Разное

История развития акушерства в россии: Акушерство и гинекология в России: история развития

Содержание

Акушерство и гинекология в России: история развития

Акушерство и гинекология издревле были неразрывны, в XVIII веке стали появляться солидные научные труды, подготовленные опытными специалистами, а в XIX веке пути акушерства и гинекологии расходятся окончательно. До этого времени в России вопросы родовспоможения решали повивальные бабки. Используя значительный опыт народной медицины, они помогали появляться на свет русским людям многие века. Их навыков не всегда хватало, чтобы справиться с осложнениями, детская смертность в силу разных причин была крайне высокой. Образ повивальной бабки, весьма неоднозначный, сохранился и в фольклоре. Хрестоматийная Баба-яга воплотила в себе занятия протоакушерок, особенно, если вспомнить обряд «допекания». Согласно ему, если новорожденный был болезненным, либо недоношенным, над ним совершали особый обряд, суть которого состояла в символическом проведении ребенка через печь, чтобы он «дошел» и был здоров.

Преобрания Петра I, общемировое развитие акушерства, предопределили и становление отечественной системы родовспоможения. Эти изменения были связаны с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710-1760), имевшего греческие корни. Будучи архиатром, руководителем российской медицины, он упорядочил «бабичье дело» в стране, создал систему акушерского образования. Были открыты «бабичьи школы» в Санкт-Петербурге и Москве, повивальные отделения с Воспитательных домах обеих столиц. И пусть вначале система подготовки кадров была мало эффективной, вскоре «повивальных бабок» становилось все больше, уровень их мастерства все выше.

Благодаря Кондоиди появился и «отец русского акушерства», первый российский профессор повивального искусства, один из основоположников научного акушерства Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) В Петербургской бабичьей школе он организовал преподавание акушерства на высоком для своего времени уровне. Он стал автором первого российским руководством по акушерству и педиатрии — «Искусство повивания или Наука о бабичьем деле». Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил аку­шерские щипцы.

В 1797 г. в Санкт-Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем Повивальная школа на 22 учащихся. С начала XIX века преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки в Петербургской и Московской Медико-хирургической академии.

Большой вклад в развитие акушерства внес Вильгельм Михайлович Рихтер (1783-1822), руководивший кафедрой повивального искусства в Московском университете. Он открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт, осуществив на практике идею клинического преподавания акушерства в России.

Прогресс медицины в новое время, введение наркоза, начало профилактики родильной горячки, развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики, а также способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.

Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879), который в середине XIX века руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской Медико-хирургической академии. Китер был автором первого отечественного учебника по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней».

Его ученик, Антон Яковлевич Крассовский (1821-1898), впервые в России на базе Медико-хирургической академии организовал широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему постдипломного усовершенствования в этой области. Его «Курс практического акушерства» долгое время служил основным руководством для отечественных акуше­ров-гинекологов. А.Я.Крассовский организовал первое в России Петербургское акушерско-гинекологическое научное общество и первый в этой области «Журнал акушерства и женских болезней»

Одним из основоположников гинекологии, как самостоятельной научной дисциплины в России, являлся Владимир Федорович Снегирев (1847-1916). Он организовал и стал первым директором первого института для усовершенствования гинекологов. По инициативе В.Ф. Снегирёва гинекологию стали преподавать как самостоятельную дисциплину. По его инициативе при Московском университете была открыта первая гинекологическая клиника и гинекологический институт для усовершенствования врачей, которым он руководил. Имя В.Ф.Снегирёва присвоено клинике акушерства и гинекологии 1-го Московского медицинского института, а также старейшего родильного дома в Санкт-Петербурге.

Говоря о развитии акушерства и гинекологии в России, необходимо отметить такие имена, как, Г.Фрезе, И.Конради, С.А.Громов, С.Ф.Хотовицкий, Г.П.Попов, Д.И.Левитский, И.П.Лазаревич, В.В.Строганов, которые вывели эту область медицины на новый уровень.

История акушерстваИстория гинекологии

Презентация «История развития акушерства в России» | Презентация к уроку:

Слайд 1

История развития акушерства в России Подготовила Бандас О.Ф.

Слайд 2

Акушерство (от франц. A ccoucher ) — рожать медицинская дисциплина, заключающая сведения о детородной функции женщины и трактующая о рациональной помощи во время нормального и патологического течения беременности, родов и послеродового периода.

Слайд 3

Акушерство в России В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни».

Слайд 4

Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман , в Москве Эразмус , которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит» . Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли , Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи почерпали свои знание из крайне устарелой книги конца XVI столетия.

Слайд 6

Особенно много было сделано для развития акушерства в России, когда в Петербурге в 1781 году стал профессором Нестор Максимович Амбодик -Максимович , замечательный учёный акушер своего времени, и не менее даровитый Вильгельм Михайлович Рихтер в Москве (с 1790 года). Оба они оставили по прекрасному руководству по своей специальности. Их обширному опыту и усовершенствованию содействовали открытые родильные отделения при воспитательных домах.

Слайд 8

В 1858 г. акушерскую кафедру занял А. Я. Крассовский, которого можно считать родоначальником всей обширной ныне семьи русских акушеров, выдвинувший преподавание акушерства на небывалую высоту, создавшего школу и прославившегося как замечательный диагност и образцовый оператор .

Слайд 9

Развитие Акушерства В Московском университете кафедра акушерства была открыта в 1764 году, и её занял профессор Эразмус . Прочное основание акушерство получило лишь с назначением в 1790 году профессора Вильгельма Рихтера. В Харьковском университете акушерская клиника на 4 кровати была открыта только в 1829 году, хотя преподавание акушерства начато было ещё в 1815 году. Особенную известность приобрела клиника при заведовании ею профессора Лазаревича. В Казани акушерская клиника была открыта в 1833 году, на 6 кроватей. В Киеве акушерская кафедра с клиникой существует с 1847 года.

Слайд 10

Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И.Левицкого «Руководство к повивальной науке» и Г.И.Кораблева «Курс акушерской науки и женских болезней» . Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я.Красновский , А.М.Макеев , В.Ф.Снегирев , И.М.Сеченов , К.А.Тимирязев и Н.И.Пирогов .

Слайд 11

В 1893 году директор Клинического повивального института профессор Д.О.Отт писал: « Русская гинекология нисколько не отстает от Запада. Необходимо построить такое учреждение, которое соответствовало бы всем новейшим достижениям в области гинекологии, которое руководило бы всей гинекологической мыслью. Во многом Россия даже является научным центром в деле развития и изучения акушерства и женских болезней».

Слайд 12

Мечта российских врачей реально воплотилась в жизнь, когда в 1904 году в одном из красивейших мест Петербурга, в Биржевом сквере на Васильевском острове, был возведен практически совершенный по своим архитектурным и функциональным характеристикам больничный комплекс Императорского клинического акушерско –гинекологического института с великолепными интерьерами и оборудованием. Деятельность этого института положила начало новому этапу в истории русской медицины. Небезынтересен и тот факт, что именно в этом здании родился царевич Алексей, наследник последнего русского императора Николая II.

Слайд 14

Акушерство в СССР События Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания помощи беременным и роженицам. Прежде всего сработала типичная для того времени психология отрицания любого, в том числе и положительного опыта прошлого.

Слайд 15

Традиции, даже хорошие, сознательно отвергались, все начиналось “с чистой доски”. Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи – строительства “нового здания социальной охраны грядущих поколений

Слайд 16

Нельзя не отметить, что в годы Советской власти была разработана целая система законодательных актов, направленных на социальную охрану материнства и организацию медицинской помощи беременным. Сюда относились: и систематическое наблюдение в женских консультациях, и дородовый патронаж, и ранняя диагностика патологии беременности, и дородовая госпитализация беременных, и активная борьба с социальными болезнями типа туберкулеза, сифилиса, алкоголизма и прочее. Но не все законодательные акты, направленные на охрану здоровья женщин, имели однозначный положительный результат.

Слайд 17

Акушерство в наши дни Постепенно многое менялось, но несмотря на существенные улучшения в технологическом оснащении родовспоможения, когда передовая хирургическая техника, электронное оборудование и даже генетическая инженерия позволили многим парам, не имевшим раньше возможности иметь детей, успешно и благополучно переживать период беременности и родов, но суть системы осталась прежней. Попробуем выделить все плюсы и минусы родов в родильном доме в наши дни. Преимущества родов в родильном доме:

Слайд 19

При поступлении в стационар, беременной женщине гарантирована квалифицированная акушерско-гинекологическая помощь на всех этапах родов и в послеродовом периоде. За течением родов наблюдают акушерки и врачи с привлечением, в сложных случаях, специалистов (терапевтов, анестезиологов, реаниматологов и т.д.). В родильном доме имеется возможность использовать современную диагностическую и лечебную аппаратуру (аппараты ультразвуковой диагностики, кардиотокографы и т.п.).

Слайд 21

При необходимости возможно оказание экстренней неотложной помощи беременной женщине (в том числе — хирургической: кесарево сечение), переливание крови, подача кислорода и т.д. При наличии у беременной женщины экстрагенитальных заболеваний сердца, почек, легких и т.д., в специализированном родильном доме можно осуществить комплексное обследование как женщины, так и плода, и родоразрешение щадящими для поврежденных органов методами с последующим наблюдением и коррекцией отклонений в состоянии здоровья женщины после родов.

Слайд 22

В послеродовом периоде на протяжении 2-9 дней осуществляется круглосуточный надзор за новорожденным — педиатром, а за родившей женщиной — акушером-гинекологом и средним медицинским персоналом. Так же в послеродовом периоде с женщины сняты заботы по организации своего быта, режима, питания. Она имеет возможность отдохнуть после родов, выспаться и чувствовать себя спокойной и уверенной в руках опытного медперсонала.

АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

Акушерство (от. Accoucher для оказания помощи при родах) изучение беременности, родов и послеродового периода и гинекологии (от Греческий. Гыне, гынаик (ос) – женщина; logos — учение) — в широком смысле слова — теория женщины, в узком смысле — учение о женской болезни — древнейшие отрасли медицинских знаний. До XIX век. они не были разделены, и учение о женских болезнях было неотъемлемая часть обучения акушерству.

 

Первые сведения об акушерстве и женской болезней содержится в медицинских текстах древнего Востока:,китайских иероглифические рукописи, египетский папирус («гинекологический папирус» из Кахуна, XIX век до н. э., и папируса Г. Эберса, XVI век! э.), Вавилонские и ассирийские клинописные таблички, (II I тыс. до н.э.), индийские Аюрведические тексты. Рассказывают о женских болезнях (смещение матка, опухоли, воспаление), диетология беременных, нормальная и осложненная роды. В самхите известного хирурга древней Индии Сушруты упоминает неправильное положение плода в матке и операции поворот плода на ножке и на головке, а в необходимых случаях об извлечении плода плодоразрушающими операциями.

 

 

Коллекция Гиппократа содержит ряд специальных труды: «О природе женщины», «О женских болезнях», «О бесплодии» и др. другие, в которых описываются симптомы заболеваний матки и методы их лечения. удаление опухолей щипцами, ножом и раскаленным железом. Древние греки тоже знали про кесарево сечение, но производили его только на мертвой женщине для того, чтобы извлечь живой плод (согласно мифологии, так родился бог врачевания Аскулепий).

Отметим, что первая достоверная информация об успешной операции кесарева сечения на живой роженице относится к 1610 году, ее произвел немецкий акушер И. Траутманн (I. Траутманн) в Виттенберге. В заключительный период истории древнего Греция, эпоха эллинизма, когда александрийские врачи стали выполнять анатомических вскрытий, практика акушерства и гинекологии начала выделиться как самостоятельная профессия. Так, знаменитый акушер его время был учеником Герофила Деметрия из Апамеи (II век до н.э.). Он изучали течение беременности, причины патологических родов, давали анализ различных видов кровотечений и разделение их на группы. Другой александрийский врач Клеофант (II век до н. э.) составил обширный сочинение по акушерству и женским болезням.

 

 

В I II вв. н э. в Риме он работал хирург и акушер архивариус, который впервые применил зеркало ему, когда он осматривал влагалище и шейку матки, называли диоптрией. Гинекологические зеркала и другие хирургические инструменты были обнаружены во время раскопки древних римских городов Помпеи и Геркуланума, захороненных под пеплом вулкана Везувий в 79 г. н. (см. рис. 59на стр. 127).

 

Очень ценные специальные труды римских врачей по акушерству. и до нас дошли женские болезни. Среди них – работа акушерка Аспазия (II в.), в которой описываются методы консервативное и оперативное лечение женских заболеваний, гигиена беременности, уход за новорожденным, и кабинет известных врачей Древнего Рима А. К. Цельс, Соран Эфесский, Гален Пергамский. Они знали о различные методы акушерско-гинекологического обследования, операции вращение плода на ножке, извлечение его за тазовый конец, эмбриотомия; им были знакомы гинето-щелочные опухоли (фиоромиома, рак), маточные смещение и пролапс, воспалительные заболевания и университеты в основном занимался составлением и комментированием отдельных рукописей древние авторы, врачи и философы средневекового Востока сохранили ценное эмпирическое наследие древнего мира (и Абу Бакр ар-Рази, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.).

 

 

В эпоху Возрождения развитие научной анатомии (А. Везалий, Я. Фабрициус, Г. Фаллопий, В. Евстахий) и физиологические знания создали предпосылки для развития научной Акушерство и гинекология. Первый обширный справочник по женским болезням De mulierumafencei-bus в Западной Европе был составлен в 1579 г. Луисом Мер-Кадо (Mercado, Luis, 1525–1606) — профессор Толедского университета. (Испания).

 

Активность Амбруа-Паре (см. стр. 194) имела большое значение для развития акушерства и гинекологии, которое вернуло к акушерству запущенная операция поворота плода на ножке, ввела в широкую практику гинекологические зеркала и организовала первую акушерское отделение парижской больницы Отель-Дьё и первое в Европе акушерская школа. В него принимали только женщин; Обучение длилось 3 месяцев, из которых 6 недель были посвящены практическим занятиям.

 

 

Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплина зародилась во Франции на рубеже 17-18 вв. К в значительной степени этому способствовала организация родовспомогательных клиник. Первая была открыта в Париже (XVII в.) в госпитале Отель-Дьё. Здесь сформировалась первая школа французских акушеров, выдающаяся представителем которого был Франсуа Мориссо (Морисо, Франсуа, 1637-1709 гг.) автор столичного руководства по заболеваниям беременных женщины ( Traite des maladies des femmes Grosses et Accouchees , 1668 г.), которые предложил несколько новых акушерских операций и инструментов.

 

XVIII век был периодом становления акушерства в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Так, в 1729 году в Страсбурге был открыт первый в Европе родильный дом. В 1751 году в городе была организована первая университетская акушерская клиника. Геттинген, где обучались студенты:

 

 

Становление акушерского образования в России связано с именем П. 3. Кондоиди (1710-1760). В 50-х гг. Восемнадцатый век. он был назначен на должность архиатры – старшего врача Медицинская контора, созданная вместо Аптекарского приказа. 1723 г. в соответствии с реформами Петра I. По предложению П. 3. Кондоиди Сенат в 1754 г. издал постановление «О приличном установлении дела Бабичиева в пользу общества». В 1757 году в Москве и Петербурге были созданы бабичьи школы. в Петербурге, где готовили присяжных (образованных акушерок, или повивальных бабок). Они в них обучались. Первоначально иностранцы: один врач (профессор медицинской помощи) и один врач (акушер). В первые годы учебы был только теоретические. Затем, после открытия первого среднесрочного (родильного) отделения в России на 20 коек при Московском (1764) и Петербургском (1771) Дома престарелых, он стал практичным и практичным. классный курс. В во-первых, обучение в бабийских школах было малоэффективным. Существовал значительные трудности в наборе студентов: например, в 1757 г. было 11 зарегистрированных в Петербурге и 4 акушерки в Москве, они составляли очень ограниченный резерв зачисления.

В результате в первые 20 лет Московская школа подготовила в общей сложности 35 акушерок (из них пятеро из русские, а остальные были иностранцами).

 

В 1784 году Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) начал преподавать в петербургской школе Бабичей первым Русский профессор средних искусств (1782), один из основоположников научное акушерство, педиатрия и фармакогнозия в России. В 1770 году после окончив Санкт-Петербургскую госпитальную школу, он был направлен на спец. стипендия на медицинский факультет Страсбургского университета, в котором в 1775 г. он защитил докторскую диссертацию о печени человека (De hepate человеко).

 

Вернувшись в Россию, Н. М. Максимович-Амбодик организовал преподавание женского дела на высоком для своего времени уровне: он приобрел акушерские инструменты в сопровождении лекций с демонстрацией на фантоме и у постели рожениц, Призрак женского таза с деревянным ребенка, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными руки, серебряный катетер и другие инструменты были изготовлены по его собственному модели и конструкции.

 

Его главный труд «Искусство лапать, или наука о Дело Баби (рис. 148), было первым оригинальным русским пособием по акушерству и родовспоможению. педиатрия. Н. М. Максимович-Амбодик впервые начал преподавать акушерство в Русский. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы (рис. 148).

 

В Англии разработана первая модель акушерских щипцов. в 1569 году доктором Гилом Чемберленом (Chamberlen, Guillaume, 1540-1596) и усовершенствовал его старший сын Питер Чемберлен (Chamberlen, Peter, 1560-1631). К сожалению, это изобретение так и осталось тайной династии Чемберленов. на несколько поколений; Акушерские щипцы стали входить в широкую клиническую практику. практике только в 1723 г., когда голландский анатом и хирург Й. Пальфин (Палфин, Жан, 1650-1730) представил несколько образцов собственного изобретения Парижская академия наук для испытаний. Щипцы Палфина отличались значительно из того, что мы знаем сегодня, прежде всего, несовершенством конструкции: они состояли из двух широких, непересекающихся стальных ложек на деревянные ручки, которые связывались между собой после прикладывания к голове.

 

Однако это не умаляет ценности его открытие. Первое описание щипцов Пальфина появилось в 1724 г. во втором издании Руководства по хирургии Л. Гейстера (см. стр. 288), а новые модификации сразу же были созданы на их основе. Французский акушер Андре Левре-Ре (Levret, Andre, 1703-1780) дал своими длинными щипцами искривление таза, усовершенствовал замок, загнул наружу концы тонких кривых плеч, установил показания и методы использования его модели. щипцы англ. акушер Уильям Смелли (Smelli, William, 1697-1763) были очень короткими и имел очень совершенный замок, ставший типичным для всех последующих английских системы. Щипцы Джеймса Симпсона (Simpson, James sir, 1811–1870), на напротив, были длинными, но легкими и отличались подвижностью замок.

 

 

В России акушерские щипцы начали применять в 1765 г., когда первый профессор медицинского факультета Московского университета И. Эразма, начавшего преподавать акушерство на кафедре анатомии, хирургии, и Женское искусство в 1765 году начали использовать их в родах.

 

Среди многочисленных модификаций акушерских щипцов созданные в России, наиболее известны щицпы харьковского профессора И. П. Лазаревич (1829-1902). Они отличались незначительной кривизной таза и отсутствие перекрывающихся ложек. Со временем многие модели акушерских щипцы создавались в разных странах мира. Некоторые из них были хорошие только в руках их создателей, другие стали всемирно известными, но один дело точно — их изобретение значительно сократило количество плодоразрушающие операции и смертность в родах.

 

 

Во второй половине 18 века Москва и Петербург. Петербург стал центром отечественного акушерства. В 1797 г. в Петербурге был устроен родильный дом на 20 коек, а при нем: — А средняя школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).

 

С 1798 г., после учреждения в Петербурге и Москва медико-хирургический. В то же время началось преподавание акушерства. проводиться на самостоятельных кафедрах акушерской науки. Первый профессором акушерства Московской медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первый профессор. Акушерство в Санкт-Петербургской медицинской академии Хирургическим стал И. Конради.

 

 

В 1790 г. Вильгельм М. Рихтер (1783-1822) возглавил кафедрой акушерства Московского университета. После окончания на медицинском факультете в Москве, получил степень доктора медицины в Эрлангенский университет. Возвращение в Alma Mater, В. М. Рихтер открыл в Клинический институт Московского университета аттестационный институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось до 6). Таким образом, идея клинического преподавание акушерства в России осуществлялось на практике.

 

Введение эфира (1846 г.) и хлороформа (1847 г.) наркоза, начало профилактики послеродовой горячки (1847, см. стр. 245), как а также развитие учения об антисептике и асептике (см. с. 246) открыл широкие возможности для акушерско-гинекологической практики. Все это, вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женского организма, способствовали успешному развитию гинекологии и его выпуск в середине XIX в. в самостоятельной медицинской дисциплине.

 

 

В России открылись первые гинекологические отделения в Петербурге (1842 г.) и Москве (1875 г.). Александр Александрович Китер (1813-1879), талантливый ученик Н. И. Пирогова, положил начало хирургическому направлению в российской гинекологии. В течение 10 лет (1848-1858) А. А. Китер возглавлял Кафедра акушерства с кабинетом женских и детских болезней при Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия; Он написал первый учебник гинекологии в России, Руководство по изучению женских болезней (1858 г.) и провел первую в стране успешную интравагинальную операцию по поводу удаление пораженной раком матки (1842). Большой вклад в развитию оперативной гинекологии и оперативного акушерства способствовал ученик А. А. Китер и Антон Яковлевич Красовский (1821-1898). Он был первым в России выполнил успешные операции овариотомии (овариэктомия) и удаление матки, и он постоянно совершенствовал технику этих оперативных вмешательств; предложил оригинальную классификацию узких формы таза, четко разделяющие понятия анатомически узкого таза и клинически узкий таз, а также развились показания для наложения акушерские щипцы, ограничивающие их нецелевое использование в условиях узкого таза.

 

 

Впервые в России на базе Медико-хирургической академии им была организована широкая клиническая подготовка акушеров-гинекологов, внедрила систему последипломного улучшение в этой области. Его «Курс практического акушерства» долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов. А. Я-Красовский организовал первый в России Петербургский Акушерско-гинекологическое научное общество (1887 г.) и первое в этой области Журнал акушерства и женских болезней (1887 г. ). Учение гинекология как самостоятельная дисциплина появилась в России в инициатива Владимира Федоровича Снегирева (18471916) один из основателей российской гинекологии. В 1889 году он открыл первую гинекологическую клинику в нашей страны в Московском университете, которым он руководил до 1900 года.

 

Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также занимались Фрезе, И. Конради, С.А. Громов, С.Ф. Хотовицкий, Г.П. Попов, ‘Д. И. Левицкий, И. П. Лазаревич, В. В. Строганов и другие.

Педиатрия в России: прошлое, настоящее и будущее

  • Список журналов
  • БМЖ в открытом доступе
  • PMC5537528

Архив болезней детского возраста

Арка Ди Чайлд. 2017 авг; 102(8): 774–778.

Опубликовано в сети 13 июня 2017 г. doi: 10.1136/archdischild-2015-310152

, , , , , и

Информация об авторе Примечания к статье мире, площадью более 17 миллионов км 2 . Ее население, согласно официальной статистике (на 1 января 2014 г.), составляет 143 666 931 человек (девятое место в мире). Дети в возрасте до 18 лет составляют примерно 19 лет.0,1% населения России (27  374 352). Распределено это население по ее огромной территории крайне неравномерно: 72,2% россиян проживает в европейской части страны, что составляет лишь 25% всей территории. 1 В Московской области самая высокая плотность населения среди всех других регионов: более 4626 чел/км 2 . Наименьшая плотность населения у Чукотского автономного округа – менее 0,07 чел/км 2 .

Система ухода за детьми в России содержалась за счет государственных и частных пожертвований еще со времен монархии. Первые шаги государства в построении системы охраны детства и материнства относятся к XVIII веку, когда по указу императрицы Екатерины II появились первые детские дома (1763 г. в Москве и 1770 г. в Петербурге). Эти детские дома имели свои больницы, где лечили детей. 2 3

Движущей силой формирования системы охраны материнства и детства была борьба за снижение детской смертности, которая называлась одной из важнейших социальных проблем России в конце XIX — начале 20 век. 4 Высокие показатели смертности были в основном связаны с плохими социальными, культурными и экономическими условиями.

Российская педиатрия всегда была неотъемлемой частью мировой науки и практики. Например, Карл Мартенс был первым главврачом Московского воспитательного дома, спас подопечных от эпидемии чумы 1771–1773 годов. Его трактат на эту тему (опубликованный в Париже в 1784 году) оказал большое влияние на медицинскую науку того времени и был переиздан 35 раз в Европе и Америке на пяти языках. Другой немецкий врач, Иоганн Генрих Яниш, был первым врачом, сделавшим прививку от оспы в той же больнице в 1773–1780 годах.

Модель здравоохранения, сформулированная после переворота 1917 года (советская система здравоохранения), была основана на шести следующих принципах 5 6 :

  1. ответственность государства за здравоохранение

  2. бесплатное здравоохранение для всех

    6

  3. особое внимание материнству и детству

  4. пропаганда здорового образа жизни, профилактика и профилактика

  5. профилактическое лечение социально значимых заболеваний

  6. вовлечение общества в деятельность здравоохранения.

Вопросам охраны материнства и детства уделялось особое внимание в советской системе здравоохранения с самого начала ее существования, взрослое и детское здравоохранение разделялись, готовились специальные высококвалифицированные детские врачи (педиатры). Впервые в мире медицинские факультеты университетов начали подготовку детских врачей в 1930 г. в СССР. Педиатрическое образование предусматривало специальные часы для преподавания всех медицинских предметов (анатомии, физиологии, биохимии и т. д.) применительно конкретно к детям.

Поликлиника была (и остается) главным местом охраны здоровья детей (центральная фигура – ​​участковый педиатр). В детских поликлиниках проводятся все профилактические и лечебные мероприятия (в т.ч. вакцинация и диспансеризация), а при необходимости ребенок может быть направлен на стационарное лечение в детские больницы, затем в зависимости от ситуации возвращается обратно на наблюдение участкового педиатра. либо направляется на следующий этап — санаторно-курортное оздоровление.

В первые годы советской власти происходил большой двусторонний академический обмен, который продолжился и после окончания сталинской эпохи. Однако для большинства врачей участие в международных конференциях и конгрессах было невозможно (из-за «железного занавеса»), но ведущие ученые и клиницисты сохранили связь с мировым педиатрическим сообществом.

Отметим, что советская модель здравоохранения для детей имела очевидные преимущества, в том числе следующие:

  1. Высокая доступность первичной и специализированной медицинской помощи

  2. Гарантированная государственная бесплатная медицинская помощь

  3. Приоритет защиты по беременности и детской защите

  4. -Stepper.

В то же время у советской модели были явные проблемы:

  1. отсутствие финансирования

  2. проблемы с обеспечением достаточным количеством современных лекарств, высокотехнологичного медицинского оборудования и расходных материалов.

В конце 1980-х годов произошла некоторая реорганизация системы детского здравоохранения, которая сосредоточилась в первую очередь на неонатальной и перинатальной помощи после того, как один из авторов этой статьи (А.А.Б.) возглавил службу охраны детства и материнства Минздрав СССР.

Российская система здравоохранения, хотя и сохранила многие ключевые советские принципы, с 1991 года претерпела значительные изменения в плане финансирования и управления. Государственное здравоохранение было разделено на федеральную и региональную системы. Финансирование стало смешанным — государственным и страховым.

  1. Законодательные инициативы. За это время Россия ратифицировала основные международные документы по охране детства, такие как Конвенция ООН о правах ребенка (1993 г.) и Конвенция ООН о правах инвалидов (2008 г.).

    Приказ Минздрава «О передаче ВОЗ критериев живорождения и мертворождения» подписан в 1992 г. с последующей разработкой программы достижения этих критериев (критерии вступили в силу в 2012 г.).

    С 1999 г. в зону ответственности педиатрической службы были включены подростки в возрасте до 18 лет. До этого педиатры занимались только детьми до 15 лет.

  2. Модернизация детских учреждений здравоохранения. Количество детских подопечных разумно сокращается, а их специализация значительно улучшается. В то же время государство расширяет сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, а также дневных стационаров. Третья часть лечения (санаторно-курортная база), утраченная в течение 1990-х годов (остались вне России — в странах Балтии и Средней Азии, на Украине и т. д.), сейчас восстанавливается путем создания реабилитационных центров по всей стране для восстановления здоровья детей.

    В целях дальнейшего снижения младенческой смертности создано более 100 современных перинатальных центров и постоянно строятся новые. Это позволило добиться снижения перинатальной и акушерской патологии за счет рационального применения современных дорогостоящих неонатальных и акушерских технологий.

  3. Вакцинация. Программа соответствует рекомендациям ВОЗ, хотя в настоящее время не включает иммунизацию против ротавируса и папилломавируса и полностью финансируется из федерального бюджета. В некоторых субъектах Федерации принят расширенный местный календарь профилактических прививок, включающий 17 заболеваний (за счет средств региональных бюджетов).

  4. Неонатальный скрининг. В соответствии с международными рекомендациями в России проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. С 2006 года в скрининг включаются адреногенитальный синдром, галактоземия и кистозный фиброз. С 2007 г. начат аудиологический скрининг детей первого года жизни, позволяющий выявить нарушения слуха у детей на ранней стадии и тем самым сделать возможной реабилитацию9.0006

  5. Профессиональные общества. За годы, прошедшие после распада Советского Союза, педиатрическое сообщество (одно из крупнейших медицинских сообществ), объединившись в Союз педиатров России, заняло активную социальную позицию. Например, в 2005 году сообществу удалось сохранить уникальную структуру первичной педиатрической помощи с участковым педиатром в качестве ключевой фигуры вместо западной модели с терапевтом, не учитывающей особенности российского ребенка. система здравоохранения.

Международное сотрудничество После 1991 года международное сотрудничество в области охраны здоровья детей значительно возросло. Два основных направления международного сотрудничества в этой сфере – политическое и профессиональное.

К ним относятся непосредственное участие руководства Правительства и Минздрава в рамках определения глобальной стратегии, а также роль российского здравоохранения в глобальных и региональных процессах, таких как формирование позиции в отношении планов и программ международных организаций, международных договоров и приоритетов направления международного сотрудничества.

Дальнейшая работа проводится в рамках обмена профессиональным международным сообществом. Российское педиатрическое общество активно взаимодействует с международными профессиональными организациями, и в 2009 году впервые в истории прошла IV ЕВРОПЕДИАТРИКА в Москве. В 2013 г. российский педиатр (Л. Намазова-Баранова) была избрана президентом Европейской педиатрической ассоциации и Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (UNEPSA) (создан в 1919 г.).76, чтобы объединить педиатров из обеих частей Европы через «железный занавес»).

Научный центр здоровья ребенка — ведущее педиатрическое учреждение, координирующее научно-исследовательскую деятельность в области охраны здоровья детей в России. Примечательно, что на протяжении веков охрану здоровья детей по-прежнему обеспечивает правопреемник первой московской больницы (ныне — Научный центр здоровья детей), отметившей в 2013 году свое 250-летие. 7

Сегодня в России существует единая система здравоохранения, состоящая из иерархически упорядоченных подсистем. Министерство здравоохранения осуществляет координирующие функции.

Система детского здравоохранения состоит из сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений и санаторно-курортных учреждений, оказывающих все виды профилактического, диагностического, лечебного, реабилитационного и паллиативного лечения, и сети педиатрических учреждений, таких как детские дома и паллиативные учреждения.

К стационарным учреждениям относятся многопрофильные детские больницы, детские инфекционные больницы, родильные дома, перинатальные центры и детские отделения специализированных стационаров (психиатрических, наркологических).

Исторически службы психического здоровья (психоневрологические диспансеры) для детей и подростков были отделены от педиатрических служб. В последнее время ситуация стала меняться: в некоторых регионах психиатра включают в состав многопрофильной бригады детской поликлиники.

Санаторно-курортная помощь оказывается в детских санаторно-курортных учреждениях. Паллиативная помощь детям оказывается на дому, амбулаторно (кабинеты паллиативной помощи), в больницах (паллиативные палаты детских больниц) и в детских хосписах.

Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается по территориальному принципу (для максимальной близости к месту жительства ребенка) и на основе свободного выбора врача.

Базовой структурной единицей первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) являются амбулаторно-поликлинические учреждения (детские поликлиники), обеспечивающие преемственность и по принципу соседства оказание бесплатной медицинской помощи детям в возрасте от 0 до 18 лет. В указанных детских поликлиниках размещены участковые педиатры, врачи-педиатры, вспомогательный медицинский персонал, необходимое диагностическое, лечебное и реабилитационное оборудование для амбулаторного лечения, обеспечения стационарозамещающими технологиями. Структура детских поликлиник определяется в соответствии с поставленными задачами ().

Открыть в отдельном окне

Структура детской поликлиники в России.

Обязанности поликлиник представлены в .

Открыть в отдельном окне

Обязанности детских поликлиник в России.

Непрерывность и межведомственное взаимодействие с учреждениями образования (дошкольными и школьными) обеспечивает отдел медицинской помощи детям в учреждениях образования. Медицинские осмотры детей проводятся непосредственно в школах и детских садах.

Ярко выраженная профилактическая направленность педиатрического здравоохранения выражается в организации регулярных профилактических осмотров здоровых детей в установленные сроки. Педиатр и врачи-специалисты до 26 раз в течение первого года жизни проводят профилактические осмотры детей раннего возраста. В последующем дети ежегодно осматриваются педиатром до достижения ими 18-летнего возраста. Профилактические осмотры в указанные периоды охватывают от 90% до 92% детей в возрасте от 0 до 18 лет (по данным Минздрава). Прививка охватывает до 9 лет.5–97% детей, один из самых высоких показателей в мире.

Поддержка уязвимых и пострадавших от жестокого обращения детей является важным направлением деятельности детских поликлиник. В отделениях здравоохранения и психосоциальной помощи детских поликлиник работают такие специалисты, как педиатры, психологи, социальные работники и юристы. Особое внимание уделяется раннему выявлению психосоциальных факторов риска и междисциплинарной помощи детям из групп социального риска. 8

При необходимости стационарного лечения или высокотехнологичной медицинской помощи ребенок переводится на другие уровни системы: в ближайшую детскую больницу, а в тяжелых случаях — в республиканские или федеральные специализированные центры.

Подготовка врачей-педиатров продолжается на педиатрических факультетах университетов. Широко используются уникальные возможности вновь построенного узкоспециализированного симуляционного учебного центра на базе медицинских вузов.

Серьезной проблемой сегодня остается недостаточное финансирование: государственные расходы на здравоохранение по-прежнему ниже 6% (рекомендуемый ВОЗ минимум) и по-прежнему составляют около 4% валового внутреннего продукта.

Младенческая смертность

В постсоветский период произошло значительное снижение младенческой смертности — с 17,4 на 1000 живорожденных в 19от 90 до 6,5 на 1000 живорождений в 2015 г. (). Максимальные темпы снижения младенческой смертности наблюдались в последнее десятилетие и показали влияние повышения уровня жизни на младенческую смертность. 9 10

Открыть в отдельном окне

Младенческая смертность в России (на 1000 живорождений).

Последний рост младенческой смертности в 2012 г. (8,6 на 1000 живорожденных) был связан с переходом на новые критерии регистрации живорождений. Разницу между сельской и городской младенческой смертностью в 24,7% еще предстоит устранить, и сохраняются значительные провинциальные различия: 4,1 на 1000 живорождений в Тамбовской области и 21,2 в Чукотском автономном округе (2012 г. ).

Смертность детей в возрасте до 5 лет за последнее десятилетие снизилась вдвое (с 21,3 в 1990 г. до 9,6 в 2014 г. на 1000 детей соответствующего года рождения) ().

Открыть в отдельном окне

Смертность в возрасте до 5 лет в России (на 1000 живорождений).

В структуре смертности детей до 5 лет лидирующие позиции занимают отдельные состояния, происходящие из перинатального периода (46,4% в 2012 г.) и врожденные аномалии (20%). Отмечается, что третье место занимают внешние причины смерти (10,6%) — травмы, отравления и несчастные случаи. Значительную долю в этой возрастной группе занимают такие управляемые факторы, как болезни органов дыхания (5,4%) и инфекционные заболевания (4,3%). Доля смертей от рака составляет до 2%.

Смертность подростков снизилась (), хотя она продолжает оставаться самой высокой среди экономически развитых стран и многие (70%) обусловлены предотвратимыми причинами, такими как травмы и отравления.

Открыть в отдельном окне

Подростковая смертность в России (на 100 000 соответствующего возраста).

Основными внешними причинами смерти подростков являются самоубийства, на долю которых приходится около четверти (24,3%) всех травматических смертей в этой возрастной группе; другими причинами являются дорожно-транспортные происшествия (23,9%) и случайных отравлений (9,4%). Уровень самоубийств среди российских подростков самый высокий в Европе. Увеличение этого показателя вызывает особую озабоченность. Так, если в 2009 г. было зарегистрировано 260 суицидальных смертей, то в 2012 г. показатель составил 487 смертей в результате умышленного нанесения себе телесных повреждений.

Смертность от травм, полученных с неопределенными намерениями, или травм (не уточненных) в России остается чрезвычайно высокой. 10 Значительная часть смертности, вызванная такими социально обусловленными и общественно значимыми причинами, как убийства и отравления наркотиками, может быть замаскирована под указанные выше причины.

Наиболее значительным за последние 10 лет считается снижение смертности от инфекционных заболеваний (50%), травм и отравлений (37,4%) и рака (27,3%).

Российский опыт всеобщего охвата детского населения педиатрической помощью как инструмент достижения Целей развития тысячелетия.

Российская Федерация является страной с наиболее ориентированной на ребенка и даже ориентированной на права ребенка системой педиатрической помощи, достигшей значительных успехов в снижении младенческой, детской и материнской смертности, а также в профилактике, диагностике и лечении инфекционных и неинфекционных заболеваний у детей и продолжает свои последовательные шаги в другие государства по достижению Целей развития тысячелетия.

Альтруизм

С 2010 г. в рамках реализации Мускокской инициативы по охране здоровья матерей, новорожденных и детей до 5 лет Россия оказывает помощь в передаче опыта здравоохранения в страны с развивающейся экономикой. С этой целью в течение последних 5 лет Правительство Российской Федерации профинансировало ряд проектов по дополнительной подготовке врачей-педиатров, неонатологов, анестезиологов и других педиатрических специалистов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Российская Федерация также предоставила трехлетнее (2012–2014 гг.) проектное финансирование под управлением ВОЗ для поддержки повышения качества педиатрической помощи в больницах первого уровня в Африке и Центральной Азии. 11

Основные цели проекта заключались в следующем: (1) улучшить качество педиатрической помощи как минимум в 80 отобранных специализированных больницах первого уровня в четырех странах; (2) оказывать поддержку для расширения опыта на национальном уровне; (3) внедрить концепцию стандартов педиатрической помощи в национальное образование и подготовку медицинских работников для закрепления результатов проекта; и (4) обновить и разработать соответствующие международные руководства и инструменты на основе опыта, полученного в ходе реализации проекта.

В течение последних 3 лет Научный центр здоровья детей тесно сотрудничает с ВОЗ в целях снижения детской смертности в странах Азии и Африки с низким/средним уровнем дохода (Ангола, Эфиопия, Кыргызстан и Таджикистан). 12 В рамках проекта в Научном центре здоровья ребенка (НЦДД) открыт современный симуляционный учебный центр для врачей-педиатров разных специальностей.

Этот проект стал отличной моделью сотрудничества с российскими учреждениями. Потенциал Национального научного центра детского здоровья сыграл важную роль в участии и поддержке различных мероприятий, которые уже были реализованы.

В соответствии с Постановлением Премьер-министра 11 в 2014–2015 годах проведено девять медицинских образовательных семинаров. В них приняли участие 270 педиатров из 10 стран (Анголы, Армении, Ботсваны, Кыргызстана, Молдовы, Монголии, Никарагуа, Таджикистана, Узбекистана и Вьетнама). Курс был посвящен лечению неотложных острых состояний у детей. Программа каждого семинара была рассчитана на 72 часа, включая лекции (24 часа) и отработку практических навыков (48 часов).

Российская педиатрия с первых дней своего становления всегда была неотъемлемой частью мировой науки и практики. В то же время в России система здравоохранения имеет свои отличительные черты, многие из которых были унаследованы от советской модели.

Авторы: Концепция или дизайн работы: А

Б, ЛН-Б, В.А., НУ.

Сбор данных: ВА, НУ, РТ.

Анализ и интерпретация данных: АБ, ЛН-Б, ВУ, НУ, РТ.

Составление статьи: ЛН-Б, В.А., НУ.

Критическая доработка статьи: АБ, ЛН-Б, ВА, НУ, РТ, ОК.

Окончательное согласование версии к публикации: АБ, ЛН-Б, ВА, НУ, РТ, ОК.

Конкурирующие интересы: Не заявлено.

Происхождение и рецензирование: Введен в эксплуатацию; рецензируется внешними экспертами.

Уведомление об исправлении: В этот документ были внесены поправки с момента его первой публикации в Интернете. Из-за ошибки сценария некоторые имена издателей в ссылках были заменены на «Издательская группа BMJ». Это коснулось только полной текстовой версии, а не PDF. С тех пор мы исправили эти ошибки, и в ссылки были вставлены правильные издатели.

1. Федеральная служба государственной статистики. Демография (около 9 экранов). Москва: Федеральная служба государственной статистики, c1999-2015, http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm [По состоянию на 12 января 2015 г.]. [Google Scholar]

2. История Воспитательных домов в Петербурге и Москве В кн.: Чтения в Императорском обществе истории древностей Российских при Московском университете. Из: Чтения по истории Императорского общества русских древностей в Москве. университет). М.: Университетская типография, 1860. [Google Scholar]

3. Материалы для истории Императорского Московского воспитательного дома. 2 М.: Типография Рись у Мясницких ворот, 1868.

4. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза: 1922–1991 (Население Советского Союза: 1922–1991). М.: Наука, 1993, 143 с. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763-2013). М.: «Педиатр»; 2013. 468с. (на русском). [Академия Google]

5. Тернистый путь от Семашко к новой модели здоровья. Бык Всемирный орган здравоохранения 2013;91:320–1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Сорокина ТС. Глава 9. Становление советского здравоохранения и медицины (первые годы советской власти) // История медицины (Глава 9. Становление советского здравоохранения и медицины (первые годы советской власти) // История медицины). М.: Академия, 2004. С. 560. [Google Scholar]

7. Альбицкий ВЮ, Баранов АА, Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763-2013). М.: Педиатр; 2013, 468 Андреев Е.М., Дарский Л.Е, Харькова Т.Л. Население Советского Союза: 1922-1991 (Население Советского Союза: 1922-1991 гг.). М.: Наука, 1993. С. 143. [Google Scholar]

8. Баранов АА, Альбицкий ВЮ, Состояние УНВ. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал 2013;3:4–6. [Google Scholar]

9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *