Содержание
все про питание, физическое развитие, режим дня и сна, а также примеры блюд и развивающих игр
Содержание
- Физические параметры в год и четыре
- Что умеет делать малыш?
- Крупная моторика
- Мелкая моторика
- Зрение
- Употребление пищи
- Гигиена
- Одевание
- Способность сосредотачивать внимание
- Восприятие речи и жестов
- Игровая деятельность
- Особенности психоэмоциональной сферы
- Речь
- Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
- Примерное меню
- Рецепты блюд
- Особенности ухода
- Чистка зубов
- Режим дня и сна
- Занятия с малышом
- Игры
- Игрушки
- Полезное видео
- Советы родителям
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Давайте разбираться!
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи.
Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
- Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
- Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
- Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
- Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
- Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т.
д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами.
Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Время суток | Занятие |
7:00 – 8:00 | пробуждение |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:30 – 11:30 | утренняя прогулка |
12:00 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | послеобеденный сон |
16:00 -17:00 | развивающие игры |
17:00 – 17:30 | полдник |
17:30 – 18:30 | вечерняя прогулка |
19:00 – 19:30 | ужин |
20:00-20:30 | купание перед сном |
21:00 – 7:00 | сон |
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок (здесь можно узнать подробнее про игры с кинетическим песком), фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
youtube.com/embed/Ga1Ox3xD8C8?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»>Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца, как помочь ему развиваться?
Содержание статьи
- Я многого достиг
- Двигательные навыки
- Восприятие
- Интеллектуальное развитие
- Психоэмоциональное и речевое развитие
- Поиграйте с малышом
- Как ухаживать за карапузом?
Итак, позади еще один месяц жизни крохи вне маминого животика. Он постепенно приспосабливается к новым условиям жизни, ищет доступные ему способы взаимодействия с окружающим миром, осваивает все новые навыки, крепнет физически. Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Как развивать его навыки? Такие вопросы часто возникают у неопытных родителей.
Я многого достиг
Пожалуй, так бы ответил малыш, если бы к этому возрасту умел говорить. Если разобраться, то по сравнению с предыдущим месяцем ребенок сделал большой шаг вперед в развитии всех сфер жизни.
Двигательные навыки
В физическом плане кроха явно прибавил за месяц.
- Ребенок в 4 месяца уже уверенно держит голову как лежа на животике, так и находясь в вертикальном положении.
- Умеет переворачиваться на бочок (некоторые даже умеют сами ложиться на животик).
- Лежа на животе, кроха может довольно долго рассматривать предметы, поднимаясь на ладошках. А если сзади упереться в его ступни ладонью или валиком, он начнет отталкиваться. Это начальный этап освоения навыка ползания.
- В положении на спине он приподнимается, если потянуть за ручки. Таким образом малыша можно даже перевести в сидячее положение. Однако важно помнить: по-настоящему высаживать ребенка в этом возрасте еще рано!
- 4-месячный малыш может брать предметы и удерживать около 30 секунд.
- Умеет складывать вместе свои ладошки, хлопать ладошками по поверхности.
Восприятие
Тактильные ощущения грудничка, его зрение и слух в этом возрасте продолжают «учиться» совместной работе.
- Кроха этого возраста понимает и любит яркие, чистые оттенки: красный, желтый, зеленый, синий. Полутона он пока не воспринимает, поэтому игрушки или одежки пастельных приглушенных оттенков его не заинтересуют.
- Грудничок научился фокусировать взгляд на предметах, причем находящихся от него на довольно приличном расстоянии (до 3,5 м), поэтому начинает рассматривать окружающую обстановку. Он может следить за перемещением игрушки перед глазами как вправо-влево, так и вверх-вниз, чего до этого делать не умел. Сейчас он видит предметы объемно, может рассматривать их детально.
- У него почти получается точно рассчитать расстояние до игрушки, чтобы дотянуться и схватить ее.
- При возникновении звука кроха 4 – 5 месяцев от роду несколько секунд прислушивается, а затем начинает поворачивать голову и туловище в ту сторону, откуда слышится звук, находит глазами его источник и старается рассмотреть. Зрительное и слуховое восприятие уже дополняют друг друга.
- Младенец сейчас может идентифицировать голоса людей, звуки мелодии или погремушки. Он уже любит слушать музыку и по-разному реагирует на различные темпы мелодий: под быстрые начинает ритмично двигаться, медленные слушает спокойно.
- Сейчас он подолгу и увлеченно не только рассматривает, но и ощупывает предмет, пытаясь соотносить восприятие зрительное и тактильное.
Интеллектуальное развитие
Память, мыслительные и познавательные процессы пока что весьма слабо развиты, но уже сейчас можно просмотреть наметившуюся динамику в развитии новых навыков.
- Долговременная память пока практически не развита, узнает ребенок только тех людей, которые находятся рядом постоянно (чаще всего это мама).
Поэтому все, кто бывают в доме раз в несколько дней, автоматом попадают в список чужаков. А их от родных малыш сейчас отделяет очень четко, реакция на чужих в этом возрасте варьируется от настороженности и затихания до истошного плача.
- Ребенок уже не просто слышит свое имя, но и понимает, что обращаются именно к нему, поворачиваясь и реагируя на обращение комплексом оживления.
- Кроха ищет новые способы использования предметов. Поэтому может не только рассматривать игрушки, тянуть их в рот (слизистая более чувствительная, чем кожа), но и двигать их, трясти, цеплять ручкой (особенно если они висят перед ним и при толкании издают какие-либо звуки, подпрыгивают, раскачиваются), нажимать, если игрушка при этом пищит. Также малыш может взять и выпустить игрушку из ручек или бросить ее специально.
- На 5-м месяце жизни ребенку становится интересно рассматривать себя в зеркале.
Психоэмоциональное и речевое развитие
Сейчас у малыша заметно активизировался комплекс оживления, мимика и жесты стали ярко выраженными, появились новые эмоции.
- Он уже должен уметь звонко смеяться, если его развлекают или щекочут.
- Ярко выражает как радость, так и недовольство, обиду, скуку.
- В этом возрасте ребенок, конечно, не разговаривает в прямом смысле слова, но умеет активно общаться с родителями при помощи разных интонаций, агуканья и первых лепетных звуков.
- С радостью повторяет посильные звукосочетания за взрослыми, подражая их интонации, мимике, артикуляции.
Поиграйте с малышом
Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам. Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки.
- Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
- Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
- Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
- Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).
Выполняйте упражнения на развитие двигательной активности на полу, подстелив теплое одеяло. Так вы будете спокойны: кроха точно не упадет с высоты и не ушибется.
Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.
- Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
- Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
- Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т.
д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение. - Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение.
- Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).
Как ухаживать за карапузом?
В вопросе ухода нового немного. В частности нужно внимательнее следить, чтобы ребенок, умеющий переворачиваться, не упал. Все остальное остается прежним: закаливаем, соблюдаем режим, много гуляем, устраиваем воздушные ванны, делаем массаж. Единственное, о чем хотелось бы напомнить, – разный подход к купанию мальчиков и девочек. Кстати, процедура эта по-прежнему остается ежедневной, мыло используется в минимальном количестве, не чаще 2 раз в неделю.
Купая мальчишку, важно отодвигать крайнюю плоть и смывать все, что под ней накопилось за день (прежде всего, это микробы из-за остатков мочи). А после каждого опорожнения кишечника малыша можно подмывать под краном в проточной воде.
Девочке такая процедура может сильно навредить, поскольку во влагалище при этом способе легко попадает инфекция. Малышку нужно подмывать только спереди назад. А купая, раздвигать половые губы, аккуратно смывая с них остатки мочи.
Итак, малыш уже преодолел рубеж 4 месяца. Дальше его развитие будет продвигаться все более интенсивными темпами. Родители сами не заметят, как подойдут к его первому юбилею. Но сколько этот период подарит трогательных воспоминаний!
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
Комментарии
Похожие статьи
Больше статей
Новое видео на канале!
Развитие по возрасту
0-6 мес.
6-12 мес.
1-2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Развитие ребенка от рождения до 4 месяцев I Стартовые блоки
Информация о коронавирусе (COVID-19) и помощь в поиске открытых детских садов.
Со дня рождения вашего ребенка его мозг растет и развивается. Они учатся, общаясь с людьми, поэтому для родителей и опекунов важно предоставить им как можно больше возможностей для обучения, чтобы способствовать их развитию.
Следующая информация была получена из брошюры Рамки обучения в раннем возрасте Вехи развития, разработанной Community Child Care Co-operative Ltd NSW (CCCC) для Министерства образования.
Как вы можете поощрять обучение вашего ребенка?- Выражать радость, поддержку и энтузиазм по поводу своих достижений
- Создавайте звуки и играйте вместе
- Войдите в рутину – ешьте, спите, играйте, повторяйте
- Как можно чаще смотрите в глаза
- Говорите и пойте им
- Играйте в простые игры, например. прятки
- Улыбайтесь в ответ, когда он или она улыбается вам
Какие вехи развития вы можете наблюдать?
Физические
- движения всего тела
- извивается, машет руками, двигает ногами вверх и вниз
- появление режима питания и сна
- реагирует на размещение на плоской поверхности
- реагирует на внезапные громкие звуки
- голова поворачивается в сторону при касании щеки
- сосательные движения ртом (поиск соска)
- реагирует на нежные прикосновения, объятия, покачивания
- плотно закрывает глаза при ярком солнечном свете
- способен поднимать голову и грудь в положении лежа на животе
- начинает перекатываться из стороны в сторону
- начинает тянуться к висящим объектам
- способен схватить предмет, который берут в руки
Общение
- улыбки и смех
- устанавливает зрительный контакт, если его держать на расстоянии около 20 см от лица взрослого, смотрящего на него
- может спать большую часть времени
- бдителен и озабочен лицами
- двигает головой на звуки голосов
Эмоциональный
- Связь
- плач (пик достигает примерно через шесть-восемь недель и стихает примерно через 12-14 недель)
- плачет, когда голоден или ему неудобно, и обычно останавливается, когда его держат на руках
- показывает волнение, когда родитель готовится к кормлению
Познавательный
- улыбается и смеется
- смотрит в сторону звука
- глаза отслеживают медленно движущиеся цели в течение коротких периодов времени, например.
следует за вашим пальцем
- смотрит на края, узоры с контрастом светлый/темный и лица
- имитирует движения языка взрослого, когда его держат на руках и разговаривают с
- учится через сенсорный опыт
- повторяет действия, но не знает о способности вызывать действия
Язык
- крики
- , когда контент издает небольшие хриплые звуки, например. воркует и булькает (издает звуки «гу» и «га»)
- успокаивается звуком голоса или низкими ритмичными звуками
- имитирует движения языка взрослого, когда его держат на руках и разговаривают с
- может начать копировать звуки
- выражает потребности, например, издавая звуки или совершая действия
Обратитесь за советом к местному медицинскому работнику или врачу, если вашему ребенку:
- гибкий или жесткий
- много плачу
- выгибая спину
- не реагирует на звуки
- не проявляет интереса и не отвечает при игре с
- подача не соответствует ожиданиям
- не начинает издавать звуки
- не отвечает на знакомые лица
Полное руководство по развитию, сну и многому другому!
Поздравляем! Вы пережили дни новорожденных, и теперь у вас есть 4-месячный ребенок. Ребенок в этом возрасте может стать действительно забавным, поскольку он лучше узнает мир вокруг себя, и вы узнаете его личность немного больше. Но они также могут пройти через некоторые больших изменений! Эти изменения могут повлиять на то, как они взаимодействуют с вами, как они спят, как они какают, их график кормления и многое другое! Читайте дальше, чтобы узнать больше о вашем 4-месячном ребенке .
Вехи развития 4-месячного ребенка
Ваш 4-месячный ребенок, скорее всего, меняет выражение лица и немного больше учится пользоваться руками. Многие дети этого возраста исследуют свои пальцы и руки во время бодрствования, а некоторые (не все) начинают использовать их для самоуспокоения во сне. Младенцы очень любопытны к вещам вокруг них и хватают почти все, что находится поблизости. Примерно в это же время я перестала носить серьги. 😉
Дети этого возраста также могут лучше держать голову и большую часть времени сидеть с поддержкой. Теперь ваш ребенок, вероятно, тоже может отслеживать предметы глазами. Самое интересное, что ваш 4-месячный ребенок, скорее всего, улыбается и, возможно, даже смеется над вами (или вместе с вами)!
Некоторые дети этого возраста учатся переворачиваться в одну сторону. Однако имейте в виду, что часто требуется несколько недель/месяцев, чтобы свернуть 90 147 в обе стороны. Полезно проводить время на животе! Моим сыновьям это не всегда нравилось, и, вероятно, поэтому они довольно долго ползали (не волнуйтесь — они будут!). Переворачивание во сне, как правило, является самым неприятным этапом в этом деле с перекатыванием, но в остальном некоторые дети действительно могут передвигаться с этим базовым навыком и могут доставать игрушки, находящиеся вне досягаемости.
Рост вашего ребенка
Сколько должен весить ваш 4-месячный ребенок в этот момент? Как долго они должны быть? Стоит ли беспокоиться о росте вашего ребенка?
В первую очередь педиатр вашего ребенка сообщит вам, нужно ли вам заботиться о его физическом развитии. Если вес и рост вашего ребенка остаются на кривой роста, даже если он находится в более низком процентиле, скорее всего, у вас нет причин для беспокойства. Поддерживайте связь со своим педиатром или медсестрой, если у вас есть ни в коем случае не касается .
Согласно диаграммам роста ВОЗ, ваш 4-месячный ребенок, скорее всего, будет весить в среднем около 15 фунтов для мальчиков и 14 фунтов для девочек, а его длина составит около 21 дюйма, если он находится в 50-м процентиле. Имейте в виду, что самым важным моментом № 1 является то, что ваш ребенок остается на своей собственной кривой роста (т. е. если он начал с 15-го процентиля, он должен оставаться на этом процентиле или двигаться вверх, а не вниз). В то время как некоторые из них немного колеблются, ваш ребенок должен оставаться на этой кривой до тех пор, пока он не перестанет следить за ней так близко (или, опять же, не пойдет 9 раз).0147 до ). Это не обязательно «плохо», если ваш ребенок находится «только» в 10-м процентиле.
Недоношенные 4-месячные дети
Если ваш ребенок родился на 4 недели раньше срока (или более), то, скорее всего, вам придется использовать его или ее скорректированный возраст при рассмотрении вех развития. Что касается сна, мы склонны видеть недоношенных детей где-то между их фактическим и скорректированным возрастом. Все дети развиваются по своему уникальному графику, и недоношенные дети не являются исключением. В некоторых областях ваш ребенок может быть впереди или позади, или точно в цель, но в других областях все может быть наоборот.
Мне нравится думать, что все дети в первую очередь развивают то, что их больше всего интересует, потому что они просто очень стараются в этой области. Мой первый сын любил язык жестов , потому что ему было что сказать (и до сих пор любит!), но его младший брат никогда не интересовался этим и поэтому выучил только несколько знаков, чтобы пройти (и он все еще молодой человек, говорящий немногословно). !). В конце концов, если нет задержки в развитии, постарайтесь не слишком сравнивать своего ребенка с другими (даже с собственными братьями и сестрами!). Ваш лечащий врач сообщит вам, нужно ли вам беспокоиться.
Потребность во сне и 4-месячная регрессия сна
В возрасте 4 месяцев вашему ребенку потребуется около 11-12 часов сна ночью и 3-4 часа днем, в среднем, всего около 16 часов сна. часов сна в сутки. Конечно, если ваш малыш не спит 11-12 часов ночью, имейте в виду, что все малыши уникальны. Некоторым детям нужно меньше сна, а другим нужно больше сна. Это всего лишь средние значения, и важно наблюдать за своим ребенком. Американская академия педиатрии также рекомендует продолжать делить комнату с ребенком как минимум до 6 месяцев.
Хотя некоторые младенцы очень счастливы, несмотря на очевидный недостаток сна, большинство из них своим настроением и поведением указывают на то, что им нужно больше сна. Суетливые дети, как правило, более прилипчивы и часто нуждаются в большем количестве сна. Если ваш ребенок очень беспокойный в течение дня, подумайте о том, чтобы сократить время его бодрствования и дать ему больше сна. Вы можете быть удивлены, увидев счастливого маленького парня или девушку, прячущихся там!
Если ваш 4-месячный ребенок недосыпает, это может быть связано с тем, что его сон коренным образом изменился. Будучи новорожденным, ваш ребенок провел много времени в глубоком сне, но после того, что мы называем 4-месячной регрессией сна, он теперь циклически входит и выходит из легкого и глубокого сна и проходит циклы сна. Если они не знают, как снова заснуть, они могут просыпаться гораздо чаще ночью. В это время ребенок очень много плачет, и это вас очень утомит!
Имейте в виду, что ваш ребенок НЕ вернется к тому, как он спал в младенчестве, поэтому очень важно помочь ему научиться спать по-новому. Многие дети найдут свой собственный путь, а другим нужна ваша помощь, поэтому наша очень популярная бесплатная электронная книга 5 способов помочь вашему ребенку спать всю ночь . Заберите свою копию в любое время!
Количество кормления
Еще одна вещь, которая может измениться в этом возрасте, — это график кормления вашего 4-месячного ребенка. Даже если ваш ребенок спал всю ночь без кормлений, мы иногда видим, что ночные кормления возвращаются примерно в этом возрасте. Имейте в виду, что новорожденные не слишком много двигаются, но теперь ваш ребенок может сидеть или кататься, проводить больше времени без сна и в целом сжигать больше калорий в течение дня.
Если вы кормите из бутылочки, подумайте, готов ли ваш ребенок к большей бутылочке грудного молока или смеси. В этом возрасте я обычно вижу бутылочки для грудного молока на 4-5 унций или бутылочки для смеси на 6-7 унций. Грудное молоко более концентрировано, чем смесь, поэтому размеры бутылочек меньше. Если вы даете смесь, она, скорее всего, окажется где-то посередине. Тем не менее, некоторые дети не получают больших порций, особенно если у них рефлюкс.
Первое, что нужно учитывать, это то, что вашему ребенку необходимо определенное количество калорий в течение 24 часов. Чем меньше они потребляют днем, тем больше им нужно ночью. Важно удерживать ребенка на кривой роста (см. выше). Поэтому мы не хотим лишать их калорий, в которых они нуждаются. Мы просто хотим, чтобы они получали большую часть из них в течение дня, если это возможно. 😉
Готов ли ваш ребенок к твердой пище? Следует ли запускать твердые вещества?
Общее мнение — нет, еще нет. Прикорм начинаем ближе к 6 месяцам. Но проконсультируйтесь со своим врачом о том, что лучше для вашего ребенка.
Образец расписания сна для ребенка в возрасте 4 месяцев
У нас есть образцы расписаний сна для всех возрастов, но вот одно из них, которое вы можете попробовать. Просто помните, что ваш ребенок уникален и может нуждаться в другом времени сна и сна.
Время | Деятельность |
---|---|
7:00 | Пробуждение и молоко |
8:30 | Сон |
10:00 | Молоко |
11:30 | Сон |
13:00 | Молоко |
14:00 | Сон |
16:00 | Молоко |
16:30 | Кошачья дрема |
19:00 | Время сна (спит к этому времени) |
Нужна помощь с дневным сном или хотите получить больше примеров расписаний? Подумайте о том, чтобы ознакомиться с нашей электронной книгой с более чем 40 примерами расписаний,
Mastering Naps and Schedules .
Какашки
Вы когда-нибудь думали, что будете говорить о какашках так много, как мы, когда у нас появляются дети? Я восхищаюсь 30-минутными разговорами о какашках, которые у меня были с тех пор, как я стала мамой! Но это очень важно, так как кал вашего ребенка может предупредить вас о некоторых серьезных проблемах со здоровьем.
Цвет фекалий ребенка может сильно различаться: от желтого цвета горчичного цвета у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, до более типичного коричневого (и вонючего) фекалий, когда ребенок начинает есть твердую пищу. Если стул вашего ребенка красный (указывает на кровь), мелоподобно-белый (указывает на отсутствие желчи) или черный (нормально для новорожденных, но после 3 дней может указывать на наличие крови в желудочно-кишечном тракте), немедленно обратитесь к врачу! Любые другие цвета, вероятно, просто хороши, за исключением ярко-зеленого и пенистого цвета, ваш ребенок, вероятно, находится на грудном вскармливании и получает больше переднего молока, а не заднего молока, и ему нужно сцедить вашу грудь. Однако, если ваш ребенок не ведет себя как он сам, у него может быть вирус.
С точки зрения консистенции детские какашки часто более жидкие, чем наши, поэтому обычно не о чем беспокоиться, если только они не слишком водянистые, что может быть вызвано диареей. Лучше всего поговорить с врачом, чтобы он проверил наличие инфекций или других проблем со здоровьем, которые могут быть причиной этого. С другой стороны, если ваш ребенок тужится, а какашки слишком твердые, это указывает на запор. Возможно, вы кормите их слишком большим количеством твердой пищи и/или они не получают достаточного количества жидкости. Попробуйте отрегулировать соотношение молока и твердой пищи. Если это не помогает или вас это беспокоит, обязательно поговорите со своим врачом!
Темперамент и личность
Ах, забавная штука! Ваш ребенок с каждым днем проявляет все больше и больше индивидуальности, я уверена. И так много веселья с улыбками почти для всех. Но некоторые из них тоже не такие веселые. Помните, когда люди спрашивали природу или воспитание? До того, как я завела ребенка, я думала, что поведение во многом зависит от воспитания… мы учим наших детей вести себя определенным образом. Мальчик был я неправ! Теперь я тоже верю в природу. Мои сыновья родились с такой индивидуальностью! Когда они выросли, я продолжал замечать одни и те же черты, такие как боязнь незнакомцев и их первую реакцию на определенные ситуации.
Для краткого обзора, вот 9 черт темперамента вашего ребенка:
Интенсивность – Насколько сильно он реагирует на что-то (хорошее или плохое). Дети, которые «переходят от 0 до 60 за секунду», очень активны!
Настойчивость – Как легко ваш ребенок отказывается от чего-то, например, от игрушки, которую у него отобрали. Легкомысленные дети, как правило, быстро преодолевают трудности и идут дальше. Это не плохая черта. Очень настойчивые дети так просто не сдаются. Совсем. Опять же, это тоже не плохо. Просто два разных типа детей, которые по-своему подходят к жизни.
Восприимчивость – Насколько ваш ребенок замечает окружающие предметы. Те, кто слышит «она такая бдительная!» может быть восприимчивый ребенок.
Адаптивность – показывает, насколько легко ваш ребенок приспосабливается к новым ситуациям. Это младенцы, которые также легкомысленны, плачут в течение очень коротких периодов времени из-за того, что им не нравится.
Регулярность — показывает, насколько предсказуем ваш ребенок. Можете ли вы установить часы по его расписанию или когда он просыпается в течение дня? Эти дети очень регулярны.
Energy – У вас есть безостановочный двигатель, такой как кролик Energizer ® ? Если это так, ваш ребенок очень энергичен и, вероятно, останется таким на долгие годы. Начните тренироваться прямо сейчас, чтобы не отставать! (У меня их два, так что говорю по опыту!)
Первая реакция – Часто ли первая реакция вашего ребенка бывает негативной? Я был поражен, сколько раз мой сын говорил «нет» только для того, чтобы сказать «да» через несколько минут (иногда секунд). Его первая реакция часто бывает негативной, и мне пришлось научиться не обязательно принимать ее как «окончательный ответ».
Настроение – Некоторые дети ооочень счастливы почти все время, а другие очень серьезны. Серьезных младенцев может быть трудно заставить улыбнуться (но будьте осторожны, когда они улыбаются!).
Хотите узнать больше об этих чертах? Если вы еще не читали нашу серию о детском темпераменте, обязательно посмотрите!
Игрушки для 4-месячного ребенка
По большей части дети настолько любопытны во всем, что вам не нужно покупать много игрушек . Так много детей могут играть с мятой бумагой или другими предметами домашнего обихода. Они не знают, насколько сложен (или нет) предмет. Так много родителей тратят сотни долларов на игрушки только для того, чтобы обнаружить, что их ребенок любит играть с коробкой. А некоторые игрушки могут быть просто пугающими!
С учетом сказанного, мы знаем, что иногда нужно, чтобы дети развлекались весь день. Обязательно наличие в ящике для инструментов нескольких игрушек. Вот некоторые из моих любимых игрушек:
Обучающие
Я не шучу! Мой сын выучил азбуку в очень раннем возрасте благодаря учебному столу, который у нас был. К сожалению, у меня был ребенок так давно, что я не могу найти точного, который у нас был, но я точно знаю, что это помогло. Раньше он любил останавливаться на «О», чтобы подчеркнуть это. Он читал к 3 годам, а к 5-му классу читал на уровне 10-го класса. Я ни в коем случае не говорю вам это, чтобы похвастаться, но он любил читать ЧАСАМИ в очень молодом возрасте, и я действительно думаю, что это абсолютно повлияло на его понимание прочитанного, когда он стал старше. Итак, я думаю, что эти обучающие столы МОГУТ работать, ЕСЛИ ваш ребенок заинтересован.
Как я уже говорил ранее, я думаю, что младенцы тренируют те мышцы, которые им интересны. Если вашему ребенку не интересны такие вещи, он может собирать пыль. Просто никогда не узнаешь, пока не попробуешь. Вот несколько обучающих столов и игрушек (щелкните изображение, чтобы узнать больше):
Крупная моторика
Большинство детей, которые любят двигаться, развивают свои навыки крупной моторики без особых подсказок. Мой сын хотел встать на ноги с самого раннего возраста. Он не ползал до 10 месяцев, а через 3 недели начал ходить. Зачем стоять на четвереньках, когда можно стоять на ногах? Позже он стал бегуном. Иди разберись! Он потратил бы 901:47 часов тоже прыгает в его дверной проем. Вот несколько игрушек, ориентированных на развитие крупной моторики. ИЛИ используйте что-то подобное, чтобы просто дать своему энергичному ребенку (см. выше) выход:
Прорезывание зубов и общие игрушки
У вашего ребенка могут быть или не быть зубки, но он начинает пускать слюни очень рано! У моего первого ребенка первый зуб прорезался в 5 месяцев, так что это возможно. Конечно, у ребенка моей лучшей подруги первый зуб прорезался только после года, и они отлучились от грудного вскармливания! Вы просто никогда не знаете, и у всех детей, кажется, есть свое собственное расписание. В любом случае, вам могут понадобиться игрушки, которые можно брать в рот, потому что многие младенцы именно так и исследуют:
Мелкая моторика
Для развития щипкового захвата вашего ребенка вам, вероятно, придется подождать, пока он немного подрастет, поскольку мы не хотим, чтобы он чем-нибудь подавился. Многие люди ждут, пока их ребенок не станет достаточно взрослым для хлопьев Cheerios или цельного горошка. Поэтому никаких игрушек для мелкой моторики в этом возрасте у меня нет.
Книги для вашего 4-месячного ребенка
Думаете, что еще рано начинать читать? Подумайте еще раз! Мы начали в 4 месяца. Когда мои мальчики стали более подвижными, они иногда исследовали свою комнату, пока я читала. Они подходили к книге, чтобы посмотреть на минуту, а затем продолжали исследовать. Даже когда вы думаете, что они не обращают внимания, это часто так и есть (так что будьте осторожны со взрослыми разговорами в машине, когда они станут старше ;)). Вот несколько любимых:
Когда следует беспокоиться о развитии вашего 4-месячного ребенка
Я глубоко убежден, что вы лучше всех знаете своего ребенка. Если вы чувствуете, что что-то не так, доверьтесь своей интуиции и поговорите со своим врачом. И рассмотрите возможность получения второго мнения, если это необходимо. Я работал с семьями, которые просто знали, что что-то не так. В одном случае у ребенка появилась короткая уздечка языка и губ после того, как пара врачей и консультантов по грудному вскармливанию не смогли поставить ему диагноз. Если в глубине души вы чувствуете, что что-то не так, возможно, что-то не так, и часто лучше узнать об этом раньше, чем позже.
Тем не менее, легко волноваться понапрасну, когда у вас есть этот новый ребенок, которого вы воспитываете, и вы, конечно же, не хотите делать это «неправильно». Я был там много раз! Ты не один. Помните, что все дети развиваются по своему собственному графику. Но если вы замечаете, что ваш ребенок все больше и больше отстает от того, что он «должен» делать, не помешает проверить это у своего педиатра или других специалистов.