Разное

Моторика рук для развития речи: ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья, ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Так что все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных  движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его  отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Важно отметить следующее: если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.  Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть  с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий  развитию речи.   Если  у ребенка будет прекрасно развитая  моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает.

 

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»

Как организовать с ребенком занятия по развитию мелкой моторики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.

Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно

Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Начать никогда не поздно

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.

Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

  • Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
    • Покажите малышу упражнение.
    • Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
    • Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
    • Добавьте слова.
  • Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

Развитие мелкой моторики и почерк ребенка

0–3 МЕСЯЦА

Руки чаще всего остаются сомкнутыми
Обладает хватательным рефлексом (непроизвольно захватывает предметы, помещенные в ладонь)

2–4 МЕСЯЦА
Неаккуратно тянется к предметам («проводит рукой»)

3–3 1/2 МЕСЯЦА
Часто сцепляет руки вместе

3 1/2 — 4 МЕСЯЦА
Начинает целеустремленно, визуально направлено достигает

3–7 МЕСЯЦЕВ
Может держать в руке мелкие предметы

4–8 МЕСЯЦЕВ
Может перекладывать предметы из одной руки в другую
Может легко брать кубические/средние предметы


4–10 МЕСЯЦЕВ

Развивает точный вылет вперед и в стороны

5–9 МЕСЯЦЕВ
«Грабли» или «черпаки» мелких предметов, чтобы их поднимать (т.

7–9 МЕСЯЦЕВ
Преднамеренно может бросать/отпускать предметы (приготовьтесь к игре «смотри, как я бросаю это, смотри, мама/папа, поднимай-снова»!)

7–12 МЕСЯЦЕВ
Способность брать мелкие предметы большим и указательным пальцами

10 МЕСЯЦЕВ
Тычки и/или точки указательным пальцем

12–18 МЕСЯЦЕВ
Держит мел всей рукой, большим пальцем вверх

2 ГОДА
Держит мелок большим и всеми остальными пальцами, предплечье повернуто так, чтобы большой палец был направлен вниз
Надевает туфли, носки и шорты; снимает обувь и носки
Может пользоваться ложкой самостоятельно, держа ее вертикально
Может рисовать и копировать вертикальную линию


2 1/2 — 3 ГОДА

Нанизывает большие бусины
Отрезает бумагу ножницами
Скатывает пластилин/пластилин в «змейку» и может рисовать горизонтальную линию 9

3 — 3 1/2 ГОДА
Способность решать простые головоломки
Может построить башню из девяти и более маленьких блоков
Может самостоятельно одеваться/раздеваться; нужна помощь только с кнопками; все еще путает перед/зад с одеждой и право/слева с обувью
Может есть, практически не проливая, пьет из чашки/стакана одной рукой

3 1/2 — 4 ГОДА
Может наливать себе напиток из кувшина, если он не слишком тяжелый
Может вставлять маленькие колышки в маленькие отверстия
Способен нанизывать маленькие бусины
Может держать карандаш «треножным захватом» (3 пальца), но двигает предплечьем и запястьем, чтобы писать/рисовать/раскрашивать

4–4 1/2 ГОДА
Может использовать ножницы, чтобы следовать и резать как прямые, так и изогнутые линии
Может полностью управлять пуговицами, молниями и кнопками
Может рисовать и копировать крест ( одна вертикальная и одна горизонтальная пересекающиеся линии)


4 1/2 — 5 ЛЕТ

Может держать вилку пальцами
Может есть суп, практически не проливая
Складывает бумагу пополам, убедившись, что края соприкасаются
Вставляет ключ в замок и открывает его

5 ЛЕТ
Может самостоятельно одеваться и обычно завязывает шнурки
Вырезает ножницами квадрат, треугольник, круг и простые рисунки
Использует нож для размазывания продуктов (желе, арахисовое масло, майонез и т. д.), использует тупой нож для нарезки мягких продуктов
Может рисовать и копировать диагональные линии хватать» письменные принадлежности (большой палец и кончики первых двух пальцев) и использует только пальцы (поскольку мелкие мышцы руки развиты) для письма/рисования/раскрашивания

5 1/2 — 6 ЛЕТ
Можно построить «мост» из пяти блоков
Достаточная двусторонняя координация рук для вырезания сложных изображений, точное соблюдение контура
Способность правильно скопировать последовательность букв или цифр

6 ЛЕТ
Способность решать сложные головоломки

ДИАГРАММА ВЫШЕ ВЗЯТА НЕПОСРЕДСТВЕННО С SENSORY-PROCESSING-DISORDER.COM

10 Навыки мелкой моторики Упражнения для логопеда

Что такое «навыки мелкой моторики» и почему они важны? Мелкая моторика – это координация мелких мышц пальцев, кистей и предплечий. Детям необходимо развивать сильные мышцы мелкой моторики, чтобы выполнять такие важные задачи, как держать ножницы, чтобы резать, держать карандаш, чтобы писать, или застегивать/застегивать одежду, когда одевается.

Как включить упражнения на мелкую моторику в занятия с логопедом: Включение упражнений на мелкую моторику в занятия с логопедом может стать прекрасным способом увеличить участие и интерес к тому, над чем вы работаете. Самое приятное, что это можно сделать недорого и с минимальными затратами времени на подготовку.


 

Палочки для эскимо и мини-резинки для волос : Напишите нужные слова на карточках. Это могут быть артикуляционные слова, слова для зрения, математические задачи и т. д. Переверните карточку и произнесите свое слово 5 раз. Затем бросьте кубик и наденьте необходимое количество мини-резинок для волос на гигантские палочки для рукоделия!

 

Складывание объектов: Это мой фаворит, потому что дети всегда заняты, когда вы переключаете манипуляторы. Предлагаемые предметы для укладки включают в себя: пластиковые яйца (открытые), мини-ластики, блоки, кубики с кнопками, монеты и т. д. Это отличный способ получить массу проб во время артикуляционных упражнений, не нуждаясь в большом количестве материалов.

Альтернативные цели – Степени сравнения: самая большая башня, самая маленькая башня, эта башня меньше; Следующие указания: Сложите два розовых кубика ПОСЛЕ того, как вы сложите три синих кубика; Местоимения: У нее есть башня с четырьмя ластиками. У него есть башня с тремя ластиками. Ее башня выше.

Вот некоторые задания для распечатки, которые позволяют ребенку складывать предметы друг на друга, ориентируясь на определенные цели логопеда:0004

  • Речевые и языковые рамки Пандле
  • Речевые испытания маты
  • Речевые сетки
  • . невероятно недорогой способ развить мелкую моторику во время занятий с логопедом. Ребенок может прикрепить скрепку или прищепку к отдельной карточке стимула, по краям бумаги, создать цепочку из скрепок или манипулировать скрепками, чтобы сформировать нужную букву. Нажмите здесь, чтобы проверить активность на картинке выше.

     

    Кинетический песок и мини-животные/предметы: Начните с открытого разговора о кинетическом песке. Расскажите о том, что вы используете только пальцы, и о том, как ощущается песок, когда вы его раздавливаете.

    Цели для решения – VC Words: in, off, out, on; Предложные фразы: в ящике, на песке, сверху рядом с __, между ___, под ___; Множественное число: я бы положил 1 животное в песок, а они добавили бы соответствие «одна свинья, две свиньи»; Сортировка: животные, которые летают, животные, которые ходят на четырех ногах, животные, которые имеют хвост.

     

    Головоломки: Возьмите дешевую головоломку (долларовые магазины, Walmart и т. д.) и пронумеруйте каждую часть. Поместите кусочек головоломки на каждую карточку-стимул и дайте ребенку найти правильное место! Вы можете использовать это упражнение с числами, алфавитом, фигурами и т. д. Это отличный способ познакомить малышей с навыками, необходимыми для решения головоломок «для взрослых».

     

    Лего: С помощью этого недорогого манипулятора можно достичь ОЧЕНЬ много целей. Местоимения- «Дайте ей блок; Это его блок»; Предлоги: «Принцесса находится на вершине розового блока. Врач находится между двумя блоками.»; Следуя указаниям- «Поместите принцессу на синий блок ПОСЛЕ того, как вы поместите доктора на желтый блок»; Поощрение во время упражнений – студент получает блок после каждой попытки.

     

    Помпоны и пинцеты: Использование пластиковых пинцетов для извлечения помпонов — отличный способ поработать над мелкой моторикой и зрительно-моторной координацией. Дополнительные цели включают местоимения: «У нее три помпона. Он взял четыре помпона. »; Уровень предлогов/фраз: «Помпон НА ___»; Следование указаниям: «Поднимите синий помпон после того, как вы поднимете желтый»; Поощрение во время упражнений — учащийся получает возможность положить помпон в форму для кубиков льда после каждого речевого испытания.

    Навыки работы с ножницами: Это довольно простое занятие, которое любят дети. Возьмите детские ножницы и клочки плотной бумаги. После каждой правильной логопедической попытки (зависит от цели ребенка) позвольте ребенку отрезать кусок бумаги. Когда все ваши речевые пробы выполнены, ребенок может приклеить все вырезанные кусочки на бумажную тарелку.

    Дырокол: Использование дырокола — еще один недорогой способ развить мелкую моторику во время логопедических занятий. Ребенок может использовать дырокол на краях карточек для заметок, форм/вырезов на доске объявлений или на ксерокопиях карточек-стимулов.


     

    Занятия по логопедии для печати с низким уровнем подготовки: Нажмите здесь, чтобы просмотреть все загружаемые занятия, которые я использую во время занятий с логопедом.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *