Содержание
Когда новорожденный начинает видеть
23 мая 2022
23.05
6 минут
6 мин.
28989
13
1
Многие системы и органы детей отличаются от таковых у взрослых. Зрение только подтверждает это правило. Разбираемся, чем глаз ребенка отличается от глаза взрослого и в каком возрасте дети начинают хорошо видеть.
Содержание статьи
- Особенности глаза у детей первого года
- Зрение у новорожденных
- Как стимулировать развитие зрения новорожденного
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Особенности глаза у детей первого года
В первые годы жизни зрительные анализаторы детей стремительно растут и развиваются. Ключевые изменения происходят в первые 3 года. Окончательное формирование глаза завершается к 10–12 годам. Полностью он перестает расти только к 18–20 годам.
Основные отличия глаза новорожденного:
Признак |
Характеристика |
Длина глазного яблока |
Передне-задняя ось (воображаемая линия от слезной пленки до сетчатки) новорожденного короче и составляет 17–18 мм (у взрослого с нормальным зрением — 22–24,5 мм). |
Роговица |
Диаметр роговицы составляет 8–9 мм (у взрослого — около 12 мм). Радиус кривизны больше, к 7 годам уплощается. |
Радужная оболочка и зрачок |
Радужная оболочка содержит мало пигмента. Зрачок узкий, так как мышцы, регулирующие его работу слабо развиты. |
Хрусталик |
Имеет шаровидную форму, радиус кривизны меньше, чем у взрослых. Преломляющая сила в 2 раза выше, чем у взрослых (43D у младенцев против 20D у взрослых). |
Сетчатка |
Имеет больше слоев, которые через 6 месяцев после рождения начинают истончаться и растягиваться. |
Также имеются некоторые отличия в строении передней камеры глаза и самого зрительного анализатора. Их окончательное формирование завершается к 10 годам. Особенности строения глаза определяют и особенности зрения ребенка.
Зрение у новорожденных
Глаз новорожденного ребенка видит мир не так, как глаз взрослого человека. Основные отличия зрения у новорожденного заключаются в следующем:
-
Не умеет различать цвета, только оттенки серого.
- Максимальная острота зрения наблюдается на расстоянии около 25 см от глаза.
- Сама острота зрения резко снижена до 0,005–0,015 при норме 0,8–1,0.
- Светочувствительность снижена. Ребенок реагирует только на источник света, но не формирует зрительный образ.
Вопреки распространенному мифу, ребенок не видит мир вокруг перевернутым вверх ногами. Он вообще не очень хорошо различает зрительные образы, которые для малыша выглядят, скорее, как пятна разных оттенков серого.
Однако развитие зрения в этом возрасте идет очень быстро уже месячный ребенок начинает фокусировать взгляд на большем расстоянии и видит основные цвета — красный, зеленый, оранжевый. Через неделю после рождения он учится различать выражения лица взрослого.
К 4–6 неделе ребенок начинает смотреть в глаза и улыбаться маме. К трем месяцам ребенок уже может следить за предметами, различать лица и их выражение, узнавать тех, кто за ними ухаживает, отличать геометрическую форму и рассматривать предметы.
Важно! Радужная оболочка маленьких детей содержит небольшое количество пигментов, поэтому цвет глаз у новорожденных всегда голубой. Окончательно цвет глаз формируется в 10–12 лет.
Какие проблемы со зрением бывают у детей
Груднички имеют врожденную дальнозоркость. Это значит, что младенец вдали видит лучше, чем вблизи. Это, как правило, проходит только к 10 годам. Остроту зрения в этом возрасте проверяют редко. Однако это не означает, что у детей в этом возрасте не может быть проблем со зрением.
Основные из них:
- Закупорка слезного канала. Это происходит из-за особенностей строения передней камеры глаза. В норме пленка, прикрывающая слезный канал рассасывается сама. Однако если этого не происходит, канал остается закупоренным, что приводит к водянке и другим проблемам с глазами.
- Помутнение хрусталика. Возникает вследствие воздействия тератогенных факторов и генетических отклонений.
- Повышенное глазное давление. Закупорка слезного канала или другие его патологии приводят к тому, что от глазного яблока не отводится жидкость. Из-за этого повышается глазное давление.
- Ретинопатия и другие проблемы с сетчаткой. Часто встречаются у недоношенных детей. Являются следствием нарушения внутриутробного развития и генетических факторов.
- Нарушение моторики глаз. К ним относится косоглазие, нистагм, птоз. Единственные патологии, которые родители могут заметить практически сразу. Они проявляются в виде нарушения движения глаз, невозможности сфокусировать взгляд и опущением века.
- Нарушение свето- и цветовосприятия. Эти проблемы также возникают из-за неправильного формирования сетчатки. Часто становятся следствием генетических нарушений. Самые известные из таких нарушений — дальтонизм и «куриная слепота» (нарушение ночного зрения).
Многие из этих заболеваний никак не проявляют себя. Их обнаруживает окулист при рутинном обследовании зрения младенцев во время плановой диспансеризации. Первый визит к окулисту проходит через месяц после рождения. Врач осматривает форму и размер глаз, проверяет глазное дно и при необходимости назначает другие обследования.
Проблемы с глазами у новорожденных могут быть врожденными и приобретенными. Из-за отсутствия явных симптомов родители не могут самостоятельно понять, как на самом деле видит малыш. Наши врачи дистанционно проконсультируют по любым вопросам о зрении детей и подскажут, когда нужно пройти офтальмологическое обследование.
Как стимулировать развитие зрения новорожденного
Мир зрительных образов появляется у детей, как только они открывают глаза. Но этот мир серый и состоит преимущественно из расплывчатых пятен. К месяцу эти пятна становятся цветными, а острота зрения немного улучшается. Конечно, мы не можем стимулировать развитие глаза. Однако помочь малышу видеть лучше в наших силах.
Что для этого можно сделать?
- Своевременно проверять зрение. Многие глазные болезни протекают бессимптомно и обнаруживаются офтальмологом во время диспансерного осмотра. Здоровые глаза и своевременное лечение таких заболеваний — залог хорошего зрения в будущем.
- Стимулировать органы зрения. Нужно помнить, что в первое время ребенок может различать только насыщенные цвета, поэтому игрушки в этом возрасте должны быть яркими и крупными. По мере роста и развития можно добавлять оттенки и более мелкие игрушки.
- Следить за питанием малыша. Нормальное развитие органов зрения напрямую зависит от того, что грудничок ест. Оптимальным питанием ребенка первого года жизни считается грудное молоко. Однако если по каким-то причинам мама не может или не хочет кормить грудью, нужно подобрать максимально адаптированную и подходящую малышу смесь.
- Стимулировать другие органы чувств грудничка. Органы чувств взаимосвязаны между собой, поэтому очень важно развивать и другие органы — слух, осязание, обоняние, вкус. Для новорожденных ключевыми являются слух и осязание. Поэтому важно разговаривать с малышом, включать ему музыку и звуки природы, чтобы он слышал разные звуки, использовать разные тактильные стимулы для развития осязания.
Гармоничное развитие ребенка
Читайте также Как проверить зрение у детей
Частые вопросы
Через сколько месяцев ребенок начинает видеть после рождения хорошо?
+
Полностью зрение формируется только к 10 годам. До этого у ребенка присутствует та или иная степень дальнозоркости, которая затрудняет фокусировку зрения вблизи.
Как видят новорожденные дети?
+
Дети видят мир в черно-белом спектре, а острота их зрения не позволяет подробно рассмотреть предметы. Цветное зрение появляется к концу первого месяца жизни, а видеть более-менее четко он начнет к детскому саду.
Почему у всех новорожденных синие глазки?
+
Это связано с количеством пигмента в радужной оболочке. У новорожденных его слишком мало, поэтому у всех детей этого возраста глаза серо-синие. Это нормально. Окончательно цвет глаз формируется к 10 годам.
Какие проблемы со зрением могут быть у ребенка?
+
У новорожденных могут быть как врожденные, так и приобретенные заболевания. Основные из них — катаракта, глаукома, ретинопатия, нарушение моторики глазных мышц, закупорка слезного канала.
Можно ли развить зрение малыша?
+
Улучшить зрение ребенка тренировками не получится, но это не значит, что не нужно тренировать глаз малыша. Такие занятия укрепляют мышцы, помогают сенсорному развитию и в долгосрочной перспективе помогают сохранить здоровье глаз.
Заключение эксперта
Зрение ребенка значительно отличается от зрения взрослого. Маленькие дети хуже видят, слабее различают цвета и меньше реагируют на свет. Полностью формирование зрительных анализаторов завершается только вместе с завершением роста человека, т. е. в 18–20 лет. Однако уже в 10 ребенок начинает видеть так же, как взрослый.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Пружинин Марк Юльевич врач – педиатр
Стаж 30 лет
Консультаций 1572
Статей 104
Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.
Источники
- … Егоров Е.А., Астахов Ю.С., Ставицкая Т.В.Офтальмофармакология: Руководство для врачей.-М.: ГЭОТАР, 2004
- … Боброва, Н.Ф.; Вит, В. В.Атлас врожденных и наследственных заболеваний органа зрения — Одесса: Пальмира, 2006.
- … Глазные болезни. Под редакцией профессора В.Г.Копаевой Москва«Медицина», 2002
- … Зиангирова Г.Г., проф. Антонова О.В. Патология наружных отделов сетчатки при нарушении кровообращения в хориоидальном бассейне.-М.,2006
Поделиться:
Категория: Про детей
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Как стричь ногти новорожденному
Следующая статья
Кривошея у новорожденных
Другие статьи по теме
Агишев Дамир Адгемович
29. 07
Спинальный инсульт
Неврология
Черепенько Людмила Викентьевна
03.01
Как восстановиться после инсульта
Про здоровье
Пружинин Марк Юльевич
30.03
Атопический дерматит у детей
Про детей
Когда новорожденный начинает видеть и слышать: до или после рождения?
Содержание статьи
- Под защитой самой природы
- Зрение новорожденных
- Слух новорожденного
После рождения ребенка неопытные родители часто тревожатся по любому поводу. Например, почему он так много спит, так много (или мало) плачет? Почему не реагирует на работающий в соседней комнате фен? Почему его глазки постоянно «разъезжаются»? Последние два вопроса точно не возникнут, если родители будут знать, когда их новорожденный кроха начинает видеть и слышать.
Под защитой самой природы
Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.
После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…
Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.
По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.
Зрение новорожденных
Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.
Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.
Бывает, что малыш продолжает косить в 3 или даже 4 месяца. Это может быть как нормой, так и каким-либо нарушением. Поэтому в таком случае лучше покажите малыша врачу.
В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.
На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».
Слух новорожденного
А вот слышать малыш начинает еще в утробе матери. Он может на слух воспринимать мелодии, голоса. Особенно часто он слышит мамин голос. Поэтому, родившись, узнает его одним из первых.
Едва появившись на свет, новорожденные начинают слышать преимущественно резкие, громкие и высокие звуки как существенные раздражители. Реакция на них у младенцев соответствующая: вздрагивание, испуг, плач, замирание. Монотонные или нерезкие звуки (человеческий разговор, работающий телевизор или фен в соседней комнате) пока остаются привычным фоном. Реагировать на них ребенок начнет ближе к 3–4 месяцам. Поэтому не стоит беспокоиться, что у крохи нарушен слух, если он при этом выказывает реакцию на громкие и резкие звуки. А вот если ее нет – посетить педиатра нужно.
В первые 2 месяца жизни ребенка постарайтесь ограждать его нежную психику от резких, внезапных звуков, криков (напугать кроху может даже сильный кашель или чихание).
Однако уже на первом месяце детки реагируют не только на громкие звуки или погремушки, но также на интонацию речи взрослого, его тембр голоса. Абсолютно все детки любят слушать музыку (особенно классическую).
Внешне это проявляется по-разному:
- активными движениями конечностей;
- поворачиванием головки на звук;
- вздрагиванием или замиранием;
- плачем или прислушиванием.
Кроха может также нахмуриться или начать моргать.
Со второго месяца реакция на изменения ритма звуков будет очевидна: если мама говорит быстрее, ручки-ножки младенца начинают двигаться в такт ее темпу речи, и наоборот. Если она начнет говорить грубым голосом, малыш может нахмуриться или замереть.
С каждым месяцем ребенок проявляет реакции на все более тихие и отдаленные звуки. В этот период активно развивается и его интеллект, малышу становится интересно, что происходит вокруг. Примерно с полугода можно говорить о том, что слух ребенка выровнялся. Теперь он прислушивается даже к шорохам и шепоту в другой комнате.
Вот так развиваются органы зрения и слуха у новорожденных. Помочь крохе в этом могут яркие и музыкальные игрушки и предметы, а также мамино пение.
К сожалению, первые возрастные этапы своей жизни человек не запоминает, поэтому нам не вспомнить, что и как мы видели или слышали на первом году. Можно записать зрительные и слуховые реакции своего ребенка в специальном блокнотике и показать ему, когда он вырастет. Это будет интересно и познавательно. А пока впереди у него – огромный путь развития, пройти который надо всего за год. Без родительского участия ему никак не обойтись.
Когда новорожденные начинают видеть?
Мир — новое и удивительное место для маленького ребенка. Есть так много новых навыков, которые нужно освоить. И как только ваш ребенок начнет говорить, сидеть и ходить, он также научится в полной мере использовать свои глаза.
Несмотря на то, что здоровые дети рождаются со способностью видеть, у них еще не развита способность фокусировать глаза, точно двигать ими или даже использовать их вместе как пару.
Обработка визуальной информации является важной частью понимания окружающего мира. Зрение и проблемы с глазами у младенцев могут привести к задержке развития, поэтому важно знать об определенных вехах по мере роста вашего ребенка и созревания его зрения.
Когда ваш ребенок рождается, он смотрит на вас и окружающий мир затуманенными глазами. Они могут лучше всего фокусироваться на объектах на расстоянии от 8 до 10 дюймов от лица. Это как раз то расстояние, на котором ваш ребенок может видеть ваше лицо, когда вы прижимаете его к себе.
После тьмы твоего чрева мир становится ярким, визуально стимулирующим местом. Поначалу вашему малышу будет трудно ориентироваться между разными объектами или даже различать предметы. Но это не продлится долго.
В первые пару месяцев вашего ребенка его глаза начнут работать вместе гораздо эффективнее. Но координация может быть сложной, и вы можете заметить, что один глаз кажется блуждающим, или оба глаза кажутся косоглазыми. В большинстве случаев это нормально.
Если вы продолжаете замечать, что один глаз, в частности, довольно часто смотрит внутрь или наружу, стоит поговорить об этом со своим педиатром при следующем посещении.
Вы также можете заметить, что у вашего ребенка развивается зрительно-моторная координация, особенно когда вы наблюдаете, как его глаза отслеживают движущийся объект, а затем его руки тянутся к нему.
Хотя неизвестно, насколько хорошо младенцы различают цвета при рождении, цветовое зрение, вероятно, еще не полностью развито на этом этапе, и вашему ребенку будут полезны яркие цвета на его игрушках и одеялах.
К 8-недельному возрасту большинство детей могут легко сфокусировать взгляд на лицах своих родителей.
Примерно в 3 месяца глаза вашего ребенка должны следить за окружающими предметами. Если вы покачиваете яркой игрушкой рядом с ребенком, вы должны видеть, как его глаза следят за ее движениями, а руки тянутся, чтобы схватить ее.
Возьмите за привычку разговаривать с малышом и показывать ему то, что видите.
Поделиться на Pinterest
В течение этих месяцев зрение вашего ребенка будет значительно улучшаться. Они начнут развивать новые навыки, включая восприятие глубины. Эта способность определять, насколько близко или далеко находится объект на основе окружающих его предметов, не является чем-то, что ваш ребенок может делать при рождении.
Обычно глаза ребенка не работают вместе достаточно хорошо примерно до 5 месяцев. В этом возрасте их глаза могут формировать трехмерное представление о мире, которое им нужно, чтобы начать видеть вещи в глубину.
Улучшенная зрительно-моторная координация помогает малышу находить что-то интересное, поднимать, переворачивать и исследовать различными способами. Вашему ребенку понравится смотреть на ваше лицо, но ему также может быть интересно рассматривать книги со знакомыми предметами.
Многие дети начинают ползать или иным образом мобильны примерно в возрасте 8 месяцев. Мобильность поможет вашему ребенку еще больше улучшить координацию рук, глаз и тела.
За это время у вашего ребенка улучшится цветовое зрение. Отправляйте ребенка в новые интересные места и продолжайте указывать и обозначать то, что вы видите вместе. Повесьте мобиль в кроватку вашего ребенка и убедитесь, что у него достаточно времени, чтобы безопасно играть на полу.
Поделиться на Pinterest
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 1 год, он сможет хорошо оценивать расстояния. Эта способность пригодится, когда они путешествуют по дивану или перемещаются по гостиной с одной стороны на другую. В этот момент они также могут бросать предметы с некоторой точностью, так что будьте осторожны!
К настоящему времени ваш ребенок может очень четко видеть предметы вблизи и вдали. Они могут быстро сфокусироваться даже на быстро движущихся объектах. Им понравится играть в прятки с игрушками или в прятки вместе с вами. Продолжайте называть предметы, когда разговариваете с ребенком, чтобы стимулировать словесные ассоциации.
Большинство детей рождаются со здоровыми глазами, которые будут развиваться соответствующим образом по мере взросления. Но могут возникнуть проблемы с глазами и зрением.
Эти симптомы могут указывать на проблему:
- чрезмерное слезотечение
- веки, которые покраснели или покрыты корками
- один или оба глаза постоянно блуждают
- крайняя чувствительность к свету
- зрачок кажется белым быть признаками таких проблем, как:
- закупорка слезных протоков
- глазная инфекция
- нарушение контроля мышц глаза
- повышенное внутриглазное давление
- рак глаза
Если вы заметили какой-либо из этих симптомов, позвоните своему врачу.
Хотя ваш ребенок сможет видеть вас сразу после рождения, следующий год он посвятит улучшению своего зрения и овладению новыми навыками.
Вы можете способствовать этому развитию, просто занимаясь с ребенком и обращая внимание на любые признаки, которые могут указывать на проблему. Поговорите со своим врачом, если вы обеспокоены.
Джессика Тиммонс работает писателем-фрилансером с 2007 года. Она пишет, редактирует и консультирует большую группу постоянных клиентов, а иногда и разовые проекты, одновременно совмещая насыщенную жизнь своих четырех детей со своей вечной жизнью. обходительный муж. Она любит тяжелую атлетику, очень вкусный латте и время с семьей.
Зрение младенцев: от рождения до 24-месячного возраста
Младенцы со временем учатся видеть, подобно тому, как они учатся ходить и говорить. Они не рождаются со всеми зрительными способностями, которые им необходимы в жизни. Умению фокусировать глаза, точно двигать ими и использовать их вместе как команду необходимо научиться. Кроме того, им необходимо научиться использовать визуальную информацию, которую глаза посылают в мозг, чтобы понимать окружающий мир и правильно взаимодействовать с ним.
С самого рождения дети начинают исследовать чудеса мира глазами. Еще до того, как они научатся тянуться и хватать руками или ползать и садиться, их глаза дают информацию и стимуляцию, важные для их развития.
Проблемы с глазами и зрением у младенцев могут вызвать задержку развития. Важно выявить любые проблемы на ранней стадии, чтобы у детей была возможность развивать зрительные способности, необходимые им для роста и обучения. Родители играют важную роль в обеспечении правильного развития глаз и зрения их ребенка.
Первый осмотр глаз у ребенка
Даже если нет явных проблем с глазами или зрением, примерно в возрасте 6 месяцев вам следует отвести ребенка к врачу-офтальмологу для первого тщательного осмотра глаз. Ваш врач-оптометрист проверит вас на многие вещи, в том числе на близорукость, дальнозоркость или астигматизм, а также на способность к движению глаз и выравнивание глаз. Ваш врач также проверит общее состояние глаз. Проблемы со здоровьем глаз встречаются нечасто, но, если они есть, раннее выявление и лечение предлагают наилучший вариант.
InfantSEE ® под управлением Optometry Cares ® —Фонд AOA — это программа общественного здравоохранения Американской оптометрической ассоциации, разработанная для обеспечения того, чтобы уход за глазами и зрением стал неотъемлемой частью оздоровительного ухода за младенцами для улучшения качества жизни ребенка. . В рамках этой программы участвующие в ней врачи-оптометристы проводят всестороннюю оценку состояния глаз младенцев в возрасте от 6 до 12 месяцев в качестве бесплатной государственной услуги. Посетите веб-сайт InfantSEE, чтобы узнать больше и найти врача в вашем районе, который может предоставить бесплатную оценку младенца.
Этапы развития зрения у младенцев
При рождении младенцы видят не так хорошо, как дети старшего возраста или взрослые. Их глаза и зрительная система не полностью развиты. Но значительное улучшение происходит в течение первых нескольких месяцев жизни. Ниже приведены некоторые вехи, на которые следует обратить внимание в развитии зрения и ребенка. Важно помнить, что не все дети одинаковы, и некоторые из них могут достичь определенных вех в разном возрасте.
От рождения до 4 месяцев- При рождении зрение младенцев гудит от всех видов зрительной стимуляции. Хотя они могут пристально смотреть на сильно контрастирующую цель, дети еще не развили способность легко различать две цели или перемещать глаза между двумя изображениями. Их основное внимание сосредоточено на объектах на расстоянии от 8 до 10 дюймов от их лица или на расстоянии до лица родителя.
- В первые месяцы жизни глаза начинают работать сообща, и зрение быстро улучшается. Координация глаз-рука начинает развиваться, когда младенец начинает отслеживать движущиеся объекты глазами и тянуться к ним. К восьми неделям младенцы начинают легче фокусировать взгляд на лицах родителей или других людей рядом с ними.
- В течение первых двух месяцев жизни глаза младенца плохо координируются и могут казаться блуждающими или скрещенными. Обычно это нормально. Однако, если кажется, что глаз постоянно поворачивается внутрь или наружу, необходима оценка.
- Младенцы должны начинать следить глазами за движущимися объектами и тянуться к предметам примерно в трехмесячном возрасте.
- В течение этих месяцев продолжают улучшаться навыки контроля движений глаз и координации движений глаз и тела.
- Восприятие глубины, то есть способность определять, находятся ли объекты ближе или дальше, чем другие объекты, отсутствует при рождении. Только примерно к пятому месяцу глаза способны работать вместе, чтобы сформировать трехмерное представление о мире и начать видеть в глубину.
- Хотя цветовое зрение младенцев не такое чувствительное, как у взрослых, обычно считается, что к 5 месяцам младенцы хорошо различают цвета.
- Большинство детей начинают ползать в возрасте около 8 месяцев, что способствует дальнейшему развитию координации движений глаз, рук, ног и тела. Первые ходоки, которые мало ползали, могут не научиться пользоваться глазами вместе, как дети, которые много ползают.
- Примерно в 9-месячном возрасте дети начинают подтягиваться до положения стоя. К 10 месяцам ребенок должен уметь хватать предметы большим и указательным пальцами.
- К двенадцати месяцам большинство младенцев будут ползать и пытаться ходить. Родители должны поощрять ползание, а не раннюю ходьбу, чтобы помочь ребенку улучшить зрительно-моторную координацию. • Младенцы теперь могут довольно хорошо оценивать расстояние и точно бросать предметы.
- К 2 годам у ребенка должны быть хорошо развиты зрительно-моторная координация и восприятие глубины.
- Дети этого возраста очень заинтересованы в изучении окружающего мира, а также в том, чтобы смотреть и слушать. Они узнают знакомые предметы и картинки в книгах и могут рисовать мелками или карандашами.
Признаки проблем с глазами и зрением
Наличие проблем с глазами и зрением у младенцев встречается редко. Большинство детей начинают жизнь со здоровыми глазами и без труда начинают развивать зрительные способности, которые им понадобятся на протяжении всей жизни. Но иногда могут развиваться проблемы со здоровьем глаз и зрением. Родители должны обращать внимание на следующие признаки, которые могут свидетельствовать о проблемах с глазами и зрением:
- Чрезмерное слезотечение может указывать на закупорку слезных протоков.
- Красные или покрытые коркой веки могут быть признаком глазной инфекции.
- Постоянный поворот глаз может сигнализировать о проблеме с контролем мышц глаз.
- Крайняя чувствительность к свету может указывать на повышенное внутриглазное давление.
- Внешний вид белого зрачка может указывать на наличие рака глаза.
Появление любого из этих признаков требует немедленного обращения к врачу-офтальмологу.
Что родители могут сделать, чтобы помочь развитию зрения
Родители могут сделать многое, чтобы помочь правильному развитию зрения своего ребенка. Ниже приведены некоторые примеры соответствующих возрасту занятий, которые могут помочь в развитии зрения младенца.
От рождения до 4 месяцев- Используйте в детской комнате ночник или другую тусклую лампу.
- Чаще меняйте положение кроватки и ребенка в ней.
- Держите игрушки, к которым можно прикасаться, в пределах внимания ребенка, примерно от восьми до двенадцати дюймов.
- Поговорите с малышом во время прогулки по комнате.
- Чередуйте правую и левую стороны при каждом кормлении.
- Повесьте на кроватку мобильный телефон, детскую кроватку или различные предметы, чтобы ребенок мог их хватать, тянуть и пинать.
- Дайте ребенку достаточно времени, чтобы поиграть и исследовать пол.
- Подготовьте пластиковые или деревянные блоки, которые можно держать в руках.
- Играйте в пирожные и другие игры, выполняя движениями руки ребенка и произнося слова вслух.
- Играйте в прятки с игрушками или своим лицом, чтобы помочь ребенку развить зрительную память.
- Называйте предметы во время разговора, чтобы поощрять словесные ассоциации ребенка и навыки развития словарного запаса.
- Поощряйте ползание и ползание.
- Катайте мяч вперед и назад, чтобы помочь ребенку визуально отслеживать объекты глазами.
- Дайте ребенку кубики и мячи всех форм и размеров, чтобы они могли играть с ними, чтобы улучшить мелкую моторику и развить мелкие мышцы.
- Читайте или рассказывайте истории, чтобы стимулировать способность ребенка визуализировать и прокладывать путь к обучению и навыкам чтения.