Разное

Что такое икос и кондак: Чем отличается кондак от икоса? / Православие.Ru

Что такое кондак: церковная гимнография :: SYL.ru


Что такое кондак?

Это один из жанров византийских церковных песнопений. Как правило, кондак — это короткая песнь, состоящая из одной или двух строф, которая вместе с тропарем раскрывает суть праздника, посвящением которому и является.

Тропарь – это древнейшее песнопение, давшее начало развитию всей церковной гимнографии. Он отражает в своих строфах сущность праздника (или святого, если посвящен ему, раскрывая особенности его святости и жития). Кондак же является логичным дополнением к тропарю, рассматривая незатронутые элементы основной темы.

Обычно он размещается в каноне сразу после шестой или третьей песни, а следом за ним идет икос (вместе с ним эти две песни образуют так называемый акафист). Они традиционно читаются на часах.

Узнав, что такое кондак, перейдем к другим вопросом, но прежде отметим следующее. Чаще всего он бывает посвящен какому-либо церковному празднику, Господу Богу, Божией Матери или некоему святому.

Начало общее всем канонам

Малый, семипоклонный начал. Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон). Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон). Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон). И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон). Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без кре́стнаго зна́мения).

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон). Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон). Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

По обычнем начале мирянин глаголет:

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Свя­ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го­́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра­́ди. Го́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́­шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь. (поклон).

Го́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́ше­му Бо́гу (поклон).

Прииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Псалом 142. Го́споди, услы́ши моли́­тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в зем­ли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́д­ная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го­́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́­ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́­ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне. Аллилу́ия, Аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды, с поклонами). Го́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.

Стих 1: Испове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.

Стих 2: Обыше́дше обыдо́ша мя, и и́ме­нем Госпо́дним противля́хся им.

Стих 3: Не умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.

Стих 4: Ка́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Го­спо́дь).

Начало канонов одинаково до Бог Господь и стихов 1–4 включительно, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50 и начинается канон (один или несколько).

Часто усердные христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело и усердие каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.

Чем кондак отличается от икоса?

Прежде, чем разобраться с этим вопросом, обратимся к другому. Попытаемся выяснить, что такое кондак и икос. Итак, икос – это также песнопение, прославляющее праздник или святого. Его отличие от кондака состоит в том, что он является пространным развитием темы, поэтому гораздо длиннее. Соответственно, икос никогда не читается отдельно. Внешний вид песнопений также является схожим – обычно они написаны в одном стиле, одним размером, поются в одной тональности и заканчиваются одними и теми же фразами.

«С высоты снизшел еси, благоутробне»

Богослужение воскресного дня занимает особое место в жизни Церкви, а значит, имеет важное значение для нас, православных христиан. Нельзя не согласиться с тем, что современный верующий человек, обремененный житейскими заботами, чаще всего участвует в храмовой молитве именно в выходной день — в воскресенье.

Если человек понимает тексты, которые слышит на воскресном богослужении, это дает ему весьма многое, а именно — осознание главной идеи христианского вероучения: победы Христа над смертью.

Поэтому воскресная служба имеет в богослужебном круге совершенно самобытное положение. Воскресный день — это малая Пасха, праздновать которую православные верующие имеют возможность раз в неделю.

Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения, который сохраняется в течение всего года в текстах, ставшими незаслуженно обыденными.

Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения

Воскресенье — праздничный день, который невозможно литургически представить без главных его песнопений: тропаря и кондака. Это объясняется так: тропарь в сжатом виде изображает суть празднуемого события.

Кондак же является подобием тропаря и выступает вторым по значимости песнопением, также выражая суть празднуемого события, но, как правило, — с другой стороны[1]. Если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутренней, имеющей нравственное значение для человеческой души.

А значит, важно понимать тексты тропарей и кондаков воскресного дня. Ниже представлен разбор тропаря и кондака восьмого гласа на церковнославянском языке. Стоит отметить, что восьмой глас по традиции исполнения в Русской Церкви отличается своей торжественностью. На этот распев положены тропари праздника Святой Троицы, кондак и ипакои Пасхи, гимн «Достойно есть» и другие важнейшие песнопения.

Тексты тропаря и кондака звучат следующим образом:

Тропарь:

«С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе»[2].

Кондак:

«Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве»[3].

Русский перевод этих песнопений таков.

Тропарь:

«С небес сошел Ты, Милосердный, и воспринял тридневное погребение, чтобы освободить нас от страданий. Жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе»[4].

Кондак:

«Восстав из гроба, Ты воздвиг умерших и воскресил Адама; Ева ликует о Твоем воскресении и пределы мира торжествуют от Твоего восстания из мертвых, многомилостивый»[5].

Христос — истинный Бог

Тропарь начинается с исповедания Иисуса Христа истинным Богом, потому что небеса — место, где почивает Бог. Здесь идет отсылка к словам Самого Спасителя в беседе с Никодимом:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Далее подчеркивается милосердие Божие ко всему человечеству: Бог назван «благоутробным». Церковнославянское слово «благоутробие» означает «сердечность, внутреннюю благость, милосердие»[6]. Почему же Бог — милосердный? Это раскрывают следующие слова воскресного тропаря — Бог милосерден, потому что воспринял «тридневное погребение».

Христос — истинный Человек

«Погребение приял еси тридневное» — в этом словосочетании заключается все уничижение Христа, о котором говорил апостол Павел в послании к филиппийцам:

«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7–8).

Кто может быть погребен? Только тот, кто умер, а Бог бессмертен. Чтобы умереть, Бог воспринял человеческую плоть, жил среди людей и нес тяготы тварного мира. В этом и заключается великое умаление, истощение Своего достоинства.

Состоит оно и в том, что, по слову святителя Феофана Затворника,

в человеческом образе

«безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — изменяется с течением времени; всесодержащий и всеоживляющий — питается и нуждается в заботе других; всеведущий — не ведает; всемогущий — ограничивается; источающий жизнь — умирает»[7].

И все это переживает Он, будучи совершенным Богом.

И жертва Христова направлена на единое — на спасение человека от «страстей». Страстей — страданий, но и страстей в аскетическом смысле. Ведь для человека, ищущего спасения, страсть — болезнь, от которой нужно исцелиться, ведь она мучит душу[8].

Неслучайно в этом словосочетании употреблено церковнославянское желательное наклонение с частицей «да», выражающее жажду спасения.

За это великое милосердие мы прославляем Бога, называя Его нашей «жизнью и воскресением».

Кондак восьмого гласа представляет собой зеркальное отражение тропаря и восстановляет для нас хронологическую последовательность, проливая свет на сотериологичность событий Воскресения Христова, когда Христос умер плотью, спустился во ад и вывел души праведников. Об этом писал апостол Павел в послании к ефесянам:

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4, 8–9).

Можно было бы подумать, что речь идет о снисхождении к нам на землю, и это действительно так по сравнению с небом. Однако святые отцы идут дальше, говоря об аде и проповеди спасения среди умерших.

Господь воскресил Адама, и Ева стала «ликовать» — «петь хором, водить хоровод, плясать»[9]. Эта фраза означает, что и Ева также была причастницей Воскресения Христа.

Здесь налицо святоотеческая параллель: по традиции Христос называется Новым Адамом, Богородица — новой Евой, а Древо Крестное — избавлением от греха, ведь некогда древо познания добра и зла стало причиной грехопадения. Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление.

Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление

Новая Ева, чистая отроковица Дева Мария, ради всего падшего человечества стала Богородительницей. В этом смысле Дева Мария представляется целью ветхозаветной истории, начавшейся с детей Евы.

Святитель Григорий Палама отмечает, что Бог избрал Сифа. Этим была избрана Та, Которой надлежало стать Матерью Божией. Так имело свое начало в самих детях Адамовых и исполнялось в последующих поколениях спасение мира[10].

Когда же пришло время исполниться этому пророчеству, были избраны Иоаким и Анна, в доме и стране Давида. Бог на этот раз обещал и даровал дитя, которому предстояло стать Матерью Бога.

То есть фраза о ликовании Евы вкратце освещает всю историю Ветхого Завета, кульминацией которой было Рождество и Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

Именно об исполнении пророчества «торжествуют все пределы мира», поскольку исполнение его стало спасением от вечной смерти. Заканчивается кондак так, как начинался тропарь, — прославлением великого милосердия Божия.

***

Богослужебные тексты воскресного дня раскрывают собой многие аспекты богословия: и христологии, и сотериологии, и даже антропологии. К сожалению, в настоящее время эти тексты для многих стали привычными, и православные верующие, которые посещают богослужение, воспринимают их как нечто рядовое. Но нельзя забывать, что тексты воскресного богослужения говорят о самом важном событии в человеческой истории: Воскресении Христовом, а значит, изучение и осмысление их чрезвычайно важно для православного христианина.

История создания кондака

Зачинателем данного церковного жанра традиционно считается Роман Сладкопевец, певец в Святой Софии Константинопольской, живший в шестом веке – современник императора Анастасия I. По легенде, свой первый кондак, посвященный Рождеству Христову, он создал, исполнившись Божественным вдохновением. К нему были приложены двадцать четыре икоса. Роман Сладкопевец изначально был диаконом в сирийском городе Бейруте, затем служил псаломщиком в Святой Софии и не выделялся среди других исполнителей ничем особенным, но он горячо молился Богородице, прося одарить его талантом. Однажды во сне Богородица явилась к нему, вручила свиток и велела Роману проглотить его. Пробудившись ото сна, он ощутил вдохновение и исполнил первый кондак «Дева днесь…».

Произведения, приписывающиеся этому автору, во многом походят на качественные богословские проповеди, чем разительно отличаются от нынешних вариантов кондаков. Сам жанр не был привязан к какой-либо теме библейской песни, как позже это произойдет с каноном, поэтому отсутствие определенной темы давало автору свободу творчества, позволяя ему спокойно развивать тематику праздника в образах, удобных лично ему.

Первоначальный вид

Итак, в отличие от современных, древние кондаки отличались большим количеством строф – от двадцати до тридцати, они объединялись единым рефреном, который исполнял народ. Чтением строф занимался канонарх. Первая строфа была вступлением к теме и обычно была написана специфическим слогом, который не повторялся в остальных частях произведения, последняя же часть содержала в себе назидательное наставление и была больше похожа на молитву. Часто первые буквы строк составляли так называемый акростих – то есть вполне осмысленное предложение.

Первоначально кондак уподоблялся постройке, состоящей из множества отдельных комнат, поскольку «икос» можно перевести с греческого как «дом».

Изменение статуса и вида

С 9 века жанр кондака (что такое этот жанр, мы уже разобрали) постепенно был вытеснен каноном. Он тоже является литургическим произведением, но являющимся дополнением к библейским песням, поэтому количество тем этого жанра несколько ограничено. Кстати, с греческого «канон» переводится как «норма». Количество строф сократилось, и поэтому в современном богослужении кондаком и икосом называют лишь две строфы. Исключение составляет лишь песнопение, сохранившееся полностью – его читают и поют, когда отпевают священников. Таким образом, со временем кондак стал занимать достаточно скромное место в ряду других песенных церковных жанров. Однако в древности он считался наиболее почитаемым, и представлял собой чуть ли не целую поэму на богословскую тематику по своему объему и масштабу. В качестве примера, поясняющего, что такое кондак, можно рассмотреть различные песнопения, посвященные Рождеству, Вознесению или Преображению Христову. Во многом современный кондак похож на тропарь, что неудивительно, ведь от первоначального облика песнопения осталась только его первая строфа (которая называется «кукуль»). А в русской гимнографии он даже поется по мелодии, аналогичной тропарной. Но если приглядеться, то можно заметить разницу – как правило, кондак отражает внутреннюю суть праздника, причем делает это полнее, а тропарь – внешнюю (или наоборот).

Итак, в данной статье мы разобрали, что такое кондак, икос и тропарь. Надеемся, что у читателя больше не возникнет трудностей с определением жанра церковных песнопений. Впрочем, помимо вышеперечисленных, существует еще много иных видов песен и возгласов.

В молитвах что такое икос и кондак

Спрашивает: Екатерина, Казань

Икос и кондак — церковные песнопения, содержащие прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Чтение акафиста начинается обычным началом, состоящим из молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троица», «Отче наш», Господи помилуй и «Приидите поклонимся». Эти молитвы есть в молитвослове, в молитвах утренних. Далее читается акафист. Последний 13-й кондак читают трижды, а затем повторяют первый икос. После прочтения акафиста, читают молитву. Стоит заметить, что ее можно читать и отдельно.

После окончания акафиста читается: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

Ответ на этот вопрос прочитали 553 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

  • Святоотеческие записки (11)
  • Иоанн Златоуст (3)
  • Святитель Филарет, митрополит Московский (2)
  • Игнатий Брянчанинов (2)
  • Иоанн Богослов (1)
  • Серафим Саровский (1)
  • Феофан Затворник (1)
  • Молитвослов (8)
  • молитва Оптинских старцев (1)
  • Символ Веры (1)
  • молитвы о ненавидящих и обидящих нас (1)
  • молитва о спасении Церкви Православной (1)
  • молитва против антихриста (1)
  • молитва перед началом всякого дела (1)
  • молитва о прекращении ссоры (1)
  • Мир прекрасен! (7)
  • Цветы (3)
  • Храмы и монастыри (3)
  • Жития Святых (4)
  • История (4)
  • Библия (3)
  • Иконопись (1)
  • Андрей Кураев (1)

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость.

Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом, ни библейская песнь.

Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.

Икос — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Процитировано 2 раз Понравилось: 1 пользователю

Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.

Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.

Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.

Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.

Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.

Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.

Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.

Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.

Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике. Содержание последовательное и расширенное.

Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.

Икос — Православная Богословская Энциклопедия

Икос — название церковного песнопения, «содержащего в себе все обстоятельства праздника» или «жизнь известного святого» (Симеон Солунский, — Писание отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию богослужения, II т., стр. 419). По словам Марка Ефесского, подобное наименование усвоено песнопениям потому, что «первоначально они были петы в прекрасных покоях, домах (οίκος), в которых обычно совершал всенощную их первый составитель — Роман Сладкопевец» (ibid., III т., стр. 284). Другие, напр. прот. Никольский, производя слово икос от несуществующего греческого глагола οἱκοω — подобен (подобен = ἑοικα от неупотребительного εἱκω), видят в данном наименовании указание на то, что песнопение служит образцом, подобием для всего последования (Пособие к изучению устава богослужения, изд. 3-е, стр. 316, пр. 2). Кроме Романа Сладкопевца, авторами икосов были Анастасий, св. Косма, песнопевцы Арсений, Георгий, Иоанн Дамаскин, а равно и другие лица, имена которых остались неизвестными (Амфилохий, Кондакарий в греческом подлиннике XII—XIII ст., стр. 9, 18). По указанию данного памятника, число всех икосов, считая и кондаки, доходит до 1427; из них в служебных Минеях Триодях, Октоихе и Часослове напечатаны лишь 184 икоса (ibid. стр. 30).

В богослужебной практике различаются икосы канона и икосы акафиста. Первые обычно исполняются после шестой песни канона (см., напр., Типикон константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в. № 788 библ. Афинского университета, — Дмитриевский, Описание литургических рукоп., I т., стр. 264, 273, 276 и т. п.), а в некоторых случаях после третьей. Последнее явление наблюдается при совпадении в известное число памяти двух святых или двух празднеств, из коих каждому есть в богослужебных книгах по 3-ей песни седален и по 6-й кондак и икос.

Тогда после 3-й поются седальны обоим святым и кондак или кондак и икос одного святого, а по 6-й кондак и икос другого святого. Кроме полных канонов, икосы полагаются на трипеснцах утрени великого понедельника и среды и двупеснце великого вторника (Дмитриевский, Богослужение страстной и пасхальной седьмиц во св. Иерусалиме по уставу IX—X в., стр. 37, 57, 69). В понедельник они исполняются дважды: после первой и восьмой песни (по современной практике только раз — после первой), во вторник после восьмой — пред чтением (по современной практике — после молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»), в среду также дважды.

Икосами акафиста в современной его редакции называются те двенадцать песнопений, которые заканчиваются приветствием: «радуйся». Между тем в древности наименование икос усвоялось всем 24-м песням акафиста, о кондаках не было и речи. Так, напр., в греческой постной Триоди 1460 г. № 29 Севастьяновского собрания акафист называется «икосами Божией Матери». Подобное же название удержано и в славянской Триоди XV  в.

№ 9 Московской епархиальной библ. (Амфилохий Кондакарий, стр. 15). Равным образом и в древних греческих и славянских уставах о пении акафиста в субботу пятой седмицы великого поста речь идет только о 24 икосах (Типикон константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в., — Дмитриевский, Описание, I т., стр. 537; греческий устав С. б. № 456, 1298 г., л. 110 об., устав той же библ. № 381, л. 146; синодальный устав № 330—380, янв., л. 17; славянская Триодь XII в. Синод. библ. № 319—423, л. 264). Следы подобного деления встречаются даже в славян. уставе 1682 г. В отделе о пении акафиста встречается в нем такое замечание: «тии же икоси суть по алфавиту сиесть 24» (Мансветов, Устав, стр. 354).

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 838. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

Kontakion — Wikipédia

Статья из Википедии, свободная энциклопедия.

Icône représentant Romain le Mélode chantant son kontakion (1649, Маларита, Белоруссия).

Le kondakion ou kondakion est un жанр поэтико-музыкальный религиозный аппарат au début du VI e siècle. C’est une sorte d’hymne, similaire à l’apolytikion, qui décrit l’essence de l’evénement célébré ou encore les traits de caractère du Saint Glorifie. Принципиальная разница между тропарием и кондаком находится в данс-ле-фейт-дие-ле-премьер-э-таит-пес-о-де-бю-де-вепре и а-ля фин-де-утренник, ла или второй était entonné au milieu des утренник.

Изобретение контакта с атрибутом Romanos le Mélode, un poète célèbre de Byzance, dont l’uvre majeure est le

Контакт для рождения Христа [1] . Jusqu’au XII e  siècle, il était chanté tous les ans au banquet impérial de Constantinople par les chœurs de l’église des Saints-Apôtres et ceux de Sainte-Sophie. Par la suite, le kontakion a Progression été remplacé par le canon. Aujourd’hui, chanter un kontakion dans son intégralité est devenu относительная редкость : seuls le premier koukoulion et la première strophe, l’ikos, appelée en grec moderne οἶκος, oikos , sont chantés régulièrement, le plus souvent après la sixieme ode du Canon. D’une façon générale, le seul moment où le kontakion est chanté Intégralement est lorsqu’un acathiste est entonné.

Le kontakion est composé de 18 à 24 strophes identiques appelees

oikoi («maisons») précédées par un court prélude que l’on appelle koukoulion . La première lettre de chaque strophe form un acrostiche, qui inclut fréquemment le nom du poète. La musique qui accompagnait originallement les kontakia a été perdue. Cependant, il est возможно de suggérer que la longueur de la plupart des kontakia indique que la majorité d’entre eux devaient être chantés dans une form de récitatif [2] .

Dans la pratique actuelle, héritée de l’évolution Historique de l’office de matines, où le canon a pris une place prépondérante, le kontakion est une strophe, de taille équivalente à celle de l’apolytikion. Le terme de kontakion désigne alors le premier koukoulion d’un texte ancien bien plus long, ou bien la seule strophe qui a été composée, en conformité avec l’usage actuel.

Офисы [модификатор | модификатор le code]

В связи с важностью passée dans le rite byzantin, le kontakion reste une pièce Importante dans le cycle quotidien des office. Il est récité aux heures après les prières du Trisagion, et chanté avec l’apolytikion après la petite entrée de la liturgie.

Дни больших праздников, le kondakion est aussi récité ou chanté à l’office de minuit, aux grandes complies et aux typiques.

  • Acolouthia — pour une vue d’ensemble des composantes de l’office en rite byzantin
  • Ромен ле Мелод
  • Acathiste
  1. ↑ M. Benoit et B.Gagnepain, Norbert Dufourq, Les grandes date de l’histoire de la musique , Que sais-je?, стр. 10.
  2. (en) Архимандрит Ефрем Лаш, Св. Романос Песнописец, О жизни Христа : Kontakia , Сан-Франциско, Harper, , с.  1–12.
  • Портал музыки
  • Портал Верхнего Мойена Аге

Акафист Всесвятой Богородице, пред Ней Чудотворная Курско-Коренная икона Знамения

Кондак I

наводящая нас в Царство Небесное, приидите, поклонимся все, не имеющие здесь постоянного града, умоляя Ее всемогущей помощи, вспоминая чудеса, которые от времен и доныне совершались ее иконой; и будем восклицать громким голосом: Радуйся, Владычице, всегда являющая миру знамения Твоей милости!

Икос I

Ангелы дивились, видя идя пред нами в иконе Твоей, яко в столпе огненном, в великом исходе нашем из земли порабощенной беззаконными, Владычица. Ибо не Моисей, а Ты есть у нас проводником в нашем печальном пути. Темже благодарственно вопием ти:

Радуйся, блаженная направительница!
Радуйся, Мать Пути истинного!
Радуйся, по пустыне мира сего сопровождающая нас;
Радуйся, умнейшего Амалика преславно побеждающая!
Радуйся, от иконы Твоея потоки благодати источающая.
Радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалях сердец наших начертавшая!
Радуйся, зной пылающих страстей благодатное утоляющая!
Радуйся, всемогущее укрепление немощных!
Радуйся, миролюбивейшее услаждение смущенных сердец!
Радуйся, скитальцев и сирот божественное утешение!
Радуйся, землю обетованную нам уготовавшая!
Радуйся, врата небесного Иерусалима нам отверзающая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак II

Мы видели, мы постоянно видели Твои знамения и чудеса, о Госпожа. И исповедуем милость Твою и не скрываем благодеяний Твоих, но вопием гласом громким: Аллилуиа.

Икос II

Кто может постигнуть разум Божий и кто может поведать тайну Его судов? Ибо Он возвышает и низвергает, Он смиряет и возвышает, Он поражает и исцеляет. Кто посвящен в Его совет? А потому Он и нас смирил за грехи наши и низверг царство наше, рассеяв детей наших по всему лицу земли. К кому же убежим в скорби нашей, к кому протянем руки наши, как не к Тебе, Всеблагая? Посему с сокрушенными сердцами взываем к Тебе:

Радуйся, Сына Твоего за нас умилостивляющая!
Радуйся, праведный гнев Божий утоляющий!
Радуйся, грехов наших смывающая!
Радуйся, заступнице о прощении грешных!
Радуйся, немеркнущий свет надежды нам возвещающий!
Радуйся, в иконе Твоей пред нами в исходе и странствии нашем предшествовавшая;
Радуйся, всех рассеянных вместе собирающая!
Радуйся, омофором своим блестящим все покрывавшая!
Радуйся, расколы и бунты низлагающая!
Радуйся, замыслы нечестивых презирающая!
Радуйся, плывущих по морю жизни путеводящая!
Радуйся, в заботах твоих никого не оставляющая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак III

Силы в Тебе явились, и благодать в изобилии излилась от честнейшей Твоей иконы, Преблагословенная Дево, понуждающая всех вопиять Тебе: Аллилуиа.

Икос III

В том, что ты обладаешь невыразимой любящей добротой, о Преблагой, ты сияешь своей благодатью там, где сгущается тьма и умножаются печали. Посему не оставил еси нас сиротами, но в иконописном искусстве Твоем к нам нищим прииди, славяще снисхождение Твое и так вопиющих:

Радуйся, море чудес.
Радуйся, бездна милосердия!
Радуйся, неиссякаемый источник благодати!
Радуйся, неистощимый источник исцелений!
Радуйся, пределы природы превзошедшая!
Радуйся, законы природы изменившая!
Радуйся, печаль нашу в радость обращающая!
Радуйся, плач и воздыхание наше в радость духовную изменяющая!
Радуйся, скорбь и беду нам во благо обращающая!
Радуйся, врагов наших преславно низлагающая!
Радуйся, ожидание врага постыжающая!
Радуйся, воспевающих Тебя веселящая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак IV

Когда постигнет нас буря искушений, когда постигнут нас скорби и боли, когда истощится в нас терпение и смутится душа наша, прибежим к образу Пречистой Богородицы и, изливая пред Ней слезы, возопи из сердца нашего: Богоносные руки Твои к нам простирая, из глубины злобы возведи нас, да устами благодарными вопием: Аллилуиа.

Икос IV

Слышали издревле народы русские молву о явлении святаго образа твоего среди курских рощ и, с усердием к нему прибегая, в умилении восклицали: пришла к нам Матерь Господа нашего? И видя икону Твою, лежащую при корне древа, Владычица, взяли ее, как великое сокровище, и воззвали к Тебе, прообраз ее:

Радуйся, светлейший [сад] райский, Древо жизни породивший!
Радуйся, Божественный сад, произведший древо Церкви!
Радуйся, благоуханный цвет, благоухающий весь мир!
Радуйся, лилия непорочная, вселенную украшающая!
Радуйся, лоза плодовитая, вином умиления жажду всех утоляющая.
Радуйся, освященная ветвь, сладкими плодами род человеческий питающая!
Радуйся, корень домостроительства Божия!
Радуйся, вершина и пик нашего спасения!
Радуйся, злые страсти наши на корню иссекающая;
Радуйся, сад добродетелей насаждающий!
Радуйся, добрые привычки в нас укореняющая!
Радуйся, в райской жизни сопричастничать нам дарующая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак В

Яко звездою Боговедомою прошествовала честная икона Твоя по земле Русской и городам ее, Владычице. Цари благоговейно преклонялись перед ним, царицы любовью украшали его, архиереи приветствовали его благоговением, и множество верных, духовно соблюдая праздник, взывали: Аллилуиа.

Икос V

Видя лукавый замысел безбожников погубить посрамленную Тобою икону Твою, Пречистая Дево, и обретя невредимым никакой разрушительной силой образ Твой святой, со страхом и любовью иноки и миряне взывали к Тебе о сем как эти:

Радуйся, неприступная крепость!
Радуйся, неприступный вал!
Радуйся, заговор жестоких безбожников посрамившая!
Радуйся, ожидание врага тщетно воздавшая!
Радуйся, уста богохульников заградившая.
Радуйся, святую икону Твою невредимую сохранившая.
Радуйся, от руки злодеев защитившая его!
Радуйся, от гнусных дел человеческих отвращающая взор свой!
Радуйся, пречистого лица Твоего от нас, убогих, не отвратившая.
Радуйся, грешных рук диавола избежавый!
Радуйся, кающимся прощение просияющая!
Радуйся, двери милости Божией Своим ходатайством отверзающая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак VI

Весь мир возвещает милости, изливающиеся от иконы Твоей, Царица всех! Ибо с тех пор, как в нем ты ушел из земли Российской, нет города или села, где бы не явилась сила Твоя. Темже спасенные тобою из среды всех народов благодарственно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос VI

Возсияй нам снова свет надежды, Пречистая Богородица, в рождении Твоем возвестившая миру благолепие спасения. Не оставляй нас навеки в руках врага и быстро сведи на нет замыслы нечестивых и жестоких отступников. Да будет земля русская домом твоим, как и прежде; да процветает в нем благочестие; да будут богато украшены святые монастыри и храмы; и да торжествует народ, избавленный от жестоких безбожников, с веселием, прославляя помощь Твою и взывая к Тебе:

Радуйся, любовью Своею весь мир просвещающий!
Радуйся, усыновление рода человеческого от Божественных уст Сына Твоего приявшая!
Радуйся, Богородица и Матерь христиан!
Радуйся, скорбей прогоняющая и ран исцеляющая!
Радуйся, немеркнущий свет заточенных!
Радуйся, освобождение узников, умножение их келий!
Радуйся, дерзновение гонимых за правду!
Радуйся, терпение страждущих за Веру!
Радуйся, мучеников венчание!
Радуйся, страшное возмездие мучителей!
Радуйся, узы узников развязывающая!
Радуйся, плененных телом и душою освобождающая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак VII

Желая вразумить людей, забывших Его, Бог, праведный Судия, попустил поднять на земле великие войны. И народы были в смятении; царства шатались и падали; смерть и ужас бродили по лицу земли; и плач и причитание сотрясают воздух. Тогда все возлагавшие на Тя упование, Богородице, усердно прибегали к образу Твоему и, ожидая спасения Тобою Единою, воззвали к Богу, давшему Тебя в помощники людям: Аллилуиа.

Икос VII

Новые знамения и чудеса явила еси чрез честную икону Твою, Богородица, когда раздался ратный грохот. Ибо хотя города горели, земля тряслась, чертоги разрушались и саранча наполняла воздух, Ты сохранила невредимой церковь, в которой хранился образ Твой, Царица всех. И видя сие чудо, все молящиеся в нем единогласно воззвали к тебе:

Радуйся, могучий предводительнице!
Радуйся, на коей весь народ упование возлагает!
Радуйся, столп и утверждение Церкви!
Радуйся, защита и защита всякой святыни!
Радуйся, победившая мир!
Радуйся, безнадежных спасающая!
Радуйся, усердных молитв внимающая!
Радуйся, беспомощным помощь и безнадежным надежда!
Радуйся, ногами нашими сатану попирающая!
Радуйся, огню и стихиям повелевающая!
Радуйся, иконою Твоею нас укрепляющая!
Радуйся, покровом своим нас осеняющая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак VIII

Странное и страшное знамение явил еси, о Пресвятая. Ибо, когда дом был разрушен, ты сохранил нетронутой маленькую комнату, которую прежде освятил присутствием своей иконы, и сохранил невредимыми старицу и сына ее, нашедшего в ней приют. Посему, видя и слыша это, все исполнились страха и взывали с благоговением: Аллилуиа!

Икос VIII

Весь мир Божественною любовью обнимаешь Ты, Приснодево, ближних и дальних посещая и в иконе Твоей присночтимой всю землю проходя. Посему от востока и до запада был путь твой, дабы все беспрепятственно поклонились ему и воспевали тебе, его прообразу, такие вещи, как сии:

Радуйся, радость всех радостей!
Радуйся, чаша наслаждения неиссякаемая!
Радуйся, века скорбного утешение!
Радуйся, наслаждение грядущей жизни!
Радуйся, ради нас отделяющаяся от радующихся на небесах!
Радуйся, на землю, исполненную многая скорби и беды, призираяй!
Радуйся, с иконой Твоею благодатною ступою в дома наши незримая входящая.
Радуйся, тем благословление и радость приносящая!
Радуйся, иноческие кельи образом Твоим освящающая.
Радуйся, ею покои бедных сверх дворцов царских украшающая!
Радуйся, храмы Божии озаряющая пресвятыми твоими
Радуйся, невидимо обитающая в домах чтущих тя!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак IX

Мужчины всякого возраста и звания спешат к тебе, о Госпожа, божественная Невеста, ибо руки Твои, державшие Бога, простираются ко всем; всех просвещаешь и утешаешь, и всем щедро даруешь все [благо], о Царица всех. Темже, о Тебе радуясь, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос IX

Умолкают красноречивейшие из ораторов и умолкают искусные риторы, желая достойно прославить Тебя, Богородица Мария; ибо каждый ум находится в недоумении, как превозносить Тебя, как подобает. Но если мы будем молчать, сами камни будут кричать. Посему, яко недостойные, устами глиняными дерзаем вопиять ти:

Радуйся, огненный меч пророчеств!
Радуйся, возвещение апостолов, не умолкающая.
Радуйся, сердечная песнь святых!
Радуйся, сила и дерзновение исповедников!
Радуйся, мистическое слово молчащих!
Радуйся, златые уста ораторов и богопроповедников!
Радуйся, возвышенная награда подвизающимся со страстями!
Радуйся, божественная легкость праведных!
Радуйся, слава матерей и девством похваляйся!
Радуйся, престарелых упокоение и юных наставница!
Радуйся, смертного Адама дочь и богоносица!
Радуйся, неизреченною славою у Бога сияющая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак X

Усердно молися о спасении мира, Богородица, ибо он нуждается в помощи Твоей, сети лукавого расстилаются по всему лицу земли, народы бушуют и бури искушения, восстающие на Церковь Божию. Темже, как некогда в Кане Галилейской, скажи слово Сыну Твоему и Богу, да претворит Он воду искушений и скорбей в вино умиления и божественной радости, да непрестанно поем Ему: Аллилуиа.

Икос X

Будь нам неприступным бастионом, Непорочная, противостоящая полчищам врагов, видимых и невидимых, и могущественно сражающаяся за нас, с любовью воспевающих ти такие вещи:

Радуйся, яко. ибо мы всегда простираем руки Твои богоносные к Богу!
Радуйся, злых духов ногами нашими попирающая!
Радуйся, коварные замыслы князя тьмы постыжающая!
Радуйся, Духом Божиим тучи злых помыслов рассеивающая!
Радуйся, уныние от нас отгоняющая!
Радуйся, могучие волны жизни укрощающая!
Радуйся, бурям искушений обличающая!
Радуйся, бурною водящая благодатно;
Радуйся, от пучины зла избавляющая [нас]!
Радуйся, милосердно руку Твою погибающим простирающая!
Радуйся, на путь спасения ставящая ноги наши!
Радуйся, оружие наше в бою укрепляющая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак XI

Прими наши песнопения, как Сын Твой лепту вдовы, о Пресвятая, и даруй, чтобы мы когда-либо возносили их Тебе, направляя нашу жизнь в мире и даруя отпущение грехов; да вступая в небесные обители, возопиим Богу: Аллилуиа.

Икос XI

Светлый омофор Твой незримо простер по всей земле, Благая, рассеяв безлунную ночь нечестия и просветив тварь сиянием еще раз, да непрестанно в радости возопим:

Радуйся, воистину в солнце облекшаяся!
Радуйся, диадемой звезд увенчанная!
Радуйся, златобахромою разноцветною украшенная!
Радуйся, неизреченная красота!
Радуйся, великолепие лучезарнее утренней звезды!
Радуйся, солнца усердие возлюбленнейшее!
Радуйся, век грядущий первый луче!
Радуйся, свет ангельский и человеков немеркнущий!
Радуйся, темные бесовские полчища прогоняющая!
Радуйся, во тьму неверия свет проливающая.
Радуйся, во броню света нас облекающая!
Радуйся, Святая, цветением всех добродетелей благоухающая!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак XII

Благодать на благодать от иконы Твоей приимали, Пречистая Богородица. Ибо ни один с верою приступающий к ней не уходит напрасно, но каждый получает дар от Бога по нужде своей и увенчивается радостью, взывая к Богу: Аллилуиа.

Икос XII

Тебя воспеваем, Тебя величаем, Тебе поклоняемся, Пречистая Владычица, не знающая всего изобилия Твоих похвал; и падая ниц пред драгоценным образом твоим, в умилении так вопием ти:

Радуйся, сладостный родник душ наших!
Радуйся, светлое утро сердец наших!
Радуйся, непостижимая высота!
Радуйся, слава неувядаемая!
Радуйся, блаженство без конца!
Радуйся, беспредельная благость!
Радуйся, неизреченная радость!
Радуйся, единая истинно блаженная!
Радуйся, над всякой тварью вознесшаяся!
Радуйся, в жизни сей нам помогающая!
Радуйся, верных в смертный час встречающая!
Радуйся, яко и на Страшном Суде спасешь надеющихся на Тебя!
Радуйся, Владычице, присно явившая миру знамения Твоего милосердия!

Кондак XIII

Всехристианская Мати, Мати всех воспетая, Сына Твоего и Бога подражающая в любви Твоей, милостиво вопиющая нам: «Не бойся, малое стадо! Я с вами, и никто не против вас!» Темже, с любовью припадая пред Тобою и со слезами благодаря, вопием: Аллилуиа. Аллилуйя! Аллилуйя!

Этот Кондак читается трижды, после чего повторяются Икос I и Кондак I.

Молитва Богородице, Курской-Коренной иконе

О Пресвятая Дево, Матерь Христа Бога нашего, Царица Неба и Земли! Внемли многострадальному воздыханию душ наших, призри со святых высот Твоих на нас, с верою и любовию склоняющихся пред Пресвятым и Чудотворным образом Твоим. Яко се, во грехи погружаемые и бурею скорбей обуреваемые, на образ Твой взирая, к Тебе смиренные молитвы наши возносим, ​​как к живущему с нами. Ибо нет у нас другой помощи, ни другой заступницы, ни утешения; только Ты, о Мать всех скорбящих и обремененных. Помоги нам немощным, утолит наши печали, направь на правый путь нас, заблудших, исцели наши немощные сердца и спаси безнадежных; даруй нам провести оставшееся время нашей жизни в мире и покаянии; даруй нам христианское окончание жизни нашей, и на страшном суде Сына Твоего будь нам милостивой заступницей, да всегда воспеваем, величаем и прославляем Тебя, ибо Ты благая Ходатаица рода христианского, со всеми святые, угодные Богу, во веки веков. Аминь.

Очередная молитва Богородице, Курской Коренной иконе

Царица Небесная! Кто исчислит великое множество чудес Твоих, или кто исчислит молитвенно-прошенные возгласы, потоки умиленных слез или благодарственные воздыхания, изливаемые пред иконой Твоей? Ибо скорбью народа Твоего, плачем угнетенных и радостной хвалой утешаемых она полностью украшена. Народ, претерпевший иго рода Агари*, пал перед ним; Москва взывала к ней в смутное время; Курск обратился к ней, когда столкнулся с нашествием врагов. Все владения взывали во дни смертоносных болезней и бед, и ты обратил все печали тех дней в радость. Благослови ныне и землю русскую; спаси наш народ от греха, разрушения и искушения. Излей свою благодать на наши труды на земле и на каждое благословенное общественное предприятие. Помяни поименно, Пресвятая Дево, всех здесь присутствующих молящихся и нуждающихся в Твоем утешении, помощи и милости; ибо Ты знаешь сокровенные тайны наших сердец. Даруй всем исполнение их прошений в соответствии с их нуждой; обрати к покаянию заблудших; даруй всем нам умудриться в свете Евангелия любви и добрых дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *