Разное

Как проявляется аутизм у детей до года: У детей до года можно выявить аутизм по вниманию к лицам

У детей до года можно выявить аутизм по вниманию к лицам

26.03.20


Новое исследование определило биомаркер для более ранней диагностики аутизма, но пока этот метод не готов для применения в условиях обычных клиник

Источник: Spectrum News

 

 

Уже в возрасте 6 месяцев у младенцев можно выявить малозаметные проявления аутизма. Об этом говорится в результатах нового исследования (1). Аутичные младенцы в возрасте до одного года обращают меньше внимания на лица других людей в определенных ситуациях социального взаимодействия.

На данный момент в США диагноз «расстройство аутистического спектра» может быть поставлен уже в 18 месяцев. Однако средний возраст диагностики аутизма у детей – 4 года. Это значит, что значительная часть детей с аутизмом не имеет возможности получить очень важную раннюю помощь, которая может улучшить качество всей последующей жизни. (Также смотрите: «Что такое раннее вмешательство для детей с аутизмом»).

Новые данные могут помочь ставить диагноз детям в самом раннем возрасте, что поможет им получать терапию как можно раньше. (Также смотрите: «На что направлена терапия детей самого младшего возраста»).

«Вы не можете просто сесть и поговорить с младенцем, чтобы определить, есть ли у него аутизм», – говорит ведущий автор исследования, Катаржина Чаварска, профессор детской психологии в Йельском университете, США.

Во время выполнения двух из пяти социальных заданий младенцы, которые меньше всего смотрели на лицо исследователя, проявляли наиболее тяжелые аутистические черты в возрасте 18 месяцев. Эти различия были не очевидными – обычный наблюдатель ничего бы не заметил, говорит Чаварска.

Однако компьютерный анализ видеозаписей взаимодействия с младенцами смог выявить значительную разницу в зрительном внимании у тех младенцев, у которых позднее был диагностирован аутизм.

Новые данные соответствуют результатам более ранних исследований. «Младенцы, у которых позднее диагностируют аутизм, иначе реагируют на социальную информацию», – говорит Джеральдин Доусон, профессор психиатрии и поведенческих наук Университета Дьюка, США, которая не принимала участия в данном исследовании.

Благодаря исследованию также была получена совершенно новая информация, отмечает Доусон: аутичные младенцы ведут себя иначе, чем нейротипичные ровесники, только в тех ситуациях, которые связаны с контактом глазами, речью и физическим контактом. Эти результаты указывают на возможные направления терапии для детей раннего возраста.

«Почему в определенных ситуациях социального взаимодействия зрительный контакт этих детей более типичный? – говорит она. – Если мы сможем это понять, то это подсказка, как развивать социальную вовлеченность младенцев с риском аутизма».

Первые отличия при аутизме у детей

Чаварска и ее коллеги провели исследование среди 127 «младенцев-сиблингов» – детей, у старшего брата или сестры которых был диагностирован аутизм, а значит, у них был повышенный риск аутизма, и среди 49 младенцев без аутичных братьев или сестер. Среди младенцев-сиблингов у 21 впоследствии был диагностирован аутизм, а у 74 была какая-то задержка или атипичные особенности развития, остальные дети развивались типичным образом.

Команда ученых записала видео исследователя, пытающегося взаимодействовать с младенцами в возрасте 6, 9 и 12 месяцев во время пяти разных социальных задач: звать ребенка по имени и устанавливать зрительный контакт; щекотать младенца; петь детскую песенку; играть в «ку-ку»; показывать, как работает игрушка.

Младенцы, у которых в дальнейшем диагностировали аутизм, значительно меньше времени смотрели на лицо исследователя, если их звали по имени или щекотали. Во время трех других ситуаций они вели себя точно так же, как и дети из контрольной группы. Результаты исследования были опубликованы в февральском номере журнала Американской академии детской и подростковой психиатрии (Macari S. et al. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry Epub ahead of print (2020).

«Это одни из самых первых измеряемых отличий в поведении младенцев, у которых впоследствии диагностировали аутизм», – говорит Лонни Звайгенбаум, профессор и директор по исследованиям аутизма в Альбертском университете, Канада, который не участвовал в исследовании.

Следующие шаги для ранней диагностики аутизма

Данный метод может стать частью мер по диагностике аутизма у детей до года, если автоматизировать процесс анализа видео, говорит Звайгенбаум. Однако это потребует исследований индивидуальных реакций младенцев, а не просто разницы между группами.

Метод может стать наиболее многообещающим, если выявить конкретные экспериментальные задания (или комбинацию заданий), во время которых разница между аутичными и не аутичными детьми будет наиболее заметна. «Для того, чтобы превратить этот сигнал в клинически релевантный инструмент, нам нужно будет увеличить этот сигнал», – говорит Чаварска.

Для этой цели ее команда разработала двухступенчатый план: определить социальные ситуации, которые в наибольшей степени выявляют различия между младенцами с аутизмом и без, и провести исследования, которые покажут механизмы, отвечающие за эти различия.

Сейчас ученые работают над следующим исследованием, цель которого сравнить различия в обучении реакциям на социальные стимулы среди аутичных и типичных детей. В этом исследовании, говорит Чаварска, можно будет получить «еще больше доказательств» того, что аутичные младенцы по-другому реагируют на лица людей.

Также смотрите:

Тест на риск аутизма у детей в возрасте 16-30 месяцев

Как учить ребенка реагировать на свое имя

Когда отсутствие речи у ребенка может указывать на аутизм

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Диагностика и тесты, Научные исследования

причины, симптомы, признаки, формы, диагностика, лечение у детей и взрослых

Первые проявления аутизма у детей

Классификация

Что провоцирует аутизм

Симптомы

Диагностика

Лечение

Прогноз

Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.

Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.

Первые проявления аутизма у детей раннего возраста

Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста. Так, например, основной признак аутизма в возрасте до года – это отсутствие зрительного контакта. То есть ребенок всеми силами будет избегать того, чтобы смотреть взрослому в глаза. Также нет никакой реакции на свое имя, хотя малыш прекрасно его знает.

К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.

В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.

Классификация аутизма

Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.

Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.

Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.

Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.

Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.

К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.


Что провоцирует заболевание

К сожалению, точная и единая причина развития аутизма пока не найдена. С момента появления нового заболевания врачи и ученые предполагали, что на развитие этого расстройства влияют многие факторы, однако после проведенных исследований большинство теорий оказалось недостоверными, и они были отвергнуты.

Сегодня синдром аутизма считается полиэтиологическим заболеванием, а значит, на его развитие могут повлиять несколько факторов. Но в первую очередь это:

  1. Генетика. Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
  2. Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
  3. Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.

На развитие аутизма никак не влияют прививки, что было доказано проведенными опытами и исследованиями. Поэтому этот фактор следует полностью исключить из списка причин, он относится к категории мифов.

Симптомы аутизма

Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.

Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.

К другим проявлениям болезни можно отнести:

  • снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
  • явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
  • проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
  • тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.

Часто такой аутизм называют еще социализированным, и если родители начнут своевременную коррекцию поведения и проведут тщательную реабилитацию, то никаких больших проблем у ребенка, когда он вырастет, не возникнет.

У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.

Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.

Диагностика заболевания

К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.

Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования. Проводить его в домашних условиях бесполезно, так как необходимо правильно интерпретировать полученные результаты. Поэтому тесты на аутизм могут быть проведены только врачом в его кабинете.

Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.

Лечение аутизма

К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.

Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение.

Также для каждого малыша после постановки диагноза подбирается свой эмоционально-уровневый подход и планируется индивидуальный календарь занятий.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.

Прогноз и профилактика

Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.

При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.

Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.

Автор статьи:

Новиков Владимир Сергеевич

психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Фрунзенская

Отзывы

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4400