Разное

Физическое развитие детей первого года жизни: 1405_UNICEF_FPM_ru.indd

Содержание

Физическое развитие детей раннего возраста 1-3 года

Содержание

  1. Особенности физического развития детей с рождения до года
  2. Новорожденный ребенок
  3. В один месяц
  4. В два месяца
  5. В три месяца
  6. В четыре месяца
  7. В пять месяцев
  8. В шесть месяцев
  9. В семь месяцев
  10. В восемь месяцев
  11. В девять месяцев 
  12. В десять месяцев 
  13. В одиннадцать месяцев 
  14. В один год
  15. Особенности физического развития детей с года до трех лет
  16. В один год
  17. В два года
  18. В три года
  19. Физическое воспитание детей по методике семьи Никитиных
  20. Основные принципы развития ребенка по Никитиным:
  21. Уважение к ребенку
  22. Личный пример
  23. Настроение и желание родителей
  24. Как развивать ребенка с рождения чтобы он стал умным и успешным
  25. Способы развития ребенка с рождения до года
  26. Первый тренажер – пальцы родителей
  27. Турничок в кроватке
  28. Ползание
  29. Манеж и ходунки под запретом
  30. Обеспечьте безопасное пространство для передвижения ребенка
  31. Закаливание холодом
  32. Научите ребенка падать
  33. Тренируйте ребенка с помощью лестницы
  34. Способы физического развития ребенка после года
  35. Папа-лучший тренажер
  36. Питание
  37. Физическое развитие детей раннего возраста по Никитиным (видео)

«Если хочешь быть сильным — бегай,

 хочешь быть красивым — бегай,

хочешь быть умным — бегай»

Хочешь быть умным — бегай! (так говорили древние греки)

Выдающийся педагог-новатор, автор удивительной методики умственного и физического развития детей с самого раннего возраста, Борис Никитин, развил мысль древних греков, добавив в пословицу свои мысли: «Хочешь быть сильным — бегай всю жизнь, хочешь быть красивым — бегай всю юность, хочешь быть умным — бегай с рождения!»

Особенности физического развития детей с рождения до года
В первый год жизни реб
енок очень быстро развивается физически

Физическое развитие детей раннего возраста. Развитие ребенка происходит гармонично и последовательно.

Новорожденный ребенок

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ползания и другие (о врожденных рефлексах Вы можете посмотреть  ЗДЕСЬ). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

В один месяц

В первый месяц, малыш, лежа на животе, уже пытается приподнимать голову и удерживать несколько секунд.

В два месяца

Во второй месяц ребенок может повернуть голову на ваш голос и даже может улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Может удерживать предмет, вложенный в ручку минуту – две.

В три месяца

В третий месяц происходит так называемый «комплекс оживления». Ребенок пытается отрывать плечи от поверхности, начинает сначала упираться на предплечья, затем на ладони. Вместе с этим начинает поворачивать голову, затем плечи, это подготовка к перевороту. Ребенок начинает гулить и пытаться отвечать вам.

В четыре месяца

Физическое развитие детей раннего возраста. В четыре месяца ребенок может уже самостоятельно перевернуться со спины на живот, долго удерживать погремушку в руках (появляются любимые и нелюбимые игрушки). В это время ребенок начинает все предметы тянуть в рот и исследовать их таким образом.

В это же время начинает работу нижняя часть тела, первые попытки ползания. Руки и ноги крепнут, ребенок пытается ползать по-пластунски.

В пять месяцев

На пятый месяц ребенок делает попытки садиться. Но пока сидеть без поддержки взрослого не может, спина еще слабая. Активно имитирует звуки взрослых, гулит.

Попытка сесть в пять месяцев

В шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т. д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается. Активно тянет ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

В шесть месяцев вводят первый прикорм (овощное пюре и кашу). Прорезаваются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

В семь месяцев

Во время седьмого месяца жизни ребенок свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В восемь месяцев

В восемь месяцев, малыш  поднимается на колени у опоры, затем на ножки и начинает ходить вдоль опоры приставными шагами. Спина окрепла. Сейчас самое время познакомить ребенка с горшком.

В 

девять месяцев 

Ребенок начинает разворачиваться от опоры, держась одной рукой, отходит вперед самостоятельно, ходит, держась за пальцы взрослого, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами

В десять месяцев 

Малыш может самостоятельно подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В девять месяцев малыш уже понимает свои нужды и может проявлять самостоятельность: брать горшок когда нужно, ну и шалить конечно!

В 

одиннадцать месяцев 

Физическое развитие детей раннего возраста. Ребенок уже знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

В один год

К одному году ребенок самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца. К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

Так, логично и постепенно появляются новые навыки у малыша. От родителей требуется разумно организовать развивающее пространство для ребенка и не удерживать, а давать свободу движениям. Сама природа вложила в детей огромный потенциал развития, важно лишь быть рядом и поддерживать попытки развиваться.

За первый год активно формируются нейронные связи в основном в областях мозга, которые управляют физической стороной развития ребенка. Из всех этапов развития, ползание и ходьба – самые эффективные в работе одновременно обоих полушарий.

Особенности физического развития детей с года до трех лет

В один год

Основная задача физического развития в этот период – совершенствование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание). Важным моментом, также, является выработка правильной осанки.  Для совершенствования всех навыков важна безопасность окружающего пространства, которое должны обеспечить родители. Существуют основные упражнения, направленные на отработку двигательных навыков:

  1. Для освоения ходьбы, научите ребенка ходить по узкому пространству, так лучше развивается координация.
  2. Почаще прогуливаться с элементами препятствий: кочки, подъемы, ямки. Не откажите ребенку пройти по бревну, залезть на небольшой подъем.
  3. Используйте игрушки с колёсами, где ребенку приходится толкать их или тянуть за собой.
  4. Больше ходите по ступенькам. Ходьба по ступенькам прекрасно укрепляет ноги.
  5. По мере возможности использовать плавание, оно тренирует и развивает все мышцы.
  6. Научите ребенка играть с мячом. Катать в определенном направлении, бросать, ловить.
  7. Используйте для развития малыша музыкально-ритмические упражнения. («Ладушки», «Каравай», «Мельница» и другие)

В два года

Физическое развитие детей раннего возраста. К двум годам ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекает бег. Он может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять с пола.

В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике,  которая отлично тренирует мозг. Для этого существует различные игры:

  • песочница
  • рисование пластилином
  • мозаика
  • простые пазлы
  • пальчиковое рисование
  • аппликация

В два года ребенок учится прыгать. Поддерживайте интерес ребенка, прыгайте и играйте вместе с ним. Так укрепятся не только мышцы но и ваши тесные эмоциональные связи с ребенком.

В три года

В три года физическое развитие сбавляет темпы и уступает развитию умственному. Движения в этом возрасте уже более отточены и целенаправленны. Дети могут синхронно работать и руками и ногами.

В это время ребенок самостоятельно может подняться по лестнице, подняться вверх по гимнастической стенке, пролезть под препятствием, прыгать на двух ногах.

Физическое воспитание детей по методике семьи Никитиных

Физическое развитие ребенка в первые годы жизни играет главенствующую роль. Так считали Лена и Борис Никитины, советские педагоги-новаторы, воспитавшие семерых детей в соответствии со своей методикой развития. По их мнению, физическое развитие предопределяет дальнейшую жизнь ребенка. Оно, в первую очередь, отвечает за здоровье и интеллектуальное развитие малыша. Хорошо развитый ум следствие гармоничного физического развития в детские годы. Семья Никитиных сформировала основные принципы физического развития детей, которым стоит придерживаться родителям.

Всей семьей прыгать веселее!

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Уважение к ребенку

Развивая ребенка физически, самое главное, проявлять уважение к воле, желаниям и настроению ребенка. С первых дней жизни важно научиться понимать настроение ребенка, распознавать, что ему по душе, а что расстраивает.

В занятиях по физическому развитию, особенно необходимо учитывать настроение ребёнка, следить за его эмоциональным откликом. Если малыш зовет Вас с ним попрыгать — откликнитесь, вместе это делать гораздо интереснее. Но если он не хочет, то лучше не настаивать. Вы тоже без настроения не станете скакать и смеяться. Так?

В этом плане, методика развития по Никитиным существенно отличается от принципов динамической гимнастики, где желание ребенка не в приоритете. Минус динамической гимнастики в том, что в подсознании малыша закладывается понимание, что тобой могут манипулировать, вырабатывается привычка подчиняться.

Личный пример

Все, что применяете по отношению к ребенку, вначале испробуйте на себе. Продемонстрируйте ребенку, как это здорово и весело! Заразите личным примером!

Так, если решили начать обливать малыша холодной водой – облейтесь сначала сами на глазах у малыша! Поделитесь своими ощущениями, расскажите ему, что чувствуете. А потом и уговаривать не придется. Он сам попросит вас попробовать то-же самое! Личный пример – лучший мотиватор!

Настроение и желание родителей

Физическое развитие детей раннего возраста. Связь мамы, папы и ребенка в первые годы жизни колоссальная. Ребенок улавливает малейшее изменение в настроении родителей (особенно мамы). Поэтому, все манипуляции с малышом должны проводиться на позитиве.

Если вы считаете, что закаливающие процедуры — это не для вас и не для вашего ребенка, значит вы не готовы к таким действиям. Займитесь другими развивающими формами: плавайте, бегайте, играйте в футбол! Все что вы делаете должно приносить радость в первую очередь вам, а ребенок быстро перенимает это на себя. Без желания и хорошего настроения физическими нагрузками лучше не заниматься!

Чтобы развивать детей физически в раннем возрасте официальная медицина предлагает массаж, гимнастику и плавание. Но для полноценного развития этого мало.

Физическое развитие начинается с самого рождения. Главная задача  родителей, обеспечить как можно больше движения ребенку с самых первых дней жизни.

В раннем возрасте, ведущей является скелетно-мышечная система, развивая ребенка физически – развиваем его всего, прежде всего интеллект. Предполагается огромная работа со стороны родителей, чтобы ребенок двигался как можно больше.

Как развивать ребенка с рождения чтобы он стал умным и успешным

  1. С первых дней жизни не ограничивайте ребенка в движении.
    Не надо тугого пеленания в дневное время, чаще оставляйте ребенка голеньким, чтобы он привыкал управлять своим телом.
  2. Во время кормления ребенок должен быть голеньким. Во-первых, это движение, во-вторых, при активном движении молоко усваивается лучше.
  3. Температура в помещении 18-20 градусов. Это обеспечивает комфортное состояние для малыша. Холод очень важен для восстановления физиологических сил ребенка. Не надо бояться холода, стремление к комфорту – стремление затормозить развитие малыша.
  4. Легкая одежда.Основное время ребенок должен быть раздетым. Благодаря этому, он хорошо двигается, хорошо сосет грудь. Когда укладываем спать, тогда можно укрыть и согреть, особенно пяточки малыша.
  5. Не бойтесь своего ребенка, он крепче чем это кажется. С малышом обращаться необходимо энергично, как с крепким, здоровым человеком. Не надо бояться лишний раз притронуться. Энергичное обращение необходимо в течении всего дня, при каждой манипуляции с ребенком (переодевание, мытье, вынимание из кроватки). При этом важно участие самого малыша, все делается с его согласия. Он должен отвечать и физически, и эмоционально.

Активное движение активизирует умственные процессы, формируется связь между мозговым и двигательным центрами.

Даже без специально выделенного времени можно отлично тренироваться!

Способы развития ребенка с рождения до года

Первый тренажер – пальцы родителей

Пальцы родителей чутко чувствуют усталость или напряжение ребенка. Это первые попытки взаимопонимания с ребенком. Вынимайте малыша из кроватки, чтобы он хватался за ваши пальцы. До 20 раз в день можно, таким образом, тренировать ребенка.

Турничок в кроватке

Физическое развитие детей раннего возраста. С 3-х месячного возраста устанавливаем в кроватке ребенка перекладину, за которую он, при каждой возможности, хватается, подтягивается, приподнимается. Это тренажер для всех мышц.

Ползание

Важный период в жизни  малыша. Это не только физическое развитие, но и знакомство с опасностью, активизация исследовательской деятельности. В это время он все пробует на зуб, происходит знакомство с бактериями. Ребенок учится осторожности.

Манеж и ходунки под запретом

По мнению семьи Никитиных, в этот период вспомогательные средства категорически не нужны. Они замедляют все процессы развития, не учат самостоятельности. Ребенок должен сам изучить свойства предметов (что-то может упасть, подвинуться и так далее)

Важно! Что малыш может делать сам, то и позволяйте ему делать. Ни подсаживать на высокий турник, ни подвешивать на высоту, на которую он не может забраться самостоятельно не стоит! Когда он сможет туда забраться сам, тогда и наступит время там оказаться.

Обеспечьте безопасное пространство для передвижения ребенка

В этот период важно дать ребенку  полную свободу передвижения. При этом задача родителей обеспечить безопасность: все вещи, несущие в себе опасность, убрать в зону недосягаемости для малыша. Также, доступно объясняется и показывается опасность предметов, к которым малыш проявляет наибольший интерес. Например, ребенок пытается взобраться на стул, который может упасть. Не останавливайте попытки малыша, напротив, наклоните слегка стул, чтобы малыш понял опасность.

Закаливание холодом

Организуйте для закаливания ребенка возможность перепада температур: холод, тепло.

Кратковременный холод — это для организма и ребенка и взрослого очень полезно. Кратковременное охлаждение (не когда сильно замерз, а быстрое охлаждение и потом обогрев) позволяет активно работать терморегуляции организма.

Каким образом можно закаливать организм ребенка холодом? Выбежать с ребенком на снег босиком и вернуться домой. Облить прохладной водой после купания. Выбежать из бани, нырнуть в сугроб и обратно вернуться в баню. Умывать личико ребенка холодной водой, мыть ручки.

Совсем маленькому ребенку можно, в течение дня, до четырех раз прислонять к ножкам стакан с холодной водой, на несколько секунд. Это активизирует все процессы в организме. При этом, опять же, обязательно смотреть на реакцию ребенка. Все, от чего ребенку хорошо и радостно, идет на пользу.

Когда малыш начинает самостоятельно ходить, разрешите ему как можно больше времени проводить босиком.

Закаливание кратковременным холодом

Научите ребенка падать

Учимся ходить – учимся падать! В этот период важно позволить ребенку овладеть умением падать и чувствовать свое тело. Благодаря этому умению, ребенок впоследствии чувствует каждый миллиметр своего тела, прекрасно ощущает пространство. Родителям не надо бояться падений, ребенок физиологически защищен от серьезных травм. В этом возрасте сотрясение мозга практически не возможно, за счет того, что он мозг физиологически защищен большим количеством внутричерепной жидкости.

Важно! Когда ребёнка учится ходить, держать его за пальцы. В этом случае работают не только руки, но и спина. Все развивается гармонично.

Тренируйте ребенка с помощью лестницы

Познакомьте ребенка с лестницей. Тренируйте умение самостоятельно подниматься на высоту и спускаться. Задача родителей – научить ребенка спуститься самому, покажите, как поставить ногу на нижнюю ступеньку. Лучше обучать таким приемам, пока ребенок не забирается самостоятельно выше двух ступенек.

Способы физического развития ребенка после года

После первого года жизни ребенка лучшим решением будет установить в доме как можно больше спортивных снарядов. Дети обязательно захотят ими воспользоваться, для этого не надо прилагать никаких усилий. Никогда ни заставлять, ни ставить перед ними обязательные условия выполнения упражнений. Только желание и стремление самого ребёнка.

Основное правило  — сделать высоту всех снарядов под рост ребенка, чтобы самостоятельно мог до них дотянуться и заниматься сколько захочет. Родители не должны подносить ребенка к снарядам, в таком случае ребенок не контролирует происходящее и свое тело, в том числе. Его мышцы, сила, ловкость и ощущение своего тела, тренируются только в том случае, если он сам залезает, упражняется и слезает со снарядов. К тому же, это залог его безопасности, так как он осознает пределы своих возможностей. 

Какие спортивные снаряды лучше установить? Кольца, турники, лесенки, шведские стенки. В настоящее время существует огромный выбор спортивных комплексов, которые отличаются компактностью и функциональностью.

Папа-лучший тренажер

Многие помнят, те моменты безграничного счастья в детстве, когда папа подбрасывает тебя под потолок или носит на плечах. А ведь это лучшие, непринуждённые физические нагрузки для ребенка. Здесь и развитие координации и вестибулярного аппарата. Вообще, важно понимать огромную роль папы в физическом воспитании детей. Как говорил сам Борис Никитин, что физическое развитие ребенка — это, в большей степени, приложение мужских сил.

Питание

По мнению семьи Никитиных, питание также играет немаловажную роль в физическом развитии. Здесь главное правило: кормить разнообразно, но не перекормить. Ни в коем случае, не заставлять ребенка есть через силу. Ребенок сам чувствует когда ему надо поесть и никогда не останется голодным.

Физическое развитие детей раннего возраста по Никитиным (видео)

Эффективность системы физического развития детей раннего возраста, семья Никитиных доказала на собственных детях и внуках. Основное, что необходимо усвоить всем родителям при внедрении этой системы в свою жизнь, это соблюдение во всем гармонии. Занимайтесь физическим развитием ребенка с удовольствием и радостью, тогда его успехи не заставят долго ждать.

Наталья Белокопытова (педагог-психолог)

Этапы развития здорового ребенка | Издательство ПИМУ

230 ₽

В.П. Смирнов, И.А. Мельгунова, В.П. Гайнова, А.К. Краснова

Учебно-методическое пособие

Н. Новгород, 2004

ISBN 5-7032-0551-4

414 c., иллюстрации, переплет, формат 60х84/16 (148х210 мм)

В данном учебно-методическом пособии представлены материалы по организации медицинской помощи детям в Российской Федерации по этапам жизнедеятельности ребенка; даны методики исследования и техника манипуляций по определению показателей развития и процессов жизнедеятельности у детей; описана техника манипуляций по уходу за ребенком; рассмотрены методы воспитания и контроля за развитием и питанием детей. Приложения к пособию содержат материалы для усвоения, повторения, запоминания, а также центильные таблицы по оценке физического развития детей.

Книга предназначена студентам и преподавателям медицинских образовательных учреждений, начинающим практикам педиатрических служб, работникам детских дошкольных и школьных заведений, будущим и настоящим родителям.

 

Количество товара Этапы развития здорового ребенка

  • Описание
  • Введение
  • Часть I. Организация медицинской помощи детям в Российской Федерации. Этапы жизнедеятельности ребенка
  • Глава 1. Педиатрия как область медицины
    • Структура педиатрической службы
    • Здоровье и факторы, влияющие на него
    • Критерии оценки состояния здоровья
    • Организация ухода за ребенком
  • Глава 2. Период внутриутробного развития
    • Процессы жизнедеятельности плода
    • Дородовые патронажи беременных
  • Глава 3. Период новорожденности
    • Особенности физического развития новорожденного ребенка
    • Особенности нервной системы новорожденных детей
    • Особенности процессов жизнедеятельности новорожденного ребенка
    • Организация ухода за новорожденным ребенком
  • Глава 4. Период грудного возраста
    • Оценка физического развития
    • Оценка нервно-психического развития
    • Оценка процессов жизнедеятельности
    • Заболеваемость в грудном периоде

Далее:

  • Глава 5. Вскармливание грудного ребенка
    • Виды вскармливания
    • Польза раннего прикладывания к груди
    • Обучение матери технике грудного вскармливания
    • Затруднения при вскармливании
    • Противопоказания к кормлению грудью
    • Режим и диета кормящей матери
    • Кратность приема и расчет объема пищи новорожденному
    • Сроки введения, объемы и содержание пищевых добавок и прикормов
    • Искусственное и смешанное вскармливание
    • Классификация и характеристика молочных смесей
  • Глава 6. Период преддошкольного возраста
    • Показатели физического развития
    • Особенности нервно-психического развития
    • Показатели основных процессов жизнедеятельности
    • Особенности ухода за ребенком
  • Глава 7. Период дошкольного возраста
    • Общая характеристика периода
    • Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
    • Нервно-психическое развитие дошкольников
    • Особенности основных процессов жизнедеятельности
    • Принципы ухода и воспитания детей дошкольного возраста
    • Медико-психологическое наблюдение
    • Профилактика заболеваний
    • Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению
  • Глава 8. Период школьного возраста
    • Общая характеристика периода
    • Физическое развитие и половое созревание
    • Нервно-психическое развитие
    • Особенности процессов жизнедеятельности
    • Принципы ухода и воспитания детей школьного возраста
    • Медико-психологическое наблюдение
    • Медико-профилактическая работа со школьниками
  • Глава 9. Основы воспитательного процесса и особенности воспитания детей в зависимости от типа высшей нервной деятельности
    • Виды, стили, способы воспитания
    • Типы высшей нервной деятельности
    • Критерии, по которым можно составить представление о темпераменте ребенка
    • Особенности воспитания детей с различными типами ВНД
  • Часть II. Методики исследования и техника манипуляций по определению показателей развития и процессов жизнедеятельности у детей
  • Глава 10. Определение показателей физического развития
    • Техника взвешивания детей первого года жизни
    • Техника измерения длины тела детей первого года жизни
    • Взвешивание детей старше 1 года
    • Измерение роста детей старше 1 года
    • Определение тургора и эластичности у кожи детей раннего возраста
    • Оценка состояния физического развития ребенка
  • Глава 11. Методики исследования нервно-психического развития ребенка
    • «Тревожные» признаки нарушения нервно-психического развития
    • Основные показатели настроения
    • Показатели поведения детей первого года жизни
    • Показатели поведения детей второго-третьего года жизни
    • Тесты для определения готовности к школе
  • Глава 12. Методы исследования основных систем жизнедеятельности у детей
    • Объективное исследование дыхательной системы
    • Объективное исследование органов кровообращения
    • Исследование системы кроветворения
    • Объективное исследование органов мочевыделения
    • Исследование желудочно-кишечного тракта
    • Объективное исследование эндокринной системы
    • Оценка полового созревания
  • Часть III. Техника манипуляций по уходу за ребенком
  • Глава 13. Первичный туалет новорожденного
  • Глава 14. Схема утреннего туалета грудного ребенка
  • Глава 15. Режим детей грудного возраста
  • Глава 16. Закаливание
    • Классические методы закаливания
    • Нетрадиционные методы закаливания
    • Закаливание детей с отклонениями в состоянии здоровья
  • Глава 17. Профилактический массаж и гимнастика
  • Требования к проведению массажа
  • Основные приемы массажа
  • Методика проведения профилактического массажа и гимнастики
  • Гимнастические упражнения и массаж для ребенка от 1,5 до 3 месяцев
  • Гимнастические упражнения и массаж для ребенка 3–4 месяцев
  • Гимнастические упражнения и массаж для ребенка от 4 до 6 месяцев
  • Гимнастические упражнения и массаж для ребенка от 6 до 9 месяцев
  • Гимнастические упражнения и массаж для ребенка от 9 до 12 месяцев
  • Библиографический список
  • Приложения
    • 1. Схема диспансерного наблюдения здоровых детей (Приказы М3 РФ №60 от 19.01.93 г., №154 от 05.05.99 г.)
    • 2. Схема оценки физического развития детей по центильным таблицам
    • 3. Основные потребности человека, учитываемые при оценке состояния здоровья
    • 4. Показатели физического развития детей
    • 5. Клинико-ситуационные задачи
    • 6. Эталоны ответов на клинико-ситуационные задачи
    • 7. Вопросы тестового контроля
    • 8. Эталоны ответов для тестового контроля

Вверх

Физическое развитие детей и подростков