Разное

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Возрастные особенности развития старшего дошкольника

Содержание

Возрастные особенности развития старшего дошкольника

Психологи и педагоги придерживаются разных мнений в вопросе того, какой возрастной период считать самым важным в развитии ребенка. Но все они сходятся в одном — до поступления в первый класс ребенок претерпевает все основные изменения и активнее всего развивается по всем направлениям.

В этом возрасте закладываются основы всех аспектов его дальнейшей жизни. Наиболее ощутимо ребенок развивается в старшем дошкольном возрасте, поскольку становится полностью осознанным и наиболее восприимчивым к миру. Поэтому возраст 5–7 лет можно считать одним из самых важных в развитии человека.

Старшему дошкольнику все интересно, он ежеминутно познает окружающий мир и людей вокруг — своих сверстников, родителей, воспитателей. В этом возрасте у ребенка формируются самые важные черты, и о них мы расскажем по порядку.

1. Эмоциональное и этическое развитие

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, как вести себя в коллективе, начинает больше сочувствовать и сострадать, становится более восприимчивым к эмоциям других детей и взрослых.

Кроме того, ребенок всячески старается самоутвердиться и проявить себя, учится выстраивать общение со сверстниками. Малыш в старшем дошкольном возрасте стремится к большей самостоятельности. Ему важно выполнять рутинные действия без помощи взрослых: научиться завязывать шнурки и тщательно чистить зубы, самостоятельно собирать портфель и одеваться.

В этом возрасте необходимо заложить основы этикета и вежливости ребенка, научить его правильно взаимодействовать с обществом, обучить всем необходимым правилам поведения. Важно, чтобы ребенок понимал те простые истины, которые можно по небрежности усвоить неправильно: что такое хорошо и что такое плохо, когда нужно благодарить и извиняться, почему старших нужно уважать, а младших — защищать.

2. Развитие интеллекта

Ребенок становится еще любопытнее. Ему нужно знать, как что устроено. Он постоянно задает вопросы, начинающиеся с «зачем» и «почему». Многие дети в этом возрасте уже могут читать и познают мир в том числе через книги.

У них формируются личные интересы, проявляются способности в том или ином направлении — гуманитарное, математическое, естественно-научное.

Одно из основных качеств старшего дошкольника и его главное развлечение, выход для творчества — активно развивающееся воображение. Он уже выдумывает собственные миры и персонажей, строит образы и увлекается захватывающими историями и сказками, еще живее представляя себе любимых героев.

Нужно дать простор для полета фантазии ребенка, увлечь его разными видами творчества, чтобы он выбрал самый удобный способ выразить себя. Поскольку малыш еще не умеет надолго останавливаться на чем-то одном, нужно увлекать его в игровой форме и таким образом развивать усидчивость и сосредоточенность.

3. Формирование характера

Ребенок 5–7 лет — индивидуальность с активно проявляющимся характером. Интересно и полезно наблюдать за его реакциями на окружающий мир и события в нем, на других детей и на взрослых. У ребенка проявляется упрямство или покладистость, уже виден темперамент. В этом возрасте ребенок осознает себя изнутри, понимает, что может реагировать на что-то по-своему.

Важно дать ему нравственные ориентиры и представления о том, как нужно себя вести и всегда ли можно проявлять те или иные черты характера.

4. Физическое развитие

В этом возрасте ребенок активно растет, за год он может вытянуться на 7–10 сантиметров. Меняются пропорции тела, становятся грациознее движения, выравнивается и совершенствуется речь. У него заметно улучшается координация, чувство ритма.

 

Старший дошкольный возраст — ответственный период в жизни ребенка. Дать ему свободу развития и творчества — главная задача любящих родителей.

 

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста | Консультация (старшая группа) по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют  интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.  

Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества.  Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Что такое раннее развитие детей? Руководство по развитию мозга

Здоровое развитие в раннем возрасте (особенно в возрасте до трех лет) обеспечивает строительные блоки для достижений в учебе, экономической продуктивности, ответственной гражданской позиции, здоровья на всю жизнь, крепких сообществ и успешного воспитания следующего поколения. Что мы можем сделать в этот невероятно важный период, чтобы у детей была прочная основа для будущего развития? Центр развития ребенка создал это руководство по развитию детей в раннем возрасте (ECD), чтобы помочь родителям, опекунам, специалистам и политикам понять важность развития детей в раннем возрасте и узнать, как поддерживать детей и семьи на этом критическом этапе.

Посетите раздел «Введение в РДРВ 2.0», чтобы ознакомиться с новыми ресурсами, основанными на знаниях, представленных ниже.

Шаг 1. Почему раннее детство так важно?

Этот раздел знакомит вас с наукой, которая связывает ранний опыт от рождения (и даже до рождения) с будущей способностью к обучению, поведением, физическим и психическим здоровьем.

Brain Hero

В этом 3-минутном видеоролике показано, как действия родителей, учителей, политиков и других лиц могут повлиять на результаты жизни как ребенка, так и окружающего сообщества.

InBrief: наука о развитии детей в раннем возрасте

В этом видеоролике из серии InBrief рассматриваются основные концепции развития детей в раннем возрасте, установленные за десятилетия исследований в области неврологии и поведения.

InBrief: The Science of Early Childhood Development

В этом кратком обзоре объясняется, как наука о раннем развитии мозга может дать информацию для инвестиций в раннее детство, и показано, почему развитие ребенка, особенно от рождения до пяти лет, является основой для процветания и устойчивого развития. общество.

Шаг 2: Как происходит раннее развитие ребенка?

Теперь, когда вы понимаете важность РДРВ, в этом разделе мы углубимся в науку, в том числе о том, как ранние переживания и отношения влияют и формируют схемы мозга, а также как воздействие токсического стресса может ослабить архитектуру развивающегося мозга.

Три основные концепции раннего развития

Достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь дают нам гораздо лучшее понимание того, как ранний опыт встроен в наше тело и мозг, к лучшему или к худшему. Эта серия видео из трех частей объясняет.

8 вещей, которые нужно помнить о развитии ребенка

В этом важном списке, представленном в отчете «От передового опыта к прорывному влиянию», Центр развития ребенка устанавливает рекорд в отношении некоторых аспектов развития детей в раннем возрасте.

InBrief: The Science of Resilience

В этом кратком изложении представлена ​​наука об устойчивости и объясняется, почему ее понимание поможет нам разработать политику и программы, которые позволят большему количеству детей полностью раскрыть свой потенциал.

Шаг 3: Что мы можем сделать для поддержки развития ребенка?

Понимание того, насколько важны ранний опыт и отношения для развития на протяжении всей жизни, является одним из шагов в поддержке детей и семей. Следующим шагом является применение этих знаний к текущей практике и политике. В этом разделе представлены практические способы, с помощью которых специалисты-практики и лица, определяющие политику, могут поддержать РДРВ и улучшить результаты для детей и семей.

От передового опыта к революционным результатам

В этом отчете обобщаются 15-летние драматические достижения в области науки о раннем детстве и раннем развитии мозга и представлена основа для внедрения научно обоснованных инноваций в политике и практике в отношении детей младшего возраста.

Три принципа улучшения результатов для детей и семей

Понимание того, как опыт, полученный детьми с момента рождения, даже в пренатальный период, влияет на результаты на протяжении всей жизни, а также основные способности, необходимые взрослым для процветания, обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать общую и более эффективную повестку дня.

Социально-нравственное развитие дошкольников: аспекты теории и практики

. 2019 ноябрь 27;9(12):129.

дои: 10.3390/bs9120129.

Евгения Коротаева 1 , Ирина Чугаева 1

принадлежность

  • 1 Институт педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
  • PMID: 31783710
  • PMCID: PMC6960976
  • DOI: 10.3390/бс9120129

Бесплатная статья ЧВК

Евгения Коротаева и др. Behav Sci (Базель). .

Бесплатная статья ЧВК

. 2019 ноябрь 27;9(12):129.

дои: 10.3390/bs9120129.

Авторы

Евгения Коротаева 1 , Ирина Чугаева 1

принадлежность

  • 1 Институт педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, Россия, 620017, Екатеринбург, пр.
    Космонавтов, 26.
  • PMID: 31783710
  • PMCID: PMC6960976
  • DOI: 10.3390/бс9120129

Абстрактный

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Теоретическое осмысление современного состояния данной области отражено в современных нормативных документах «Об образовании в Российской Федерации», государственных образовательных стандартах. Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований в этой области показывает, что словосочетание «нравственное воспитание» сегодня постепенно заменяется на «социально-нравственное воспитание» и «социально-нравственное развитие». Это направление встречается в дошкольной педагогике (работы Л. В. Абрамовой, Р. С. Буре, С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, И. Ф. Слепцова и др.). Именно на изучение социальных и нравственных представлений дошкольников направлены многие актуальные диагностические методы: объяснить действия детей и их взаимоотношения друг с другом и взрослыми, дать оценку этим действиям (т. моральная норма). Представленное исследование базировалось на методике исследования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, разработанной Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькина. Анализ результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста охотно включаются в пересказ действий, описанных в ситуациях, но затрудняются оценить происходящее с нравственной точки зрения. Очевидно, что в этом направлении необходима психолого-педагогическая работа с учетом возрастных особенностей детей, а также социальных и нравственных ориентиров, соответствующих современной ситуации в отношении развития общества.

Ключевые слова: коммунитарный подход; дошкольный возраст; социальное и нравственное воспитание.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Похожие статьи

  • [Происхождение информированного согласия].

    Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.

  • Решения о включении детей младшего возраста в контексты моральных и социально-конвенциональных групповых норм.

    Риццо М.Т., Кули С., Эленбаас Л., Киллен М. Риццо М.Т. и др. J Exp Детская психология. 2018 янв; 165:19-36. doi: 10.1016/j.jecp.2017.05.006. Epub 2017 20 июня. J Exp Детская психология. 2018. PMID: 28645542 Клиническое испытание.

  • Опыт студентов и преподавателей в обучении, основанном на моделировании матери и ребенка: систематический обзор протокола качественных доказательств.

    Маккиннон К., Марселлус Л., Риверс Дж., Гордон С., Райан М., Батчер Д. Маккиннон К. и др. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Jan; 13(1):14-26. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1694. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26447004

  • Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.

    Уилсон Р., Годфри С.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н. Уилсон Р. и соавт. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26571290 Обзор.

  • Истоки развития наивной психологии в младенчестве.

    Пулен-Дюбуа Д., Брукер И., Чоу В. Пулен-Дюбуа Д. и соавт. Adv Child Dev Behav. 2009;37:55-104. doi: 10.1016/s0065-2407(09)03702-1. Adv Child Dev Behav. 2009. PMID: 19673160 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Происхождение и развитие нравственного чувства: систематический обзор.

    Лимоне П. , Тото Г.А. Лимоне П. и др. Фронт Псих. 2022 9 мая;13:887537. doi: 10.3389/fpsyg.2022.887537. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35615195 Бесплатная статья ЧВК.

использованная литература

    1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Педагогика; Москва, Россия: 1982. с. 576.
    1. Руссо З.-З. В кн.: Педагогические труды в 2-х томах. Джтбладзе Г.Н., редактор. Том 1. Педагогика; Москва, Россия: 1981. с. 565.
    1. Толстой Л.Н. В: Педагогические труды. Вейкман Н.В., редактор. Педагогика; Москва, Россия: 1989. 544с.
    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *