Содержание
Кондак — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Кондаки прп. Роман Сладкопевец
- Кондаки св. Романа Сладкопевца Н.Д. Успенский
- Кондаки общие святым
- Кондаки (воскресные, седмичные, праздников, святых)
- Порядок чтения тропарей и кондаков на Часах
- Кондак Пасхи
Конда́к — в современном богослужении небольшое песнопение, отражающее суть празднуемого события. Кондак в службе находится по 6‑й песни канона; если в одной службе несколько кондаков, то главный кондак – по 6‑й песни, остальные — по 3‑й песни канона. Кондак во многих отношениях аналогичен тропарю: поется на мелодию тропаря, в некоторых книгах (Псалтирь Следованная и календари) печатается вместе с тропарем данного праздника.
История термина
Само слово кондак (греч. κοντάκιον) происходит от κόνταξ или κοντός — «палочка», на которую наматывался свиток пергамента. Название связано с тем, что древний кондак представлял собой целый комплекс песнопений, которые составляли своего рода богословскую поэму и хранились в виде отдельного свитка. Однако термином «кондак» песнопения данного жанра стали называть очень поздно – только в X веке; до этого сами авторы их называли «гимн», «песнь», «хваление» и даже «псалом».
Тропарь и кондак
Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:
Тропарь: Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Безсмертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
История кондака
Кондак возник в Константинополе как многострофное произведение и был отличительной особенностью византийского городского богослужения до VIII века. Первые кондаки появились уже в V веке, а расцвет кондаков связан с творческой деятельностью преподобного Романа Сладкопевца, (1‑я половина VI века). Древний кондак в его классическом облике — многострофный гимн, состоявший из одного или нескольких вводных песнопений, которое называлось «проимий» (вступление») или «кукулион» (букв. «капюшон»), и большого количества икосов, завершавшихся общим рефреном, который также был заключительной фразой проимия. Икосы были большими по объему и одинаковыми друг с другом по размеру. Количество икосов могло быть различным: неким стандартом считается наличие 24 икосов (на Рождество Христово), также часто встречаются кондаки из 18 икосов (Богоявление). Среди кондаков преподобного Романа количество икосов варьируется от 11 (на Рождество Богородицы, архидиак. Стефану) до 30 (на праздник трех отроков, 17 декабря). В проимии тема кондака была отмечена кратко, тогда как в икосах она постепенно раскрывалась. Достаточно часто икосы объединялись акростихом, который был смысловым (например, на Богоявление акростих «смиренного Романа»), но мог быть и алфавитным (пример – акафист Богородице, который тоже изначально был кондаком). Древние кондаки были эстетически красивыми и глубоко содержательными, поистине шедеврами церковной гимнографии.
В процессе истории постепенно остались только «кукуль» и 1‑й икос, все остальные икосы были опущены. Этот процесс начался сначала на периферии, а в XI веке захватил и Византию и был обусловлен переходом на палестинский тип утрени, в котором главное место занимал канон. Монастырские уставы стали отдавать предпочтение канонам перед кондаками и включали кондаки в чин утрени только в сокращенном виде. В итоге кондак в полной форме встречается только в древнейшей редакции Миней (до XII века), тогда как в позднейших версиях он уже представлен только в формате проимия и 1‑го икоса. И если в древности были специальные сборники – Кондакари (в которых кондаки были представлены в полной форме), то после XIII века и они исчезают из обращения.
Кондаки позднейших служб сразу стали появляться в сокращенном формате; так, кондаки и икосы воскресные появились только в XI веке и они сразу состояли только из одного кондака и икоса.
Кондак в современном богослужении
После опущения почти всех икосов начальная строфа (проимий или «кукуль») получила наименование «кондак». В итоге кондак стал свого рода «собратом» тропаря и в русской практике кондаки даже поются тем же распевом, что и тропари.
Кондаки помещаются в службе праздника или святого (в Минее или Триоди) после 6‑й или после 3‑й песни канона. Также все кондаки вместе с тропарями можно найти во II части Псалтири Следованной. Кроме утрени, кондак читается на часах, поется на литургии, а в праздники с великим славословием и полиелеем — на повечерии.
Современное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевания священников (при том что отдельный чин отпевания священников появился только в XV веке). Обычный кондак (кукуль) «Со святыми упокой…» здесь сопровождается не одним только икосом «Сам Един еси безсмертный…», но всеми 24. Кроме того, кондак с четырьмя небольшими икосами присутствует в Триоди Постной в неделю сыропустную.
***
архимандрит Киприан Керн
«Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6‑ой или после 3‑ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена.
Самое слово «кондак» – κόντάκιον некоторые производят от κόνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся ίλητάριον. Сборники таких «кондаков» называются кондакариями.
Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20–30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части: начальная строфа, κουκούλιον, написанная одним, необычным для всего произведения, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, «кукуля». Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, «краегранесио». Икос, οίκος, по-гречески значит «дом». Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски «Deth» – дом – может означать и строфа; точно также, как по-итальянски «Stanza» значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.
Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (491–518). Этот поэт был, повидимому, происхождения сирийского, родом из Верита (Бейрута). Кондаки его представляют сложно построенную богословскую поэму. И действительно, кондаки Романа Сладкопевца во многом схожи с проповедями. Так как их содержание не было связано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, привязанными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позволяли их автору свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивало основную мысль праздника или жития данного святого, богословствовало в стихах.
Со временем, под влиянием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее данными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен».
Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», которая дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.
Самые поздние по происхождению кондаки, это – кондаки и икосы воскресные. О них упоминается только в рукописях XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукописях и XVI в., как говорит Скабалланович. Этих воскресных кондаков нет еще в Евергетидском уставе и в Студийском. Их заменял тогда или кондак святого минеи, или седален».
Литургика. Гимнография и эортология.
Тропарь — краткое церковное песнопение
Что такое тропарь и кондак? Кому или чему посвящены тропари? История и значение церковной гимнографии в материале Правмира.
Содержание статьи
- Тропарь: значение
- Тропарь у истоков христианской гимнографии
- Первый тропарь
- Кому или чему посвящены тропари?
- Тропари на каждый день недели
- О тропаре на Правмире:
- Видео о тропаре:
Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения. Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак. Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?
Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии. На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос. И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».
Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.
Читайте также — Тропарь Великого Пятка
Тропарь: значение
Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.
У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.
Пример: Тропарь Рождества, глас 4:
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.
возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.
Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.
Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.
Тропарь у истоков христианской гимнографии
Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение. Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век. Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.
Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви. Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.
В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.
Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.
Первый тропарь
Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе. Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову. Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих. Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.
Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.
Кому или чему посвящены тропари?
Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.
В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.
Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом». В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.
Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.
В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».
«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».
Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.
Читайте также — Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропари на каждый день недели
Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.
В 2018 году даты праздников выпадают так:
7 января 2018 года — Рождество Христово
19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне
15 февраля 2018 года — Сретение Господне
1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье
7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы
8 апреля 2018 года — Пасха. Светлое Воскресение Христово
17 мая 2018 года — Вознесение Господне
27 мая 2018 года — Пятидесятница
7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи
19 августа 2018 года — Преображение Господне
28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы
11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи
21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня
4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.
Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.
Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.
Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.
Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.
Исполнять тропарь можно дома.
О тропаре на Правмире:
- Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
- Тропарь и кондак Покрова Пресвятой Богородицы
- Икона Божией Матери «Живоносный источник»: тропарь и молитва
- Профессор Кономос: Зачем нужны тропари?
Видео о тропаре:
Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»
Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга
Тропарь святителю Николаю, глас 4
youtube.com/embed/tDzGqa5UjR0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
цифровых фотоаппаратов | Kodak
Цифровая фотокамера KODAK PIXPRO AZ255
AZ255 — идеальная бридж-камера для воплощения вашей страсти к фотографии. Благодаря разрешению 16 мегапикселей, 25-кратному оптическому зуму и объективу с более широким углом обзора, чем у традиционных моделей, эта камера может стать вашим новым лучшим другом.
Подробнее
Цифровая камера KODAK PIXPRO AZ405
Представляем один из наших бестселлеров — цифровую камеру KODAK PIXPRO AZ405 из нашей коллекции Astro Zoom. Объектив с 40-кратным сверхдлинным зумом и оптической стабилизацией изображения обеспечивает четкие, четкие 16-мегапиксельные крупные планы, панорамы на 180° или HD-видео одним нажатием кнопки.
Узнать больше
Цифровая камера KODAK PIXPRO AZ421
Каждому время от времени требуется небольшой зум. Цифровая камера AZ421 оснащена 42-кратным сверхдлинным зум-объективом для четких и четких 16-мегапиксельных крупных планов.
Подробнее
Цифровая камера KODAK PIXPRO AZ528
Красота в глазах смотрящего с камерой KODAK PIXPRO AZ528 Astro Zoom. Удивительная детализация, множество функций и 52-кратный оптический зум — это только начало.
Узнать больше
Цифровая камера KODAK PIXPRO AZ652
Приготовьтесь использовать безграничную мощь мостовой камеры KODAK PIXPRO AZ652 Astro Zoom, которая предлагает поразительный 65-кратный оптический зум и многое другое.
Узнать больше
Цифровая фотокамера KODAK PIXPRO AZ901
Представляем нашу самую мощную камеру Astro Zoom, новую мостовую камеру KODAK PIXPRO AZ901, предлагающую умопомрачительный 90-кратный оптический зум и многое другое.
Узнать больше
Цифровая камера KODAK PIXPRO FZ45
Представляем коллекцию FZ45 Friendly Zoom из семейства цифровых камер KODAK PIXPRO. Компактная, интуитивно понятная и очень простая в использовании камера FZ45 — идеальная камера для начинающих, которую можно взять с собой куда угодно.
Подробнее
Цифровая камера KODAK PIXPRO FZ55
Знакомьтесь с камерой FZ55 с дружественным зумом из коллекции цифровых камер KODAK PIXPRO. Эта модель с тонким дизайном и функцией «наведи и снимай» представляет собой шаг вперед благодаря перезаряжаемой литий-ионной батарее.
Узнать больше
Камера KODAK PIXPRO ORBIT360 4K VR
Камера KODAK PIXPR0 Orbit360 4K VR использует минималистский подход к универсальной камере 360° VR с двумя объективами с фиксированным фокусом, размещенными в футуристическом корпусе камеры. Каждый изогнутый объектив предназначен для совместной работы и позволяет снимать видео в формате 4K с углом обзора 360°.
Узнать больше
Камера KODAK PIXPRO SP360 4K VR
Камера SP360 4K призвана вывести ваше творческое видение на новый уровень. Разрешение 4K обеспечивает достаточную детализацию, четкость и точность для важных нюансов, которые вы хотите запечатлеть и поделиться ими.
Подробнее
Экшн-камера KODAK PIXPRO SP360
Экшн-камера SP360 предназначена не только для того, чтобы снимать то, что вы любите делать, но и гораздо больше! Погрузитесь в мир и записывайте 360-градусное HD-видео с помощью всего одной камеры.
Узнать больше
Цифровая камера KODAK PIXPRO WPZ2
Цифровая камера KODAK PIXPRO WPZ2 — идеальный компаньон, чтобы промокнуть. Ударопрочный, пыленепроницаемый и готовый к приключениям WPZ2 был создан для того, чтобы его можно было взять с собой в дорогу и использовать в воде, на воде и под водой — до 15 м.
Узнать больше
Все продукты разработаны по лицензии. Продукты доступны не во всех странах.
Поддержка потребительских товаров KODAK | Kodak
Если у вас есть потребительский продукт Kodak, он должен быть произведен одним из наших торговых партнеров. Каждый партнер предлагает собственную поддержку, и вы можете найти эту информацию, выполнив поиск в списке продуктов ниже. Отправка электронного письма нам в Kodak только задержит вашу возможность получить ответ. Мы не поддерживаем эти продукты напрямую.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: МФУ KODAK и цифровые камеры EASYSHARE сняты с производства в 2012 г. и не поддерживаются. Любые электронные письма с запросами на поддержку этих продуктов не получат ответа.
KODAK Cameras
- KODAK Mini Shot 2 Instant Camera
- KODAK Mini Shot 2 Retro Instant Camera
- KODAK Mini Shot 3 Square Instant Camera
- KODAK Mini Shot 3 Square Retro Instant Camera
- KODAK PRINTOMATIC Instant Print Camera
- Камера и принтер KODAK SMILE Classic 2-в-1
- Цифровая камера мгновенной печати KODAK SMILE
- Цифровая камера мгновенной печати KODAK STEP
- Цифровая камера мгновенной печати KODAK STEP Touch
Цифровые камеры KODAK2 PAZ 2 PAZ 50PRO 50PRO
KODAK Cameras
- KODAK EKTAR h45 Half Frame Camera
- KODAK Film Camera i60
- KODAK Film Camera M35
- KODAK Film Camera M38
- KODAK Film Camera Ultra F9
KODAK Печать и сканирование
- KODAK 35-мм просмотрщик слайдов и фильмов
- Блок оцифровки KODAK
- Цифровой пленочный сканер KODAK SCANZA
- KODAK REELS Film Digitizer
KODAK Printing & Scanning
- KODAK Colorful & Decorative Stickers for 2×3 Photo Paper
- KODAK Document Papers
- KODAK Laminating Pouches
- KODAK Photo Papers
- KODAK SMILE ZINK 3.