Разное

Особенности речевого развития детей 6 7 лет: Речевое развитие ребёнка с 6 до 7 лет: особенности и симптомы нарушений

Особенности речевого развития у детей старшего возраста

Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
В наше время дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.


Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Односложная речь – состоящая из одних простых предложений.
Бедная речь – недостаточный словарный запас.
Слова-«паразиты» – замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений.
Невозможность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо). Речь невыразительна. Не умеют использовать интонации: где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция – не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.

Как же мы можем преодолеть все эти речевые недостатки?
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
Чаще читайте ребенку. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И обязательно обсуждайте прочитанное.

Развивайте мелкую моторику. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Для улучшения звукопроизношения, выполняйте с ребёнком артикуляционную гимнастику.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем, и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Суворина Галина Вячеславовна, воспитатель МБДОУ детский сад №33 «Клубничка»

Версия для слабовидящих

Найти:

Архивы

Архивы Выберите месяц Декабрь 2022  (3) Ноябрь 2022  (9) Октябрь 2022  (7) Сентябрь 2022  (6) Август 2022  (4) Июль 2022  (6) Июнь 2022  (10) Май 2022  (6) Апрель 2022  (8) Март 2022  (5) Февраль 2022  (5) Январь 2022  (1) Декабрь 2021  (3) Ноябрь 2021  (1) Октябрь 2021  (1) Сентябрь 2021  (6) Август 2021  (3) Июль 2021  (4) Июнь 2021  (6) Май 2021  (6) Апрель 2021  (1) Март 2021  (4) Февраль 2021  (4) Январь 2021  (1)

Особенности речевого развития и его коррекция у детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания

Программа материала
Оглавление:

Правило Е.С.
  

  
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте.

Оно проявляется нес …
Правило Е.С.
  

  
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

При ГРДВ чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения. Эти расстройства являются одной из «мишеней» психотерапевтических и психокоррекционных занятий педагогов и психологов, работающих с данной категорией детей. Четкое представление о структуре речевого дефекта и своевременное его выявление создает условия для эффективной коррекционной работы, направленной на адаптацию ребенка с ГРДВ к социальной среде.

Необходимо отметить, что максимальная выраженность проявлений ГРДВ часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст от года до двух, когда происходят интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст около трех лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. Во это время у многих детей с ГРДВ обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции Третий критический период относится к возрасту шесть – семь лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи — чтения и письма.

По данным А. М. Ливинской, для всех типов ГРДВ характерно преобладание расстройств развития экспрессивной речи; данное расстройство наиболее часто сочетается с ГРДВ комбинированного типа. Для детей с ГРДВ с преобладанием невнимательности в большей степени, чем для других типов ГРДВ, характерны расстройства рецептивной речи.

Для детей с ГРДВ с преобладанием гиперактивности и импульсивности наиболее характерны нарушения артикуляции и умеренные нарушения экспрессивной речи.

Ретроспективный анализ особенностей формирования речи в группе детей с ГРДВ показал, что у ряда детей с ГРДВ отмечалется задержка речевого развития в возрасте до 4 лет с проявлениями моторной дисфазии (алалии). У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи при этом не страдает. Самостоятельная речь у этих детей долго не развивается либо оставалась на уровне отдельных звуков, слов. Вместо речи дети пользуются мимикой и жестикуляцией, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появляются поздно. Речь замедленна, обеднена, словарный запас скуден, ограничен обиходно – бытовой тематикой, в ней отмечается много оговорок (парафазии), перестановок, персевераций. В дальнейшем самостоятельная речь появляется, хотя и со значительной задержкой. В дошкольном возрасте дети с ГРДВ часто наблюдаются логопедом по поводу нарушений артикуляции (дислалии, дизартрии), в связи с заиканием.

Полученные данные свидетельствуют о наличии у таких детей отставания в созревании речевых зон.

У детей с ГРДВ недостаточно сформированы так называемые прагматические речевые функции. В частности, нарушены способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, реакций, инструкций, юмора. Дети не могут соблюдать правила ведения беседы (высказываться по очереди с собеседником, поддерживать тему беседы), изменять стиль своей речи в зависимости от возраста собеседника (младший ребенок, сверстник, взрослый человек), что приводит к постоянным затруднениям в социальных контактах.

Очень важно отметить, что описанные выше расстройства речи при ГРДВ являются вторичными дефектами; это нарушение имеет сложную структуру дефекта. К первичным расстройствам ГРДВ относятся дефицит внимания, импульсивность, гиперактивность и двигательные расстройства. Следовательно, «изолированная» коррекция нарушений речи у детей с ГРДВ не будет эффективной. Таким образом, коррекционная логопедическая и психологическая работа с этой категорией детей должна включать в себя несколько блоков. Первый блок подразумевает психологическую коррекцию первичных нарушений ГРДВ. Второй блок включает в себя логопедическую коррекционную работу, направленную на нарушения, которые были отмечены выше. При проведении коррекционных мероприятий во втором блоке рекомендуется использовать, кроме собственно логопедических методов, методы нейропсихологической коррекции и реабилитации. Главной задачей нейропсихолога во втором блоке является формирование у ребенка оптимального функционального статуса лобных отделов мозга, в первую очередь «речевых зон» (средних отделов конвекситальной поверхности коры левого полушария мозга у правшей). Следовательно, речь идет о комплексной психолого – педагогической коррекции детей с ГРДВ.

Рассказать друзьям:

Вехи развития речи и языка

Дети различаются по развитию речи и языка. Однако существует естественная прогрессия или «график» овладения этими навыками для каждого языка.

Приведенные ниже вехи представляют собой определенные навыки, которые могут служить ориентиром для нормального развития. Как правило, простые навыки должны быть достигнуты, прежде чем можно будет освоить более сложные навыки. Есть общий возраст и время, когда большинство детей проходят через эти периоды. Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, когда ребенку может понадобиться дополнительная помощь, чтобы научиться говорить или использовать язык.

Ниже приведены возрастные рекомендации, которые помогут вам определить, развиваются ли речевые и языковые навыки вашего ребенка по графику. Вы должны поговорить с врачом вашего ребенка обо всем, что проверено на «нет».

Вехи, связанные с речью и языком

От рождения до 5 месяцев
  • Реагирует на громкие звуки
  • Поворачивает голову в сторону источника звука
  • Следит за вашим лицом, когда вы говорите
  • Озвучивает звуки удовольствия и неудовольствия (смех, хихиканье, плач или суета)
  • Шумит при разговоре с
6-11 месяцев
  • Понимает «нет-нет»
  • Бабблс (говорит «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»)
  • Пытается общаться с помощью действий или жестов
  • Пытается повторить ваши звуки
12–17 месяцев
  • Занимается книгой или игрушкой около двух минут
  • Выполняет простые указания, сопровождаемые жестами
  • Невербально отвечает на простые вопросы
  • Указывает на предметы, изображения и членов семьи
  • Говорит два-три слова, обозначая человека или предмет (произношение может быть нечетким)
  • Пытается имитировать простые слова
18 — 23 месяца
  • Любит читать
  • Выполняет простые команды без жестов
  • Указывает на простые части тела, такие как «нос»
  • Понимает простые глаголы, такие как «есть», «спать»
  • Правильно произносит большинство гласных и n, m, p, h, особенно в начале слогов и коротких слов. Также начинает использовать другие звуки речи
  • Говорит от 8 до 10 слов (произношение может быть нечетким)
  • Спрашивает обычные продукты по названию
  • Издает звуки животных, например «мычание»
  • Начинаем сочетать такие слова, как «больше молока»
  • Начинает использовать местоимения, такие как «мой»
2-3 ​​года
  • Знает около 50 слов в 24 месяца
  • Знает некоторые пространственные понятия, такие как «внутри», «на»
  • Знает такие местоимения, как «ты», «я», «она»
  • Знает описательные слова, такие как «большой», «счастливый»
  • Говорит около 40 слов в 24 месяца
  • Речь становится более точной, но все еще могут пропускать звуки окончания
  • Незнакомцы могут не понимать многое из того, что говорится
  • Отвечает на простые вопросы
  • Начинает использовать больше местоимений, таких как «ты», «я»
  • Говорит фразами из двух-трех слов
  • Использует форму вопроса, чтобы что-то спросить (например, «Мой мяч?»)
  • Начинает использовать формы множественного числа, такие как «обувь» или «носки», и правильные глаголы в прошедшем времени, такие как «прыгал»
3-4 года
  • Группирует такие объекты, как еда, одежда и т. д.
  • Идентифицирует цвета
  • Использует большинство звуков речи, но может искажать некоторые из наиболее сложных звуков, таких как л, р, с, ш, ч, у, в, з, ч. Эти звуки не могут быть полностью освоены до 7 или 8 лет
  • Использует согласные в начале, середине и конце слов. Некоторые из более трудных согласных могут быть искажены, но попытки их произнести.
  • Незнакомцы способны понять большую часть сказанного
  • Может описать использование таких предметов, как «вилка», «автомобиль» и т. д.
  • Развлекается языком. Любит стихи и распознает языковые нелепости, такие как «У тебя что, слон на голове?»
  • Выражает мысли и чувства, а не просто говорит об окружающем мире
  • Использует глаголы, оканчивающиеся на «ing», такие как «идти», «говорить»
  • Отвечает на простые вопросы, такие как «Что вы делаете, когда голодны?»
  • Повторяет предложения
4-5 лет
  • Понимает пространственные понятия, такие как «позади», «рядом с»
  • Понимает сложные вопросы
  • Речь понятна, но ошибки произносятся при произнесении длинных, трудных или сложных слов, таких как «бегемот»
  • Говорит около 200-300 разных слов
  • Использует некоторые неправильные глаголы прошедшего времени, такие как «бежал», «упал»
  • Описывает, как делать такие вещи, как рисование картины
  • Определяет слова
  • Список предметов, принадлежащих к определенной категории, такой как животные, транспортные средства и т. д.
  • Отвечает на вопросы «почему»
5 лет
  • Понимает более 2000 слов
  • Понимает временные последовательности (что произошло первым, вторым, третьим и т. д.)
  • Выполняет серию из трех направлений
  • Понимает рифму
  • Вступает в разговор
  • Предложения могут состоять из 8 и более слов
  • Использует сложные и сложные предложения
  • Описывает объекты
  • Использует воображение для создания историй

 

Как обычно развиваются речь и язык?

Наиболее интенсивный период развития речи и языка у человека приходится на первые три года жизни, когда развивается и созревает мозг. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.

Появляется все больше данных, свидетельствующих о наличии «критических периодов» для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста. Это означает, что развивающийся мозг лучше всего способен усвоить язык, любой язык, в этот период. Способность выучить язык будет более сложной и, возможно, менее эффективной или действенной, если эти критические периоды будут проходить без раннего знакомства с языком. Первые признаки общения появляются в течение первых нескольких дней жизни, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и дружеское общение. Новорожденный также начинает распознавать важные звуки в своем окружении. Звук родителя или голоса может быть одним важным звуком. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи (фонемы) или строительные блоки, из которых состоят слова их языка. Исследования показали, что к шести месяцам большинство детей узнают основные звуки родного языка.

Когда речевой механизм (челюсть, губы и язык) и голос созреют, младенец может издавать контролируемые звуки. Это начинается в первые несколько месяцев жизни с «воркования», тихой, приятной, повторяющейся вокализации. К шести месяцам младенец обычно бормочет или произносит повторяющиеся слоги, такие как «ба, ба, ба» или «да, да, да». Болтовня вскоре превращается в бессмысленную речь (жаргон), которая часто имеет тон и темп человеческой речи, но не содержит реальных слов. К концу первого года жизни большинство детей овладели умением произносить несколько простых слов. Дети, скорее всего, не осознают значения своих первых слов, но вскоре узнают силу этих слов, когда другие реагируют на них.

К восемнадцати месяцам большинство детей могут произнести от восьми до десяти слов. К двум годам большинство из них составляют из слов грубые предложения, такие как «больше молока». В этот период дети быстро узнают, что слова символизируют или представляют объекты, действия и мысли. В этом возрасте они также участвуют в изобразительных или ролевых играх. В возрасте трех, четырех и пяти лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и он начинает осваивать правила языка.

 

Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития вашего ребенка, вам следует обратиться к семейному врачу. Приведенный выше контрольный список должен помочь вам рассказать о своих опасениях. Ваш врач может принять решение направить вас к логопеду, медицинскому работнику, обученному обследованию и лечению людей с нарушениями речи, языка, голоса или глотания (включая нарушения слуха), которые влияют на их способность общаться. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также оценит вашего ребенка с помощью специальных речевых и языковых тестов. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка.

В зависимости от результатов теста логопед может предложить занятия для дома, чтобы стимулировать развитие речи и языка. Эти занятия могут включать регулярное чтение вашему ребенку; говорить короткими предложениями, используя простые слова, чтобы ваш ребенок мог успешно подражать вам; или повторять то, что говорит ваш ребенок, используя правильную грамматику или произношение. Например, если ваш ребенок говорит: «Мяч байбо», вы можете ответить: «Да, мяч под столом». Это позволяет вам демонстрировать более точную речь и язык без фактического «исправления» вашего ребенка, что в конечном итоге может сделать речь неприятной для него или нее.

Логопед может также порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у других специалистов в области здравоохранения, таких как аудиолог, медицинский работник, обученный выявлению и измерению потери слуха, или психолог, занимающийся вопросами развития.

Вехи развития речи для детей от 1 до 6 лет

Дети приобретают речевые и языковые навыки с разной скоростью. Тем не менее, большинство из них следуют естественному прогрессу в овладении речью и языковыми навыками. Вот общие речевые и языковые стадии:

Год рождения-1

Языковые вехи