Содержание
Что Должен Уметь Делать Ребенок в 3 месяца. Развитие ребенка — Навыки Мальчиков и Девочек.
Что Должен Уметь Делать Ребенок в 3 месяца. Развитие ребенка — Навыки Мальчиков и Девочек.
Что должен уметь делать ребенок в три месяца? Какие навыки у грудничка уже развились? Этими вопросами задаются многие родители.
Как утверждают педиатры 3-4 месяц жизни ребенка является переломным в его развитии. В этом возрасте малыш уже не выглядит таким беспомощным как в более раннем возрасте. Он становится более энергичным в своем поведении и любопытным в освоении окрудающего его мира. Но часто бывает, что счастливые родители переживают о нормальном развитии своего богатыря мальчика или крошки девочки. Что бы отбросить все сомнения приведем некоторые данные о навыках детей в 3 месяца.
Как утверждают педиатры 3-4 месяц жизни ребенка является переломным в его развитии. В этом возрасте малыш уже не выглядит таким беспомощным как в более раннем возрасте. Он становится более энергичным в своем поведении и любопытным в освоении окружающего его мира. Но часто бывает, что счастливые родители переживают о нормальном развитии своего богатыря мальчика или крошки девочки. Что бы отбросить все сомнения приведем некоторые данные о навыках детей в 3 месяца.
Что малыш умеет?
В этом возрасте у ребенка начал активно проявлять интерес к окружающему его миру и уже имеет определенные способности.
Лежа на животе и пребывая в вертикальном положении, младенец уже научился удерживать голову.
Если поддерживать малютку в вертикальной позе под мышками и поставить на прочную поверхность, ребенок будет опираться ножками. Кроме того, лежа на спине, кроха уже научился поворачивать на бочок.
Зрение крохи активно развивается.
Малыш длительное время рассматривает предметы вокруг, обращая внимание и на неподвижные, и на быстро движущиеся объекты. Чтобы лучше видеть все в позе лежа на животике, кроха приподнимается на предплечьях.
Звуки, издаваемые трехмесячным младенцем, стали разнообразнее.
К гласным добавляются согласные. Пребывая в хорошем настроении, малыш подолгу гулит.
Ребенок в 3 месяца очень эмоциональный.
Малыш бурно радуется появлению мамы и общению с ней. Комплекс оживления возникает также при пении взрослого, звуках музыкальных инструментов и виде игрушек. Если кроха чем-то недоволен, вы услышите громкий плач. Отрицательные эмоции возникают у 3-месячного ребенка, когда прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, резко меняется окружающая температура, появляется ограничение движения или боль.
К трем месяцам малыш начинает более активно осваивать мир на вкус,
посасывая все, что сможет взять ручками. В первую очередь младенец сосет свои кулачки или пальцы.
Физиологические изменения
- Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
- Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
- Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
- Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против рахита.
- Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.
Физическое развитие
В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).
Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:
Показатель |
Среднее значение в 3 месяца |
Мальчики в 3-4 месяца |
Девочки в 3-4 месяца |
Вес |
5800-6400 г |
5000-8000 г |
4500-7500 г |
Рост |
59,8-61,4 см |
57,3-65,5 см |
55,6-64 см |
Окружность головы |
39,5-40,5 см |
38,1-42,9 см |
37,1-42 см |
Окружность грудной клетки |
38,9-39,5 см |
36,5-41,6 см |
37,3-41,4 см |
Занятия для развития
Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.
- В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок. Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
- Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
- К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам. Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
- Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные развивающие коврики.
- Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки. Также очень полезны пальчиковые игры и массаж пальчиков
- Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
- Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
- Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
- Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
- Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
- Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.
Потешки сделают массаж веселее.
Признаки возможной задержки развития детей до 5 лет
Что такое «нормы развития» и как их надо воспринимать?
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т.п.).
Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, – это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» – всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т.п.
Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т.п.
Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? – Единственно верный подход – комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т.п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.
Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие – более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.
Признаки задержки развития
Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.
Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.
В 2 месяца:
- не реагирует на громкие звуки
- не следит взглядом за движущимися предметами
- не улыбается людям
- не подносит руки ко рту
- не может держать голову в поднятом положении, когда лежит на животе
В 4 месяца:
- не следит взглядом за движущимися предметами
- не улыбается людям
- не держит голову
- не воркует или не издает звуки
- не подносит вещи ко рту
- не упирается ногами о поверхность, когда его пытаются поставить
- не может поворачивать одним или обоими глазами во всех направлениях
В 6 месяцев:
- не пытается захватить вещи, которые находятся в зоне доступа
- не показывает привязанность к тем, кто о нем заботится
- не реагирует на звуки вокруг
- с трудом подносит вещи ко рту
- не произносит гласные звуки «а», «о», «э»
- не переворачивается в обоих направлениях
- не смеется или не издает визжащих звуков
- кажется очень зажатым, с напряженными мышцами
- кажется очень гибким, как тряпичная кукла
В 9 месяцев:
- не удерживает ногами свой вес при поддержке
- не сидит с помощью
- не лепечет («мама», «баба», «дада»)
- не играет в игры, в которых надо что-то делать туда-сюда
- не реагирует на свое имя
- кажется, что не узнает близких
- не смотрит на то, на что вы указываете
- не перекладывает игрушку из одной руки в другую
В 1 год:
- не ползает
- не стоит с поддержкой
- не ищет вещи, которые видел, что вы спрятали
- не говорит простых слов (таких, как «мама», «папа»)
- не учится жестам (махать рукой, качать головой и т. п.)
- не указывает на вещи
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 1 год 6 месяцев:
- не указывает на вещи, которые хочет показать другим
- не ходит
- не знает, для чего нужны знакомые вещи
- не повторяет за другими
- не учится говорить больше слов
- не говорит как минимум 6-ти слов
- не замечает или не реагирует, когда близкие уходят и приходят
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 2 года:
- не говорит фразы из двух слов (например, «пить молоко»)
- не знает, что делать с часто используемыми вещами (расческой, телефоном, вилкой, ложкой и т.п.)
- не повторяет за другими действия и слова
- не выполняет простые инструкции
- не ходит уверенно
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 3 года:
- часто падает или с трудом поднимается по ступенькам
- говорит чепуху или очень непонятно
- не говорит предложениями
- не умеет играть в простые игры (мазаику, простые пазлы и т. п.), поворачивать ручки
- не понимает простые инструкции
- не играет в игры, где надо притворяться и фантазировать
- не хочет играть с другими детьми или с игрушками
- не смотрит в глаза
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 4 года:
- не умеет прыгать на месте
- с трудом «пишет» каракули
- не показывает интереса к играм, требующим взаимодействия или фантазирования и притворства
- игнорирует других детей или не реагирует на посторонних
- противостоит одеванию, сну и использованию туалета
- не может пересказать любимую историю
- не следует командам, состоящим из 3-х действий
- не понимает «тот же» и «другой»
- не употребляет «я» и «ты» правильно
- говорит непонятно
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 5 лет:
- не показывает большого диапазона эмоций
- ведет себя по-особенному (показывает необычный страх, агрессия, стеснение или печаль)
- необычно зажат и неактивен
- легко отвлекается, не может фокусироваться на одном виде деятельности более 5-ти минут
- не реагирует на людей или реагирует очень поверхностно
- не может сказать, что реально, а что фантазия
- не играет в разные игры и не занимается разными делами
- не может назвать свои имя и фамилию
- не использует множественное число и прошедшее время правильно
- не говорит о том, чем занимался или о том, что было
- не рисует
- не может почистить зубы, помыть и вытереть руки, раздеться без помощи
- теряет навыки, которые приобрел ранее
Все, что вам нужно знать о физическом развитии в возрасте от 0 до 3 месяцев
Делиться — значит заботиться!
моторных навыков вашего ребенка включают те, которые необходимы для движения и познания мира.
Физическое развитие в возрасте 0–3 месяцев обычно делится на две группы: мелкая моторика и крупная моторика .
Навыки мелкой моторики относятся к более мелким движениям (например, руки и пальцы), а к крупной моторике относится на крупные мышечные движения (сила всего тела и координация).
Все дети развиваются по-разному, поэтому знайте, что если ваш ребенок не делает то же самое, что и другой ребенок, это нормально.
Однако, если вас беспокоит развитие вашего малыша, всегда обращайтесь в местную программу раннего вмешательства для бесплатного обследования или оценки.
В этом посте я дам вам информацию о том, как выглядят моторные навыки и как поощрять моторные навыки у детей от рождения до трех месяцев.
(Это сообщение может содержать партнерские ссылки. Чтобы прочитать нашу полную политику раскрытия информации, нажмите здесь.)
Физическое развитие в возрасте 0–3 месяцев Включает: Поднятие головки ребенка: Как выглядит управление головкой ребенка?Ваш ребенок начинает поднимать голову, это признак того, что он набирает силу.
Вы можете заметить это, когда они лежат на вас или когда их держат за плечо.
Когда ребенок лежит на полу или на игровом коврике (как этот) во время лежания на животе они также могут начать поднимать голову.
С самого рождения вы будете казаться, что они способны удерживать его в течение более длительных периодов времени.
Они также начнут вертеть его из стороны в сторону, чтобы увидеть, что находится вокруг них.
Малыш пинает ножки и машет ручкамиС самого начала вы заметите, как ваш малыш пинается, двигается и вытягивает ножки и ручки.
Лежа на спине, они могут проявлять волнение по отношению к игрушке или человеку, двигая всеми конечностями.
По мере взросления они начинают отжиматься руками, лежа на животе.
Все эти движения требуют координации и силы, а это большой труд для вашего малыша!
Поначалу они могут показаться немного несогласованными, но со временем они научатся более осмысленно двигать мышцами.
ПО СВЯЗИ: Лучшие детские игрушки для развития мелкой моторики
Когда дети начинают отслеживать предметы глазами?Сначала зрение вашего малыша нечеткое, но в течение первого года жизни оно становится более четким.
Ваш ребенок будет использовать свои глаза, чтобы воспринимать информацию об окружающем мире и обрабатывать окружающее.
В первые несколько месяцев ваш ребенок начнет смотреть на разноцветные предметы, а затем сможет отслеживать предметы как по вертикали, так и по горизонтали.
Они начнут двигать руками рядом с желаемыми предметами или игрушками, которые им кажутся интересными.
Нажмите ЗДЕСЬ , чтобы увидеть пример игрушки, которая хорошо подойдет для этого!
Как стимулировать физическое развитие в возрасте 0–3 месяцев : Важность времени, проводимого на животе, для развитияВремя, проводимое на животе, необходимо для формирования и укрепления мышц всего тела вашего ребенка.
Убедитесь, что ваш ребенок не спит, когда делает это, и находится под присмотром.
Начинайте с нескольких минут, чтобы увидеть, как ваш ребенок переносит это.
Следите за их репликами, и если они не фанаты, просто используйте более короткие интервалы в течение дня.
Постоянно проводя время на животе, вы готовите своего малыша переворачиваться, ползать и даже когда-нибудь ходить!
Вы можете развлечь своего малыша, лежа перед ним так, чтобы он мог видеть ваше лицо.
Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы поговорить, спеть или прочитать книгу своему малышу (это также поощряет языковые, когнитивные, и социальные навыки )! Нажмите здесь, чтобы узнать больше о времени лежания на животе!
Визуальная стимуляция для ребенкаДержите игрушки или интересные предметы так, чтобы ребенок мог их увидеть.
Попробуйте разные игрушки, например, погремушки или мячики, чтобы понять, какие из них им больше нравятся.
Вы можете заметить, что они даже реагируют на разные цвета!
Держите объект на расстоянии 8-12 дюймов от груди ребенка, так как именно здесь он может лучше всего видеть.
Медленно перемещайте объект поперек их поля зрения, чтобы увидеть, следуют ли они за ним.
Используйте игру для развития мелкой и крупной моторики у младенцев
Играя с ребенком, вы поможете ему развить и усовершенствовать свои моторные навыки.
Потрясите перед ними небольшой погремушкой и наблюдайте за их реакцией.
Их глаза расширяются? Их руки и ноги вытягиваются от волнения?
Посмотрите их ответы, чтобы узнать, что им нравится, а что нет.
(Эти погремушки отлично работают!)
Для ребенка все в новинку, так что осмотритесь вокруг и исследуйте вместе с ним что-то новое.
Осторожно дайте им в руки погремушку и дайте им взять ее или дайте им взять ваш палец!
Во время купания пусть попробуют взять в руки мокрую тряпку для мытья посуды, так как это для них что-то новое и интересное.
Наслаждайтесь этим временем со своим малышом и смотрите на мир его глазами!
Ждете маму? Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы настроить реестр вашего ребенка сегодня!
Активное время 5 минут
Общее время 5 минут
Материалы
- Детская погремушка
- Детский коврик для игр
- Детские мочалки
Инструкции
- Когда ребенок лежит на спине, возьмите погремушку и медленно перемещайте ее по вертикали или горизонтали. глаза ребенка. Понаблюдайте, не попытаются ли они визуально отследить его, когда вы его двигаете.
- Обеспечьте ребенку много времени в течение дня на животе под присмотром. Начните с коротких приращений всего на пару минут за раз и следите за их репликами. Обязательно делайте ребенку частые перерывы, так как это положение требует большой силы.
- Во время купания возьмите мочалку и осторожно положите ее в ладони. Это позволяет им исследовать новую текстуру.
Примечания
Попробуйте использовать эти идеи для занятий с детьми в повседневной жизни.
Рекомендуемые продукты
Как партнер Amazon и участник других партнерских программ я зарабатываю на соответствующих покупках.
Fisher-Price Rainforest Music & Lights Deluxe Gym [эксклюзивно для Amazon]
Smart Noggin Rattle
HanShe Мягкая книжка-книжка Набор из 4 упаковок Тканевая книга Развивающая обучающая игрушка для младенцев Ткань Детская книжка-складочка для малышей Подарок для мальчика-девочки Унисекс
Sassy Tummy Time Floor Mirror | Развивающая игрушка для малышей | Новорожденный необходим для животика | Great Shower Gift
Хотите узнать о других направлениях развития? Проверьте их в списке ниже!
Когнитивное развитие Разработка языка Разработка самопомощи Social DevelopmentПростой способ подготовить для вас. Это БЕСПЛАТНО и ДЛЯ ПЕЧАТИ.
Получите БЕСПЛАТНОЕ руководство Milestone Guide ЗДЕСЬ.
Эти первые три месяца могут быть немного лишены сна и заняты, поэтому используйте это, чтобы легко отслеживать все эти захватывающие вехи в первый год жизни вашего ребенка
Похожие посты, которые вам понравятся
Лучшие идеи игр для новорожденных
Советы по сну для малышей, которые действительно работают!
5 веселые игрушки для ванны, которые поощряют разработку
Лучшие детские игрушки с 0-6 месяцев
Мелкая моторика 3-6 месяцев
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Созданный с любовью и заботой нашими экспертами по развитию детей, этот комплексный набор рекомендаций для различных этапов развития ребенка и инструмент, помогающий родителям расти вместе со своими детьми.
Выберите возраст
- Все
- 0 — 1 м
- 1 — 3 м
- 12 — 18 м
- 18 — 24 м
- 3 — 6 м
- 6 — 9 м
- 9 — 12 м
Координация глаз-рука
В возрасте 3-4 месяцев рефлексы становятся менее доминирующими, а движения младенцев становятся более преднамеренными, произвольными и контролируемыми. Координация глаз и рук достаточно развита, что позволяет младенцам протягивать руки, чтобы брать предметы. Первоначально способность к хватанию ограничена, так как малыши все еще пользуются ладонями, а не пальцами – предложите малышу игрушку подходящего размера. Где-то между 3 или 4 месяцами дети могут схватить игрушку и начать перемещать ее в поле своего зрения. Лежа на спине, они подносят руку к средней линии и сжимают ее, чтобы схватить предмет в пределах досягаемости.
Руки
В этот период малыши предпочитают лежачее положение и любят опираться на предплечья с раскрытыми ладонями. Они лучше осознают свои руки благодаря глубокой сенсорной стимуляции, которую дает это положение.
Рот
С этого момента и до 12-месячного возраста дети берут все в рот для дальнейшего исследования, которое развивает мышцы в области рта: челюсти, язык и губы. Позже они перерастут в мелкую моторику, которая жизненно важна для употребления твердой пищи и речи.
Вехи
- Хватательный рефлекс угасает и сменяется намеренным хватательным
- Большинство младенцев теперь могут смотреть на предмет и вытягивать руку, чтобы схватить его, если он находится перед ними.
- Подносит все предметы ко рту.
- К шести месяцам младенцы могут одновременно концентрироваться только на одном объекте в руке. Если вы дадите ребенку новую игрушку, он бросит старую и упадет.
Маленькие советы
- Предложите ребенку множество игрушек разной текстуры, формы и размера, чтобы стимулировать ощущения в его ладони и практиковать различные способы захвата предметов.
- Предложите малышу погремушку, которая издает привлекательный звук. Положительные отзывы побуждают ее двигать руками, укрепляя мышцы и развивая зрительно-моторную координацию.
- Позвольте малышу исследовать мир ртом. Это наиболее развитый исследовательский инструмент в ее распоряжении, и тренировка этих мышц улучшает контроль и тонус.
Статьи
Навыки мелкой моторики
Способность вашего ребенка контролировать свои мышцы противоречит каждому его движению. Тонкий баланс наших навыков мелкой и крупной моторики — это то, что позволяет взрослым и детям быть физически активными и управлять своим телом по своему желанию.
Подробнее
Развитие моторики в первый год жизни
Первый год жизни ребенка полон удивительных перемен.