Разное

Когда начинают видеть и слышать груднички: Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть. Связь с миром установлена, или когда новорождённый начинает видеть и слышать

Содержание

этапы развития слуха и зрения по месяцам.

Впервые взяв своего новорожденного ребенка на руки, мир новоиспеченной мамы переворачивается с ног на голову. Этот крошечный комочек – настоящий человек в миниатюре, он еще так неумело открывает глазки и смотрит на мир вокруг. Бытует мнение, что в течение первых недель ребенок плохо видит и практически не слышит ничего вокруг. Насколько верно это утверждение, и когда грудничок начинает видеть и слышать после рождения, рассмотрим в нашей статье.

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос. Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

  • Учим удерживать взгляд на предмете. Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием.

На заметку!

Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки.
    Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см. В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша.

Некоторые считают, что в первые дни и даже недели после рождения малыш не может ничего видеть и слышать. А развитие этих навыков происходит со временем. Однако это не так. Ребенок начинает видеть еще в утробе мамы, но видит он и воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослые. Давайте разберемся, когда ребенок начинает видеть, и как меняется зрение грудничка в течение первых месяцев жизни.

Особенности зрения грудничка

Интересно, что развитие глаз у плода начинается уже на 18 день беременности, а к седьмому месяцу структура глаз уже практически сформирована. В это время у малыша открываются веки. Сразу после рождения ребенок видит очень слабо, так как мышцы глаз плохо развиты. Новорожденный не различает цвета и не отличает объемные фигуры.

Этапы развития зрения ребенка до года

ВозрастРазвитие и навыки
Новорожденный до 1 месяцаНоворожденный еще не умеет смотреть двумя глазами и фокусировать взгляд, глаза иногда разбегаются и косят, характерна слабая световая чувствительность
2-3 месяцаНачинает различать яркие объекты и следить за движущимся предметом, видит красный, оранжевый и желтый цвета, воспринимает отсутствие и наличие цвета
4 месяцаЧувствует и оценивает расстояние, начинает воспринимать синий, зеленый и фиолетовый цвета, фокусирует взгляд на предметах и следит за передвигающимся объектом, реагирует на лица людей, которые появляются рядом
5-8 месяцевРазличает предметы, даже самые мелкие, следит за движущимися объектами, узнает знакомые лица и вещи, распознает некоторые геометрические формы (шар, куб, конус), осваивает дальние пространства
9-12 месяцевХорошо видит на любом расстоянии, различает многие цвета и узоры.
Кстати, к году окончательно формируется цвет глаз малыша

Занятия для развития зрения

Специальные занятия и упражнения способствуют правильному развитию ребенка. Для тренировки зрения можно использовать различные игры с малышом. Чтобы привлечь внимание, лучше брать ребенка вертикально. В вертикальном положении малышу легче сфокусировать взгляд. Чтобы новорожденный зафиксировал взгляд, держите его на расстоянии 20-25 сантиметров от своего лица или предмета. Подождите, пока он сосредоточится.

Повесьте над малышом в кроватке или в коляске цветные игрушки. Вешать игрушки нужно сбоку, а не перед лицом. Помните, что в первые четыре месяца после рождения грудничок не воспринимает много цветов, а также слишком яркие вещи. Чтобы грудничок не переутомился, не используйте предметы с содержанием свыше четырех цветов.

После четырех месяцев каждый день показывайте ребенку игрушку среднего размера и умеренной яркости. Начинайте с расстояния 20 сантиметров и постепенно увеличивайте промежуток. Покажите и медленно поводите игрушкой из стороны в сторону. Кроха должен зафиксировать взгляд и проследить за вещью.

После 5-6 месяцев можно брать “говорящие” игрушки, особенно животных. В это время малыш хорошо воспринимает и начинает имитировать звуки зверушек, например, “мяу”, “му” и прочее. Такие упражнения развивают зрение, слух и речь. Во сколько месяцев дети начинают лепетать и произносить слоги, смотрите .

Во время игр и занятий разговаривайте с малышом тихо и спокойно, не кричите и не ругайтесь, если у крохи что-то не получается! Обязательно используйте в играх мимику и жесты, различные интонации в голосе, потешки, песенки и стишки. Не заставляйте малыша заниматься слишком долго, если он болен или плохо себя чувствует. Прервите упражнение, если ребенок устал, начал плакать и капризничать.

Как ухаживать за глазами грудничка

Гигиена и уход за глазами – важный аспект в развитии зрения ребенка. Уход за глазами проводят каждое утро при помощи ватного тампона и чистой кипяченой воды. Давайте рассмотрим, как обеспечить и сохранить гигиену и здоровье глаз:

  • Протирайте глаза дважды в день. Для этого смочите ватный тампон или диск в теплой кипяченой воде и протрите глаз от внешнего угла к внутреннему;
  • Для каждого глазика используйте отдельный новый ватный тампон;
  • После водных процедур протирайте лицо грудничка одноразовыми бумажными салфетками. Нужно сохранять сухость кожи и глаз;
  • Своевременно подстригайте ногти грудничку, чтобы новорожденный случайно не залез длинным ногтем в глаз и не поранил его;
  • Следите, чтобы никакие инородные предметы и вещества, в том числе и реснички, не попадали в глаз!;
  • Следите за своей гигиеной и регулярно мойте руки с мылом;
  • Посещайте офтальмолога каждые два-три месяца.


Иногда у детей в первые месяцы после рождения начинают слезиться и гноиться глаза, а ресницы слипаются. Гной появляется из-за инфекции. Чтобы избежать таких проблем, регулярно проветривайте детскую комнату и делайте влажную уборку, поддерживайте комфортную для ребенка температуру помещения (18-22 градуса тепла), следите за аллергической реакцией грудничка (на пыль, ткань, пух и пр. )

После долгожданного появления на свет ребенка, у молодых мам появляется множество вопросов по уходу и развитию младенца. Один из первых возникших вопросов – когда новорожденный начинает видеть? Мнения по этому вопросу достаточно разноречивы. Некоторые утверждают, что эта способность развивается со временем, но это неверно.

Ребенок уже при рождении обладает возможностью видеть, но расплывчато, туманно. Также малыш уже реагирует на наличие или отсутствие света.

Малыш щурится от яркого света, поэтому стоит использовать приглушенное освещение. Первые несколько суток ребенок в основном спит и лишь иногда открывает глаза на короткое время. Это считается абсолютно нормальным, так как происходит адаптация. Внешний мир отличается от внутриутробного не только освещением, но и звуками, запахами, тактильным ощущением.

Дети могут более отчетливо видеть крупные предметы, расположенные на расстоянии около 25 см. Обычно такое расстояние между глазами мамы и ребенка во время грудного кормления, что помогает им наладить зрительный контакт. Именно поэтому новорожденный так легко узнает маму среди многих лиц. Через 3-4 недели грудничок внимательно рассматривает движущиеся возле него предметы и силуэты, а еще через несколько недель умеет отличать плоские и объемные объекты.

Ближе к трем месяцам ребенок начинает узнавать маму и папу, рассматривая их черты лица. Пристального внимания заслужит борода или усы папы, если они имеются. Ребенок замечает изменения в лицах, например, если мама обычно носит очки и вдруг их снимет – это не останется незамеченным для вашего карапуза, порой вызывая негативную реакцию в виде недовольства или слез. Наблюдать за мелкими предметами малыш научится, когда достигнет полугодовалого возраста.

Родители часто интересуются, сколько цветов различают новорожденные? Как бы мы не хотели сделать мир ребенка ярким и красочным, но первые дни и даже месяцы своей жизни новорожденный видит в черно-белом цвете. Малышу понравится разглядывать изображения или фотографии контрастных цветов (черного и белого), которые он уже умеет отличать. Желательно, чтобы на картинках были изображены узоры из кругов, полос, квадратов и других черно-белых элементов.

Достигнув трех месяцев, малыш научится не только различать лица окружающих. В этом возрасте проявляется способность выделять яркие цвета в окружающей среде. Особенно это касается красного и желтого цвета. Для первых месяцев жизни стоит приобрести погремушки именно этих цветов, так как, например, синий цвет, грудничком еще не воспринимается и станет знаком к 4-5 месяцам. Тогда же ваш малыш сможет различать остальные основные цвета. Девочку можно порадовать ярко-желтой уточкой, с красными лапками и клювом, а для мальчика хорошо приобрести красную пожарную машинку с желтыми полосками.

Развитие зрительных способностей

Первые недели грудничку достаточно сложно сфокусировать свой взгляд на каком-либо предмете или объекте дольше, чем на несколько секунд. С каждым месяцем это время увеличивается, но все равно взгляд как бы скользит и лишь к четырем месяцам ребенок осознанно фокусирует свое внимание на заинтересовавшем его предмете.

Замечено, когда грудничок находится в вертикальном положении, ему легче фокусировать взгляд. Именно поэтому для игр в «гляделки» лучше взять его на руки, после чего дать время сосредоточиться.

Лучше если ваше лицо будет находиться в двадцати – двадцати пяти сантиметрах от лица ребенка, а интонация голоса спокойная и тихая. Малыш замечает улыбку на лицах – давайте будем улыбаться!

Для развития и укрепления глазных мышц, рекомендуется использовать различные погремушки ярких цветов. Над кроваткой малыша можно повесить сколько угодно игрушек или установить мобиль, которыми он обязательно заинтересуется. Размещать игрушки необходимо не перед лицом ребенка, а немного сбоку, либо ближе к ножкам. Это поможет легче фокусировать взгляд, сохраняя правильно положение головы, что особенно важно в первые месяцы жизни.

Страхи родителей

Родители некоторых деток иногда замечают слегка косящие глазки. И это становится причиной для возникновения различного рода страхов. Не стоит слишком беспокоиться раньше времени, ведь скашивание глазок естественный процесс у новорожденных. Это связано с недостаточной глубиной восприятия, которая пройдет, как только укрепятся глазные мышцы. Дети столь малого возраста не умеют смотреть двумя глазами одновременно, что вызывает расфокусирование взгляда. В основном эта проблема уходит в первые полгода жизни ребенка. Поводом обратиться к узконаправленному специалисту (офтальмологу) может стать постоянное скашивание глаз, особенно если оно наблюдается и после достижения полугодовалого возраста.

Широкая переносица ребенка может визуально вызывать ощущение косящих глазок. Развеять опасения и определить наличие можно самостоятельно. Для этого необходимо посветить небольшим фонариком в глазки карапуза. Отблеск фонарика должен быть симметричным в обоих глазках (к примеру, по центру). Обязательно сообщите врачу о необходимости проверить и более детально обследовать глазки, если отблеск в разных местах.

Подводя итог

Чего мы желаем после появления маленького ребенка в доме? Конечно счастья и здоровья малышу. Внимательно наблюдая за развитием грудничка, и особенно за его зрительным восприятием, родители легко найдут общий язык и установят доверительные отношения с любимым карапузом.

Советуем к прочтению: .

Вопросы, связанные со слухом и зрением младенца всегда сильно беспокоят родителей. Сразу после рождения крошка практически всё время спит, даже если вокруг разговаривают, ходят или плачут другие дети. Как понять, что малыш способен услышать в столь нежном возрасте и как проверить реакцию на звуки? А как ребёнок видит, ведь взгляд его не сфокусирован?

То, как новорожденный начинает видеть и слышать, подчиняется своим закономерностям и этапам.

Развитие слуха у ребёнка

Ещё находясь в материнской утробе, малыш начинает слышать определённые звуки. Примерно с 17-й недели беременности, звуки организма матери уже слышны ребёнком. Рекомендуют разговаривать с крохой, пока он в животике, петь песенки, так он уже к рождению способен различить мамин голос от остальных.

Это только кажется, что новорожденный совсем не слышит после рождения, просто он ещё не умеет правильно реагировать на звук. Буквально через небольшой промежуток времени кроха начинает вздрагивать при громких звуках и хлопках.

Как проверяют слух после рождения?

В родильном доме проверяют слух специальным прибором, эта процедура называется аудиологический скрининг новорожденных . Проводится она не ранее 4-го дня от рождения и повторно в возрасте 1 месяца. Специальный прибор регистрирует отоакустическую эмиссиию и выдаёт результаты о том, пройден тест или нет. Как правило, уже на таком раннем этапе можно выявить нарушения, но точный результат получается только при повторном обследовании.

В комнате, где живёт младенец, следует соблюдать тишину, то, что он не реагирует на звуки, совершенно не значит, что ребенок их не слышит. Громкий звук телевизора, разговоры, скопления людей следует исключить.

Как развивать слух младенца?

Развитием способностей слышать, можно заниматься с самого рождения. Самый простой способ – разговор с малышом и пение различных песенок. Разумеется, криков и скандалов новорожденный слышать не должен, ведь это вызывает тревогу. Включенный телевизор – не лучшее средство для развлечения, постоянно воздействуя на восприятие, он может стать причиной нарушений сна, повышенной капризности и плача.

Способность видеть

В родильном доме способность видеть проверяют нехитрым способом – с помощью воздействия света. При попадании света, нормально видящий зрачок будет уменьшаться. Зрительные способности младенца ограничиваются только умением различать светлые и тёмные пятна, но уже через месяц ребёнок начинает видеть очертания предметов, находящихся на расстоянии 30 см.

Погремушки и игрушки в месячном возрасте имеет смысл показывать именно с этого расстояния. Зрительный образ в восприятии ещё не развит. Кратковременная задержка взгляда наблюдается уже к третьей неделе, но взгляд ещё не сфокусирован.

Новорожденный начинает видеть и слышать, с самого рождения основываясь на узнавании голоса мамы и запоминании лица, которое так часто склоняется над кроваткой. Эти ощущения знакомого и близкого человека рядом дают грудничку ощущение спокойствия и защищённости.

Развитие зрения новорожденного

Примерно до одного месяца малыш не способен различать цвета, поэтому его мир пока чёрно-белый. В возрасте от 1 месяца до 3-х появляется способность различать цвета. Красный и жёлтый ребёнок увидит в первую очередь.

С трёх месяцев внимание крошки привлечёт разноцветный мобиль , установленный над кроваткой. С четырёх месяцев кроха, помимо чёрного, белого, жёлтого и красного, начинает различать синий и зелёный цвета. Оттенки новорожденный ещё не различает, но это уже задача родителей помочь ребёнку понимать, что такое оттенок и чем он отличается от основного цвета. Кстати, количество узнаваемых оттенков зависит от особенностей языка, на котором говорит человек.

Примерно к полугоду взгляд ребёнка полностью фокусируется, зрение становится бинокулярным – изображения с обоих глаз сливаются в одно.

Почему косят глаза у новорожденных ?

Ребёнок пока не может управлять обоими глазами, поэтому глаза двигаются как бы отдельно. В большинстве случаев такое косоглазие просто связано с незрелостью зрительных анализаторов и проходит с трёх-четырёх месяцев. Конечно, это не исключает настоящего косоглазия, которое возникло из-за травмы или воздействия неблагоприятных факторов. Что есть норма, а что отклонение, может выяснить только специалист, который в случае чего подберёт правильный способ коррекции.

На что обращать внимание

Родителям всегда хочется знать, что у крохи всё в порядке, что новорожденный начинает видеть и слышать.

Есть несколько признаков, характеризующих нормальное состояние глаз у младенца:

  • Глазные яблоки имеют одинаковый размер, не уменьшены и не увеличены. Увеличенные глазные яблоки (на выкате) могут быть признаком внутриглазного давления, это срочный повод для обращения к врачу.
  • Зрачки ребёнка в норме круглые, одинаковых размеров, под действием света сужаются.
  • Цвет обоих глаз одинаков. К четырём месяцам он приобретает окончательный оттенок.
  • С двух месяцев малыш способен фиксировать взгляд на предмете, расположенном близко.

Признаки нормального развития слуха:

  • В 2-3 недели новорожденный вздрагивает в ответ на резкий звук. К месяцу реакцией на голос становится замирание.
  • В возрасте 1-3 месяцев, наблюдается комплекс оживления – реакция на голос матери в виде активного движения руками и ногами, улыбки и попытки агукать. Малыш поворачивает голову к погремушке, как к источнику звука.
  • Формирование «гуления » к 2-4 месяцам является важным признаком правильного развития слуха.

Родители способны сами отследить некоторые параметры, того когда новорожденный начинает видеть и слышать, в домашних условиях, но всё же необходимо проходить всех специалистов, чтобы вовремя выявить возможные нарушения. На способность видеть и слышать влияет множество факторов: наследственность, употребление лекарств во время беременности, протекание родов. От участия родителей в развитии зрения и слуха многое зависит. Относясь с любовью к малышу и помогая познавать мир, взрослые формируют столь важное для детей восприятие.

Некоторые мамы считают разговоры со своим животиком во время беременности абсолютно бесполезным занятием. Другие, напротив, начинают вести неторопливые беседы и петь колыбельные, едва узнав о своем «интересном» положении. На чьей же стороне правда? Когда ребенок начинает слышать и реагировать на окружающие его звуки — после своего появления на свет, или гораздо раньше?

Общаясь с малышом в период беременности, вы дарите ему чувство защищенности и готовите к появлению на свет.
С рождения приучайте малыша к умеренному шуму – младенцы не нуждаются в полной тишине даже во время засыпания.
Читая крохе сказки, исполняя колыбельные, вы не только развиваете его слух, но и расширяете знания об окружающем мире.

Малыш начинает слышать задолго до рождения

Оказывается, процесс формирования слуховой системы плода завершается примерно к . Именно на этом этапе вы можете начинать общаться с малышом – делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете.

Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость – стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает для ребенка шум, доносящийся извне. Но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации, тембр и настроение. Ему по душе ненавязчивые звуки и спокойные мелодии, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся. Находясь в лоне матери, ребенок лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, к примеру, мужские голоса. Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только будущая мама, но и папа.

Особенности слуха новорожденного

В течение первых 2-3 дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и на 4 неделе жизни ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели – определять, откуда они доносятся. Кстати, новорожденный слышит одинаково как во время сна, так и в период бодрствования.
Многие родители ошибочно полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца. Поэтому новорожденные не нуждаются в полной тишине и значительно быстрее успокаиваются, прижавшись к маминой груди.

Как малыш реагирует на звуки?

В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Громкие, резкие и даже вполне спокойные, но неожиданные, звуки могут вызвать у них судорожную реакцию, которая вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, она свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки, больше разговаривайте с ним и делитесь своими впечатлениями об окружающем мире.

Когда начинают видеть и слышать новорождённые дети

Рождаясь, ребёнок приходит в новый для него мир, полный ярких красок, резких звуков и запахов. Эти раздражители создают условия противоположные тем, в которых находился малыш в период внутриутробного развития, и если бы не мудрая природа, которая отложила конечный этап формирования всех органов восприятия на более поздний период, кроха испытывал бы постоянный стресс.

В первый месяц жизни считается периодом адаптации, поскольку все органы и системы работают в новом режиме или же завершают своё формирование. Так что же видят и слышат новорождённые дети, и какое поведение малыша свидетельствует об отклонениях в развитии органов зрения и слуха?

Содержание

  • Как видит новорождённый ребёнок?
  • Две недели после рождения
  • Конец первого месяца
  • Этапы развития зрения по месяцам
  • 4-6 месяц
  • 7 месяц
  • 8 месяц
  • Патологии развития зрения у новорождённых
  • Как слышит новорождённый малыш
  • Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты
  • Видео про то, как видит и слышит новорождённый

Как видит новорождённый ребёнок?

Сразу после рождения ребёнок открывает глаза и окружающим, особенно родителям, кажется, будто он подолгу и с интересом изучает мир.

На самом же деле острота зрения малыша в пять раз ниже, чем у взрослого, а нервные волокна зрительной сетчатки только формируются, поэтому окружающие предметы кроха видит размыто. Но самое главное то, что анализирующие центры в головном мозге, ещё не способны справляться со своей задачей и картинка предстаёт перед новорождённым в виде серых образов с нечёткими очертаниями на фоне ярких источников света.

Сразу после рождения младенец видит мир размытым.

Две недели после рождения

Двухнедельный ребёнок способен фокусировать взгляд на крупных предметах расположенных на расстоянии метра, они также представляются ему в виде размытого пятна, но сетчатка уже способна различать цвета красно-жёлтого спектра.

На второй неделе взгляд малыша фокусируется на крупных предметах.

Поэтому педиатры рекомендуют вешать на бортик кроватки, противоположный изголовью, яркие игрушки, диаметром не менее 30 см. Дальнозоркость младенцев обусловлена небольшим размером и сплюснутой формой глазного яблока.

Конец первого месяца

К концу периода новорожденности (1 месяц жизни) цилиарная мышца, отвечающая за движение глаз, всё ещё слаба, поэтому кроха не следит за перемещающимися объектами, но может видеть мамино лицо или близкорасположенные предметы, находящиеся прямо перед ним на дистанции 30–50 см. Глаза при этом не фокусируются, взгляд блуждающий, скачкообразный. Возможно небольшое косоглазие, которое проходит в возрасте 2 месяцев.

К концу первого месяца малыш может рассмотреть мамино лицо.

Чувствительность к свету возникает только к первому месяцу жизни, поэтому весь период новорожденности малыш не реагирует и может продолжать спать даже в том случае, если в комнате включить яркое освещение.

Этапы развития зрения по месяцам

На 2–3 месяце сетчатка глаза способна различать формы предметов, их очертания становятся чёткими, но по-прежнему, плоскими.

На втором месяце жизни ребёнок начинает различать формы предметов.

Малыш зрительно различает цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. Оттенки сине-фиолетового спектра остаются недоступными для фоторецепторов. Возрастает светочувствительность.

Совершенствуется мышечная и нервная координация глазных яблок – ребёнок следит за предметами. Во время кормления малыш подолгу рассматривает лицо матери, водить глазами не только вправо и влево, но и вверх-вниз без поворотов головы.

4-6 месяц

К 4–6 месяцу формируется жёлтое пятно глаза, отвечающее за остроту зрения. Кроха чётко видит предметы, может анализировать расстояние между ними – это выражается в способности захватывать близкорасположенные игрушки и тянутся к своим ножкам. Возникает зрительная память, малыш бурно реагирует при виде родного человека, любимой игрушки или бутылочки, или пугается и плачет при приближении незнакомых людей.

На пятом месяце жизни ребёнок чётко видит окружающий мир.

7 месяц

В период 7 месяцев развивается анализирующий центр мозга связанный со зрением. Так, кроха видит не только разницу между большим и маленьким, но и далёким и близким. Различает геометрические фигуры, следит за быстро движущимися предметами во всех направлениях и может искать их глазами при исчезновении из поля зрения.

На седьмом месяце малыш различает геометрические фигуры.

8 месяц

У восьмимесячного малыша зрение развито на уровне взрослого здорового человека.

На восьмом месяце ребёнок видит как взрослый.

Патологии развития зрения у новорождённых

Первые признаки врождённых патологий органов зрения, такие как глаукома и катаракта, диагностируются ещё в роддоме.

Врача неонатолога могут насторожить помутнение хрусталика, увеличение в размерах глазного яблока, отсутствие динамики сужения зрачка, воспалительные процессы в области слёзного мешочка или конъюнктивы.

Факторы риска возникновения врождённых патологий:

  • внутриутробные инфекции;
  • курение, употребление матерью алкоголя, наркотиков;
  • перенесение краснухи;
  • наследственность;
  • тяжёлые роды.

Курение во время беременности способствует развитию патологии зрения.

Родителям стоит посетить офтальмолога, если после выписки зрение малыша развивается с задержкой и не соответствует нормам. Ребёнок к концу первого месяца не фокусирует взгляд на отдалённых предметах, не следит за движущимися объектами, взгляд его блуждающий устремлён в пространство. В некоторых случаях отсутствие зрительного контакта с родителями свидетельствует о сложной форме раннего аутизма, но такой диагноз не ставят до достижения ребёнком двух лет.

Как слышит новорождённый малыш

Слух ребёнка развивается намного быстрее, чем зрение, это связано с тем, что слуховой аппарат к моменту рождения полностью сформирован.

Слух у новорождённого формируется быстрее чем зрение.

Височные доли коры головного мозга, отвечающие за восприятие и анализ звуков, находятся на стадии становления, поэтому ребёнок реагирует на различный шум по-разному. Гул бытовой техники, шум транспорта или монотонный разговор, не являются раздражителями. Тогда как возглас или резкий хлопок вызывают вздрагивание и замирание младенца.

К концу периода новорожденности кроха может различать направление источника звука и поворачивать к нему голову, а на втором месяце анализирует, запоминает и различает их. Такая способность выражается в изменении поведения при мамином голосе, эмоциональных ответах на звуковое общение. Двухмесячный малыш способен различать тембр голоса, его интонацию, проявлять интерес и даже отвечать гулением.

Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты

Диагностику слуха новорождённых, имеющих высокую степень риска развития внутриутробных и антернатальных патологий, целесообразно проводить на 4 день после рождения методом аудиологического скрининга.

Признаками глухоты новорождённых могут быть отсутствие реакции на резкие звуки – хлопки или возгласы на расстоянии метра от младенца. При проверке слуха, следует поместить источник шума за пределами видимости, например, сбоку или сзади от ребёнка. Положительная реакция на домашний тест не исключает возможности развития или прогрессирования тугоухости. В этом случае следует наблюдать за малышом, у слабослышащих детей отсутствует гуление и реакция на голос мамы, находящейся в соседней комнате.

При любых подозрениях на отклонения в развитии органов слуха и зрения, следует обратиться к специалисту. Своевременная диагностика увеличивает шансы успешного лечения.

Следует обратиться к врачу, если у ребёнка отсутствует реакция на звук.

Видео про то, как видит и слышит новорождённый

Как определить признаки проблем со слухом и зрением у младенцев и детей ясельного возраста

Если у вашего младенца или малыша проблемы со слухом или зрением, раннее вмешательство является ключом к поддержанию его развития в нужном русле. Однако маленькие дети не могут выражать свои мысли так же хорошо, как дети старшего возраста, так как же определить, что у них проблемы со слухом или зрением?

Хорошая новость заключается в том, что не только на вас оказывается давление. Регулярные осмотры в больнице и в кабинете врача предназначены для того, чтобы ваш ребенок мог видеть и слышать, как положено. Дома вы можете быть в курсе предупреждающих признаков потенциальных проблем со зрением или слухом.

Педиатр UNC Health Эдвард Пикенс, доктор медицинских наук, рассказывает о том, как медицинские работники проверяют наличие проблем со слухом и зрением, а также о том, за какими показателями родители могут следить дома.

Как врачи контролируют слух у младенцев и детей ясельного возраста

Даже если кажется, что ваш ребенок реагирует на звуки, все же возможно, что у него может быть некоторая степень потери слуха. Вот почему врачи хотят контролировать слух вашего ребенка с самого начала жизни.

В большинстве штатов, включая Северную Каролину, поставщики медицинских услуг обязаны проводить проверку слуха новорожденных в больнице. Скрининг безболезненный и занимает всего несколько минут. Электроды помещаются на голову ребенка, чтобы измерить реакцию мозга на звуки, воспроизводимые через мягкие наушники. Часто это делается, когда новорожденный спит.

Если ваш ребенок родился не в больнице, Американская академия педиатрии рекомендует проверить слух ребенка в первый месяц жизни.

Каждый десятый ребенок не проходит скрининг, но это не обязательно означает, что у него аномалия слуха, говорит доктор Пикенс. Часто жидкость или первородная смазка (защитное покрытие кожи новорожденных) могут попасть в ухо. Если это произойдет, ваш поставщик стечет жидкость и повторит тест. Если повторная попытка не удалась, вашего ребенка направят к аудиологу, имеющему опыт лечения младенцев.

От одного до трех из 1000 младенцев имеют ту или иную степень потери слуха, которую можно определить при рождении.

«Проверка слуха у новорожденных — действительно важный первый шаг в выявлении любых проблем со слухом, — говорит д-р Пикенс. «Кроме того, вам придется подождать несколько месяцев, прежде чем вы начнете видеть какие-либо признаки».

Педиатр будет продолжать следить за слухом вашего ребенка, оценивая его языковое развитие, начиная с 9-месячного возраста. Они также будут проводить проверку слуха на протяжении всего детства, начиная с 3-4 лет. Потеря слуха может развиться позже в детстве, но это редко.

Следите за проблемами со слухом дома

Проблемы со слухом у младенцев могут появиться в первые несколько месяцев жизни, но тревожные признаки бывает трудно распознать до того, как ребенку исполнится около 10 месяцев, говорит доктор Пикенс.

Свяжитесь с педиатром, если вашему ребенку 10 месяцев, но он не:

  • Реагирует или вздрагивает, когда слышит громкие звуки.
  • Похоже, им нравится, когда вы читаете им книги.
  • Услышьте вас.
  • Произносить согласные звуки.

«Если ваш ребенок издает только гласные звуки в возрасте 9 или 10 месяцев, рекомендуется поговорить со своим педиатром о том, чтобы пройти официальное обследование у аудиолога», — говорит доктор Пикенс.

Детский педиатр может связать вас с отоларингологом, имеющим опыт работы с младенцами.

Как врачи выявляют проблемы со зрением у младенцев и детей ясельного возраста

В отличие от проверки слуха новорожденных, медицинские работники не могут официально проверять новорожденных на наличие проблем со зрением, пока им не исполнится от 6 месяцев до 1 года.

Многие организации здравоохранения, в том числе UNC Health, используют портативный прибор для проверки зрения для проверки нормального развития глаз у годовалых детей. Во время экрана поставщик использует камеру внутри устройства для захвата изображений глаз ребенка. Все, что нужно сделать ребенку, это посидеть несколько секунд. Затем устройство оценивает изображения на предмет выравнивания и формы глаз, чтобы обнаружить признаки таких состояний, как астигматизм (нечеткость зрения из-за искривления глазного яблока), близорукость (трудности видеть удаленные объекты) и глаукому (повреждение зрительного нерва в заднюю часть глаза). Важно отметить, что он также проверяет наличие проблем, которые могут привести к амблиопии, более известной как «ленивый глаз».

«Амблиопия возникает, когда один глаз не так силен, как другой, и несоответствие может привести к тому, что развивающийся мозг ребенка будет игнорировать более слабый глаз. Даже если более слабый глаз не слеп, ребенок может потерять зрение, потому что мозгу трудно обработать несоответствие», — говорит доктор Пикенс.

Амблиопия является наиболее распространенной причиной потери зрения у детей, но ее можно вылечить при раннем выявлении. Индикаторы состояния обычно упускаются из виду во время более традиционных проверок зрения, например, когда медработник заставляет ребенка следить глазами за объектом или измеряет реакцию зрачка на свет.

Если прибор для проверки зрения обнаружит аномалию, ваш ребенок будет направлен к детскому офтальмологу или оптометристу для дальнейшего обследования.

Доктор Пикенс говорит, что прибор для проверки зрения очень точен. По его словам, у более чем 95% пациентов, направленных на дальнейшее обследование, были диагностированы проблемы со зрением.

Американская академия офтальмологии рекомендует повторно проверить зрение вашего ребенка в возрасте от 3 до 5 лет.

Следите за проблемами со зрением в домашних условиях

Дети рождаются с нечетким зрением, которое начинает проясняться в возрасте 1 или 2 месяцев. К этому возрасту ваш ребенок должен:

  • Устанавливать с вами зрительный контакт.
  • Развитие «социальной улыбки» (намеренная улыбка вам).

К 3 месяцам они должны быть в состоянии отслеживать объект, который движется в поле их зрения.

Если эти вехи не выполняются, сообщите об этом своему поставщику услуг.

После того, как вашему ребенку исполнится 3 месяца, Американская академия педиатрии рекомендует вам обратиться к врачу, если вы заметите какой-либо из следующих симптомов: ).

  • Белый или серовато-белый цвет зрачка.
  • Глаза быстро двигаются из стороны в сторону или вверх-вниз.
  • Ваш ребенок сообщил о боли, зуде или дискомфорте в глазах.
  • Покраснение обоих глаз, которое не проходит в течение нескольких дней.
  • Гной или корка в любом глазу.
  • Глаза, которые всегда слезятся.
  • Опущение век.
  • Глаза, которые часто кажутся чрезмерно чувствительными к свету.
  • Если вы заметили желтую слизь или корку в одном или обоих глазах вашего ребенка или ребенка младшего возраста, это может быть обструкция носослезного протока или закупорка слезного протока. По словам доктора Пикенса, закупорка протока может сохраняться в течение нескольких месяцев, но обычно она проходит по мере роста ребенка. Вы можете помассировать внутренний уголок глаза, чтобы вывести пробки, и использовать теплую тряпку для мытья посуды, чтобы вытереть липкую массу.

    Еще один возможный виновник глазной грязи? Конъюнктивит, легкая глазная инфекция, более известная как конъюнктивит. Это чрезвычайно заразно и может вызвать покраснение и зуд. Конъюнктивит может пройти сам по себе и также легко поддается лечению.

    Если у вас есть вопросы о слухе, зрении или общем состоянии здоровья вашего ребенка, обращайтесь за помощью к своему поставщику медицинских услуг.


    Беспокоитесь о слухе или зрении вашего ребенка? Поговорите с педиатром вашего ребенка. Нужен педиатр? Найдите рядом с собой.

    Общение и разговор: младенцы и малыши

    Общение и разговор: чего ожидать в раннем возрасте

    Младенцы рождаются готовыми общаться с вами.

    Новорожденные общаются плачем. Так они сообщают вам, что голодны, чувствуют себя некомфортно, испытывают боль или нуждаются в утешении. Иногда дети плачут без видимой причины.

    В течение первых 3 месяцев младенцы начинают использовать свой голос и тело для общения. Например, они будут улыбаться, смеяться, издавать воркующие звуки и двигать руками и ногами, когда они заинтересованы или взволнованы.

    Примерно через 3 месяца вы увидите и услышите, как начинает развиваться детский язык. Это происходит, когда вы и ваш ребенок устанавливаете зрительный контакт, взаимодействуете и по очереди, как если бы вы разговаривали.

    Примерно через 9 месяцев ваш ребенок даст вам понять, что он чем-то интересуется, глядя, указывая, касаясь и хватая.

    Примерно к 12 месяцам ваш ребенок, вероятно, поймет названия вещей, которые он видит или часто использует, например, «чашка», «кукла» или «пальчик».

    По мере развития речи вашего малыша между 1 и 2 годами вы и ваш ребенок можете начать простые разговоры. Например, они могут обратить ваше внимание на что-то и сказать: «Это?» («Что это?»)

    В процессе развития речи в 2-3 года дети начинают использовать слова, чтобы просить о знакомых вещах, таких как еда и игрушки. Они также используют слова, чтобы комментировать вещи, которые их интересуют. Примерно к 3 годам дети могут задавать простые вопросы и отвечать на них, а также следовать простым инструкциям. Они могут начать соединять предложения, используя такие слова, как «и».

    Вы можете реагировать на общение вашего ребенка по-разному: мягко говоря и напевая, болтая в чате в течение дня и наслаждаясь двусторонним общением о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Когда вы отвечаете таким образом, вы побуждаете ребенка продолжать общение, что помогает ему выучить язык. Вы также укрепляете свои отношения с ребенком, что хорошо для его общего обучения, развития и уверенности в себе.

    Как разговаривать и общаться с младенцами и детьми младшего возраста

    Много разговаривайте с ребенком
    Дети учатся говорить, когда родители и опекуны много с ними разговаривают. Вам не нужно выделять специальное время для разговора. Любые разговоры полезны для вашего ребенка. Это включает в себя разговоры, когда вы одеваете или купаете своего ребенка, разговоры во время игры, пение песен и детских стишков, а также чтение.

    Когда дети слышат много разных слов, они, скорее всего, сами выучат, поймут и используют множество разных слов.

    Настройтесь и ответьте
    То, как вы разговариваете со своим ребенком, важно для того, чтобы помочь ему выучить язык.

    Все дело в том, что отвечает вашему ребенку , когда он проявляет интерес к чему-либо. Это начинается с того, что вы настраиваетесь на то, что интересует вашего ребенка или что он пытается вам сказать, а затем говорите ему что-то об этом. Хорошо оставить паузу после того, как вы ответили своему ребенку. Это даст ребенку время обдумать то, что вы сказали, и отреагировать по-своему.

    Например, если ваш ребенок указывает на дерево, вы можете сказать: «Это очень большое, огромное дерево, не так ли?» Затем подождите. Ваш ребенок может показывать пальцем, лепетать, визжать или говорить слова. Затем вы можете снова ответить, сказав что-то вроде: «Интересно, какие животные живут на этом дереве? Может быть, опоссумы?»

    Замечая и реагируя, ожидая, а затем снова реагируя, вы поддерживаете взаимодействие и помогаете вашему ребенку научиться разговаривать.

    Обращайте внимание на сигналы вашего ребенка
    Иногда вы можете обнаружить, что ваш ребенок не отвечает, даже если вы оставляете паузу после того, как что-то сказали. Это нормально, потому что младенцы и малыши тоже любят тихие времена.

    Если вы обращаете внимание на своего ребенка, его интерес и ответы будут определять ваше общение. Например, если ваш ребенок начинает выглядеть уставшим, беспокойным или сварливым, прекратите болтать. Вы можете попробовать еще раз в другой раз.

    Темперамент вашего ребенка также может влиять на то, как много и как часто он хочет общаться с вами. Некоторые дети от природы более общительны, а другие более тихие.

    Напевный голос, который некоторые взрослые используют при общении с младенцами, называется «речью, обращенной к ребенку» или «парентезом». Это звучит примерно так: «Helloooo babbeeeee, who is liddle baaabeeee?» Это может также включать «детские слова», такие как «bikkie» или «birdie». Этот вид разговора помогает вашему ребенку обращать внимание на ваше лицо и голос, а также слушать звуки, из которых состоит речь.

    Советы по общению и разговору для младенцев и малышей

    Вы можете разговаривать с детьми с рождения.

    Вот идеи на говорить и общаться с вашим ребенком даже до того, как он сможет ответить:

    • Ищите моменты, когда ваш ребенок бодрствует, потому что именно в это время он будет наиболее заинтересован в общении.
    • Реагируйте на попытки общения вашего ребенка. Например, если ваш ребенок устанавливает с вами зрительный контакт, улыбается или тянется к вам, вы можете отреагировать на него энтузиазмом, теплотой и ободрением.
    • Если ваш ребенок показывает пальцем или машет рукой, расскажите о том, на что он указывает или машет рукой. Хвалите ребенка, если он машет рукой, а затем машет в ответ.
    • Используйте свой тон голоса, чтобы сделать ваш разговор интересным и увлекательным. Много выражений лица тоже хорошо.
    • Пойте песни и стишки в машине, в ванне, перед сном — даже если это фальшиво. Пение на втором языке — это весело и помогает вашему ребенку учиться.
    • Читайте книги и рассказывайте истории каждый день, если можете. Вы можете говорить о картинках в книгах, вслух размышлять о том, что может произойти дальше, или придумывать свои собственные истории, связанные с картинками. Если ваш ребенок проявляет интерес к чему-то на странице, можно говорить об этом столько, сколько он хочет.

    По мере того, как ваш ребенок учится говорить, эти идеи могут формировать его язык и уверенность как коммуникатор:

    • Дайте вашему ребенку время, чтобы найти слова для своих идей, и действительно слушайте, когда он говорит. Например, позвольте ребенку закончить то, что он говорит, прежде чем вы начнете говорить. Это посылает сигнал о том, что то, что говорит ваш ребенок, имеет значение.
    • Если вы используете сложные слова, объясните и дополните их, используя описательные слова. Например: «Мы идем к педиатру — это особый врач, который знает все о младенцах и детях».
    • Поговорите с ребенком о вещах, которые ему интересны, например, о том, чем сегодня может заниматься дедушка, о том, что вы вместе прочитали, или о том, что происходит на улице.
    • Расскажите о своем опыте, например: «Сегодня солнечно. Но помните, как мы промокли вчера по дороге домой? Твои носки промокли!»
    • Играйте в игры и выполняйте задания, которые помогут вашему ребенку выучить новые слова в увлекательной игровой форме. Например, вы можете играть в «Угадай животное» или искать слова, когда идете в парк или в магазины.

    Главное, создать теплые и любящие чувства между вами и вашим малышом. Вы можете использовать простые, приятные взаимодействия, а также игровые идеи, чтобы побудить ребенка говорить, и игровые идеи, чтобы поощрить разговор малыша.

    Разговор и общение: когда нужно беспокоиться в раннем возрасте

    У детей навыки общения развиваются в разное время.

    Например, многие младенцы рано устанавливают зрительный контакт и издают звуки, а другие могут начать говорить только в возрасте около 3 месяцев. Если ваш ребенок не делает что-то в том же возрасте, что и другие, это не обязательно означает, что вам нужно беспокоиться.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *