Разное

Кризисы возраста у детей: Возрастные кризисы у детей – календарь кризисов ребенка

Возрастные кризисы у детей – календарь кризисов ребенка

 

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Календарь кризисов

Возрастных кризисов у детей пять:

  • новорожденности – в 6-8 недель;
  • раннего детства – в 1-1,5 года;
  • 3-х лет – между 2 и 4 годами;
  • 7-лет – между 6 и 8 годами;
  • пубертатный – в 12-14 лет.

Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу.

Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

 

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

 

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.

4 детских кризиса, о которых важно знать родителям

В развитии любого ребенка есть стабильные периоды и кризисные — когда изменения очень заметны, а родители озадачены — что случилось, почему с ребенком стало так трудно? Как проходят важные кризисы и что после них изменится, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Как он растет?

Развитие ребёнка — процесс непростой и неоднородный, это замечают все родители. Даже растёт ребёнок неравномерно: вдруг неожиданно все штаны стали короткие, а кофты впору, а через полгода всё ровно наоборот. Приехали летом на дачу или на море, а он мгновенно вырос из всех новых сандаликов. С эмоциональным и психологическим развитием происходит что-то похожее. Неожиданно появляется что-то новое и такое, что для родителей становится полным сюрпризом, особенно если это первый ребёнок. Но и последующие дети подбрасывают родителям неожиданности.

Конечно, изменения в ребёнке не падают с неба, они проходят вполне закономерно и обладают определенной последовательностью. Источник развития — социальная среда. Гениальный советский психолог Л. С. Выготский ввёл специальное понятие — «социальная среда развития». Это особое отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой, которая воспитывает и обучает его. Именно это отношение и приводит к появлению нового на разных возрастных этапах.

Одинаковы ли эти этапы у всех детей? Нет, конечно. У всех детей есть внешний (поведение) и внутренний (переживания) план. На одного ребёнка конфликты в семье окажут незначительное влияние, а у другого вызовут неврозы, но на другом этапе развития те же события повлияют на ребёнка совсем по-другому. Психика ребёнка разная на разных этапах развития. Изменения у ребёнка могут происходить медленно, постепенно, а могут и резко, скачком. Поэтому говорят, что развитие делится на стабильные периоды и кризисные. В длительных стабильных периодах развитие происходит почти незаметно для окружающих, но изменения идут и постепенно накапливаются. В конце этапа, который может длиться не один год, можно заметить скачок, и только тогда мы можем оценить тот сложный путь, который прошёл ребёнок: появляется что-то новое и важное. Кризис — резкий бурный скачок, в который ребёнок резко меняется, обычно длится несколько месяцев, и лишь при неблагоприятных обстоятельствах он может затянуться на год или два.

Некоторые психологи считают, что кризисов быть вообще не должно — это результат неправильного воспитания, всё должно быть ровно и гармонично, другие, напротив, уверены, что не пройдя вовремя через кризис, ребёнок не будет развиваться полноценно. Наверное, не так важно, правильно это или не правильно, важно, что кризисы — переломные моменты в развитии детей случаются практически у всех. Поэтому лучше знать их в лицо, то есть знать, что вам ждать в ближайшем будущем и как пережить резкие изменения в поведении ребёнка, поддержать его и себя.

Как заметить кризис?

Кризисы начинаются и завершаются незаметно, их границы размыты. Обострение ситуации случается примерно в середине. Родители это описывают как «трудновоспитуемость», «был нормальный, не знаю, что на него нашло». Главные изменения у ребёнка происходят внутри, но отражаются они на внешнем уровне. Это этапы, когда развитие как будто пошло вспять. То, что ребёнок освоил, вдруг разваливается, он спытывает трудности с окружающими, его перестаёт интересовать то, что привлекало до этого, всё, что раньше радовало — не радует, ценности неожиданно меняются.

Непонятно, что с ним делать и как жить дальше, потому что привычные способы взаимодействия неожиданно перестали работать. Но вместе с тем появляется что-то новое, часто пугающее родителей, потому что они с такими проявлениями ребёнка дела ещё не имели. То есть кризис — это революционная ситуация в развитии. Потребности выросли, а возможности их реализовать еще нет, и сложившиеся отношения с заботящимися взрослыми никак не соответствуют новым потребностям.

Кризисные и стабильные периоды чередуются, это немного помогает детям и родителям выживать в отношениях друг с другом: всегда можно держать в голове, что и «это тоже пройдёт». Л. С. Выготский описывал такую последовательность: кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1 -3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3−7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8−12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (13−17 лет) — кризис 17 лет. Эта периодизация связана и с накапливающимися возможностями ребёнка и с социальной средой, и ориентирована на нашу систему образования. Так, в детские дошкольные образовательные учреждения ребёнок попадает примерно к 3-м годам, в школу идёт в 7, а заканчивал раньше в 17, а теперь уже в 18 лет. В других странах с интересом относятся к периодизации Выготского и его идеям, но вносят свои коррективы: если ребёнок идёт в школу в 5 лет, а не в 7, то и кризиса 7 лет у него, очевидно, не будет, он скорее сместится к 5 или 6 годам. Но и у 7-летнего первоклассника кризис может случиться не в день рождения, а лет в 8, а часто в середине. 3-го класса. Так что цифры эти ориентировочные.

Что происходит?

Давайте рассмотрим основные «революционные» изменения, которые происходят в возрастных кризисах маленьких детей.

Кризис новорожденности: я родился и ничего ещё не умею. Чтобы выжить, мне нужны заботливые люди вокруг, но умею привлекать их внимание только одним способом. Мне надо этому научиться, я кричу, но скоро научусь улыбаться. Посмотрим, что работает быстрее и лучше.

Родительская стратегия: внимательное вслушивание в потребности ребёнка, вера, что родители постепенно начинают понимать «язык» младенца, что его знание не является врожденным ни у одного родителя, стремление удовлетворить все потребности и окутать теплом и заботой.

Результат кризиса:ребёнок учится привлекать внимание родителей к своему состоянию довольно быстро с помощью крика, улыбки и движений, его самочувствие от взаимодействия с близкими улучшается, и он приобретает огромное количество навыков за очень короткий момент времени.

Кризис 1 года. Безопасность и доверие. Я должен понять, безопасно жить в этом мире или нет. Могу ли я доверять миру и людям вокруг? Я уже научился ползать/ходить/бежать, смогу ли я всё делать сам, будут ли меня поддерживать?

Родительская стратегия: поддержка, удовлетворение потребностей, близкий контакт.

Результат кризиса: доверие к себе, своим возможностям и миру.

Кризис 3 лет. Самостоятельность или зависимость. Я многое умею, я хочу все делать сам, я хочу управлять предметами и людьми, я учусь управлять собой: сам есть, одеваться, пользоваться туалетом, играть, но смогу ли я управлять мамой и папой, бабушкой и няней? Будут ли они делать всё, что я им скажу? Или я могу что-то делать с предметами, а управлять только самим собой, своим телом и своим эмоциональным состоянием?

Родительская стратегия: поддержка, выдерживание негативных эмоций, введение разумных правил поведения, гигиены и спокойное понимание, что правила ребёнку выполнять сложно и поэтому не хочется, но нужно для его развития.
Результат кризиса: желание управлять собой, своими эмоциями, поведением, автономия.

Кризис 7 лет. Могу ли я стать отдельным от семьи членом общества и там достойно себя проявлять? Смогут ли меня оценить не только близкие люди? Смогу ли я научиться чему-то, чтобы стать взрослым и научиться жить отдельно? Как мне понять, какой я и нужно ли/можно ли это показывать всем людям? Я учусь в школе, мой учитель и мои одноклассники — они для меня сейчас важнее мамы и папы, потому что они вне семьи, они совсем другие, смогу ли я быть одним из них. Родители считают, что я умный, красивый, но важно не это, важно, что считают люди в школе, во дворе, в клубе. В школе самым важным считаются отметки, а не игра, а мне страшно, вдруг, если у меня плохие отметки, то я сам очень плохой и это неисправимо. Я вообще могу перестать учиться, и буду только играть, как раньше, им же всем это раньше нравилось, чтобы не сталкиваться с тем, что у меня ничего не получается. Ошибаться — это может быть опасно, ты поверяешь уважение других.

Родительская стратегия: поддержка интереса к процессу обучения, а не к академическим достижениям и формальным оценкам, которые замечаем, хвалим, объясняем содержательно критерии оценки: «это не потому, что она вредная и тебя не любит, а потому что ты пока не до конца научился, давай, попробуем разобрать тему ещё раз?» Акцент делаем на том, что интересно именно тебе, чему ты научился, хочешь научиться. Акцент на отношениях в социальной среде, на том, что ошибки — это повод пробовать ещё раз, ни у кого не получается с первого раза. Да, мнение Учителя и детей важны, но они иногда могут быть и не правы, но это не значит, что с ними нужно перестать общаться, но нужно понять, что же происходит. Родители своим примером показывают, что работать и учиться — это интересно и захватывающе (или нет).

Результат кризиса: цепь удач или неудач приводит к формированию устойчивого эмоционального отношения к себе: к комплексу неполноценности и оскорбленному самолюбию либо в хорошем исходе к чувству собственной значимости, компетентности, возможности преодолевать социальные сложности. Появляется усложнение чувств и учёт их логики, внутренняя жизнь ребёнка становится более глубокой и разнообразной. Ребёнок начинает (только начинает!) оценивать поступок с точки зрения отдаленных последствий. Ребёнок учится скрывать чувства, теряется детская непосредственность выражения переживаний. Но пока ребёнок ещё готов забыться и импульсивно сделать то, что хочется немедленно.

Если что-то пошло не так

Если кризис ребёнком пройден неудачно, или ребёнок «завис» по дороге, то важно понимать, что это не конец истории. Негативные последствия могут преследовать нас всю жизнь, но это подлежит изменению. Да, это потребует дополнительных усилий, времени и желания, но часто того стоит, потому что улучшает качество жизни и подталкивает ребёнка, да и взрослых к дальнейшему росту и развитию, принятию себя, мотивации к обучению.

Сегодняшним родителям непросто, потому что информации о развитии детей стало много, она доступна, от родителей мир требует не только заботы в формате «сыт, одет, обут», но и предъявляет множество требований к интеллектуальным и эмоциональным потребностям развивающихся людей. Этап становления родителем — это тоже серьезный кризис, который накрывает нас, как только появляются у нас дети, и не отпускает долго-долго. Мы ещё раз и ещё вместе со своими детьми заново преодолеваем и свои собственные, часто не очень правильно пройденные возрастные кризисы. Это и правда сложно, но мы можем использовать эту возможность, чтобы перепрожить заодно и свои кризисы, кое-что приведя в лучшее состояние, чем в детстве.

Читайте также:

Детская истерика: как она устроена и как на нее правильно реагировать

Как правильно говорить ребенку «нет»

«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком

Фото: Oksana Kuzmina, unguryanu, The Faces/Shutterstock

воспитаниепсихология

Понимание реакции вашего ребенка на кризис

Сейчас все в стрессе — и дети, и взрослые. Реакция детей похожа на реакцию взрослых, но в зависимости от возраста ребенка их реакция на кризис или чрезвычайную ситуацию может сильно отличаться. У вашего ребенка может наблюдаться изменение аппетита (дети старшего возраста могут переедать; у детей младшего возраста может снижаться аппетит),

учащение приступов гнева и повышенное нытье (в любом возрасте!) , а также физические симптомы, такие как головные боли и боли в животе. . Все это означает, что ваш ребенок имеет дело с более высоким уровнем стресса.

Как родители, мы можем быть разочарованы этими изменениями, но важно признать, что сложное поведение вашего ребенка связано с текущим кризисом, и постараться проявить больше терпения и сочувствия .

Подбадривайте как словесно (мы в безопасности, мы дома), так и физически (обнимайте, боритесь, укрывайте детей ночью – даже вашему подростку это может понравиться прямо сейчас!).

Возложите на всех в доме ответственность, которая дает чувство контроля и последовательности. Это могут быть простые действия, которые не обязательно являются работой по дому. Например, ваш ребенок может отвечать за выбор упражнений на день или за то, что все едят на ужин по пятницам. Или вы можете попросить старшего ребенка помочь купить продукты в Интернете или найти рецепт для приготовления.

Эти советы полезны для детей любого возраста. Но каждый возраст сопряжен с уникальными проблемами, а также возможностями для поддержки отдельного ребенка.

Реакции и механизмы преодоления для детей дошкольного возраста


(в возрасте 5 лет и младше)

Наши младшие дети могут не в полной мере осознать реалии кризиса, вызванного коронавирусом, но нет никаких сомнений в том, что они переживают изменения в рутине . Родители или братья и сестры могут быть дома с работы или учебы, игровые площадки запрещены, а другие повседневные действия, такие как покупка продуктов, могут выглядеть совсем по-другому.

Дети дошкольного возраста могут регрессировать в поведении или вехах; они могут быть более прилипчивыми или плаксивыми; они могут чаще просыпаться ночью или испытывать ночные страхи. Это , а не неправильное поведение. Это нормальная стрессовая реакция у маленьких детей.

В этом возрасте дети менее склонны к вербальному самовыражению. Вы можете поощрять детские игры как способ обработки эмоций . Ваши дети могут воспроизводить или придумывать истории, чтобы обработать то, что они видят и слышат. Не препятствуйте этому типу игры, если он расстраивает. Вместо этого присоединитесь к своему ребенку и подбодрите его.

Хотя важно сохранять ощущение рутины и нормальности, также можно быть более гибким . Например, если у вашего ребенка проблемы со сном, полежите с ним подольше ночью или позвольте ему забраться в вашу постель. Попробуйте связать это с обычным распорядком, сказав: «Ты можешь полежать здесь, пока не заснешь, а потом я отведу тебя обратно в твою уютную и безопасную спальню».

Когда все кажется очень страшным, а дети слышат предупреждения о прикосновениях, болезнях и микробах, Сосредоточьтесь на действии, а не на опасности. Эта брошюра «Маленькие супергерои» поможет им понять, почему некоторые вещи должны быть другими, а также даст им возможность лучше контролировать ситуацию.

Наконец, помните, что носитель не подходит по возрасту для детей дошкольного возраста , особенно во время пандемии. Ваша цель – сделать так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности и был любимым.

Реакции и механизмы преодоления для детей школьного возраста


(возраст 6–12 лет)

В этом возрасте дети почувствуют радикальные изменения в своей повседневной жизни, особенно в том, что касается учебы и общения с друзьями. Будет больше жалоб и сопротивления в целом. Дети школьного возраста могут потерять интерес или внимание к деятельности или даже стать замкнутыми в семье. Отношение и поведение могут стать более привлекательными, когда на самом деле они ищут связи.

«Каждый раз, когда вы думаете о том, чтобы назвать ребенка «поиском внимания» в этом году, подумайте о том, чтобы изменить его на «поиск общения» и посмотрите, как изменится ваша точка зрения».

Доктор Джоди Кэррингтон

Поощряйте детей оставаться на связи с друзьями с помощью телефонных звонков или видеочатов.

Убедитесь, что ваши дети регулярно занимаются спортом и двигаются. Есть веселые и глупые уроки танцев (смех тоже помогает!), или просто гуляйте или катайтесь на велосипеде рядом с вашим домом.

Поскольку эти дети, вероятно, впервые выполняют школьные задания на компьютере, убедитесь, что их ожидания реалистичны. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, обычная реакция на чрезвычайную ситуацию.

И помните, не стоит пытаться воссоздать дома обычную школьную обстановку. В этом нет ничего нормального, и можно придумать план, который подойдет для вашей семьи . Простой семейный список дел может работать лучше, чем расписание с цветовой кодировкой. Выполнение школьных заданий четырьмя 30-минутными блоками может работать лучше для некоторых семей, в то время как посвящать несколько часов после обеда может работать для других. Вовлеките своих детей в принятие этих решений и убедитесь, что вы выделяете время на перерывы и семейные встречи (настольные игры, приготовление пищи). И создайте место в своем доме — письменный стол, стул, подушку на полу — чтобы у каждого было свое место для работы или отдыха.

Дети этой возрастной группы также могут чаще участвовать в дискуссиях о пандемии, но им по-прежнему нужны различные инструменты для облегчения процесса (включая игры с участием детей!). Ограничьте доступ к средствам массовой информации и убедитесь, что вы можете объяснить, что делает сообщество для обеспечения безопасности всех.

 

Реакции и механизмы преодоления для детей-подростков


(возраст 13–19 лет)

Во время кризисных ситуаций подростки всегда более подвержены стрессу и беспокойству. Они лучше осознают опасность и помнят о несправедливости по отношению к себе и другим. У подростков уже есть склонность к слабому контролю импульсов, и чрезвычайные ситуации могут усугубить это. Это может проявляться на физическом уровне, включая переедание, экстремальные режимы сна (вообще не спать или спать весь день), чрезмерное использование Интернета или видеоигр, а также дальнейшую изоляцию от сверстников или близких.

Многие подростки чувствуют апатию, особенно при потере контроля над своей жизнью. Они могут быть более устойчивыми к правилам (как родительским правилам, так и правилам социального дистанцирования).

В настоящее время мы не так продуктивны в условиях стресса. Наши дети тоже НЕ будут такими продуктивными. Все в порядке. Поощряйте перерывы и снятие стресса.

Не навязывайте разговор, но держите линию связи открытой. Позиционируйте себя как источник достоверной информации и найдите способы для вашего подростка участвовать в семейных делах. Вы можете обсуждать и устранять стигмы, дезинформацию и несправедливость, которые может вызвать этот конкретный кризис.

Многим подросткам также полезно «сделать что-нибудь» в связи с кризисом. Это может быть помощь младшим братьям и сестрам с их домашним заданием или другим членам сообщества, например, волонтерство в рамках программы Meals on Wheels’ Grocery to Go, которая была адаптирована для поощрения социального дистанцирования.

Точно так же, как дети младшего возраста могут регрессировать в поведении, регрессировать могут и подростки. Они могут забираться к вам в постель по ночам или чаще плакать. Они могут быть не в состоянии правильно одеться или помыться. Предлагайте помощь без осуждения, например: «Я вижу, у тебя сейчас проблемы с этим, я тебе помогу».

И помните, для вас или любого ребенка, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смейтесь, танцуйте, обнимайтесь, прыгайте, общайтесь с природой, пейте много воды.

Просмотрите презентацию вебинара Марисоль Акоста от 9 апреля 2020 г. под названием Как справиться с последствиями COVID19: краткое введение для родителей и взрослых .

Английский: Скачать слайды / Посмотреть вебинар
Español: Descarga la Presentación / Ver el Workshopio

 

Как кризис влияет на развитие детей среднего возраста

В этой статье вы прочтете о том, как кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве.

Изменения и кризис

Изменения и кризис могут влиять на развитие разными способами. Хотя некоторые воздействия являются негативными, поскольку они нарушают способность детей чувствовать себя в безопасности и безопасно исследовать мир, изменения также могут предоставить детям возможность расти по мере их адаптации к новым ситуациям.

Многие факторы в жизни отдельного ребенка, такие как доступ к материальным и психологическим ресурсам, играют роль в том, как кризис на самом деле влияет на развитие.

Ниже приведены некоторые способы, которыми кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве, которые мы рассмотрели на предыдущем шаге.

1. Язык и эмоции

Столкнувшись с кризисом, детям может быть трудно понять свои собственные чувства или эффективно рассказать о своих потребностях и переживаниях.

Времена перехода часто связаны со сложными и меняющимися эмоциями. Например, закрытие школы, переезд семьи или изменение распорядка могут вызвать у детей чувство замешательства, неуверенности или беспокойства.

Маленькие дети могут казаться незатронутыми или ничего не подозревающими, в то время как дети старшего возраста могут выражать тревогу или гнев. В разные моменты у детей могут быть разные чувства: грусть по поводу прощания с друзьями может смениться волнением перед исследованием нового места или составлением нового расписания.

Разные эмоции одновременно

Дети могут выражать разные эмоции одновременно и могут быть перегружены и не понимать многие вещи, которые они чувствуют.

Дети могут быть не в состоянии передать эти сложные чувства и могут выражать свои потребности невербально и косвенно.

Это может проявляться в виде изменений в ежедневном режиме сна, приема пищи и ухода за телом, замкнутости или эмоциональных и поведенческих всплесках, таких как плач или «развал» в неожиданное время.

Ночное недержание мочи и другие физические регрессии являются признаком дистресса и не должны наказываться; вместо этого взрослые должны следить за эмоциональными и поведенческими изменениями, проявляя постоянную и чуткую заботу и поддержку.

2. Регулярные возможности поговорить

Регулярные возможности поговорить могут помочь детям конструктивно обрабатывать чувства, продолжая развивать речь, самосознание и навыки самовыражения.

Взрослые могут рассказывать о своих чувствах, задавать вопросы и помогать детям определять новые или сложные эмоции. Называние чувств может быть полезным инструментом для детей, переживающих перемены или утрату. У детей может возникнуть беспокойство или любопытство по поводу кризиса/ситуации, и они могут часто задавать вопросы, чтобы лучше понять ее.

Умение слушать детей и делиться соответствующей их возрасту информацией будет способствовать развитию детей, а также их пониманию ситуации, что может уменьшить неуверенность или страх.

Забота о других

Во время кризиса или переходного периода у детей могут возникнуть трудности с отношением к опыту других. Одно и то же событие может повлиять на каждого ребенка, семью или сообщество по-разному.

Маленькие дети, как правило, сосредотачиваются на своих непосредственных обстоятельствах и могут испытывать трудности с тем, чтобы представить или сопереживать другим, у которых другой опыт. Дети старшего возраста более склонны думать о других и сопереживать им.

Практика восприятия перспективы

Взрослые могут способствовать росту в этой области, тренируясь в оценке перспективы: обсудите различные обстоятельства и предложите детям исследовать, каково это быть «в чужой шкуре».

Кроме того, дети старшего возраста могут рассматривать кризис как возможность помочь своему сообществу. У детей в возрасте 7–9 лет растут способности и понимание того, как они могут внести свой вклад в благоустройство своего дома или района. Поиск способов помочь другим во время кризиса может дать старшим детям чувство цели.

3. Мышление и понимание

Во время кризиса или перехода у детей могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или запоминанием информации. Они могут отвлекаться и с трудом выполнять школьные задания или выполнять другие обязанности.

Детям может потребоваться больше времени и поддержка взрослых, чем обычно, для выполнения повседневных задач, и им могут быть полезны визуальные напоминания, такие как письменные расписания или контрольные списки.

Изменение также предоставляет детям возможность расширить свое мышление и понимание. Дети могут задавать «большие вопросы» и говорить о событии или будущем так, как это может быть или нет, реалистично или точно.

Построение понимания мира

Разговоры могут помочь детям лучше понять мир и поддержать развитие абстрактного мышления.

Например, объяснение, почему школы закрыты или сколько времени осталось до их открытия (например, рисование или использование календаря, чтобы отметить течение времени), может развить у детей способность думать о причинно-следственных связях или думать о будущее.

4. Отношения и игра

Наконец, отношения и игра могут быть изменены кризисом или переходным периодом. Если дети не могут общаться со сверстниками, они могут чувствовать себя изолированными или одинокими. У них могут быть ограниченные возможности практиковать социальные навыки, такие как чередование, сотрудничество и переговоры со сверстниками.

Чувство неуверенности может привести к неуверенности в изучении новых вещей. С другой стороны, дети могут хотеть играть в игры, быть физически активными и общаться с опекунами или братьями и сестрами радостными и забавными способами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *