Разное

Монологическая речь у детей дошкольного возраста: Развитие монологической речи в дошкольном возрасте

Содержание

Развитие монологической речи в дошкольном возрасте

В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками. 

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание
  • повествование
  • рассуждение

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет.

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.

Отличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок?

Изначально описание заключается в использовании одного-двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему развивается выразительность и связность речи .

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях;
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил;
  • Рассказыванием по сюжетной картине;
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором — поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого?»

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • Описание факта;
  • Поиск аргументов;
  • Выявление причинно-следственных связей;
  • Формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего»?

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.

Использование творческой деятельности в развитии связного монолога

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.

Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Приемы развития монологической речи в повседневной жизни

Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.

Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, многообразие игрушек.

Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника высказать собственное мнение:

  • Спорное поведение героев в мультфильме или рассказе.
  • Произошедший конфликт на детской площадке – кто прав, а кто неправ?
  • Ситуация на улице: мальчик помогает бабушке нести сумки. Он правильно поступает? Почему?

Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов. Также это поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Монологическая речь у детей дошкольного возраста: основные формы

Содержание

  • 1 Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста
  • 2 Как осваивают формы монолога дошкольники
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Повествование
    • 2.3 Рассуждение
  • 3 Использование творческой деятельности в развитии связного монолога
  • 4 Приемы развития монологической речи в повседневной жизни
    • 4.1 Приемы стимулирования монологов-рассуждений у дошкольников

В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками.  

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Рассмотрим краткую характеристику каждой формы монолога и возможности освоения форм монологической речи детьми дошкольного возраста.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Необходимо выделить как можно больше признаков объекта, главных и второстепенных, и охарактеризовать их. Дополнить информацией о действиях, высказать эмоциональное отношение к предмету или явлению.

Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет. Описательный монолог может быть развернутым и завершенным, несущим большой объем информации. Но только не в дошкольном возрасте. Например, младший дошкольник, глядя на собачку, рассказывает, что «собачка бегает и виляет хвостиком, у нее рыжие уши, она поднимает передние лапки – наверно, просит у меня печенье». В данном случае ребенок произносит монолог в той степени, насколько ему это посильно.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, ребенок ухватывает самые заметные для него признаки и говорит о них.

Чтобы описание получилось более полным, взрослый должен направлять внимание дошкольника на незамеченные им детали.

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать: какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Для детей старше 5-ти лет удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.

Изначально описание заключается в использовании одного-двух коротких предложений. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему происходит развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал.

Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях.
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил.
  • Рассказыванием по сюжетной картине.
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором – поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений.

Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился. Давай вернемся к дельфинам. Интересно, как они резвятся?».

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • описание факта;
  • поиск аргументов;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего?».

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.

Использование творческой деятельности в развитии связного монолога

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.

Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Приемы развития монологической речи в повседневной жизни

Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.

В игре с куклой, складывая кубики, большинство детей комментируют свои действия. Если ребенок предпочитает играть молчаливо, взрослым следует побуждать его рассказывать о том, чем он занят, или что делает его игрушка.

Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, разнообразные игрушки.

Отличный способ для развития навыка описания и повествования – прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? В описании стоит обратить внимание на цвет, на форму, на размер, какая на ощупь, с какого дерева и т.д.

Приемы стимулирования монологов-рассуждений у дошкольников

Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника порассуждать и высказать собственное мнение:

  • Спорное поведение героев в мультфильме или рассказе.
  • Произошедший конфликт на детской площадке – кто прав, а кто неправ.
  • Ситуация на улице: мальчик помогает бабушке нести сумки. Он правильно поступает? Почему?

Важно объяснить дошкольнику, что рассуждение должно быть последовательным, логичным и должно подтверждаться фактами. В ответ на заявление ребенка «Я не буду больше играть с Мишкой», побудите его рассказать, что произошло, чем ему не понравилось поведение сверстника и пр.

Многие старшие дошкольники интересуются популярными научными темами: о космосе, о развитии жизни на планете, о динозаврах. Они готовы с увлечением рассказывать об этом и сверстникам, и взрослым. Подскажите любознательному ребенку, что он увлечет своим рассказом слушателя еще больше, если будет излагать в такой последовательности:

  1. Сообщит факт, который удивил или взволновал (Были такие динозавры, которые умели летать!).
  2. Порассуждает, чем это объясняется, выскажет свое мнение или сомнения.
  3. Сделает вывод, некое заключение.

Излагая подобную информацию, дошкольник выдвигает свои доводы, ищет причинно-следственные связи, старается найти приемлемые объяснения, что способствует развитию монологической речи, придает ей структурированность.

Поддержание у ребенка дошкольного возраста стремления рассказывать, делиться впечатлениями, высказывать свое мнение работает на основные задачи речевого развития: обучение говорить связно, освоение форм монологической речи, использование языковых выразительных приемов.

Нормально ли, что ваш ребенок разговаривает сам с собой?

Фото: iStockphoto

Оба ребенка Кэтрин Лабате всегда были очень многословны. То, что начиналось как «разговоры в колыбели» в младенчестве, переросло в оживленных разговоров с куклами и игрушками к тому времени, когда они были малышами, и в возбужденные монологи шепотом, когда они стали дошкольниками. Теперь, когда они ходят в школу, четырехлетний сын Лабате и семилетняя дочь все еще разгадывают головоломки или даже репетируют то, что они собираются сказать в классе на следующий день. Мама из Торонто не задумывалась об этом, пока другие родители не заметили, что их дети не такие болтливые.

По мнению детских психологов, маленькие дети часто разговаривают вслух сами с собой в течение дня, и это ни в коем случае нельзя расценивать как нечто странное или негативное. Как правило, этот «разговор с самим собой» достигает пика в возрасте от трех до пяти лет, но может сохраняться и дольше.

Тем не менее, родители часто беспокоятся.

Почему дети разговаривают сами с собой?

«Дети изучают мир и упражняются в языке , во многом так же, как малыши тренируются ходить», — говорит Эстер Коул, психолог из Торонто. «Это их ролевая игра; они исследуют отношения, а также направляют себя, делая определенные вещи».

Вы можете обнаружить, что ваш ребенок разговаривает сам с собой, когда надевает обувь, рассказывает о своих дневных переживаниях в коляске или проецирует свои чувства на мягкие игрушки перед сном. «Они могут сказать что-то вроде: «Не бойтесь темноты. Все в порядке, я обниму тебя», — говорит Коул. «Вероятно, они имитируют то, что им сказал опекун».

Преимущества частной речи

«Частная речь [определение] может быть использована для понимания детская саморегуляция , их мотивация, их мысли и их эмоции или стратегии», — говорит Кимберли Дэй, частный исследователь речи и доцент психологии в Университете Западной Флориды. Ее исследования частной речи среди малышей и дошкольников показывают, что дети, которые говорят сами с собой, могут лучше контролировать свое поведение и эмоции во время трудных занятий.

Точно так же русский психолог Лев Выготский, изучавший частную речь в начале 20 века, видел в ней переход между социальной и «внутренней» речью. Адам Уинслер, профессор Университета Джорджа Мейсона в Вирджинии, обнаружил, что пятилетние дети лучше справлялись с двигательными задачами, когда разговаривали вслух сами с собой (спонтанно или по приказу), чем когда молчали.

Как ответить

Эксперты говорят, что вы не должны пытаться задушить частную речь, так как это помогает детям в их эмоциональном и интеллектуальном развитии. «Игра и обучение происходят одновременно», — говорит Коул. «Если вы видите, как трехлетний ребенок разговаривает со своими мягкими животными и использует ролевые игры, и вы говорите: «, почему ты разговариваешь со своим динозавром ?» Это не настоящий человек», это может сбить с толку». Альтернатива, по словам Коула, состоит в том, чтобы игриво реагировать таким образом, чтобы постепенно научить ребенка различать реальное и воображаемое. «Включите ролевую игру, сказав что-то вроде: «Скажем куколке, что нам пора ложиться спать?»»

Почему некоторые дети делают это чаще

Исследование, проведенное Day в 2018 году, показало, что дети меньше использовали личную речь, когда их родители были чрезмерно директивными и чувствительными с точки зрения структурирования их игры. Коул говорит, что разговор с самим собой также зависит от личности вашего ребенка. Затем важно, насколько вы выразительны как родитель и насколько ваш ребенок взаимодействует с другими, а не развлекается сам.

Когда волноваться

Хотя сообщалось, что дети с определенными поведенческими проблемами, такими как Синдром дефицита внимания и гиперактивности , склонны говорить сами с собой больше, чем с другими, разговоры вслух с самим собой не обязательно вызывают беспокойство. Дети, скорее всего, вырастут из этого, говорит Коул, особенно когда сообщения, которые они получают в ситуациях школьной группы, заключаются в том, чтобы молчать, учась и наблюдая, и ждать своей очереди, чтобы говорить.

Но, если разговоры сами с собой внезапно стали происходить чаще, это вызвано травматическим событием — скажем, смерть любимого питомца — или вызывает социальную изоляцию ребенка во время свободной игры, рекомендуется обратиться к семейному врачу или психологу. Врач может попытаться понять, чувствует ли ребенок себя исключенным или отвергнутым, или просто не получает достаточного взаимного общения со своими опекунами или сверстниками.

Интересно, что многие взрослые решают проблемы или решают задачи, разговаривая вслух сами с собой, отмечает Коул. По ее словам, это может быть эффективным инструментом независимо от вашего возраста. «Меня это никогда не беспокоило, — говорит Лабате о непрекращающейся болтовне своих детей. «Мои родители оба были учителями и всегда внушали нам, что активное воображение — это хорошо».

Эта статья была впервые опубликована 21 ноября 2019 г.

Развитие речи у ребенка

Новорожденный издает громкие крики в форме гласных, таких как a , e , i , u . По мере развития и формирования органов пищеварения он постепенно начинает издавать согласные звуки. Когда новорожденный голоден, он глотает ртом и образует лабильные согласные типа р , б , м, и при глотании пищи образуются горловые согласные типа g , h , k , а затем постепенно развиваются и другие звуки. К концу 1-го года ребенок употребляет вокал чаще, чем согласные, а на 2-м году это соотношение меняется в пользу согласных. На 1-м месяце жизни 90 % согласных, произносимых новорожденным, являются гортанными согласными, а к концу 1-го года их количество сокращается до 30 % за счет появления других согласных, таких как р , б , м , в , т , ф , д , н . На 3-м месяце новорожденный переходит от крика к мычанию. Он развлекается тем, что издает разные звуки, по-разному соединяя их друг с другом, и таким образом начинает формировать первые слоги. Порядок появления этих звуков у ребенка является результатом функционального созревания нервной системы и мускулатуры.

Возраст Развитие речи
От рождения до 5 месяцев • Издает звуки: смех, хихиканье, воркование, плач, визг.
• Голосом заметно выражает удовлетворение и недовольство.
• Тон плача отличается для разных нужд.
От 6 до 11 месяцев • Болтовня.
• Произносить слоги: ма-ма , ба-ба , да-да .
• Издает булькающие звуки во время игры в одиночку или с другими.
• Изменяет тон голоса.
• Издает различные звуки, сопровождаемые мимикой и жестами, пытаясь общаться.
• Произносит первые слова, которые имеют смысл.
От 12 до 17 месяцев • Имитирует звуки речи.
• Отвечает на простые вопросы с помощью мимики и жестов.
• Нечеткое произношение пары слов, указывающих на человека или предмет.
• Имитирует простые слова.
• Произнесите несколько слов, например папа , мама .
• Распознавать слова для обычных предметов.
• Понимать простые инструкции и фразы.
• Выполняет одношаговые команды, когда показывается жестом.
• С каждым месяцем говорит больше слов.
• В этот период имеет словарный запас от 4 до 6 слов.
От 18 до 23 месяцев • Имитирует звуки животных.
• Может произносить фразы из 2 слов.
• Ответы с да и нет .
• Маркирует обычные продукты по названию.
• Сочетает повседневные общеупотребительные слова.
• Понимает значение и использует слово мой .
• Понимает понятие размера и использует слова большой , маленький .
• В этот период имеет словарный запас от 10 до 50 слов.
• Произношение слов по-прежнему нечеткое.
От 2 до 3 лет • Использует простую пространственную концепцию, например: в , в .
• Использует местоимения, такие как ты , я , ее .
• Понимает и использует простые описательные слова, такие как холодный , горячий , большой , маленький .
• Улучшает точность речи в соответствии с возрастом.
• Отвечает на очень простые вопросы двумя-тремя словами.
• Использует больше местоимений, например I , ты , ее .
• Использует форму вопроса, чтобы что-то спросить, например: « Моя игрушка? ».
• Использует слова во множественном числе, такие как игрушки , обувь , кубики .
• Использует простые предложения из 3–4 слов.
• Задает простые вопросы из 1-2 слов.
• В этот период словарный запас составляет от 50 до 60 слов.
• Другие понимают как минимум половину его речи.
• Использует 100 или более слов к концу 2-летнего возраста.
• Улучшается произношение, некоторые лишние конечные звуки.
От 3 до 4 лет • Узнает и называет основные цвета.
• Все еще есть трудности с произношением r , s , sh , ch , y , v , z , th , звуки, но большинство других звуков чистые.
• Использует больше согласных в словах, чем больше, чем менее успешно.
• Другие родители многое понимают из того, что говорит ребенок.
• Понимает и описывает использование таких предметов, как кровать , ложка , велосипед , автомобиль , дом .
• Распознает нелепости в языке.
• Глаголы заканчиваются на и .
• Отвечает на вопросы очевидными ответами.
• Ответы на почему вопроса.
• Понимает сложные вопросы, но отвечает простыми предложениями. Глаголы прошедшего времени в некоторых случаях по-прежнему неправильные.
• Трудности в произношении сложных слов.
• К 3 годам использует более 400 слов.
Начиная с 5 лет • Вступает в разговор.
• Предложения длиннее 9 плюс слов.
• В его словесном выражении чаще встречаются сложные и сложные предложения.
• Более подробно описывает объекты.
• Начинает придумывать и рассказывать истории.
• Понимать и описывать последовательность событий.
Развитие речи к возрасту ребенка

Сначала ребенок начинает произносить слог, соединяя согласный м , образованный губами (часть мышцы тела, которую новорожденный использует больше всего), с простейшим гласный a , и, таким образом, получается слог ma . Позже ребенок начнет повторять один и тот же слог снова и снова, например, 9.0063 мама-ма , да-да, нет-нет, ба-ба и тому подобное. В конце 1-го года жизни, обычно в 11 месяцев, в его речи появляются первые полные слова типа мама , дада . С 9 месяцев ребенок уже понимает отдельные части услышанной речи и начинает им подражать. Таким образом, он практикуется, и голоса и слоги, которые он спонтанно производит, образуют различные, новые, взаимологичные, артикулированные сочетания. Таким образом, при переходе на 2-й год жизни у ребенка начинает формироваться настоящая речь.

Существует некоторый контраст между развитием речи и двигательными навыками. В конце 1-го года, когда ребенок начинает произносить первые слова, развитие моторики замедляется, а когда ребенок начинает ходить, происходит задержка его речи. В середине 2-го года, когда ребенок полностью овладел навыком ходьбы, количество употребляемых им слов начинает быстро увеличиваться. Пока он не в состоянии сказать все слова в соответствии с текущей степенью своей интеллектуальной зрелости, ребенок использует жесты как заменитель общения.

В возрасте около 18 месяцев ребенок с помощью речи точно указывает на окружающих людей и предметы и точно выражает свои чувства, желания и потребности.

Детская речь уже имеет означающую функцию. Затем он начинает спрашивать названия предметов, явлений и людей, и его словарный запас состоит в основном из существительных и восклицательных знаков, а позже и простых глаголов.

Рубинштейн С. Л.

Ребенок становится более точным в произношении, слушании и подражании речи других, благодаря чему его речь становится все более понятной.

В течение 2-го года у ребенка увеличивается количество слов.

• В возрасте 12 месяцев ребенок использует 3 слова.
• В возрасте 15 месяцев ребенок использует 19 слов.
• В возрасте 18 месяцев ребенок использует 23 слова.
В возрасте 22 месяцев ребенок использует 118 слов .
• В конце 2-го года ребенок использует 272 слова.

В этот период ребенок может связать 2-3 слова в простое предложение, в отличие от того, когда раньше он пытался выразить себя одним словом.

Смит М. Е.

Таким образом, его речь первоначально состоит из грубой, незаконченной вокализации, которой ребенок отвечает на раздражители. Постепенно это превращается в растущее количество различных звуков. Слушая и подражая речи окружающих людей, ребенок начинает составлять различные сочетания слов, что в итоге придает им смысл и словесно выражает свои мысли.

В развитии речи мы вновь встречаемся с принципом индивидуализации и интеграции, характерным для общего психологического развития. Вначале речь ребенка спонтанна и трудна для понимания, а затем становится более четкой и четкой, что является результатом повторения слов и предложений, услышанных в речи окружающих его людей.

В дошкольном возрасте речь продолжает улучшаться. К 5 годам словарный запас среднего ребенка уже составляет 2000 слов. Помимо существительных и глаголов, в нем используются и другие типы слов. Ребенок начинает изменять слова по склонению и спряжению, чтобы его словарный запас был полнее, богаче и разнообразнее. За это время значительно улучшается разборчивость его речи.

• В 2 года 32% артикуляционная правильность
• В 3 года 63% правильность артикуляции
• В 4 года 77% правильность артикуляции
• В 5 лет 88% правильность артикуляции

Маккарти Д.
А 90 значительное увеличение речи ребенка дошкольный возраст.

• В 2 года 78 слов в час
• В 4 года 400 слов в час

Smith M. E.

В дошкольном возрасте ребенок начинает использовать полные предложения из 6-8 слов и менее неполные предложения, характерные для предыдущих этапов. Предложения становятся длиннее, и помимо основных предложений в нем начинают использоваться условные предложения, а помимо существительных, местоимений и глаголов в предложениях теперь присутствуют прилагательные, числа и предлоги. В возрасте 4 лет ребенок начинает использовать речь в будущем времени, а чуть позже и в прошедшем времени. При этом количество местоимений в речи ребенка уменьшается, что является верным признаком взросления.

Маленький ребенок во время разговора связывает содержание речи с текущей ситуацией и местом, где он находится во время разговора с собеседником. Это так называемая «ситуативная речь». Собеседник может понять речь ребенка только в том случае, если он находится в непосредственной близости от него и видит, о чем говорит ребенок. Ребенок часто опускает предмет, заменяет существительные местоимениями, ему легче употреблять прилагательные, а для прилагательных он использует так, жесты, меняет тон речи, обильно использует мимику для выражения того, что еще не умеет. не знаю, как сказать словами. Примерно к 4 годам ребенок все чаще использует внятную так называемую «контекстную речь», причем разборчив сам по себе, независимо от текущей ситуации, говоря о людях, предметах или событиях, которых нет или не происходит в данный момент. когда говорит о них, и все чаще использует в речи мыслительные понятия. Таким образом, детская речь приобретает смысл и становится все более подходящим средством социального общения, взаимопонимания, но и познания мира через совершенствование языка.

Речь у ребенка существенно способствует развитию мышления, так как посредством мысли формируется словесное выражение, мысль становится осмысленной и конкретной.

Речь не только выражает мысль, но и способствует ее формированию.

Рубинштейн С. Л.

Дошкольник постоянно задает вопросы, которые в основном касаются причинно-следственных связей между вещами и социальных отношений между людьми. Ребенок часто задает вопросы о вещах, на которые он уже знает ответ, это служит самоутверждением того, что он уже знает, и одобрением со стороны окружающего такого способа мышления и выражения. С каждым последующим ответом на один и тот же вопрос ребенок закрепляет свои знания.

В дошкольном возрасте ребенок иногда разговаривает только сам с собой – «монолог». Произвольно добавляет слоги к разным словам. Таким образом, он составляет свои собственные словосочетания из нескольких терминов в зависимости от того, как он переживает действие и свои аффективные отношения.

Монолог – эгоцентрическая речь, служащая для лучшего понимания и более рационального планирования действий.

Piaget J.

Монологом ребенок обращается к вымышленному слушателю или собеседнику и таким образом заявляет о своем намерении действовать, о том, что он думает, хочет или планирует сделать.

Выготский Л. С.

Ребенок употребляет разные необычные слова, состоящие из 2-х слогов. Это «автономная речь», с помощью которой ребенок обобщает представление о вещах.

Выготский Л. С.

Именно к окончанию дошкольного возраста речь детей значительно социализируется, т. е. становится средством общения и диалога.

Piaget J.

Если взрослые часто обращаются и разговаривают с ребенком, он редко использует монолог. В таком случае только 4—5% его речи сводится к эгоцентрической речи.

Mc Carthy D.

Piaget J. считает, что монолог составляет до 40% речи дошкольников, воспитанных в детских домах. На основании этих данных Ж. Пиаже утверждает, что детская речь с самого начала всегда эгоцентрична, т. е. когда ребенок осуществляет деятельность без вмешательства или участия в той же деятельности людей из окружающей среды.

Большинство психологов не разделяют эту точку зрения Ж. Пиаже. В целом преобладает мнение, что речь с самого начала представляет собой социальный навык, который постепенно развивается под влиянием среды и всегда движется в этом направлении.

Основное развитие речи обычно заканчивается на 5-м году жизни. К этому времени речь и язык ребенка уже понятны, полны слов, грамматически правильны и могут служить навыком общения, выражения мысли и приобретения знаний. По мере развития ребенка обогащается его словарный запас, совершенствуется грамматика, а предложения становятся длиннее и сложнее. Образование очень способствует обогащению речи. Одной из основных ее задач является подготовка ребенка к наиболее умелому и возможно полному дифференцированному речевому выражению.

Большие индивидуальные различия у детей наблюдаются в развитии речи. Интеллектуально одаренные дети обычно усваивают все компоненты речи быстрее, чем менее одаренные дети. Относительно быстрое речевое созревание всегда является признаком интеллекта выше среднего. Но отставание ребенка в формировании речи не свидетельствует о том, что его интеллект ниже среднего. Есть дети с развитым интеллектом выше среднего, которые начинают говорить в возрасте 2-2,5 и даже 3 лет. Но дети с проблемами психического здоровья всегда начинают говорить позже, обычно в возрасте 4 лет. Если ребенок значительно отстает в речи от сверстников, это вызывает подозрение на нарушение функций, обуславливающих правильное развитие речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *