Содержание
Как развивать слух ребенка дома? Советы логопеда
Забыли пароль?
Укажите номер карты и мы вышлем вам инструкцию по восстановлению пароля
Номер картыГлавная Все события
17 августа 2017
Блог для родителей
Развитие фонематического слуха играет огромную роль в становлении речи ребенка-дошкольника. Что такое фонематический слух и как определить, нарушен ли он у ребенка? С помощью каких упражнений можно развивать слух ребенка дома? Разбираем каждый вопрос вместе с логопедом клуба «Магис Дети».
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.
Анастасия Бадалагина Логопед клуба «Магис Дети»
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?
В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован.
КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА ДОМА?
В структуру занятий с логопедом в клубе «Магис Дети» обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр, который очень нравится деткам! Чтобы улучшить результат занятий или для формирования слуха ребенка самостоятельно, я рекомендую периодически использовать ряд простых и доступных упражнений. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.
1 УПРАЖНЕНИЕ: «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»
На занятиях в клубе мы используем различные музыкальные инструменты: бубен, металлофон, барабан, дудочки, погремушки. В домашних условиях можно использовать все, что «звучит». Например: коробочку со спичками, музыкальные шкатулки, музыкальные игрушки, погремушки, баночки с крупами, различные по звучанию. Ребенок не глядя, с завязанными глазами, должен определить на слух, какой инструмент или предмет издает звук.
2 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТСТУЧИ РИТМ»
Ребенок должен повторить за взрослым количество ударов по столу или хлопков, которые различаются по своей длительности и имеют определенный темп. Ритм может быть различным, но главное, он не должен быть слишком сложным, чтобы ребенок смог его повторить. Например, 1 удар, 2 удара, 3 быстрых удара, 3 медленных удара, 1 быстрый удар и 2 медленных и так далее.
3 УПРАЖНЕНИЕ: «ИМИТАЦИЯ»
Попросите ребенка передать голосом, как звучит какой-нибудь предмет: часы, холодильник, чайник; как капает дождь; как поют птицы; как воет волк и так далее. При этом можно менять силу голоса: попросите изобразить тихо или громко, повысить или понизить голос.
4 УПРАЖНЕНИЕ: «ПОЙМАЙ ЗВУК»
Ребенок должен угадать какой-то определенный звук из ряда других звуков, которые называет взрослый. Например, звук [Р]. Заранее охарактеризуйте ребенку этот звук, чтобы он его узнал. Звук [Р]— громкий, звонкий, «рычащий». Затем произнесите ряд звуков, среди которых будет и звук [Р]. Если ребенок узнал звук, он должен хлопнуть в ладоши.
5 УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»
Покажите ребенку картинку с предметом и специально назовите его неправильно, например: «Это лакета? Это вакета? Это уакета?» При этом ребенок должен сказать, что это неправильно. Когда вы назовете правильно — «ракета», ребенок хлопает в ладоши. Это упражнение всегда очень нравится детям и является очень эффективным, так как хорошо повышает концентрацию внимания и развивает фонематический слух.
6 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТХЛОПАЙ СЛОВО ПО СЛОГАМ»
Это упражнение имеет разные вариации:
- Отхлопать слово по слогам в ладоши, например, «ма-ши-на» (3 хлопка).
- Отстучать слово по слогам по столу.
- Выложить слово из кубиков, фишек, счетных палочек или карандашей (1 слог — 1 кубик, 1 фишка).
Обязательно проговаривайте слово медленно и четко по слогам, затем спросите: «Сколько слогов в слове? Сколько ты раз хлопнул, постучал? Сколько получилось кубиков, карандашей?» Это упражнение можно проводить уже с 4 лет.
Приведенные выше упражнения развивают:
- фонематический слух;
- навык звукового и слогового анализа и синтеза;
- темпоритмическую сторону речи;
- высшие психические функции: внимание, память, мышление.
Поэтому рекомендуем периодически использовать каждое из них дома для развития своего малыша!
Поделиться в соц. сетях
30 января
#ГЕРОИМАГИСДЕТИ – Егор Татаренко
Знакомим Вас с Героем Магис Дети, Татаренко…
29 января
Афиша мастер-классов на Февраль 2023г.
Знакомим Вас с афишей мастер-классов на февраль 2023 год! Звоните и…
26 января
#ГЕРОИМАГИСДЕТИ – Мирон Висман
Мирон Висман, Герой Магис Дети!…
Написать нам
Задайте нам любой интересующий Вас вопрос, поделитесь отзывом или предложением.
на Взлетной
на Красноармейском
ПредставьтесьНомер телефонаСообщениеЯ согласен с политикой конфиденциальности
РЕЧЕВОЙ СЛУХ | Научно-практический центр детской психоневрологии
- Главная
- О центре
- Новости
- Новости центра
- РЕЧЕВОЙ СЛУХ
10. 02.2020
РЕЧЕВОЙ СЛУХ
Речь – это очень сложный процесс, в котором можно выделить два взаимодействующих механизма: внутренний и внешний.
Внешняя речь – это собственная речь ребенка. Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат и, если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.
Внутренняя речь – это понимание речи. Оно формируется благодаря речевому слуху.
Речевой слух (фонематический слух) — это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.
Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. В дальнейшем ребенок поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. С появлением лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию взрослого, пытается подражать. При этом многократное повторение слогов закрепляет навык артикуляции услышанных речевых звуков.
Речевой слух является базой для дальнейшего развития звукопроизношения и осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Он соотносит и сопоставляет слышимые звуки с их эталонами. Благодаря этой способности, ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные звуки по твердость-мягкости, глухости-звонкости и т.д.
Благодаря фонематическому слуху человек способен:
- слышать данный звук в слове
- различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
- различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Нарушение речевого (фонематического) слуха ведет к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Слова с этими звуками не понятны ребенку, он путает их значение, различные предлоги и безударные окончания ребенок не слышит, страдает понимание обращенной речи.
Фонематический слух, являясь врожденной способностью у людей, становится базой для формирования фонематического восприятия: анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие это умственное действие, по выделению и различению фонем (звуков), по определению звукового состава слова. Этому ребенка надо целенаправленно обучать: определение позиции звука в слове (первый, последний, средний), последовательности звуков (какой за каким звуком стоит), количество звуков в слове и т.д. При сохранном речевом слухе обучение фонематическому анализу и синтезу проходит без особых проблем, что способствует дальнейшему обучению письму и чтению.
Важность речевого слуха в развитии речи ребенка трудно переоценить. Речевой слух является основой для таких умений ребенка, как:
- Дифференциация схожих по звучанию фонем (фонематический анализ и синтез)
- Дифференциация одинаковых звукокомплексов, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса
- Нормативное звукопроизношение
- Управление фонацией (темп речи, громкость, высота голоса, интонация)
- Развитие и овладение лексико-грамматическим строем речи
- Нормативное освоение письма и чтения
Возврат к списку
Все фотоБлаготворительный праздник «Здравствуй, школа!»
Фонематическая осведомленность: концепции и исследования
Распечатать эту страницу. |
Концепции и исследования
- Что такое фонематическая осведомленность (PA)?
- Определения ключевой терминологии PA
- Примеры фонем и навыков фонематического восприятия
- Исследование фонематического восприятия
Фонематическая осведомленность (PA):
- способность слышать и манипулировать звуками в произносимых словах, а также понимание того, что произносимые слова и слоги состоят из последовательностей звуков речи (Йопп, 1992; см. ссылки).
- необходим для обучения чтению в алфавитной системе письма, поскольку буквы обозначают звуки или фонемы. Без фонематического понимания фонетика не имеет большого смысла.
- фундамент для преобразования речи в печать. Если ребенок не слышит, что «человек» и «луна» начинаются с одного и того же звука, или не может смешивать звуки /рррррууууууннннн/ в слово «бежать», у него могут возникнуть большие трудности с соединением звуков с их письменными символами или смешиванием звуков, чтобы составить слово.
- необходим для обучения чтению в алфавитной системе письма.
- сильный предиктор детей, которые рано добились успеха в чтении.
Важное отличие:
- Фонематическая осведомленность НЕ является фонетикой.
- Фонематическая осведомленность является СЛУХОВОЙ и не включает слова в печатном виде.
Фонематическая осведомленность важна…
- Читателям необходимо обращать внимание на то, как буквы обозначают звуки. Он настраивает читателей на печать.
- Это дает читателям возможность приблизиться к озвучиванию и чтению новых слов.
- Помогает читателям понять принцип алфавита (буквы в словах систематически представлены звуками).
…но сложно:
- Хотя в английском языке 26 букв, в английском языке примерно 40 фонем или звуковых единиц. (ПРИМЕЧАНИЕ: количество фонем варьируется в зависимости от источника.)
- Звуки представлены 250 различными вариантами написания (например, /f/ как в ph, f, gh, ff).
- Звуковые единицы (фонемы) не очевидны по своей сути, и их необходимо изучать. Звуки, из которых состоят слова, «сочленяются»; то есть они не отделены отчетливо друг от друга.
Перейти к началу страницы
Определения ключевых терминов PA:
- Фонема: Фонема – это звук речи. Это наименьшая единица языка, не имеющая собственного значения.
- Фонематическая осведомленность: способность слышать и манипулировать звуками в произнесенных словах, а также понимание того, что произнесенные слова и слоги состоят из последовательностей звуков речи (Йопп, 19 лет).92; см. ссылки). Фонематическая осведомленность включает в себя слушание языка на уровне фонемы.
- Фонетика: использование кода (звуко-символьные отношения для распознавания слов).
- Фонологическая осведомленность: способность слышать звуковую структуру языка и управлять ею. Это всеобъемлющий термин, который включает в себя работу со звуками языка на уровне слов, слогов и фонем.
- Непрерывный звук: Звук, который можно продлить (растянуть) без искажения (например, р, с, а, м).
- Onset-Rime: Начало — это часть слова перед гласной; не все слова имеют начало. Иней – это часть слова, включающая гласную и то, что следует за ней.
- Сегментация: Разделение слов на фонемы.
Перейти к началу страницы
Примеры фонем
Слово «солнце» состоит из трех фонем: /s/ /u/ /n/. В таблице ниже показаны различные лингвистические единицы от самой большой (предложение) до самой маленькой (фонема).
Предложение | Ярко светило солнце. |
Ворд | солнце |
Слог | солнце, солнце, солнце, |
Начало изморози | солнце, солнце, солнце |
Фонема | вс |
В слове «закрыть» тоже три фонемы: /ш/ /у/ /т/.
Примеры фонематического восприятия
- Слияние: Какое слово я пытаюсь сказать? Ммммм. .. оооооо… с.
- Сегментация (первая звукоизоляция): Какой первый звук в швабре? /м/
- Сегментация (последняя звукоизоляция): Какой последний звук в mop? /п/
- Сегментация (полная): Какие звуки вы слышите в швабре? /м/ /о/ /п/
Что должны знать учителя | Что учителя должны уметь делать |
---|---|
|
|
(с изменениями Moats, 1999; см. Ссылки) |
Как выглядит отсутствие фонематического восприятия?
Дети с недостатком фонематических навыков не могут:
- групповые слова со сходными и неодинаковыми звуками (мат, кружка, солнце)
- смешивать и разделять слоги (нога)
- смешивать звуки в слова (m_a_n)
- сегментировать слово как последовательность звуков (например, рыба состоит из трех фонем: /f/ , /i/, /sh/)
- обнаруживать звуки в словах и управлять ими (замените r в строке на s).
(Kame’enui, et. al., 1997; см. ссылки)
Перейти к началу страницы
Исследования фонематического восприятия говорят:
«Лучший предсказатель трудности чтения в детском саду или первом классе — это неспособность разделить слова и слоги на составные звуковые единицы (фонематическое восприятие)» (Лион) , 1995; см. Ссылки).
Способность слышать фонемы и манипулировать ими играет важную роль в приобретении начальных навыков чтения (Smith, Simmons, & Kame’enui, 1998; см. Ссылки).
Имеются убедительные доказательства того, что основное различие между хорошими и плохими читателями заключается в способности хороших читателей обрабатывать фонологию.
Эффекты тренировки фонологической осведомленности и обучения чтению дополняют друг друга. «Чтение и фонематическое осознание взаимно усиливают друг друга: фонематическое осознание необходимо для чтения, а чтение, в свою очередь, еще больше улучшает фонематическое осознание». (Shaywitz, 2003, см. Ссылки)
Фонологическое осознание поддается обучению, и ему способствует внимание к обучающим переменным (Smith, Simmons, & Kame’enui, 1998; см. ссылки).
Перейти к началу страницы
Фонематическая осведомленность у детей младшего возраста
Фонематическая осведомленность у маленьких детей является основой для чтения и понимания слов и помогает учащимся научиться писать по буквам.
Первым столпом чтения является фонематическое осознание, понимание того, что английский язык состоит из последовательностей отдельных звуков, называемых фонемами.
Развитие фонематического восприятия у детей младшего возраста является важной основополагающей задачей, поскольку она создает основу для чтения и письма на английском языке.
Понимание того, что слова состоят из отдельных звуков, помогает детям начать слышать слова как сумму этих звуков, а также идентифицировать и выделять их.
Когда дети могут говорить и слышать отдельные звуки, а также идентифицировать их, манипулировать ими и заменять их, говорят, что у них появляется фонологическая осведомленность — важнейший первый навык в обучении чтению.
Узнайте больше о важности ранней грамотности из других наших ресурсов по этому вопросу.
Фонематическая осведомленность у маленьких детей начинается с распознавания звуков, слышимых в простых односложных словах.
Например, слово шапка состоит из трех звуков: ./К/ /А/ /П/
Когда звуки объединяются, создается слово. Более длинные слова состоят из слогов, единиц речи с одним гласным звуком, которые образуют слово или часть слова. Дети часто знакомятся со слогами, хлопая в ладоши, когда они слышат каждый слог.
Как только дети овладевают фонематическим восприятием, часто с помощью игр, они готовы перейти к следующему уровню фонологического восприятия, которое включает в себя добавление, удаление, замену и манипулирование звуками.
Идентификация
/П/ /А/ /Т/
«Какие три звука вы слышите в слове pat?»
В этот момент дети могут знать или не знать названия букв, связанных со звуками. Фонематическая осведомленность у маленьких детей сосредоточена только на звуках речи, а не на алфавите или связи между звуками и буквами.
У некоторых удачливых детей фонематическое осознание происходит инстинктивно, без явных указаний.
Но многим детям требуется четкая инструкция, чтобы полностью развить навык.Хорошей новостью является то, что дети, получающие эффективное обучение фонематическому восприятию и овладевающие его понятиями, могут создать прочную основу для развития навыков чтения и правописания.
Чтение Horizons Discovery® Программы чтения и правописания для детей от детского сада до третьего класса обеспечивают четкое, систематическое, последовательное обучение фонематическому восприятию.
В сочетании с введением в словарный запас чтения, такой как гласные, сочетания и диграфы, программы гарантируют, что в знаниях учащихся не будет пробелов.
Эта базовая инструкция полезна всем учащимся, но необходима для изучающих английский язык, которые не знакомы с терминами для чтения и чьи родные языки могут не включать некоторые звуки английского языка.
Чтобы узнать больше о том, как Reading Horizons может помочь вам, обратитесь к специалисту