Разное

Что такое фонематический слух у детей: Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей. — Детский сад № 2 «Ивушка»

Содержание

Как развивать слух ребенка дома? Советы логопеда

Забыли пароль?

Укажите номер карты и мы вышлем вам инструкцию по восстановлению пароля

Номер карты

Главная Все события

17 августа 2017

Блог для родителей

Развитие фонематического слуха играет огромную роль в становлении речи ребенка-дошкольника. Что такое фонематический слух и как определить, нарушен ли он у ребенка? С помощью каких упражнений можно развивать слух ребенка дома? Разбираем каждый вопрос вместе с логопедом клуба «Магис Дети».

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.

Анастасия Бадалагина Логопед клуба «Магис Дети»

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?

В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован.

КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА ДОМА?

В структуру занятий с логопедом в клубе «Магис Дети» обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр, который очень нравится деткам! Чтобы улучшить результат занятий или для формирования слуха ребенка самостоятельно, я рекомендую периодически использовать ряд простых и доступных упражнений. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.

 

1 УПРАЖНЕНИЕ: «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

На занятиях в клубе мы используем различные музыкальные инструменты: бубен, металлофон, барабан, дудочки, погремушки. В домашних условиях можно использовать все, что «звучит». Например: коробочку со спичками, музыкальные шкатулки, музыкальные игрушки, погремушки, баночки с крупами, различные по звучанию. Ребенок не глядя, с завязанными глазами, должен определить на слух, какой инструмент или предмет издает звук.

 

 

2 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТСТУЧИ РИТМ»

Ребенок должен повторить за взрослым количество ударов по столу или хлопков, которые различаются по своей длительности и имеют определенный темп. Ритм может быть различным, но главное, он не должен быть слишком сложным, чтобы ребенок смог его повторить. Например, 1 удар, 2 удара, 3 быстрых удара, 3 медленных удара, 1 быстрый удар и 2 медленных и так далее.

 

 

3 УПРАЖНЕНИЕ: «ИМИТАЦИЯ»

Попросите ребенка передать голосом, как звучит какой-нибудь предмет: часы, холодильник, чайник; как капает дождь; как поют птицы; как воет волк и так далее. При этом можно менять силу голоса: попросите изобразить тихо или громко, повысить или понизить голос.

 

 

4 УПРАЖНЕНИЕ: «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ребенок должен угадать какой-то определенный звук из ряда других звуков, которые называет взрослый. Например, звук [Р]. Заранее охарактеризуйте ребенку этот звук, чтобы он его узнал. Звук [Р]— громкий, звонкий, «рычащий». Затем произнесите ряд звуков, среди которых  будет и звук [Р]. Если ребенок узнал звук, он должен хлопнуть в ладоши.

 

 

5 УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»

Покажите ребенку картинку с предметом и специально назовите его неправильно, например: «Это лакета? Это вакета? Это уакета?» При этом ребенок должен сказать, что это неправильно. Когда вы назовете правильно  — «ракета», ребенок хлопает в ладоши. Это упражнение всегда очень нравится детям и является очень эффективным, так как хорошо повышает концентрацию внимания и развивает фонематический слух.

 

 

6 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТХЛОПАЙ СЛОВО ПО СЛОГАМ»

Это упражнение имеет разные вариации:

 

  1. Отхлопать слово по слогам в ладоши, например, «ма-ши-на» (3 хлопка).
  2. Отстучать слово по слогам по столу.
  3. Выложить слово из кубиков, фишек, счетных палочек или карандашей (1 слог — 1 кубик, 1 фишка).

Обязательно проговаривайте слово медленно и четко по слогам, затем спросите: «Сколько слогов в слове? Сколько ты раз хлопнул, постучал? Сколько получилось кубиков, карандашей?» Это упражнение можно проводить уже с 4 лет.

 

Приведенные выше упражнения развивают:

  • фонематический слух;
  • навык звукового и слогового анализа и синтеза;
  • темпоритмическую сторону речи;
  • высшие психические функции:  внимание, память, мышление.

Поэтому рекомендуем периодически использовать каждое из них дома для развития своего малыша!

Поделиться в соц. сетях

30 января

#ГЕРОИМАГИСДЕТИ – Егор Татаренко

Знакомим Вас с Героем Магис Дети, Татаренко…

29 января

Афиша мастер-классов на Февраль 2023г.

Знакомим Вас с афишей мастер-классов на февраль 2023 год! Звоните и…

26 января

#ГЕРОИМАГИСДЕТИ – Мирон Висман

Мирон Висман, Герой Магис Дети!…

Написать нам

Задайте нам любой интересующий Вас вопрос, поделитесь отзывом или предложением.

на Взлетной

на Красноармейском

ПредставьтесьНомер телефонаСообщение

Я согласен с политикой конфиденциальности

РЕЧЕВОЙ СЛУХ | Научно-практический центр детской психоневрологии

  • Главная
  • О центре
  • Новости
  • Новости центра
  • РЕЧЕВОЙ СЛУХ
  • 10. 02.2020

    РЕЧЕВОЙ СЛУХ

    Речь – это очень сложный процесс, в котором можно выделить два взаимодействующих механизма: внутренний и внешний.

    Внешняя речь – это собственная речь ребенка. Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат и, если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

    Внутренняя речь – это понимание речи. Оно формируется благодаря речевому слуху.

    Речевой слух (фонематический слух) — это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.

    Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. В дальнейшем ребенок поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. С появлением лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию взрослого, пытается подражать. При этом многократное повторение слогов закрепляет навык артикуляции услышанных речевых звуков.

    Речевой слух является базой для дальнейшего развития звукопроизношения и осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Он соотносит и сопоставляет слышимые звуки с их эталонами. Благодаря этой способности, ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные звуки по твердость-мягкости, глухости-звонкости и т.д.

    Благодаря фонематическому слуху человек способен:

    • слышать данный звук в слове
    • различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
    • различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    Нарушение речевого (фонематического) слуха ведет к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Слова с этими звуками не понятны ребенку, он путает их значение, различные предлоги и безударные окончания ребенок не слышит, страдает понимание обращенной речи.

    Фонематический слух, являясь врожденной способностью у людей, становится базой для формирования фонематического восприятия: анализа и синтеза.

    Фонематическое восприятие это умственное действие, по выделению и различению фонем (звуков), по определению звукового состава слова. Этому ребенка надо целенаправленно обучать: определение позиции звука в слове (первый, последний, средний), последовательности звуков (какой за каким звуком стоит), количество звуков в слове и т.д. При сохранном речевом слухе обучение фонематическому анализу и синтезу проходит без особых проблем, что способствует дальнейшему обучению письму и чтению.

    Важность речевого слуха в развитии речи ребенка трудно переоценить. Речевой слух является основой для таких умений ребенка, как:

    • Дифференциация схожих по звучанию фонем (фонематический анализ и синтез)
    • Дифференциация одинаковых звукокомплексов, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса
    • Нормативное звукопроизношение
    • Управление фонацией (темп речи, громкость, высота голоса, интонация)
    • Развитие и овладение лексико-грамматическим строем речи
    • Нормативное освоение письма и чтения

    Возврат к списку

    Все фото
    • Благотворительный праздник «Здравствуй, школа!»
     

    Фонематическая осведомленность: концепции и исследования

    Распечатать эту страницу.

    Концепции и исследования

    • Что такое фонематическая осведомленность (PA)?
    • Определения ключевой терминологии PA
    • Примеры фонем и навыков фонематического восприятия
    • Исследование фонематического восприятия

    Фонематическая осведомленность (PA):

    1. способность слышать и манипулировать звуками в произносимых словах, а также понимание того, что произносимые слова и слоги состоят из последовательностей звуков речи (Йопп, 1992; см. ссылки).
    2. необходим для обучения чтению в алфавитной системе письма, поскольку буквы обозначают звуки или фонемы. Без фонематического понимания фонетика не имеет большого смысла.
    3. фундамент для преобразования речи в печать. Если ребенок не слышит, что «человек» и «луна» начинаются с одного и того же звука, или не может смешивать звуки /рррррууууууннннн/ в слово «бежать», у него могут возникнуть большие трудности с соединением звуков с их письменными символами или смешиванием звуков, чтобы составить слово.
    4. необходим для обучения чтению в алфавитной системе письма.
    5. сильный предиктор детей, которые рано добились успеха в чтении.

    Важное отличие:
    • Фонематическая осведомленность НЕ является фонетикой.
    • Фонематическая осведомленность является СЛУХОВОЙ и не включает слова в печатном виде.

    Фонематическая осведомленность важна…
    • Читателям необходимо обращать внимание на то, как буквы обозначают звуки. Он настраивает читателей на печать.
    • Это дает читателям возможность приблизиться к озвучиванию и чтению новых слов.
    • Помогает читателям понять принцип алфавита (буквы в словах систематически представлены звуками).

    …но сложно:
    • Хотя в английском языке 26 букв, в английском языке примерно 40 фонем или звуковых единиц. (ПРИМЕЧАНИЕ: количество фонем варьируется в зависимости от источника.)
    • Звуки представлены 250 различными вариантами написания (например, /f/ как в ph, f, gh, ff).
    • Звуковые единицы (фонемы) не очевидны по своей сути, и их необходимо изучать. Звуки, из которых состоят слова, «сочленяются»; то есть они не отделены отчетливо друг от друга.

    Перейти к началу страницы

    Определения ключевых терминов PA:

    • Фонема: Фонема – это звук речи. Это наименьшая единица языка, не имеющая собственного значения.
    • Фонематическая осведомленность: способность слышать и манипулировать звуками в произнесенных словах, а также понимание того, что произнесенные слова и слоги состоят из последовательностей звуков речи (Йопп, 19 лет).92; см. ссылки). Фонематическая осведомленность включает в себя слушание языка на уровне фонемы.
    • Фонетика: использование кода (звуко-символьные отношения для распознавания слов).
    • Фонологическая осведомленность: способность слышать звуковую структуру языка и управлять ею. Это всеобъемлющий термин, который включает в себя работу со звуками языка на уровне слов, слогов и фонем.
    • Непрерывный звук: Звук, который можно продлить (растянуть) без искажения (например, р, с, а, м).
    • Onset-Rime: Начало — это часть слова перед гласной; не все слова имеют начало. Иней – это часть слова, включающая гласную и то, что следует за ней.
    • Сегментация: Разделение слов на фонемы.

    Перейти к началу страницы

    Примеры фонем

    Слово «солнце» состоит из трех фонем: /s/ /u/ /n/. В таблице ниже показаны различные лингвистические единицы от самой большой (предложение) до самой маленькой (фонема).

    Предложение Ярко светило солнце.
    Ворд солнце
    Слог солнце, солнце, солнце,
    Начало изморози солнце, солнце, солнце
    Фонема вс

    В слове «закрыть» тоже три фонемы: /ш/ /у/ /т/.


    Примеры фонематического восприятия
    • Слияние: Какое слово я пытаюсь сказать? Ммммм. .. оооооо… с.
    • Сегментация (первая звукоизоляция): Какой первый звук в швабре? /м/
    • Сегментация (последняя звукоизоляция): Какой последний звук в mop? /п/
    • Сегментация (полная): Какие звуки вы слышите в швабре? /м/ /о/ /п/

    Что должны знать учителя Что учителя должны уметь делать
    • Определение фонематического восприятия (ПА).
    • Связь фонематического восприятия с ранними навыками чтения.
    • Континуум развития навыков фонематического восприятия.
    • Какие навыки фонематического восприятия важнее и когда им следует обучать.
    • Особенности фонем и заданий, влияющих на сложность задания.
    • Терминология (фонема, ПА, непрерывный звук, время начала, сегментация).
    • Оценка ФА и диагностика трудностей.
    • Точное воспроизведение звуков речи.
    • Используйте континуум развития для выбора/разработки инструкции PA.
    • Выберите примеры в зависимости от сложности навыков, фонем, типов слов и опыта учащегося.
    • Моделируйте и проводите уроки PA.
    • Связать PA с чтением и правописанием.
    • Оценить дизайн учебных материалов.
    (с изменениями Moats, 1999; см. Ссылки)

    Как выглядит отсутствие фонематического восприятия?

    Дети с недостатком фонематических навыков не могут:

    • групповые слова со сходными и неодинаковыми звуками (мат, кружка, солнце)
    • смешивать и разделять слоги (нога)
    • смешивать звуки в слова (m_a_n)
    • сегментировать слово как последовательность звуков (например, рыба состоит из трех фонем: /f/ , /i/, /sh/)
    • обнаруживать звуки в словах и управлять ими (замените r в строке на s).

    (Kame’enui, et. al., 1997; см. ссылки)

    Перейти к началу страницы

    Исследования фонематического восприятия говорят:


    «Лучший предсказатель трудности чтения в детском саду или первом классе — это неспособность разделить слова и слоги на составные звуковые единицы (фонематическое восприятие)» (Лион) , 1995; см. Ссылки).


    Способность слышать фонемы и манипулировать ими играет важную роль в приобретении начальных навыков чтения (Smith, Simmons, & Kame’enui, 1998; см. Ссылки).


    Имеются убедительные доказательства того, что основное различие между хорошими и плохими читателями заключается в способности хороших читателей обрабатывать фонологию.


    Эффекты тренировки фонологической осведомленности и обучения чтению дополняют друг друга. «Чтение и фонематическое осознание взаимно усиливают друг друга: фонематическое осознание необходимо для чтения, а чтение, в свою очередь, еще больше улучшает фонематическое осознание». (Shaywitz, 2003, см. Ссылки)


    Фонологическое осознание поддается обучению, и ему способствует внимание к обучающим переменным (Smith, Simmons, & Kame’enui, 1998; см. ссылки).

    Перейти к началу страницы

    Фонематическая осведомленность у детей младшего возраста

    Фонематическая осведомленность у маленьких детей является основой для чтения и понимания слов и помогает учащимся научиться писать по буквам.

    Первым столпом чтения является фонематическое осознание, понимание того, что английский язык состоит из последовательностей отдельных звуков, называемых фонемами.
    Развитие фонематического восприятия у детей младшего возраста является важной основополагающей задачей, поскольку она создает основу для чтения и письма на английском языке.

    Понимание того, что слова состоят из отдельных звуков, помогает детям начать слышать слова как сумму этих звуков, а также идентифицировать и выделять их.
    Когда дети могут говорить и слышать отдельные звуки, а также идентифицировать их, манипулировать ими и заменять их, говорят, что у них появляется фонологическая осведомленность — важнейший первый навык в обучении чтению.
    Узнайте больше о важности ранней грамотности из других наших ресурсов по этому вопросу.

    Фонематическая осведомленность у маленьких детей начинается с распознавания звуков, слышимых в простых односложных словах.
    Например, слово шапка состоит из трех звуков: .

    /К/ /А/ /П/

    Когда звуки объединяются, создается слово. Более длинные слова состоят из слогов, единиц речи с одним гласным звуком, которые образуют слово или часть слова. Дети часто знакомятся со слогами, хлопая в ладоши, когда они слышат каждый слог.

    Как только дети овладевают фонематическим восприятием, часто с помощью игр, они готовы перейти к следующему уровню фонологического восприятия, которое включает в себя добавление, удаление, замену и манипулирование звуками.

    Идентификация

    /П/ /А/ /Т/

    «Какие три звука вы слышите в слове pat?»

    В этот момент дети могут знать или не знать названия букв, связанных со звуками. Фонематическая осведомленность у маленьких детей сосредоточена только на звуках речи, а не на алфавите или связи между звуками и буквами.
    У некоторых удачливых детей фонематическое осознание происходит инстинктивно, без явных указаний.
    Но многим детям требуется четкая инструкция, чтобы полностью развить навык.
    Хорошей новостью является то, что дети, получающие эффективное обучение фонематическому восприятию и овладевающие его понятиями, могут создать прочную основу для развития навыков чтения и правописания.

    Чтение Horizons Discovery® Программы чтения и правописания для детей от детского сада до третьего класса обеспечивают четкое, систематическое, последовательное обучение фонематическому восприятию.
    В сочетании с введением в словарный запас чтения, такой как гласные, сочетания и диграфы, программы гарантируют, что в знаниях учащихся не будет пробелов.
    Эта базовая инструкция полезна всем учащимся, но необходима для изучающих английский язык, которые не знакомы с терминами для чтения и чьи родные языки могут не включать некоторые звуки английского языка.

    Чтобы узнать больше о том, как Reading Horizons может помочь вам, обратитесь к специалисту

    Предоставление обучения фонематическому восприятию является важным первым шагом в подготовке учащихся к обучению связям между звуками и буквами, также известному как фонетика, второму из пяти основных компонентов обучения чтению.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *