Лисицына Ирина Николаевна
Стаж — 21 год Детский акушер-гинеколог Галкина Наталья Анатольевна
Стаж — 21 год
Стадии Таннера — StatPearls — Книжная полка NCBI
Микки Эммануэль; Брук Р. Бокор.
Информация об авторе и организацияхПоследнее обновление: 11 декабря 2022 г.
Введение
Половое созревание — это время быстрых и сложных изменений, включающих перекрывающиеся компоненты: гормональные, физические и когнитивные. Стадия Таннера, также известная как рейтинг половой зрелости (SMR), представляет собой объективную систему классификации, которую медицинские работники используют для документирования и отслеживания развития и последовательности вторичных половых признаков у детей в период полового созревания. Он был разработан Маршаллом и Таннером при проведении лонгитюдного исследования в XIX веке.с 40-х по 1960-е годы в Англии. На основании данных наблюдений ими были разработаны отдельные шкалы развития наружных половых органов: объем фаллоса, мошонки и яичек у самцов; грудь у женщин; и лобковые волосы как у мужчин, так и у женщин.
Физические изменения полового созревания требуют согласованных усилий многих органов; эти изменения инициируются активацией гипоталамо-гипофизарно-гонадной (ГГГ) оси (гонады относятся к яичникам у женщин и яичкам у мужчин). Первым гормональным изменением в период полового созревания является пульсирующее высвобождение ГнРГ, вызванное растормаживанием гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси (ГГГ). Хотя причина этого растормаживания в значительной степени неизвестна, последующее высвобождение ГнРГ затем стимулирует пульсирующее высвобождение лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). ЛГ и ФСГ действуют на определенные клетки половых желез, стимулируя высвобождение андрогенов, эстрогенов и процесс гаметогенеза. ЛГ стимулирует тека-клетки в яичниках к выработке предшественников эстрогена и клетки Лейдига семенников к выработке тестостерона. С другой стороны, ФСГ воздействует на фолликулы яичников, превращая предшественников текального эстрогена в эстроген, и на клетки Сертоли в семявыносящих канальцах яичек, помогая создавать сперму. Этот сложный процесс приводит к увеличению выработки эстрогена и тестостерона, что затем способствует развитию груди и формированию половых органов взрослого мужчины.
Надпочечники также способствуют формированию вторичных половых признаков, особенно pubarche, то есть развитию лобковых и подмышечных волос. Хотя созревание надпочечников часто совпадает с созреванием оси HPG, важно отметить, что эти процессы происходят независимо друг от друга и что само по себе pubarche не является лучшим показателем пубертатного развития.
Функция
Нормальное начало и последовательность физического созревания сильно различаются в зависимости от пола, расы и этнической принадлежности, а также факторов окружающей среды. Стадии Таннера используются в педиатрической и подростковой практике для консультирования пациентов о сроках ожидаемых изменений тела, проведения соответствующих медицинских обследований и отслеживания отклонений в нормальном времени и последовательности физических признаков полового созревания, которые могут представлять собой физиологические проблемы. Изменения, которые связаны со стадией Таннера, но не измеряются напрямую, включают рост и сращение костей, состав тела и линейный рост, а также значения гематокрита. При оценке полового развития следует использовать стадию Таннера, а не хронологический возраст. Клинические примеры использования включают предоставление своевременных упреждающих рекомендаций по гигиене менструального цикла (менархе наступает примерно через 2 года после телархе/загара 2 груди) или целевые обследования на сколиоз во время визитов к врачу до и во время пиковой скорости роста (Таннер от 2 до 3, в зависимости от пола). ).[4][5][6]
У женщин нормальное начало полового созревания колеблется от 8 до 13 лет, средний возраст 10 лет у белых американцев и 8,9 лет у афроамериканцев. Половое созревание у женщин начинается с развития грудных зачатков под ареолой, также известных как телархе, и представляет собой вступление во 2-ю стадию Таннера. По мере полового созревания железистая ткань груди увеличивается в размерах и меняет контур. У самок за телархе через 1–1,5 года следует появление половых волос (лобковых и подмышечных), известных как пубархе. Менархе, начало менструаций, наступает в среднем в возрасте 12,5 лет, независимо от этнической принадлежности, после телархе в среднем на 2,5 года (от 0,5 до 3 лет). Между 2 и 3 стадиями развития груди по Таннеру у самок наблюдается максимальная скорость роста. У афроамериканских женщин между телархе и менархе около 3 лет, что объясняет больший потенциал роста.
У мужчин начало полового созревания приходится на возраст от 9 до 14 лет. Первым видимым вторичным половым признаком является гонадархе, когда объем яичка достигает не менее 4 мл (или по длинной оси не менее 2,5 см) и переходит во 2-ю стадию загара. Во время 3-й стадии развития гениталий самцы достигают максимальной скорости роста. . Спермархе, аналог менархе у женщин, представляет собой развитие сперматозоидов у мужчин и обычно происходит на генитальной стадии Таннера 4.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Половое развитие обычно следует предсказуемой модели начала, последовательности и скорости. Тем не менее, популяционные нормы публикуются, чтобы помочь клиницистам определить, какие подростки находятся за пределами двух стандартных отклонений от среднего и требуют дальнейшего изучения. Преждевременное половое созревание определяется как появление вторичных половых признаков Таннера 2 в возрасте до 8 лет у девочек или в возрасте 9 лет у мужчин, если вскоре после этого происходит продолжающееся прогрессирование полового развития. Задержку полового созревания следует предполагать, если самки не достигли телархе Таннера 2 к 13 годам или если самцы не достигли гонадархе Таннера 2 к 14 годам. Первичная аменорея определяется как отсутствие менструаций в течение 3 лет после стадии 2 по Таннеру (телархе) или в возрасте до 15 лет. Важно отметить, что у некоторых мужчин временно развивается железистая ткань молочной железы (пубертатная гинекомастия) между 3 и 4 стадиями генитального загара, что может быть эмоционально тревожным, но не вредным физически. Аномалии могут быть вызваны идиопатическими состояниями, дефицитом питательных веществ,[7][8] вариациями оси HPG или неопластическими и генетическими нарушениями. Описание этих нарушений выходит за рамки данной статьи.
Клиническое значение
Ниже подробно описаны стадии Таннера для клинической справки. Стадия Таннера 1 соответствует препубертатной форме для всех трех участков развития с прогрессированием до стадии Таннера 5, окончательной взрослой формы. Стадия груди и гениталий, а также другие физические маркеры полового созревания, такие как скорость роста, должны опираться не только на стадию лобковых волос, чтобы оценить половое развитие из-за независимого созревания оси надпочечников.
Шкала лобковых волос (как у мужчин, так и у женщин)
Стадия 1: Нет волос
Стадия 2: Пушистые волосы
Стадия 3: Скудные терминальные волосы
Стадия 4: Терминальные волосы волосы, заполняющие весь треугольник над лобковой областью
Стадия 5: терминальные волосы, выходящие за пределы паховой складки на бедро
Шкала развития женской груди
Стадия 1: железистая ткань молочной железы не пальпируется
Стадия 2: зачаток молочной железы пальпируется под ареолой (1-й признак полового созревания у женщин)
Стадия 3: ткань молочной железы пальпируется вне ареолы; отсутствие развития ареол
Стадия 4: ареолы возвышаются над контуром молочной железы, образуя «двойную ковш»
Стадия 5: ареолярный холмик опускается в единый контур молочной железы с гиперпигментацией ареол, развитием сосочков и выпячиванием соска
Весы для наружных половых органов у мужчин
Стадия 1: Объем яичка < 4 мл или длина по оси < 2,5 см
Стадия 2: 4–8 мл (или длина от 2,5 до 3,3 см), первый признак полового созревания у мужчин
Этап 3 : 9–12 мл (или от 3,4 до 4,0 см в длину)
Стадия 4: 15–20 мл (или от 4,1 до 4,5 см в длину)
Стадия 5: > 20 мл (или > 4,5 см в длину)
Улучшение результатов работы команды здравоохранения
Межпрофессиональная команда клиницистов и медсестер должна проводить скрининговую оценку педиатрических пациентов. Все медицинские работники, включая медсестер, практикующих медсестер, фельдшеров и врачей, которые осматривают педиатрических пациентов, должны знать стадии Таннера. Это позволит им узнать, является ли половое развитие нормальным или ненормальным; чем раньше будет обращение к соответствующему специалисту, тем лучше результаты.[6]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Каталожные номера
- 1.
Dir AL, Hummer TA, Aalsma MC, Hulvershorn LA. Половое созревание влияет на нервную активацию во время принятия рискованных решений у молодежи с СДВГ и деструктивными расстройствами поведения. Dev Cogn Neurosci. 2019 апр;36:100634. [Бесплатная статья PMC: PMC6560631] [PubMed: 30889545]
- 2.
Ву Й, Санчес Б.Н., Гудрич Дж.М., Долиной Д.К., Канторал А., Меркадо-Гарсия А., Руис-Нарваес Э.А., Теллез- Рохо ММ, Петерсон К. Е. Диетическое воздействие, эпигенетика и темп полового созревания. Окружающая среда Эпигенет. 2019янв;5(1):dvz002. [Бесплатная статья PMC: PMC6404688] [PubMed: 30863553]
- 3.
Субраманиан С., Вишванатан В.К. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 16 января 2023 г. Костный век. [PubMed: 30725736]
- 4.
Де Санктис В., Эльхаким И.З., Солиман А.Т., Элседфи Х., Элалайли Р., Миллимаджи Г. Методы оценки сексуального развития девочек. Pediatr Endocrinol Rev. 2016 Sep;14(1):27-32. [PubMed: 28508614]
- 5.
Сотос Дж.Ф., Токар, Нью-Джерси. Оценка объемов яичек: объемы, соответствующие ультразвуковым значениям в зависимости от стадии развития гениталий. Int J Pediatr Endocrinol. 2017;2017:7. [Бесплатная статья PMC: PMC5513322] [PubMed: 28725240]
- 6.
Беренбаум С.А., Бельц А.М., Корли Р. Важность полового созревания для развития подростков: осмысление и измерение. Adv Child Dev Behav. 2015;48:53-92. [PubMed: 25735941]
- 7.
Zemel B. Минеральное срастание костей и его связь с ростом, половым созреванием и составом тела в детстве и подростковом возрасте. Мировая диета Rev Nutr. 2013;106:39-45. [PubMed: 23428679]
- 8.
Den Hond E, Schoeters G. Эндокринные разрушители и половое созревание человека. Int J Androl. 2006 февраль; 29 (1): 264-71; обсуждение 286-90. [PubMed: 16466548]
Нормативное сексуальное поведение | Национальный центр сексуального поведения молодежи
Нормативное сексуальное поведение
Исследование сексуального здоровья в детстве в форме игры является естественным и здоровым и включает в себя сексуальное поведение, которое:
- Возникают спонтанно и периодически,
- Не являются единственным направлением детских игр, интерес к сексуальным играм уравновешивается другими интересами и занятиями,
- Вовлекайте детей, которые хотят участвовать в ИЛИ, как правило, беззаботные и игривые,
- Согласны (то есть ни один ребенок не возражает против такого поведения),
- Не вызывать ни у кого из детей сильных неприятных чувств, таких как гнев, стыд, страх или тревога,
- Не являются принудительными, а
- Часто уменьшается при соответствующем вмешательстве опекуна, когда ребенок получает инструкции по прекращению поведения
Секс-игры среди детей
- Встречается среди детей одинакового возраста и способностей, которые знают и играют друг с другом, а не между новыми знакомыми или незнакомцами,
- Часто встречается между детьми одного пола и может включать братьев и сестер,
- Является обычным явлением в детстве, а
- Среди детей дошкольного возраста сексуальная игра может включать демонстрацию половых органов другим детям и прикосновение к половым органам других детей в исследовательском порядке.
В частности, типичное сексуальное поведение детей младшего возраста не включает в себя более продвинутое сексуальное поведение, подобное взрослому.
У подростков некоторые «нормативные» половые акты, которые включают в себя более сложные сексуальные действия, могут быть определены как проблематичные и незаконные в соответствии с семейными или культурными нормами или законами штата и федеральными законами.
При работе с родителями или другими опекунами специалисты должны подчеркивать важность сохранения спокойствия и предоставлять информацию о реакции опекунов на типичное сексуальное поведение.
Для получения дополнительной информации о реакции воспитателя на типичное сексуальное поведение см. Сексуальное развитие в детстве
(дополнительную информацию см. в разделах «Оценка» (скоро), «Принятие клинических решений» и «Вмешательство» (скоро)
Сексуальный опыт братьев и сестер
Как узнать, является ли сексуальный опыт братьев и сестер нормой?
- Ретроспективные исследования показывают, что сексуальный опыт братьев и сестер является обычным явлением среди детей.
- Поведение может начаться как нормативная сексуальная игра (из-за любопытства) между братьями и сестрами, но когда эти переживания слишком часты, односторонни или навязчивы, это повод для беспокойства и вмешательства
- Исследования показывают сексуальный опыт братьев и сестер является наименее зарегистрированным и наименее изученным сексуальным поведением среди подростков.
- Женщины могут быть более уязвимы для сексуального опыта братьев и сестер, чем мужчины.
Когда речь идет о братьях и сестрах, близких по возрасту, возникают дополнительные проблемы при определении уровня беспокойства по поводу сексуального поведения. То, что могло начаться как сексуальная игра из взаимного любопытства, может превратиться во что-то более одностороннее и принудительное. Дети в таких ситуациях могут чувствовать себя растерянными, обвинять себя или чувствовать себя неуверенно. Рассказать взрослому о проблемном сексуальном поведении братьев и сестер сложно.
Что нужно знать специалистам о сексуальном опыте братьев и сестер?
- Классифицировать поведение как сексуальную игру или явно оскорбительное событие не всегда просто. Специалисты сообщают, что сексуальное насилие со стороны братьев и сестер растет, однако родители могут не замечать или неправильно понимать, преуменьшать или игнорировать такое поведение.
- Анализ сексуального поведения братьев и сестер Континуум помогает специалистам понять разницу между ожидаемой сексуальной игрой, проблемным сексуальным поведением и оскорбительным сексуальным поведением.
- Очень важно помочь родителям и опекунам понять, как реагировать на типичное сексуальное поведение. Если сексуальные игры являются типичными, специалисты должны поощрять родителей и опекунов к разговору со своими детьми об их телах и поведении (например, об уважении к своему телу и телу других). См. Сексуальное развитие в детстве
- В случае неуместного или оскорбительного сексуального поведения необходимо вмешательство специалистов. Специалисты должны учитывать факторы риска и защиты, а также влияние проблемного поведения на детей и опекунов при определении необходимости изъятия ребенка, плана наблюдения, подхода к лечению и решений о посещении/воссоединении.
Сексуальное поведение братьев и сестер: концептуальный континуум (Боннер и Чаффин)
Нажмите ниже для получения дополнительной информации о:
- Нормативное сексуальное поведение в детстве и подростковом возрасте
- Проблемное сексуальное поведение в детстве и подростковом возрасте
- Руководство по выявлению проблемного сексуального поведения
- NCTSN Понимание и преодоление проблем сексуального поведения у детей
(Дополнительную соответствующую информацию см. в разделах «Оценка» (скоро), «Принятие клинических решений и вмешательство» (скоро)
Нормативные знания о сексе и поведение по возрасту
Дети дошкольного возраста 3-5 лет
Физическое развитие У детей дошкольного возраста период роста и развития общей и мелкой моторики. Надзор и руководство для детей в этой возрастной группе необходимы, потому что их навыки суждения и решения проблем только начинают развиваться. Они постоянно двигаются и учатся, участвуя в мероприятиях.
Сексуальные знания
- Дети в возрасте от 3 лет могут определять свой собственный пол, а затем вскоре после этого определять пол других. Первоначально различия между полами основаны на визуальных факторах, присущих культуре (таких как прическа, размер или одежда), хотя к 3 или 4 годам многие осознают различия половых органов. Гендерные роли не устанавливаются так рано, и дети демонстрируют ряд моделей поведения, культурно связанных с одним или обоими полами.
- Дети дошкольного возраста имеют расплывчатое представление о беременности и родах примерно до 6 лет.
- Знания о сексуальном поведении взрослых чаще всего ограничиваются такими видами поведения, как поцелуи и объятия, примерно до 6 лет, когда примерно четверть детей сообщают о своих знаниях о более явном сексуальном поведении взрослых.
Сексуальное поведение
Дети дошкольного возраста в целом любопытны и склонны активно познавать мир, слушая, глядя, трогая и подражая. Общее любопытство детей дошкольного возраста к миру проявляется в вопросах, а также в исследовательском и подражательном поведении, включая сексуальные части тела. Такое сексуальное поведение часто происходит в общественных местах и включает:
- Глядя на других, когда они раздеваются или обнажены,
- Нарушение физических границ других (например, стояние слишком близко к другим),
- Демонстрация интимных частей тела (например, «глупость» или незнание правил конфиденциальности),
- Касание собственных гениталий и
- Прикосновение к груди взрослых (особенно их матерей).
Некоторые дети одеваются или играют так, как в культуре считается принадлежностью к противоположному полу — это нормально и не считается сексуальным поведением.
Детское прикосновение к своим интимным частям тела — это не то же самое, что взрослые считают «мастурбацией». Они могут прикасаться к своим интимным частям, если чешутся или исследуют собственное тело. Маленькие дети ищут успокаивающие и приятные переживания, например, они сосут большой палец, трутся о мягкие одеяла и периодически прикасаются к своим интимным местам, потому что это приятно.
Существует несколько моделей сексуального поведения, НЕ являющихся нормой для детей дошкольного возраста. К ним относятся навязчивые, спланированные или агрессивные половые акты, прикосновение ртом к половым органам другого ребенка и имитация секса с игрушками. Проблемное сексуальное поведение
Дети школьного возраста 6-12 лет
Физическое развитие
У девочек половое созревание часто начинается раньше, чем у мальчиков, а развитие груди может начаться уже в 7-8 лет. Мальчики и девочки проходят пять стадий полового созревания, но начало и продолжительность каждой стадии варьируются в основном в зависимости от расы и пола. Раннее или позднее начало полового созревания может оказать существенное влияние на социальную адаптацию молодежи.
Сексуальные знания
Знания о беременности, родах и половой жизни взрослых значительно расширяются в период школьного возраста и могут влиять на сексуальное поведение. К 10 годам большинство молодых людей имеют базовые представления о половом созревании, репродуктивных процессах и рождении детей. Точность знаний детей зависит от их воздействия на правильный неформальный и формальный учебный материал.
Сексуальное поведение
Сексуальное поведение детей школьного возраста все больше регулируется общественными правилами.
- Сексуальное поведение, включая сексуальные игры, продолжается в течение всего периода школьного возраста. Поведение, как правило, более скрытное, и воспитатели могут не знать о поведении детей.
- Дети школьного возраста все больше интересуются средствами массовой информации и с большей вероятностью будут искать телевидение и изображения, демонстрирующие сексуальное поведение и наготу. (Отчет Американской психологической ассоциации о влиянии СМИ на сексуализацию девочек.)
- Прикосновения к себе и мастурбация одинаково распространены среди девочек и мальчиков, с увеличением частоты, особенно среди мальчиков в этот период развития.
- Скромность проявляется в этот период развития, особенно у девочек, которые часто становятся застенчивыми и закрытыми в отношении раздевания и гигиенических действий.
- Сексуальное влечение к сверстникам того же возраста усиливается ближе к концу этого периода развития, при этом интерактивное поведение обычно начинается с игривого поддразнивания других. Немногие дети участвуют в более откровенных сексуальных действиях, включая половые сношения в конце этого периода развития (в среднем 6% детей в возрасте до 13 лет сообщают о половых сношениях). рискованное поведение).
Дополнительную информацию о детях школьного возраста и периоде полового созревания можно найти на веб-сайте Американской академии педиатрии и в разделе «Подростки» ниже.
Подростковый возраст 13–19 лет
Подростковый возраст можно представить как драматический период развития ребенка, охватывающий вторые десять лет жизни. Половое созревание и другие важные физические, социальные, эмоциональные и интеллектуальные изменения, а также половое развитие отмечают этот постоянно колеблющийся и иногда эмоционально нестабильный период жизни. Значительное развитие мозга происходит в подростковом возрасте с быстрым ростом и связанными с ним когнитивными, социально-эмоциональными и поведенческими изменениями, продолжающимися до двадцати пяти лет.
Физическое и половое развитие
В подростковом возрасте продолжается половое развитие. Для большинства молодых людей физический рост завершается к середине подросткового возраста (для получения дополнительной информации нажмите здесь).
Половое развитие подростка включает в себя не только физические изменения, но и развитие себя как сексуального существа. Подростки все больше осознают свои сексуальные влечения и интересы, включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.
Подростки
Школьники и подростки в возрасте от 9 до 13 лет могут испытывать значительное усиление сексуальных мыслей и чувств. Первые чувства сексуального влечения могут возникнуть уже в возрасте от 9 до 12 лет, а сексуальные фантазии появляются спустя несколько месяцев или год. За этим развитием может последовать «всплеск» сексуального интереса и влечения. Физиологические изменения, связанные с половым созреванием, включают повышение уровня половых гормонов, что дополнительно влияет на чувство сексуального возбуждения, влечения и фантазий. Ночные поллюции и начало менструации являются признаками нарушения репродуктивной способности подростка. (Дополнительную информацию о половом созревании и половом развитии подростков, а также о ранних, средних и поздних стадиях подросткового возраста см. здесь.)
Средний и поздний подростковый возраст
К среднему подростковому возрасту, который обычно включает молодежь в возрасте от 13 до 16 лет, физическое половое созревание может быть почти завершено. В это время сексуальные мысли и чувства, а также сексуальное поведение расширяются еще больше. В позднем подростковом возрасте, который обычно включает в себя от 17 до 19 лет, сексуальные мысли, чувства и действия могут продолжать значительно увеличиваться. Например, молодежь может быть вовлечена в отношения, которые включают сексуальную близость. Развитие мозга не прекращается в возрасте 18 или 19 лет.и можно ожидать продолжения значительного социально-эмоционального и интеллектуального роста, имеющего отношение к здоровому и просоциальному поведению.
Различия в развитии между младшими подростками и подростками старшего возраста были отмечены в росте мозга, а также в их социальном, эмоциональном и поведенческом репертуаре. Несмотря на эти общие закономерности, также важно учитывать огромные различия в этапах развития среди подростков. Кроме того, могут быть «несоответствия» в темпах развития разных областей для отдельных молодых людей. Например, у девочки может начаться половое созревание в 9 лет. но еще не развили когнитивные навыки более высокого порядка, необходимые для управления социальными и сексуальными ситуациями, которые могут возникнуть. Таким образом, возраст не всегда является лучшим показателем социальной зрелости и здравого смысла.
Различия между когнитивным и социальным функционированием подростков и взрослых имеют большое значение. По сравнению со взрослыми, подростки:
- Более импульсивны,
- Более склонны к риску,
- Хуже суждения,
- Более восприимчивы к влиянию сверстников и
- Менее способны учитывать будущие последствия своих действий.
Подростки также могут быть менее способны точно определять эмоции или намерения других, что приводит к неправильному толкованию, которое может способствовать неадекватным реакциям или поведению. Например, если мальчик прикасается к груди девочки в холле школы, а она говорит: «Прекрати!» но смеется, когда она это говорит, ему может быть непонятно, что она имеет в виду.
Специалисты должны иметь в виду, что подростки пытаются понять быстрое сексуальное развитие своих чувств и тел. Подростки могут обладать глубокими знаниями и опытом в области сексуальной жизни, но могут сильно отставать в абстрактном мышлении и понимании влияния своего поведения на других. По мере взросления подростки способны понимать и интерпретировать свои сексуальные чувства, а также эмоции и поведение других людей.
Сексуальные знания
Степень и точность знаний подростка о сексуальных вопросах определяются рядом факторов, включая качество отношений между родителями и детьми, отношения и знания в семье, наличие школьных программ полового воспитания, Интернета и общедоступной письменной литературы, а также культурных особенностей. факторы.
- Сверстники являются источником информации для большинства подростков и часто являются источником неточной и вводящей в заблуждение информации, такой как переоценка степени сексуальной активности других членов группы.
- Воздействие сексуальных и насильственных стереотипов, таких как фильмы и музыка, в которых девушки и женщины изображаются как сексуальные объекты, а мужественность изображается как связанная с сексуальными завоеваниями, может способствовать искажению взглядов на нормальное и здоровое сексуальное поведение.
- Открытое общение между подростками и их родителями/опекунами по вопросам сексуальности и здорового сексуального поведения является ключом к получению точной информации. Ранняя коммуникация до начала сексуального поведения важна для того, чтобы заложить основу для будущего диалога.
Степень, в которой другие источники информации предоставляют точную и достаточную информацию, значительно различается. Образование и точная информация, гарантирующая, что сексуальные действия осуществляются по обоюдному согласию и соответствуют соответствующим законам штата, могут быть ограничены или отсутствовать.
Сексуальное поведение
В раннем подростковом возрасте наблюдается рост сексуального поведения, которое часто включает самоисследование и мастурбацию. В некоторых экспериментах могут участвовать сверстники противоположного или того же пола. Хотя такое поведение часто происходит по взаимному согласию, оно может быть мотивировано личным интересом, а не взаимным по своей природе. Сексуальная активность одного пола может быть связана с любопытством, возможностью или сексуальной ориентацией. Сексуальная ориентация не считается проблемами сексуального поведения.
Частота половой жизни увеличивается в середине подросткового возраста. Многие мужчины начинают мастурбировать до эякуляции в возрасте 13-15 лет; начало мастурбации у самок более постепенное.
В отличие от раннего подросткового возраста сексуальные отношения среднего подросткового возраста могут включать повышенную эмоциональную близость и не быть столь эгоцентричными. С поздним подростком увеличивается частота половых актов. Большая часть секса происходит в рамках свиданий или романтических отношений, но многое происходит и вне этих отношений. Секс вне романтических отношений, как правило, более вероятен у мальчиков и связан с другими факторами риска, хотя случайный секс среди поздних подростков и молодых людей, начиная от поцелуев и заканчивая половым актом, таким как «связь», стал более распространенным явлением.
В целом, в подростковом возрасте сексуальная активность может включать следующее, причем более продвинутое поведение более вероятно у подростков старшего возраста:
- Разговоры сексуального характера со сверстниками,
- Непристойности и шутки в рамках культурной нормы,
- Сексуальные намеки, флирт и ухаживания,
- Интерес к эротике; использование порнографии и секстинг*,
- Одинокая мастурбация,
- Обниматься, целоваться, держаться за руки,
- Целоваться, ласкать*
- Взаимная мастурбация*
- Оральный секс или половой акт с партнером по согласию*
*Примечание. Моральные, социальные или семейные правила могут ограничивать или запрещать такое поведение. Законы некоторых штатов объявляют сексуальное поведение незаконным.
Возможно, вопреки ожиданиям некоторых, половые сношения и оральный секс распространены в подростковом возрасте. Молодым людям часто от 15 до 17 лет, когда они впервые вступают в половую связь со средним возрастом чуть старше 16 лет.