Содержание
А что он умеет? или развитие навыков недоношенного ребенка. — 35 ответов
Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.
В чем их отличие?
Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У длительно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.
Для контроля за нервно-психическим развитием недоношенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные показатели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жизни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.
что мы можем?
Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц.
Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голову, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.
Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.
Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.
Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.
Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5. 5-6 месяца жизни.
Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.
Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.
Ребенок долго занимается игрушками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно произносит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свидания», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9. 5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.
Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придерживаясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрятности — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.
Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую поверхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 10-11 месяцев жизни.
Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пирамидки большим отверстием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13. 5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 11-12 месяцев жизни.
Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее – эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 13-13 месяцев жизни.
как же узнать, когда есть проблемы?
При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с нормативными показателями в данном возрасте. Так определяется индивидуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормальный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.
Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма – они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.
Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего сохранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной становится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии – или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите – обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно – есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.
какие могут быть трудности?
Психологическую реабилитацию недоношенного младенца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоциональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.
К сожалению – бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее нарушения. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических расстройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсорного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы общения, познавательного развития, социального поведения и формирования прообразов самосознания.
В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенческие и эмоциональные расстройства, нарушения психологического развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у детей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких детей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родившихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая причина обращения родителей к психиатру. У дошкольников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологические привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нарушение адаптации в коллективе.
Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким – вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.
У детей, родившихся глубоко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрасте — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревожность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.
Что понадобится таким малышам? Первое – это ваша любовь, ласка, забота и внимание – это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное – помощь врачей – педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед – мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но!!!! Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой!
Как в омском перинатальном центре реабилитируют недоношенных детей — 23 декабря 2021
Перинатальный центр принимает недоношенных детей со всей области
org/Person»>Фото: Елена ЛатыповаПоделиться
В отделении реанимации умиротворенная атмосфера. Здесь тихо и нет яркого света. Медики контролируют влажность и температуру. Рядом с кроватями, на которых лежат крохотные младенцы, стоит оборудование с мониторами, где отражаются жизненные показатели недоношенных детей.
Заведующий отделением реанимации новорожденных и недоношенных детей Кирилл Замиралов рассказывает, что здесь лежат младенцы с нарушениями жизненно важных функций: например, с дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточностью или с тяжелым неврологическим дефицитом.
— Бывает, встречаем недоношенных детей по 500 грамм, и даже меньше — 460 грамм, — говорит он. — Один пациент сейчас в инкубаторе: при рождении, если не ошибаюсь, ребенок весил 700 грамм, а сейчас уже 1300. На следующей неделе мы ее, возможно, переведем в другое отделение. Она была на ИВЛ, имела проблемы с сердечно-сосудистой системой. Сейчас же ребенок получает грудное молоко, препараты для профилактики анемии, остеопении.
Врачи создают атмосферу, в которой ребенок сможет почувствовать себя, как в утробе матери
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Клинический перинатальный центр принимает недоношенных детей со всей Омской области. Многим из тех, кто попадает в стационар, нужна длительная реабилитация. По словам заместителя главного врача по педиатрической помощи Элины Нестеренко, маленьких пациентов делят на три категории: малыши-экстремалы, чей вес не превышает одного килограмма, новорожденные с очень низкой массой тела (до полутора килограммов), а также дети, которые родились с весом до 2,5 килограмма.
— Каждый год у нас рождается около 80 детей с экстремально низкой массой тела. Это самые тяжелые детки. Они сложно выхаживаются и всегда имеют больше патологий, чем другие. Малыши не зрелы, так как родились раньше срока. Преждевременные роды всегда сопряжены с заболеваниями матери. Здоровье этой категории детей имеет свои особенности, поэтому они требуют долгой реабилитации. Прошлый год был богат на экстремалов, в этом году их немного меньше. А весом от одного до полутора килограммов родились 150 детей, — рассказала Элина Нестеренко.
В среднем за год рождается 1000–1100 детей с разной степенью недоношенности, говорит заместитель главного врача
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Всего в перинатальном центре 121 койка, еще 12 — в реанимации. При этом в педиатрический и акушерский стационары не принимают рожениц и детей с коронавирусом: поступить в медучреждение могут только мамы и младенцы с отрицательным ПЦР-тестом.
Некоторые дети не могут самостоятельно дышать из-за того, что их легкие пока не созрели
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Доставить ребенка из области может санавиация. Сами медики перинатального центра выезжают в другие родильные дома Омска, в том числе и в ковидные. Нередко они возвращаются с тяжелыми детьми (но только с теми, у кого нет коронавируса), поэтому в реанимации всегда должен быть резерв коек. Например, в прошлую пятницу к девяти младенцам в отделение доставили сразу трех недоношенных.
По словам врачей, на здоровье плода влияет образ жизни родителей, здоровье матери, экология, питание, а также инфекции, в том числе и коронавирус. Иммунитет у беременных женщин понижен, а это значит, что шанс подхватить инфекцию возрастает. Сейчас в Омской области, как и во всей России, достаточно женщин, которые лежат в ковидных стационарах после преждевременных родов. Ковидные дети имеют свои особенности.
— Многие дети имеют разные пороки развития. Затрагивается и сердце, и центральная нервная система, и мочевыделительная система… Эти пороки мы объясняем наличием инфекции. Бывает, дети рождаются доношенными, но позже у них выявляем много инфекционных патологий. Пока мы не можем делать точных выводов, материал для исследования набирается. Это наш взгляд на тенденцию, — объяснила Элина Нестеренко.
На базе перинатального центра детям проводят операции
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Несмотря ни на что, по словам Элины Нестеренко, в последние два года в области количество смертей среди новорожденных падает.
— Младенческая смертность у нас сейчас в районе 3,5–3,6%. Всё дело в том, что медицинскую помощь оказывают в моменте. Нет женщин, которые остаются без внимания. И в учреждениях, которые перепрофилированы под ковид, помощь также полноценна. В наш центр поступило оборудование, которое позволяет решать серьезные проблемы.
В стационаре практически все дети находятся с мамами, и это очень хорошо сказывается на их восстановлении.
В родильном доме мама ребенка панически думала, что ее малыш чем-то болен, но здесь врачи успокоили ее. С ним всё в порядке
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Попасть в перинатальный центр можно и по записи в регистратуре. Заведующая консультативной поликлиникой Ирина Глущенко рассказала о реабилитация тяжелых детей.
— Задержки нервно-психического развития остаются в среднем у 18–20% детей, максимально доходит до 25%. Конечно, такие дети могут иметь ДЦП и затем наблюдаться. Но это дети глубоко недоношенные, очень сильно пострадавшие. Они перенесли тяжелую внутриутробную инфекцию, ишемические и геморрагические поражения головного мозга или внутрижелудочковое кровоизлияние тяжелой степени, что ведет к гидроцефальному синдрому. Некоторым детям проводят шунтирование, — пояснила она.
В перинатальном центре детям проводят разные процедуры — среди них массаж, гимнастика, лечебная физкультура, терапия с помощью тока и многое другое
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Но многие дети благодаря наблюдению и реабилитации к первому году жизни восстанавливаются.
— В моторике у кого-то могут быть небольшие отставания, у некоторых детей замедляется физическое развитие, однако со всем этим можно бороться и жить, — добавила Ирина Глущенко.
Порой и дети в восторге от процедур
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Неонатальная боль у глубоко недоношенных детей: долгосрочные последствия для мозга, развития нервной системы и болевой реактивности
1. Als H, Duffy FH, McAnulty GB, et al. Ранний опыт изменяет функцию и структуру мозга. Педиатрия. 2004; 113:846–57. doi: 10.1542/peds.113.4.846. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Perlman JM, Volpe JJ. Отсасывание у недоношенных детей: влияние на скорость мозгового кровотока, внутричерепное давление и артериальное давление. Педиатрия. 1983;72:329–34. [PubMed] [Google Scholar]
3. Anand KJ, Sippell WG, Aynsley-Green A. Боль, анестезия и дети. Ланцет. 1987; 2:1210. doi: 10.1016/S0140-6736(87)91347-X. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Grunau RE, Craig KD. Выражение боли у новорожденных: движения лица и плач. Боль. 1987; 28: 395–410. doi: 10.1016/0304-3959(87)
-X. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]5. Фитцджеральд М., Шоу А., Макинтош Н. Постнатальное развитие кожного сгибательного рефлекса: сравнительное исследование недоношенных детей и новорожденных крысят. Dev Med Child Neurol. 1988;30:520–6. doi: 10.1111/j.1469-8749.1988.tb04779.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Фицджеральд М. Развитие ноцицептивных цепей. Нат Рев Нейроски. 2005; 6: 507–20. doi: 10.1038/nrn1701. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Ranger M, Johnston CC, Anand KJ. Текущие споры относительно оценки боли у новорожденных. Семин Перинатол. 2007; 31: 283–8. doi: 10.1053/j.semperi.2007.07.003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Холсти Л. Предыдущая боль вызывает повышенные двигательные реакции во время кластерного ухода за недоношенными детьми в отделении интенсивной терапии новорожденных. Ранний Хам Дев. 2005;81:293–302. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2004.08.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Grunau RE, Holsti L, Whitfield MF, Ling E. Являются ли подергивания, вздрагивания и движения тела индикаторами боли у младенцев с экстремально низкой массой тела при рождении? Клин Джей Пейн. 2000; 16:37–45. doi: 10.1097/00002508-200003000-00007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Johnston CC, Stevens BJ. Опыт работы в отделении интенсивной терапии новорожденных влияет на болевой ответ. Педиатрия. 1996; 98: 925–30. [PubMed] [Академия Google]
11. Grunau RE, Holsti L, Haley DW, et al. Неонатальное процедурное воздействие боли предсказывает более низкий уровень кортизола и поведенческую реактивность у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии. Боль. 2005; 113: 293–300. doi: 10.1016/j.pain.2004.10.020. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Holsti L, Grunau RE, Whitfield MF, Oberlander TF, Lindh V. Поведенческие реакции на боль усиливаются после кластерного лечения недоношенных детей, родившихся между 30 и 32 недели беременности. Клин Джей Пейн. 2006; 22: 757–64. дои: 10. 1097/01.аджп.0000210921.10912.47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Lagercrantz H, Hanson MA, Ment LR, Peebles DM. Мозг новорожденного: нейронауки и клинические приложения. 2-е изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2010. [CrossRef] [Google Scholar]
14. Fabrizi L, Slater R, Worley A, et al. Сдвиг в сенсорной обработке, который позволяет развивающемуся человеческому мозгу отличать прикосновение от боли. Карр Биол. 2011;21:1552–8. doi: 10.1016/j.cub.2011.08.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Миллер С.П., Ферриеро Д.М. От избирательной уязвимости к подключению: выводы из визуализации мозга новорожденных. Тренды Нейроси. 2009; 32: 496–505. doi: 10.1016/j.tins.2009.05.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Мент Л.Р., Хирц Д., Хуппи П.С. Визуализация биомаркеров исхода в развивающемся мозге недоношенных. Ланцет Нейрол. 2009; 8: 1042–55. doi: 10. 1016/S1474-4422(09)70257-1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Ball G, Boardman JP, Rueckert D, et al. Влияние преждевременных родов на развитие таламуса и коры головного мозга. Кора головного мозга. 2012;22:1016–24. дои: 10.1093/cercor/bhr176. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Kontis D, Catani M, Cuddy M, et al. Диффузионно-тензорная МРТ мозолистого тела и когнитивная функция у взрослых, родившихся недоношенными. Нейроотчет. 2009; 20: 424–8. doi: 10.1097/WNR.0b013e328325a8f9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Thayyil S, Chandrasekaran M, Taylor A, et al. Биомаркеры церебрального магнитного резонанса при неонатальной энцефалопатии: метаанализ. Педиатрия. 2010;125:e382–95. [PubMed] [Академия Google]
20. Вольпе Дж.Дж. Черепно-мозговая травма у недоношенных детей: сложная смесь деструктивных нарушений и нарушений развития. Ланцет Нейрол. 2009; 8: 110–24. doi: 10.1016/S1474-4422(08)70294-1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Miller SP, Ferriero DM, Leonard C, et al. Раннее повреждение головного мозга у недоношенных новорожденных, выявленное с помощью магнитно-резонансной томографии, связано с неблагоприятным ранним исходом развития нервной системы. J Педиатр. 2005; 147: 609–16. doi: 10.1016/j.jpeds.2005.06.033. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
22. Адвокат С.Дж., Эдвардс А.Д., Чу А.Т. и др. Специфические отношения между способностями развития нервной системы и микроструктурой белого вещества у недоношенных детей. Мозг. 2008; 131:3201–8. doi: 10.1093/brain/awn268. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Шринивасан Л., Датта Р., Коунсел С.Дж. и соавт. Количественная оценка глубокого серого вещества у недоношенных детей в возрасте, эквивалентном доношенному, с использованием ручной волюметрии магнитно-резонансных изображений 3 тесла. Педиатрия. 2007; 119: 759–65. doi: 10.1542/пед.2006-2508. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
24. Ment LR, Kesler S, Vohr B, et al. Продольные изменения объема мозга у недоношенных и доношенных субъектов контрольной группы в позднем детстве и подростковом возрасте. Педиатрия. 2009;123:503–11. doi: 10.1542/peds.2008-0025. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Mullen KM, Vohr BR, Katz KH, et al. Преждевременные роды приводят к изменениям нейронной связи в возрасте 16 лет. Нейроизображение. 2011;54:2563–70. doi: 10.1016/j.neuroimage.2010.11.019. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Kalpakidou AK, Allin MP, Walshe M, et al. Неонатальная травма головного мозга и нейроанатомия обработки памяти после очень преждевременных родов во взрослом возрасте: исследование фМРТ. ПЛОС Один. 2012;7:e34858. doi: 10.1371/journal.pone.0034858. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Tam EW, Ferriero DM, Xu D, et al. Развитие мозжечка у недоношенных новорожденных: последствия супратенториального повреждения головного мозга. Педиатр Рез. 2009;66:102–6. doi: 10.1203/PDR.0b013e3181a1fb3d. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. McQuillen PS, Ferriero DM. Перинатальное повреждение нейронов подпластины: значение для развития коры и пластичности. Мозговой патол. 2005; 15: 250–60. doi: 10.1111/j.1750-3639.2005.tb00528.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Smyser CD, Inder TE, Shimony JS, et al. Продольный анализ развития нейронной сети у недоношенных детей. Кора головного мозга. 2010;20:2852–62. doi: 10.1093/cercor/bhq035. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Schafer RJ, Lacadie C, Vohr B, et al. Изменения функциональной связности языка у недоношенных подростков. Мозг. 2009; 132: 661–70. doi: 10.1093/brain/awn353. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Doesburg SM, Chau CM, Cheung TP, et al. Неонатальный болевой стресс, функциональная корковая активность и зрительно-перцептивные способности у детей школьного возраста, родившихся в экстремально низком гестационном возрасте. Боль. 2013; 154: 1946–52. doi: 10.1016/j.pain.2013.04.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Narberhaus A, Lawrence E, Allin MP, et al. Нервные субстраты зрительных парных ассоциаций у молодых людей с преждевременными родами в анамнезе: изменения в лобно-теменно-затылочной сети и хвостатом ядре. Нейроизображение. 2009; 47: 1884–93. doi: 10.1016/j.neuroimage.2009.04.036. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Doesburg SM, Ribary U, Herdman AT, et al. Измененная синхронизация дальнего альфа-диапазона во время кратковременной зрительной памяти у детей, рожденных очень недоношенными. Нейроизображение. 2011; 54:2330–9. doi: 10.1016/j.neuroimage.2010.10.044. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Smith GC, Gutovich J, Smyser C, et al. Стресс отделения интенсивной терапии новорожденных связан с развитием мозга у недоношенных детей. Энн Нейрол. 2011;70:541–9. doi: 10.1002/ana.22545. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Brummelte S, Grunau RE, Chau V, et al. Процедурная боль и развитие головного мозга у недоношенных новорожденных. Энн Нейрол. 2012;71:385–96. doi: 10.1002/ana.22267. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Ананд К.Дж., Коскун В., Тривикраман К.В., Немерофф С.Б., Плотский П.М. Долгосрочные поведенческие эффекты повторяющейся боли у новорожденных крысят. Физиол Поведение. 1999; 66: 627–37. doi: 10.1016/S0031-9384(98)00338-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Duhrsen L, Simons SH, Dzietko M, et al. Влияние повторяющегося воздействия боли и лечения морфином на мозг новорожденных крыс. Неонатология. 2013; 103:35–43. doi: 10.1159/000341769. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
38. Барточчи М., Бергквист Л.Л., Лагеркранц Х., Ананд К.Дж. Боль активирует области коры головного мозга недоношенного новорожденного. Боль. 2006; 122:109–17. doi: 10.1016/j.pain.2006.01.015. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Slater R, Fabrizi L, Worley A, Meek J, Boyd S, Fitzgerald M. Недоношенные дети демонстрируют повышенную активность нейронов, вызванных вредными воздействиями, в мозге по сравнению со здоровыми сверстниками. доношенные младенцы. Нейроизображение. 2010; 52: 583–9. doi: 10.1016/j.neuroimage.2010.04.253. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
40. Vinall J, Miller SP, Chau V, Brummelte S, Synnes AR, Grunau RE. Неонатальная боль в связи с постнатальным ростом у детей, рожденных очень недоношенными. Боль. 2012; 153:1374–81. doi: 10.1016/j.pain.2012.02.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Vinall J, Grunau RE, Brant R, et al. Более медленный постнатальный рост связан с задержкой созревания коры головного мозга у недоношенных новорожденных. Sci Transl Med. 2013;5:168ра8. [PubMed] [Google Scholar]
42. Miller SP, Vigneron DB, Henry RG, et al. Серийная количественная диффузионно-тензорная МРТ недоношенного головного мозга: развитие у новорожденных с травмой и без нее. J Magn Reson Imaging. 2002; 16: 621–32. doi: 10.1002/jmri. 10205. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
43. Spittle AJ, Cheong J, Doyle LW, et al. Неонатальная аномалия белого вещества предсказывает моторные нарушения у глубоко недоношенных детей. Dev Med Child Neurol. 2011;53:1000–6. doi: 10.1111/j.1469-8749.2011.04095.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Люпиен С.Дж., Макьюэн Б.С., Гуннар М.Р., Хейм К. Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и познание. Нат Рев Нейроски. 2009; 10: 434–45. doi: 10.1038/nrn2639. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
45. Zwicker JG, Grunau RE, Adams E, et al. Оценка неонатальной острой физиологии-II и неонатальная боль позволяют прогнозировать развитие корково-спинномозгового тракта у недоношенных новорожденных. Педиатр Нейрол. 2013;48:123–9.e1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
46. Vinall J, Grunau R, Bjornson B, et al. Влияние неонатального стресса, связанного с болью, на мозг и IQ в школьном возрасте у детей, рожденных недоношенными. Педиатрия, Постерный доклад, 9-й Международный форум по педиатрической боли; Уайт-Пойнт, Новая Каролина, Канада. Октябрь 2013 г. [Google Scholar]
47. Рейнджер М., Чау С., Гарг А. и др. Стресс, связанный с болью у новорожденных, является предиктором толщины коры головного мозга в возрасте 7 лет у детей, рожденных очень недоношенными. ПЛОС Один. (В прессе). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Milgrom J, Newnham C, Anderson PJ, et al. Обучение ранней чувствительности родителей недоношенных детей: влияние на развивающийся мозг. Педиатр Рез. 2010;67:330–5. doi: 10.1203/PDR.0b013e3181cb8e2f. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Ананд К.Дж., Гарг С., Ровнаги Ч.Р., Нарсингхани У., Бхутта А.Т., Холл Р.В. Кетамин уменьшает гибель клеток после воспалительной боли в головном мозге новорожденных крыс. Педиатр Рез. 2007; 62: 283–9.0. doi: 10.1203/PDR.0b013e3180986d2f. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Tombini M, Pasqualetti P, Rizzo C, et al. Внеутробное созревание соматосенсорных путей у недоношенных детей: исследование соматосенсорных вызванных потенциалов. Клин Нейрофизиол. 2009; 120:783–9. doi: 10.1016/j.clinph.2008.12.032. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Vanhatalo S, Jousmaki V, Andersson S, Metsaranta M. Простой и практичный метод рутинного прикроватного тестирования соматосенсорных систем у младенцев с экстремально низкой массой тела при рождении. Педиатр Рез. 2009 г.;66:710–13. doi: 10.1203/PDR.0b013e3181be9d66. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Holsti L, Grunau RE, Oberlander TF, Whitfield MF. Предшествующая боль вызывает повышенную двигательную реакцию во время группового ухода за недоношенными детьми в отделении интенсивной терапии новорожденных. Ранний Хам Дев. 2005; 81: 293–302. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2004.08.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Hohmeister J, Kroll A, Wollgarten-Hadamek I, et al. Церебральная обработка боли у детей школьного возраста с ноцицептивным входом новорожденного: исследовательское исследование фМРТ. Боль. 2010; 150: 257–67. doi: 10.1016/j.pain.2010.04.004. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
54. Welch MG, Myers MM, Grieve PG, et al. Электроэнцефалографическая активность недоношенных детей увеличивается при вмешательстве в семейное воспитание: рандомизированное контролируемое исследование в отделении интенсивной терапии новорожденных. Клин Нейрофизиол. (В прессе). [PubMed] [Google Scholar]
55. Okumura A, Kubota T, Toyota N, et al. Амплитудно-спектральный анализ возрастных изменений дельта-волн у недоношенных детей. Мозг Дев. 2003; 25: 406–10. doi: 10.1016/S0387-7604(03)00027-5. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
56. Костович И., Иуда М. Развитие подпластинчатых и таламокортикальных связей в мозге плода человека. Акта Педиатр. 2010;99:1119–27. doi: 10.1111/j.1651-2227.2010.01811.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Lubsen J, Vohr B, Myers E, et al. Микроструктурные и функциональные связи в развивающемся мозге. Семин Перинатол. 2011; 35:34–43. doi: 10.1053/j.semperi.2010.10.006. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. van Haastert IC, Groenendaal F, Uiterwaal CS, et al. Снижение заболеваемости и тяжести детского церебрального паралича у недоношенных детей. J Педиатр. 2011;159: 86–91. doi: 10.1016/j.jpeds.2010.12.053. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Zwicker JG, Missiuna C, Harris SR, Boyd LA. Расстройство координации развития: обзор и обновление. Eur J Paediatr Neurol. 2012; 16: 573–81. doi: 10.1016/j.ejpn.2012.05.005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Synnes AR, Anson S, Arkesteijn A, et al. Показатели возраста поступления в школу для младенцев с массой тела при рождении = 800 граммов. J Педиатр. 2010; 157:989–94. doi: 10.1016/j.jpeds.2010.06.016. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
61. Носарти С., Мюррей Р.М., Хак М. Неврологические последствия преждевременных родов от детства до взрослой жизни. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2010. [Google Scholar]
62. Хак М., Фланнери Д.Дж., Шлухтер М., Картар Л., Боравски Э., Кляйн Н. Результаты в раннем взрослом возрасте для детей с очень низкой массой тела при рождении. N Engl J Med. 2002; 346: 149–57. doi: 10.1056/NEJMoa010856. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Grunau RE, Whitfield MF, Fay TB. Психосоциальные и академические характеристики подростков с экстремально низкой массой тела при рождении (< или = 800 г), у которых отсутствуют серьезные нарушения, по сравнению с контрольными субъектами, родившимися в срок. Педиатрия. 2004; 114:e725–32. doi: 10.1542/пед.2004-0932. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Дамманн О., Кубань К.С., Левитон А. Перинатальная инфекция, воспалительная реакция плода, повреждение белого вещества и когнитивные ограничения у детей, рожденных недоношенными. Ment Retard Dev Disabil Res Rev. 2002; 8: 46–50. doi: 10.1002/mrdd.10005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Grunau RE, Whitfield MF, Petrie-Thomas J, et al. Неонатальная боль, родительский стресс и взаимодействие в связи с когнитивным и моторным развитием в возрасте 8 и 18 месяцев у недоношенных детей. Боль. 2009 г.;143:138–46. doi: 10.1016/j.pain.2009.02.014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Vinall J, Miller S, Synnes A, Grunau R. Поведение родителей смягчает взаимосвязь между неонатальной болью и интернализирующим поведением в 18 месяцев скорректированного возраста у детей, родившихся очень преждевременно. Боль. 2013; 154:1831–9. doi: 10.1016/j.pain.2013.05.050. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Ranger M, Synnes A, Vinall J, Grunau R. Неонатальный стресс, связанный с болью, и воздействие морфина предсказывают интернализующее поведение у очень недоношенных детей школьного возраста. Постерная презентация, Ежегодное собрание педиатрических академических обществ; Вашингтон, округ Колумбия. Май 2013 г. [Google Scholar]
68. Грунау Р.Э., Вайнберг Дж., Уитфилд М. Ф. Неонатальная процедурная боль и реакция кортизола недоношенных детей на новизну в возрасте 8 месяцев. Педиатрия. 2004; 114:e77–84. doi: 10.1542/peds.114.1.e77. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Grunau RE, Haley DW, Whitfield MF, Weinberg J, Yu W, Thiessen P. Изменение базального уровня кортизола через 3, 6, 8 и 18 месяцев у детей, рожденных в крайне низком гестационном возрасте. J Педиатр. 2007; 150:151–6. doi: 10.1016/j.jpeds.2006.10.053. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Блумберг М.С., Зельке А.М. Форма и функция младенческого сна: от мышц до неокортекса. В: Блумберг М.С., Робинсон С.Р., редакторы. Оксфордский справочник по поведенческой неврологии развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010. С. 391–423. [Google Scholar]
71. Шер М.С., Джонсон М.В., Холдитч-Дэвис Д. Цикличность поведения во сне новорожденных в постконцептуальном возрасте от 25 до 30 недель. Педиатр Рез. 2005; 57: 879–82. doi: 10.1203/01.PDR.0000157678.84132.A8. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
72. Холсти Л., Грунау Р.Э., Оберландер Т.Ф., Осиович Х. Больно или нет? Дискриминантная валидность шкалы поведенческих показателей детской боли (BIIP). Клин Джей Пейн. 2008; 24:83–88. doi: 10.1097/AJP.0b013e318158c5e5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Axelin A, Kirjavainen J, Salantera S, Lehtonen L. Влияние обезболивания на сон у недоношенных детей. Евр Джей Пейн. 2010; 14:752–8. doi: 10.1016/j.ejpain.2009.11.007. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
74. Шампанское FA. Взаимодействие между социальным опытом и геномом: эпигенетические последствия для поведения. Ад Генет. 2012;77:33–57. doi: 10.1016/B978-0-12-387687-4.00002-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Мэтьюз С.Г. Раннее программирование гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Тенденции Эндокринол Метаб. 2002; 13: 373–80. doi: 10.1016/S1043-2760(02)00690-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Walker CD, Kudreikis K, Sherrard A, Johnston CC. Повторяющаяся неонатальная боль влияет на материнское поведение, но не на реакцию на стресс у потомства крыс. Brain Res Dev Мозг Res. 2003; 140: 253–61. дои: 10.1016/S0165-3806(02)00611-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Ваттерберг К.Л., Скотт С.М. Доказательства ранней надпочечниковой недостаточности у детей, у которых развивается бронхолегочная дисплазия. Педиатрия. 1995; 95: 120–5. [PubMed] [Google Scholar]
78. Grunau RE, Cepeda IL, Chau CMY, et al. Стресс, связанный с болью у новорожденных, и генотип NFKBIA связаны с изменением уровня кортизола у недоношенных мальчиков в школьном возрасте. ПЛОС Один. 2013;8:e73926. doi: 10.1371/journal.pone.0073926. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Миллер Г.Э., Чен Э., Чжоу Э.С. Если он поднимается, должен ли он опускаться? Хронический стресс и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная ось у человека. Психологический бык. 2007; 133:25–45. doi: 10.1037/0033-2909.133.1.25. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Haley DW, Weinberg J, Grunau RE. Кортизол, непредвиденное обучение и память у недоношенных и доношенных детей. Психонейроэндокринология. 2006; 31:108–17. doi: 10.1016/j.psyneuen.2005.06.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Haley DW, Grunau RE, Weinberg J, Keidar A, Oberlander TF. Физиологические корреляты воспоминаний в младенчестве: тонус блуждающего нерва, кортизол и имитация у недоношенных и доношенных детей в возрасте 6 месяцев. Младенец Поведение Дев. 2010;33:219–34. doi: 10.1016/j.infbeh.2009.10.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Tu MT, Grunau RE, Petrie-Thomas J, Haley DW, Weinberg J, Whitfield MF. Материнский стресс и поведение модулируют взаимосвязь между неонатальным стрессом, вниманием и базальным уровнем кортизола в 8 месяцев у недоношенных детей. Дев Психобиолог. 2007;49: 150–64. doi: 10.1002/dev.20204. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
83. Brummelte S, Grunau RE, Zaidman-Zait A, Weinberg J, Nordstokke D, Cepeda IL. Уровни кортизола в связи с материнским взаимодействием и интернализирующим поведением ребенка у недоношенных и доношенных детей в скорректированном возрасте 18 месяцев. Дев Психобиолог. 2011;53:184–95. doi: 10.1002/dev.20511. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
84. Пэджетт Д.А., Глейзер Р. Как стресс влияет на иммунный ответ. Тренды Иммунол. 2003; 24:444–8. дои: 10.1016/S1471-4906(03)00173-Х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
85. Хайден М.С., Гош С. Общие принципы передачи сигналов NF-kappaB. Клетка. 2008; 132:344–62. doi: 10.1016/j.cell.2008.01.020. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
86. Grunau RE, Whitfield MF, Petrie JH. Чувствительность к боли и темперамент у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела при рождении, а также у недоношенных и доношенных детей из контрольной группы. Боль. 1994; 58: 341–6. doi: 10.1016/0304-3959(94)
-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
87. Grunau RE, Whitfield MF, Petrie J. Суждения детей о боли в возрасте 8–10 лет: отличаются ли дети с экстремально низкой массой тела при рождении (< или = 1000 г) от полной массы тела при рождении? сверстники? J Детская психологическая психиатрия. 1998;39:587–94. doi: 10.1017/S0021963098002406. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
88. Oberlander TF, Grunau RE, Whitfield MF, Fitzgerald C, Pitfield S, Saul JP. Биоповеденческие реакции на боль у младенцев с экстремально низкой массой тела при рождении в скорректированном возрасте четырех месяцев. Педиатрия. 2000;105:e6. doi: 10.1542/peds.105.1.e6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
89. Grunau RE, Oberlander TF, Whitfield MF, Fitzgerald C, Morison SJ, Saul JP. Болевая реактивность у младенцев с экстремально низкой массой тела при рождении в скорректированном возрасте 8 месяцев по сравнению с контрольной группой, рожденной в срок. Младенец Поведение Дев. 2001; 24:41–55. doi: 10.1016/S0163-6383(01)00065-0. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
90. Ren K, Anseloni V, Zou SP, et al. Характеристика базальных и связанных с повторным воспалением долгосрочных изменений болевой чувствительности после кратковременного местного воспалительного инсульта у новорожденных. Боль. 2004; 110: 588–96. doi: 10.1016/j.pain.2004.04.006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
91. Grunau RE, Tu MT, Whitfield MF, et al. Кортизол, поведение и реакция частоты сердечных сокращений на боль при иммунизации в возрасте 4 месяцев скорректированного возраста у детей, рожденных глубоко недоношенными. Клин Джей Пейн. 2010;26:698–704. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
92. Бускила Д., Нейманн Л., Змора Э., Фельдман М., Болотин А., Пресс Дж. Болевая чувствительность у недоношенных подростков. Arch Pediatr Adolesc Med. 2003; 157:1079–82. doi: 10.1001/archpedi.157.11.1079. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
93. Hermann C, Hohmeister J, Demirakca S, Zohsel K, Flor H. Длительное изменение болевой чувствительности у детей школьного возраста с ранним опытом боли. Боль. 2006; 125: 278–85. doi: 10.1016/j.pain.2006.08.026. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
94. Уокер С.М., Франк Л.С., Фитцджеральд М., Майлз Дж., Стокс Дж., Марлоу Н. Долгосрочное влияние неонатальной интенсивной терапии и хирургии на соматосенсорное восприятие у детей, рожденных крайне недоношенными. Боль. 2009; 141:79–87. doi: 10.1016/j.pain.2008.10.012. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
95. Schmelzle-Lubiecki BM, Campbell KA, Howard RH, Franck L, Fitzgerald M. Долгосрочные последствия ранних детских травм и травм при соматосенсорной обработке. Евр Джей Пейн. 2007; 11: 799–809. doi: 10.1016/j.ejpain.2006.12.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
96. Эндрюс К., Фитцджеральд М. Чувствительность к ране как мера обезболивающего эффекта после операции у новорожденных и младенцев. Боль. 2002; 99: 185–95. doi: 10.1016/S0304-3959(02)00100-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
97. Peters JW, Schouw R, Anand KJ, van Dijk M, Duivenvoorden HJ, Tibboel D. Приводит ли неонатальная хирургия к повышению болевой чувствительности в более позднем детстве? Боль. 2005; 114:444–54. doi: 10.1016/j.pain.2005.01.014. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
98. Peters JW, Koot HM, de Boer JB, et al. Обширное хирургическое вмешательство в течение первых 3 месяцев жизни и последующая биоповеденческая болевая реакция на иммунизацию в более позднем возрасте: сравнительное исследование. Педиатрия. 2003; 111:129–35. doi: 10.1542/peds.111.1.129. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
99. Сайгал С., Фини Д., Розенбаум П., Ферлонг В., Берроуз Э., Стоскопф Б. Самооценка состояния здоровья и связанное со здоровьем качество жизни людей с крайне низкой рождаемостью. веса младенцев в подростковом возрасте. ДЖАМА. 1996;276:453–9. doi: 10.1001/jama.1996.03540060029031. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
100. Saigal S, Stoskopf B, Boyle M, et al. Сравнение текущего состояния здоровья, функциональных ограничений и обращения за медицинской помощью молодых людей, родившихся с экстремально низкой массой тела при рождении и нормальной массой тела при рождении. Педиатрия. 2007; 119:e562–73. doi: 10.1542/пед.2006-2328. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
101. Littlejohn C, Pang D, Power C, Macfarlane GJ, Jones GT. Есть ли связь между преждевременными родами или низкой массой тела при рождении и хронической широко распространенной болью? Результаты 19Исследование когорты 58 рождений. Евр Джей Пейн. 2012;16:134–139. doi: 10.1016/j.ejpain.2011.05.015. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
102. Раух В.А., Нуркомб Б., Ахенбах Т., Хауэлл С. Программа транзакций между матерью и ребенком. Содержание и последствия вмешательства для матерей детей с низкой массой тела при рождении. Клин Перинатол. 1990; 17:31–45. [PubMed] [Google Scholar]
103. Achenbach TM, Howell CT, Aoki MF, Rauh VA. Девятилетний результат программы вмешательства Вермонта для детей с низкой массой тела при рождении. Педиатрия. 1993;91:45–55. [PubMed] [Google Scholar]
104. McManus BM, Poehlmann J. Взаимодействие родителей и детей, симптомы депрессии у матери и когнитивная функция недоношенного ребенка. Младенец Поведение Дев. 2012; 35: 489–98. doi: 10.1016/j.infbeh.2012.04.005. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
105. Hohmeister J, Demirakca S, Zohsel K, Flor H, Hermann C. Реакция на боль у детей школьного возраста с опытом работы в отделении интенсивной терапии новорожденных : когнитивные аспекты и материнские влияния. Евр Джей Пейн. 2009 г.;13:94–101. doi: 10.1016/j.ejpain.2008.03.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Преждевременные роды и дети: осложнения и уход
Автор Алисия Барни
В этой статье
- Что такое недоношенный ребенок?
- Симптомы преждевременных родов
- Причины преждевременных родов и факторы риска
- Предотвращение преждевременных родов
- Осложнения преждевременных родов
- Что влияет на рост и развитие?
- Что ожидать после рождения
- Возвращение домой
- Вехи развития
- По мере роста ребенка: советы для родителей
Врачи называют ребенка «недоношенным», если он родился более чем на 3 недели раньше срока. Если ваш ребенок недоношенный, у вас будет много вопросов о том, как обеспечить ему дополнительный уход, в котором он нуждается. Поскольку у недоношенных детей не так много времени для развития в утробе матери, у некоторых могут быть проблемы со здоровьем, и им нужно оставаться в больнице дольше, чем детям, рожденным в срок. Многое зависит от того, за сколько недель до родов у вас родится ребенок. Чем раньше роды, тем больше осложнений может быть у младенца.
Врачи делят недоношенных на группы в зависимости от их возраста при рождении:
- Поздние недоношенные: от 34 до 37 недель
- Умеренно недоношенные: от 32 до 34 недель
- Очень недоношенные: от 28 и 32 недели
- Чрезвычайно недоношенный: 28 недель или меньше
Сначала ваш ребенок может выглядеть иначе, чем другие новорожденные, которых вы видели:
- Недоношенные дети меньше, чем те, которые родились ближе к сроку, и имеют меньше жира.
- Голова вашего ребенка может показаться немного большой для его тела.
- Их кожа может показаться тонкой, и она может быть покрыта тонкими волосами, называемыми лануго.
- Их черты лица могут выглядеть менее округлыми, чем у доношенных детей.
Вы можете заметить и некоторые другие отличия:
- Сначала ваш недоношенный ребенок может плакать тихо или совсем не плакать, так как его дыхательная система не полностью развита. У них также могут быть проблемы с дыханием.
- У них могут возникнуть проблемы с кормлением, поскольку у них отсутствуют рефлексы сосания и глотания.
- У вашего ребенка может быть низкая температура, так как у него недостаточно жира, чтобы согреться.
По мере того, как ребенок растет и набирает вес, он начинает выглядеть и вести себя как другие младенцы.
Врачи не всегда знают, почему ребенок рождается раньше срока. Но у вас может быть больше шансов родить недоношенного ребенка, если вы:
- Ожидаете близнецов или других многоплодных детей
- У вас была недоношенность до
- У вас проблемы с маткой, шейкой матки или плацентой
- Возраст до 17 лет и старше 35 лет
- Имели недостаточный или избыточный вес до беременности
- Курили или употребляли запрещенные наркотики
- Зачали с помощью экстракорпорального оплодотворения
- Многократные выкидыши или аборты
- Забеременели менее 6 лет месяцев после предыдущей беременности
- Имели такие заболевания, как диабет или высокое кровяное давление
- Перенесли инфекцию или травму во время беременности
- Пережили стрессовую ситуацию, например, смерть близкого человека
Не существует надежного способа предотвратить преждевременные роды. Но если вы планируете беременность, примите следующие меры, чтобы сохранить здоровье:
- Подождите не менее 18 месяцев между беременностями.
- Поддерживайте здоровый вес.
- Не курите, не пейте и не употребляйте наркотики.
- Начните посещать врача для дородового наблюдения, как только вы решите, что беременны.
- Получите лечение от любого заболевания, которое у вас есть.
- Сделайте необходимые прививки и позаботьтесь о том, чтобы не заразиться.
- Постарайтесь снизить уровень стресса.
- Если у вас депрессия, лечитесь от нее.
Если вы беременны и подвержены высокому риску преждевременных родов, врач может дать вам:
- Добавки прогестерона. Этот гормон может помочь, если у вас есть проблемы с шейкой матки или преждевременные роды в анамнезе.
- Операция под названием серкляж шейки матки. Если у вас «короткая» шейка матки, врач может сшить ее, чтобы поддержать матку. Они снимут швы, когда вы будете готовы рожать.
Недоношенные дети подвержены риску осложнений, поскольку их органы не успели развиться в утробе матери. Когда дети рождаются очень преждевременно, они подвергаются более высокому риску некоторых проблем со здоровьем.
Некоторые краткосрочные проблемы, которые могут возникнуть:
Потеря тепла тела. Из-за недостатка жира в организме недоношенные дети быстро теряют тепло тела. Если их температура становится слишком низкой, у них могут быть проблемы с дыханием и низкий уровень сахара в крови.
Проблемы с дыханием. У некоторых недоношенных есть апноэ, длительные паузы в дыхании. Другое состояние, называемое респираторным дистресс-синдромом, возникает, когда легкие вашего ребенка не вырабатывают достаточное количество жидкости, называемой сурфактантом. Если это произойдет, врачи будут лечить ребенка искусственной версией жидкости, которая помогает легким расширяться. Возможно, им придется подключить ребенка к аппарату искусственной вентиляции легких.
Если ваш ребенок подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, есть вероятность, что высокий уровень кислорода и давление внутри него могут повредить крошечные воздушные мешочки в его легких. Это называется бронхолегочной дисплазией. Если это произойдет, ваш ребенок будет нуждаться в кислороде в течение нескольких недель или месяцев. Недоношенные дети часто перерастают это по мере взросления их легких.
Проблемы с сердцем. Открытый артериальный проток — это когда у вашего ребенка есть отверстие между двумя крупными кровеносными сосудами, отходящими от сердца. Часто закрывается самостоятельно. У недоношенных также может быть низкое кровяное давление. Это может означать, что им нужны внутривенные жидкости, лекарства или, возможно, переливание крови.
Мозг проблемы. Очень ранние роды делают ребенка более вероятным для кровоизлияния в мозг, называемого внутрижелудочковым кровоизлиянием. Они часто проходят, не причиняя особого вреда.
Проблемы с пищеварением. После начала кормления у некоторых недоношенных может развиться состояние, называемое некротизирующим энтероколитом. Это происходит, когда ткани в их кишечнике воспаляются. Риск ниже у детей, находящихся только на грудном вскармливании.
Проблемы с кровью. Анемия, при которой организм вашего ребенка не вырабатывает достаточное количество эритроцитов, может препятствовать набору веса и активности вашего ребенка. Врачи лечат его препаратами железа, лекарствами или переливанием крови.
Если у вашего ребенка желтуха , , его кожа становится желтоватой. Это происходит потому, что в их крови накапливается химическое вещество под названием билирубин. Вашему ребенку может потребоваться лечение специальными лампами.
Возможные долговременные осложнения включают:
Проблемы со зрением . Ретинопатия недоношенных возникает, когда сетчатка ребенка — слой нервных клеток в задней части глаза, воспринимающий свет, — не полностью развита. Это может привести к образованию рубцов на сетчатке. В редких случаях сетчатка может отслоиться.
Проблемы со слухом. Недоношенные дети подвергаются повышенному риску потери слуха. Их обычно тестируют в отделении для новорожденных. Ваш педиатр может следить с осторожностью.
Проблемы с зубами. У недоношенных детей могут поздно прорезываться зубы или зубы могут быть изменены в цвете или неправильно выровнены.
Детский церебральный паралич. Это инвалидность, которая влияет на подвижность и мышечный тонус. Хотя большинство людей, у которых он есть, не родились преждевременно, преждевременные роды являются фактором риска. Трудотерапия и физиотерапия могут помочь младенцам и детям с церебральным параличом.
Проблемы с обучением и поведением. Недоношенные дети часто медленнее достигают основных этапов развития, чем доношенные дети. Позже у них могут возникнуть трудности с обучением и проблемы с поведением. Поговорите со своим врачом, если вы обеспокоены.
Другие проблемы со здоровьем. Недоношенные дети с большей вероятностью будут иметь длительные заболевания, такие как инфекции, астма и проблемы с кормлением.
Как рано они родились. В целом, чем раньше родился ваш ребенок, тем выше вероятность того, что у него будут длительные проблемы, влияющие на его рост и развитие.
Поздне недоношенные дети, как правило, быстро догоняют доношенных детей. Младенцы, которые родились раньше, могут развиваться медленнее и иметь отставание. Крайне недоношенные дети, скорее всего, будут иметь серьезную и длительную инвалидность.
Масса тела при рождении. Чем меньше ваш ребенок весил при рождении, тем выше вероятность того, что у него будут проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на его рост.
Есть ли у них другие заболевания. У недоношенных детей чаще возникают медицинские проблемы, такие как инфекции, заболевания сердца, легких или кишечника. Врачи могут лечить эти проблемы, и некоторые из них исчезают по мере взросления ребенка. Они могут по-прежнему замедлять рост и развитие вашего ребенка. Вашему ребенку может понадобиться дополнительное время, чтобы набраться сил.
Насколько сложно было лечение в больнице. Если ваш ребенок долгое время находился в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОИТН) и нуждался в особом уходе, вероятно, ему потребуется дополнительное время для развития.
Недоношенные дети получают дополнительную помощь сразу после рождения. Вашему ребенку может потребоваться консультация неонатолога, педиатра, который лечит недоношенных детей.
Ваш врач может предложить вашему ребенку пройти специальный уход в отделении интенсивной терапии новорожденных (NICU). Персонал отделения интенсивной терапии может использовать несколько устройств или машин, поскольку они помогают вам ухаживать за ребенком. Каждый элемент оборудования играет важную роль в подготовке младенца к отправке домой.
Например, медсестры могут поместить вашего ребенка в инкубатор — пластиковую люльку, которая согревает его. Они могут надевать датчики на свое тело, чтобы следить за частотой сердечных сокращений, кровяным давлением и температурой.
Вашему недоношенному ребенку также может понадобиться аппарат ИВЛ, чтобы помочь ему дышать. Они могли получать жидкости и питательные вещества через капельницу. Медсестры могут вставить ребенку в нос зонд для кормления, чтобы кормить его грудным молоком или смесью.
Даже если ваш малыш находится в отделении интенсивной терапии, у вас все равно будет шанс сблизиться. Как только ваш врач даст добро, вы сможете прикасаться к ребенку, держать его на руках и кормить грудью или из бутылочки. Вам может быть рекомендовано сцеживать грудное молоко до тех пор, пока ваш ребенок не научится сосать грудь, чтобы помочь ему расти и бороться с инфекцией.
Во многих отделениях интенсивной терапии мамы и папы оказывают телесный уход за недоношенными детьми. Вы можете услышать, как они называют это заботой кенгуру. Вы кладете ребенка на голую грудь, что помогает ему согреться, легче дышать и крепче спать. Некоторые младенцы спят на коже своих родителей. Другие просто наслаждаются тесным контактом.
Не у всех недоношенных детей бывают осложнения. А для тех, кто это делает, современное передовое медицинское обслуживание означает, что дети, рожденные очень рано, имеют больше шансов выжить и развиваться, чем когда-либо прежде.
Время до возвращения вашего ребенка домой может варьироваться. Это может быть несколько дней или недель после рождения.
Детский педиатр разрешит им отправиться домой, как только ваш ребенок:
- начнет дышать самостоятельно
- сможет кормить грудью или из бутылочки
- весит не менее 4 фунтов
- стабильно набирает вес
- остается согреться без посторонней помощи
Вашему малышу может понадобиться специальное оборудование даже после того, как он освоится дома. Некоторые младенцы используют мониторы, например, для апноэ во сне, или продолжают получать кислород. Независимо от того, что нужно вашему ребенку, ваши медсестры и врачи научат вас пользоваться оборудованием перед отъездом. Они также должны обучить вас сердечно-легочной реанимации младенцев. И не забудьте сделать ребенку все вакцины, которые порекомендует врач, перед выпиской из больницы.
Уход за недоношенным ребенком, скорее всего, отнимет у вас много времени и внимания, но не забывайте заботиться и о себе. Отдыхайте, ешьте здоровую пищу и принимайте помощь друзей и семьи.
Это нормально чувствовать себя на эмоциональных американских горках. Подумайте о том, чтобы присоединиться к группе поддержки, где вы сможете поговорить с другими родителями, переживающими то же самое, что и вы. Вы также можете встретиться с консультантом, чтобы обсудить проблемы, с которыми вы сталкиваетесь.
Врачи и родители отслеживают развитие, отмечая, когда дети осваивают ключевые навыки, такие как улыбка, переворачивание или ползание. Вы и ваш врач можете сравнить это со средним возрастом, в котором дети достигают этих вех.
Имейте в виду, что возраст, в котором дети должны достичь вех, всегда является приблизительной оценкой, даже для доношенных детей. И когда вы смотрите на диаграмму этапов развития, вам нужно использовать «скорректированный возраст» вашего ребенка — также называемый скорректированным возрастом — вместо его фактического возраста. Скорректированный возраст вашего ребенка основан на вашей дате родов – возрасте, который был бы вашему ребенку, если бы он родился доношенным.
Если вы хотите посчитать сами, вычтите количество недель, на которые они родились раньше, из их текущего возраста. Например, если вашему ребенку 18 недель, но он родился на 8 недель раньше срока, его скорректированный возраст будет равен 10 неделям.
Если вы хотите следить за развитием вашего недоношенного ребенка, всегда используйте скорректированный возраст вашего ребенка для вех по крайней мере до 2 лет или около того. Примерно в это время большинство недоношенных догоняют, поэтому вместо этого обычно можно использовать их реальный возраст.
Наблюдение за тем, как ваш ребенок развивается и растет в течение следующих 2 лет, будет захватывающим и, возможно, немного напряженным. Следуйте нескольким простым советам, которые помогут вам не переутомляться.
Помните, что недоношенные дети отличаются от доношенных. Ваш ребенок может быть более беспокойным и не реагировать на вас так же, как доношенный ребенок. У них может быть больше проблем со сном в течение ночи. Большинство недоношенных детей вырастают из этих проблем в течение первого года жизни.
Не беспокойтесь о вехах. Ни один ребенок — доношенный или недоношенный — не развивается по точному графику. Если ваш ребенок не достигает вехи вовремя, обычно это не повод для беспокойства. Если у вас есть опасения, обсудите их со своим педиатром. Они могут подтвердить ваши опасения и обсудить стратегии, способствующие развитию вашего ребенка.
Сосредоточьтесь больше на прогрессе, чем на конкретных целях. Не зацикливайтесь на точном возрасте, когда ваш малыш достигнет того или иного рубежа. Вместо этого посмотрите на достижения, которые они делают. Все младенцы болтают, прежде чем сказать свое первое слово. Они встанут раньше, чем смогут ходить. В течение первых 6 месяцев они набирают около 1 фунта в месяц. Пока ваш ребенок движется вперед в своем развитии, это важно.
Сохраняйте свои заметки. В то время как ваш врач будет уделять пристальное внимание росту вашего ребенка, разумно вести свои собственные письменные записи. Это хороший способ поймать что-нибудь необычное заранее. Вам также понравится возможность оглянуться назад и увидеть, как далеко вы продвинулись.
Объединитесь с медицинской бригадой вашего ребенка. Недоношенные нуждаются в особом уходе, особенно в первые несколько лет. Лучший способ убедиться, что ваш ребенок находится на правильном пути, — это регулярно посещать врача вашего ребенка и других специалистов.