Разное

Форум родителей детей с аутизмом: Рас? Аутизм? — 39 ответов на форуме Woman.ru

Маленький человек на своей личной планете: как в Калининграде помогают детям с аутизмом

  1. Статьи

Автор: Анастасия Кондратьева

На фото: Мария Бокатая и Татьяна Девиченская. Фото: Александр Катеруша

Однозначная причина аутизма до сих пор не названа, несмотря на многочисленные исследования. Такой ребёнок может родиться даже у здоровых родителей при благоприятно протекающей беременности. Во всём мире увеличивается число подобных диагнозов, их имеют около 1% российских детей. 

Директор регионального государственного реабилитационного центра «Особый ребёнок» Татьяна Девиченская и её заместитель, логопед Мария Бокатая, ответили на вопросы в эфире программы «Страна других» на радио «Комсомольская правда — Калининград».

Аутизм — как его разглядеть? 

Если ребёнок не реагирует на своё имя, игнорирует игрушки, не стремится общаться с окружающими, не смотрит в глаза — это повод обратиться к специалистам, и чем раньше, тем лучше.

Нельзя заниматься самодиагностикой, поскольку есть очень много сходных состояний. Мама 18-летнего Данила Наталья говорит, что они с младенчества внимательно наблюдали за мальчиком.

«Методом сравнения со старшим сыном мы пришли к выводу, что с Даней что-то не так», — рассказала мама воспитанника «Особого ребёнка».

Узнав диагноз, родители, как правило, паникуют. По мнению специалистов, словосочетание «страдающий аутизмом» в корне неверное. Да, малыш, у которого есть признаки этого состояния, живёт в своём мирке. Но особенный ребёнок может освоить бытовые навыки, учиться в школе и даже работать. Аутизм не всегда означает проблемы с интеллектом.

Что делать дальше?

Заниматься — долго и терпеливо. Обычный ребёнок учится, глядя на взрослых. С особенным потребуется много терпения для того, чтобы сотни раз повторять одно и то же, и индивидуальная система поощрений.

«Надо общаться с другими родителями, читать, изучать теорию — например, есть сайт «Выход». Многие мамы даже идут учиться на дефектологов и по другим специальностям. По секрету: не всегда папы готовы принять ситуацию, когда ребёнок не даёт обратной связи. Если папа рядом — цените и хвалите его», — говорит Татьяна Девиченская.

Фото: Александр Катеруша

Какие перспективы?

Вопреки ожиданиям родителей, дети с аутизмом могут не овладеть устной речью. При этом они читают, пишут, общаются в соцсетях. 

«Главное — не загрузить ребёнка. Возможно, у него небольшая потребность в общении, и если мы будем к нему приставать, он может это отторгнуть», — поясняет Девиченская.

«Узнав о диагнозе Данила, мы решили, что будем серьёзно заниматься сыном. С тех пор Даня — это моя работа. Порой мне казалось, что результата нет, я даже признавалась психологу, что делаю всё в пустоту. И оказалось, что я категорически не права. Мы окончили школу, Данила четыре года ходит в бассейн, хотя мы никогда не думали, что он сможет плавать», — рассказала Наталья.

По словам Татьяны Девиченской, в семье Данила «ровные, спокойные, эмоционально верно выстроенные» отношения.

«Теперь надо понять, что будет дальше с нашим красавцем блондином. Даниле нужны ровесники, коммуникация. Как говорится, в 18 лет — другая песочница. Если ребёнка удалось максимально социализировать, он даже сможет окончить университет, работать, создать семью. Но те, кто рядом, должны понимать его особенности», — считает директор центра.

В планах «Особого ребёнка» — развитие профориентации воспитанников. 

«И министерство социальной политики такую задачу ставит, и в самом учреждении понимают остроту проблемы, ведь дети растут, и то, что в них вложено педагогами и родителями, должно пригодиться во взрослой жизни. Создавать специальные рабочие места или готовить особого человека к потенциальной интеграции в трудовой коллектив — задача непростая. Ребята, оставаясь в «Особом ребёнке», продолжают чувствовать себя детьми, ведь многие здесь выросли, дружат между собой, а взросление не всегда осознаётся в полной мере.

Год назад мы открыли вторую группу для молодых инвалидов, и этого уже мало. Семьи с подросшими особыми детьми переезжают из других муниципалитетов, из других регионов, приходят с просьбой взять ребят в центр. Да, нужна среда, нужны занятия. Но нужно ещё и дело. Во взрослом смысле этого слова», — говорит Татьяна Девиченская.

«К сожалению, возможность работать есть далеко не у всех, — комментирует Мария Бокатая. — В Советске есть техникум для особенных ребят, его сейчас оканчивают, к примеру, два наших воспитанника, братья-погодки. Они работают на выращивании рассады в Прегольском, получая определённые профессиональные навыки».     

Агрессивны ли такие дети? 

Агрессия не возникает сама по себе, и она не свойственна ребятам сплошь и рядом.

«Кроме того, их родители — очень чуткие люди и стараются предотвратить возможные ситуации. Бояться таких детей не стоит, но лучше спросить, чем интересуется ребёнок, что его раздражает», — советует Мария Бокатая.

Могут ли дети с аутизмом ходить в обычные садики и школы?

При лёгкой степени расстройства — да, но большинство ребят обучается по индивидуальным программам.

«Я как мама ребёнка с особенностями очень настороженно отношусь к теме инклюзии. Мой личный опыт подсказывает: нужно больше интегрировать таких детей в творческие студии, в систему дополнительного образования. Наши дети нуждаются в более бережном отношении. С одной стороны, их нельзя посадить в клетку — они должны научиться выживать. Но и просто бросить в коллектив не получится, надо искать индивидуальные решения», — говорит Татьяна Девиченская.

Чем занимается центр «Особый ребёнок»?

Учреждение находится в структуре минсоца и оказывает целый спектр услуг: 

— здесь проводят индивидуальные занятия, курс длится два месяца;

— есть группы кратковременного (до четырёх часов) пребывания;

— в группах дневного пребывания ребята проводят по восемь часов;

— есть стационарная группа, в которой дети от трёх до 18 лет находятся с понедельника по пятницу;

— есть две группы для молодых инвалидов до 35 лет.

В центре работают психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы адаптивной физкультуры, психиатр, оказывается комплекс медуслуг. Создан театрально-музыкальный коллектив «Солнечные дети» и другие творческие студии, и это тоже реабилитация. 

Татьяна Девиченская: «Специалистов наших ценим очень, такие на вес золота. Зимой возникла необходимость взять на работу логопеда. Мы пересмотрели множество резюме, провели несколько собеседований. Скрепя сердце выбрали. Человек, хоть и с опытом, но выдержал месяц. Вскоре повезло — как раз приехала в Калининград специалист с медицинским образованием из Новосибирска. У нас остаются только те, кто имеет достаточный уровень подготовки и проникся этой работой всем сердцем. С нашими детьми можно установить контакт, найти к ним подход и набраться терпения. Отдача будет колоссальная».

Есть ли ещё в регионе подобные учреждения?

Да — к примеру, центры «Детство», «Надежда» и «Жемчужина», специализированный детский сад №46 и коррекционные группы в других садиках, ресурсный класс в школе-интернате посёлка Сосновка.

 

В чём нуждаются родители особенных детей и как им готовы помочь чиновники, читайте здесь. В калининградском ресторане «Пармезан» прошёл необычный завтрак: посетителей обслуживали в качестве официантов подростки с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребята с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями.