Разное

Крейсер аврора текст: В. Шаинский — М. Матусовский

Читать онлайн «История второго рождения крейсера «Аврора»», С. И. Овсянников – Литрес

© Филиал ЦВММ на крейсере «Аврора», 2020

© Центральный военно-морской музей, 2020

© ИПК «Гангут», 2020

В Санкт-Петербурге в ясный солнечный день 11 мая 1900 года под раскаты торжественного салюта в 31 выстрел со стапеля верфи «Новое адмиралтейство» был спущен новый крейсер Российского Императорского флота. Из Рапорта строителя крейсера К. М. Токаревского следовало:

«Сего числа в 11 часов 15 минут в присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ И ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Генерал-Адмирала и Великого Князя Алексея Александровича крейсер 1-го ранга ″Аврора″ благополучно спущен на воду, причем перегиби и течи не оказалось.

Углубление форштевнем 12 футов, ахтерштевнем 15 футов 6 дюймов…»[1]

Спуску «Авроры» на воду предшествовало не менее радостное и торжественное событие – закладка корабля. Суть этого ритуала сводилась к тому, что в киль корабля, между 60 и 61 шпангоутами, вложили так называемую закладную дощечку из серебра размером 128 х 99 мм с изображением крейсера, краткими данными корабля и перечнем фамилий лиц, принимавших участие в церемонии.

«Аврора» после спуска 11 мая 1900 г.

Обязательным ритуалом как при закладке, так и при спуске кораблей являлся молебен, совершавшийся священнослужителями Морского министерства.

Следует отметить, что первые днищевые конструкции будущего крейсера на стапеле установили 7 сентября 1896 года, однако официальная закладка «Авроры» состоялась 23 мая 1897 года, одновременно с закладкой её «систер-шипов» – крейсерами «Паллада» и «Диана» на верфи «Галерный островок».

Весной 1900 года готовность корпуса составляла 78 %, паровых котлов –61 % и главных паровых машин – 82 %. Полным ходом шли монтажные работы по системам – водоотливной, пожарной и другим. Подготовкой к спуску крейсера на воду руководил 43-летний корабельный инженер, младший судостроитель Константин Михайлович Токаревский (1857–1904 гг.), сменивший 10 октября 1898 года корабельного инженера Э. Р. де Грофе.

Из-за большой длины корабля к эллингу достроили временный навес, который, однако, закрыл корпус не полностью, и форштевень с гербом был виден ещё при подходе к заводской проходной на Галерной улице.

До «Авроры» в деревянном эллинге «Нового адмиралтейства» был заложен и 20 мая 1894 года спущен на воду эскадренный броненосец «Сисой Великий». После строительства крейсера «Аврора» стапель послужил местом рождения транспорта-мастерской «Камчатка», заложенного 8 сентября 1901 года. Затем, после страшного пожара на верфи «Галерный островок», деревянный эллинг в конце 1902 года был разобран. Сегодня памятная доска о постройке «Авроры» установлена рядом с действительным местом рождения крейсера, на каменном эллинге, в котором также 11 мая перед спуском «Авроры» состоялась закладка эскадренного броненосца «Бородино».

10 мая в 14 часов прошла репетиция торжеств, а в 17 часов на Неве заняли свои места определенные для присутствия корабли и суда – крейсеры 2 ранга «Азия», «Джигит», пароходы «Нева» и «Онега». Подготовительные работы к спуску начались в 5 часов утра 11 мая. Прибыл почетный караул от Гвардейского экипажа со знаменем и духовым оркестром, а также выделенные матросы и благонадежные рабочие для обеспечения порядка. Торжественный молебен, возможно, совершался в Николо-Богоявленском Морском соборе.

Одной из важнейших подготовительных спусковых работ была проверка подводной части стапеля. Подводный фундамент стапеля, его порог, при спуске корабля, в момент всплытия кормы, испытывал значительное давление, иногда приводившее к разрушению стапеля и носовых полозьев в районе форштевня, поэтому изнутри носовую часть «Авроры» подкрепили распорными брусьями. Для сохранения прямолинейности движения корпуса при спуске перо руля фиксировалось креплением.

1. ЦГАВМФ. Ф. 427. Оп.1. Д. 187. Л. 39.

Крейсер Аврора: экскурсия по кораблю-музею в Санкт-Петербурге

Автобусно-пешеходная

Групповая сборная

50

3 ч.

Большая обзорная экскурсия по Петербургу и крейсер «Аврора»

4-часовая автобусно-пешеходная экскурсия по историческому центру Петербурга с посещением крейсера «Аврора».

завтра в 10:45

завтра в 11:00

от 1500 ₽

за человека

149 отзывов

На катере

Индивидуальная

8

1 ч.

Аренда катера по рекам и каналам и финский залив

Отправиться на прогулку по рекам Фонтанке, Мойке, Неве и по каналу Грибоедова или прокатиться по Финскому заливу.

завтра в 12:00

завтра в 13:00

6000 ₽

за экскурсию

2 отзыва

Автобусно-пешеходная

Групповая сборная

15

5 ч.

Кронштадт — город фортов в мини-группе до 15 чел.

Увидеть невероятный по красоте Морской собор и уникальные фортификационные сооружения.

Пн, 5 июн, 10:00

Чт, 8 июн, 10:00

1900 ₽

за человека

Рейтинг гида

Входной билет

5

2 ч.

Крейсер «Аврора»: аудиоэкскурсия со входным билетом

Входной билет на крейсер «Аврора» с аудиоэкскурсией в приложении WeGoTrip.

Ср, 14 июн

Чт, 15 июн

1090 ₽

за человека

26 отзывов

На автобусе

Групповая сборная

20

1 ч.

Обзорная экскурсия на ретро-автобусе ЗИС-8

Прокатитесь на ретро-автобусе по центру Петербурга — переместитесь в атмосферу 1930-х годов.

в любой день, в любое время

1000 ₽

за человека

49 отзывов

Пешеходная

Индивидуальная

5

2 ч.

Крейсер Аврора: история одного корабля (аудиотур без входных билетов)

Экскурсия по крейсеру «Аврора» (аудиотур) — настоящему кораблю-музею, который может многое рассказать об истории Военно-морского флота России.

завтра в 10:00

Вс, 4 июн, 10:00

за человека

Рейтинг гида

Входной билет

15

2 ч.

Входной билет на крейсер «Аврора»

Входной билет для посещения крейсера «Аврора».

за человека

202 отзыва

На катере

Индивидуальная

7

1 ч.

Прогулка на катере по индивидуальному маршруту

Отправляйтесь в путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга на американском катере и проплывите по каналам, по которым редко водят экскурсии.

сегодня в 23:59

завтра в 09:00

от 6700 ₽

за экскурсию

140 отзывов

Индивидуальная

6

8 ч.

Большая обзорная индивидуальная экскурсия по Петербургу на автомобиле

8-часовая автомобильная прогулка по Петербургу — от Петропавловской крепости до крейсера Аврора.

в любой день, в любое время

16890 ₽

за экскурсию

14 отзывов

Автомобильно-пешеходная

Индивидуальная

7

3 ч.

Индивидуальная экскурсия по вечернему Петербургу на микроавтобусе

Знакомство с Петербургом и его главными символами в свете фонарей. Лучшие ночные романтические виды на центр города.

завтра в 09:00

завтра в 12:00

7800 ₽

за экскурсию

44 отзыва

На автомобиле

Индивидуальная

4

3 ч.

Обзорная экскурсия на автомобиле с профессиональным краеведом

3-часовая индивидуальная автомобильная экскурсия по Петербургу с краеведом для мини-группы до 4 человек на комфортабельном Mitsubishi Outlander.

в любой день, в любое время

7800 ₽

за экскурсию

76 отзывов

Автобусно-пешеходная

Индивидуальная

7

3 ч.

Индивидуальная обзорная экскурсия с посещением Петропавловской крепости

3-часовая индивидуальная автобусно-пешеходная экскурсия по центру Петербурга для мини-группы до 7 человек.

завтра в 09:30

завтра в 10:00

7800 ₽

за экскурсию

74 отзыва

На теплоходе

Групповая сборная

80

2 ч.

Джазовый концерт-круиз под разводными мостами

Подарите себе незабываемый круиз по ночной Неве на комфортабельном двухпалубном теплоходе-ресторане. Потрясающие виды ночного города и петербургские мосты в ослепительной подсветке и кажущийся бесконечным караван судов.

Вс, 4 июн, 00:50

Пн, 5 июн, 00:50

2400 ₽

за человека

6 отзывов

На теплоходе

Групповая сборная

90

2 ч.

Вечерняя музыкальная прогулка по Неве

По Неве и Финскому заливу под звуки музыки — рассмотрите Петербург с борта теплохода и отдохните от суеты.

завтра в 19:45

Вс, 4 июн, 19:45

1500 ₽

за человека

115 отзывов

На теплоходе

Групповая сборная

90

2 ч. 30 мин.

Ночная музыкальная прогулка «Разводные мосты»

Насладитесь разводом мостом под живую музыку и потанцуйте под хиты 2000-х.

Вс, 4 июн, 23:45

Ср, 7 июн, 23:45

1800 ₽

за человека

142 отзыва

Посетите крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, Россия

Легендарный крейсер, который в настоящее время служит кораблем-музеем Санкт-Петербурга, Россия. Аврора – одна из известных достопримечательностей города, его узнаваемый символ с большой историей.

«Аврора» — один из трёх крейсеров первого ранга вместе с «Палладой» и «Дианой», построенных на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и спущенных на воду 11 мая 1900 года. Назван в честь римской богини утренней зари по приказу Николая II. .

Первое крупное сражение, в котором участвовал круиз, состоялось в 1905 году при Цусиме во время русско-японской войны. Несмотря на 18 попаданий вражеского обстрела, крейсер сумел прорваться в нейтральные воды Манилы, где и был интернирован.

В 1906 году «Аврора» вернулась обратно на Балтийский флот и стала кораблем для подготовки гардемаринов.

Вскоре после этого крейсер двинулся в путь и в 1906-1912 годах посетил ряд стран. В 1910 году военный корабль отправился в итальянский город Мессина, чтобы получить медаль русских моряков, участвовавших в спасательных работах после землетрясения 1908. Более того, в ноябре 1911 года экипаж «Авроры» принял участие в торжествах в честь коронации сиамского короля Бангкока, Королевство Таиланд.

В годы Первой мировой войны крейсер «Аврора» в составе второй эскадры активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море, выполняя патрульные задачи и обеспечивая действия сухопутных войск. В конце 1916 года поставлен на ремонт в доки Петрограда.

Вероятно, звездный час, которым славится Аврора, пришелся на большевистскую революцию 1917. 25 октября 1917 г. в 21.45 боевой корабль произвел холостой выстрел, положивший начало штурму Зимнего дворца. Этот момент стал началом более чем 70-летнего правления коммунистов.

После окончания Гражданской войны в 1922 году «Аврора» стала учебным боевым кораблем и до 1940 года на нем проходили практику курсанты военно-морского училища.

С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» защищал Ленинград, вел бои в Чудской флотилии и на Вороньих горах. Во время осады 1941-1944 г. «Аврора» стояла в Ораниенбаумском порту, где постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам. В результате множества попаданий крейсер затонул, но в июле 1944 года был поднят и отведен в ремонт.

Уже после этого, в 1948 году, «Аврора» нашла свое нынешнее местонахождение на Петроградской набережной реки Невы, где использовалась в качестве учебного корабля курсантами Нахимовского училища.

В 1956 году крейсер «Аврора» превращен в музей, филиал Центрального военно-морского музея. 19 июля на корабле было поднято Андреевское военно-морское знамя.92.

В настоящее время крейсер является одной из многих известных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это старейший боевой корабль ВМФ России, обслуживаемый боевой командой под командованием капитана 1-го ранга.

Читайте также

Информация об экскурсии


Расписание

Музей открыт с 10:30 до 16:00.
Выходные дни: Понедельник и пятница.


Общественный транспорт

Адрес
197046, Санкт-Петербург, музей «Крейсер Аврора».
Метро
Горьковская, площадь Ленина
Автобусы
46, 49
Трамваи
6



Доля

скрытая Европа | Один выстрел из Авроры

Уважаемые попутчики

Сто лет назад этой осенью единственный выстрел из корабельной пушки пронесся по всему миру. После мятежа экипажа «Авроры» во время Февральской революции в Петрограде русский крейсер остался на якоре в реке Неве. Судном управлял революционный комитет, и в последующие месяцы это судно стало олицетворением большевистских устремлений.

В августе 1917 года, когда низложенный царь и его семья были сосланы в Тобольск, Временное правительство Керенского переехало в Зимний дворец, заняв личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны. Но дни Временного правительства были сочтены. Даже когда Керенский и его команда въезжали в Зимний дворец, солдаты и рабочие демонстрировали улицы Петрограда. Явная некомпетентность администрации Керенского означала, что попытка большевиков захватить власть была лишь вопросом времени.

Вечером 25 октября 1917 года (по русскому календарю) из «Авроры» был выпущен один холостой снаряд. Это дало сигнал большевикам к штурму Зимнего дворца. Некоторые источники утверждают, что Аврора действительно открыла огонь по Зимнему дворцу, но, если бы это было действительно так, маловероятно, что большая часть конструкции осталась бы стоять. Такова была сила огневой мощи Авроры .

Был ли тот единственный холостой выстрел из Аврора пожалуй самый известный огнестрел в европейской истории? Если у него есть соперник, то сильным соперником, безусловно, должен быть выстрел Гаврило Принципа, убивший эрцгерцога Австрийского Франца Фердинанда в Сараево в июне 1914 года.

Крейсер «Аврора» отличился в русско-японской войне. Во время Первой мировой войны выполняла рутинные задания на Балтике. Это судно незаметно кануло бы в историю мореплавания, если бы не его ключевая роль в сигнале о начале Октябрьской революции. Это единственный корабль, получивший орден Октябрьской Революции с изображением 9-го0098 Аврора

в эмблеме. Короче говоря, этот сосуд — больше, чем какое-либо отдельное сооружение, может быть, больше, чем любой отдельный брусок Ленина, — стал символом революции.

С 1956 года Аврора является кораблем-музеем — одной из звездных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Можно было ожидать, что этой осенью в этом российском городе будет праздник, посвященный столетию Октябрьской революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *