Содержание
Акушерство и гинекология в России: история развития
Акушерство и гинекология издревле были неразрывны, в XVIII веке стали появляться солидные научные труды, подготовленные опытными специалистами, а в XIX веке пути акушерства и гинекологии расходятся окончательно. До этого времени в России вопросы родовспоможения решали повивальные бабки. Используя значительный опыт народной медицины, они помогали появляться на свет русским людям многие века. Их навыков не всегда хватало, чтобы справиться с осложнениями, детская смертность в силу разных причин была крайне высокой. Образ повивальной бабки, весьма неоднозначный, сохранился и в фольклоре. Хрестоматийная Баба-яга воплотила в себе занятия протоакушерок, особенно, если вспомнить обряд «допекания». Согласно ему, если новорожденный был болезненным, либо недоношенным, над ним совершали особый обряд, суть которого состояла в символическом проведении ребенка через печь, чтобы он «дошел» и был здоров.
Преобрания Петра I, общемировое развитие акушерства, предопределили и становление отечественной системы родовспоможения. Эти изменения были связаны с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710-1760), имевшего греческие корни. Будучи архиатром, руководителем российской медицины, он упорядочил «бабичье дело» в стране, создал систему акушерского образования. Были открыты «бабичьи школы» в Санкт-Петербурге и Москве, повивальные отделения с Воспитательных домах обеих столиц. И пусть вначале система подготовки кадров была мало эффективной, вскоре «повивальных бабок» становилось все больше, уровень их мастерства все выше.
Благодаря Кондоиди появился и «отец русского акушерства», первый российский профессор повивального искусства, один из основоположников научного акушерства Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) В Петербургской бабичьей школе он организовал преподавание акушерства на высоком для своего времени уровне. Он стал автором первого российским руководством по акушерству и педиатрии — «Искусство повивания или Наука о бабичьем деле». Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы.
В 1797 г. в Санкт-Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем Повивальная школа на 22 учащихся. С начала XIX века преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки в Петербургской и Московской Медико-хирургической академии.
Большой вклад в развитие акушерства внес Вильгельм Михайлович Рихтер (1783-1822), руководивший кафедрой повивального искусства в Московском университете. Он открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт, осуществив на практике идею клинического преподавания акушерства в России.
Прогресс медицины в новое время, введение наркоза, начало профилактики родильной горячки, развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики, а также способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.
Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879), который в середине XIX века руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской Медико-хирургической академии. Китер был автором первого отечественного учебника по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней».
Его ученик, Антон Яковлевич Крассовский (1821-1898), впервые в России на базе Медико-хирургической академии организовал широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему постдипломного усовершенствования в этой области. Его «Курс практического акушерства» долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов. А.Я.Крассовский организовал первое в России Петербургское акушерско-гинекологическое научное общество и первый в этой области «Журнал акушерства и женских болезней»
Одним из основоположников гинекологии, как самостоятельной научной дисциплины в России, являлся Владимир Федорович Снегирев (1847-1916). Он организовал и стал первым директором первого института для усовершенствования гинекологов. По инициативе В.Ф. Снегирёва гинекологию стали преподавать как самостоятельную дисциплину. По его инициативе при Московском университете была открыта первая гинекологическая клиника и гинекологический институт для усовершенствования врачей, которым он руководил. Имя В.Ф.Снегирёва присвоено клинике акушерства и гинекологии 1-го Московского медицинского института, а также старейшего родильного дома в Санкт-Петербурге.
Говоря о развитии акушерства и гинекологии в России, необходимо отметить такие имена, как, Г.Фрезе, И.Конради, С.А.Громов, С.Ф.Хотовицкий, Г.П.Попов, Д.И.Левитский, И.П.Лазаревич, В.В.Строганов, которые вывели эту область медицины на новый уровень.
История акушерстваИстория гинекологии
Презентация «История развития акушерства в России» | Презентация к уроку:
Слайд 1
История развития акушерства в России Подготовила Бандас О.Ф.
Слайд 2
Акушерство (от франц. A ccoucher ) — рожать медицинская дисциплина, заключающая сведения о детородной функции женщины и трактующая о рациональной помощи во время нормального и патологического течения беременности, родов и послеродового периода.
Слайд 3
Акушерство в России В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни».
Слайд 4
Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман , в Москве Эразмус , которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит» . Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли , Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи почерпали свои знание из крайне устарелой книги конца XVI столетия.
Слайд 6
Особенно много было сделано для развития акушерства в России, когда в Петербурге в 1781 году стал профессором Нестор Максимович Амбодик -Максимович , замечательный учёный акушер своего времени, и не менее даровитый Вильгельм Михайлович Рихтер в Москве (с 1790 года). Оба они оставили по прекрасному руководству по своей специальности. Их обширному опыту и усовершенствованию содействовали открытые родильные отделения при воспитательных домах.
Слайд 8
В 1858 г. акушерскую кафедру занял А. Я. Крассовский, которого можно считать родоначальником всей обширной ныне семьи русских акушеров, выдвинувший преподавание акушерства на небывалую высоту, создавшего школу и прославившегося как замечательный диагност и образцовый оператор .
Слайд 9
Развитие Акушерства В Московском университете кафедра акушерства была открыта в 1764 году, и её занял профессор Эразмус . Прочное основание акушерство получило лишь с назначением в 1790 году профессора Вильгельма Рихтера. В Харьковском университете акушерская клиника на 4 кровати была открыта только в 1829 году, хотя преподавание акушерства начато было ещё в 1815 году. Особенную известность приобрела клиника при заведовании ею профессора Лазаревича. В Казани акушерская клиника была открыта в 1833 году, на 6 кроватей. В Киеве акушерская кафедра с клиникой существует с 1847 года.
Слайд 10
Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И.Левицкого «Руководство к повивальной науке» и Г.И.Кораблева «Курс акушерской науки и женских болезней» . Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я.Красновский , А.М.Макеев , В.Ф.Снегирев , И.М.Сеченов , К.А.Тимирязев и Н.И.Пирогов .
Слайд 11
В 1893 году директор Клинического повивального института профессор Д.О.Отт писал: « Русская гинекология нисколько не отстает от Запада. Необходимо построить такое учреждение, которое соответствовало бы всем новейшим достижениям в области гинекологии, которое руководило бы всей гинекологической мыслью. Во многом Россия даже является научным центром в деле развития и изучения акушерства и женских болезней».
Слайд 12
Мечта российских врачей реально воплотилась в жизнь, когда в 1904 году в одном из красивейших мест Петербурга, в Биржевом сквере на Васильевском острове, был возведен практически совершенный по своим архитектурным и функциональным характеристикам больничный комплекс Императорского клинического акушерско –гинекологического института с великолепными интерьерами и оборудованием. Деятельность этого института положила начало новому этапу в истории русской медицины. Небезынтересен и тот факт, что именно в этом здании родился царевич Алексей, наследник последнего русского императора Николая II.
Слайд 14
Акушерство в СССР События Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания помощи беременным и роженицам. Прежде всего сработала типичная для того времени психология отрицания любого, в том числе и положительного опыта прошлого.
Слайд 15
Традиции, даже хорошие, сознательно отвергались, все начиналось “с чистой доски”. Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи – строительства “нового здания социальной охраны грядущих поколений
Слайд 16
Нельзя не отметить, что в годы Советской власти была разработана целая система законодательных актов, направленных на социальную охрану материнства и организацию медицинской помощи беременным. Сюда относились: и систематическое наблюдение в женских консультациях, и дородовый патронаж, и ранняя диагностика патологии беременности, и дородовая госпитализация беременных, и активная борьба с социальными болезнями типа туберкулеза, сифилиса, алкоголизма и прочее. Но не все законодательные акты, направленные на охрану здоровья женщин, имели однозначный положительный результат.
Слайд 17
Акушерство в наши дни Постепенно многое менялось, но несмотря на существенные улучшения в технологическом оснащении родовспоможения, когда передовая хирургическая техника, электронное оборудование и даже генетическая инженерия позволили многим парам, не имевшим раньше возможности иметь детей, успешно и благополучно переживать период беременности и родов, но суть системы осталась прежней. Попробуем выделить все плюсы и минусы родов в родильном доме в наши дни. Преимущества родов в родильном доме:
Слайд 19
При поступлении в стационар, беременной женщине гарантирована квалифицированная акушерско-гинекологическая помощь на всех этапах родов и в послеродовом периоде. За течением родов наблюдают акушерки и врачи с привлечением, в сложных случаях, специалистов (терапевтов, анестезиологов, реаниматологов и т.д.). В родильном доме имеется возможность использовать современную диагностическую и лечебную аппаратуру (аппараты ультразвуковой диагностики, кардиотокографы и т.п.).
Слайд 21
При необходимости возможно оказание экстренней неотложной помощи беременной женщине (в том числе — хирургической: кесарево сечение), переливание крови, подача кислорода и т.д. При наличии у беременной женщины экстрагенитальных заболеваний сердца, почек, легких и т.д., в специализированном родильном доме можно осуществить комплексное обследование как женщины, так и плода, и родоразрешение щадящими для поврежденных органов методами с последующим наблюдением и коррекцией отклонений в состоянии здоровья женщины после родов.
Слайд 22
В послеродовом периоде на протяжении 2-9 дней осуществляется круглосуточный надзор за новорожденным — педиатром, а за родившей женщиной — акушером-гинекологом и средним медицинским персоналом. Так же в послеродовом периоде с женщины сняты заботы по организации своего быта, режима, питания. Она имеет возможность отдохнуть после родов, выспаться и чувствовать себя спокойной и уверенной в руках опытного медперсонала.
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
Акушерство (от. Accoucher для оказания помощи при родах) изучение беременности, родов и послеродового периода и гинекологии (от Греческий. Гыне, гынаик (ос) – женщина; logos — учение) — в широком смысле слова — теория женщины, в узком смысле — учение о женской болезни — древнейшие отрасли медицинских знаний. До XIX век. они не были разделены, и учение о женских болезнях было неотъемлемая часть обучения акушерству.
Первые сведения об акушерстве и женской
болезней содержится в медицинских текстах древнего Востока:,китайских
иероглифические рукописи, египетский папирус («гинекологический папирус»
из Кахуна, XIX век до н.
Коллекция Гиппократа содержит ряд специальных
труды: «О природе женщины», «О женских болезнях», «О бесплодии» и др.
другие, в которых описываются симптомы заболеваний матки и методы их лечения.
удаление опухолей щипцами, ножом и раскаленным железом. Древние греки
тоже знали про кесарево сечение, но производили его только на мертвой женщине
для того, чтобы извлечь живой плод (согласно мифологии, так
родился бог врачевания Аскулепий).
В I II вв. н э. в Риме он работал
хирург и акушер архивариус, который впервые применил зеркало
ему, когда он осматривал влагалище и шейку матки, называли диоптрией.
Гинекологические зеркала и другие хирургические инструменты были обнаружены во время
раскопки древних римских городов Помпеи и Геркуланума, захороненных
под пеплом вулкана Везувий в 79 г.
Очень ценные специальные труды римских врачей по акушерству. и до нас дошли женские болезни. Среди них – работа акушерка Аспазия (II в.), в которой описываются методы консервативное и оперативное лечение женских заболеваний, гигиена беременности, уход за новорожденным, и кабинет известных врачей Древнего Рима А. К. Цельс, Соран Эфесский, Гален Пергамский. Они знали о различные методы акушерско-гинекологического обследования, операции вращение плода на ножке, извлечение его за тазовый конец, эмбриотомия; им были знакомы гинето-щелочные опухоли (фиоромиома, рак), маточные смещение и пролапс, воспалительные заболевания и университеты в основном занимался составлением и комментированием отдельных рукописей древние авторы, врачи и философы средневекового Востока сохранили ценное эмпирическое наследие древнего мира (и Абу Бакр ар-Рази, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.).
В эпоху Возрождения развитие научной анатомии
(А.
Активность Амбруа-Паре (см. стр. 194) имела большое значение для развития акушерства и гинекологии, которое вернуло к акушерству запущенная операция поворота плода на ножке, ввела в широкую практику гинекологические зеркала и организовала первую акушерское отделение парижской больницы Отель-Дьё и первое в Европе акушерская школа. В него принимали только женщин; Обучение длилось 3 месяцев, из которых 6 недель были посвящены практическим занятиям.
Становление акушерства как самостоятельной клинической
дисциплина зародилась во Франции на рубеже 17-18 вв.
XVIII век был периодом становления акушерства в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Так, в 1729 году в Страсбурге был открыт первый в Европе родильный дом. В 1751 году в городе была организована первая университетская акушерская клиника. Геттинген, где обучались студенты:
Становление акушерского образования в России
связано с именем П. 3. Кондоиди (1710-1760). В 50-х гг.
В 1784 году Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) начал преподавать в петербургской школе Бабичей первым Русский профессор средних искусств (1782), один из основоположников научное акушерство, педиатрия и фармакогнозия в России. В 1770 году после окончив Санкт-Петербургскую госпитальную школу, он был направлен на спец. стипендия на медицинский факультет Страсбургского университета, в котором в 1775 г. он защитил докторскую диссертацию о печени человека (De hepate человеко).
Вернувшись в Россию, Н. М. Максимович-Амбодик организовал
преподавание женского дела на высоком для своего времени уровне: он приобрел
акушерские инструменты в сопровождении лекций с демонстрацией на фантоме
и у постели рожениц, Призрак женского таза с деревянным
ребенка, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными
руки, серебряный катетер и другие инструменты были изготовлены по его собственному
модели и конструкции.
Его главный труд «Искусство лапать, или наука о Дело Баби (рис. 148), было первым оригинальным русским пособием по акушерству и родовспоможению. педиатрия. Н. М. Максимович-Амбодик впервые начал преподавать акушерство в Русский. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы (рис. 148).
В Англии разработана первая модель акушерских щипцов.
в 1569 году доктором Гилом Чемберленом (Chamberlen, Guillaume, 1540-1596) и
усовершенствовал его старший сын Питер Чемберлен (Chamberlen, Peter, 1560-1631).
К сожалению, это изобретение так и осталось тайной династии Чемберленов.
на несколько поколений; Акушерские щипцы стали входить в широкую клиническую практику.
практике только в 1723 г., когда голландский анатом и хирург Й. Пальфин
(Палфин, Жан, 1650-1730) представил несколько образцов собственного изобретения
Парижская академия наук для испытаний. Щипцы Палфина отличались
значительно из того, что мы знаем сегодня, прежде всего, несовершенством
конструкции: они состояли из двух широких, непересекающихся стальных ложек на
деревянные ручки, которые связывались между собой после прикладывания к голове.
Однако это не умаляет ценности его открытие. Первое описание щипцов Пальфина появилось в 1724 г. во втором издании Руководства по хирургии Л. Гейстера (см. стр. 288), а новые модификации сразу же были созданы на их основе. Французский акушер Андре Левре-Ре (Levret, Andre, 1703-1780) дал своими длинными щипцами искривление таза, усовершенствовал замок, загнул наружу концы тонких кривых плеч, установил показания и методы использования его модели. щипцы англ. акушер Уильям Смелли (Smelli, William, 1697-1763) были очень короткими и имел очень совершенный замок, ставший типичным для всех последующих английских системы. Щипцы Джеймса Симпсона (Simpson, James sir, 1811–1870), на напротив, были длинными, но легкими и отличались подвижностью замок.
В России акушерские щипцы начали применять в 1765 г.,
когда первый профессор медицинского факультета Московского университета И.
Эразма, начавшего преподавать акушерство на кафедре анатомии, хирургии,
и Женское искусство в 1765 году начали использовать их в родах.
Среди многочисленных модификаций акушерских щипцов созданные в России, наиболее известны щицпы харьковского профессора И. П. Лазаревич (1829-1902). Они отличались незначительной кривизной таза и отсутствие перекрывающихся ложек. Со временем многие модели акушерских щипцы создавались в разных странах мира. Некоторые из них были хорошие только в руках их создателей, другие стали всемирно известными, но один дело точно — их изобретение значительно сократило количество плодоразрушающие операции и смертность в родах.
Во второй половине 18 века Москва и Петербург. Петербург стал центром отечественного акушерства. В 1797 г. в Петербурге был устроен родильный дом на 20 коек, а при нем: — А средняя школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).
С 1798 г., после учреждения в Петербурге и
Москва медико-хирургический. В то же время началось преподавание акушерства.
В 1790 г. Вильгельм М. Рихтер (1783-1822) возглавил кафедрой акушерства Московского университета. После окончания на медицинском факультете в Москве, получил степень доктора медицины в Эрлангенский университет. Возвращение в Alma Mater, В. М. Рихтер открыл в Клинический институт Московского университета аттестационный институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось до 6). Таким образом, идея клинического преподавание акушерства в России осуществлялось на практике.
Введение эфира (1846 г.) и хлороформа (1847 г.)
наркоза, начало профилактики послеродовой горячки (1847, см. стр. 245), как
а также развитие учения об антисептике и асептике (см.
В России открылись первые гинекологические отделения
в Петербурге (1842 г.) и Москве (1875 г.). Александр Александрович Китер
(1813-1879), талантливый ученик Н. И. Пирогова, положил начало хирургическому направлению
в российской гинекологии. В течение 10 лет (1848-1858) А. А. Китер возглавлял
Кафедра акушерства с кабинетом женских и детских болезней при
Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия; Он написал первый
учебник гинекологии в России, Руководство по изучению женских болезней
(1858 г.) и провел первую в стране успешную интравагинальную операцию по поводу
удаление пораженной раком матки (1842). Большой вклад в
развитию оперативной гинекологии и оперативного акушерства способствовал
ученик А.
Впервые в России на базе
Медико-хирургической академии им была организована широкая клиническая подготовка
акушеров-гинекологов, внедрила систему последипломного
улучшение в этой области. Его «Курс практического акушерства»
долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов.
А. Я-Красовский организовал первый в России Петербургский
Акушерско-гинекологическое научное общество (1887 г.) и первое в этой области
Журнал акушерства и женских болезней (1887 г.
Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также занимались Фрезе, И. Конради, С.А. Громов, С.Ф. Хотовицкий, Г.П. Попов, ‘Д. И. Левицкий, И. П. Лазаревич, В. В. Строганов и другие. |
Педиатрия в России: прошлое, настоящее и будущее
- Список журналов
- БМЖ в открытом доступе
- PMC5537528
Архив болезней детского возраста
Арка Ди Чайлд. 2017 авг; 102(8): 774–778.
Опубликовано в сети 13 июня 2017 г. doi: 10.1136/archdischild-2015-310152
, , , , , и
Информация об авторе Примечания к статье мире, площадью более 17 миллионов км 2 . Ее население, согласно официальной статистике (на 1 января 2014 г.), составляет 143 666 931 человек (девятое место в мире). Дети в возрасте до 18 лет составляют примерно 19 лет.0,1% населения России (27 374 352). Распределено это население по ее огромной территории крайне неравномерно: 72,2% россиян проживает в европейской части страны, что составляет лишь 25% всей территории. 1 В Московской области самая высокая плотность населения среди всех других регионов: более 4626 чел/км 2 . Наименьшая плотность населения у Чукотского автономного округа – менее 0,07 чел/км 2 .
Система ухода за детьми в России содержалась за счет государственных и частных пожертвований еще со времен монархии. Первые шаги государства в построении системы охраны детства и материнства относятся к XVIII веку, когда по указу императрицы Екатерины II появились первые детские дома (1763 г. в Москве и 1770 г. в Петербурге). Эти детские дома имели свои больницы, где лечили детей. 2 3
Движущей силой формирования системы охраны материнства и детства была борьба за снижение детской смертности, которая называлась одной из важнейших социальных проблем России в конце XIX — начале 20 век. 4 Высокие показатели смертности были в основном связаны с плохими социальными, культурными и экономическими условиями.
Российская педиатрия всегда была неотъемлемой частью мировой науки и практики. Например, Карл Мартенс был первым главврачом Московского воспитательного дома, спас подопечных от эпидемии чумы 1771–1773 годов. Его трактат на эту тему (опубликованный в Париже в 1784 году) оказал большое влияние на медицинскую науку того времени и был переиздан 35 раз в Европе и Америке на пяти языках. Другой немецкий врач, Иоганн Генрих Яниш, был первым врачом, сделавшим прививку от оспы в той же больнице в 1773–1780 годах.
Модель здравоохранения, сформулированная после переворота 1917 года (советская система здравоохранения), была основана на шести следующих принципах 5 6 :
ответственность государства за здравоохранение
бесплатное здравоохранение для всех
6
- особое внимание материнству и детству
пропаганда здорового образа жизни, профилактика и профилактика
профилактическое лечение социально значимых заболеваний
вовлечение общества в деятельность здравоохранения.
Вопросам охраны материнства и детства уделялось особое внимание в советской системе здравоохранения с самого начала ее существования, взрослое и детское здравоохранение разделялись, готовились специальные высококвалифицированные детские врачи (педиатры). Впервые в мире медицинские факультеты университетов начали подготовку детских врачей в 1930 г. в СССР. Педиатрическое образование предусматривало специальные часы для преподавания всех медицинских предметов (анатомии, физиологии, биохимии и т. д.) применительно конкретно к детям.
Поликлиника была (и остается) главным местом охраны здоровья детей (центральная фигура – участковый педиатр). В детских поликлиниках проводятся все профилактические и лечебные мероприятия (в т.ч. вакцинация и диспансеризация), а при необходимости ребенок может быть направлен на стационарное лечение в детские больницы, затем в зависимости от ситуации возвращается обратно на наблюдение участкового педиатра. либо направляется на следующий этап — санаторно-курортное оздоровление.
В первые годы советской власти происходил большой двусторонний академический обмен, который продолжился и после окончания сталинской эпохи. Однако для большинства врачей участие в международных конференциях и конгрессах было невозможно (из-за «железного занавеса»), но ведущие ученые и клиницисты сохранили связь с мировым педиатрическим сообществом.
Отметим, что советская модель здравоохранения для детей имела очевидные преимущества, в том числе следующие:
Высокая доступность первичной и специализированной медицинской помощи
Гарантированная государственная бесплатная медицинская помощь
Приоритет защиты по беременности и детской защите
-Stepper.
В то же время у советской модели были явные проблемы:
отсутствие финансирования
проблемы с обеспечением достаточным количеством современных лекарств, высокотехнологичного медицинского оборудования и расходных материалов.
В конце 1980-х годов произошла некоторая реорганизация системы детского здравоохранения, которая сосредоточилась в первую очередь на неонатальной и перинатальной помощи после того, как один из авторов этой статьи (А.А.Б.) возглавил службу охраны детства и материнства Минздрав СССР.
Российская система здравоохранения, хотя и сохранила многие ключевые советские принципы, с 1991 года претерпела значительные изменения в плане финансирования и управления. Государственное здравоохранение было разделено на федеральную и региональную системы. Финансирование стало смешанным — государственным и страховым.
Законодательные инициативы. За это время Россия ратифицировала основные международные документы по охране детства, такие как Конвенция ООН о правах ребенка (1993 г.) и Конвенция ООН о правах инвалидов (2008 г.).
Приказ Минздрава «О передаче ВОЗ критериев живорождения и мертворождения» подписан в 1992 г. с последующей разработкой программы достижения этих критериев (критерии вступили в силу в 2012 г.).
С 1999 г. в зону ответственности педиатрической службы были включены подростки в возрасте до 18 лет. До этого педиатры занимались только детьми до 15 лет.
Модернизация детских учреждений здравоохранения. Количество детских подопечных разумно сокращается, а их специализация значительно улучшается. В то же время государство расширяет сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, а также дневных стационаров.
Третья часть лечения (санаторно-курортная база), утраченная в течение 1990-х годов (остались вне России — в странах Балтии и Средней Азии, на Украине и т. д.), сейчас восстанавливается путем создания реабилитационных центров по всей стране для восстановления здоровья детей.
В целях дальнейшего снижения младенческой смертности создано более 100 современных перинатальных центров и постоянно строятся новые. Это позволило добиться снижения перинатальной и акушерской патологии за счет рационального применения современных дорогостоящих неонатальных и акушерских технологий.
Вакцинация. Программа соответствует рекомендациям ВОЗ, хотя в настоящее время не включает иммунизацию против ротавируса и папилломавируса и полностью финансируется из федерального бюджета. В некоторых субъектах Федерации принят расширенный местный календарь профилактических прививок, включающий 17 заболеваний (за счет средств региональных бюджетов).
Неонатальный скрининг. В соответствии с международными рекомендациями в России проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз.
С 2006 года в скрининг включаются адреногенитальный синдром, галактоземия и кистозный фиброз. С 2007 г. начат аудиологический скрининг детей первого года жизни, позволяющий выявить нарушения слуха у детей на ранней стадии и тем самым сделать возможной реабилитацию9.0006
Профессиональные общества. За годы, прошедшие после распада Советского Союза, педиатрическое сообщество (одно из крупнейших медицинских сообществ), объединившись в Союз педиатров России, заняло активную социальную позицию. Например, в 2005 году сообществу удалось сохранить уникальную структуру первичной педиатрической помощи с участковым педиатром в качестве ключевой фигуры вместо западной модели с терапевтом, не учитывающей особенности российского ребенка. система здравоохранения.
Международное сотрудничество После 1991 года международное сотрудничество в области охраны здоровья детей значительно возросло. Два основных направления международного сотрудничества в этой сфере – политическое и профессиональное.
К ним относятся непосредственное участие руководства Правительства и Минздрава в рамках определения глобальной стратегии, а также роль российского здравоохранения в глобальных и региональных процессах, таких как формирование позиции в отношении планов и программ международных организаций, международных договоров и приоритетов направления международного сотрудничества.
Дальнейшая работа проводится в рамках обмена профессиональным международным сообществом. Российское педиатрическое общество активно взаимодействует с международными профессиональными организациями, и в 2009 году впервые в истории прошла IV ЕВРОПЕДИАТРИКА в Москве. В 2013 г. российский педиатр (Л. Намазова-Баранова) была избрана президентом Европейской педиатрической ассоциации и Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (UNEPSA) (создан в 1919 г.).76, чтобы объединить педиатров из обеих частей Европы через «железный занавес»).
Научный центр здоровья ребенка — ведущее педиатрическое учреждение, координирующее научно-исследовательскую деятельность в области охраны здоровья детей в России. Примечательно, что на протяжении веков охрану здоровья детей по-прежнему обеспечивает правопреемник первой московской больницы (ныне — Научный центр здоровья детей), отметившей в 2013 году свое 250-летие. 7
Сегодня в России существует единая система здравоохранения, состоящая из иерархически упорядоченных подсистем. Министерство здравоохранения осуществляет координирующие функции.
Система детского здравоохранения состоит из сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений и санаторно-курортных учреждений, оказывающих все виды профилактического, диагностического, лечебного, реабилитационного и паллиативного лечения, и сети педиатрических учреждений, таких как детские дома и паллиативные учреждения.
К стационарным учреждениям относятся многопрофильные детские больницы, детские инфекционные больницы, родильные дома, перинатальные центры и детские отделения специализированных стационаров (психиатрических, наркологических).
Исторически службы психического здоровья (психоневрологические диспансеры) для детей и подростков были отделены от педиатрических служб. В последнее время ситуация стала меняться: в некоторых регионах психиатра включают в состав многопрофильной бригады детской поликлиники.
Санаторно-курортная помощь оказывается в детских санаторно-курортных учреждениях. Паллиативная помощь детям оказывается на дому, амбулаторно (кабинеты паллиативной помощи), в больницах (паллиативные палаты детских больниц) и в детских хосписах.
Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается по территориальному принципу (для максимальной близости к месту жительства ребенка) и на основе свободного выбора врача.
Базовой структурной единицей первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) являются амбулаторно-поликлинические учреждения (детские поликлиники), обеспечивающие преемственность и по принципу соседства оказание бесплатной медицинской помощи детям в возрасте от 0 до 18 лет. В указанных детских поликлиниках размещены участковые педиатры, врачи-педиатры, вспомогательный медицинский персонал, необходимое диагностическое, лечебное и реабилитационное оборудование для амбулаторного лечения, обеспечения стационарозамещающими технологиями. Структура детских поликлиник определяется в соответствии с поставленными задачами ().
Открыть в отдельном окне
Структура детской поликлиники в России.
Обязанности поликлиник представлены в .
Открыть в отдельном окне
Обязанности детских поликлиник в России.
Непрерывность и межведомственное взаимодействие с учреждениями образования (дошкольными и школьными) обеспечивает отдел медицинской помощи детям в учреждениях образования. Медицинские осмотры детей проводятся непосредственно в школах и детских садах.
Ярко выраженная профилактическая направленность педиатрического здравоохранения выражается в организации регулярных профилактических осмотров здоровых детей в установленные сроки. Педиатр и врачи-специалисты до 26 раз в течение первого года жизни проводят профилактические осмотры детей раннего возраста. В последующем дети ежегодно осматриваются педиатром до достижения ими 18-летнего возраста. Профилактические осмотры в указанные периоды охватывают от 90% до 92% детей в возрасте от 0 до 18 лет (по данным Минздрава). Прививка охватывает до 9 лет.5–97% детей, один из самых высоких показателей в мире.
Поддержка уязвимых и пострадавших от жестокого обращения детей является важным направлением деятельности детских поликлиник. В отделениях здравоохранения и психосоциальной помощи детских поликлиник работают такие специалисты, как педиатры, психологи, социальные работники и юристы. Особое внимание уделяется раннему выявлению психосоциальных факторов риска и междисциплинарной помощи детям из групп социального риска. 8
При необходимости стационарного лечения или высокотехнологичной медицинской помощи ребенок переводится на другие уровни системы: в ближайшую детскую больницу, а в тяжелых случаях — в республиканские или федеральные специализированные центры.
Подготовка врачей-педиатров продолжается на педиатрических факультетах университетов. Широко используются уникальные возможности вновь построенного узкоспециализированного симуляционного учебного центра на базе медицинских вузов.
Серьезной проблемой сегодня остается недостаточное финансирование: государственные расходы на здравоохранение по-прежнему ниже 6% (рекомендуемый ВОЗ минимум) и по-прежнему составляют около 4% валового внутреннего продукта.
Младенческая смертность
В постсоветский период произошло значительное снижение младенческой смертности — с 17,4 на 1000 живорожденных в 19от 90 до 6,5 на 1000 живорождений в 2015 г. (). Максимальные темпы снижения младенческой смертности наблюдались в последнее десятилетие и показали влияние повышения уровня жизни на младенческую смертность. 9 10
Открыть в отдельном окне
Младенческая смертность в России (на 1000 живорождений).
Последний рост младенческой смертности в 2012 г. (8,6 на 1000 живорожденных) был связан с переходом на новые критерии регистрации живорождений. Разницу между сельской и городской младенческой смертностью в 24,7% еще предстоит устранить, и сохраняются значительные провинциальные различия: 4,1 на 1000 живорождений в Тамбовской области и 21,2 в Чукотском автономном округе (2012 г. ).
Смертность детей в возрасте до 5 лет за последнее десятилетие снизилась вдвое (с 21,3 в 1990 г. до 9,6 в 2014 г. на 1000 детей соответствующего года рождения) ().
Открыть в отдельном окне
Смертность в возрасте до 5 лет в России (на 1000 живорождений).
В структуре смертности детей до 5 лет лидирующие позиции занимают отдельные состояния, происходящие из перинатального периода (46,4% в 2012 г.) и врожденные аномалии (20%). Отмечается, что третье место занимают внешние причины смерти (10,6%) — травмы, отравления и несчастные случаи. Значительную долю в этой возрастной группе занимают такие управляемые факторы, как болезни органов дыхания (5,4%) и инфекционные заболевания (4,3%). Доля смертей от рака составляет до 2%.
Смертность подростков снизилась (), хотя она продолжает оставаться самой высокой среди экономически развитых стран и многие (70%) обусловлены предотвратимыми причинами, такими как травмы и отравления.
Открыть в отдельном окне
Подростковая смертность в России (на 100 000 соответствующего возраста).
Основными внешними причинами смерти подростков являются самоубийства, на долю которых приходится около четверти (24,3%) всех травматических смертей в этой возрастной группе; другими причинами являются дорожно-транспортные происшествия (23,9%) и случайных отравлений (9,4%). Уровень самоубийств среди российских подростков самый высокий в Европе. Увеличение этого показателя вызывает особую озабоченность. Так, если в 2009 г. было зарегистрировано 260 суицидальных смертей, то в 2012 г. показатель составил 487 смертей в результате умышленного нанесения себе телесных повреждений.
Смертность от травм, полученных с неопределенными намерениями, или травм (не уточненных) в России остается чрезвычайно высокой. 10 Значительная часть смертности, вызванная такими социально обусловленными и общественно значимыми причинами, как убийства и отравления наркотиками, может быть замаскирована под указанные выше причины.
Наиболее значительным за последние 10 лет считается снижение смертности от инфекционных заболеваний (50%), травм и отравлений (37,4%) и рака (27,3%).
Российский опыт всеобщего охвата детского населения педиатрической помощью как инструмент достижения Целей развития тысячелетия.
Российская Федерация является страной с наиболее ориентированной на ребенка и даже ориентированной на права ребенка системой педиатрической помощи, достигшей значительных успехов в снижении младенческой, детской и материнской смертности, а также в профилактике, диагностике и лечении инфекционных и неинфекционных заболеваний у детей и продолжает свои последовательные шаги в другие государства по достижению Целей развития тысячелетия.
Альтруизм
С 2010 г. в рамках реализации Мускокской инициативы по охране здоровья матерей, новорожденных и детей до 5 лет Россия оказывает помощь в передаче опыта здравоохранения в страны с развивающейся экономикой. С этой целью в течение последних 5 лет Правительство Российской Федерации профинансировало ряд проектов по дополнительной подготовке врачей-педиатров, неонатологов, анестезиологов и других педиатрических специалистов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Российская Федерация также предоставила трехлетнее (2012–2014 гг.) проектное финансирование под управлением ВОЗ для поддержки повышения качества педиатрической помощи в больницах первого уровня в Африке и Центральной Азии. 11
Основные цели проекта заключались в следующем: (1) улучшить качество педиатрической помощи как минимум в 80 отобранных специализированных больницах первого уровня в четырех странах; (2) оказывать поддержку для расширения опыта на национальном уровне; (3) внедрить концепцию стандартов педиатрической помощи в национальное образование и подготовку медицинских работников для закрепления результатов проекта; и (4) обновить и разработать соответствующие международные руководства и инструменты на основе опыта, полученного в ходе реализации проекта.
В течение последних 3 лет Научный центр здоровья детей тесно сотрудничает с ВОЗ в целях снижения детской смертности в странах Азии и Африки с низким/средним уровнем дохода (Ангола, Эфиопия, Кыргызстан и Таджикистан). 12 В рамках проекта в Научном центре здоровья ребенка (НЦДД) открыт современный симуляционный учебный центр для врачей-педиатров разных специальностей.
Этот проект стал отличной моделью сотрудничества с российскими учреждениями. Потенциал Национального научного центра детского здоровья сыграл важную роль в участии и поддержке различных мероприятий, которые уже были реализованы.
В соответствии с Постановлением Премьер-министра 11 в 2014–2015 годах проведено девять медицинских образовательных семинаров. В них приняли участие 270 педиатров из 10 стран (Анголы, Армении, Ботсваны, Кыргызстана, Молдовы, Монголии, Никарагуа, Таджикистана, Узбекистана и Вьетнама). Курс был посвящен лечению неотложных острых состояний у детей. Программа каждого семинара была рассчитана на 72 часа, включая лекции (24 часа) и отработку практических навыков (48 часов).
Российская педиатрия с первых дней своего становления всегда была неотъемлемой частью мировой науки и практики. В то же время в России система здравоохранения имеет свои отличительные черты, многие из которых были унаследованы от советской модели.
Авторы: Концепция или дизайн работы: А
Б, ЛН-Б, В.А., НУ.
Сбор данных: ВА, НУ, РТ.
Анализ и интерпретация данных: АБ, ЛН-Б, ВУ, НУ, РТ.
Составление статьи: ЛН-Б, В.А., НУ.
Критическая доработка статьи: АБ, ЛН-Б, ВА, НУ, РТ, ОК.
Окончательное согласование версии к публикации: АБ, ЛН-Б, ВА, НУ, РТ, ОК.
Конкурирующие интересы: Не заявлено.
Происхождение и рецензирование: Введен в эксплуатацию; рецензируется внешними экспертами.
Уведомление об исправлении: В этот документ были внесены поправки с момента его первой публикации в Интернете. Из-за ошибки сценария некоторые имена издателей в ссылках были заменены на «Издательская группа BMJ». Это коснулось только полной текстовой версии, а не PDF. С тех пор мы исправили эти ошибки, и в ссылки были вставлены правильные издатели.
1. Федеральная служба государственной статистики. Демография (около 9 экранов). Москва: Федеральная служба государственной статистики, c1999-2015, http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm [По состоянию на 12 января 2015 г.]. [Google Scholar]
2. История Воспитательных домов в Петербурге и Москве В кн.: Чтения в Императорском обществе истории древностей Российских при Московском университете. Из: Чтения по истории Императорского общества русских древностей в Москве. университет). М.: Университетская типография, 1860. [Google Scholar]
3. Материалы для истории Императорского Московского воспитательного дома. 2 М.: Типография Рись у Мясницких ворот, 1868.
4.
Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л.
Население Советского Союза: 1922–1991 (Население Советского Союза: 1922–1991). М.: Наука, 1993, 143 с.
Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763-2013). М.: «Педиатр»; 2013. 468с. (на русском). [Академия Google]
5. Тернистый путь от Семашко к новой модели здоровья. Бык Всемирный орган здравоохранения 2013;91:320–1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Сорокина ТС. Глава 9. Становление советского здравоохранения и медицины (первые годы советской власти) // История медицины (Глава 9. Становление советского здравоохранения и медицины (первые годы советской власти) // История медицины). М.: Академия, 2004. С. 560. [Google Scholar]
7. Альбицкий ВЮ, Баранов АА, Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763-2013). М.: Педиатр; 2013, 468 Андреев Е.М., Дарский Л.Е, Харькова Т.Л. Население Советского Союза: 1922-1991 (Население Советского Союза: 1922-1991 гг.). М.: Наука, 1993. С. 143. [Google Scholar]
8. Баранов АА, Альбицкий ВЮ, Состояние УНВ. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал 2013;3:4–6. [Google Scholar]
9.