Разное

Методики развития детей до года: ТОП 8. Методики раннего развития

Книги Методики раннего развития: бумажные, электронные и аудиокниги

  1. Главная
  2. Книги
  3. Книги для родителей

Сортировать   

Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка

Симона Дэвис

Твердый переплет

1208 ₽

В корзину

Развиваем речь ребенка. Авторская методика Косиновой Е.М.

Е. М. Косинова

Твердый переплет

675 ₽

В корзину

Монтессори. 150 занятий с малышом дома

Сильви Д’Эсклеб, Ноэми Д’Эсклеб

Твердый переплет

-18%

513 ₽ 625 ₽

В корзину

Первый год вместе. Важнейшая книга начинающей мамы

Татьяна Аптулаева

Мягкая обложка

418 ₽

В корзину

Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет

Дмитриева В.Г.

Твердый переплет

-19%

385 ₽ 475 ₽

В корзину

Самая первая книга знаний малыша: для детей от 1 года до 3 лет

С. А. Буланова

Твердый переплет

-19%

385 ₽ 475 ₽

В корзину

1+ Годовой курс развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет

Янушко Е.А.

Твердый переплет

1145 ₽

В корзину

Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет

Пола Порк Лиллард

Твердый переплет

-19%

425 ₽ 525 ₽

В корзину

Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет

Дмитриева В.Г.

Мягкая обложка

397 ₽

В корзину

Большая книга. Развитие памяти малыша

Инна Светлова

Твердый переплет

856 ₽

В корзину

Учим ребенка говорить (ил. Е. Гальдяевой)

Инна Светлова

Твердый переплет

-18%

939 ₽ 1145 ₽

В корзину

Заговори скорей, малыш! Полный курс по турбостарту речи

А. С. Краминова

Твердый переплет

599 ₽

В корзину

Развиваем мышление и речь

С. В. Липина

Мягкая обложка

189 ₽

В корзину

Развиваем внимание и память

С. В. Липина

Мягкая обложка

189 ₽

В корзину

Монтессори. 45 техник по развитию внимания у детей

Сильви Д’Эсклеб, Ноэми Д’Эсклеб

Твердый переплет

499 ₽

В корзину

2+ 100 развивающих упражнений для малышей от 2 до 3 лет

Янушко Е.А.

Мягкая обложка

319 ₽

В корзину

Маленькими шагами к большой цели. Как понять, сможет ли ребенок стать звездой. Книга от музыкального продюсера

Татьяна Тур

Твердый переплет

104 ₽

В корзину

МОНТЕССОРИ СЕГОДНЯ. Комплексный подход к воспитанию от рождения до взрослой жизни

Пола Полк Лиллард

Твердый переплет

495 ₽

В корзину

Говорю по-английски: мои первые фразы (с иллюстрациями Тони Вульфа)

Твердый переплет

-17%

436 ₽ 525 ₽

В корзину

Развивающие карточки. Найди пару (набор карточек)

Мягкая обложка

-71%

238 ₽ 819 ₽

В корзину

Готовимся к школе. Алфавит. Набор карточек

Мягкая обложка

-71%

238 ₽ 819 ₽

В корзину

Готовимся к школе. Математика (набор карточек)

Мягкая обложка

-71%

238 ₽ 819 ₽

В корзину

Вы просмотрели 36 из 74 товаров

Показать еще

1 2 3

Подборки

Смотреть все

В первые годы жизни ребенок активно познает мир, интересуется новым и пробует разные занятия. В это время закладываются основы его будущих умений. Чем раньше начать развивать способности ребенка, тем полнее они раскроются по мере взросления.

Играть в развивающие игры и делать обучающие упражнения можно уже в первый год жизни. Но делать это нужно продуманно, не давая ребенку слишком больших нагрузок. Книги содержат тщательно разработанные программы, которые соответствуют возрасту и возможностям детей. Задания постепенно усложняются, выводя на новый уровень. 

В этом разделе можно найти книги по раннему развитию:

  • речи;
  • мелкой моторики рук;
  • физических навыков;
  • творческих способностей;
  • мышления и логики;
  • памяти.

Издания помогут ребенку сделать первые шаги в рисовании, лепке из пластилина, выучить основы английского языка, познакомиться со сказками и потешками. Обучение выстроено в увлекательной игровой форме и не наскучит, а система контроля поможет фиксировать достижения и следить за успехами.

Методики раннего развития разработаны с учетом образовательных стандартов. Они подобраны с учетом возрастных особенностей, характера и интересов ребенка. Совместные обучающие игры помогут упрочить эмоциональную связь. Выбрать книгу по раннему развитию, ознакомиться с ее характеристиками, просмотреть первые страницы можно в каталоге «Эксмо».

Смотрите также:

  • Беременность и роды
  • Уход за малышом
  • Альбом малыша
  • Здоровье и питание ребенка
  • Воспитание и психология

Читать полностью

Свернуть текст

Методики раннего развития

Сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития — методики Марии Монтессори, Николая Зайцева, Екатерины и Сергея Железновых, Глена Домана и его последователя — Андрея Маниченко и т. д. Современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в Интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… Однако справиться с обилием всей информации непросто. К тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? Давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином «раннее развитие». В данном случае — это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: «Читать раньше, чем ходить» (П.В.Тюленев), «Математика с пеленок» (А.А. Маниченко), «После трех уже поздно» (Масару Ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. Сразу оговоримся — идеальной методики развития не существует! Потому что все родители разные, и все дети разные. То, что нравится и подходит одним — совершенно не радует и не подходит другим. Более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии «западающих» направлений. Так, например, у большинства методик не затрагивается развитие двигательной активности (а, как известно, движение — это жизнь) и эмоциональной сферы, которая наряду с игровой деятельностью в дошкольном периоде является ведущей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Это один из самых популярных методов развития.

Принцип: Следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
Направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
Что нужно? Развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным Марией Монтессори. Потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. Хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т. д.).
Как заниматься. Ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. Все материалы должны находиться в свободном доступе. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. Например, он подходит к «Розовой башне». Если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. Далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с «Розовой башней». После завершения игры пособие убирается ребенком на место. Взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. Например, ребенок увлекся счетом. Это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
Кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя Монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать.
И внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
Пробелы. В системе не предусмотрено творческое, эмоциональное и физическое развитие. Нет места ролевым играм.
Как можно адаптировать. Развивающая среда — это всегда хорошо. И не обязательно заполнять её только монтессори-материалами — подойдут любые развивающие игрушки. Хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести — они действительно уникальны и интересны. Ещё вариант — посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по Марии Монтессори.

КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО
Эту методику разработал американский врач-нейрофизиолог Глен Доман. А российский педагог-психолог Андрей Александрович Маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
Принцип: В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.

Направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
Что нужно? Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). Доман предлагает показывать ребенку карточки, на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
Как заниматься. Несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. При этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. Каждый раз подборка карточек должна обновляться (Доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
Пробелы. Система Домана-Маниченко — одна из самых спорных систем раннего развития.
Предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. Задача малыша — познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь — через тактильные каналы. Методика же Домана-Маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
Из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
Маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
Изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
Кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за «раннее обучение», которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
Как можно адаптировать. Можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте «Умница» появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН
Последовательница метода Глена Домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
Принцип: Обучение должно приносить радость малышу и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.

Направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
Что нужно? Сесиль Лупан считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
Она разработала систему игр и упражнений, направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «Поверь в своё дитя». Книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
Кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить «репертуар» занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
Как можно адаптировать. Сесиль Лупан сама дает совет на этот счет: «Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого».
Золотые слова!

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Принцип: Ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. Склад — это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па — 3 склада, э-к-ра-н — 4 склада).
Направления: обучение чтению и счёту.
Что нужно? Нужно купить кубики Зайцева (они все разные — по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И заниматься. Для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). Он сразу будет учиться пропевать склад. Пропевать — потому что «обучаться чтению с пением гораздо эффективнее». И ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. Поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.


Пробелы. В школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со «складов» на «слоги».
Кому подходит. Высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
Как можно адаптировать. Ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. Хотя кубики Зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по традиционной методике. Только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

ДИНАМИЧЕСКИЕ КУБИКИ ЕВГЕНИЯ ЧАПЛЫГИНА
Евгений Чаплыгин — последователь методики Зайцева. Он разработал динамические деревянные кубики, с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. В наборе намного меньше кубиков (20 штук — 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте Зайцева. Двойные кубики Чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
Чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое «Домино», направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
«Кубики» и «Домино» рекомендованы для детей от трех лет.
В настоящий момент Чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики Андрею Маниченко (компании «Умница»).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Екатерина и Сергей Железновы разработали методику раннего музыкального развития «Музыка с мамой». В репертуаре Железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
Методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Вячеслав Воскобович разработал многофункциональные игры — конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. Таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою Гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
Самые известные игры – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Волшебная восьмерка» (изучаем цифры), «Конструктор букв» (изучаем буквы»), «Складушки» (учимся читать).
Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
Игры Воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. Одной игры вашему ребенку хватит надолго. Так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. Подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
Борис и Елена Никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. Никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. Надо сказать, что система Никитиных в советское время произвела фурор. Хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о «первопроходцах».
Борисом Никитиным был придуман ряд игр, направленных на развитие творчества и логического мышления. Также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых — не показывать, как надо. Малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
Самые популярные игры Никитина: «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб» и другие. Играть в эти игры можно всей семьей. Получите массу положительных эмоций.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша — это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. Выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. В наборе блоков Дьенеша имеются методические указания с примерами игр. В дополнение можно приобрести специальные альбомы, Логические блоки Дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. Блоки Дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Палочки Кюизенера – это набор, в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игры с палочками на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
Для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. Пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»
«Школа Семи Гномов» — это комплексная система развития ребенка от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
Направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. В зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
Что нужно? Нужно заниматься со своим ребенком по пособиям «Школы Семи Гномов». В каждой книге ШСГ имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. Пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. Задания в пособиях «Школа Семи Гномов» продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. Почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
Как заниматься. В этом вам помогут разноцветные гномики. Вместе с самым младшим Фиолетовым Гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. Дальше за дело возьмется Синий Гномик. Годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. Чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. Голубой Гномик — позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик — 3-4-летним, Желтый Гномик — 4-5-летним, Оранжевый Гномик — 5-6-летним, Красный Гномик — 6-7-летним.
Кому подходит. Всем детям и всем родителям. «Школа Семи Гномов» активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
Как можно адаптировать. Книги ШСГ можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. Задания в книгах целесообразно дополнять «живыми» играми и занятиями.

Автор статьи: Дарья Колдина.

Развитие ребенка: первые пять лет

О раннем развитии ребенка

«Развитие» означает изменения в физическом росте вашего ребенка. Это также изменения в социальных, эмоциональных, поведенческих, мыслительных и коммуникативных навыках вашего ребенка. Все эти области развития взаимосвязаны, и каждая из них зависит от других и влияет на них.

В первые пять лет жизни опыт и отношения стимулируют развитие детей, создавая миллионы связей в их мозгу. На самом деле 9Мозг 0007 детей формирует связи быстрее в первые пять лет , чем в любой другой период их жизни. Это время, когда закладываются основы обучения, здоровья и поведения на протяжении всей жизни.

Младенцы рождаются готовыми к обучению, и их мозг развивается в процессе использования. Стимулирующая и заботливая среда с множеством различных занятий дает детям множество способов играть, развиваться и учиться, а также дает много возможностей попрактиковаться в том, что они изучают.

Отношения: основа развития ребенка

Отношения детей затрагивают все сферы и этапы их развития. На самом деле отношения являются основой развития ребенка.

Через отношения ваш ребенок узнает важную информацию об их мире . Например, ваш ребенок узнает, безопасен ли мир, любимы ли они, кто их любит, что происходит, когда они плачут или смеются, и многое другое.

Ваш ребенок также учится, наблюдая за отношениями между другими людьми, например, наблюдая, как вы ведете себя с другими членами семьи. Это обучение является основой для развития коммуникативных, поведенческих, социальных и других навыков вашего ребенка.

Отношения вашего ребенка с вами — одни из самых важных отношений в его жизни. Отношения с другими членами семьи, опекунами, в том числе воспитателями дошкольного образования, и другими детьми также очень важны для развития ребенка.

Игра: как происходит развитие и обучение ребенка

В раннем возрасте игра является основным способом обучения и развития детей.

Игра — это развлечение для вашего ребенка. Это также дает вашему ребенку возможностей исследовать, наблюдать, экспериментировать и решать проблемы . Для этого вашему ребенку понадобится ваша поддержка и поощрение. Но важно стремиться к балансу между поддержкой своего ребенка и позволением ему пробовать что-то самостоятельно и иногда делать ошибки. Самостоятельное изучение того, как устроен мир, является важной частью обучения вашего ребенка.

Много времени, проведенное за игрой, разговорами, слушанием и взаимодействием с вами, помогает вашему ребенку освоить ключевые жизненные навыки. Эти навыки включают общение, мышление, решение проблем, движение и общение с другими людьми и детьми.

Игра — отличный инструмент для построения отношений. Игра с вашим ребенком посылает простое сообщение — вы важны для меня. Это послание помогает детям узнать, кто они и какое место они занимают в этом мире.

Другие факторы, влияющие на развитие ребенка

Гены вашего ребенка и другие факторы, такие как здоровое питание, физическая активность, здоровье и район, в котором вы живете, также влияют на развитие и благополучие вашего ребенка.

Здоровое питание
Здоровое питание дает вашему ребенку энергию и питательные вещества, необходимые для роста и развития. Это также помогает развивать чувство вкуса. Здоровое семейное питание и режим питания в первые годы жизни могут сформировать здоровые привычки питания на всю жизнь.

Физическая активность
Физическая активность жизненно важна для здоровья вашего ребенка. Это заставляет вашего ребенка двигаться, развивает моторные навыки, помогает вашему ребенку думать и дает вашему ребенку возможность исследовать свой мир. Поэтому вашему ребенку нужно много возможностей для активной игры как внутри, так и снаружи.

Здоровье
Легкие детские болезни, такие как простуда, боль в ушах и гастроэнтерит, как правило, не оказывают долгосрочного влияния на развитие. Но инвалидность, задержка развития и хронические или длительные заболевания могут повлиять на развитие. Специалисты в области здравоохранения и инвалидности могут помочь вам понять состояние вашего ребенка и то, как оно влияет на развитие.

Район и местное сообщество
Развитие вашего ребенка поддерживается позитивными отношениями с друзьями и соседями, а также доступом к игровым площадкам, паркам, магазинам и местным службам, таким как уход за детьми, игровые группы, детские сады, школы, медицинские центры и библиотеки.

Развитие ребенка: различия между детьми

В целом развитие происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Например, дети обычно учатся стоять, а потом учатся ходить. Но это развитие может произойти в любое время между 8 и 18 месяцами.

Итак, если вам интересно, идет ли речь о развитии вашего ребенка, просто помните, что развитие происходит с течением времени . Различия между детьми, как правило, не о чем беспокоиться.

Если вы действительно чувствуете, что с развитием вашего ребенка что-то не так, доверьтесь своему чутью. Обратитесь к детской и семейной медсестре, терапевту или педиатру.

Быть родителем

Являетесь ли вы родителем, бабушкой или дедушкой, опекуном или приемным родителем, воспитывающим ребенка, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

Когда вы сосредоточены на уходе за младенцем или ребенком, вы можете забыть или у вас не останется времени на то, чтобы позаботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.

Рост и развитие – клинические методы

Непрерывное изменение – суть жизни. Быстрые изменения размера, которые мы называем ростом , и быстрые изменения формы, функции и поведения, которые мы называем развитием , составляют основу педиатрии. Хорошие практические знания и умение оценивать рост и развитие необходимы при диагностической оценке любого пациента. Незначительные изменения — часто неспособность какого-либо изменения или события произойти в ожидаемое время — могут представлять собой самые ранние признаки болезни. Раннее распознавание задержки роста или неправильного развития может стать открытием, которое приведет в движение исследования, необходимые для эффективного вмешательства в решение проблемы пациента.

Оценка роста

Надлежащая оценка и использование антропометрических показателей, таких как рост, вес и окружность головы, должны иметь равный статус с другими клиническими данными. Самая большая трудность заключается в определении нормальности. Обычно это делается статистически. К сожалению, это часто приводит к распространенной ошибке, когда предполагается, что среднее значение или медиана представляет собой оптимум для данного пациента. Что это ошибочно, становится ясно, если представить себе 100 нормальных детей одного возраста, но разного веса. Только 1 ребенок (медиана, ребенок 50-го процентиля), тяжелее половины остальных, но легче остальных 50, будет считаться нормальным, даже если это нарушает исходную предпосылку о том, что все дети нормальны.

Необходимое понятие, что существует широкий диапазон нормы, допускает ошибку другого рода, а именно принятие за норму для индивидуума некоторого значения, которое находится в пределах нормы, но на самом деле является ненормальным для данного ребенка. Это усугубляется тем фактом, что на глаз и в цифрах на бумаге такая аномалия может быть незаметна даже самому опытному глазу квалифицированного врача. По этой причине абсолютно необходимо нанести параметры роста на подходящий графический график. График данных выявляет даже небольшие отклонения от ожидаемого пути. Небольшие изменения, такие как неспособность набрать 1 кг за 3 месяца, сразу бросаются в глаза. Построенные таким образом серийные данные представляют собой наилучший стандарт нормальности для индивидуума.

Хорошо известно, что индивидуум растет в «канале», вероятно, генетически детерминированном, и что такой канал специфичен для индивидуума. Отклонения от этого русла, за редким исключением, происходят только в случае повреждающего воздействия (например, болезни, избытка или дефицита калорий или даже психического расстройства). При таких отклонениях будет наблюдаться возврат к исходному каналу, если причина будет устранена. Например, в случае сбоя роста этот возврат происходит за счет «догоняющего» роста, который представляет собой самый быстрый из известных темпов роста. При работе с больным ребенком, при отсутствии более ранних серийных данных, этот «поворот угла» от догоняющего роста к каналу, который параллелен назначенному процентильному ориентиру, является хорошим и часто единственным средством определения нормального канала. для этого ребенка до тех пор, пока не появится возможность накопить достаточно серийных данных.

Наиболее часто используемые таблицы основаны на измерениях популяций предположительно нормальных детей. Необходимо иметь некоторое знакомство с базовыми данными. Диаграмма основана на «более 200 детях, живущих в Бостоне», или она была получена на основе данных о детях с ферм в Айове? В настоящее время существует группа диаграмм, устанавливающих более поздний стандарт, основанный на исследованиях NIH, охватывающих более широкий спектр Соединенных Штатов. Сетка Ветцеля, хотя она никогда не была очень популярна и мало использовалась, обладает уникальным свойством, заключающимся в том, что она была разработана на теоретических основаниях, а не как статистическое описание населения. Эта сетка отображает «уровень развития», параметр, связанный с телосложением, площадью поверхности и скоростью основного обмена, в зависимости от возраста. Было показано, что он действителен для любой популяции или вида. Другой тип диаграммы (Таннера) был разработан, который изображает 9.0079 скорость роста в единицу времени. Это особенно полезно при изучении изменяющихся темпов роста, характерных для различных периодов жизни, и при связи событий полового созревания и отрочества с физическим ростом. О нем будет сказано позже. Как это бывает, если кто-то придерживается стандарта нормальности, состоящего в следовании каналу (поддержании процентного ранга), любая из упомянутых диаграмм может служить цели, хотя процентильный ранг может варьироваться в зависимости от используемой диаграммы. Все эти диаграммы предназначены для отображения приращений измерения в зависимости от времени и, таким образом, представляют достигнутый статус в любом данном возрасте.

Нормальные темпы роста

Люди растут с разной скоростью в разное время жизни; существуют различия в скорости между полами, и разные ткани имеют разные скорости роста в одно и то же время. Очевидным примером является тот факт, что девочки 13 или 14 лет часто имеют такой же или даже больший рост, чем их сверстники-мужчины, а затем в течение пары лет превосходят их по росту. Лимфоидные структуры ребенка растут так быстро, что в течение 6 или 7 лет достигают состояния, значительно превышающего 100% размера взрослого человека, и фактически уменьшаются в подростковом возрасте, когда тело в целом (скелет, мышечная масса и объем крови) увеличивается. в темпе роста. Так, миндалины второклассника могут быть очень большими, но не увеличенными; у маленького ребенка селезенка может стать пальпируемой при любой инфекции, а при дифференциальной диагностике аппендицита у детей всегда присутствует мезентериальная лимфаденопатия.

Человеческая голова растет так быстро, что достигает почти взрослого размера всего за 6 лет. Этот быстрый рост головы требует рождения людей, в отличие от других видов млекопитающих, задолго до того, как станет возможно ходить. Если бы это было не так, головка не могла бы выйти из таза. Для отслеживания этого явления используются специальные графики. Поскольку череп так легко расширяется, повышение внутричерепного давления может проявляться немногими другими признаками; отек диска зрительного нерва, например, может не возникнуть, если швы не сшиты.

Кривые роста человека характерны для вида. После зачатия наступает лаг-фаза, которая вскоре становится логарифмической. Доношенные роды происходят во время логарифмической фазы, так что при рождении ребенок растет со скоростью от 9 до 10 кг/год. Эта скорость роста снижается почти асимптотически, и к концу первого года рост идет гораздо более медленными темпами 2-2,5 кг/год. Это заметное снижение частоты можно рассматривать как физиологический маркер конца младенчества.

Примечательно, что основные перегибы кривой роста также связаны с сигнальными событиями развития, например, осуществлением локомоции и ее психодинамическим спутником, первой борьбой за автономию. Потребности в питательных веществах высоки в периоды быстрого роста, и, следовательно, состояния дефицита наиболее вероятны после них. Характерно клиническое течение цинги, рахита и железодефицитной анемии, возникающих во второй половине первого года жизни. Точно так же на следующем изгибе, подростковом всплеске роста, мы обнаруживаем повышенную уязвимость к истощению запасов кальция и железа и другую борьбу за автономию, на этот раз связанную с разлукой с домом и обоими родителями, тогда как первая, «ужасная двойка», представляла собой в основном разлука с матерью. Осведомленность об этих фазах роста и сопутствующих им психодинамических последствиях позволяет исследователю предвидеть поведение пациента и облегчает установление эффективного взаимопонимания, а также предлагает искать нормальные и патологические явления.

Стадии развития

Полезно представить периоды развития, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач. Неспособность выполнить эти задачи развития является свидетельством болезни, будь то прошлой или настоящей.

Младенчество

При рождении младенец в значительной степени представляет собой рефлекторный процесс, наделенный примитивными рефлексами. Некоторые из них, такие как копательный и сосательный рефлексы, явно утилитарны. В целом верно, что большинство вех развития сначала присутствуют в рефлекторной форме, а затем модифицируются по мере того, как развивающаяся центральная нервная система достигает периферических связей посредством миелинизации длинных спинномозговых путей. Например, новорожденный ребенок имеет твердый рефлекторный захват. Ребенку требуется около 4 месяцев, чтобы протянуть руку и схватить предмет, и тогда это делается только грубо, с использованием главным образом локтевой мускулатуры. Потребуется еще 2 месяца, чтобы быть в состоянии , чтобы освободить объект, удерживаемый в хватке; следовательно, способность перекладывать предмет из одной руки в другую приходится на середину первого года жизни. Примерно в возрасте 9–10 месяцев в игру вступает сближение большого и указательного пальцев, и ребенок становится цепким.

Развитие идет по принципу цефало-каудальной дифференциации, что легко можно наблюдать в попытках ребенка схватить объект до того, как рука сможет выполнять желания мозга. Социальное взаимодействие, корковая функция, хорошо развито к 6 месяцам, когда ребенок только начинает перекладывать предметы из рук в руки (плечевой пояс и шейный отдел позвоночника) и еще не может с пользой двигать нижними конечностями (поясничное сплетение и связанные с ним миотомы). Ранние речевые звуки появляются до того, как хорошо установится ходьба.

Обследование очень раннего больного младенца довольно сложно из-за того, что у него очень мало признаков, указывающих на заболевание. Социальная улыбка, самый ранний признак межличностного взаимодействия, появляется примерно через 4 недели. Отсутствие даже этого рудиментарного признака, помогающего в общей оценке тяжести заболевания, обычно требует, чтобы младенцы младшего возраста наблюдались в больничных условиях до тех пор, пока не станет ясно, что серьезного заболевания нет. Приобретение власти над своим телом является главной задачей первого года обучения.

Детство

Вскоре после окончания первого года у ребенка хорошо развито передвижение. Новообретенная способность оставить мать открывает период, известный большинству родителей как «ужасные двойки». Задача развития этого периода состоит в том, чтобы обнаружить и утвердить самотождественность. По этой причине ребенку трудно соглашаться на просьбы взрослых. Важно утвердиться в качестве автономной личности. Следовательно, ребенок не может быть сговорчивым, поскольку, если бы он или она всегда выполняли приказы других, факт автономного существования не был бы твердо установлен. Вот почему экзаменатору обычно бесполезно пытаться склонить ребенка этого возраста к сотрудничеству. Твердое, мягкое господство более эффективно и более гуманно: формирующаяся личность не обязана терять лицо, уступая. Как только ребенок наладит самостоятельное существование, обычно в возрасте около 3 лет, он или она станет дружелюбным, любезным пациентом и с готовностью выполнит все разумные, не угрожающие просьбы.

Изучение окружающей среды и межличностные трудности, возникающие у взрослых, приводят к тому, что несчастные случаи, травмы и жестокое обращение с детьми становятся серьезными проблемами со здоровьем в этой возрастной группе. Изменились и иммунологические адаптации. Младенец раннего возраста обладает определенными пассивно приобретенными защитными механизмами против инфекционных заболеваний, которые утрачиваются к концу первого года жизни. Эффективная замена его искусственным иммунитетом и наблюдение за приобретением естественной устойчивости к болезням являются основными медицинскими задачами. До тех пор, пока новорожденный не проживет какое-то время с недавно приобретенной кишечной флорой, кишечные микроорганизмы представляют серьезную опасность. Неспособность ребенка реагировать на определенные антигены приводит к уязвимости к инкапсулированным бактериям дыхательных путей в течение первых нескольких лет, создавая спектр заболеваний, уникальный для этого периода жизни.

Приобретение навыков самостоятельного функционирования в семье – задача на ближайшие 3 года. Такие вещи, как приучение к туалету, самостоятельное одевание и пищевое поведение, усваиваются, и трудности, возникающие в этом процессе, являются обычными жизненными проблемами. Успех на этом этапе — это подготовка к следующим 10 годам или около того, в течение которых задача состоит в том, чтобы развить способности и навыки, необходимые для функционирования в нашем обществе. В эти годы общество берет на себя ведущую роль посредством своих формализованных программ обучения, созданных для молодежи. Хотя ребенок относительно свободен от острого заболевания, именно в эти годы начинает проявляться отставание, вызванное умственной отсталостью, неспособностью к обучению, хроническим заболеванием и социально-экономическим статусом, которое наносит вторичный ущерб.

Подростковый возраст

Подростковый возраст, начинающийся с неоспоримых физиологических и анатомических изменений полового созревания, характеризуется ускорением темпов роста мезенхимальных и репродуктивных тканей. Эти изменения возникают у самок примерно на 2 года раньше, чем у самцов. Этот всплеск роста содержит в себе посредством эндокринных механизмов обратной связи семена своего прекращения. Широкий диапазон нормальных графиков развития требует большой точности в описательной терминологии. Описание гениталий как «инфантильных» может быть приемлемым в более раннем возрасте, но будет совершенно бесполезным в этот период, когда один нормальный 12-летний ребенок может быть «инфантильным», а другой «хорошо развитым». Таннер (1965) описал стадирование развития, которое связывает события полового развития с кривой скорости роста и позволяет быстро и точно регистрировать состояние индивидуума. Использование стадии Таннера теперь является стандартом для этой цели.

Первой задачей подросткового возраста является принятие нового тела и гендерной роли, которая его сопровождает. Для многих это сложная задача, к которой нужно подходить постепенно. Будут замечены одежда унисекс и другие стратегии, полезные для отсрочки решений, необходимых для развития. Девочки сегодня будут леди, а завтра сорванцами. Тихий мальчик, которому трудно вести себя как мачо, будет огорчен. Нормальные различия в размерах груди и гениталий, хотя и временные, вызывают проблемы.

Вторая задача — отделение от дома и семьи и утверждение себя в обществе как независимого взрослого человека. Это так же важно, как разлучение с матерью в 2-летнем возрасте, и может быть столь же неприятным. Родителям трудно понять, что будучи родителями они лишены права быть советниками для своих детей, что должна быть, хотя бы символически, революция, посредством которой их ребенок провозгласит свою независимость, и что после того, как это произойдет , их отношения, какими бы близкими они ни были, должны быть как взрослый со взрослым, а не как родитель с ребенком. Необходимая разлука не дается легко, и ребенок должен искать надежную базу за пределами дома; отсюда важность групп сверстников и следование стилям и причудам и другим средствам объединения с ресурсами снаружи дома. Суть их в том, что они должны отличаться от таковых у родительского поколения. Попытки родителей присоединиться к своим детям-подросткам в этих стремлениях в непродуманных попытках стать «приятелями» контрпродуктивны. К сожалению, эта неспособность родителей понять нормальное развитие часто приводит к тому, что молодое поколение прибегает к экстремальным тактикам, таким как злоупотребление наркотиками.

Для женщин менархе является лучшим клиническим признаком того, что пациент вступил в последнюю фазу снижения темпов роста Мужчины не вступают в эту фазу до 3 или 4 года спустя, и в их случае у этого события нет такого четкого клинического маркера.Это прекращение роста знаменует собой логический конец педиатрии, который по нынешнему соглашению обычно считается возрастом около 18 лет. градация в качестве удобного маркера, продлевающая ее на пациентов с выраженной задержкой развития.Эта практика, безусловно, ставит перед педиатром проблемы гинекологии, контрацепция, случайный пример инсулиннезависимого сахарного диабета (диабет зрелого возраста у молодых) и другие проблемы, более характерные для взрослой практики.

Заключение

Непрерывное изменение — суть жизни. Прекращение роста в конце подросткового возраста не является концом развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *