Содержание
Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть?
Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.
История возникновения
Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.
Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.
Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.
Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.
Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.
Схожесть и различия
Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.
Эти песнопения оканчиваются одними и теми же словами. Стихотворный размер, общая мысль помогают подчеркнуть событие, о котором поется. В икосе присутствует припев и приветствия «Радуйся», уточняя то, чему посвящен акафист. Икос подводит итог, и его сила в повторении. Несколько раз произнесенное «Радуйся» помогает понять смысл воспевания: праздник или святой образ.
Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.
Как читаются кондак и икос?
- Сохраняется очередность: вначале кондак, затем икос.
- Существует возрастание: кондак 1, икос 1, кондак 2, икос 2 и т. д.
- В конце акафиста повторяется последний кондак и возвращается кондак 1 и икос 1.
- Слов в кондаке значительно меньше, поэтому они более глубокие и прямолинейные. Прочитав их, можно понять, чему посвящен определенный акафист.
- В икосе изложение не такое уточненное, но чтобы вникнуть в суть, помогают повторяющиеся слова «Радуйся».
Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике. Содержание последовательное и расширенное.
Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.
Читайте также:
Что такое протестантизм: история возникновения, основные принципы, современное положение
Старообрядцы и староверы: в чём разница между двумя религиозными сообществами
АКАФИСТ. Как читать акафисты? — православная социальная сеть «Елицы»
АкАфист (по-гречески — «неседальное пение») — форма церковной поэзии. Акафист состоит из 25 строф, каждые две из которых (кондАк и `икос) образуют смысловое звено. КондакИ акафиста (кроме первого) завершаются возгласом «Аллилуиа»; `икосы содержат по двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста (13-й кондак) является молитвенным обращением к прославляемому и читается трижды.
`Икос — 1. Церковное песнопение, вмещающее в себя прославление святого или празднуемого события. Икос и по содержанию, и по изложению сходен с кондакОм (кондАк и икос, читаемые по 6-й песни канОна, обычно оканчиваются одними и теми же словами), но обширнее кондака. 2. Строфа акАфиста (наряду с кондакАми).
Исходное греческое слово означает «дом, домик» (тот же корень в словах «экология» и «экономия») .
КондАк — 1. Краткая песнь, содержащая изложение сущности праздника. Кондак и близкий ему по содержанию и форме `икос поются или читаются после 6-й песни канона; этот же кондак читается и на часах.
2. Строфа акафиста (наряду с `икосами).
Греческое слово «кондак» буквально означает «колышек», «валик» — деревянный валик, на который накручивался свиток; это значение легко перешло и на сам свиток. Превоначальный кондак — жанр византийской гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем (первым кондаком был кондак Рождества Христова — «Д`ева днесь Прес`ущественнаго ражд`ает…») и приобретший огромную популярность, пока его не вытеснил из богослужения канон. Это был гимн, состоящий из большого числа строф-икосов, одинаковых по числу стихов и их ритмической организации. Нынешние кондак и икос, исполняемые после 6-й песни канона — всё, что осталось от древнего кондака.
💥 Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?
— Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.
Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.
💥 Чтение акафистов или канонов дома
При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Поэтому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и приведенные ниже молитвы не нужно. Акафист или канон читается в таком случае после утренних или вечерних молитв, перед окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».
✨ Молитвы перед чтением акафиста.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Молитва Святому Духу
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.)
Трисвятое:
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. )
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва Пресвятой Троице:
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:
Вместо «Слава, и ныне:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Слава:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «И ныне:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Молитва Господня
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
Псалом 50
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.
Символ веры
1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
✨ Потом читаем АКАФИСТ: ………………………………………….…( акафист читается от начала до конца, после каждого кондака читается трижды «Аллилуиа», кондак 13 читается трижды, затем читают 1 икос и за ним 1 кондак, потом идет молитва. Чтоб разобраться как читать достаточно взять текст любого акафиста и параллельно включить аудиозапись где его читают ( в инете можно найти), прочитать первый раз, слушая запись. Там ничего сложного, вы поймете с первого раза)
✨ По окончании акафиста читаем:
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.
Kontakion — Wikipédia
Статья из Википедии, свободная энциклопедия.
Icône représentant Romain le Mélode chantant son kontakion (1649, Маларита, Белоруссия).
Le kondakion ou kondakion est un жанр поэтико-музыкальный религиозный аппарат au début du VI e siècle. C’est une sorte d’hymne, similaire à l’apolytikion, qui décrit l’essence de l’evénement célébré ou encore les traits de caractère du Saint Glorifie. Принципиальная разница между тропарием и кондаком находится в данс-ле-фейт-дие-ле-премьер-э-таит-пес-о-де-бю-де-вепре и а-ля фин-де-утренник, ла или второй était entonné au milieu des утренник.
Изобретение контакта с атрибутом Romanos le Mélode, un poète célèbre de Byzance, dont l’uvre majeure est le Контакт для рождения Христа [1] . Jusqu’au XII e siècle, il était chanté tous les ans au banquet impérial de Constantinople par les chœurs de l’église des Saints-Apôtres et ceux de Sainte-Sophie.
Le kontakion est composé de 18 à 24 strophes identiques appelees oikoi («maisons») précédées par un court prélude que l’on appelle koukoulion . La première lettre de chaque strophe form un acrostiche, qui inclut fréquemment le nom du poète. La musique qui accompagnait originallement les kontakia a été perdue. Cependant, il est возможно de suggérer que la longueur de la plupart des kontakia indique que la majorité d’entre eux devaient être chantés dans une form de récitatif [2] .
Dans la pratique actuelle, héritée de l’évolution Historique de l’office de matines, où le canon a pris une place prépondérante, le kontakion est une strophe, de taille équivalente à celle de l’apolytikion. Le terme de kontakion désigne alors le premier koukoulion d’un texte ancien bien plus long, ou bien la seule strophe qui a été composée, en conformité avec l’usage actuel.
Офисы [модификатор | модификатор le code]
В связи с важностью passée dans le rite byzantin, le kontakion reste une pièce Importante dans le cycle quotidien des office. Il est récité aux heures après les prières du Trisagion, et chanté avec l’apolytikion après la petite entrée de la liturgie.
Дни больших праздников, le kondakion est aussi récité ou chanté à l’office de minuit, aux grandes complies et aux typiques.
- Acolouthia — pour une vue d’ensemble des composantes de l’office en rite byzantin
- Ромен ле Мелод
- Acathiste
- ↑ M. Benoit et B.Gagnepain, Norbert Dufourq, Les grandes date de l’histoire de la musique , Que sais-je?, стр. 10.
- ↑ (en) Архимандрит Ефрем Лаш, Св. Романос Песнописец, О жизни Христа : Kontakia , Сан-Франциско, Harper, , с. 1–12.
- Портал музыки
- Портал верхней Мойен Аге
Boomplay Music
Boomplay MusicЭтот сайт использует файлы cookie. Используя этот сайт, вы соглашаетесь с нашими Политика конфиденциальности и ЛСКП
Ошибка сети
Откройте для себя больше музыки
НГ +234
Получить код
Пожалуйста, выберите плейлист- Сделать частным Сделать общедоступным
- Встроить Как использовать?
- Скопировать ссылку
-
- Твиттер
Пользовательский размер:
- По умолчанию
- Рабочий стол (300*600)
- Мобильный(300*250)
Тип:
- HTML/HTML5
для
Оплата с помощью
Проверить и оплатить
Дата заказа
Способ оплаты
Сегодня
Поздравляем! Вы успешно активировали Boomplay 1 Month Premium.
Теперь у вас есть доступ ко всем функциям приложения Boomplay.
Пожалуйста, проверьте свой баланс и повторите попытку.
Вы потеряете свою подписку, если у нас не будет рабочего способа оплаты для вашей учетной записи, поэтому проверьте свои платежные данные.
Нужна помощь? Контакт Поддержка подписки Boomplay.
10 с
Платеж обрабатывается . Пожалуйста, подождите, пока заказ подтверждается.
Ваш заказ обрабатывается, и поставщику услуг может потребоваться несколько дней для обработки вашего платежа. Пожалуйста, следите за обновлениями и проверяйте статус вашего заказа в «Центре пользователей».
- Выполнено: Ваш заказ успешно оплачен.
- Отменен: Ваш просроченный заказ станет «Отменен».