Разное

Какие идеи воспитания прошли испытание временем: Электронная библиотека БГУ: Invalid Identifier

Содержание

Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина

Статья посвящена раскрытию основных идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина. Отмечается, что в основе их педагогического наследия лежит основной принцип педагогической антропологии, заключающийся в необходимости получения всестороннего знания о человеке воспитывающем и воспитуемом, учёте общественно-политических условий окружающей жизни

Ключевые слова: педагогическая антропология, антропологический принцип, развитие человека, всеобъемлющее знание о человеке.

В начале XIX века в российском обществе отчётливо прослеживались постоянное ожидание реформ, недовольство и вспышки неповиновения крепостного крестьянства, рабочих, возмущение режимом военных поселений, которые затронули широкие слои жителей России. Отечественная война 1812 года, готовящееся декабрьское вооружённое восстание с особой остротой отразились на просвещенной молодёжи, а также наиболее решительной и пылкой части российского офицерства. Многие из офицеров прошли в юном возрасте великое испытание Отечественной войны 1812 года. Молодые дворяне, старшему из которых, Трубецкому, исполнилось всего 27 лет, выступали за введение в России конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили проекты широкого образования народа, при этом поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав («Конституция» С. П. Трубецкого). Декабристы, как пишет историк советского периода С. С. Волк, «благодаря своему мировоззрению и большим талантам, наряду с Радищевым и Пушкиным, стоят у истоков русской демократической культуры» [1, с.3].

Народному образованию они всегда уделяли большое внимание. Почти во всех дошедших до нас программных документах декабристов просвещение почиталось как «вернейший сподвижник в борьбе противу зол» [2, с.57]. Просвещение рассматривалось декабристами в тесной связи со всеми проблемами государственного устройства России. Будучи образованнейшими людьми своего времени, они считали, что учить и воспитывать народ — значит способствовать преобразованию общества на лучших, более справедливых общественных началах. В основу программных документов декабристами был положен принцип педагогической антропологии, заключавшийся в том, что для успешного обучения граждан страны необходимо всеобъемлющее знание о человеке воспитуемом абсолютно во всех отношениях. Они обращали внимание на то, что при организации процесса воспитания и обучения необходимо учитывать закономерности развития человека и условия, в которых организуется педагогический процесс. По их мнению, человек не может отрываться от конкретных общественно-экономических условий жизни.

Просвещение в России, особенно широких народных масс, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами, что отвечало идеологическим установкам крепостников, по мнению которых, «обучение грамоте всего народа принесло бы более вреда, нежели пользы» [4, с.49].

С начала XIX века всё более важную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Заметную роль в становлении частных учебных заведений сыграли декабристы. Ф. П. Глинка, Ф. Н. Толстой, С. П. Трубецкой и др. объединились в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. С 1818 по 1822гг. было открыто четыре таких училища в Петербурге. Тогда же в квартировавших в северной столице полках были учреждены солдатские школы обучения грамоте. Подобные школы потом создавали ссыльные участники декабрьского восстания 1825 года [14]. Б. М. Бим-Бад отмечал, что в педагогико-антропологической интерпретации нуждаются отношения между личностью и государством, между общественным и частным образованием. С этой точки зрения взгляды декабристов на воспитание формировались в связи с общим развитием их мировоззрения и политической деятельности. Как и А. Н. Радищев, они полагали, что в воспитании настоящих сынов отечества играет огромную роль их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием и невежеством. Декабрист Д. И. Завалишин писал, что «они [декабристы] впервые начали изучать результаты чужого опыта и мышления не для удовлетворения знания из любопытства или тщеславного желания блистать им, но чтобы отыскать в них приложение к настоящим требованиям, разрешению насущных вопросов» [5, с. 120]. Одним из таких «насущных вопросов» было просвещение.

Декабристы считали основной задачей просвещения гражданское воспитание, то есть осознание членами общества всех своих прав и обязанностей. Они подходили к вопросам образования и воспитания с позиций педагогической антропологии. П. И. Пестель в своей работе «Практические начала политической экономии» писал: «Мы подразумеваем под словом просвещение образование ума и сердца, развитие наших нравственных и физических способностей… Культурность человека есть следствие его воспитания, в особенности физического, которое имеет большое влияние на воспитание нравственное» [13, с.107]. Декабристы хорошо понимали, что царизм не заинтересован в просвещении, поскольку крепостничество держится на невежестве широких масс. Поэтому дворянские революционеры ратовали за организацию частных, вольных школ, в которых обучение не зависело бы от произвола государственной администрации и было бы свободно от влияния официальной и церковной идеологии. В Уставе Союза Благоденствия отмечалось, что «воспитание юношества входит также в непременную цель Союза Благоденствия… Вообще в воспитании юношества особенное прилагает старание к возбуждению в нем любви ко всему добродетельному, полезному и изящному и презрение ко всему порочному и низкому, дабы сильное влечение страстей всегда было останавляемо строгими, но справедливыми напоминаниями образованного рассудка и совести» [13, с.105–106].

Следует отметить, что декабристы отдавали предпочтение общественному воспитанию, потому что оно «уничтожает все посторонние титулы, все причуды знатности исчезают, а при всяком остаётся одно только звание человека» [8,с.135]. Согласно «Русской правде» в новом государстве должны быть упразднены сословные различия, и все граждане получат одинаковые политические и гражданские права. Одним из таких прав является право на воспитание детей, и новое государство должно будет заботиться о том, чтобы все дети учились, причём образование должно быть всеобщим и доступным для всех граждан. «Русская правда» намечала всеобщую ликвидацию неграмотности. В «Конституции» Н. М. Муравьёва было прямо записано, что «не обучившиеся в течение 15–20 лет грамоте лишаются гражданства» [6, с.50].

Применяя антропологический принцип, дворянские революционеры –декабристы разрабатывали содержание нового образования. Новое воспитание должно быть по своему содержанию патриотическим, народным и иметь своей целью воспитание человека, обладающего гражданскими добродетелями, любящего свой народ и отдающего все свои силы процветанию родины. Декабристы понимали, что отсутствие такого воспитания приведёт общество к разобщённости и безнравственности. Они подчёркивали, что любовь к отечеству и патриотизм как источник могущества любого народа должны с детства наполнять человеческие сердца. Осознавая роль родного языка в передаче культурных ценностей, как способа включения человека в человеческое сообщество, декабристы требовали «отечественного воспитания», проводимого на русском языке. Они всегда боролись со стремлением поручать воспитание подрастающего поколения иноземным учителям, потому что учитель, «который призван воспитывать патриотизм, любовь к народу должен ненавидеть пустое иноземное влияние, которое приводит к духовному порабощению, к забвению своей национальной гордости» [3, с.57].

C конца XVIII века французы-эмигранты наводнили Россию и часто поступали в дворянские семьи преподавателями языка, танцев и хороших манер. Среди них были и образованные люди, а были и такие, которые становились гувернёрами, чтобы заработать на жизнь. После Отечественной войны 1812 года их пополнили французские и других наций военнопленные.

В периодической печати того времени не редкостью стала критика увлечений иностранным воспитанием в дворянских семьях и частных пансионах. Засилье иностранного (преимущественно французского) домашнего и пансионного воспитания привело, в частности к тому, что дети дворян, воспитанные в неуважении ко всему русскому, в том числе и к русской науке, крайне редко посвящали ей жизнь. Дворянин мог служить лишь по военной или гражданской части. О редчайшем случае, когда дворянин поступил в Дерптский университет, на отделение русского языка и словесности, рассказал Н. М. Карамзин в статье «Феномен». Среди дворян этот поступок молодого человека прослыл необычным.

Недовольство иностранным воспитанием усиливалось тем, что оно не знакомило и не могло знакомить ни с русским языком и литературой, ни с русской историей и географией. В родной стране воспитанники почти не умели говорить по-русски. Это недовольство — одна из причин разработки русской системы воспитания, потребность в которой ощущалась давно.

Член Союза Благоденствия Н. И. Кутузов писал: «Язык заключает в себе всё то, что соединяет человека с обществом: самые малейшие его оттенки сильно говорят сердцу патриота и чужды рабу иноземного. Язык сближает чувства людей, совокупляет понятия воедино, рождает благородное соревнование, дает силы. Народы для знаменитости и могущества должны заботиться о господстве языка природного. Незнание богатства языка своего и пренебрежение оным есть знак самого грубого невежества» [3, с.59].

Декабристы считали истинным только такое воспитание, которое служит формированию высокого долга перед родиной. Большое внимание уделялось изучению отечественной истории, потому что именно в ней декабристы видели средство гражданского и политического воспитания. Они были уверены, что именно отечественная история — источник антропологических знаний — даст не только объяснение прошлому, поможет установить исторические закономерности, но и даст советы в решении ежедневных политических вопросов. Именно история должна была способствовать пробуждению у молодёжи чувства национальной гордости и революционного сознания. В Уставе Союза Благоденствия отмечалось: «Союз всеми силами попирает невежество и, обращая умы к полезным знаниям, особенно к познанию Отечества, старается водворить истинное просвещение» [13, с.106]. Декабристами неоднократно подчёркивалось, что для того, чтобы человек мог стать равноправным членом общества, ему необходимо получить умственное воспитание в детстве. Но основным источником получения знаний они считали личные наблюдения учащегося под умелым руководством хорошего преподавателя, который направляет внимание ученика на близкие и понятные ему предметы. С этой целью предлагалось вводить в школах наглядное преподавание, которое стимулирует самостоятельную умственную деятельность ученика.

Свои идеи о воспитании и образовании народа декабристы пытались воплотить в жизнь, находясь на поселении в Сибири и Забайкалье. Они не только открывали школы, но и создавали учебные пособия, вели пропагандистскую деятельность.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учеников. По словам Д. И. Завалишина, декабристы на поселении «обязаны были примером доказать уважение к труду и изучать ремёсла не для того только, чтобы иметь себе…обеспечение на случай превратностей судьбы, но и ещё более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что ещё одно в другом может находить поддержку и почерпать силу» [5,с. 269–270].

Братья Н. и М. Бестужевы при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского Завода были инициаторами трудового обучения детей.

Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. Они воспитывали своих учеников, основываясь на основных положениях педагогической антропологии, в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

А. С. Пушкин (1799 -1837) — один из последователей взглядов декабристов на проблемы воспитания. Являясь русским национальным поэтом, творцом современного русского языка, литературным критиком, историком, мыслителем, он получил традиционное для своего времени дворянское воспитание: сначала «курс» домашнего воспитания под руководством французских гувернёров и гувернанток. Позднее он жаловался на серьёзные недостатки своего «проклятого воспитания», которое отрывало его от родного языка и жизни народа. Рядом с будущим поэтом в детстве были и простые русские люди: крепостной крестьянин, дядька Никита Козлов, и великолепная сказительница, няня Арина Родионовна, привившая любовь ребёнку к сказкам, сокровищнице народного творчества. Личность поэта оказывала и оказывает неоценимое влияние на воспитание подрастающего поколения, его произведения служат источником формирования внутренней культуры не только подрастающих поколений, но и взрослых людей. Творчество А. С. Пушкина даёт нам понимание человека, прожитое и пережитое им — это богатый источник педагогической антропологии.

А. С. Пушкину повезло, потому что последующее воспитание и образование он получил в Царскосельском лицее. З.И Равкин писал: «Пушкин закончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником (из общего числа 29-ти лицеистов его выпуска). Но при таких, более чем скромных, внешних показателях, он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и всестороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасном сердце» [11, с. 85]. Для формирования гражданственности поэта важную роль сыграли патриотический подъём в российском обществе, вызванный войной против армии Наполеона, личная дружба с участниками Отечественной войны, общение с выдающимися писателями, участниками войны 1812 года.

Учитывая своеобразие русского исторического процесса, испытав на себе и благотворное, и негативное влияние дворянского семейного и общественного воспитания, Пушкин ратовал за то, чтобы воспитание юношества в России было глубоко национальным, основывалось на лучших традициях русского народа. Неоднократно поэт высказывался против того, чтобы воспитание русских детей вверялось иностранцам, отличавшимся педагогическим невежеством и испорченностью нравов. Эти мысли носили антропологический характер.

В повести «Капитанская дочка» эта мысль рассматривается на примере воспитания юного Петра Гринева. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец нанял ему гувернёра-француза Бопре. «Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая этого слова» [10, с. 230]. Учитель оказался пьяницей и волокитой. Его заслугой было то, что он не мешал мальчику «заниматься своим делом»: предаваться ребячьим забавам. До шестнадцати лет Петруша рос недорослем, как и все дворянские дети, живущие в деревне: гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Пожалуй, самое «глубокое» воспитание Петр Гринёв получил от бывшего стременного Савельича, которому был отдан с пятилетнего возраста и который был пожалован ему в дядьки «за трезвое поведение». «Под его надзором на двенадцатом году» выучился Петруша «русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» [10, с.230]. Домашняя среда и воспитание способствовали формированию доброго нрава у юноши, и позволили в дальнейшем проявить себя истинным гражданином и патриотом своей родины.

Духовное воспитание молодёжи А. С. Пушкин не мыслил без формирования у неё русского национального идеала, без связи образования с жизнью простого народа.

В сентябре 1826 года Бенкендорф написал А. С.  Пушкину письмо, в котором говорилось о том, что Его императорскому величеству благоугодно, чтобы поэт занялся вопросами воспитания юношества. Было понятно, что распоряжение носило характер «политического экзамена». А. С. Пушкин был поставлен в двойственное положение: с одной стороны, он понимал, что необходимо было высказать точку зрения, угодную царю, а с другой, он был убеждён, что «не надобно же пропускать такого случая, чтобы сделать добро». Это было подтверждением мысли о том, что А. С. Пушкин не расставался с надеждой влиять на царское правительство, а значит, поэту приходилось изыскивать компромиссные формы выражения своих мыслей, дабы вызвать сочувствие Николая I в вопросах воспитания, да и мысли приходилось отбирать очень тщательно.

В записке А. С. Пушкина «О народном воспитании» прослеживаются взгляды декабристов на воспитание. Он отмечал, что «воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла» [9,с.43]. Пушкин выступал против домашнего воспитания, подчёркивая что оно является самым «недостаточным и безнравственным, при этом воспитании «ребёнок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истиной чести» [9,с. 44]. А. С. Пушкин считал, что его должно было заменить хорошее общественное воспитание. При этом он предлагал отменить телесные наказания, потому что «слишком жестокое воспитание делает из них (людей) палачей» [9, с.47]. Иными словами, А. С. Пушкиным был проведён антропологический анализ вопросов воспитания своего времени.

По мнению А. С. Пушкина, историю необходимо преподавать по Карамзину, внимательно изучая его «Историю государства Российского», особенно это важно для молодых дворян, «готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшении государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве» [9, с.48]. А. С. Пушкин высоко ценил «Историю государства Российского Н. М. Карамзина, которая для русских людей, по его мнению, явилась настоящим открытием. «Древняя Россия найдена Карамзиным как Америка Коломбом», — писал он [9, с.412]. Настаивая на усилении исторического образования, играющего исключительно важную роль в воспитании юношества, А.  С. Пушкин говорил: «Россия слишком мало известна русским» [9, с.413].

Поскольку записка «О народном воспитании» носила заказной характер, А. С. Пушкин лишь незначительно опирался на мысли декабристов о воспитании и иллюстрировал их отвлечёнными примерами. Но при серьёзном анализе статьи можно сделать вывод о том, что взгляды А. С. Пушкина и декабристов на воспитание совпадали.

Записка «О народном воспитании» — документ большой сложности, потому что в нём переплелись, с одной стороны, глубокие убеждения автора, а с другой, — соображения тактики в исключительно трудных и самому поэту неясных условиях.

Одним из основных моментов в воспитании А. С. Пушкин считал изучение родного русского языка. Он и сам был неутомимым пропагандистом русского литературного языка и русской классической литературы. Он призывал «глаголом жечь сердца людей». Он был глубоко убеждён, что «чтение — вот лучшее учение». Поэт обращал внимание на то, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным. А. С. Пушкин утверждал, что русский язык имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у «московской просвирни». Поэт и сам многое сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок, ибо понимал, что именно в них хранится историческое прошлое народа и они составляют настоящую основу народного воспитания.

А. С. Пушкин выступал против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку. Он с сарказмом отзывался о тех «образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные грамматические ошибки.

А. С. Пушкин считал, что реформы, начатые Петром I, следует продолжать и поддерживать, потому что они служили интересам воспитания народных масс. Он писал о Петре I: «Он умер в поре мужества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но пристальный. Он возвысил Феофана, одобрил Котеевича, но невзлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена были посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын колмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконопасского училища. Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться» [11, с.102]. Поэт считал, что успех образования и воспитания в России в значительной степени — следствие Полтавской битвы, победы России в Северной войне.

А. С. Пушкин неоднократно называл «свой поэтический голос» эхом русского народа, потому что во взгляде поэта на жизнь, во всём складе его миросозерцания впервые обозначился духовный облик русского человека. В. О. Ключевский в статье «Памяти А. С. Пушкина» писал: «…он (Пушкин) видел народность писателя не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в особом образе мыслей и чувствований, принадлежащем исключительно какому-нибудь народу, в его особенной физиономии, создавшейся физическими и нравственными условиями его жизни и отражающейся в его поэзии. Вот эта физиономия русского народа с его образом мыслей и чувствований и отразилась образно и внятно в поэзии Пушкина. Это, как и сама эта поэзия, народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на всё человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примирительный» [7, с.67]. Исходя из такой характеристики русского народа, А. С. Пушкин излагал свои педагогические взгляды как в художественных, так и в публицистических произведениях.

Итак, следует обратить внимание на то, что и декабристы, и А. С. Пушкин были сторонниками общественного воспитания. Они критиковали домашнее воспитание под руководством заграничных «учителей», не имеющих в большинстве своём никакого отношения ни к образованию, ни к воспитанию.

Основным тезисом педагогической концепции декабристов, в след за ними и А.  С. Пушкина являлась доступность образования для выходцев из любых слоёв общества, в том числе и простого народа. Примером для них служила политика Петра I в области народного образования.

Основными чертами воспитания и декабристы, и А. С. Пушкин считали гражданское и патриотическое воспитание как источник могущества любого народа, изучение родного русского языка, родной истории и географии как средство формирования у молодого поколения чувства национальной гордости, а также трудовое воспитание как средство всестороннего развития молодёжи.

Декабристы и А. С. Пушкин в своих педагогических произведениях обратили внимание на необходимость всесторонних знаний о человеке, подвергающемуся процессу воспитания, участвующему в процессе воспитания как воспитуемый и воспитывающий. Им принадлежат идеи учёта социально-экономических условий жизни в обеспечении педагогического процесса.

Литература:

1.                 Волк С. С., Исторические взгляды декабристов. М.,1958

2.                  Горбачевский И. И. Записки, М., 1925

3.                 Декабристы и Сибирь. Отв.ред. Копылов А. Н., Изд-во «Наука», 1977

4.                 Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения, кн.I. Сиб., 1825

5.                 Завалишин Д. И. Записки декабриста. М., 1905

6.                 Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли, Изд-во Ленинградского университета, 1978

7.                 Ключевский В. О. Памяти А. С. Пушкина //Народное образование № 5, 2009

8.                 Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля, Изд-во Ленинградского университета, 1955

9.                 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т., т.7, Критика и публицистика, Изд-во «Наука», 1964

10.             Пушкин А. С. Соч. в 3-х томах, М.:Художественная литература, 1987, т.3

11.             Пушкин А. С. Избранное. Профиздат, 1993

12.             Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817гг. ): Историко-педагогический очерк, М., 1999

13.             Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986

14.             http://www.profile–edu.ru / Школа и педагогика России первой половины XIX в.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, воспитание, декабрист, педагогическая антропология, Россия, воспитание юношества, русский язык, народное воспитание, Отечественная война, домашнее воспитание.

Круглый стол «Проблемы воспитания и образования детей от рождения до школы в России»

На педагогическом факультете Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова прошел круглый стол «Проблемы воспитания и образования детей от рождения до школы в России» и Программы ЮНЕСКО «Образование для всех». В нем приняли участие ведущие специалисты по дошкольному образованию.

Открыла круглый стол доктор педагогиче­ских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования Тамара Семеновна Комарова. Она обозначила наиболее актуальные проблемы современного дошкольного образования, которые предстояло обсудить участникам круглого стола. В последнее время этому сегменту образования уделяется значительное внимание. В системе дошкольного образования происходят значительные изменения: разрабатываются и апробируются новые программы, методики, вводятся новые технологии, в то же время сделать предстоит еще очень много – одна из главных проблем – снижение уровня здоровья дошкольников.

Доктор педагогиче­ских наук, профессор, академик-секретарь отделения педагогики и методики дошкольного и младшего школьного образования МАНПО, ректор Института развития образовательных технологий Галина Павловна Новикова в своем выступлении отметила:

– Сейчас стоит вопрос о создании вариативных программ, которые будут направлены в первую очередь, на сохранение психиче­ского и физического здоровья детей. Один из наиболее актуальных вопросов – взаимо­дейст­вие с семьей, обучение воспитанию именно самих родителей, потому что все идет от них. Психические расстройства и проблемы возникают у детей из-за неблагополучной обстановки в семье. В связи с этим программы сейчас будут пересматриваться и основными формами организации образовательного процесса будут являться партнерская деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность.

Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО Оксана Семеновна Ушакова говорила о роли русского языка в воспитании дошкольников:

– Когда мы интересуемся у учителей начальных классов, какие проблемы их прежде всего волнуют, когда они принимают детей из дошкольных учреждений, они в первую очередь называют проблему развития речи. Проблема и понятие культуры речи включает языковую и коммуникативную компетенцию. Под языковой компетенцией мы понимаем такой уровень речевого развития, который позволяет человеку свободно пользоваться языком в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Пользуясь языком как средством общения, дошкольник, затем учащийся, студент, член общества входит в языковой коллектив, отождествляет себя с ним, осваивает формы социального взаимодействия, перенимает опыт поколений, вбирает человече­скую культуру. Не случайно ученые говорят, что процесс социализации был бы абсолютно невозможен без языка. И поэтому развитие речи и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развивающего образования.

Теоретическим фундаментом обучения родному языку является представление о закономерностях речевого развития дошкольников, которые выдвинуты в трудах известных психологов. Основное положение – речь ребенка развивается в ходе генераризации, то есть обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной языковой активности. Язык и речь представляют собой своеобразный узел, в котором сплетаются линии психического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Ведущим принципом и направлением обучения родному языку является формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений, для саморазвития речи, придает речи творческий характер. Исследования, проведенные в нашей лаборатории, доказали, что стержнем развития языковой способности является семантический компонент.

У нас создана программа обучения родному языку. Речевой уровень детей, которые по ней занимаются, достаточно высок. Наши исследования показали, что для того, чтобы сформировать у детей высокую культуру речи, развить точность словоупотребления, нужна специальная работа. Мнение, что не нужно занятий по развитию речи, достаточно лишь воспитателю общаться с детьми в свободной деятельности, ошибочно. Если так подходить к развитию речи, то высокого уровня развития речи мы не добьемся.

Еще одна очень важная проблема – преемст­венность работы по развитию речи начальной школы и дошкольного учреждения. Ее не совсем правильно понимают. Учителя идут в дет­ский сад, воспитатели в школу, посещают занятия друг друга.

Это необходимо, но самое главное в преемственности – единые теоретические подходы. Когда они будут соблюдаться, тогда уже обучение языку будет представлено совершенно в другой системе.

Кандидат педагогических наук, доцент Марина Николаевна Братухина отметила, что детей важно воспитывать на этно-народном компоненте, устном народном творчестве. Бывает, старшие дошкольники отказываются от колыбельных песен, говорят: «Я уже большой, мне не нужны колыбельные». В этом случае важно правильно подать колыбельные, привить к ним любовь.

Ознакомление с разными жанрами народного творчества способствует пониманию родного языка. В произведениях народного творчества запечатлелась душа народа, традиции, моральные устои. А у нас им зачастую не уделяется должного внимания, это ведет к тому, что забываются народные традиции, народная мудрость. Русский язык богатый, тонкий, в нем много образных выражений. Например, моя бабушка в детстве в ситуациях, когда я что-то не так делала, укоряла меня: «Ну ты февраль!» Я долго думала, почему она так говорит.

Оказывается, февраль – месяц неполный. Выражение очень емкое, необидное. Используя его можно, не обидев человека, дать ему направление развития, указать ошибки.

Светлана Ивановна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогиче­ского университета им. М. А. Шолохова, рассказала об опыте Европы, где при поддержке Евросоюза разработана принципиально новая инициатива, новая модель дошкольного образовательного учреждения, где дети с раннего возраста изучают кроме родного еще один или два языка. Язык в любой европейской стране не может быть один, дети должны знать несколько языка, чтобы в будущем иметь возможность свободно передвигаться и общаться, работать в любой европейской стране.

В Австрии при поддержке Евросоюза были открыты первые подобные учреждения. Идет активная подготовка кадров для работы в них. Позиция Евросоюза такова: европеец должен хорошо знать, как минимум, три языка для того, чтобы комфортно чувствовать себя в современном мире.

Очень важную тему – здоровья детей – подня­ла Эмма Яковлевна Степаненкова, кандидат педагогических наук, профессор факультета дошкольного воспитания МПГУ. Заботиться о здоровье нужно с раннего детства. У нас, к сожалению, большое число детей рождается с проблемами здоровья. Известная ученая Апкар разработала шкалу, которая перевернула взгляд на здоровье подрастающего поколения. Апкар включила в нее 12 пунктов, по которым можно определить состояние физиологической зрелости ребенка, обеспечивающей его готовность к внеутробному сущест­вованию. У нас считается нормальным, если ребенок появляется на свет с 8 показателями. 10 показателей по нашей статистике почти никто не достигает, а 12 – почти исключено. Мы привыкли рассматривать состояние здоровья нашего поколения по росту и по весу. Анализ этих показателей говорит, что они сегодня не информативны. Недавно в Книгу рекордов Гиннесса обратилась женщина, которая родила ребенка весом 6,5 кг. Она считала, что это рекорд.

Но физиологическая зрелость его оказалась 4,5 из 12, поэтому в Книгу рекордов Гиннесса ребенка не внесли.

Главный мануальный терапевт Минздрава России, руководитель Центра мануальной терапии Минздрава РФ Анатолий Болеславович Ситель первым стал говорить о том, что сегодня нужно обратить особое внимание на физическое воспитание детей от рождения до семи лет, когда закладываются все функции организма, формируется двигательный опыт. Новорожденные дети имеют предпосылки к заболеваниям, которые вызываются непропорциональным развитием организма – одна нога короче другой, одно плечо выше другого. Объясняется это целым рядом факторов – прежде всего, физиологическим и психологическим состоянием мамы. Основы здоровья закладываются задолго до рождения ребенка. Это значит, что каждая будущая мама должна знать, что ее здоровье – это здоровье ее детей.

Долгое время в нашей стране относились к физическому воспитанию как к одному из средств военизированной подготовки. Так сложилось исторически.

Однако подготовка к службе в армии – это нечто другое, чем развитие здорового гармонично развитого человека.

У нас военизированная подготовка начинается с детского сада. Мы обучаем детей механическим движениям, не учим их осознавать свое тело, понимать и ваять его. Наука не стоит на месте. Все включенные в физическое воспитание виды движения сегодня рассматриваются иначе. Но, к сожалению, многие педагоги по физическому воспитанию не знакомы с инновационным подходом к движениям. Во всех наших программах написано: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание. И мы считаем, что это приоритет. Мы должны понять, что движения строятся таким образом, что каждое предыдущее движение подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к освоению последующего. Первым движением является движение руки – хватание, метание. На базе руки развивается ползание, которое, к сожалению, упускается педагогами, которые считают, что это не очень важный этап – пошел ребенок и ладно. Но это значит, что ребенок перешагнул через этаж, упустил этап развития.

Без этого сложные движения у него не сформируются. Затем идет ходьба, бег, прыжок.

Мы не учим детей овладевать всеми этими движениями правильно. У нас дети неправильно ходят, бегают и т. д. При подготовке занятий преподавателям необходимо учитывать все инновационные технологии, которые помогут ребенку вырасти здоровым.

Тамара Семеновна Комарова заметила, что сохранение здоровья детей – проблема очень важная, на что указывают и международные документы. Вместе с тем нет ни одной области, где бы ни было такого рьяного бега за инновациями, как физкультура. Зачастую это делается практически в один момент – пришло в голову, осенила какая-то идея – например, нужно проводить гимнастические упражнения сразу после дневного сна, не поднимаясь с постели – и тут же это новшество вводится. При этом не учитывается, что в постели нельзя делать гимнастику, так как подъем после сна должен быть постепенный. Или, например, в одной методической разработке встретилось указание проводить занятие по физкультуре 45 минут, а у нас ведь время дозировано в соответствии с возрастом. По 45 минут ни в одной группе занятия не проводятся.

Ольга Анатольевна Соломенникова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования (Московской области) рассказала о новых стандартах дошкольного образования:

– В январе этого года были введены новые образовательные стандарты для начального образования. Вышли стандарты и для дошкольного образования. Их предстоит изучить. Насколько они соответствуют времени, покажет практика. В соответствии с новыми нормативами будут оцениваться и программы дошкольного образования.

В условиях вариативности ни одна программа не может быть основной, базовой. Другое дело, что педагоги могут оценивать какую-то программу высоко, отдавать ей предпочтение.

Ирина Федоровна Слепцова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального школьного возраста Педагогической академии последипломного образования, заметила, что важнейшей проблемой дошкольного воспитания является взаимодействие, общение взрослого с ребенком. Нужно раскрыть понятия «общение» и «взаимодейст­вие». Взаимодействие и общение – есть сложная, отражательная деятельность человека. В детском саду и дома ребенок может вести себя совершенно по-разному. Изменить себя – значит изменить кого-то еще. Если я что-то изменю в своем поведении, значит, я изменю другого. В нашем институте повышения квалификации есть курс – «Формирование профессионального самосознания» – важнейший фактор взаимодействия педагога с детьми.

Подводя итоги круглого стола, Анна Викторовна Антонова, доктор педагогиче­ских наук, профессор, декан педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, еще раз затронула тему программ дошкольного воспитания, ведь от того, по какой программе будет работать ДОУ, во многом зависит успешность развития детей. Любая программа должна пройти научную апробацию, только после этого можно говорить, что научные, фундаментальные основы программы выдержали испытания.

Испытание временем прошла Программа воспитания и обучения в детском саду, разработанная под руководством Тамары Семеновны Комаровой. Она содержит много преемственных позиций, которые должны оставаться в классическом дошкольном образовании и в то же время постоянно дополняться лучшими апробированными инновационными технологиями. Программа воспитания и обучения в детском саду имеет очень серьезное методическое обеспечение. Мы даем воспитателям дошкольного учреждения пособия, по которым они могут творчески работать. Данная программа – программа развития личности ребенка и подготовки-дошкольника к будущей жизни.

10 классических советов по воспитанию, выдержавших испытание временем

Какие-нибудь из этих классических советов по воспитанию кажутся вам знакомыми?

«Общение — основа хороших отношений».

«Подайте хороший пример своим детям».

«Последовательность — это ключ».

Скорее всего, вы слышали один, если не все, из этих классических советов по воспитанию более одного раза с тех пор, как забеременели. Мы хотим, чтобы наши дети росли счастливыми и здоровыми. Мы хотим, чтобы они были успешными и чувствовали себя в безопасности в доме, который мы для них построили. Но быть родителем не всегда легко. Требуется усилие, чтобы быть внимательными, открытыми и любящими родителями.

Как родители, воспитывающие детей в 21 веке, нам нужна вся возможная помощь! И мы узнали, что классика выдержала испытание временем по уважительной причине. Мы рассматриваем 10 вечных классических советов по воспитанию детей, которые помогут вам вырастить своих детей и превратить их в преуспевающих взрослых.

1. Проявляйте любовь и уважение

Проявляйте любовь и уважение в повседневной жизни. Не только вашим детям, но и вашему супругу и друзьям, так как это будет хорошим примером для ваших малышей. Это также поможет вашему ребенку не видеть в вас авторитетную фигуру и ничего больше.

Например, если вы наказываете своего ребенка, не делайте этого в присутствии его друзей. Это было бы для них неловко. Отведя их в сторону наедине или поговорив с ребенком после того, как его друзья ушли домой, вы показываете, что вы уважаете их частную жизнь.

2. Не бойтесь дисциплинировать

Как родитель, вы должны направлять своих детей на ранних этапах жизни. Это означает, что вы несете ответственность за дисциплину и установление правил. То, что вы даете корректирующие указания, не означает, что вы суровый или нелюбящий родитель.

3. Не забудьте объясниться

«Сегодня вечером вам нельзя выходить на улицу».

«Почему?»

«Потому что я так сказал!»

Эта сцена звучит знакомо? Ребенок просил что-то у своего родителя только для того, чтобы быть встреченным обобщающим утверждением «Нет» или «Потому что».

Это неэффективный способ воспитания вашего ребенка, потому что он может породить обиду и бунт. Да, вы родитель, и вы устанавливаете правила, но не забывайте объяснять свои действия своим детям. Скажите: «Ты не можешь пойти сегодня вечером, потому что уже поздно, а сегодня школьная ночь». Это будет намного эффективнее, чем просто сказать «нет».

4. Проводите время вместе

Точно так же, как качественное времяпрепровождение с партнером важно для сохранения счастливого брака, качественное времяпрепровождение с детьми способствует укреплению здоровых отношений.

Многим семьям полезно есть вместе и планировать регулярный семейный день, чтобы играть в игры, разговаривать или вместе отправляться в приключения. Это позволяет вам проявлять настоящий интерес к увлечениям, друзьям и жизни вашего ребенка.

5. Подавайте хороший пример

Нет сомнения, что, к лучшему или к худшему, дети будут подражать поведению своих родителей. Например, исследования показывают, что у детей больше шансов выработать привычку курить, если их родители курят.

Будьте добры и подавайте хороший пример. Они рассчитывают на то, что вы зададите образец социального поведения и личных привычек.

6. Общайтесь регулярно

Малыши, дети, подростки — в любом возрасте они любят поговорить! Вот почему общение — один из вечных классических советов по воспитанию детей. Общение — это основа ваших детско-родительских отношений. Так вы развиваете более глубокие отношения со своими детьми, узнаете, как они думают, и узнаете, через что они проходят.

Просто убедитесь, что вы общаетесь так, чтобы привлечь внимание ваших детей. Не запугивайте их вопросами, которые заставляют их защищаться. Просто заведите разговор.

Когда вы получаете сообщение от своего ребенка без осуждения, он, скорее всего, придет к вам со своими мыслями и проблемами.

7. Будьте последовательны

Сделайте правила и распорядок постоянными в своем доме. Детям нравится рутина. Соблюдение домашних правил и дисциплины, а также другие повседневные дела заставят вашего ребенка чувствовать себя в безопасности в своем доме.

8. Позаботьтесь о своем браке

Несчастливые пары могут иметь огромное влияние на детей. Отсутствующий родитель может вызвать у ребенка образовательные испытания, сексуальные действия в раннем возрасте, потерю эмоциональной безопасности и более высокий уровень недоверия.

С другой стороны, исследования показывают, что дети лучше развиваются эмоционально, физически и умственно, когда их родители заботятся об их браке. Так что сделайте свидание приоритетом в своей семье и регулярно находите новые способы общения с супругом.

9. Воспитывайте своих детей

В некотором смысле сегодня детям легко. Благодаря Интернету у них есть все возможности в мире на кончиках их пальцев. Но с другой стороны, быть ребенком сегодня очень тяжело. Существует огромное давление со стороны сверстников, травля в Интернете и рост детской тревожности.

Вместо того, чтобы смотреть на все, что ваш ребенок мог бы делать лучше, сосредоточьтесь на том, в чем он хорош, и хвалите его. Воспитывайте своих детей с помощью положительного подкрепления, особенно когда они делают что-то хорошее, например, моют посудомоечную машину без просьбы или проявляют доброту к кому-то еще.

10. Научитесь отпускать

Не парьтесь по мелочам. И, как говорится, «все мелочи».

Воспитание может быть сложной задачей. Есть много замечательных взлетов и несколько сложных падений. Важно помнить, что вы не идеальны, как и ваши дети. Поэтому, когда это приемлемо, научитесь отпускать мелочи.

Классические советы для родителей неподвластны времени. Чтобы сохранить мирные отношения со своими детьми, уменьшить стресс в своей жизни и иметь счастливую семейную жизнь, вы должны установить доверие. Установите здоровые границы для своих детей, соблюдайте дисциплину, установите распорядок дня и заботьтесь о своих детях умственно и физически. Это классические советы для родителей, которые обязательно сделают ваших детей здоровыми и счастливыми во взрослой жизни.

10 классических советов для родителей, выдержавших испытание временем

Войти

Добро пожаловать! Войдите в свою учетную запись

ваше имя пользователя

ваш пароль

Забыли свой пароль?

Завести аккаунт

Регистрация

Добро пожаловать! Зарегистрируйте аккаунт

ваш адрес электронной почты

ваше имя пользователя

Пароль будет отправлен вам по электронной почте.

Восстановление пароля

Восстановить пароль

ваш адрес электронной почты

Поиск

Отложите техники и экспертов. Мы свели все к 10 классическим советам по воспитанию основных советов для родителей, которые включают в себя много любви и возможность быть человеком.

Фото предоставлено: Иллюстрация Боба Дейли

В наши дни технологии развиваются с головокружительной скоростью — почти так же быстро, как дети вырастают из своей обуви. Навигация по современному миру может заставить многих мам и пап искать какой-нибудь старый добрый совет. Но есть и хорошие новости: когда дело доходит до воспитания детей, чем больше все меняется, тем больше они остаются прежними.

По словам психолога Лоуренса Стейнберга, новейшие гаджеты или последние тенденции никак не влияют на основные методы воспитания детей. В 10 основных принципов хорошего воспитания , Steinberg предлагает идеи, применимые к детям на любом этапе жизни и сохраняющиеся на протяжении веков.

«Одним из пунктов книги является то, что мы должны руководствоваться не современными причудами и последними советами по воспитанию детей, а основываться на том, что наука рассказала нам об эффективных способах воспитания детей», — говорит Стейнберг, выдающийся психолог. профессор Университета Темпл и эксперт по развитию подростков.

По сути, говорит Стейнберг, все сводится к тому, чтобы дать ребенку много любви, внимания и уважения. Вот несколько проверенных советов Стейнберга, а также мнения некоторых подписчиков Metro Parent на Facebook.

1. То, что вы делаете, имеет значение

Будьте уверены, что в вековой битве между природой и воспитанием среда, которую вы создаете для своего ребенка, так же важна для его успеха, как и наследственность.

«Нет более важного влияния на развитие вашего ребенка, чем вы, включая гены вашего ребенка. То, что вы делаете, имеет значение. Говорите себе это каждый день», — пишет Стейнберг. Подавайте хороший пример и не недооценивайте свою способность влиять на выбор вашего ребенка. Когда вы совершаете ошибки в воспитании — а вы это сделаете, — признайте их и двигайтесь дальше.

«Родители постоянно лажают, поэтому мы читаем советы. Так что не забудьте извиниться перед своими детьми, если вы не справились с чем-то так изящно, как вам хотелось бы».

– Энджи Маркел

2. Нельзя быть слишком любящим

С научной точки зрения невозможно избаловать ребенка любовью, так что берите его на руки и осыпайте объятиями и похвалами.

«Детям нужно много физической привязанности со стороны родителей; не только в младенчестве, но и в детстве и юности», — пишет Стейнберг. По его словам, дети развивают сильное чувство собственного достоинства благодаря уверенности в том, что их искренне любят, и ничто не может заменить это.

«Проявляйте любовь к своему ребенку, к супругу на глазах у ребенка, к себе. … Ваш ребенок научится любить, наблюдая за вами».

– Sophia Sboukis

Если вы не знаете, как это сделать, прочитайте о 12 простых способах, которыми родители могут проявить любовь к своим детям.

3. Принимайте участие в жизни вашего ребенка

Время, проведенное с вашим ребенком, никогда не бывает потрачено зря — и важно не то, что вы делаете вместе, а то, как вы это делаете. По словам Стейнберга, качественное время определяется состоянием ума, а не набором действий. Не упускайте возможности принять участие в увлечениях и учебе вашего ребенка.

«Самым сильным и наиболее последовательным предиктором психического здоровья детей, адаптации, счастья и благополучия является уровень участия их родителей в их жизни», — пишет Стейнберг.

«Посуда и уборка пылесосом могут подождать. Все дети хотят и нуждаются в том, чтобы проводить время со своими родителями. Выйдите с ними на улицу, поиграйте в настольную игру. Покажите им, что вы слушаете их разговор. Задавать вопросы. На самом деле будьте с ними в данный момент».

– Мелани Галамбос Янг

4. Адаптируйте свое воспитание к ребенку

Несмотря на то, что хорошие методы воспитания универсальны, их необходимо корректировать, чтобы они соответствовали индивидуальным особенностям каждого ребенка в семье и адаптировались к изменениям в каждом ребенке с течением времени. Постарайтесь узнать о каждом этапе развития до того, как ваш ребенок туда доберется. И по мере того, как ваш ребенок растет, создавайте ситуации, в которых используются его врожденные сильные стороны, и избегайте тех, которые подчеркивают его слабости.

«Доверяйте своим инстинктам. Вы знаете своего ребенка лучше любой книги, члена семьи, друга, любопытного незнакомца и т. д.».

– Тиффани Фосбург

5. Установите правила и установите ограничения

Структура позволяет детям чувствовать себя в безопасности. Со временем границы помогают вашему ребенку развить способность управлять своим поведением. Устанавливая ограничения, будьте тверды, но справедливы. Объясните, что у вас есть правила по какой-то причине. Если ваши рекомендации основаны на том, что имеет смысл, ваш ребенок с большей вероятностью будет сотрудничать.

«Никогда не устанавливайте правила или последствия, которые вы не можете или не хотите применять».

– Мария Митчелл

6. Помогите ребенку стать независимым

По словам Стейнберга, детям нужно сочетание свободы и ограничений. Выбирайте сражения и предварительно одобряйте выбор вашего ребенка. Помогите ему обдумать трудные решения, хваля хорошие решения и время от времени позволяя ему учиться на плохих. Прежде всего, дайте ребенку пространство для роста.

«Когда ваши дети вырастут, дайте им жить своей жизнью».

– Мэри Ли Мейджор Пул

7. Будьте последовательны

Самый простой способ помочь ребенку научиться вести себя надлежащим образом — сделать хорошее поведение привычкой, о которой ему даже не нужно думать. Установите рутину, выступите единым фронтом и определите, что не подлежит обсуждению.

«Если ваши правила меняются изо дня в день непредсказуемым образом или если вы соблюдаете их только время от времени, плохое поведение вашего ребенка — это ваша вина, а не его», — пишет Стейнберг. Однако быть последовательным не значит быть жестким.

«Разница в том, что последовательная дисциплина адаптируется к ситуации, тогда как жесткая дисциплина остается неизменной независимо от обстоятельств», — говорит Стейнберг.

«Выполнить. Что бы вы ни сказали, что собираетесь делать, делайте это. В противном случае вы потеряете всякое доверие со своим ребенком (детями)».

– Jennifer Lavender-Schott

8. Избегайте суровых наказаний

Никогда не применяйте физические наказания или словесные оскорбления. Не наказывайте, когда злитесь. Правильный способ наказания должен включать в себя пять элементов, говорит Стейнберг, обычно в следующем порядке: определить конкретное действие, которое было неправильным, описать последствия плохого поведения, предложить альтернативы нежелательному поведению, четко указать, каким будет наказание и пусть ваш ребенок знает, что вы ожидаете большего в следующий раз.

«Заложите основу для ожиданий и придерживайтесь их».

– Kathy Adelini

9. Объясните свои правила и решения

Четко объясните, чего вы хотите от своего ребенка, и установите высокую планку. «У хороших родителей есть ожидания относительно того, чего они хотят от своего ребенка, — пишет Стейнберг. Используйте разумные, логичные и последовательные объяснения в соответствии с тем, что ваш ребенок может понять, а затем выслушайте их. Выслушивание точки зрения вашего ребенка заставляет его чувствовать себя частью процесса принятия решений.

«Научите их сочувствию, потратив время на то, чтобы по-настоящему понять их. Слушайте не только ушами, но и сердцем».

– Jaimee Saputo-Fristedt

10. Относитесь к ребенку с уважением

Важно, чтобы вы относились к ребенку так же вежливо, как и к любому другому, и вы можете начать следующий разговор. «Когда исследователи просят детей и подростков назвать то, что они хотели бы изменить в своей семейной жизни, одним из главных пунктов в списке почти всегда является то, что они хотели бы, чтобы их родители проводили больше времени, просто разговаривая с ними», — пишет Стейнберг. Так что будьте внимательны, спрашивайте ребенка, что он думает и чувствует, способами, которые требуют более чем односложных ответов, и не перебивайте. Она научится относиться к другим так, как вы относитесь к ней.

«Не сломайте их дух. Направь их».

– Тара Вильярд

Классические вещи, которые говорят родители

И, наконец, немного веселого легкомыслия. Забудьте последние принципы воспитания. Иногда вам просто нужно поставить эту старую сломанную пластинку и позволить ей играть. Вот несколько любимых крылатых фраз о воспитании детей от друзей Metro Parent на Facebook.

  • «Если бы вы сделали это правильно в первый раз, вам не пришлось бы делать это снова». — Мария Митчелл
  • «Не сегодня…» —  Дженн Линн
  • «Ты себе глаз выколешь!» —  Джессика Адамс
  • «Ты сломался? Ты истекаешь кровью? Ты умираешь? Нет? Тогда ты в порядке. Иди играй». —  Мэг Бакли
  • «Вы получаете то, что получаете. Не закатывай истерику. —  Дженнифер Бернетт
  • «Никто никогда не говорил, что жизнь справедлива». —  Холли Вилленборг Хенгстебек
  • «Вы бы забыли свою голову, если бы она не была прикреплена». — Патрисия Цунэ Баллард
  • «Я привел тебя в этот мир; Я выведу тебя!» —  Шерил Крафт ДеФилиппи
  • «Не заставляй меня останавливать эту машину!» —  Кэти Феннелли Уайзман
  • «Не приходи домой, дурак!» (из Все ненавидят Криса ) — Хайме Лин Мой
  • «Ты меня слышал!» —  Синдия Мендес
  • «Не заставляй меня начинать считать». —  Кристина Себерт
  • – Что я только что сказал? — Элисон Ричард Ристовски
  • «Тебе скучно? Я могу найти тебе занятие». —  Элисон Вик Пилатти
  • «Не медлите» —  Джеки Сокель Конрад

Эта статья впервые появилась в выпуске Metro Parent за май 2013 года и регулярно обновляется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *