Истерики и капризы ребенка | Детский сад № 43
К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?
У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам – можно исправить ситуацию достаточно быстро.
Истерики и капризы
Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.
Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.
Истерика — это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.
Причины, по которым дети устраивают истерики
- Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
- Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
- Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
- Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
- Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
- Желание подражать взрослым или сверстникам.
Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.
Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.
В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка — порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.
Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.
Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.
Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.
Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.
Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми.
Второй тип нервной системы – сильный. Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.
Следующий тип нервной системы – неуравновешенный. Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.
Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам — меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.
И последний тип нервной системы – медлительный. Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.
Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность — прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.
К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.
У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.
Стадии истерики
Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.
Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.
Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.
1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.
2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его — это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.
3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время — самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.
4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.
5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по — другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.
Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.
Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут». Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.
Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.
Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.
Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.
Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.
Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.
Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.
Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.
Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.
«У ребёнка 1,5 мес нет глубокого сна. Он засыпает, мотает головой, дергает руками и ногами, высовывает язык и просыпается. Почему так?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ЗдоровьеДети+2
Вера Корепина
·
78,8 K
ОтветитьУточнитьЛучший
Сомнолог Роман Бузунов
Медицина
4,5 K
Президент Российского общества сомнологов, засл. врач РФ, д.м.н., профессор. Эксперт по… · 17 апр 2020 · buzunov.ru
То, что вы описываете, зачастую вполне нормальная ситуация. Дело в том, что в первый год жизни ребенок видит очень много снов. Если у взрослых фаза со сновидениями составляют около 20% времени сна (обычно около 1,5 часа), то у ребенка она занимает около 40% времени (до 6 часов из 14 часов сна). Эта фаза называется REM – сон – сон с быстрыми движениями глазных яблок (Rapid Eye Movements). Она так называется потому, что человек спит, а у него под закрытыми веками глаза «бегают» туда-сюда. Фактически мозг «видит» сны при этом.
У взрослых во время REM-сна возникает биохимических блок, которых не позволяет проводить импульсы от мозга на тело. Обычно говорят, что мозг активно работает в парализованном теле. Фактически это защитная реакция, которая не позволяет телу выполнять команды мозга, иначе человек совершал бы какие-то действия, которые могли бы нанести вред ему самому или окружающим.
У детей же этот нейрохимический блок еще не очень хорошо срабатывает, и это как раз и проявляется тем, что ребенок может совершать хаотические движения, дергать руками, гримасничать, высовывать язык. Иногда сами эти движения могут подбуживать ребенка. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и у животных, особенно недавно родившихся: они двигают лапками, подергиваются, скулят. Обычно нейрохимический блок «созревает» к году и двигательная активность у ребенка во сне существенно снижается.
Может быть, и можно показать ребенка врачу, но этим можно даже навредить. Во-первых, доктор настроен на то, чтобы найти какой-нибудь диагноз (все же сказывается некоторая профессиональная деформация). Во-вторых, родители часто сами «подливают масло в огонь», особенно если они пришли в частный центр и заплатили за консультацию деньги. Врач не поставил никакого диагноза, не назначил лечение, не выписал таблеток? Ну, что это за врач? А мы ему деньги заплатили…
Так что, если ваш ребенок в остальном вполне нормально развивается, хорошо кушает, активен днем, то не надо по поводу его ночной активности сильно беспокоиться. Скорее всего, все образуется само собой.
Лечение бессонницы без снотворных. Лечение храпа и апноэ, сна. СИПАП-терапия.
Перейти на buzunov.ru66,0 K
Денис Золотарёв
22 апреля 2020
Ну конечно! У маленьких всегда так.
Комментировать ответ…Комментировать…
Людмила Шарова — Уроки для мам
475
Консультант по грудному вскармливанию, детскому сну и прикорму. Детский психолог. Автор… · 9 февр 2020 · uroki4mam.ru
Здравствуйте!
по сути вы все верно пишите. у малышей первых месяцев 80% поверхностного сна и лишь 20 — глубокого. С каждым месяцем доля глубокого сна будет увеличиваться, но происходит это почти не заметно.
Ребенок в поверхностном сне четко отслеживает происходящее и стоит вам только его отложить — просыпается. ведь сейчас его жизнь целиком зависит от наличия мамы рядо… Читать далее
20,0 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыт(Почему?)
Двигательные расстройства | Бостонская детская больница
В рамках программы лечения двигательных расстройств Бостонской детской больницы мы оказываем помощь младенцам, детям и подросткам с двигательными расстройствами.
Неврологи и другие специалисты нашей программы имеют опыт лечения детей с генетическими и приобретенными двигательными нарушениями, включая дистонию, атаксию, хорею, миоклонус, тремор, паркинсонизм, спастичность и тики.
Что такое двигательные расстройства?
У детей с двигательными нарушениями наблюдаются непроизвольные движения или затруднения при движении так, как они намереваются. Термин «двигательные расстройства» является широким и включает широкий спектр состояний с самыми разными причинами. В то время как дети с параличом также испытывают трудности с движением, двигательные расстройства отличаются тем, что аномальные движения являются «дополнительными» или добавляются к движениям, которые дети намереваются совершать.
Двигательные расстройства могут поражать одну или несколько частей тела и могут меняться по локализации и степени тяжести с течением времени. Аномальные движения могут возникать сами по себе или могут возникать только тогда, когда ребенок двигается или пытается сделать определенный вид движения. Иногда движения более заметны в определенное время дня или имеют определенные триггеры или ситуации, которые усугубляют их.
Какие существуют виды двигательных расстройств?
Типы двигательных расстройств включают:
Дистония
У детей с дистонией ошибочные сигналы мозга вызывают ненормальное сокращение групп мышц. Вместо того, чтобы сокращаться скоординировано, мышцы могут сокращаться против друг друга: и «толкающие», и «тянущие» мышцы активны одновременно, вызывая болезненные или неприятные скручивающие движения и неловкие, искривленные позы.
Дистония часто вызывается определенными действиями, такими как письмо или ходьба, но также может возникать, когда ребенок находится в состоянии покоя. Симптомы часто начинаются в одной части тела, например, на руке, ноге или во рту, а затем распространяются на другие части тела.
Хорея
Дети с хореей имеют нерегулярные, плавные движения, которые иногда описывают как «танцевальные». Иногда движения включаются в движения, которые ребенок намеревается совершить. Они могут быть медленными и извивающимися или более сильными. Если хорея поражает ноги, дети могут часто спотыкаться и испытывать трудности при ходьбе, но редко падают.
Тремор
Тремор – это ритмичное сотрясение или дрожание конечностей. Тремор может возникать в покое или во время движения, а также может возникать отдельно или в сочетании с другими симптомами, такими как слабость конечностей и трудности с точной настройкой движений.
Тремор иногда передается по наследству. Наиболее распространенная наследственная форма известна как эссенциальный тремор.
Иногда тремор является лишь временной частью двигательного развития ребенка; в других случаях это может быть длительным. В отличие от большинства других двигательных расстройств, дети иногда могут сознательно подавлять тремор.
Миоклонус
Миоклонус — двигательное расстройство, характеризующееся очень быстрыми, внезапными, непроизвольными подергиваниями мышц, которые ребенок не может подавить. Подергивания могут быть случайными или частыми, могут возникать беспорядочно или полуритмично. Миоклонус иногда имеет триггеры, такие как удерживание тела в определенной позе, прикосновение или испуг. В других случаях симптомы могут показаться беспричинными.
Миоклонус часто является доброкачественным состоянием, не оказывающим долгосрочного влияния на здоровье ребенка, но очень важно пройти обследование у специалиста по двигательным расстройствам, чтобы определить тип миоклонуса и его причину.
Миоклонус может возникнуть после серьезной травмы головного мозга или может быть результатом нарушения обмена веществ или нейродегенеративного заболевания. Это также может быть частью судорожного расстройства, называемого миоклонической эпилепсией, и по этой причине часто рекомендуется проверять детей с миоклонусом на эпилепсию.
Паркинсонизм
У детей с паркинсонизмом есть как минимум два симптома болезни Паркинсона: мышечная ригидность, проблемы с равновесием или частые падения, замедление движений или тремор в состоянии покоя. Сам по себе паркинсонизм является наименее распространенным двигательным расстройством у детей. Чаще всего симптомы возникают как побочный эффект лекарств. Паркинсонизм также может быть результатом генетических состояний, вызывающих дегенерацию головного мозга, таких как болезнь Вильсона, ювенильная болезнь Хантингтона и лизосомные заболевания, а также различных форм повреждения головного мозга.
Атаксия
Атаксия — нарушение координации движений, вызванное повреждением или дисфункцией мозжечка. Его симптомами являются неуклюжесть, нарушение равновесия, неравномерность движений и неспособность выполнять точные или плавные движения.
Атаксия может иметь различный характер. Некоторые случаи начинаются внезапно в результате инсульта, воспаления или инфекции и обычно проходят по мере устранения этих причин. Другие типы атаксии постоянно возникают и исчезают и вызываются эпилепсией, генетическими мутациями, нарушением обмена веществ или атипичными типами мигрени.
Спастичность
Спастичность — это ненормальное повышение мышечного тонуса, возникающее в результате нарушения связей между нервными клетками в головном и спинном мозге, которые контролируют движения и мышечный тонус. Его также в просторечии называют необычной «скованностью», жесткостью или «натяжением» мышц. Часто есть и другие признаки, включая сильные мышечные рефлексы или дрожащие движения при пассивном растяжении (так называемый «клонус»). Спастичность ног может привести к неспособности ходить и опоре на инвалидное кресло. Хотя церебральный паралич является частой причиной спастичности, существует также ряд других приобретенных и генетических состояний, которые проявляются спастичностью в детстве. Наследственная спастическая параплегия представляет собой группу генетических состояний, которые проявляются прогрессирующей спастичностью и, во многих случаях, другими неврологическими симптомами, включая задержку моторики и речи.
Лечение спастичности часто требует междисциплинарного подхода и включает физиотерапию, медикаментозное лечение и другие процедуры.
Тиковые расстройства
Тики — это внезапные, непроизвольные движения или звуки, которые появляются и исчезают с течением времени. Они довольно распространены у детей и обычно могут лечиться педиатром. Мышечные тики могут поражать любую часть тела и могут различаться по степени тяжести — от очень легких и едва заметных до очень разрушительных, частых и тяжелых. Дети, как правило, способны подавлять тики, по крайней мере, временно, но при сопротивлении тику у них нарастает ощущение «неправильности» или «напора».
Если тики сохраняются, несмотря на лечение, ребенку может потребоваться консультация специалиста по двигательным расстройствам. Примерно у 10-15% детей тики прогрессируют и становятся потенциально инвалидизирующими, но большинство тиковых расстройств со временем проходят.
Если у ребенка наблюдаются как вокальные, так и двигательные тики, длящиеся более года, у него может быть синдром Туретта.
Функциональные неврологические расстройства
В дополнение к вышеуказанным состояниям нередко двигательные расстройства у детей следуют за стрессовыми жизненными событиями. Состояние, известное как расстройство с функциональными неврологическими симптомами, иногда называемое конверсионным расстройством, может вызывать любое из описанных выше двигательных расстройств, даже если неврологическая причина или состояние не могут быть идентифицированы.
Функциональные расстройства также могут возникать у детей с другими неврологическими проблемами и усугублять имеющиеся двигательные расстройства. Хорошей новостью является то, что большинство детей выздоравливают от этого типа двигательного расстройства при переобучении у физиотерапевтов и продолжении поддерживающей терапии у невролога. Детям с функциональными неврологическими расстройствами полезно совместное лечение с психологом или психиатром.
Каковы причины двигательных нарушений?
Двигательные расстройства могут быть результатом многих видов повреждений головного мозга, таких как черепно-мозговая травма, инфекция, воспаление, метаболические нарушения, токсины или непреднамеренные побочные эффекты лекарств. Они также могут быть симптомом других основных заболеваний или состояний, включая генетические нарушения.
Как мы лечим двигательные расстройства
В Бостонской детской больнице работает команда специалистов, специализирующихся на диагностике и лечении двигательных расстройств у детей. Мы оцениваем и лечим детей с дистонией, атаксией, хореей, миоклонусом, паркинсонизмом, тремором, спастичностью, тиковыми расстройствами, синдромом Туретта и другими двигательными нарушениями.
Синдром беспокойных ног | Children’s Hospital Colorado
Что такое синдром беспокойных ног (RLS) и расстройство периодических движений конечностей (PLMD)?
Синдром беспокойных ног (СБН) — это состояние, вызывающее сильное желание двигать ногами. Это желание двигаться может сопровождаться другими неприятными ощущениями внутри ног, которые детям трудно описать. Неудобное ощущение и желание двигаться усиливаются в покое или в положении лежа и временно облегчаются при ходьбе или движении ног.
Расстройство периодических движений конечностей (PLMD) — это периодические эпизоды повторяющихся движений конечностей, возникающие во время сна. Периодические движения конечностей во сне (ПДКС) — это короткие подергивания стопы или ноги, обычно каждые 20–40 секунд. Их можно выявить во время исследования сна, известного как полисомнография. PLMD часто ассоциируется с СБН, но может возникать и сам по себе.
Что вызывает RLS и PLMD?
В некоторых случаях эту проблему вызывает ген. Таким образом, у другого члена семьи часто бывает СБН.
У детей с RLS и PLMD может быть низкий уровень дофамина, который помогает контролировать движения. У детей с ранним началом СБН могут быть признаки дефицита железа в головном мозге. Железо необходимо для правильной активности дофамина в нервной системе.
Кто получает RLS и PLMD?
Симптомы СБН часто появляются в детстве или подростковом возрасте. Около 35% пациентов сообщают о СБН в возрасте до 20 лет, а 10% сообщают врачам, что их симптомы появились к 10 годам.0003
Каковы признаки и симптомы RLS и PLMD?
Дети и взрослые с RLS или PLMD обычно имеют нарушения сна из-за состояния. У детей нарушение сна может возникать раньше, чем они жалуются на дискомфорт в ногах. Часто снижается качество и количество сна ребенка, что приводит к капризности, раздражительности, невнимательности, быстрой утомляемости или гиперактивности.
Дети с СБН, как правило, ищут облегчения своего дискомфорта, часто двигая ногами, ерзая, потягиваясь, ходя, бегая, раскачиваясь или меняя положение в постели. Родители или поставщики медицинских услуг могут ошибочно отнести дискомфорт ребенка к «болям роста». В школе попытки ребенка облегчить неприятные ощущения при СБН могут быть восприняты учителями как невнимательность, гиперактивность или деструктивное поведение. Из-за этого у детей с СБН может быть ошибочно диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Синдром беспокойных ног – это реальное заболевание, требующее надлежащей оценки, диагностики и лечения. Некоторые дети с СБН жалуются на ощущения больше днем, чем ночью.
Какие тесты используются для диагностики RLS и PLMD?
Врачи часто назначают анализ крови для измерения уровня железа (сывороточного ферритина) у пациентов с СБН. Исследования обнаружили связь между низкими запасами железа в организме и усилением симптомов СБН, вероятно, из-за важной роли железа в функции дофамина в мозге.
Точно так же дефицит железа может вызвать или усугубить СБН у детей и подростков, даже если дефицит не является достаточно серьезным, чтобы вызвать анемию. Уровень ферритина менее 50 мкг/л, который может быть даже ниже нормы, указывает на потенциальную проблему.
Диагноз PLMD ставится на основании трех критериев:
- Периодические движения конечностей во время сна, превышающие возрастные нормы (более 5 в час для детей)
- Клиническое нарушение сна и
- Отсутствие другого первичного расстройства сна или основной причины (включая СБН)
У ребенка с СБН физикальное обследование обычно нормальное. Семейный анамнез важен, потому что вероятность передачи признака СБН детям составляет 50%, если у одного из родителей есть СБН.
Как врачи Детской больницы Колорадо ставят диагноз?
Медицинские работники разработали критерии диагностики СБН у детей в возрасте от 2 до 12 лет с определенным, вероятным или возможным СБН:
- Определенный СБН : Ребенок чувствует побуждение пошевелить ногами, которое начинается или усиливается в положении сидя или лежа и частично или полностью ослабевает при движении.
Позывы усиливаются вечером или ночью, чем днем, или возникают исключительно в вечерние или ночные часы. Дети описывают дискомфорт, используя свои собственные слова, такие как «ой, щекотка, покалывание, статические помехи, жуки, пауки, муравьи, бу-бу, хочется бежать, много энергии в ногах» и т. д. расстройство по возрасту. У биологического родителя или брата или сестры есть СБН. Исследование сна зафиксировало индекс периодического движения конечностей 5 или более в час сна.
- Вероятный СБН : Возникает позыв двигать ногами, и движение начинается или усиливается в положении сидя или лежа. Желание двигаться частично или полностью уменьшается при движении, и у ребенка есть биологический родитель или брат или сестра с определенным СБН.
- Возможный СБН : У ребенка есть PLMD, а у биологического родителя или брата или сестры имеется определенный СБН, но ребенок не соответствует критериям определенного или вероятного СБН в детстве.
Подростки (13 лет и старше) оцениваются по критериям для взрослых.
Как лечат RLS и PLMD?
Лечение пациентов с RLS или PLMD сочетает в себе обучение новым поведенческим навыкам, витаминные добавки и другие лекарства.
- Привычки хорошего сна: Для детей и подростков важно высыпаться и иметь регулярный график сна. Психологи сна могут помочь семьям установить лучший режим сна.
- Добавки железа: Если уровень ферритина у ребенка ниже 50 мкг/л, врач вашего ребенка порекомендует дополнительное потребление железа через продукты с высоким содержанием железа или лекарства. Мультивитамины содержат достаточно железа для поддержания надлежащих запасов железа, но не имеют достаточного количества железа для восполнения дефицита железа у детей с RLS или PLMD.
- Лекарства: RLS и PLMD лечили клонидином (Catapres), клоназепамом (Klonopin), габапентином (Neurontin) и золпидемом (Ambien). Дофаминергические препараты являются препаратами выбора при СБН у взрослых, но не так часто используются у детей.
- Мониторинг и безопасность: Любое медикаментозное лечение RLS или PLMD требует тщательного мониторинга безопасности и эффективности. В рамках повседневного ухода помните о безопасном хранении всех лекарств (включая Тайленол) в контейнерах, защищенных от детей.
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): Имеются данные, свидетельствующие о том, что лечение СБН или PLMD может уменьшить или устранить симптомы СДВГ у некоторых детей или подростков. Стимулирующие препараты, используемые при СДВГ, не ухудшают RLS или PLMD.
Почему стоит выбрать Children’s Colorado для RLS и PLMD вашего ребенка?
Детский центр сна в Детском центре Колорадо состоит из экспертов в области лечения детей с синдромом беспокойных ног (СБН) и расстройством периодического движения конечностей (PLMD). Наши врачи имеют многолетний опыт диагностики и лечения этих двигательных расстройств. Наш психолог по сну может помочь семьям выработать хорошие привычки сна, чтобы поддержать любые медицинские процедуры, рекомендованные нашими врачами по сну.
Команда Sleep Team часто координирует лечение с другими специалистами и врачами первичной медико-санитарной помощи, участвующими в лечении каждой семьи. Большинство «делают все возможное», чтобы улучшить сон и оптимизировать развитие.
- Национальный фонд сна предоставляет информацию о здоровом сне, а также о нарушениях сна, таких как RLS и PLMD.
- Американская академия медицины сна (AASM) — единственное профессиональное общество, специализирующееся исключительно на медицинской специализации медицины сна.
- Фонд синдрома беспокойных ног — это некоммерческий фонд, занимающийся СБН, который стремится повысить осведомленность, улучшить методы лечения и использовать исследования для поиска лекарства от СБН.
- Healthychildren.org, поддерживаемый Американской академией педиатрии, предоставляет информацию о рекомендациях по здоровому сну, а также о нарушениях сна.
Познакомьтесь с нашими педиатрическими экспертами.
Стивен Хокинс, доктор медицины
Пульмонология — детская, педиатрия, медицина сна
Мелани Глисон, PA-C
Аспирант
Кристофер Бейкер, доктор медицины
Пульмонология — детская
Эмили ДеБоер, доктор медицины
Пульмонология — детская, педиатрия
Рейтинги и отзывы пациентов недоступны.