Содержание
Что делать при ОРВИ у ребенка: советы доктора Комаровского
ОРВИ – это самые распространенные человеческие болезни: до 90% всех случаев вирусных заболеваний. Ими болеют все – одни чаще, другие реже, но все. Зимой – чаще (вирусы в это время намного активнее), летом – реже, но все равно болеют. О том, что делать (и чего не делать) родителям, если у ребенка вирус, рассказывает Евгений Олегович Комаровский.
Наталия Экономцева
Что такое ОРВИ
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Вызывающие ОРВИ вирусы поражают так называемые эпителиальные клетки — клетки, покрывающие дыхательные пути от носа и горла до легких. Вирусов этих существует великое множество, самый известный — грипп, но есть и другие — менее знаменитые, но не менее противные (парагрипп, аденовирус, риновирус и т.
Особую грусть вызывает тот факт, что каждый из этих вирусов имеет определенное количество вариантов, поэтому у человека имеется теоретическая, а нередко и реальная практическая возможность болеть ОРВИ весьма часто.
Во внешней среде вирусы гибнут довольно быстро, но от человека к человеку передаются очень легко — воздушно-капельным путем. От момента заражения до появления первых признаков ОРВИ необходимо совсем немного времени — иногда несколько часов, но в большинстве случаев — не более 4 дней.
Вирус гриппа в воздушной среде может существовать максимум 4 часа. В осевших во время кашля и высохших на постельном белье каплях слизи он живет 10−14 дней, а в комнатной пыли — до 5 недель.
Основные симптомы ОРВИ
Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны, хотя бы потому, что человека, который ни разу ОРВИ не болел, просто не существует.
Вначале недомогание, ну а повышение температуры тела, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют.Способы профилактики и принципы лечения ОРВИ не зависят от того, как точно данный вирус называется. Это, кстати, во многом определяет тот факт, что практикующие врачи-педиатры предпочитают не морочить своим пациентам головы и редко называют болезни их точными именами. Слово «ОРВИ» и родителей, и врачей по большому счету устраивает, им и пользуются.
Особенности ОРВИ и гриппа
Исключение составляет грипп — самое, пожалуй, известное заболевание из всех ОРВИ. В чем же особенности гриппа?
Главная из них — способность к изменчивости. То есть вирус может самым принципиальным образом изменять свой антигенный состав. И это приводит к тому, что у очень большого количества людей полностью отсутствует иммунитет к данному, новому, не известному ранее варианту вируса гриппа.
Симптомы гриппа по большому счету похожи на симптомы других ОРВИ. Но принципиальная особенность гриппа может быть выражена фразой «плохо вообще». То есть больше всего беспокоит не что-то конкретное — насморк, кашель, боли в горле, а именно общие симптомы: очень высокая температура, сильный озноб, ярко выражены сонливость и общая слабость.
Как лечить ОРВИ
Давайте рассмотрим подробнее основные проявления ОРВИ и способы лечения, делая при этом акцент на тактике действия родителей. Но предварительно необходимо отметить следующее.
Доктор Комаровский говорит про ОРВИ так — в подавляющем большинстве случаев организм нормального ребенка, который нормально (естественно) воспитывается, вполне способен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи справиться с острой респираторной вирусной инфекцией. И главная задача — ему не мешать!
Ребенок заболел ОРВИ, чем лечить, спрашивают обычно родители. Почти все проявления болезни — повышение температуры, насморк, кашель, отказ от еды — представляют собой способы борьбы организма с возбудителем инфекции. А современные лекарства могут творить чудеса — мгновенно снизить температуру, «отключить» насморк и кашель и т. д. К сожалению, многие такие лекарства в вашей домашней аптечке есть, поэтому вы попытаетесь облегчить жизнь малышу и себе. А в результате вместо трех дней насморка получите три недели в больнице с воспалением легких. Это я говорю к тому, что, читая написанные ниже рекомендации, особое внимание обращайте на те ваши действия, которые ни в коем случае осуществлять не надо.
При контакте тела с холодом происходит спазм сосудов кожи. В ней замедляется кровоток, уменьшается образование пота и отдача тепла. Температура кожи уменьшается, но увеличивается температура внутренних органов. Это исключительно опасно!
Нельзя использовать в домашних условиях так называемые физические способы охлаждения: грелки со льдом, влажные холодные простыни, холодные клизмы и т. п., советует Комаровский.
Нужно ли сбивать температуру при ОРВИ у детей
Повышение температуры тела — типичное проявление не только ОРВИ, но и любой инфекционной болезни. Организм таким образом сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем.
Главное из этих веществ — интерферон. Про него многие слышали хотя бы потому, что в виде капель в нос он довольно часто назначается врачами. Интерферон — это особый белок, обладающий способностью нейтрализовать вирусы, а его количество имеет прямую связь с температурой тела — то есть чем выше температура, тем больше интерферона, объясняет доктор Комаровский.
Количество интерферона достигает своего максимума на второй-третий день после повышения температуры, и именно поэтому большинство ОРВИ благополучно заканчиваются на третий день болезни.
Если интерферона мало — ребенок слабенький (и не может отреагировать на инфекцию высокой температурой) или родители «сильно умные»: быстренько температуру сбили, — то шансов на окончание ОРВИ за три дня почти не остается.
В этом случае вся надежда на антитела, которые покончат с вирусами обязательно, но вот сроки болезни будут совсем другими — около 7 дней.
Так надо ли сбивать температуру при ОРВИ? Каждый ребенок индивидуален и по-разному переносит повышение температуры. Встречаются малыши, спокойно продолжающие играть при 39°, но бывает всего 37,5°, а он чуть ли не теряет сознание.
Поэтому не может быть универсальных рекомендаций в отношении того, до каких пор надо ждать и после какой цифры на шкале градусника начинать спасать. Главное для нас — следующее. При повышении температуры необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло — при испарении пота или при согревании вдыхаемого воздуха.
Два обязательных действия, если у ребенка ОРВИ и повышенная температура:
Обильное питье — чтобы было чем потеть.
Прохладный воздух в комнате (оптимально 16−18°). Если эти условия выполнены, вероятность того, что организм сам не справится с температурой, очень невелика.
Что делать при насморке
При помощи насморка во время ОРВИ организм пытается остановить инфекцию в носу (не пустить ее дальше — в горло, в легкие). При этом слизистая оболочка носа выделяет слизь, которая в огромных количествах содержит вещества, нейтрализующие вирусы. Главная задача родителей — не допустить высыхания слизи. Для этого необходим опять-таки чистый прохладный влажный воздух и достаточное количество жидкости, употребляемой внутрь. Если слизь высохнет, ребенок будет дышать ртом, и тогда начнет сгущаться и засыхать слизь в просвете бронхов, создавая условия для развития бронхитов и пневмоний.
Помочь ребенку можно, увлажняя носовые ходы каплями, которые делают слизь более жидкой. Пример — физиологический раствор. Это обыкновенная вода с добавлением небольшого количества соли. Передозировать его невозможно, поэтому капайте 3−4 капли в каждую ноздрю хоть каждые полчаса, советует Комаровский.
Недопустимо использование при обычном насморке сосудосуживающих капель, предостерегает доктор Комаровский. Вначале становится очень хорошо — исчезает слизь. А потом очень плохо — начинается отек слизистой оболочки носа. Проявляется так: сопли бежать перестали, однако носовое дыхание не только не восстанавливается, но еще и ухудшается. А чтобы стало хорошо, опять приходится капать. И так до бесконечности.
Доктор Комаровский: как лечить насморк?
Надо ли лечить при ОРВИ кашель
Любой нормальный человек должен хотя бы иногда кашлять, говорит Комаровский. Организм таким образом очищает легкие от слизи, которая в них накапливается. Иначе быть не может, потому что дышит человек не самым чистым воздухом.
При любых болезнях легких и верхних дыхательных путей количество слизи увеличивается — надо чистить бронхи и нейтрализовать вирусы и бактерии. А накапливающуюся слизь (она называется мокротой) организм удаляет посредством кашля.
Как и в отношении носа, при ОРВИ главное — предотвратить высыхание мокроты: все тот же прохладный влажный воздух и питье. Категорически недопустимо без указания врача давать лекарственные средства, угнетающие кашель, напоминает Комаровский.
Эти препараты хороши только при одной-единственной детской инфекции — коклюше, да и то под постоянным врачебным контролем. Во всех остальных случаях следует, если уж совсем невмоготу, использовать средства, воздействующие на мокроту (делающие ее менее густой) и усиливающие сокращение бронхов.
Нужен ли при ОРВИ постельный режим
Действительно больной ребенок постельный режим выберет себе сам. Если же непрерывное пребывание в постели сопровождается постоянными криками и воплями в связи с желанием из кровати выбраться, то следует знать, что энергии на крики и вопли тратится не меньше, чем на ходьбу.
Отвлекающие процедуры при ОРВИ
Каждый взрослый человек хоть раз испытал отвлекающие процедуры на себе и ближайших родственниках — всем известны знаменитые горчичники (банки, припарки, йодные сеточки, горячие ножные ванны и т. п.). Следует сразу отметить — эффективность этих процедур ни доказать, ни опровергнуть нельзя. Болезни, при которых горчичники якобы помогают, благополучно проходят и без горчичников. Серьезные заболевания опять-таки горчичниками не вылечиваются, говорит доктор Комаровский..
Так для чего же они нужны? Прежде всего для родителей. У мамы и папы заболевшего ребенка просто чешутся руки сделать для малыша «хоть что-нибудь», и они начинают старательно лечить ОРВИ у ребенка. А когда горчичники снимают, малышу действительно становится гораздо легче — оттого, что сняли.
Так нужны ли горчичники и прочие отвлекающие процедуры? Главный вывод
Отвлекающие процедуры нужны для того, чтобы отвлекать родителей. Убежден, что развлечения путем издевательства над больным младенцем — не самый лучший способ лечения. Если уж вы никак не можете воздержаться от «самых решительных действий», то не делайте ничего, что доставляет ребенку неприятные ощущения, просит доктор Комаровский.
Хотите — поставьте ему согревающий компресс на шею. В некоторых книжках написано, что подобное тепловое воздействие благотворно влияет на работу бронхов. На самом деле вам, в лучшем случае, удастся нагреть кожу шеи, но ребенку хуже не станет — это точно.
Люди! Вы представить себе не можете, какое количество детей поплатились жизнью за растирания!
Если больной ОРВИ ребенок пропотел, то температура снизится сама. А если вы растираете сухую кожу — это безумие, потому что через нежную детскую кожу то, чем вы растираете, всасывается в кровь. Растерли спиртом (водкой, самогоном) — добавили к болезни отравление алкоголем, предостерегает Комаровский.
Растерли уксусом — добавили отравление кислотой.
Вывод очевиден: никогда ничем не растирайте!
Как еще помочь ребенку, заболевшему ОРВИ
Чем выше температура, чем сильнее потеет, чем теплее в помещении, тем активнее необходимо поить. Оптимальный напиток для ребенка первого года жизни — отвар изюма, после года — компот из сухофруктов. Если ребенок перебирает — это буду, а это не буду, то пусть уж лучше пьет что угодно, чем не пьет вообще. На вопрос «как лечить детей при ОРВИ» доктор Комаровский отвечает: в первую очередь обильным питьем.
Если ребенок заболел ОРВИ, когда имеет смысл снижать температуру при помощи лекарств?
- Плохая переносимость температуры.
Сопутствующие болезни нервной системы.
Температура тела выше +39°С.
Для использования в домашних условиях оптимален парацетамол (синонимы — дофалган, панадол, мексален, доломол, эффералган, тайленол — хоть что-нибудь из перечисленного желательно иметь в свечах).
Если эффект от приема отсутствует, сразу же обращайтесь к врачу.
руководство для здравомыслящих родителей», Евгений Комаровский – ЛитРес
© Е. О. Комаровский, 2008
© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008
© ООО «КЛИНИКОМ», 2008
От автора
Грибы искать – невелика наука! Особенно если знаешь дорогу в грибной лес…
Первая часть любимой пословицы дедушки-ежа.
ОРЗ – явление рядовое, повседневное. Жить в обществе и постоянно не сталкиваться с ОРЗ невозможно.
Вытереть ребенку нос, откашляться, высморкаться, прикрыть рот во время чихания, измерить температуру тела, надеть маску, попарить ноги, растереть спинку, заскочить в аптеку за лекарством и уговорить дитя лекарство проглотить, перестирать, погладить и не забыть дома носовые платки – ах, как все это привычно, стандартно, обыденно. Это так же привычно, как приготовить обед или почитать книгу.
Читать нас учат с малолетства. И в каждом доме есть справочник по кулинарии. А о том, как помочь ребенку, да что там ребенку – даже о том, как помочь самим себе при насморке, кашле и высокой температуре, нам знать совсем не обязательно. Помощь при болезнях – это лечение. Лечение – дело хлопотное и ответственное. Лечить, т. е. хлопотать и отвечать, должен врач.
Теоретически всё просто замечательно: медицинские знания людям не нужны, это удел докторов. Есть проблемы со здоровьем – обращайтесь, поможем. Реализовать это практически невозможно. Невозможно хотя бы потому, что на каждый чих врачей не напасешься. Но эта сложность – далеко не единственная, и организационные проблемы вовсе не заканчиваются поиском врачей (которые нам чего-то там должны).
Ребенок заболел. Врач может поставить диагноз и научить, что надо делать. Но врач не напоит дитя, не поменяет ему отяжелевший подгузник, не даст таблеточку и не помоет в комнате пол. Хлопотать, суетиться, заботиться и реально помогать придется родителям. Которые в силу природной любознательности и здравомыслия не хотят быть слепыми исполнителями чужой воли и задают множество вопросов.
Вопросов о том, что, почему и зачем надобно делать сейчас, о том, что будет потом и как следует поступить, если… Таких «если», возникающих через пять минут после ухода врача, – множество. А еще – огромное количество вопросов, которые забыли задать.
Эта книга не сможет заменить вам врача: установить диагноз и назначить лечение никакая книга не в состоянии! Но, тем не менее, эта книга может многое. Стоит вам лишь захотеть, и вы узнаете:
• почему возникают ОРЗ и какие они бывают;
• что означают мудрые слова и умные диагнозы;
• в чем смысл и каково значение тех или иных симптомов;
• каковы возможности медицины, какие бывают лекарства и как они действуют;
• каковы возможности родителей и какие действия они могут осуществить, дабы помочь ребенку быстро и эффективно;
• как не заболеть;
• как избежать осложнений, если уж «не заболеть» не получилось;
• когда срочно нужен врач;
• как оказать неотложную помощь;
• как сделать ребенка, часто болеющего, ребенком, болеющим редко.
Помимо всего вышеперечисленного, особо любознательные читатели смогут найти в этой книге информацию о:
• инфекционных, простудных и аллергических болезнях;
• системе иммунитета;
• анатомических и физиологических особенностях ребенка;
• возможностях обследования;
• значении тех или иных анализов.
И самое главное – вы обязательно научитесь понимать врача и дружить с врачом, чувствовать разницу между лечением ребенка и лечением его родственников, разбираться в смысле слов «долг», «обязанность» и «ответственность». Тем не менее, дать в коротком авторском предисловии ответы на вопросы о том, кто и перед кем несет ответственность, какие у кого обязанности и кто, что, кому и в каком объеме должен, – невозможно. Для получения ответов книгу все-таки придется прочитать.
* * *Несколько советов для тех, кто готов приступить к чтению.
• Проблемы и «непонятности» маловероятны, если вы будете читать все подряд. Но автор не настолько наивен, чтоб предположить такой вариант событий, поскольку никто, никогда и никакие руководства не читает от начала и до конца. Вы, скорее всего, начнете с «Лечения» или с «Профилактики». И столкнетесь со сложностями, поскольку, во-первых, будет непонятно значение многих слов, а во-вторых, будет непонятен смысл многих действий. Тем не менее, все сложные и специальные слова – разъяснены, а целесообразность всех родительских действий – обоснована. Если непонятно – посмотрите содержание, воспользуйтесь подробным предметным указателем, найдите разъяснения и обоснования.
• Будет просто замечательно, если нужные сведения вы получите до того, как возникнет повод ими воспользоваться. Болезнь ребенка – конечно же, не самое оптимальное время для вдумчивого чтения, но «лучше позже, чем никогда»…
• Сориентируйтесь заранее, как быстро найти в книге главу 10.32 и часть 11 («Неотложная помощь»).
• Найдите время и заполните в конце книги раздел «Нужная и неотложная информация».
* * *ОРЗ традиционно воспринимается как «болезнь несерьезная». И отношение к этой «несерьезной болезни» соответствующее – опять-таки несерьезное. Между тем, существуют и вполне вероятны чрезвычайно опасные для здоровья ребенка состояния, началом которых служит самый обыкновенный насморк.
Парадокс, тем не менее, состоит в том, что развитие событий, т. е. ответ на вопрос: «Чем этот насморк закончится?» в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, нежели от детских врачей и Министерства здравоохранения!
Именно родители определяют систему ухода и воспитания, формируя таким образом иммунитет ребенка!
Именно родители первыми обнаруживают симптомы болезни и принимают решение: обращаться или нет за медицинской помощью, а если обращаться, то насколько срочно.
Именно родители являются посредниками между врачом и заболевшим ребенком. Посредниками с решающим голосом!!! Ведь именно родители определяют в конечном итоге объем, интенсивность и место лечения: врач назначает и направляет, рекомендует и советует, а решают мама и папа!
Более того, получив советы и рекомендации, именно родители приступают к лечению. Неудивительно, что на характер врачебных рекомендаций, на интенсивность направлений и объем назначений родители, точнее, их способности понимать, решать и помогать, влияют очень и очень существенно.
Дорогие мамы и папы! В подавляющем большинстве случаев именно от вас зависит, где, как и в каком объеме будет осуществляться лечение.
Где – дома или в больнице?
Как – уколы будем делать или попьем сладкий сиропчик?
Сколько – 5 или 25 таблеточек в день?
Вы в этом сомневаетесь? Вы уверены в том, что «где, как и в каком объеме» определяется прежде всего диагнозом? Вы уже готовы произнести классические в рамках отечественной ментальности фразы «ну что мы можем поделать…», «такой ребенок…», «такая болезнь…», «такой врач…».
Главная задача этой книги – разрешить ваши сомнения, убедить вас в том, что именно вы, мамы и папы, можете очень многое, что именно вы способны самым принципиальным образом влиять на здоровье собственного ребенка. ОРЗ в этом аспекте – лишь частный случай, но, тем не менее, весьма показательная иллюстрация ваших возможностей.
Вы уж извините, что книжка такая толстая получилась. Но вся сложность в том, что ОРЗ – это явление загадочное, неопределенное и многоликое. Предугадать все то, с чем вы можете столкнуться, – невозможно. Здесь нет места единообразию, здесь не получится выбрать маршрут и двигаться строем в одном направлении во главе с отцом-командиром. Здесь у каждого своя дорога и каждый сам решает, куда идти и кого взять в попутчики.
Решать самому, что для твоего ребенка хорошо, а что плохо, – вершина родительской ответственности, родительского искусства!
И вы, наверное, согласитесь, что научить ответственности в рамках тонкой брошюры под названием «Как лечить ОРЗ?» однозначно не получится.
* * *Само собой разумеется, что книга, на обложке которой написано «Руководство для родителей», адресована прежде всего родителям. Тем не менее, перечень адресатов может быть расширен и расширен весьма существенно.
Неудивительно, что автор надеется увидеть среди читателей:
– бабушек и дедушек, принадлежность которых к гордому родительскому племени однозначна и очевидна;
– всех, кто по долгу службы сталкивается с детьми и организует их быт, учебу, досуг, отдых, – преподавателей, воспитателей, тренеров, нянь и т. д.;
– врачей, которые, конечно же, знают всё то, о чем здесь написано, но очень часто испытывают трудности в ситуациях, когда надо ответить на родительские вопросы или объяснить что-либо понятно, но без употребления специальных терминов, – т. е. врачи могут использовать эту книгу в качестве переводчика с медицинского языка на человеческий.
Автор, конечно же, не надеется, но тайно мечтает увидеть среди читателей этой книги большое-пребольшое начальство или хотя бы референтов большого-пребольшого начальства. Того самого начальства, что по долгу службы сталкивается с врачами и родителями, организует их быт, работу и отдых, строит больницы и поликлиники, школы и аптеки, решает, кто кому должен и распределяет обязанности.
Надежда – это свойство человеческой натуры, которое самым тесным образом объединяет родителей и детских врачей. И став родителем, и став детским врачом, вы тут же приобщаетесь к понятию «долг» и получаете множество обязанностей. И сразу же начинаете надеяться. Надеяться на то, что это временно, надеяться на достойную жизнь, на стакан воды в старости…
Общие надежды, общие мечты и очень похожие обязанности создают оптимальные условия для взаимопонимания между автором и читателями этой книги.
«“Что ж, начинать?” – Начнем, пожалуй…»
Часть первая
ОРЗ – что это?
Во всех книжках рядом с изображениями ежей он видел яблоки! И разговоры о яблоках велись в доме постоянно! А свадебная родительская фотография – папа-ёж молодой и красивый, с огромным красным яблоком на ухоженных колючках!.. Но настоящего, живого яблока ёжик не видел и что это такое – не понимал. Неудивительно, что накануне первого похода в сад он весь день не спал, ворочался и все думал: какое ты, яблоко?
1.1. О, Р, З…
Слово, образованное из начальных букв других слов, называется аббревиатурой. Аббревиатуры бывают разные. Есть такие, что расшифровать их смысл и выяснить, какие, собственно, слова лежат в основе, практически невозможно. Ну попробуйте догадаться, что такое ОДИКБ? Не догадались? Я так и думал, что не догадаетесь. Потому что это самое неведомое ОДИКБ лично к вам никакого отношения не имеет. А значение аббревиатуры понятно и очевидно лишь тогда, когда она именно к вам имеет прямое касательство, когда вы слышите про нее, видите ее, вступаете с ней в контакт.
Каждый взрослый знает, что такое КПСС. А дети наши, к счастью, не знают. Поскольку и не слышат, и не контактируют. Но все, от мала до велика, слышали про США и ООН. И все знают, как тяжело работать в ГАИ. И все надеются, что повзрослевшее дитя поступит в ВУЗ… И переводить-расшифровывать здесь, собственно, нечего. Ибо упомянутые аббревиатуры – обыденные слова, повседневно в нашей речи присутствующие.
Понятно, что с загадочно-неведомой ОДИКБ встречаются далеко не все, и даже те, кто встречаются, далеко не всегда об этом догадываются. Тем не менее, автор этой книги целых двадцать лет жизни провел в ОДИКБ – Областной Детской Инфекционной Клинической Больнице. И отсюда можно, во-первых, сделать вывод о том, что автор – врач, и не просто врач, а детский. Ну а во-вторых, резонно предположить, что речь в этой книге пойдет о детях и детских болезнях.
Медицина вообще богата на аббревиатуры. Куча мудрых слов в запутанно-умных сочетаниях – так и тянет все это сократить и зашифровать. Многие сокращения вошли в обиход и прекрасно знакомы практически всем. Сделать ЭКГ, измерить АД – что ж тут непонятного? И чем ближе мы к врачам и больницам, чем теснее наш контакт с медициной, тем больше умных слов появляется в нашем лексиконе.
Забеременели. Посетили ЖК. Сдали кровь на ВИЧ. Сделали УЗИ. Вот стали родителями, познакомились с врачом, посетили детскую поликлинику… Сколько новых, мудро-непонятных слов! Педиатр говорит, что ЖКТ и ЦНС, конечно, не совсем в порядке, но пора делать АКДС. А невропатолог не согласен, поскольку ПЭП и ВЧД…[1]
А потом, месяцев в пять от роду, заболели – засопел носик, поднялась температура тела, начал кашлять. Врача, конечно же, пригласили, но диагноз и сами сразу поставили: ясное дело – ОРЗ! При этом никаких споров в семье и не возникало: ОРЗ – это ведь такая штука, которой каждый болел, и неоднократно, так что немалый личный опыт диагностики и лечения ОРЗ у всех имеется. У бабушки – опыт самый большой. Когда папа Сережа пришел домой с насморком, бабушка сразу переполошилась: ОРЗ, держись от маленького Сашеньки подальше. Серега вроде бы держался, даже спал отдельно, но не уберегли…
Теперь вот ждем Анну Николаевну – нашего педиатра. Дождались. Все подтвердилось: действительно – ОРЗ. Надо Сашеньку лечить. Для этого следует…
Минуточку! Автор просто вынужден прервать Анну Николаевну и, похоже, на самом интересном месте. Нет, он прекрасно понимает, что, взяв в руки книгу с большим словом «ОРЗ» на обложке, читатель, прежде всего, будет стремиться получить информацию о лечении. Ведь все остальное и без того хорошо известно: ОРЗ – это вам не какая-нибудь неведомая и таинственная желтая лихорадка, ОРЗ – это, это… Да что тут объяснять – это когда насморк, когда горло болит, когда… Ну вы ж и сами должны знать. Можно подумать, есть хоть один человек на земле, который ни разу ОРЗ не болел…
Нет, интересная все-таки штука получается: с одной стороны, вроде как все всё знают и говорить, собственно, не о чем, с другой – вон книжка какая толстая! И вся про ОРЗ!
– Доктор, книжка книжкой, но скажите конкретно, как это самое ОРЗ лечить?
– А какое ОРЗ?
– Что значит – какое? ОРЗ оно и есть ОРЗ, просто странно: врач, тем более детский врач, а таких элементарных вещей не понимает!
В приведенном выше диалоге найти рациональное зерно очень сложно. Сложно, прежде всего, потому, что не имеющий медицинского образования среднестатистический гражданин нашей страны и врач-профессионал совершенно по-разному воспринимают аббревиатуру «ОРЗ» и вкладывают в ее расшифровку разный смысл.
Главный парадокс состоит в том, что повседневное и регулярное употребление слова «ОРЗ» как в быту, так и в средствах массовой информации привело к тому, что «ОРЗ» почти перестало быть аббревиатурой. «ОРЗ оно и есть ОРЗ» – какая здесь нужна расшифровка! И смысл, бытовой, непрофессиональный смысл, термина «ОРЗ» понятен:
ОРЗ – это любое недомогание, сопровождающееся насморком, кашлем, повышением температуры тела, болью в горле. Упомянутые симптомы могут быть какой угодно степени выраженности и в самых произвольных сочетаниях.
Все знают: ОРЗ – явление повседневное, распространенное, принципиально влияющее на личную, семейную, профессиональную жизнь каждого человека. Влияющее настолько, что может очень и очень существенно омрачить эту жизнь во всех ее проявлениях.
Почему же врача не устраивает приведенное выше определение? Не слишком ли много времени мы уделяем толкованию слов, если не сказать придираемся к словам, вместо того чтобы заняться делом?
Не слишком, и не много! Ибо мы никогда и ни до чего не договоримся, никогда и ничему не научимся, никогда и ничего не сможем объяснить до тех пор, пока не начнем разговаривать на одном языке.
Поэтому автор предлагает: постарайтесь забыть все, что вы уже слышали про ОРЗ. Постарайтесь не думать о том, что в карточке вашего малыша слово «ОРЗ» написано уже восемь раз, и вы, как никто другой, знаете, что каждый раз – это страхи, бессонные ночи, лекарства и причитания бабушки… Попробуйте хоть на короткое время отвлечься от личного опыта диагностики ОРЗ и лечения ОРЗ.
Представьте: последовательность букв – О, Р, З – вы видите первый раз в жизни. И, разумеется, задаете вопрос: Что такое ОРЗ?
1.2. Что такое ОРЗ?
Эта аббревиатура расшифровывается просто:
ОРЗ = ОСТРОЕ РЕСПИРАТОРНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.
Итак, имеем три слова. Два из них – «острое» и «заболевание» – на первый взгляд, понятны, тем не менее, определенные уточнения сделать надо.
Заболевание – факт возникновения болезни у отдельного человека.[2]
Острое – заболевание, развивающееся внезапно или в течение короткого промежутка времени. Применительно к ОРЗ под «коротким промежутком времени» подразумеваются часы, максимум – сутки. Т. е. в подавляющем большинстве случаев мы можем довольно-таки точно указать день и даже время заболевания: «В понедельник проснулся и как начал кашлять», «Вчера пришел из школы и пожаловался, что горлышко болит», «Вечером залез ко мне на руки и говорит: «Мамочка, мне холодно». Попробовала – лобик горячий»… Уточним на всякий случай: слово «острое» характеризует именно быстроту развития симптомов болезни, но вовсе не свидетельствует о том, что сама болезнь обязательно кратковременная – ОРЗ, если особо не повезет, может длиться и несколько месяцев, но от этого оно не перестает быть острым.
Третье слово – «респираторное» – это уже не из «человеческого» лексикона. Это конкретное понятие из области специальной терминологии.
Респираторный (лат. respiro, respiratum – дышать) – относящийся к дыханию, к дыхательным путям[3]
С понятиями «дыхание» и «дыхательные пути» читатели этой книги почти наверняка имели удовольствие познакомиться еще в средней школе на уроках анатомии. Ничего загадочного и необычного здесь нет, значения слов вполне понятны. Да и процесс дыхания прост и очевиден – что ж здесь сложного и непонятного, если каждый этим процессом постоянно занимается: вдохнули через рот или нос, затем воздух в горло попал. Потом в бронхи и легкие. Затем выдохнули. Вот и все.
Так что все три слова – и «острое», и «респираторное», и «заболевание» – привычны и вполне доступны. Но понятно почему-то каждое слово по отдельности. Объединившись же и образовав в результате знаменитое слово «ОРЗ», они эту понятность теряют. Нет, речь вовсе не идет о том, что конкретный человек не может ответить на вопрос: «Что такое ОРЗ?» Каждый ответит, с легкостью ответит. Да только ответы будут разные.
Конкретные мамы и бабушки, педиатры и терапевты, отоларингологи и инфекционисты, организаторы здравоохранения и журналисты, ученые и авторы учебников – так вот, все они объяснят значение слова «ОРЗ» по-разному.
И перед автором этой книги стоит довольно-таки сложная задача. Ибо для начала надобно объединить позиции и постараться сделать так, чтобы все читатели понимали под словом «ОРЗ» одно и то же.
Итак, давайте попробуем.
С бытовой точки зрения любое внезапно возникшее недомогание, любая болезнь, затрагивающая систему дыхания, – это однозначно ОРЗ. Именно так воспринимает смысл слова «ОРЗ» подавляющее большинство населения. И следует честно признать: эта трактовка максимально близка к фактическому значению слов «острое респираторное заболевание».
Тем не менее, слова «любое недомогание», «любая болезнь» бесконечно далеки от конкретики, от понимания сути происходящего. Каждая болезнь имеет свое название, и название это обозначается словом «диагноз».
Диагноз – медицинское определение болезни, ее имя.
За конкретным диагнозом – многовековой опыт врачебной науки, четкие знания о природе болезни, ответы на вопросы о том, откуда эта хворь взялась, что надо делать и что нас ждет.
ОРЗ – это диагноз? Ну конечно же нет! Ибо понятие «диагноз» и понятие «любая болезнь» бесконечно далеки друг от друга.
Тем не менее, «любая болезнь» – это не совсем уж любая болезнь, да простят меня читатели за столь уникальную фразу. Поясняю: если у вас на носу (а нос уж точно относится к дыхательным путям) внезапно (т. е. остро) вскочит прыщ, никто не назовет вашу болезнь «ОРЗ», да и вы сами так не скажете. Ведь слово «ОРЗ» ассоциируется с совершенно определенными симптомами болезни.
Симптом – внешний признак, внешнее проявление чего-нибудь.[4]
Основные симптомы ОРЗ – повышение температуры тела, насморк, чиханье, кашель, боль в горле. Перечисленные симптомы присущи десяткам, если не сотням, совершенно определенных болезней и вполне очевидно, что на основании упомянутых признаков можно заподозрить пару сотен диагнозов.
Таким образом, ОРЗ – это, прежде всего, термин, понятие, объединяющее в себе многочисленные болезни со схожими симптомами.
Существует печальное, но весьма распространенное заблуждение касательно того, что коль скоро симптомы похожие, то и болезни похожие. Ну а если болезни похожие, так и лечение похожее – одинаковое.
А это совершенно не так, и ответ на самый волнительный с точки зрения конкретного пациента вопрос «что делать?» – в смысле «как лечить?» – принципиально зависит от ответа на вопрос, больше всего волнующий врача: «кто виноват?».
Т. е. именно врачу очень важно понять: какой фактор привел к появлению симптомов ОРЗ, что является причиной болезни? Потому что знаем причину – знаем практически все: по крайней мере, ответ на вопрос «что делать?» знаем почти наверняка.
Итак, отчего же бывает ОРЗ?
Простуда: Современная терапия и естественное течение
1. Спербер С.Дж., Левин П.А., Соррентино Дж.В., Рикер Д.К., Хейден Ф.Г. Неэффективность назальных капель рекомбинантного интерферона-бета-серина для профилактики простудных заболеваний. J заразить дис. 1989; 160:700–705. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
2. Sattar SA, Jacobsen H, Springthorpe VS, Cusack TM, Rubino JR. Химическая дезинфекция прерывает передачу риновируса 14 типа с поверхностей окружающей среды на руки. Appl Environ Microbiol. 1993;59:1579–1585. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Ансари С.А., Спрингторп В.С., Саттар С.А., Ривард С., Рахман М. Потенциальная роль рук в распространении респираторных вирусных инфекций: исследования с вирусом парагриппа 3 и риновирус 14. J Clin Microbiol. 1991;29:2115–2119. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Tyrrell DA, Cohen S, Schlard JE. Признаки и симптомы простуды. Эпидемиол инфекции. 1993; 111: 143–156. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Стоун А.А., Бовбьерг Д.Х., Нил Дж.М. Развитие симптомов простуды после экспериментальной риновирусной инфекции связано с предыдущими стрессовыми жизненными событиями. Бихав Мед. 1992; 18:115–120. [PubMed] [Google Scholar]
6. Коэн С., Тиррелл Д.А., Рассел М.А., Джарвис М.Дж., Смит А.П. Курение, употребление алкоголя и предрасположенность к простуде. Am J Общественное здравоохранение. 1993; 83: 1277–1283. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Grahm NM, Burrell CJ, Douglas RM, Debelle P, Davies L. Неблагоприятные эффекты аспирина, ацетаминофена и ибупрофена на иммунную функцию, выделение вируса и клиническое состояние у добровольцев, инфицированных риновирусом. J заразить дис. 1990;162:1277–1282. [PubMed] [Google Scholar]
8. Кейт Т.Р., Коуч Р.Б., Джонсон К.М. Исследования с риновирусами на добровольцах: возникновение болезни, эффект естественно приобретенных антител и демонстрация защитного эффекта, не связанного с сывороточными антителами. Джей Клин Инвест. 1964; 43:56. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
9. Winther B, Gwaltney JM, Jr, Mygind N. Участки восстановления риновируса после точечной инокуляции верхних дыхательных путей. ДЖАМА. 1986; 256:1763. [PubMed] [Академия Google]
10. Брайан В.Т.К., Брайан М.П., Смит, Калифорния. Ресничные эпителиальные клетки человека в выделениях из носа. Труды 85-го ежегодного собрания Американской ларингологической ассоциации; 1964. [Google Scholar]
11. Igarashi Y, Skoner DP, Doyle WJ. Анализ назальных выделений при экспериментальных риновирусных инфекциях верхних дыхательных путей. J АЛЛЕРГИЯ КЛИН ИММУНОЛ. 1993; 92: 722–731. [PubMed] [Google Scholar]
12. Грейфф Л., Андерссон М., Акерлунд А. Микроваскулярная экссудативная гиперреактивность при простуде, вызванной коронавирусом человека. грудная клетка. 1994;49:121–127. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Винтер Б., Кавана Р., Сайто Х. Конференция у камина 11. Простуда. Приложение Ринол. 1992; 14: 228–232. [PubMed] [Google Scholar]
14. Proud D, Naclerio RM, Gwaltney JM, Hendley JO. Кинины вырабатываются в выделениях из носа во время естественных риновирусных простуд. J заразить дис. 1990; 161:120–123. [PubMed] [Google Scholar]
15. Higgins PG, Barrow GI, Tyrrell DA. Изучение эффективности антагониста брадикинина NPC 567 при риновирусных инфекциях у добровольцев. Противовирусный рез. 1990;14:339–344. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Hsia J, Goldstein AL, Simon GL, Sztein M, Hayden FG. Продукция интерлейкина-2 и интерферона-гамма мононуклеарными клетками периферической крови, цитотоксичность и антигенстимулированный бластогенез при экспериментальной риновирусной инфекции. J заразить дис. 1990; 162: 591–597. [PubMed] [Google Scholar]
17. Сконер Д. П., Уайтсайд Т.Л., Уилсон Дж.В. Влияние инфекции риновируса 39 на параметры клеточного иммунитета у аллергиков и неаллергиков. J АЛЛЕРГИЯ КЛИН ИММУНОЛ. 1993;92:732–743. [PubMed] [Google Scholar]
18. Proud D, Gwaltney JM, Jr, Hendley JO. Повышенный уровень интерлейкина-1 обнаружен в выделениях из носа добровольцев во время экспериментальных риновирусных простуд. J заразить дис. 1994; 169:1007–1013. [PubMed] [Google Scholar]
19. Sperber SJ, Hayden FG. Химиотерапия риновирусной простуды. Противомикробные агенты Chemother. 1988; 32: 409–419. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Николсон К.Г., Кент Дж., Ирландия, округ Колумбия. Респираторные вирусы и обострения астмы у взрослых. БМЖ. 1993;307:982–986. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Gwaltney JM, Jr, Phillips CD, Miller RD, Riker DK. Компьютерно-томографическое исследование насморка. N Engl J Med. 1994; 330: 25–30. [PubMed] [Google Scholar]
22. Тернер Б.В., Кейл В. С., Хендли Дж.О. Физиологические нарушения в околоносовых пазухах при экспериментальных риновирусных простудах. J АЛЛЕРГИЯ КЛИН ИММУНОЛ. 1992; 90: 474–478. [PubMed] [Google Scholar]
23. Elkhatieb A, Hipskind G, Woerner D, Hayden FG. Аномалии среднего уха при естественных риновирусных простудах у взрослых. J заразить дис. 1993;168:618–621. [PubMed] [Google Scholar]
24. Doyle WJ, Skoner DP, Seroky JT, Fireman P, Gwaltney JM. Влияние экспериментальной инфекции риновируса 39 на реакцию носа на гистамин и холодный воздух у субъектов с аллергией и без нее. J АЛЛЕРГИЯ КЛИН ИММУНОЛ. 1994; 93: 534–542. [PubMed] [Google Scholar]
25. Бардин П.Г., Френкель Г., Сандерсон М. Амплифицированные риновирусные простуды у атопических субъектов. Клин Эксперт Аллергия. 1993; 24: 457–464. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Тригг С.Дж., Тули М., Д’Суза М.Ф. Факторы, влияющие на долгосрочную изменчивость бронхиальной реактивности у взрослых пациентов общей практики. Eur Respir J. 1994; 7: 703–709. [PubMed] [Google Scholar]
27. Graham NM, Burrell CJ, Douglas RM, Debelle P, Davies L. Неблагоприятные эффекты аспирина, ацетаминофена и ибупрофена на иммунную функцию, выделение вируса и клиническое состояние у добровольцев, инфицированных риновирусом. . J заразить дис. 1990; 162:1277–1282. [PubMed] [Академия Google]
28. Спербер С.Дж., Хендли Д.О., Хейден Ф.Г. Влияние напроксена на экспериментальные риновирусные простуды: рандомизированное двойное слепое контролируемое исследование. Энн Интерн Мед. 1992; 117:37–41. [PubMed] [Google Scholar]
29. Fireman P. Патофизиология и фармакотерапия распространенных заболеваний верхних дыхательных путей. Фармакотерапия. 1993; 13:101С–109С. 143С-6С. [PubMed] [Google Scholar]
30. Sperber SJ, Sorrentino JV, Riker DK, Hayden FG. Оценка альфа-агониста отдельно и в сочетании с нестероидным противовоспалительным средством при лечении экспериментальной риновирусной простуды. Бюлл. Н.Ю. акад. мед. 1989;65:145–160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Berkowitz RB, Tinkleman DG. Оценка перорального терфенадина для лечения простуды. Энн Аллергия. 1991; 67: 593–597. [PubMed] [Google Scholar]
32. Хаттон Н., Уилсон М.Х., Меллиц Э.Д. Том. 118. 1991. Эффективность комбинации антигистаминных и противоотечных средств для детей младшего возраста с простудой: рандомизированное контролируемое клиническое исследование; стр. 125–130. (Дж. Педиатр). [PubMed] [Google Scholar]
33. Smith MG, Geldman W. Лекарства от простуды, отпускаемые без рецепта: критический обзор клинических испытаний между 1950 и 1991. ДЖАМА. 1993; 269: 2258–2263. [PubMed] [Google Scholar]
34. Барроу Г.И., Хиггинс П.Г., аль-Накиб В. Влияние интраназального недокромила натрия на вирусные инфекции верхних дыхательных путей у добровольцев. Клин Эксперт Аллергия. 1990; 20:45–51. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Sederberg-Olsen JF, Sederberg-Olsen AE. Интраназальный кромогликат натрия при посткатаральном гиперреактивном риносинусите: двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Ринология. 1989; 27: 251–255. [PubMed] [Академия Google]
36. Экклс Р., Моррис С., Джавад М.С. Влияние ментола на время реакции и носовое ощущение потока воздуха у субъектов, страдающих простудой. Клин Отоларингол. 1990; 15:39–42. [PubMed] [Google Scholar]
37. Sperber SJ, Levine PA, Sorrentino JV, Riker DK, Hayden FG. Неэффективность назальных капель рекомбинантного интерферона-бета-серина для профилактики простудных заболеваний. J заразить дис. 1989; 160:700–705. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Монто А.С., Шварц С.А., Альбрехт Дж.К. Неэффективность постконтактной профилактики риновирусной инфекции низкими дозами интраназального интерферона альфа 2b в семьях. Противомикробные агенты Chemother. 1989;33:387–390. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Higgins PG, al-Nakib W, Barrow GI, Tyrrell DA. Рекомбинантный человеческий интерферон-гамма для профилактики риновирусных простудных заболеваний у добровольцев. J Интерферон рез. 1988; 8: 591–596. [PubMed] [Google Scholar]
40. Фарр Б.М., Гуолтни Дж.М., мл., Хендли Дж.О. Рандомизированное контролируемое исследование глюкокортикоидной профилактики экспериментальной риновирусной инфекции. J заразить дис. 1990; 162:1173–1177. [PubMed] [Google Scholar]
41. Forstall GJ, Mackinin ML, Yen-Lieberman BR, Medendrop SV. Влияние вдыхания нагретого пара на симптомы простуды. ДЖАМА. 1994;271:1109–1111. [PubMed] [Google Scholar]
42. Макнин М.Л., Мэтью С., Медендорп С.В. Влияние вдыхания нагретого пара на симптомы простуды. ДЖАМА. 1990; 264:989–991. [PubMed] [Google Scholar]
43. Tyrrell D, Barrow I, Arthur J. Локальная гипертермия помогает при естественных и экспериментальных простудных заболеваниях. БМЖ. 1989: 1280–1283. [опубликованные опечатки появляются в BMJ 1989; 299:600] 298. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Ernst E, Pecho E, Wirz P, Saradeth T. Регулярное посещение сауны и частота простуды. Энн Мед. 1990;22:225–227. [PubMed] [Google Scholar]
45. Weismann K, Jakobsen JP, Weismann JE. Леденцы с глюконатом цинка от простуды: двойное слепое клиническое исследование. Дэн Мед Булл. 1990; 37: 279–281. [PubMed] [Google Scholar]
46. Годфри Дж. К., Конант Слоан Б., Смит Д. С. Глюконат цинка и простуда: контролируемое клиническое исследование. J Int Med Res. 1992; 20: 234–246. [PubMed] [Google Scholar]
47. Hemila H. Витамин С и простуда. Бр Дж Нутр. 1992; 67: 3–16. [PubMed] [Академия Google]
48. Хемила Х. Облегчает ли витамин С симптомы простуды?: обзор современных данных. Scand J Infect Dis. 1994; 26:1–6. [PubMed] [Google Scholar]
49. Saketkhoo K, Januszkiewicz A, Sackner M. Влияние употребления горячей воды, холодной воды и куриного супа на скорость выделения слизи из носа и сопротивление носовому потоку воздуха. Грудь. 1978; 74:408. [PubMed] [Google Scholar]
50. Doyle WJ, Riker DK, McBride TP. Терапевтические эффекты комбинации антихоинергических и симпатомиметических средств при риновирусной простуде. Энн Отол Ринол Ларингол. 1993;102:521–527. [PubMed] [Google Scholar]
51. Докхорн Р., Гроссман Дж., Познер М., Зинни М., Тинкельман Д. Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование безопасности и эффективности назального спрея бромида ипратропия по сравнению с плацебо у пациентов с простуда. J АЛЛЕРГИЯ КЛИН ИММУНОЛ. 1992; 90: 1076–1082. [PubMed] [Google Scholar]
52. Hayden FG, Gwaltney JM, Jr, Colonno RJ. Модификация экспериментальных риновирусных простуд путем блокады рецепторов. Противовирусный рез. 1988; 9: 233–247. [PubMed] [Академия Google]
Стратегии сохранения фертильности для женщин, больных раком: обновленный обзор
1. Siegel RL, Miller KD, Jemal A. Cancer Statistics, 2018. CA Cancer J Clin. 2018;68:7–30. [PubMed] [Google Scholar]
2. Нагаи Х., Ким Ю.Х. Профилактика рака с точки зрения моделей глобального бремени рака. Дж. Торак Дис. 2017; 9: 448–51. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Люк Б., Браун М.Б., Миссмер С.А., Спектор Л.Г., Лич Р.Е., Уильямс М. и др. Использование вспомогательных репродуктивных технологий и результаты среди женщин с раком в анамнезе. Хум Репрод. 2016; 31: 183–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Noyes N, Labella PA, Grifo J, Knopman JM. Криоконсервация ооцитов: возможный вариант сохранения фертильности для выживших после рака репродуктивного возраста. J Assist Reprod Genet. 2010;27:495–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Kometas M, Christman GM, Kramer J, Rhoton-Vlasak A. Методы криоконсервации ткани яичника: превосходит ли витрификация медленное замораживание? — Методы замораживания ткани яичника. Репрод науч. 2021;28:3291–302. [PubMed] [Google Scholar]
6. Моавад Н.С., Сантамария Э., Ротон-Власак А., Лайтси Дж.Л. Лапароскопическая транспозиция яичников перед лечением рака малого таза: функция яичников и сохранение фертильности. J Миним инвазивный гинекол. 2017;24:28–35. [PubMed] [Google Scholar]
7. Ян К., Чжу Л., Джин Л. Культура человеческого фолликула in vitro, включая активацию, рост и созревание: обзор результатов исследований. Front Endocrinol (Лозанна) 2020; 11:548. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Lambertini M, Del Mastro L, Pescio MC, Andersen CY, Azim Jr AH, Peccatori FA, et al. Рак и сохранение фертильности: международные рекомендации совещания экспертов. БМС Мед. 2016;14:1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Son WY, Henderson S, Cohen Y, Dahan M, Buckett W. Незрелый ооцит для сохранения фертильности. Front Endocrinol (Лозанна) 2019; 10:464. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Son WY, Dahan MH, Monnier P, Holzer H, Nayot D. Раннее введение ХГЧ как альтернативная стратегия профилактики синдрома гиперстимуляции яичников во время цикла ЭКО. Минерва Джинеколь. 2017;69: 207–9. [PubMed] [Google Scholar]
11. Hourvitz A, Maman E, Brengauz M, Machtinger R, Dor J. Созревание in vitro для пациентов с повторным неудачным оплодотворением in vitro из-за «аномалий созревания ооцитов» Fertil Steril. 2010;94:496–501. [PubMed] [Google Scholar]
12. Shirasawa H, Kumazawa Y, Sato W, Ono N, Terada Y. Созревание in vitro и криоконсервация ооцитов, полученных в результате интраоперационной аспирации во время второй энуклеации опухоли яичника: клинический случай. Gynecol Oncol Rep. 2016;27;19: 1–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Bos-Mikich A, Ferreira M, Hoher M, Frantz G, Oliveira N, Dutra CG, et al. Исход оплодотворения, развитие эмбриона и рождение после нестимулированного ИВМ. J Assist Reprod Genet. 2011; 28:107–10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Conti M, Franciosi F. Приобретение способности ооцита развиваться как эмбрион: интегрированные ядерные и цитоплазматические события. Обновление воспроизведения гула. 2018;24:245–66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. DiLuigi A, Weitzman VN, Pace MC, Siano LJ, Maier D, Mehlmann LM. Остановка мейоза в ооцитах человека поддерживается сигнальным путем Gs. Биол Репрод. 2008; 78: 667–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Richani D, Gilchrist RB. Сеть эпидермальных факторов роста: роль в росте, созревании и развитии ооцитов. Обновление воспроизведения гула. 2018; 24:1–14. [PubMed] [Google Scholar]
17. Shuhaibar LC, Egbert JR, Norris RP, Lampe PD, Nikolaev VO, Thunemann M, et al. Межклеточная передача сигналов посредством циклической диффузии GMP через щелевые соединения перезапускает мейоз в фолликулах яичников мышей. Proc Natl Acad Sci U S A. 2015;112:5527–32. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Yokoo M, Kimura N, Sato E. Индукция созревания ооцитов взаимодействием гиалуронан-CD44 у свиней. J Reprod Dev. 2010;56:15–9. [PubMed] [Google Scholar]
19. Son WY, Tan SL. Лабораторные и эмбриологические аспекты циклов созревания in vitro, обработанных ХГЧ, у пациенток с поликистозными яичниками. Обновление воспроизведения гула. 2010;16:675–89. [PubMed] [Google Scholar]
20. Sugishita Y, Taylan E, Kawahara T, Shahmurzada B, Suzuki N, Oktay K. Сравнение открытой и новой закрытой системы витрификации с медленным замораживанием для криоконсервации ткани яичника человека. J Assist Reprod Genet. 2021; 38: 2723–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Фесахат Ф., Дехгани Фирузабади Р., Фарамарзи А., Халили М.А. Влияние различных типов сред на результаты созревания in vitro ооцитов зародышевых пузырьков человека, извлеченных в циклах интрацитоплазматической инъекции сперматозоидов. Clin Exp Reprod Med. 2017;44:79–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Vanhoutte L, Nogueira D, De Sutter P. Преждевременное созревание обнаженных ооцитов человека в трехмерной системе совместного культивирования: влияние на прогрессирование мейоза и способность к развитию. Хум Репрод. 2009 г.;24:658–69. [PubMed] [Google Scholar]
23. Sanchez F, Lolicato F, Romero S, De Vos M, Van Ranst H, Verheyen G, et al. Усовершенствованный метод IVM для комплексов кумулюс-ооцит из небольших фолликулов у пациентов с синдромом поликистозных яичников повышает компетентность ооцитов и выход эмбрионов. Хум Репрод. 2017;32:2056–68. [PubMed] [Google Scholar]
24. Бен-Ами И., Комский А., Берн О., Кастерштейн Э., Комаровский Д., Рон-Эл Р. Созревание in vitro ооцитов на стадии зародышевых пузырьков человека: роль эпидермального фактора роста. как факторы роста в культуральной среде. Хум Репрод. 2011; 26:76–81. [PubMed] [Академия Google]
25. Такер М.Дж., Райт Г., Мортон П.С., Мэсси Дж.Б. Рождение после криоконсервации незрелых ооцитов с последующим созреванием in vitro. Фертил Стерил. 1998; 70: 578–9. [PubMed] [Google Scholar]
26. Cohen Y, St-Onge-St-Hilaire A, Tannus S, Younes G, Dahan MH, Buckett W, et al. Снижение частоты наступления беременности и живорождения после витрификации созревших ооцитов in vitro. J Assist Reprod Genet. 2018;35:1683–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Chian RC, Huang JY, Gilbert L, Son WY, Holzer H, Cui SJ, et al. Акушерские исходы после витрификации созревших ооцитов in vitro и in vivo. Фертил Стерил. 2009 г.;91:2391–8. [PubMed] [Google Scholar]
28. Segers I, Bardhi E, Mateizel I, Van Moer E, Schots R, Verheyen G, et al. Живорождение после сохранения фертильности с использованием созревания ооцитов ткани яичника in vitro. Хум Репрод. 2020;35:2026–36. [PubMed] [Google Scholar]
29. Lee S, Ozkavukcu S, Ku SY. Текущие и будущие перспективы улучшения криоконсервации ткани яичников и результатов трансплантации для больных раком. Репрод науч. 2021; 28: 1746–58. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Ривас Леонель EC, Луччи CM, Amorim CA. Криоконсервация ткани яичников человека: обзор. Трансфус Мед Гематер. 2019;46:173–81. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
31. Donnez J, Dolmans MM, Squifflet J, Kerbrat G, Jadoul P. Живорождение после аллотрансплантации коры яичников между монозиготными близнецами с синдромом Тернера (45,XO/46). ,XX мозаицизм) и дискордантную функцию яичников. Фертил Стерил. 2011;96:1407–11. [PubMed] [Google Scholar]
32. Donnez J, Jadoul P, Pirard C, Hutchings G, Demylle D, Squifflet J, et al. Живорождение после трансплантации замороженно-размороженной ткани яичника после двусторонней овариэктомии по поводу доброкачественного заболевания. Фертил Стерил. 2012;98: 720–5. [PubMed] [Google Scholar]
33. Masciangelo R, Bosisio C, Donnez J, Amorim CA, Dolmans MM. Безопасность трансплантации ткани яичника у больных с пограничными опухолями яичников. Репродукция человека (Оксфорд, Англия) 2018; 33: 212–9. [PubMed] [Google Scholar]
34. Доннез Дж., Гарсия-Соларес Дж., Долманс М.М. Эндометриоз яичников и сохранение фертильности: задача 2018 года. Minerva Ginecol. 2018;70:408–14. [PubMed] [Google Scholar]
35. Mirzaeian L, Rafipour H, Hashemi S, Zabihzadeh S, Amanpour SJB, Research CC. Варианты криоконсервации для сохранения фертильности у женщин, больных раком: доступная клиническая практика и исследовательские стратегии с точки зрения рекомендаций по онкологии. Базовая клиника рака Res. 2020;12:42–53. [Академия Google]
36. Салама М., Вудрафф Т.К. Новые достижения в аутотрансплантации яичников для восстановления фертильности у онкологических больных. Метастазы рака, ред. 2015; 34:807–22. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Diaz-Garcia C, Domingo J, Garcia-Velasco JA, Herraiz S, Mirabet V, Iniesta I, et al. Витрификация ооцитов по сравнению с трансплантацией коры яичников при сохранении фертильности у взрослых женщин, подвергающихся гонадотоксичному лечению: проспективное когортное исследование. Фертил Стерил. 2018;109:478–85.e2. [PubMed] [Академия Google]
38. Карими-Зарчи М., Халили М.А., Бинеш Ф., Махбубех В.Ж.С.А.О.К. Сохранение ткани яичника и риск реимплантации у молодой девушки с острым лимфоцитарным лейкозом после 6-месячной химиотерапии: клинический случай. Южноазиатский J Рак. 2021;10:112–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Oktay K, Harvey BE, Partridge AH, Quinn GP, Reinecke J, Taylor HS, et al. Сохранение фертильности у больных раком: обновление руководства по клинической практике ASCO. Дж. Клин Онкол. 2018;36:1994–2001. [PubMed] [Google Scholar]
40. Пэн Л. Замораживание и активация ткани яичника после оттаивания: обновление. Ближний Восток Fertil Soc J. 2021; 26: 1–5. [Google Scholar]
41. Yding Andersen C, Mamsen LS, Kristensen SG. СОХРАНЕНИЕ фертильности: замораживание ткани яичников и клинические возможности. Репродукция. 2019;158:F27–F34. [PubMed] [Google Scholar]
42. Пачеко Ф., Октай К. Текущий успех и эффективность аутологичной трансплантации яичников: метаанализ. Репрод науч. 2017;24:1111–20. [PubMed] [Академия Google]
43. Andersen ST, Pors SE, Poulsen LC, Colmorn LB, Macklon KT, Ernst E, et al. Результаты стимуляции яичников и вспомогательных репродуктивных технологий у женщин, перенесших трансплантацию криоконсервированной ткани яичника: систематический обзор. Фертил Стерил. 2019;112:908–21. [PubMed] [Google Scholar]
44. Практический комитет Американского общества репродуктивной медицины. Криоконсервация ткани яичника: мнение комитета. Фертил Стерил. 2014; 101:1237–43. [PubMed] [Google Scholar]
45. Арав А., Патрицио П. Методы криоконсервации ткани яичника и всего яичника. Clin Med Insights Reprod Health. 2019;13:1179558119884945. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
46. Ватанпараст М., Халили М.А., Яри Н., Омиди М., Мохсензаде М. Оценка криоконсервации ткани яичника овцы с медленным замораживанием или витрификацией после трансплантации хориоаллантоисной мембраны куриного эмбриона. Криобиология. 2018; 81: 178–84. [PubMed] [Google Scholar]
47. Amorim CA, Curaba M, Van Langendonckt A, Dolmans MM, Donnez J. Витрификация как альтернативный способ криоконсервации ткани яичника. Репрод Биомед Онлайн. 2011;23:160–86. [PubMed] [Академия Google]
48. Sanfilippo S, Canis M, Smitz J, Sion B, Darcha C, Janny L, et al. Витрификация ткани яичников человека: практичная и актуальная альтернатива медленному замораживанию. Репрод Биол Эндокринол. 2015;13:67. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Oktem O, Alper E, Balaban B, Palaoglu E, Peker K, Karakaya C, et al. Витрифицированные яичники человека имеют меньше примордиальных фолликулов и вырабатывают меньше антимюллерова гормона, чем медленно замороженные яичники. Фертил Стерил. 2011;95:2661–4.e1. [PubMed] [Академия Google]
50. Чжоу С.Х., Чжан Д., Ши Дж., Ву Й.Дж. Сравнение витрификации и обычного медленного замораживания для криоконсервации ткани яичника в отношении количества интактных примордиальных фолликулов: метаанализ. Лекарственное средство. 2016;95:e4095. [Статья PMC бесплатно] [PubMed] [Google Scholar]
51. Shi Q, Xie Y, Wang Y, Li S. Витрификация по сравнению с медленным замораживанием для криоконсервации ткани яичника человека: систематический обзор и метаанализ. Научный доклад 2017; 7:8538. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
52. Meirow D, Levron J, Eldar-Geva T, Hardan I, Fridman E, Zalel Y, et al. Беременность после трансплантации криоконсервированной ткани яичника у пациентки с недостаточностью функции яичников после химиотерапии. N Engl J Med. 2005; 353:318–21. [PubMed] [Google Scholar]
53. Donnez J, Dolmans MM, Demylle D, Jadoul P, Pirard C, Squifflet J, et al. Живорождение после ортотопической трансплантации криоконсервированной ткани яичника. Ланцет. 2004; 364:1405–10. [PubMed] [Google Scholar]
54. Lotz L, Dittrich R, Hoffmann I, Beckmann MW. Трансплантация ткани яичника: опыт Германии и мировая эффективность. Clin Med Insights Reprod Health. 2019;13:1–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
55. Leonel ECR, Lucci CM, Amorim CA. Криоконсервация ткани яичника человека: обзор. Трансфус Мед Гематер. 2019;46:173–81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
56. Dolmans MM, von Wolff M, Poirot C, Diaz-Garcia C, Cacciottola L, Boissel N, et al. Трансплантация криоконсервированной ткани яичников у 285 женщин: обзор пяти ведущих европейских центров. Фертил Стерил. 2021; 115: 1102–15. [PubMed] [Академия Google]
57. Hanfling SN, Parikh T, Mayhew A, Robinson E, Graham J, Gomez-Lobo V, et al. Клинический случай: два случая обнаружения зрелых ооцитов у девочек препубертатного возраста при криоконсервации ткани яичников. FS Rep. 2021; 2: 296–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
58. Paulini F, Vilela JM, Chiti MC, Donnez J, Jadoul P, Dolmans MM, et al. Выживание и рост преантральных фолликулов человека после криоконсервации ткани яичников, выделения фолликулов и кратковременной ксенотрансплантации. Репрод Биомед Онлайн. 2016;33:425–32. [PubMed] [Академия Google]
59. Долманс М.М., Манавелла Д.Д. Последние достижения в области сохранения фертильности. J Obstet Gynaecol Res. 2019;45:266–79. [PubMed] [Google Scholar]
60. Telfer EE, Zelinski MB. Культура фолликулов яичников: достижения и проблемы для человека и нечеловеческих приматов. Фертил Стерил. 2013;99:1523–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. Уайт Ю.А., Вудс Д.К., Такай Ю., Исихара О., Секи Х., Тилли Д.Л. Формирование ооцитов митотически активными половыми клетками, очищенными из яичников женщин репродуктивного возраста. Нат Мед. 2012;18:413–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
62. Fasano G, Demeestere I, Englert Y. Созревание ооцитов человека in vitro: до или после витрификации? J Assist Reprod Genet. 2012; 29: 507–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
63. Мохсензаде М., Халили М.А., Назари С., Джахроми В.Х., Агарахими А., Халваи И. Влияние витрификации на морфологию и результаты созревания in vitro незрелых ооцитов человека. Итал Дж. Анат Эмбриол. 2012; 117:190–8. [PubMed] [Google Scholar]
64. Язданпанах Ф., Халили М.А., Эфтехар М., Карими Х. Влияние витрификации на созревание и жизнеспособность незрелых ооцитов человека. Arch Gynecol Obstet. 2013;288:439–44. [PubMed] [Google Scholar]
65. Сафиан Ф., Халили М.А., Карими-Зарчи М., Мохсензаде М., Ашурзаде С., Омиди М. Способность к развитию незрелых ооцитов, аспирированных из антральных фолликулов у пациентов с гинекологическими заболеваниями. Иран J Reprod Med. 2015;13:507–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
66. Kasapi E, Asimakopoulos B, Chatzimeletiou K, Petousis S, Panagiotidis Y, Prapas N, et al. Витрификация ооцитов зародышевых пузырьков человека: до или после созревания in vitro? Int J Fertil Steril. 2017;11:85–92. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
67. Madkour A, Bouamoud N, Kaarouch I, Louanjli N, Saadani B, Assou S, et al. Фолликулярная жидкость и супернатант культивированных кумулюсно-гранулезных клеток улучшают созревание in vitro у пациенток с синдромом поликистозных яичников. Фертил Стерил. 2018;110:710–9. [PubMed] [Google Scholar]
68. Фарамарзи А., Халили М.А., Ашурзаде С., Палмерини М.Г. Нарушает ли сохранение in vitro созревания ооцитов на стадии зародышевых пузырьков развитие морфокинетики эмбриона? Зигота. 2018;26:430–4. [PubMed] [Академия Google]
69. Мохсензаде М., Табибнеджад Н., Ватанпараст М., Анбари Ф., Али Халили М., Карими-Зарчи М. Витрификация оказывает вредное воздействие на созревание, жизнеспособность и субклеточное качество ооцитов после IVM у женщин, больных раком: экспериментальное исследование. Int J Reprod Biomed. 2019;17:175–84. [Статья бесплатно PMC] [PubMed] [Google Scholar]
70. Чатруди М.Х., Халили М.А., Ашурзаде С., Анбари Ф., Шахеди А., Сафари С. Фактор дифференцировки роста 9 и добавление клеток кумулюса в культуральные среды для созревания in vitro улучшают жизнеспособность бластоцист человека. Clin Exp Reprod Med. 2019;46:166–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
71. Labrune E, Jaeger P, Santamaria C, Fournier C, Benchaib M, Rabilloud M, et al. Клеточное и молекулярное влияние витрификации по сравнению с медленным замораживанием на ткани яичников. Методы Tissue Eng Часть C. 2020; 26: 276–85. [PubMed] [Google Scholar]
72. Lee S, Ryu KJ, Kim B, Kang D, Kim YY, Kim T. Сравнение медленного замораживания и витрификации для криоконсервации ткани яичников человека и ксенотрансплантации. Int J MolSci. 2019;20:3346. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
73. Dalman A, Farahani NSDG, Totonchi M, Pirjani R, Ebrahimi B, Valojerdi MR.