Содержание
У детей до года можно выявить аутизм по вниманию к лицам
26.03.20
Новое исследование определило биомаркер для более ранней диагностики аутизма, но пока этот метод не готов для применения в условиях обычных клиник
Источник: Spectrum News
Уже в возрасте 6 месяцев у младенцев можно выявить малозаметные проявления аутизма. Об этом говорится в результатах нового исследования (1). Аутичные младенцы в возрасте до одного года обращают меньше внимания на лица других людей в определенных ситуациях социального взаимодействия.
На данный момент в США диагноз «расстройство аутистического спектра» может быть поставлен уже в 18 месяцев. Однако средний возраст диагностики аутизма у детей – 4 года. Это значит, что значительная часть детей с аутизмом не имеет возможности получить очень важную раннюю помощь, которая может улучшить качество всей последующей жизни. (Также смотрите: «Что такое раннее вмешательство для детей с аутизмом»).
Новые данные могут помочь ставить диагноз детям в самом раннем возрасте, что поможет им получать терапию как можно раньше. (Также смотрите: «На что направлена терапия детей самого младшего возраста»).
«Вы не можете просто сесть и поговорить с младенцем, чтобы определить, есть ли у него аутизм», – говорит ведущий автор исследования, Катаржина Чаварска, профессор детской психологии в Йельском университете, США.
Во время выполнения двух из пяти социальных заданий младенцы, которые меньше всего смотрели на лицо исследователя, проявляли наиболее тяжелые аутистические черты в возрасте 18 месяцев. Эти различия были не очевидными – обычный наблюдатель ничего бы не заметил, говорит Чаварска.
Однако компьютерный анализ видеозаписей взаимодействия с младенцами смог выявить значительную разницу в зрительном внимании у тех младенцев, у которых позднее был диагностирован аутизм.
Новые данные соответствуют результатам более ранних исследований. «Младенцы, у которых позднее диагностируют аутизм, иначе реагируют на социальную информацию», – говорит Джеральдин Доусон, профессор психиатрии и поведенческих наук Университета Дьюка, США, которая не принимала участия в данном исследовании.
Благодаря исследованию также была получена совершенно новая информация, отмечает Доусон: аутичные младенцы ведут себя иначе, чем нейротипичные ровесники, только в тех ситуациях, которые связаны с контактом глазами, речью и физическим контактом. Эти результаты указывают на возможные направления терапии для детей раннего возраста.
«Почему в определенных ситуациях социального взаимодействия зрительный контакт этих детей более типичный? – говорит она. – Если мы сможем это понять, то это подсказка, как развивать социальную вовлеченность младенцев с риском аутизма».
Первые отличия при аутизме у детей
Чаварска и ее коллеги провели исследование среди 127 «младенцев-сиблингов» – детей, у старшего брата или сестры которых был диагностирован аутизм, а значит, у них был повышенный риск аутизма, и среди 49 младенцев без аутичных братьев или сестер. Среди младенцев-сиблингов у 21 впоследствии был диагностирован аутизм, а у 74 была какая-то задержка или атипичные особенности развития, остальные дети развивались типичным образом.
Команда ученых записала видео исследователя, пытающегося взаимодействовать с младенцами в возрасте 6, 9 и 12 месяцев во время пяти разных социальных задач: звать ребенка по имени и устанавливать зрительный контакт; щекотать младенца; петь детскую песенку; играть в «ку-ку»; показывать, как работает игрушка.
Младенцы, у которых в дальнейшем диагностировали аутизм, значительно меньше времени смотрели на лицо исследователя, если их звали по имени или щекотали. Во время трех других ситуаций они вели себя точно так же, как и дети из контрольной группы. Результаты исследования были опубликованы в февральском номере журнала Американской академии детской и подростковой психиатрии (Macari S. et al. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry Epub ahead of print (2020).
«Это одни из самых первых измеряемых отличий в поведении младенцев, у которых впоследствии диагностировали аутизм», – говорит Лонни Звайгенбаум, профессор и директор по исследованиям аутизма в Альбертском университете, Канада, который не участвовал в исследовании.
Следующие шаги для ранней диагностики аутизма
Данный метод может стать частью мер по диагностике аутизма у детей до года, если автоматизировать процесс анализа видео, говорит Звайгенбаум. Однако это потребует исследований индивидуальных реакций младенцев, а не просто разницы между группами.
Метод может стать наиболее многообещающим, если выявить конкретные экспериментальные задания (или комбинацию заданий), во время которых разница между аутичными и не аутичными детьми будет наиболее заметна. «Для того, чтобы превратить этот сигнал в клинически релевантный инструмент, нам нужно будет увеличить этот сигнал», – говорит Чаварска.
Для этой цели ее команда разработала двухступенчатый план: определить социальные ситуации, которые в наибольшей степени выявляют различия между младенцами с аутизмом и без, и провести исследования, которые покажут механизмы, отвечающие за эти различия.
Сейчас ученые работают над следующим исследованием, цель которого сравнить различия в обучении реакциям на социальные стимулы среди аутичных и типичных детей. В этом исследовании, говорит Чаварска, можно будет получить «еще больше доказательств» того, что аутичные младенцы по-другому реагируют на лица людей.
Также смотрите:
Тест на риск аутизма у детей в возрасте 16-30 месяцев
Как учить ребенка реагировать на свое имя
Когда отсутствие речи у ребенка может указывать на аутизм
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Диагностика и тесты, Научные исследования
причины, симптомы, признаки, формы, диагностика, лечение у детей и взрослых
Первые проявления аутизма у детей
Классификация
Что провоцирует аутизм
Симптомы
Диагностика
Лечение
Прогноз
Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.
Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.
Первые проявления аутизма у детей раннего возраста
К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.
В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.
Классификация аутизма
Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.
Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.
Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.
Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.
Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.
К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.
Что провоцирует заболевание
К сожалению, точная и единая причина развития аутизма пока не найдена. С момента появления нового заболевания врачи и ученые предполагали, что на развитие этого расстройства влияют многие факторы, однако после проведенных исследований большинство теорий оказалось недостоверными, и они были отвергнуты.
Сегодня синдром аутизма считается полиэтиологическим заболеванием, а значит, на его развитие могут повлиять несколько факторов. Но в первую очередь это:
- Генетика. Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
- Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
- Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.
На развитие аутизма никак не влияют прививки, что было доказано проведенными опытами и исследованиями. Поэтому этот фактор следует полностью исключить из списка причин, он относится к категории мифов.
Симптомы аутизма
Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.
Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.
К другим проявлениям болезни можно отнести:
- снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
- явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
- проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
- тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.
Часто такой аутизм называют еще социализированным, и если родители начнут своевременную коррекцию поведения и проведут тщательную реабилитацию, то никаких больших проблем у ребенка, когда он вырастет, не возникнет.
У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.
Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.
Диагностика заболевания
К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.
Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования. Проводить его в домашних условиях бесполезно, так как необходимо правильно интерпретировать полученные результаты. Поэтому тесты на аутизм могут быть проведены только врачом в его кабинете.
Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.
Лечение аутизма
К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.
Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение.
Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.
Прогноз и профилактика
Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.
При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.
Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.
Автор статьи:
Новиков Владимир Сергеевич
психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
отзывы оставить отзыв
Клиника
м. Фрунзенская
Отзывы
Услуги
- Название
- Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4400
- Прием, консультация врача-психотерапевта повторный (до 1 часа)3000
Статьи о здоровье
Все статьиАллергологГастроэнтерологГематологГинекологДерматологИммунологИнфекционистКардиологКосметологЛОР врач (отоларинголог)МаммологНеврологНефрологОнкологОфтальмологПроктологПсихотерапевтПульмонологРевматологТравматолог-ортопедТрихологУрологФлебологХирургЭндокринологДругие специалисты
Специализация врачаАллергологАндрологАнестезиологВызов врача на домВызов педиатра на домГастроэнтерологГематологГинекологГрудное вскармливаниеДерматологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский ЛОРДетский мануальный терапевтДетский массажДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский остеопатДетский офтальмологДетский психиатрДетский травматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКабинет головной болиКардиологКосметологЛОР врач (отоларинголог)МаммологМануальный терапевтМассажНаркологНеврологНейрохирургНефрологОнкологОперационный блокОстеопатОтделение педиатрии м. ПолянкаОфтальмологОфтальмохирургПедиатрПланирование беременностиПодологПроктологПсихотерапевтПульмонологРевматологРепродуктологРефлексотерапевтСтоматологТелемедицина в «Поликлинике.ру»ТерапевтТравматолог-ортопедТрихологУрологФизиотерапевтФлебологХирургЭндокринологЭстетическая гинекологияКлиникам. Смоленскаям. Таганскаям. Улица 1905 годам. Красные Воротам. АвтозаводскаяАптекам. Полянкам. Сухаревскаям. ул. Академика Янгелям. Фрунзенскаяг. Зеленоград
Сорокин Максим Владимирович
психотерапевт
отзывы Записаться на прием
Клиника
м. Фрунзенская
Ранние признаки аутизма у 1-летнего 2-летнего или старшего ребенка
- Сообщество
- Беременная
- Беременность
- Дело.
- Семья
- Курсы
- Registry Builder
- Товары для детей
Реклама
Ранние признаки аутизма у младенцев и детей ясельного возраста включают несоответствие основным этапам развития языковых и социальных навыков, отсутствие взаимодействия с другими людьми, повторяющееся или жесткое поведение. Для детей в возрасте 2 лет и старше тревожными сигналами являются задержка речи, чрезмерная чувствительность и проблемы с поведением, такие как агрессия или импульсивность. Чем раньше ребенок с аутизмом начнет лечение, тем лучше будет результат, поэтому, если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, немедленно обратитесь к врачу.
Фото предоставлено: iStock.com / Feverpitched
Может быть трудно сказать, есть ли у ребенка аутизм, потому что дети, не страдающие этим заболеванием, могут вести себя примерно так же. Большинству детей с расстройством аутистического спектра (РАС) не ставят диагноз, пока им не исполнится 4 года.
Но можно поставить достоверный диагноз аутизма уже в возрасте 2 лет. Многие родители замечают ранние признаки аутизма — еще до первого дня рождения своего ребенка — и понимают, что что-то изменилось к тому времени, когда их ребенку исполняется 18 месяцев.
Врач вашего ребенка должен проводить скрининг на аутизм при осмотре ребенка в возрасте 18 и 24 месяцев. Но если вы заметили какие-либо из этих признаков (даже если их всего несколько) или у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, как можно скорее сообщите об этом своему врачу. Не ждите, вырастет ли ваш ребенок из этого.
Выявление признаков аутизма до того, как вашему ребенку исполнится 1 год, означает, что нужно обращать внимание на то, достигают ли они основных этапов развития.
В ходе одного исследования ранних признаков аутизма (известного как исследование Avon) ученые обнаружили, что среди детей, у которых впоследствии был диагностирован РАС, в первый год жизни часто сообщалось о проблемах со зрением и слухом. Начиная с 6-месячного возраста стали очевидны различия в социальном развитии, общении и мелкой моторике.
Кроме того, это тревожный сигнал, если ваш ребенок:
- Не проявляет интереса к лицам.
- Не смотрит в глаза, не улыбается и может показаться, что смотрит сквозь вас.
- Не всегда реагирует на звуки.
Например, не отзывается на свое имя или не оборачивается, чтобы посмотреть, откуда исходит звук. В других ситуациях их слух может казаться прекрасным.
- Не любит, когда его обнимают и трогают.
- Не проявляет интереса к типичным детским играм, таким как прятки.
- Не бормочет и не проявляет других признаков речи.
- Не использует жесты, например, тянется к вам, когда хочет, чтобы его взяли на руки.
Согласно исследованию Avon, повторяющееся поведение и различия в играх, подражании и пищевых привычках были наиболее частыми признаками аутизма на втором году жизни.
Также ищите эти знаки:
Реклама | страница продолжается ниже
- Не использует жесты. Не качает головой да или нет. Не машет на прощание и не указывает на вещи, которые они хотят.
- Не показывает на предметы, чтобы продемонстрировать интерес к окружающему миру. К 14–16 месяцам большинство малышей показывают пальцем, чтобы привлечь ваше внимание, и делятся тем, что им интересно, например, щенком или новой игрушкой.
- Не использует отдельные слова к 16 месяцам или фразы из двух слов к 24 месяцам.
- Может ограничить речь повторением только что услышанного.
- Теряет вербальные или социальные навыки, часто в возрасте от 15 до 24 месяцев. Раньше болтал или говорил несколько слов, или проявлял интерес к людям, а теперь нет.
- Отзыв. Кажется, чтобы настроить людей и быть в их собственном мире.
- Ходит на носочках или вообще не ходит.
В исследовании Avon различия в темпераменте проявились в возрасте 2 лет. К 30 месяцам у детей с аутизмом характер стула изменился. (У детей с аутизмом больше желудочно-кишечных симптомов, таких как запор, диарея, вздутие живота и боль в животе, чем у других детей.)
Другие признаки, которые вы можете заметить:
- Имеет языковую задержку. Может бороться, чтобы выразить свои потребности. Некоторые дети с аутизмом не говорят, в то время как другие развивают речь, но с трудом участвуют в разговоре.
- Имеет необычные манеры речи. Может говорить сбивчиво, высоким голосом или ровным тоном. Может использовать отдельные слова вместо предложений или повторять слово или фразу. Может повторять вопрос, а не отвечать на него.
- Не любит играть с другими, даже с родителями.
- Не проявляет сочувствия к другим.
- С трудом заводит и поддерживает друзей.
- Может иметь хорошую механическую память, особенно на песни, числа, буквы, телевизионные мелодии или на определенную тему.
- Кажется, не понимает, что им говорят. Может не реагировать на свое имя или может быть не в состоянии следовать указаниям. Может неуместно смеяться, плакать или кричать.
- Узко фокусируется на одном объекте, на одной особенности объекта (например, на колесе игрушечной машинки) или на одной теме за раз.
- Занимается ограниченным подражанием. Редко копирует то, что вы делаете, и не участвует в притворной игре.
- Кажется, он доволен игрой в одиночку.
Кажется, мало интересуется другими детьми, обычно не делится и не сменяется.
- Демонстрирует жесткое поведение (выше обычного для 2-летнего ребенка). Может быть очень привязан к рутине и иметь трудности с переходами. Например: изменение обычного маршрута домой из детского сада может привести их в отчаяние или привести к истерике.
- Очень разборчив в том, что они будут и что не будут есть. Может захотеть следовать строгим ритуалам во время перекусов и приемов пищи.
- Необычно играет с предметами или игрушками. Например, тратит много времени на то, чтобы выстроить вещи в ряд или расставить их в определенном порядке. Может получать удовольствие от многократного открытия и закрытия двери. Или может увлечься повторным нажатием кнопки на игрушке или вращением колес игрушечной машинки.
- Наносит себе повреждения, например кусает или бьет себя.
- Демонстрирует повторяющиеся действия, такие как взмахи руками или ладонями.
- Чрезмерно чувствителен к различным видам стимуляции.
Может сопротивляться прикосновениям, раздражаться от шума и быть чрезвычайно чувствительным к запахам. Может хотеть носить только одежду без бирок или из определенного материала.
- Может слишком остро реагировать на одни виды боли и недостаточно реагировать на другие. Например, они могут закрывать уши, чтобы не слышать громких звуков, но не замечать, когда сдирают кожу с колена.
- Может бояться, когда в этом нет необходимости, или бесстрашно, когда есть причина бояться. Например, они могут бояться безобидного предмета, вроде воздушного шара, но не бояться высоты.
- Нарушения сна. Многие дети с аутизмом плохо засыпают, часто просыпаются ночью или очень рано встают.
- Демонстрирует проблемы с поведением. Может быть резистентным, отказываться от сотрудничества, гиперактивным, импульсивным или агрессивным.
- Может иметь необычный взгляд, смотреть на объекты под необычными углами.
Узнайте больше:
- Вехи для ваших 12-месячных
- вехи для вашего 18-месячного
- вехи для вашего 2-летнего
- с помощью Spectrum Spectrum Spectrum.
Была ли эта статья полезна?
Да
Нет
Карен Майлз
Карен Майлз — писатель и эксперт по беременности и воспитанию детей, работающая в BabyCenter более 20 лет. Она увлечена предоставлением актуальной и полезной информации родителям, чтобы они могли принимать правильные решения для своих семей. Ее любимое выступление из всех — «Мама Карен» для четырех взрослых детей и «Нана» для девяти внуков.
Реклама
Признаки и симптомы расстройств аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Но для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.
Узнайте больше о РАС
Навыки социального общения и взаимодействия могут быть сложными для людей с РАС.
Примеры социального общения и характеристик социального взаимодействия, связанных с РАС, могут включать
- Избегает или не поддерживает зрительный контакт
- Не реагирует на имя к 9-месячному возрасту
- К 9-месячному возрасту не показывает выражение лица, например, счастливое, грустное, злое и удивленное
- Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам 9 лет0004
- К 12-месячному возрасту использует мало жестов или вообще не использует их (например, не машет рукой на прощание)
- Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту (например, показывает вам объект, который им нравится)
- Не хочет показывать вам что-то интересное к 18-месячному возрасту
- Не замечает, когда другие обижаются или расстраиваются к 24-месячному возрасту
- Не замечает других детей и не присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
- Не притворяется кем-то другим, например учителем или супергероем, во время игры в возрасте 48 месяцев
- Не поет, не танцует и не играет для вас к 60-месячному возрасту
Ограниченное или повторяющееся поведение или интересы
Люди с РАС имеют поведение или интересы, которые могут показаться необычными.