Содержание
Методики раннего развития
Сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития — методики Марии Монтессори, Николая Зайцева, Екатерины и Сергея Железновых, Глена Домана и его последователя — Андрея Маниченко и т.д. Современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в Интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… Однако справиться с обилием всей информации непросто. К тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? Давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.
Сначала о том, что мы понимаем под термином «раннее развитие». В данном случае — это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: «Читать раньше, чем ходить» (П.В.Тюленев), «Математика с пеленок» (А.А. Маниченко), «После трех уже поздно» (Масару Ибука).
Итак, пробуем подобрать методику. Сразу оговоримся — идеальной методики развития не существует! Потому что все родители разные, и все дети разные. То, что нравится и подходит одним — совершенно не радует и не подходит другим. Более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии «западающих» направлений. Так, например, у большинства методик не затрагивается развитие двигательной активности (а, как известно, движение — это жизнь) и эмоциональной сферы, которая наряду с игровой деятельностью в дошкольном периоде является ведущей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Это один из самых популярных методов развития.
Принцип: Следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
Направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
Что нужно? Развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным Марией Монтессори. Потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. Хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
Как заниматься. Ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. Все материалы должны находиться в свободном доступе. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. Например, он подходит к «Розовой башне». Если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. Далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с «Розовой башней». После завершения игры пособие убирается ребенком на место. Взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду.

Кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя Монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. И внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
Пробелы. В системе не предусмотрено творческое, эмоциональное и физическое развитие. Нет места ролевым играм.
Как можно адаптировать. Развивающая среда — это всегда хорошо. И не обязательно заполнять её только монтессори-материалами — подойдут любые развивающие игрушки. Хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести — они действительно уникальны и интересны. Ещё вариант — посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по Марии Монтессори.

КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО
Эту методику разработал американский врач-нейрофизиолог Глен Доман. А российский педагог-психолог Андрей Александрович Маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
Принцип: В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
Направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
Как заниматься. Несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено.

Пробелы. Система Домана-Маниченко — одна из самых спорных систем раннего развития.
Предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. Задача малыша — познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь — через тактильные каналы. Методика же Домана-Маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
Из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
Маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
Изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.

Кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за «раннее обучение», которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН
Последовательница метода Глена Домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
Принцип: Обучение должно приносить радость малышу и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
Что нужно? Сесиль Лупан считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
Она разработала систему игр и упражнений, направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «Поверь в своё дитя». Книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
Кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить «репертуар» занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
Как можно адаптировать. Сесиль Лупан сама дает совет на этот счет: «Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого». Золотые слова!
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Принцип: Ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. Склад — это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па — 3 склада, э-к-ра-н — 4 склада).
Направления: обучение чтению и счёту.
Что нужно? Нужно купить кубики Зайцева (они все разные — по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И заниматься. Для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). Он сразу будет учиться пропевать склад. Пропевать — потому что «обучаться чтению с пением гораздо эффективнее». И ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. Поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
Кому подходит. Высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.

Как можно адаптировать. Ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. Хотя кубики Зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по традиционной методике. Только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.
ДИНАМИЧЕСКИЕ КУБИКИ ЕВГЕНИЯ ЧАПЛЫГИНА
Евгений Чаплыгин — последователь методики Зайцева. Он разработал динамические деревянные кубики, с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. В наборе намного меньше кубиков (20 штук — 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте Зайцева. Двойные кубики Чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
Чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое «Домино», направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
«Кубики» и «Домино» рекомендованы для детей от трех лет.
В настоящий момент Чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики Андрею Маниченко (компании «Умница»).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Екатерина и Сергей Железновы разработали методику раннего музыкального развития «Музыка с мамой». В репертуаре Железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
Методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.
СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Вячеслав Воскобович разработал многофункциональные игры — конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. Таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою Гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
Самые известные игры – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Волшебная восьмерка» (изучаем цифры), «Конструктор букв» (изучаем буквы»), «Складушки» (учимся читать).
Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
Игры Воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. Одной игры вашему ребенку хватит надолго. Так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. Подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
Борис и Елена Никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. Никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. Надо сказать, что система Никитиных в советское время произвела фурор. Хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о «первопроходцах».
Борисом Никитиным был придуман ряд игр, направленных на развитие творчества и логического мышления. Также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых — не показывать, как надо. Малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
Самые популярные игры Никитина: «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб» и другие. Играть в эти игры можно всей семьей. Получите массу положительных эмоций.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша — это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. Выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. В наборе блоков Дьенеша имеются методические указания с примерами игр. В дополнение можно приобрести специальные альбомы, Логические блоки Дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. Блоки Дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).
ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Палочки Кюизенера – это набор, в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игры с палочками на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
Для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. Пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.
КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»
«Школа Семи Гномов» — это комплексная система развития ребенка от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
Направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. В зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
Что нужно? Нужно заниматься со своим ребенком по пособиям «Школы Семи Гномов». В каждой книге ШСГ имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. Пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. Задания в пособиях «Школа Семи Гномов» продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. Почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
Как заниматься. В этом вам помогут разноцветные гномики. Вместе с самым младшим Фиолетовым Гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. Дальше за дело возьмется Синий Гномик. Годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. Чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. Голубой Гномик — позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик — 3-4-летним, Желтый Гномик — 4-5-летним, Оранжевый Гномик — 5-6-летним, Красный Гномик — 6-7-летним.
Кому подходит. Всем детям и всем родителям. «Школа Семи Гномов» активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
Как можно адаптировать. Книги ШСГ можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. Задания в книгах целесообразно дополнять «живыми» играми и занятиями.
Автор статьи: Дарья Колдина.
Книги Методики раннего развития: бумажные, электронные и аудиокниги
- Главная
- Книги
- Книги для родителей
в наличии в наличии
Сортировать
Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка
Симона Дэвис
Твердый переплет
1114 ₽ 1295 ₽
В корзину
14%
Монтессори. 150 занятий с малышом дома
Сильви Д’Эсклеб, Ноэми Д’Эсклеб
Твердый переплет
519 ₽ 625 ₽
В корзину
17%
Первый год вместе. Важнейшая книга начинающей мамы
Татьяна Аптулаева
Мягкая обложка
390 ₽ 475 ₽
В корзину
18%
Самая первая книга знаний малыша: для детей от 1 года до 3 лет
С. А. Буланова
Твердый переплет
411 ₽ 495 ₽
В корзину
17%
Заговори скорей, малыш! Полный курс по турбостарту речи
А. С. Краминова
Твердый переплет
332 ₽ 1039 ₽
В корзину
68%
Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
Александр Михайлов
Мягкая обложка
349 ₽ 425 ₽
В корзину
18%
Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
Александр Михайлов
Твердый переплет
390 ₽ 475 ₽
В корзину
18%
Логопедический альбом Р-Рь
Янушко Е. А.
Мягкая обложка
365 ₽ 445 ₽
В корзину
18%
Большая книга. Развитие памяти малыша
Инна Светлова
Твердый переплет
752 ₽ 895 ₽
В корзину
16%
Учим ребенка говорить (ил. Е. Гальдяевой)
Инна Светлова
Твердый переплет
962 ₽ 1145 ₽
В корзину
16%
Развиваем речь ребенка. Авторская методика Косиновой Е.М.
Е. М. Косинова
Твердый переплет
560 ₽ 675 ₽
В корзину
17%
Развиваем мышление и речь
С. В. Липина
Мягкая обложка
142 ₽ 189 ₽
В корзину
25%
Развиваем внимание и память
С. В. Липина
Мягкая обложка
142 ₽ 189 ₽
В корзину
25%
1+ Годовой курс развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет
Янушко Е. А.
Твердый переплет
962 ₽ 1145 ₽
В корзину
16%
Говорю по-английски: мои первые фразы (с иллюстрациями Тони Вульфа)
Твердый переплет
436 ₽ 525 ₽
В корзину
17%
Сингапурская методика. Рабочая тетрадь по математике (6-7 лет)
Дельфин Урвуа
Мягкая обложка
194 ₽ 719 ₽
В корзину
73%
Принципы Монтессори. 35 практических советов
Твердый переплет
186 ₽ 619 ₽
В корзину
70%
Развивающие карточки. Найди пару (набор карточек)
Мягкая обложка
246 ₽ 819 ₽
В корзину
70%
Готовимся к школе. Алфавит. Набор карточек
Мягкая обложка
246 ₽ 819 ₽
В корзину
70%
Вы просмотрели 36 из 74 товаров
Показать еще
1 2 3
Подборки
Смотреть все
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 66056 книг
В первые годы жизни ребенок активно познает мир, интересуется новым и пробует разные занятия. В это время закладываются основы его будущих умений. Чем раньше начать развивать способности ребенка, тем полнее они раскроются по мере взросления.
Играть в развивающие игры и делать обучающие упражнения можно уже в первый год жизни. Но делать это нужно продуманно, не давая ребенку слишком больших нагрузок. Книги содержат тщательно разработанные программы, которые соответствуют возрасту и возможностям детей. Задания постепенно усложняются, выводя на новый уровень.
В этом разделе можно найти книги по раннему развитию:
- речи;
- мелкой моторики рук;
- физических навыков;
- творческих способностей;
- мышления и логики;
- памяти.
Издания помогут ребенку сделать первые шаги в рисовании, лепке из пластилина, выучить основы английского языка, познакомиться со сказками и потешками. Обучение выстроено в увлекательной игровой форме и не наскучит, а система контроля поможет фиксировать достижения и следить за успехами.
Методики раннего развития разработаны с учетом образовательных стандартов. Они подобраны с учетом возрастных особенностей, характера и интересов ребенка. Совместные обучающие игры помогут упрочить эмоциональную связь. Выбрать книгу по раннему развитию, ознакомиться с ее характеристиками, просмотреть первые страницы можно в каталоге «Эксмо».
Смотрите также:
- Беременность и роды
- Уход за малышом
- Альбом малыша
- Здоровье и питание ребенка
- Воспитание и психология
Читать полностью
Свернуть текст
Развитие ребенка — StatPearls — NCBI Bookshelf
Непрерывное образование
Стадии, через которые проходит ребенок от рождения до взросления, — это развитие ребенка. Дети — это первые новорожденные, и в процессе своего роста они приобретают навыки, которые позволяют им адаптироваться и функционировать. За развитием ребенка следует тщательно следить, чтобы обеспечить его полноценное развитие. В этой статье рассматриваются этапы развития ребенка, скрининг развития и его полезность межпрофессиональной командой.
Цели:
-
Опишите развитие периода новорожденности, позднего младенчества и подросткового периода.
-
Определите типы привязанности в младенчестве.
-
Объясните важность скрининга развития.
-
Обобщите рефлексы, которые можно использовать для доступа к развитию.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Развитие ребенка — это сложный процесс, который начинается в утробе матери и продолжается до взрослой жизни. На него влияют биология и окружающая среда, и они могут формировать его как положительно, так и отрицательно. Психическое здоровье человека во многом зависит от его развития в детстве. Крайне важно следить за развитием ребенка, чтобы убедиться в его адекватности. Это делается в основном родителями и лечащими врачами посредством родительских наблюдений, плановых посещений и инструментов скрининга. Как только выявлен пробел или задержка, должны быть организованы правильные услуги, чтобы оптимизировать благополучие ребенка и, таким образом, благополучие будущего взрослого.
Функция
Период новорожденности и примитивные рефлексы
Период новорожденности имеет большое значение в развитии. Адекватное развитие новорожденного оценивается главным образом путем полного физического осмотра. Неврологическое обследование является ключевым для этой оценки. В частности, примитивные рефлексы показывают адекватное развитие центральной нервной системы. Они появляются и исчезают в определенное время развития. К ним относятся укоренение, сосание, шагание, ладонный и подошвенный захват, Бабинского, Ландау, глабелла, асимметричный тонический шейный рефлекс и парашютный рефлекс.
Укореняющийся/сосательный рефлекс
Рефлекс укоренения состоит из прикосновения ко рту или щеке младенца и поворота головы в сторону стимула. Сосательный рефлекс представляет собой сосательное движение с помещением пальца (или соска) в рот младенца; он может оценить тройничный и подъязычный черепные нервы. Оба рефлекса присутствуют при рождении и исчезают к 4 месяцам. Их отсутствие может свидетельствовать о недоношенности или угнетении ЦНС.
Моро Рефлекс
Этот рефлекс может проявляться уже в возрасте 25 недель. Вызывается громким шумом, позволяя голове упасть в руку исследователя или резко отпуская руки. Физиологическая реакция – отведение и разгибание конечностей. Нормальный рефлекторный ответ симметричен. Асимметрия предполагает повреждение плечевого сплетения, перелом ключицы или плечевой кости или гемиплегию. Этот рефлекс обычно исчезает к 4-месячному возрасту.
Шаговый рефлекс
Этот рефлекс обнаруживается в первые шесть недель. Его вызывают, удерживая ребенка вертикально, пока оба корма касаются поверхности. Нормальной реакцией является то, что ребенок поднимает ноги, как будто идет. Он исчезает к 2-месячному возрасту.
Ладонный захват и подошвенный захват
Ладонный хватательный рефлекс обнаруживается на 28 неделе беременности. Он возникает, когда экзаменатор кладет палец на ладонь младенца. Нормальной реакцией является сгибание пальцев, образующих кулак вокруг пальца. Отсутствие хватательной реакции может указывать на повреждение нерва. Он исчезает к 6-месячному возрасту. Подошвенный захват подобен ладонному захвату, при котором экзаменатор прикладывает палец к подошвенной стороне стопы. Нормальная реакция — сгибание пальцев внутрь. Он исчезает к 15 месяцам.
Рефлекс Бабинского
Вызывается поглаживанием латеральной подошвенной поверхности от пятки к пальцам ног и далее к большому пальцу ноги. К этому стимулу относится размахивание большим пальцем ноги. Такая реакция является нормальной для младенцев до 2 лет. У взрослых положительный симптом Бабинского предполагает заболевание верхних двигательных нейронов.[1]
Рефлекс Ландау
Появляется в первые 3 месяца. Его вызывают, удерживая ребенка в положении лежа на спине в воздухе. Ответом является разгибание ног и головы, как если бы вы смотрели вверх. Он исчезает к 24 месяцам.
Знак глабеллы
Вызывается постукиванием по глабели с реакцией двустороннего моргания глазами.
Асимметричный тонический шейный рефлекс
Этот рефлекс, также называемый фехтовальным рефлексом, возникает, когда младенец лежит на спине, поворачивая голову в одну сторону. Нормальной реакцией является разгибание руки в противоположную сторону. Когда он исчезнет, младенец может перевернуться.
Парашютный рефлекс
Этот рефлекс появляется примерно в 8 месяцев жизни и никогда не исчезает. Его вызывают, когда младенца кладут ничком в воздух головой вперед. В ответ младенец вытягивает руки и растопыривает пальцы, чтобы защитить голову. Асимметрия может свидетельствовать о слабости или спастичности конечностей или даже о сложном неврологическом дефиците.
Позднее младенчество, школьный возраст и предподростковый возраст
Ребенок продолжает расти и развиваться после периода новорожденности. Основными областями развития являются крупная моторика, мелкая моторика, речь, познание и социально-эмоциональное поведение. Только в первый год ребенок учится держать голову, хватать, ползать, сидеть, стоять и ходить.[2] Они также начинают улыбаться, язык развивается сначала с воркованием, а затем с лепетом. По мере того, как они продолжают расти, они начинают проявлять интерес к другим и своему окружению и учатся выполнять простые команды. Когда им исполняется 12 месяцев, они могут указать на желаемый объект и понять значение слова «нет». Развитие от одного до двух лет включает в себя изучение большего количества слов, их сочетание, каракули, бег и игру с другим младенцем.
В возрасте от 3 до 6 лет младенцы могут научиться копировать фигуры на листе бумаги, а затем рисовать человека, пользоваться ножницами, указывать на цвета и выполнять некоторые повседневные действия, такие как чистка зубов или посещение туалета. Они начинают учиться читать и писать и могут заводить друзей. Они также могут ответить на вопросы «почему».[3] В более позднем периоде младенчества, в том числе от шести до двенадцати лет, дети могут заниматься более сложными видами спорта или играть на музыкальном инструменте. Чтение становится учебным занятием.[3]
Подростковый возраст
Подростковый возраст – это время быстрых и больших перемен. Это время, когда ребенок становится зрелым эмоционально, биологически и социально. Развитие состоит в том, чтобы найти идентичность и стать автономным. В подростковом возрасте выделяют три основные фазы: раннюю, с 10-13 лет, среднюю, с 14-ти до 17-ти лет и позднюю, с 18-21 года. Ранний подростковый возраст начинается с полового созревания и характеризуется эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью и конкретным мышлением. В социальном плане интерес меняется от семейных отношений к друзьям, особенно того же пола. Средний подростковый возраст — время абстрактного мышления. Социальное развитие включает в себя друзей противоположного пола, а также могут начаться романтические отношения. Они проводят больше времени в одиночестве или с друзьями, а не с семьей, пытаясь найти свою идентичность и автономию. Большинство пубертатных физических изменений уже произошло, и именно в это время они начинают чувствовать себя более комфортно со своим телом. Это также время, когда начинаются сексуальные отношения.
Не в последнюю очередь наступает поздний подростковый возраст. Для большинства это время, когда они достигают максимальной независимости. Эмоционально идентичность хорошо сформирована, интересы более стабильны, есть интерес к будущим решениям. Абстрактное мышление прочно утвердилось. В социальном плане они больше не подвержены влиянию других, семья становится более важной, и с ними могут формироваться более тесные отношения. Могут быть установлены более серьезные и стабильные романтические отношения.[4]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Привязанность в младенчестве
У всех нормально развивающихся младенцев развиваются отношения привязанности со своими опекунами. Привязанность Младенец-Родитель имеет ключевое значение для социального и эмоционального результата развития ребенка. Тип привязанности, существующий между ребенком и родителем, связан с эмоциональными и поведенческими проблемами или их отсутствием.[5]. У детей развиваются отношения привязанности, не связанные с типом опекуна, даже если они пренебрегают. Определение привязанности — это аспект отношений, благодаря которому ребенок чувствует себя защищенным и в безопасности. Развивается примерно в 6 месяцев жизни. В этом возрасте младенцы могут предсказать реакцию своего опекуна и изменить свою реакцию на эту реакцию.
Существует четыре типа привязанностей, которые делятся на организованные и неорганизованные, а также на безопасные и ненадежные. Тип привязанности у ребенка является результатом реакции опекуна, когда ребенок ищет привязанность. Ребенок ищет привязанности, когда чувствует угрозу, страх или неуверенность. Организованные типы — это те, в которых ребенок знает, что делать с опекуном. Например, ребенок может знать, что он может приблизиться или избежать человека, который о нем заботится. Надежные вложения — это те, которые имеют очень низкий риск возникновения проблем с адаптацией в будущем.
Первый тип — организованное и надежное крепление. Эти младенцы имеют быстрые любящие ответы на стрессоры младенца. Младенец знает, как отреагирует опекун, что делает его организованным и безопасным.[5] Далее идет организованный, но ненадежный и избегающий тип привязанности. У этих младенцев есть опекуны, которые пренебрежительно реагируют на их стрессоры. Это считается организованным, потому что ребенок знает, что следует избегать опекуна из-за отказа, который он получит. Третья — организованная, ненадежная и сопротивляющаяся привязанность. Это опекуны, которые реагируют непоследовательно и предполагают, что младенец обращает внимание на собственные стрессоры опекуна. Это организовано, потому что младенец учится постоянно привлекать внимание своего опекуна, несмотря на его изменчивую и неожиданную реакцию. Последний тип привязанности — неорганизованный и ненадежный. Это тот, который чаще всего используется младенцами в ситуациях высокого риска. Эти дети подвергаются необычному поведению родителей-опекунов, то есть напуганы, сексуализированы или нетипичны. Такое поведение возникает при наличии у ребенка стрессора или без него.[6]
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что когда у младенца организованный и безопасный тип отношений привязанности, он защищает от социальной и эмоциональной дезадаптации в более позднем младенчестве и подростковом возрасте. В частности, неорганизованная привязанность является сильным предвестником серьезной дезадаптации и психологических проблем. Они более чувствительны к стрессу, имеют проблемы с контролем эмоций и склонны к агрессивному поведению — около 80 % детей, ставших жертвами жестокого обращения, демонстрируют дезорганизованную привязанность. В детстве у них могут быть такие состояния, как оппозиционно-вызывающее расстройство, плохое поведение в классе, низкая успеваемость по математике и низкая самооценка. У подростков может быть больше психических заболеваний и нарушений оперативных навыков, а также плохого самоконтроля.
Подготовка к школе
Готовность к школе определяется как оптимальное соотношение между готовностью ребенка, готовностью к школе и взаимодействием семьи, которые поддерживают ребенка и обеспечивают успех ребенка в школе. Эти три аспекта можно обсудить по отдельности. Когда речь идет о ребенке, это означает адекватное физическое, социальное и эмоциональное развитие. К ним относятся хорошее здоровье и рост, а также способность общаться (слушать и говорить) и контролировать поведение. Что касается школы, то между школой и домом должен быть легкий переход, и родители должны иметь возможность взаимодействовать со школой. Учителя должны быть привержены обучению детей и быть готовыми изменить свой подход, если первоначальный не дает хороших результатов. Что касается семьи, то этот аспект начинается еще в дородовой период, и при наличии у ребенка первичного врача питание должно быть оптимальным, а родители должны быть готовы уделять время своим детям.
Есть пять потребностей детей, которые определяют их готовность к школе.
-
Надлежащее питание, одежда, жилье, образование и профилактические услуги в области физического и психического здоровья.
-
Развитие отношений со своими опекунами
-
Иметь возможность развивать навыки и таланты, чтобы помогать в сообществе0011
Воспитатели, которые помогают детям исцелиться физически и умственно, поскольку это развивает в них зависимость.
Весь опыт раннего развития ребенка, в какой бы обстановке он ни находился (дома, в детском саду или дошкольном учреждении), влияет на его образование. Если у детей есть распорядок дня и они получают эмоциональную поддержку, они могут лучше учиться и быть более устойчивыми по мере взросления.[7] Если ребенок в раннем возрасте попадает в привлекательную и поддерживающую среду, более вероятно, что он будет психически здоров в более позднем возрасте.
Темперамент
Темперамент у детей включает в себя различные реакции и способность ребенка к саморегуляции. Они могут формироваться в течение первого года жизни и включают физиологические и эмоциональные реакции. Он передается по наследству, и он также стабилен. Однако на него влияют экологические и социальные взаимодействия. Темперамент также оказывает большое влияние на развитие ребенка, как социальное, так и эмоциональное. Считается, что он играет роль в социальных взаимодействиях, познании и адаптации.
Трудный темперамент включает в себя ребенка, которого трудно успокоить, ребенка, который сильно реагирует на раздражитель, или очень беспокойного ребенка.[8] Ребенок с трудным темпераментом, скорее всего, будет подростком с трудным темпераментом. Этот тип темперамента является фактором риска возникновения психологических патологий в будущем.
Истерики
Истерики очень распространены среди детей. Истерика — это интенсивный период демонстрации разочарования или гнева, который непропорционален ситуации. Некоторые виды поведения, которые дети демонстрируют во время приступов гнева, включают удары, крик, размахивание конечностями, падение на пол, тряску головой, бросание вещей, задержку дыхания. У ребенка в основном бывают истерики. Ведь они не могут общаться, потому что не могут справиться с ситуацией, но это может быть и потому, что они ищут внимания. Ребенок может быть голоден, болен или расстроен и закатывать истерику, чтобы сообщить об этом.
Важно знать, что приступы гнева — нормальная часть развития ребенка. Это переход, когда они учатся контролировать эмоции и становятся более независимыми. Возраст, в котором они появляются чаще всего, — 2-3 года. Если истерика продолжается после этого возраста, это может указывать на то, что ребенок еще не освоил механизмы выживания. Как только ребенок может общаться и выражать свои чувства, истерики стихают.[9]
Однако истерики могут быть ненормальными. Время продолжительности и возраст могут указывать на то, что это не является нормальной частью развития ребенка. Если истерика длится более 15 минут, если ребенку больше 5 лет, если ребенок травмирует себя, что-то разрушает или ранит другого человека, если истерике сопутствует другое поведение (например, энурез) или если поведение между истериками не возвращается к исходному уровню.
Лучшее средство от приступов гнева — предотвратить их. Выявление триггеров. Распорядок дня — это способ избежать несоответствий, и ребенок знает, чего ожидать от своего опекуна. Детей нужно рано учить чувствам. Таким образом, когда они готовы к общению, они знают, как выразить это словами. Как только начинается истерика, воспитатель должен сохранять спокойствие, предложить «тайм-аут», игнорировать поведение, но убедиться, что ребенку ничего не угрожает. Правильно выйти из комнаты и дождаться прекращения истерики[9].]
Клиническое значение
Нормальное развитие ребенка предсказуемо с наблюдаемыми вехами в зависимости от возраста. Люди разные, поэтому задержка в достижении определенной вехи может не означать задержку, но риск возрастает, когда есть задержка в достижении нескольких вех.
Факторы, влияющие на развитие ребенка, могут быть биологическими, такими как хронические заболевания, нарушения слуха или зрения, недоношенность и низкая масса тела при рождении; или факторы риска окружающей среды, независимо от того, исходят ли они от сообщества (бедность или отсутствие доступа к услугам, плохие жилищные условия) или от ближайших родственников (бедность [имеет наибольшую связь с легкой/средней задержкой развития], социальная изоляция, психическое заболевание родителей или низкое образование).
Забота родителей — самый надежный метод раннего выявления, и медицинский работник никогда не должен игнорировать его. Однако отсутствие заботы со стороны родителей не означает, что развитие идет нормально; кроме того, припоминание вех может быть смещено в сторону нормальности и является более точным, когда задержка значительна.
Наличие контрольного списка этапов также является надежным методом раннего выявления, однако использование только этого метода может привести к чрезмерному выявлению задержки у детей, поскольку они обычно имеют единичную задержку в определенный момент времени, но в конечном итоге наверстывают упущенное. к норме. Врач, который основывает свою оценку исключительно на клиническом суждении, не использует надежный метод выявления проблем развития.[10]
Другим методом раннего выявления проблем развития с низкой специфичностью являются скрининговые тесты развития, такие как Денверский скрининговый тест развития (DDST) и другие более современные. Эти тесты не следует считать диагностическими [10]. Однако, когда эти стандартизированные тесты интегрируются как часть наблюдения за развитием и интерпретируются в гораздо более широком контексте, диагностические возможности расширяются. Наблюдение за развитием представляет собой лонгитюдный процесс, состоящий из повторных обзоров пациента и его семьи. Он направлен на раннее выявление и вмешательство в факторы риска задержки развития, такие как выявление опасений родителей, предоставление им рекомендаций в зависимости от их потребностей и проведение квалифицированных периодических наблюдений за вехами детей во время каждого посещения врача общей практики.
Привлечение родителей к анкетам, таким как Оценка состояния развития родителями (PEDS), помогает повысить точность клинических оценок развития.[10]
Детей следует направлять на официальную оценку при наличии любого из следующих красных флажков: подозрение на аутизм, регресс в развитии, недоношенность, особенно <28 недель беременности или рождение с весом <1500 г, состояния, связанные с высоким риском задержки развития, такие как аномальное неврологическое обследование, хромосомные аномалии, нарушения слуха и/или зрения, и, наконец, те пациенты с неудачными скрининговыми тестами, основными факторами риска и серьезными родительскими опасениями, которые сохраняются даже при нормальном наблюдении за пациентом.
Улучшение результатов команды здравоохранения
Развитие ребенка универсально. Наблюдение за ним и управление им сложны и сложны.
Поведенческие проблемы и проблемы развития у детей распространены и могут проявляться по-разному. Управление этими состояниями требует межпрофессиональной координации и связи между родителем или опекуном, лечащим врачом и школьной системой. Наблюдение за благополучием ребенка — это совместная работа каждого визита в медицинский центр, а также родителей, которые являются наиболее надежными и непосредственными свидетелями. Как только ребенок поступает в школу, учителя также несут ответственность за выявление проблем.
Воспитание физически и психически здоровых детей успешными взрослыми является общественной обязанностью. Чтобы улучшить это, должны быть прочные связи между сущностями, которые принимают участие в жизни ребенка.
Контрольные вопросы
-
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
-
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
-
Саланди С., Рай Р., Гутьеррес С., Исхак Б., Таббс Р.С. Неврологическое обследование младенца: всесторонний обзор. Клин Анат. 2019Сен; 32 (6): 770-777. [PubMed: 30848525]
- 2.
-
Flensborg-Madsen T, Grønkjær M, Mortensen EL. Предикторы вех раннего возраста: результаты Копенгагенской перинатальной когорты. БМС Педиатр. 2019 ноябрь 09;19(1):420. [Бесплатная статья PMC: PMC6842139] [PubMed: 31703689]
- 3.
-
Шарф Р.Дж., Шарф Г.Дж., Страуструп А. Вехи развития. Pediatr Rev. 2016 Jan; 37(1):25-37; викторина 38, 47. [PubMed: 26729779]
- 4.
Гаете В. [Психосоциальное развитие подростков]. Преподобный Чил Педиатр. 2015 ноябрь-декабрь;86(6):436-43. [PubMed: 26342392]
- 5.
-
Бенуа Д. Привязанность родителей и младенцев: определение, типы, предпосылки, измерение и результат. Педиатр Здоровье ребенка.
2004 г., 9 октября (8): 541-545. [Бесплатная статья PMC: PMC2724160] [PubMed: 19680481]
- 6.
-
Jensen ML, Carpentier FD, Adair L, Corvalán C, Popkin BM, Taillie LS. Изучение уникальной политики маркетинга продуктов питания в Чили: телевизионная реклама и рацион питания детей дошкольного возраста, исследование до и после принятия политики. Педиатр Обес. 2021 апр;16(4):e12735. [Бесплатная статья PMC: PMC8073213] [PubMed: 33105522]
- 7.
-
High PC., Комитет Американской академии педиатрии по раннему детству, усыновлению и иждивенцам и Совет по школьному здоровью. Готовность к школе. Педиатрия. 2008 г., апрель; 121(4):e1008-15. [PubMed: 18381499]
- 8.
-
Малтби Л.Э., Каллахан К.Л., Фридлендер С., Шетгири Р. Младенческий темперамент и поведенческие проблемы: анализ младенцев из групп высокого риска в сфере благополучия детей. J Public Child Welf. 2019;13(5):512-528. [Бесплатная статья PMC: PMC6786785] [PubMed: 31602180]
- 9.
-
Daniels E, Mandleco B, Luthy KE. Оценка, управление и профилактика детских истерик. Практика медсестер J Am Acad. 2012 окт; 24 (10): 569-73. [PubMed: 23006014]
- 10.
-
Оберклайд Ф., Древер К. Нормальный ли мой ребенок? Вехи и красные флажки для направления. Врач Ауст Фам. 2011 сен; 40 (9): 666-70. [PubMed: 21894272]
8 вещей, которые нужно помнить о развитии ребенка
Трусы
Скачать PDF
Опираясь на хорошо зарекомендовавшую себя базу знаний, формировавшуюся более полувека, последние достижения в области науки о развитии детей в раннем возрасте и лежащей в его основе биологии обеспечивают более глубокое понимание, которое может информировать и улучшать существующую политику и практику, а также способствовать созданию новые способы мышления о решениях. В этом важном списке, представленном в отчете «От передового опыта к прорывным результатам», Центр развития ребенка прямо указывает на некоторые аспекты развития детей в раннем возрасте.
-
Даже младенцы и маленькие дети испытывают неблагоприятное воздействие, когда значительные стрессы угрожают их семье и окружению, в котором они ухаживают.
Неблагоприятные переживания плода и раннего детства могут привести к физическим и химическим нарушениям в мозге, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Биологические изменения, связанные с этим опытом, могут воздействовать на многие системы органов и повышать риск не только ухудшения способности к обучению и поведения в будущем, но и ухудшения физического и психического здоровья.
-
Развитие — это в высшей степени интерактивный процесс, и результаты жизни определяются не только генами.
Окружающая среда, в которой человек развивается до и вскоре после рождения, дает мощный опыт, который химически модифицирует определенные гены таким образом, что затем определяется, в какой степени и когда они будут выражены.
Таким образом, в то время как генетические факторы оказывают сильное влияние на развитие человека, факторы окружающей среды способны изменять семейную наследственность. Например, дети рождаются со способностью до 9 лет.0302 учатся контролировать импульсы, концентрировать внимание и сохранять информацию в памяти, но их опыт уже на первом году жизни закладывает основу того, насколько хорошо развиваются эти и другие навыки исполнительной функции.
-
Несмотря на то, что привязанность к своим родителям имеет первостепенное значение, маленькие дети также могут извлечь значительную пользу из отношений с другими отзывчивыми опекунами как в семье, так и за ее пределами.
Близкие отношения с другими заботливыми и надежно доступными взрослыми не мешают силе основных отношений маленького ребенка с его или ее родителями.
Фактически, несколько воспитателей могут способствовать социальному и эмоциональному развитию маленьких детей. Тем не менее, частые сбои в уходе и высокая текучесть кадров, а также некачественное взаимодействие в условиях программ для детей младшего возраста могут подорвать способность детей формировать надежные ожидания относительно того, будут ли удовлетворены их потребности и каким образом.
-
Архитектура мозга в значительной степени формируется в течение первых трех лет после рождения, но окно возможностей для его развития не закрывается на третьем дне рождения ребенка.
Да нет! Основные аспекты функционирования мозга, такие как способность эффективно видеть и слышать, в решающей степени зависят от очень раннего опыта, как и некоторые аспекты эмоционального развития.
И хотя области мозга, отвечающие за функции более высокого порядка, которые задействуют большую часть социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, включая многочисленные аспекты исполнительного функционирования, также сильно подвержены влиянию раннего возраста, они продолжают хорошо развиваться в подростковом и раннем возрасте. совершеннолетие. Таким образом, хотя базовый принцип «лучше раньше, чем позже» обычно применяется, окно возможностей для большинства сфер развития остается открытым далеко за пределами 3-летнего возраста, и мы по-прежнему способны изучать способы «обхода» более ранних воздействий вплоть до самого раннего возраста. взрослые годы.
-
Серьезное пренебрежение, по-видимому, представляет собой не меньшую угрозу для здоровья и развития, чем физическое насилие, а возможно, и большую.
По сравнению с детьми, ставшими жертвами явного физического жестокого обращения, у маленьких детей, переживших длительные периоды пренебрежения, проявляются более серьезные когнитивные нарушения, проблемы с вниманием, дефицит речи, трудности в учебе, замкнутое поведение и проблемы во взаимодействии со сверстниками по мере взросления.
Это говорит о том, что устойчивое нарушение взаимодействий подачи и ответа в ранних отношениях может быть более разрушительным для развивающейся архитектуры мозга, чем физическая травма, однако ему часто уделяется меньше внимания.
-
У маленьких детей, подвергшихся невзгодам или насилию, не обязательно развиваются расстройства, связанные со стрессом, и они не вырастают агрессивными взрослыми.
Несмотря на то, что дети, перенесшие подобный опыт, явно подвергаются большему риску неблагоприятного воздействия на развитие мозга и более поздних проблем с агрессией, они не обречены на плохие результаты. Действительно, им можно существенно помочь, если как можно скорее установить надежные и заботливые отношения с поддерживающими их лицами и обеспечить соответствующее лечение по мере необходимости.
-
Простое удаление ребенка из опасной среды автоматически не избавит от негативных последствий этого опыта.
Нет никаких сомнений в том, что дети, которым угрожает опасность, должны быть немедленно удалены из опасных ситуаций. Аналогичным образом, детям, испытывающим серьезную безнадзорность, следует как можно скорее обеспечить отзывчивый уход. Тем не менее, детям, которые были травмированы, необходимо находиться в среде, которая восстанавливает их чувство безопасности, контроля и предсказуемости, и им обычно требуется терапевтическая поддерживающая помощь, чтобы облегчить их выздоровление.
-
Устойчивость требует взаимоотношений, а не грубого индивидуализма.