Разное

Эмоциональное развитие дошкольников: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — Методическая работа — Методическая копилка — Каталог статей

Содержание

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание:

Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/ (дата обращения: 17.04.2023).



К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.

Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «бесчувствованию» способствует технология жизни, в которой участвует ребенок.

В средствах массовой информации часто демонстрируются, сцены насилия. Дети стали замыкаться, меньше читать художественные произведения и общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем.

Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «глухой к другим — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков…»

В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.

Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми». Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.

Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

  1. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения.
  2. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
  3. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка.

Поэтому, работу мы построили следующим образом:

‒ выбрали приоритетные направления;

‒ определили темы занятий;

‒ сделали подборку игр.

И далее проводили работу по блокам:

  1. «Я — человек!»
  2. «Свои эмоции»
  3. «Социальные навыки»

Главная задача первого блока «Я — человек!» — помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы.

Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело» «Кто я?». Закончить серию этих занятий можно созданием альбома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фотографиях изображает все, что узнал о себе.

Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.

Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.

Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины.

Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела — помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.

Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Работу можно провести по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Можно создать проблемные ситуации, этого можно достичь с помощью тренинга по карточкам «Экспресс — помощь».

Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формирования чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.

Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочется словами В. С. Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности» А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство, эмоция, старший возраст, взрослый, дошкольник, нормальное развитие личности ребенка, социальное развитие, чувство уверенности, эмоциональная сфера ребенка.

важные этапы и ключ к воспитанию

Содержание статьи

  • С самого рождения
  • Для чего нужно развивать эмоции ребенка?
  • Особенности детских эмоций
  • Что влияет на развитие детских эмоций?
  • Что помогает развивать эмоциональную сферу?
  • Полезные игры

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Этапы эмоционального развития в раннем детстве

  • Поделиться
  • Электронная почта

Здесь представлен обзор эмоционального развития в первые годы жизни и этапы, через которые проходят дети в течение первых пяти лет.

Что такое эмоциональное развитие в раннем детстве?

Дети испытывают те же эмоции, что и их родители. Это может сбивать с толку, и они часто не знают, как говорить о своих чувствах.

Дети иногда ведут себя неподобающим образом, потому что они не развили понимание этих эмоций или того, как правильно их выражать.

Из-за тесной связи с социальным ростом «эмоциональное развитие» часто называют «социально-эмоциональным».

Эта область человеческого развития включает в себя то, как дети относятся к людям и жизненным ситуациям и действуют по отношению к ним.

Аспект «развития» подразумевает, что дети постепенно учатся справляться, обсуждать и контролировать эмоции, такие как страх, ревность, гнев и печаль.

Они также учатся испытывать чувства любви, счастья и волнения и реагировать на них контролируемым образом.

Несмотря на то, что у детей определенного возраста и возраста можно найти общие черты, они развиваются с разной скоростью и, конечно, не все одинаковы.

Стадии эмоционального развития по возрасту

Каковы стадии эмоционального развития и как их распознать?

Психолог развития Эрик Эриксон (1902-1994) считал, что процесс социализации человеческого развития происходит в восемь этапов.

Три из предложенных стадий, на которых дети приобретают доверие, автономию и инициативу, происходят в раннем детстве.

Вы можете найти различные схемы, предложенные профессионалами для разделения стадий развития детей младшего возраста.

Они часто сводятся к следующим трем стадиям эмоционального развития в детстве с этими типичными навыками или вехами, которые необходимо достичь. [источник]

1.

От младенчества до 1 года

На первом этапе выражение лица младенцев выражает счастье, страх и гнев. Младенцы учатся реагировать улыбкой на позитивную информацию, такую ​​как голоса, прикосновения и даже запахи.

Взрослые обычно успокаивают младенцев прикосновениями, голосами и запахами. Многие младенцы открывают для себя методы самоуспокоения, такие как сосание большого пальца.

По крайней мере, к полугодовой отметке дети обычно знают, как правильно выразить радость, страх или гнев. Они учатся этим навыкам через ответы и отзывы, смоделированные их родителями или другими опекунами.

Эрик Эриксон утверждал, что дети, чьи родители правильно воспитывают их на этом этапе, развивают доверие, безопасность и надежду.

Как родители могут поддержать рост?

  • Предложите физический комфорт и ласку.
  • Держите во время кормления младенцев.
  • Говорите, читайте и пойте детям с младенчества.
  • Отвечайте положительно словами и тоном.
  • Демонстрируйте последовательность и предсказуемость в ответах.
  • Признание эмоций.
  • Назовите чувства ребенка.
  • Твердо и спокойно устанавливайте справедливые границы.
  • Установить распорядок дня.

2.

Детство (1 и 2 года)

На этапе 2 малыши часто указывают на вещи как на способ взаимодействия с другими и используют интерактивные жесты, такие как прощание.

Обычно они принимают участие в интерактивных играх, таких как прятки.

На этом этапе малыши обычно начинают учиться сопереживать, например, расстраиваться, если другой ребенок плачет.

Они также участвуют в ролевой игре, например, перемешивают «еду» в игровой кастрюле, и участвуют в параллельной игре рядом с другими детьми.

Многие называют эту стадию «ужасными двойками». У большинства малышей есть сильные эмоции, но они еще не научились полностью выражать их приемлемыми способами. Они полагаются на заботливых взрослых, которые помогут им со словами, которые им нужны.

Малыши также смотрят на взрослых как на образец того, как сохранять спокойствие.

В «Стадиях развития» Эриксона эта фаза может длиться примерно до 3 лет. Он писал, что дети, у которых есть поддерживающие родители, обычно обладают уверенностью, волей, самоконтролем и гордостью.

Как родители могут поддержать рост?

  • Поощряйте любознательность и независимость.
  • Сохраняйте спокойствие и утешайте после вспышек гнева.
  • Обращайтесь к гневу как к допустимой эмоции.
  • Сохраняйте согласованность разрешенных действий.
  • Говорите со своими детьми и называйте их чувства.
  • Хвалите и поощряйте.
  • Образцовое сочувствие к другим.
  • Поощряйте социальные игры и по очереди.
  • Моделируйте эффективное общение с другими.

3.

Дошкольник (от 3 до 5 лет)

На этапе 3 эмоциональное развитие детей дошкольного возраста включает в себя обучение контролю эмоций и импульсов, чтобы соответствовать социально приемлемым реакциям.

Они часто пытаются проверить пределы своих возможностей и полагаются на советы своих родителей и опекунов.

Дошкольники также учатся контролировать свою агрессию по отношению к другим. Обычно они приобретают навыки совместной игры, такие как по очереди и совместное использование.

Эриксон назвал эту фазу «игровым возрастом», и она длится на протяжении всего дошкольного возраста, пока дети не пойдут в школу.

По его словам, цели на этом этапе включают использование воображения, сотрудничество с другими и эффективное служение как лидерам, так и последователям.

Как родители могут поддержать рост?

  • Помогите детям развить доверие к другим заботливым взрослым.
  • Уделите детям все внимание, когда они говорят.
  • Предлагайте возможности играть с другими.
  • Сохраняйте позитивное общение и выражайте свои чувства словесно.
  • Поощрять инициативу.
  • Обсуждайте чувства других.
  • Похвалите и поощрите.
  • Дайте положительную обратную связь, когда чувства выражены надлежащим образом.
  • Поощряйте играть с другими, по очереди и делиться.
  • Попробуйте весело провести время с дошкольниками.

Примеры эмоционального развития

Вот несколько примеров эмоционального развития:

  • Проявление привязанности к другим
  • Выражение осознания своих чувств и чувств других
  • Демонстрация самоконтроля и управление эмоциями
  • Обращать внимание на других и наблюдать за ними
  • Здоровая дружба
  • Выражение чувств словами
  • Демонстрация гордости за достижения
  • Просить о помощи, если это необходимо, но проявлять независимость, когда это возможно
  • Демонстрация положительной самооценки
  • Учиться на ошибках
  • Построение здоровых отношений со взрослыми

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Эмоциональные вехи по возрасту

Вот некоторые типичные эмоциональные и социальные вехи, описанные Марти Питерс в ее фантастической книге «Язык и готовность к школе».

Эмоциональные вехи у младенцев
К трем месяцам
  • Начинает улыбаться в возрасте от 4 до 8 недель
  • Любит основных опекунов
  • Предпочитает не быть одному
  • Булькает в ответ, когда вы разговариваете с ним
К четырем месяцам
  • Узнает знакомых людей и выражает волнение при их виде
  • Скучно в одиночестве
  • смеется в голос
От пяти до шести месяцев
  • Любит зеркало, но еще не может узнать свое отражение
  • Больше улыбается тем, с кем у них сложилась связь
  • Любит дружелюбные голоса
  • Гладит или таскает за волосы того, кто их держит
От семи до двенадцати месяцев
  • Любит определенных людей
  • Хочет быть с основным опекуном все время
  • Расстраивается, когда остается один
  • Боится незнакомых людей или мест
  • К 10 месяцам становится довольно прилипчивым
От двенадцати до восемнадцати месяцев
  • Любит смешить людей
  • Показывает радость или разочарование
  • Любит других детей, но пока не может с ними играть
  • Проявляет некоторую зависть
  • К 18 месяцам подражает другим

Эмоциональные вехи для двухлетних детей
  • Любит играть с другими, но пока не может делиться игрушками
  • Пытается привлечь внимание своим поведением
  • Иногда бьет или кусает, чтобы вызвать реакцию
  • Проявляет, иногда с истерикой
  • Переход от младенца к ребенку

Эмоциональные вехи для 3-летних Olds
  • Эгоцентричен и смотрит на вещи со своей точки зрения
  • Говорит о себе, семье и имуществе
  • Ждет, пока вы закончите говорить, прежде чем они это сделают
  • Реагирует на ваши эмоции
  • Хочет тебя утешить
  • Выполняет мелкие домашние дела, например, сортирует белье или накрывает на стол
  • Притяжателен к игрушкам
  • Проявляет сочувствие к героям истории
  • Выдает себя за другого
  • Может иметь воображаемого друга
  • Предпочитает играть с одними друзьями другим

Эмоциональные вехи для

4-летнего ребенка — Olds
  • Различение себя и других людей
  • Видит фантазию и реальность очень близкими друг к другу
  • Поведение часто требует внимания
  • Становится конкурентоспособным
  • Обладает базовыми социальными навыками и может здороваться, говорить и отвечать на вопросы — если это поведение было смоделировано

Эмоциональные вехи для 5 и 6- Год — Старые
  • Дружба становится более стабильной
  • Часто бывает властным
  • Пытается учитывать предложения других во время игры
  • Познает ценность компромисса и переговоров
  • Ищет одобрения друзей
  • Соревнуется с друзьями
  • Может похвастаться родительским имуществом
  • Все еще узнавая о последствиях и принимая на себя ответственность за действия

Что делать, если мой ребенок испытывает эмоциональные трудности?

Возможно, у вас растет ощущение, что ваш ребенок испытывает трудности в определенных областях эмоционального развития. Имейте в виду, что сроки достижения контрольных показателей эмоционального развития не высечены на камне.

Но что делать, если вы какое-то время не видите прогресса в навыках или подозреваете регресс?

Если ваш ребенок еще не ходит в школу, вы можете попросить своего врача направить вас к специалисту по развитию. Для детей в возрасте примерно трех лет вы также можете проверить наличие местной программы раннего вмешательства, чтобы провести оценку.

Обратитесь в местный школьный округ , если вашему ребенку больше трех лет. В зависимости от возраста и проблемной области (областей) могут использоваться различные типы оценок и оценок.

Типичные цели услуг включают развитие позитивных социально-эмоциональных навыков и приобретение коммуникативных навыков и знаний наряду с интеграцией развивающих навыков.

Какие есть варианты?

В соответствии с этой статьей о вмешательстве, в зависимости от возраста вашего ребенка, возможны следующие виды трудотерапевтических вмешательств:

  • Вмешательства на основе прикосновений для обучения родителей укреплению связи между родителями и детьми
  • Вмешательства, основанные на отношениях, для улучшения взаимодействия воспитателя и ребенка
  • Совместные вмешательства, часто с участием одного ребенка и одного взрослого
  • Естественные дошкольные вмешательства для вовлечения ребенка в общение
  • Вмешательства на основе инструкций для непосредственного обучения социальному поведению

Возможные направления помощи могут включать следующее:

  • Семейные ресурсные центры
  • Библиотеки
  • Образовательные программы для родителей
  • Консультации по вопросам психического здоровья

У вас, как у родителей, есть ежедневная возможность помочь своим детям полностью раскрыть свой потенциал. Многие из этих стратегий поддержки могут быть естественными для вас.

Для тех аспектов, которые кажутся более сложными, просто просмотрите полезную информацию на этом сайте. Таким образом, вы можете быть уверены, что удовлетворяете их эмоциональные потребности и оказываете своим детям всю необходимую им помощь!

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Обучение социальным и эмоциональным навыкам в дошкольных учреждениях

Создание фундамента для будущего

UNICEF/2019/Георгиев

Социальное и эмоциональное развитие начинается в раннем возрасте. Именно тогда дети начинают понимать, кто они, что они чувствуют и чего ожидать при взаимодействии с другими. Это когда они учатся формировать и поддерживать позитивные отношения; испытывать, управлять и выражать эмоции.

Растущее количество научных данных подтверждает, что дети, которые приобретают сильные эмоциональные навыки в раннем возрасте, могут лучше справляться с повседневными социальными взаимодействиями в более позднем возрасте. Это имеет решающее значение для развития общей архитектуры мозга и оказывает огромное влияние на их способность к обучению.

Вот почему совместно с Министерством труда и социальной политики, ЮНИСЕФ и правительством Соединенного Королевства поддерживают программу по развитию социальных и эмоциональных навыков в дошкольных учреждениях. Первые детские сады, которые первыми начали эту программу в стране, показали, что с помощью игры, упражнений и рассказывания историй дети дошкольного возраста могут лучше выражать свои чувства, они лучше ладят, проявляют сочувствие к другим в группе, больше заботятся об окружающей среде и чувствуют счастливее. Программа, первоначально опробованная в отдельных детских садах, при поддержке учителей поддержки сверстников теперь распространяется по всей стране.

Посмотрите, как воспитатели детских садов «Майски цвет» в Битоле, «Младост» в Тетово, «Павлина Вельяновска» в Кочанах, «Димце Мирчев» в Велесе, «8 марта» и «Коцо Рачин» в Скопье применяет стратегии и инструменты, чтобы помочь детям приобрести социальные и эмоциональные навыки, которые являются основой для формального обучения и социального взаимодействия в школьные годы и после. Хотя подходы к захвату изображений использовались до того, как были введены меры по профилактике и защите от COVID-19, программа продолжает адаптироваться к особым соображениям и рекомендациям по пандемии.

ЮНИСЕФ/2019

Управление стрессовыми и конфликтными ситуациями

Конфликтные ситуации порождают стресс, а стресс может спровоцировать конфликтные ситуации. Посмотрите, как Мира Джорджиевска, педагог и учитель поддержки сверстников из Скопье, работает с детьми, помогая им справляться с трудными ситуациями.

См. также на македонском и албанском языках

ЮНИСЕФ/2019

Мы – наш лучший друг – Самопринятие

Обучение детей с раннего возраста уважать себя и воспитывать любовь к себе помогает им проявлять уважение и любовь к другим. Посмотрите, как учитель Александра Андоновская-Янева, преподаватель взаимной поддержки из Велеса, внедряет техники самопринятия.

См. также на македонском и албанском языках

ЮНИСЕФ/2019

Саморегуляция

Обучение детей саморегуляции в раннем возрасте помогает им понимать и контролировать эмоции, концентрироваться на обучении и справляться со стрессом. Узнайте больше о стратегиях, используемых Татьяной Греговой, учителем взаимной поддержки в Битоле.

См. также на македонском и албанском языках

ЮНИСЕФ/2019

Самосознание

Обучение детей самосознанию в первые годы жизни помогает им развить сильные социальные эмоциональные способности. Посмотрите, как Татьяна Грегова, преподаватель по поддержке сверстников, реализует стратегии, помогающие детям развить сильное чувство собственного достоинства в Битоле.

См. также на македонском и албанском языках

ЮНИСЕФ/2019

Социальное и эмоциональное обучение — это навыки для обучения и жизни

Предоставляя маленьким детям инструменты для саморегуляции, мы даем им базовые навыки, необходимые им для обучения и жизни. Узнайте больше от Имияна Амети, учителя поддержки сверстников, Хаджере Махмуди, учителя, Элиты Мехмеди, воспитателя и Рамидже Даути, директора детского сада, о том, как стратегии помогают детям в Тетово.

См. также на македонском и албанском языках

ЮНИСЕФ/2019

Утренние приветствия помогают детям развить чувство сопричастности

Когда дети могут выбирать, как они хотят, чтобы их приветствовали, у них развивается чувство сопричастности, и это задает позитивный тон на весь день. Узнайте больше от Хаджере Махмуди, учителя в Тетово.

См. также на македонском и албанском языках

ЮНИСЕФ/2019

Построение крепких отношений

Социальное и эмоциональное развитие дает детям навыки для обучения и жизни. Привлечение семей помогает укрепить эти навыки и создать для детей возможности практиковать то, чему они учатся дома. Посмотрите, как Снежана Гуцуль, учитель поддержки сверстников из Скопье, привлекает семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *