Содержание
Развитие ребенка в 1 месяц: нормы и рекомендации
06.03.2021
Развитие ребенка
0–3 мес
Автор статьи
Команда BabySleep
Команда BabySleep
Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ
Опыт BabySleep показывает, что спокойный родитель — это прежде всего знающий родитель. Достаточно быть в курсе основных событий, которые должны произойти с малышом в первый месяц жизни, чтобы отмечать его маленькие достижения и ни о чем не беспокоиться.
0–4 месяца. Наладить сон за 3 недели
В этой статье:
Рост и вес ребенка в 1 месяц
Умелые ручки: формирование кистевых навыков в 1 месяц
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
Умственное развитие ребенка в 1 месяц
Массаж ребенка в 1 месяц
Развитие речи
Как играть с малышом в 1 месяц
Как сон и развитие ребенка взаимно влияют друг на друга
Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития.
Рост и вес ребенка в 1 месяц
Рост и вес — два показателя, за которыми родители новорожденных детей следят особенно пристально. Каждый грамм и каждый сантиметр, прибавленные малышом в первый месяц жизни, падают в копилку спокойствия мам и пап.
Рост ребенка в 1 месяц
В 2005 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила нормы развития детей. В их основе лежит масштабное исследование роста и веса почти 9 000 здоровых мальчиков и девочек со всего мира, находившихся на грудном вскармливании. В отличие от старых эталонов, новые нормы позволяют родителям отслеживать развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Больше чем сон
baby-sleep.ru
Рост ребенка в 1 месяц (см)
Мальчики | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий |
50,2 | 51,5 | 53,4 | 54,7 | 56,0 | 57,9 | 59,3 |
Девочки | ||||||
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий |
49,1 | 50,5 | 52,4 | 53,7 | 55,0 | 56,9 | 58,2 |
Наталья Трофимова
Старший консультант по сну, педиатр
Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания.
С каким бы ростом ни родился ваш малыш, за первый месяц он в среднем вырастет на 4 см.
Вес ребенка в 1 месяц
За первый месяц дети прибавляют в весе в среднем 800–1200 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения. Стоит показать малыша врачу, если в неделю он прибавляет менее 125 граммов.
Не стоит пугаться, если ребенок скинет вес после рождения — это нормально. Теряет малыш в основном жидкость за счет запуска работы выделительной системы. А восполнять потерянные граммы молозивом на первых порах не получается.
Суламифь Вольфсон
Врач-педиатр с опытом более 18 лет
Стоит помнить о разнице в прибавках детей на грудном и искусственном вскармливании. Малыши, которые питаются молочной смесью, прибавляют плавно, в первые полгода по 600–700 граммов. А вот младенцы на грудном вскармливании до 4–6 месяцев могут порой набирать даже до 1,5–2,5 кг в месяц, и это абсолютно нормально, во втором полугодии такие «пышечки» обязательно будут «стройнеть».
Больше чем сон
baby-sleep.ru
Вес ребенка в 1 месяц (кг)
Мальчики | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий |
3,2 | 3,6 | 4,1 | 4,5 | 4,9 | 5,5 | 6,0 |
Девочки | ||||||
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий |
3,0 | 3,3 | 3,8 | 4,2 | 4,6 | 5,2 | 5,7 |
Умелые ручки: формирование кистевых навыков в 1 месяц
В возрасте от 0 до 1 месяца формируется первая двигательная функция руки — хватание. Вложите палец в ладонь малыша и почувствуйте, как ребенок обхватывает его своей крохотной ручкой. Это незабываемо!
К концу второго месяца проходит повышенный тонус кистей и пальцев, они становятся более расслабленными и раскрытыми.
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
В период новорожденности, который длится 28 дней, ваш малыш проводит огромную работу по адаптации к окружающему миру. Он самостоятельно дышит, регулирует теплообмен, сосет молоко и запускает работу выделительной системы. Все эти манипуляции требуют от маленького человека огромных затрат энергии, которую он восполняет во сне.
Казалось бы, чему может научиться кроха, который спит по 15–18 часов в сутки? Правильный ответ: многому!
Что умеет ребенок к концу первого месяца жизни:
- Лежа в положении на животе, он уже способен не только поднимать голову, но удерживать ее в течение некоторого времени и даже поворачивать в сторону.
Старайтесь почаще выкладывать малыша на живот перед кормлением: это поможет ребенку укрепить мышцы и справиться с дискомфортом, который причиняют колики. Чтобы добавить эффект закаливания, снимите на это время с ребенка одежду. Начинайте с одной минуты, постепенно увеличивая продолжительность упражнения.
Мам в этом месяце часто беспокоит:
Умение самостоятельно держать голову может формироваться вплоть до окончания 3 месяца жизни, поэтому месячному малышу все еще необходимо поддерживать головку. Ни в коем случае нельзя оставлять маленького ребенка одного (особенно для сна) в стульчиках, шезлонгах, качелях и других приспособлениях, где малыш находится в положении полулежа — это опасно, его голова может завалиться вперед, что может привести к затруднению дыхания.
- Лежа на спине, малыш производит хаотичные движения ручками и ножками.
- Время угасания врожденных рефлексов еще не пришло. Поэтому вы по-прежнему можете наблюдать, как ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, если провести рукой по уголку рта, или как начинает перебирать ножками, если взять его под мышки (придерживая головку) и поставить на твердую поверхность.
Полезно поддерживать у крохи хватательный рефлекс и рефлекторное ползание. Время от времени вкладывайте свои пальцы в ладошки малыша, чтобы он крепко их сжал. А выкладывая его на животик, иногда подставляйте свою ладонь под его пяточки и с удовольствием смотрите, как малыш отталкивается и движется немного вперед.
«Эти вечные животики»
Многих детей в возрасте 1 месяца мучает дискомфорт в животе. Ребенок пронзительно кричит, дергает ножками, крутится. Родители винят в этом колики, хотя на самом деле они встречаются не так уж часто. Этими неприятными симптомами может сопровождаться нормальный процесс формирования микрофлоры кишечника, но могут быть и другие причины — читайте о них в статье «Почему ребенок плачет: 12 причин». В случае сомнений всегда можно проконсультироваться с педиатром. Кроме того, в России рекомендовано в начале второго месяца жизни показать малыша неврологу, хирургу–ортопеду и окулисту.
Умственное развитие ребенка в 1 месяц
Между концом первого и серединой второго месяца жизни происходит первый из множества скачков развития ребенка.
Развитие зрения
Уже к концу первого месяца малыш может фиксировать взгляд на предмете. Особенно ему нравится разглядывать лицо мамы. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии погримасничать и повеселиться. Для вас это будет эмоциональной разрядкой, а для него — развивающим занятием.
Ребенок способен видеть дальше, чем раньше — хорошо видит на расстоянии до 30 см и в общих чертах предметы на расстоянии более 50 см.
Глазные мышцы малыша все еще недостаточно развиты, поэтому глаза могут немного косить. Не волнуйтесь — это вскоре пройдет. Кроме того, малыш пока не распознает цвета кроме черного и белого, поэтому обращает внимание на черно–белые и контрастные и предметы.
Развитие слуха
У ребенка происходит развитие слуха. Он прислушивается к звукам и по-разному на них реагирует: пугается и плачет от резких и громких шумов, радуется и улыбается знакомым мелодиям и звуку маминого голоса.
Резкая перемена в восприятии мира, новые ощущения, связанные со скачком развития, вызывают беспокойство у малыша. Прочтите подробную информацию о скачке 4–6 недель, чтобы помочь ребенку и себе легче его пережить.
Массаж ребенка в 1 месяц
С 6–7 недели жизни ребенку можно один–два раза в день проводить общий массаж. Речь не идет о профессиональном массаже — его назначают по показаниям врача. Мы говорим о поглаживаниях — тактильном общении, которое приятно маме и малышу.
Часто малыши засыпают в конце кормления или вскоре после него, поэтому массаж можно провести после сна. Делайте массаж, когда ребенок спокоен и находится в хорошем настроении. Ласково разговаривайте с ним во время процедуры — это принесет крохе больше положительных эмоций.
Основной прием массажа — поглаживание. Например, вы можете большими пальцами своих рук разглаживать ладошку малыша. А чтобы массаж ладошек был интереснее, можно сопровождать его стишками–потешками («Твоя ладошка — это пруд, по ней кораблики плывут» и т. п.).
Если вы замечаете, что массаж вызывает у ребенка беспокойство, после него он долго не может уснуть или хуже спит — лучше откажитесь от массажа. В целом, для здоровых нормально развивающихся детей массаж не является обязательной частью ухода. Просто проявите заботу и нежность к своему чаду как-нибудь по-другому: поносите на руках, расскажите, как сильно его любите, погладьте по голове или спойте колыбельную.
Развитие речи
Если с месячным малышом ласково разговаривать, он будет отвечать радостной улыбкой, звуками, усиленными движениями ручек и ножек — это называется «комплексом оживления». Ребенок начинает «общаться» в моменты спокойного бодрствования, чаще всего используя достаточно короткие и отрывистые звуки: аа, га, ги, кхы. Им на смену придут более протяжные звуки, когда малыш вступит в стадию гуления.
Разговаривайте со своим крохой, общайтесь с ним, когда носите на руках, делаете массаж, кормите, одеваете или укладываете в кровать. Ваша речь — залог будущей речи ребенка.
Золотое правило Центра детского сна и развития BabySleep: лучшее развивающее занятие для ребенка — общение с любящей мамой.
Как играть с малышом в 1 месяц?
- Игры в кроватке. Для развития зрения ребенка можно повесить над кроваткой, на расстоянии не менее 40 см от глаз, крупные игрушки — черно–белые или ярких контрастных цветов. Покачивайте их, привлекая внимание малыша. Рекомендуется менять игрушки каждые 3–4 дня.
-
Игры, развивающие зрение и слух. Для развития слуха ребенка очень важны погремушки. В ходе игр с ними малыш тренируется прислушиваться к звукам и определять их направление. Для развития у малыша слухового и зрительного восприятия можно использовать яркие игрушки, издающие различные звуки. Привлеките внимание ребенка игрушкой, помахав и позвенев ею примерно в 30 см от его лица. Когда внимание младенца будет явно сосредоточено на игрушке, начните медленно перемещать ее то в одну, то в другую сторону, продолжая звенеть.
- Тактильные игры также полезны для развития ребенка. Это прикосновения и поглаживания стоп, ладошек и всего тела малыша. Можете прочитать подробную статью с иллюстрациями о развивающих играх с месячным ребенком по методике PEKIP.
Игрушки для ребенка в 1 месяц
В 1 месяц полезны игрушки для привлечения зрительного и слухового внимания. Это и различные мобили с музыкальными модулями и без, и всевозможные шумящие, звенящие, шуршащие погремушки, маракасы, бубенцы и колокольчики.
Как сон и развитие ребенка взаимно влияют друг на друга
Младенец в 1 месяц спит в среднем 15,5–18 часов в сутки. В распорядке дня малыша появляются периоды деятельного бодрствования: между кормлениями и снами он ведет себя достаточно активно. Первый скачок развития может на время ухудшить сон. Более подробно про сон и бодрствование месячного малыша читайте на страничке нашего сервиса «Сон ребенка месяц за месяцем».
Хорошая новость: около 6 недели ночной сон начинает удлиняться (и суммарно, и продолжительность отрезков непрерывного сна).
Спокойный сон способствует физическому росту малыша, а фаза сновидений стимулирует рост и развитие мозга. Поэтому хороший сон так важен с первых дней жизни.
Частый вопрос к BabySleep в этом месяце
Мама:
«Уже как неделю у нас непонятный режим. Просыпаемся в 9–10. Бодрствуем час, в это время все процедуры, как только зевает или капризничает, начинаю укладывать… и тут понеслась. Кричит на руках, не уложить. Качаешь — засыпает, перекладываешь в кроватку — открывает глаза и все, сон пропал. Берешь, качаешь дальше — спит! На руках — и то минут 30. Потом открывает глаза и не спит до часу дня, потом на груди может уснуть часа на полтора. Потом поест, собираю на улицу, там спит максимум 40 минут, дикий ор.
И все, после 17 нет режима… Не могу укачать, ор. Если укачиваю, то минут 40 с грудью. Просыпается, даю погулять минут 20. Но его не укачать… Либо укачать минут на 30. На ночной сон уходим с диким ором! Я делаю массаж от коликов. Но ор прекращается к 23–23.30, и тогда мы спим. Ребенку 6 недель».
Ответ консультанта
Анна Ростова
ТОП-консультант по сну, консультант по ГВ
В районе 6 недель многие дети переживают так называемый «пик плача». Старайтесь начинать укладывание до того, как ребенок начнет капризничать от утомления. Важно замечать первые признаки усталости, чтобы до начала укладывания не спеша провести все необходимые процедуры (поменять подгузник, переодеть, подготовить комнату, покормить и т. д.).
Возможно, в этот период потребуется немного сократить время бодрствования до 40–50 минут. Наблюдайте за ребенком и его реакциями, постарайтесь «нащупать» оптимальное время бодрствования. Если ребенок плачет, попробуйте метод успокоения младенцев Харви Карпа.
Чем BabySleep может помочь?
Если малыш перепутал день и ночь, не спит дольше 20 минут, трудно и долго засыпает, плачет перед сном и при пробуждении — вам поможет консультант по сну BabySleep. Запишитесь на разовую беседу или выберите пакет помощи с сопровождением.
#колики#скачокразвития
‘, nextArrow: », responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}] }) })Достижения ребенка до 1 года в таблице – суть и польза метода
Содержание статьи
- От рождения до года
- Для чего нужна таблица?
- Нормы развития детей до полугода
- На пути к первому юбилею
- Следим за развитием ребенка сами
Многих родителей слово «таблица» пугает своей «документальностью». Одни просто не верят сводным таблицам разных параметров, другие ссылаются на индивидуальность и не желают равняться на всех, третьим, наоборот, мерещится куча отклонений и патологий при малейшем отступлении от табличных данных. Четвертые не считают себя обязанными утруждаться постоянной сверкой с чем-то или отслеживанием динамики… Для чего же нужны таблицы развития ребенка? Можно ли им верить? Зачем вести собственную таблицу?
От рождения до года
Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).
Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:
- держать голову;
- лежать на животе;
- переворачиваться;
- ползать;
- сидеть;
- вставать, стоять и ходить;
- улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
- следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
- играть в прятки;
- брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
- общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
- сопереживать окружающим;
- реагировать на свое имя;
- прощаться и приветствовать окружающих жестами;
- узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
- говорить первые «настоящие» слова;
- понимать первые запреты;
- реагировать на похвалу;
- понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
- понимать, что мама вернется, если ушла;
- кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.
Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.
Если вы замечаете, что малыш отстает в той или иной сфере, не ждите очередного планового визита к доктору. Обратитесь сразу же, как что-то покажется подозрительным. Пусть лучше это окажется «ложной тревогой», чем останется проигнорированным симптомом. Понимающий доктор никогда не упрекнет вас в излишней мнительности, а наоборот, расскажет, почему ребенок вас насторожил, с чем связаны те или иные проблемы (возможно, действительно и не проблемы вовсе).
Для чего нужна таблица?
Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.
Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми. Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений.
Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.
Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.
Помните, что отставание ребенка в какой-либо одной сфере (например, двигательной), если вовремя не заняться коррекцией, рано или поздно «потянет» за собой отставание и в речевых, и в мыслительных процессах. Исправить это будет гораздо сложнее. Ведь развитие отделов головного мозга взаимосвязано. Неправильно развиваются одни – это влияет на развитие соседних. Так же как и наоборот (всем известно, что развитие центров, отвечающих за мелкую моторику, «включает» в работу и центры, ответственные за речь, мышление, память).
Нормы развития детей до полугода
Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.
Возраст (мес.) | Двигательные навыки | Зрение | Слух | Эмоции | Речь | Интеллект |
1 | Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс.![]() |
Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой. | Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звук | К 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей. | Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх). | Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес. |
2 | Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку. | Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно. | Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону. | Комплекс оживления выражен ярче. | Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен.![]() |
Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз. |
3 | Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно. | С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз. | Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет. | Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен. | Активно и подолгу гулит. | Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира. |
4 | Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку. | Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут.![]() |
Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам. | Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых. | Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки. | Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым. |
5 | Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот. | Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин. | Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом. | Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми. | Гуление певучее, протяжное. | Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела. |
6 | Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках.![]() |
Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы. | Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи. | Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки. | Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций. | Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку). |
На пути к первому юбилею
Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».
Возраст (мес.) | Движения | Умения | Эмоции | Речь | Интеллект |
7 | Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно.![]() |
Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку. | Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр. | Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма») | Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден) |
8 | Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит. | Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб. | Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения. | Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше. | Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку. |
9 | Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору.![]() |
Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку. | Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми. | Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты. | Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память. |
10 | Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул. | Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предмет | Появляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами. | Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там) | Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память. |
11 | Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками.![]() |
При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой. | Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет». | Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителями | Настойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию. |
12 | Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров. | Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой. | Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным. | Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных.![]() |
Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания. |
Следим за развитием ребенка сами
С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.
Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».
К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.
Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.
А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.
Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы.
Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.
Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.
Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.