Содержание
Медикаментозное лечение при детском аутизме // Аутизм и нарушения развития — 2008. Том 6. № 3
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, медикаментозное лечение
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шапошникова А.Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 3. С. 43–48.
Фрагмент статьи
Родители детей, страдающих аутизмом, уже на первых консультациях врача-психиатра обычно получают рекомендации, касающиеся медикаментозной терапии.
— насколько эффективны лекарства?
— каковы побочные эффекты лекарств, насколько они опасны?
— нужно ли принимать лекарства при детском аутизме или можно обойтись только методами педагогической и психологической коррекции?
Цель данной статьи – ответить на эти вопросы.
Полный текст
Медикаментозное лечение при детском аутизме
ШАПОШНИКОВА А.Ф.
Родители детей, страдающих аутизмом, уже на первых консультациях врача-психиатра обычно получают рекомендации, касающиеся медикаментозной терапии. И прежде всего, родителей волнуют следующие вопросы:
— насколько эффективны лекарства?
— каковы побочные эффекты лекарств, насколько они опасны?
— нужно ли принимать лекарства при детском аутизме или можно обойтись только методами педагогической и психологической коррекции?
Цель данной статьи – ответить на эти вопросы.
Роль и задачи медикаментозной терапии при лечении и реабилитации детей, страдающих расстройствами спектра аутизма
Медикаментозной терапии в процессе лечения и реабилитации детей, страдающих аутизмом, как правило, отводится второстепенная роль. Лекарства применяются лишь в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.
Главной задачей медикаментозной терапии при детском аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность. Кроме того, некоторые лекарственные препараты способствуют стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активируют процессы памяти и мышления.
Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств спектра аутизма
1. Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, церебропротекторы)
Лекарственные препараты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости ЦНС к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать успокаивающий, или, наоборот, психостимулирующий эффект, обладают антидепрессивным действием.
Суточная и разовая доза данных препаратов рассчитывается врачом в зависимости от возраста и веса ребенка. При расстройствах спектра аутизма данная группа препаратов используется в виде развернутых (3-4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.
Если ребенок заторможен, и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие препараты:
1. Когитум. Препарат выпускается в ампулах. Назначают его внутрь, обычно рекомендуется разводить раствор в небольшом количестве воды, но можно принимать и в неразведенном виде. Принимают когитум обычно в первой половине дня, так как он оказывает выраженное стимулирующее действие. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.
2. Энцефабол. Детям до 7-и лет этот препарат дается в форме суспензии, а старшим – в форме таблеток. Энцефабол активирует память и мышление, повышает концентрацию внимания. У этого препарата есть побочные эффекты: может повыситься возбудимость (поэтому применяют энцефабол только в первой половине дня), иногда может возникнуть тошнота. Энцефабол не назначают при тяжелых заболеваниях печени и почек, крови, при аутоиммунных болезнях (системная красная волчанка, миастения).
3. Пикамилон. Назначается детям после 3-х лет. Кроме стимулирующего действия, пикамилон оказывает положительный эффект при эмоциональной лабильности, капризности у детей, применяется в комплексной терапии ночного энуреза. Побочные эффекты отмечаются редко. Не назначают препарат при повышенной чувствительности к нему и при тяжелых заболеваниях печени и почек.
Если ребенок, наоборот, избыточно активен, обычно назначают ноотропные препараты, обладающие успокаивающим действием:
1. Пантогам. Применяется в виде суспензии и таблеток, оказывает положительное влияние на умственное развитие, улучшает способность к концентрации внимания, память, повышает работоспособность, но при этом не вызывает возбуждение и двигательную расторможенность. Это один из немногих ноотропных препаратов, которые могут применяться у детей, страдающих эпилепсией.
Однако пантогам довольно часто вызывает аллергические реакции в виде кожной сыпи, обострения экссудативного диатеза.2. Фенибут. Этот препарат особенно хорош, когда у ребенка присутствуют страхи, есть повышенная тревожность, беспокойство, так как кроме собственно ноотропного действия фенибут оказывает выраженный успокаивающий и противотревожный эффект. В начале лечения возможны эпизоды тошноты, может быть некоторая сонливость, но впоследствии эти эффекты исчезают. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.
Кроме препаратов, выпускаемых в виде растворов, суспензий или таблеток, врач может назначить и лекарства в инъекционной форме:
1. Церебролизин. Этот препарат показал свою высокую эффективность в комплексной терапии расстройств спектра аутизма, он широко используется. Церебролизин оказывает выраженное положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, повышает концентрацию внимания. Противопоказанием к назначению церебролизина являются тяжелые заболевания почек, гиперчувствительность к препарату.
2. Кортексин. Препарат способствует улучшению показателей интеллектуального и речевого развития у детей, применяется при ДЦП, хорошо переносится больными с эпилепсией. Как правило, кортексин не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности. Побочные эффекты при соблюдении возрастных дозировок не отмечены.
2. Антидепрессанты
Некоторые отечественные психиатры, например, В. Каган (1), рекомендуют назначение детям дошкольного возраста с диагнозом детский аутизм антидепрессантов седативного действия, в частности, – амитриптилина. Лечение проводится 4-5-месячными курсами с перерывами в 1-3 мес. Считается, что амитриптилин может способствовать улучшению контакта с ребенком. Уже на 3-5-й неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в возрастании интереса к окружающему миру, некоторое улучшение контакта.
Сам по себе амитриптилин не излечивает детский аутизм, но, увеличивая возможности контакта, создает хорошие предпосылки для разворачивания психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов: возможна сонливость, снижение артериального давления, сухость во рту, тошнота, запоры, задержка мочеиспускания. Препарат назначается только под контролем ЭЭГ, так как может провоцировать появление судорожной готовности.
3. Транквилизаторы
Транквилизаторы обычно применяются, когда у детей, страдающих аутизмом, выражены страхи, высок уровень тревоги, и именно эти симптомы затрудняют развитие ребенка, психологическую и педагогическую работу с ним. В младшем возрасте может использоваться такой препарат как атаракс.
Атаракс выпускается в форме сиропа и таблеток. Назначается детям в возрасте после 12-и месяцев, в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает тревогу и страхи, нормализует сон. Однако длительно его применять не стоит, и побочных эффектов у него немало: сонливость, сухость во рту, тошнота, слабость, головная боль, снижение артериального давления.
4. Нейролептики
К нейролептикам (по данным РЛС) относятся средства, предназначенные для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. Нейролептики оказывают многогранное влияние на организм. К их основным фармакологическим особенностям относятся своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности.
Нейролептики изменяют нейрохимические (медиаторные) процессы в мозге: дофаминергические, адренергические, серотонинергические, ГАМКергические, холинергические, нейропептидные и другие. Разные группы нейролептиков и отдельные препараты различаются по влиянию на образование, накопление, высвобождение и метаболизм нейромедиаторов и их взаимодействие с рецепторами в разных структурах мозга, что существенно отражается на их терапевтических и фармакологических свойствах.
При расстройствах спектра аутизма у детей нейролептики обычно используются для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые нейролептики (рисполепт, этаперазин, трифтазин) оказывают активирующий эффект, повышают речевую активность, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.
В основном у детей используются такие препараты: галоперидол, сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, трифтазин, неулептил, этаперазин. Как правило, большая часть нейролептиков может назначаться только детям школьного возраста и подросткам. С 3-х лет разрешен к применению галоперидол, с 4-х лет – сонапакс, с 6-и лет — трифтазин и эглонил.
В последнее время широко обсуждалось применение в терапии детского аутизма так называемых атипичных нейролептиков, в частности, – рисполепта (рисперидона). В официальной аннотации препарата указано, что сведений по применению его у детей младше 15-и лет нет. Однако имеются отдельные упоминания об опыте приема рисполепта (рисперидона) у детей, которые свидетельствуют о безопасности его применения в детской практике. В последние годы в России были проведены исследования эффективности рисполепта (рисперидона) при лечении детского аутизма процессуального генеза на базе НЦПЗ РАМН, и у всех детей, принимавших участие в исследовании, было отмечено повышение психической активности в виде желания возрастной деятельности — игры, школьных занятий, при одновременной тенденции к упорядочиванию и социализации поведения (подчинение общим правилам, послушание). Так, у детей с аутизмом уменьшались проявления активного негативизма, дети разрешали себя одеть, в ряде случаев пытались это сделать самостоятельно, как и выполнять другие правила опрятности и самообслуживания. К концу первой, особенно второй недели, выявлялось улучшение мыслительных процессов. Дети отмечали, что им стало легче сосредотачиваться, лучше удаются школьные занятия. И объективно становилось более концентрированным внимание, возрастала целенаправленность мышления. У детей раннего возраста это же улучшение внимания и мышления проявлялось в большей сообразительности и организованности в игре. У детей уменьшались или исчезали полностью импульсивность, бездумность, навязчивая стереотипность действий, уменьшался феномен тождества. У детей обнаруживались такие новые для них качества как деликатность, заинтересованность в общении с врачом и в собственном лечении. Для детей школьного возраста было характерно желание анализа своего психического состояния и его динамики в процессе терапии[1]. Есть аналогичные публикации в Альманахе Института коррекционной педагогики РАО, где отмечалось, что показателем улучшения качества жизни детей, получавших терапию рисполептом, можно считать положительную оценку родителями эффективности проводимого лечения; они охотно поддерживали контакт с врачом, выполняли назначения, отмечали положительные сдвиги в состоянии ребенка. При переводе ребенка на традиционные нейролептики сравнение родителями результатов во всех случаях было в пользу рисперидона (Дробинская А.О., 2005). Были сделаны выводы о том, что рисполепт является достаточно эффективным препаратом, который может применяться в комплексной терапии расстройств спектра аутизма. Кроме того, у рисполепта (рисперидона) есть значимое позитивное качество – он в меньшей степени дает побочные эффекты, характерные для типичных нейролептиков (экстрапирамидные расстройства), которые будут описаны ниже. В литературе отмечают следующие наиболее часто встречающиеся побочные эффекты применения рисполепта: увеличение массы тела, гиперпролактинемия, галакторея. Но чаще всего данные нежелательные явления встречаются при терапии рисполептом у подростков (A. Szarfman, J. Tonning, J. Levine, P. Doraiswamy, США, 2006). Нужно отметить, что рисполепт (рисперидон) в форме раствора (капель) 6 октября 2006 года в США был одобрен к применению FDA у детей с 5-и до 16-и лет (по сведениям Медицинского Центра сообщений США и Informatii despre autism in Romania). Однако в России рисполепт (рисперидон) по-прежнему к применению не рекомендован до 15-и лет.
Побочные эффекты, характерные для препаратов из группы нейролептиков
Данные лекарственные препараты могут переноситься как без каких-либо неприятных явлений, так и с некоторыми побочными эффектами. Врач-психиатр, как правило, назначает препараты таким образом, чтобы побочные эффекты были минимальными, а применение нейролептика – безопасным для ребенка. Главная задача родителей – знать об основных нежелательных эффектах лекарств и вовремя информировать об этом врача.
1. Сонливость, апатия, вялость чаще встречаются при использовании нейролептиков с выраженным седативным действием, таких как хлорпротиксен, сонапакс, галоперидол. Вялость и сонливость обычно уменьшаются или исчезают в течение одной-двух недель приема препарата, но если эти проявления чрезмерны, нужно сообщить об этом врачу для коррекции схемы лечения. При использовании указанных нейролептиков может появиться головокружение, особенно при резком вставании с постели по утрам. Если вы заметили, что ребенок побледнел, может упасть, уложите его горизонтально без подушки с приподнятыми ногами, дайте крепкий сладкий чай или кофе.
2. Расторможенность, возбуждение, нарушение сна. Чаще всего эти побочные эффекты встречаются при начале терапии (на малых дозах) рисполептом (рисперидоном), этаперазином, эглонилом, трифтазином.
3. Любые нейролептики могут снижать порог судорожной готовности, поэтому у детей, страдающих эпилепсией, применяются ограниченно, осторожно, только под контролем ЭЭГ.
4. Наибольший испуг у родителей обычно вызывают так называемые экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков. Эти побочные эффекты встречаются при лечении галоперидолом, трифтазином, этаперазином. Они выражаются в преходящих расстройствах движений и мышечного тонуса. Могут появиться дрожь в руках и ногах, спазмы отдельных мышечных групп (шеи, лица, туловища). Движения могут стать скованными. Чтобы этих явлений не было, врач-психиатр назначает так называемый препарат-корректор – циклодол или акинетон. Не пропускайте прием препарата-корректора и не меняйте самостоятельно дозу!
5. Если родитель вовремя не сообщает врачу о побочных явлениях, они могут утяжеляться. Может ухудшиться общее состояние ребенка, появиться слабость, потливость, повышение температуры тела. Врача об этом нужно срочно информировать, он отменит препарат и даст рекомендации для нормализации общего состояния ребенка.
6. Фитотерапия
Лекарственные растения также могут применяться в комплексной терапии детей с расстройствами спектра аутизма, в основном это растения, обладающие успокаивающим действием. Препараты из лекарственных растений родители могут применять самостоятельно при возбуждении у ребенка, нарушениях сна, тревожности.
1. Пустырник. Применяется аптечная настойка пустырника, для детей отмеряется число капель по числу лет жизни, дают 2-3 раза в день до еды.
2. Отвар вишневых ягод (компот без сахара). В народной медицине считается, что вишня способствует улучшению психического состояния, вишню для отвара можно брать в произвольной пропорции. Для того чтобы ребенок пил отвар охотнее (он кислый), можно добавлять мед.
3. Настой цветков липы. Полторы столовые ложки липового цвета заварить стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить и давать по десертной ложке 3 раза в день до еды.
4. Чай из корня валерианы. Одну столовую ложку валерианы заварить одним стаканом кипятка, настаивать 30 минут, остудить и процедить. Давать дошкольникам до 1-й чайной ложке 3 раза в день, а школьникам – по 1-й десертной ложке 3 раза в день до еды.
5. Салат-латук. Одну чайную ложку измельченных листьев салата-латука настоять 2 часа в 500 мл кипятка, давать по 1-й столовой ложке 2 раза в день.
6. Шиповник. Столовую ложку плодов шиповника залить 1-м стаканом кипятка, кипятить 10 мин. в закрытой эмалированной посуде, дать настояться 24 часа, процедить, давать дошкольникам по 2 столовые ложки 2 раза вдень, а школьникам – по четверти стакана 2 раза в день до еды.
Литература:
1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 1999.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995.
3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Речь. 2002.
4. Марценковский И.А., Бикшаева Я.В., Дружинская А.В. Базовые принципы оказания медицинской помощи детям с общими нарушениями психического развития – расстройствами спектра аутизма // Нейро News психоневрология и нейропсихиатрия. — 2007. — № 2.
5. Башина В.М., Скворцов И. А., Симашкова Н.В., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза и синдром Аспергера в аспекте терапии церебролизином // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — № 4.
6. A. Szarfman, J. Tonning, J. Levine, P. Doraiswamy, США. Атипичные антипсихотики и опухоли гипофиза: исследование фармакобдительности (реферат) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2006. — № 3.
[1] Козловская Г.В., Калинина М.А., Горюнова А.В., Проселкова М.Е. Опыт применения рисполепта при лечении раннего детского аутизма и шизофрении у детей. – М., 2000.
Литература
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 1999.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995.
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Речь. 2002.
- Марценковский И.А., Бикшаева Я.В., Дружинская А.В. Базовые принципы оказания медицинской помощи детям с общими нарушениями психического развития – расстройствами спектра аутизма // Нейро News психоневрология и нейропсихиатрия. — 2007. — № 2.
- Башина В.М., Скворцов И.А., Симашкова Н.В., Красноперова М.Г. Детский аутизм процессуального генеза и синдром Аспергера в аспекте терапии церебролизином // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — № 4.
- A. Szarfman, J. Tonning, J. Levine, P. Doraiswamy, США. Атипичные антипсихотики и опухоли гипофиза: исследование фармакобдительности (реферат) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2006. — № 3.
Шапошникова Антонина Феликсовна, врач-психиатр, Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы (НПЦ ДП ДЗМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6812-3723, e-mail: shaposhnikovaaf@gmail. com
Метрики
Просмотров
Всего: 57718
В прошлом месяце: 2396
В текущем месяце: 385
Скачиваний
Всего: 937
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 5
Аутизм: чем лечат и что помогает?
В последние годы тема аутизма очень активно исследуется наукой, а также вызывает немало споров и противоречий в кругах родителей деток-аутистов. Многие прибегают к так называемой «традиционной», «народной» медицине, а также пытаются помочь своим детям при помощи методов, появившихся сравнительно недавно.
Доказательная практика, которая применяется во всем мире, должна руководствоваться всеми методами, используемыми для лечения симптомов аутизма, включая поведенческие, образовательные, медико-биологические и альтернативные подходы. Но все эти вмешательства должны быть подведены под единые стандарты доказательности, чтобы помощь была эффективной и своевременной.
В этой статье я постаралась рассмотреть чаще всего используемые методы альтернативного лечения, а также привести результаты их исследования с позиции доказательной медицины и распространенность.
Альтернативные методы терапии разделяются на несколько категорий: альтернативные медицинские учения (например, гомеопатия), биологическая терапия, энергетическая медицина, телесноориентированная медицина, а также другие практики (йога, рэйки и т. д.).
Распространенность альтернативной медицины в общей популяции определить довольно сложно из-за большого количества разнообразных вмешательств и различий между исследуемыми популяциями.
Использование среди взрослого населения варьирует от 1,8% до 62%. Данные о детском населении недоступны. Однако, дети с расстройствами развития традиционно чаще остальных больных обращаются к альтернативной медицине. Вот данные по диагнозам: СДВГ 12–64%, ДЦП 56%, С-М Дауна 87%, Аутизм 30–90%.
Многие семьи детей с аутизмом принимают решение использовать альтернативные методы, основываясь на уверенности в их безопасности, минимальном количестве побочных эффектов и «натуральности». Некоторые семьи сообщали, что их выбор терапии базировался на желании контролировать ход лечения, основываясь на рекомендациях из интернета, от друзей и других семей с детьми-аутистами, а также на обещаниях излечения.
Другим значимым фактором в принятии решения могут быть обещания об избавлении от других серьезных симптомов, таких как, например, проблемы с пищеварением. Предпосылки также создает семейный опыт использования альтернативной медицины (например, родителями), высокий уровень образования, сообщение о серьезности диагноза.
В данной статье я постараюсь охватить несколько категорий альтернативных вмешательств. Я не буду обсуждать аюрведу, китайскую медицину натуропатию и гомеопатию. Объяснения этих мировоззрений очень сильно отличаются у их последователей и тех, кто придерживается доказательной медицины.
Есть некоторые данные в рецензируемой научной литературе, позволяющие комментировать их роль в лечении детей с аутизмом, но они обладают крайне низким уровнем доказательности. Итак,
Биологическая терапия
Наиболее часто встречающиеся терапии у аутистов — биологические терапии. Диеты, витамины, а также нестандартное использование лекарственных средств, таких как секретин, ванкомицин и противогрибковые препараты.
Самой популярной считается безглютеновая и бесказеиновая диета, ее придерживается примерно треть аутистов. Первоначальная гипотеза о «протекающем кишечнике» (gut leaks) не подтвердилась (Касс и соавт, 2008 г.), но многие семьи субъективно говорят об улучшении состояния детей на фоне диеты.
Вполне вероятно, что некоторые из детей имели сопутствующие педиатрические проблемы: лактазную недостаточность, аллергию на молочный белок, проблемы со стулом. И на фоне диеты данные проблемы могли утихнуть, тем самым, возможно, вызвав улучшение поведения.
Эффект БГБК диеты изучался в 4 небольших исследованиях. В исследования были взяты небольшое число детей (до 35), с симптомами аутистического расстройства, от 2 до 16 лет. Эти исследования показали некоторые улучшения в состоянии детей, в частности, улучшение речи. Но методологические проблемы (малая выборка, отсутствие слепого контроля, и т. д.) не позволяют считать результаты достоверными.
Важно отметить, что данные диеты нередко бывают бедны кальцием и витамином D, что также требует внимания со стороны родителей и специалистов.
Витамины и другие биодобавки
Почти половина семей детей с аутизмом дают детям витамины и биодобавки. Однако исследований с хорошим дизайном относительно данного метода очень мало. Витамины и БАДЫ рекламируются как улучшающие специфические симптомы, например, проблемы с пищеварением и со сном. Общественное мнение, ориентировка на все «натуральное», огромное количество врачей, практикующих альтернативную медицину — все это приводит к тому, что витамины и БАДы рекомендуются постоянно.
Почти половина педиатров призывают своих пациентов с аутизмом принимать мультивитамины, 25% омега -3 кислоты или мелатонин, 19%-пробиотики. (Golnik and Ireland 2009). Из всех исследований, проведенных по витаминам и БАДам, значимый эффект получен только для мелатонина: улучшение сна, снижение количества просыпаний, увеличение длительности сна.
Остальные добавки не показали значимых эффектов, или же дизайны исследований имели серьезные методологические проблемы.
Лечение, направленное на улучшение иммунитета
Потенциальная роль «иммунных поломок» во время развития мозга, которая может приводить к развитию аутизма, положила начало двум терапиям, призванным «подстегнуть» функцию иммунитета. У детей с аутизмом не было выявлено клинически значимых дисфункций иммунитета и аллергий по сравнению с обычными детьми.
Однако, сообщается о снижении иммуноглобулинов и некоторых других параметров в анализах, которые сдавались с целью выяснить причины нарушения поведения. Тем не менее, лечение иммуноглобулинами не дает какого-либо эффекта при аутизме.
Вторым чрезвычайно популярным и опасным вмешательством подобного рода является хелирование. Из-за скандала с тимеросалом (1998 год) многие семьи уверены, что консерванты с содержанием ртути, используемые в современных вакцинах вызывают аутизм. Из-за этого хелирование стало частью альтернативного лечения.
Тем не менее, уровень ртути в крови у детей с аутизмом не повышен. Но адепты данной теории утверждают, что нарушается экскреция ртути, и вызывает тем самым повреждения вещества мозга. Исследование эффективности хелирования было прекращено из- за проблем с безопасностью используемого метода для исследуемых (Mitka 2008)
Обычно хелатирующие вещества связываются с тяжелыми металлами и выводят их вместе с мочой или стулом. В медицинской практике они используются для лечения острых отравлений тяжелыми металлами, например, свинцом. Если есть подозрения о воздействии токсических доз ртути, то для подтверждения используется анализ крови.
Сторонники хелирования же проводят измерения уровня ртути в волосах, утверждая, что там происходит ее накопление, и в моче, что связывают с ее экскрецией (Ng et al. 2007). Доказательств данной теории до сих пор не получено.
Гипербарическая оксигенация
Используется для увеличения доставки кислорода к мозгу под давлением в специальной камере. Также выдвигались гипотезы об ответе на кислородный стресс в виде улучшения питания мозга.
Были проведены два рандомизированных клинических исследования в попытке найти доказательства для этих вмешательств, но пришли к противоположным выводам.
Исследование 2009 года с участием 62 детей с РАС сообщает об улучшении поведения и уменьшении аутистических симптомов на фоне гипербарической оксигенации по сравнению с контрольной группой.
Однако разница результатов между группами находится в пределах статистической погрешности. Второе исследование, также 2009 года, включало 34 ребенка и не показало значимых различий между контрольной группой и группой, получающей гипербарическую оксигенацию.
Нельзя не упомянуть о рисках метода: боль в ушах от повышенного атмосферного давления, тревога и паника в замкнутом пространстве для многих детей с аутизмом может быть непереносимым.
Также стоимость данного вмешательства достаточно высока.
Телесноориентированные практики
К хиропрактике и краниосакральной терапии часто прибегают родители детей с аутизмом.
Однако исследований с доказательствами эффективности данного метода для лечения детей с РАС не было представлено. Дети с аутизмом часто имеют нарушения в сенсорной сфере в виде тяги к прикосновениям или наоборот, их непереносимости.
Сенсорная интеграция для таких детей может быть полезна, как часть общего плана вмешательства.
Обычный массаж не признан доказанным методом лечения для детей-аутистов, однако многие родители сообщают о том, что массаж позволяет им лучше понимать своих детей и наладить с ними контакт.
Метод Томатиса
Основной принцип работы метода заключается в сенсорно-звуковом стимулировании. Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигнал передается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхней области черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают через наружное ухо).
Адепты метода утверждают, что он может помочь сгладить симптомы аутизма, и даже подстегнуть развитие речи. Некоторые исследования действительно демонстрируют улучшения, однако исследования с участием контрольной группы это не подтверждают.
Возможно, имеются подгруппы детей-аутистов с гиперакузией, для которых действительно данное вмешательство может быть полезным. Нельзя не отметить очень высокую стоимость данного метода для родителей.
Транскраниальная микрополяризация
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП), или микрополяризация головного мозга это метод лечения, суть которого заключается в воздействии на отдельные структуры мозга очень слабым постоянным электрическим током. Разработан он был еще в 70-х годах прошлого столетия учеными Ленинградского института экспериментальной медицины, а сегодня применяется для лечения и детей, и взрослых в ряде медицинских учреждений
России и постсоветских стран.
В крупнейшей научной электронной медицинской базе pubmed имеется несколько статей авторства сотрудников Института Головного Мозга (г. Санкт-Петербург), сообщающих о применении этого метода для лечения детей с ментальными проблемами: РАС, СДВГ, ЗПР. Однако дизайн исследований, в частности, малая выборка, отсутствие плацебо-контроля, рандомизации и иные методологические проблемы не позволяют говорить о достоверности данных исследований.
Не сообщается также об использовании метода транскраниальной микрополяризации в странах с преимущественно доказательной медициной (США и страны Западной Европы). Стоимость данного вмешательства, однако, стабильно высока.
Физиотерапевтические методики
Такие как электросон, парафинотерапия, озокерит и прочие также используются только на постсоветском пространстве и не имеют под собой доказательной базы для лечения детей с РАС и иными проблемами развития. Сведений об их безопасности также недостаточно.
Ноотропная терапия
«Препараты, улучшающие работу мозга», или ноотропы, обрели наибольшую популярность в России и ближайшем зарубежье в 80х годах прошлого века. На доклинических стадиях была показана их способность активизировать энергетический обмен в нейронах, усиливать синтез белковых соединений, увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС, укреплять мембраны клеток.
Но многочисленные клинические испытания не нашли подтверждения этим свойствам при использовании ноотропов у людей перорально и парентерально. Проводились довольно большие исследования ноотропов, с хорошим дизайном и выборкой, при разной патологии. Ни одно исследование не показало их достаточной эффективности и безопасности.
В частности, мета-анализ по использованию пирацетама у пациентов с пост-инсультной афазией (Zhang et al.2016) выявил его способность улучшать лингвистические функции у пациентов на очень короткое время, с последующим их снижением до исходного долечебного уровня. Таким образом, использование ноотропов для лечения ментальной патологии не является доказанным и обоснованным.
В странах Европы и Северной Америки ноотропы, еще называемые «smart drugs», входят в категорию БАДов и не проходят клинических испытаний. «Smart drugs» в основном употребляют молодые люди в период тяжелых ментальных нагрузок (таких как сессия), чтобы «взбодриться», почувствовать прилив сил и ускорить процессы мышления. В заграничных протоколах лечения этих препаратов нет.
Однако в зарубежной литературе имеются указания на возможные опасные последствия длительного приема ноотропов: изменения биохимических процессов в мозге, когнитивное снижение, возбуждающее действие на ЦНС, недостаточный контроль качества препаратов, проблемы со сном, недостаточная изученность лекарственного взаимодействия.
Учитывая все эти факторы, едва ли можно назвать ноотропную терапию необходимой и безопасной для детей при расстройствах аутистического спектра.
А что же помогает?
«Волшебной таблетки» от аутизма до сих пор не придумали.
Самым эффективным лечением (именно лечением!) признаны психолого-педагогические вмешательства на основе прикладного поведенческого анализа — АВА терапия и ее вариации.
Сейчас она набирает уверенную и заслуженную популярность в нашей стране, и будет развиваться дальше.
Нельзя не сказать о нейролептиках, антидепрессантах и противоэпилептических препаратах, которые назначаются аутистам в очень больших количествах. Данная проблема характерна не только для России, но и для Европы и США. Доля детей с аутизмом, которым назначаются антипсихотики, стабильно высока.
Но, тем не менее, родители должны знать: нейролептики не лечат аутизм. Они способны справиться с тяжелыми симптомами, такими, например, как некупируемая поведенческими методами агрессия или аутоагрессия.
Также назначение медикаментов бывает необходимо для купирования коморбидных с аутизмом расстройств (эпилепсии, СДВГ). При этом состояние ребенка с аутизмом будет улучшаться за счет купирования симптомов этих заболеваний.
Безусловно, выбор терапии для ребенка целиком и полностью лежит на родителях.
Цель этой статьи — предоставить информацию о тех методиках, которые могут быть в лучшем случае бесполезны, а в худшем — опасны для ребенка.
И напоследок, нельзя не отметить главное. Самый ценный ресурс для родителей детей-аутистов- это время. И чем меньше его будет потрачено на неэффективные вмешательства, тем лучше и качественнее можно будет помочь ребенку.
Литература:
1. B.Reichow, P.Doehring, D.v. Cicchetti,F. R. Volkmar. Evidence-based practices and treatments for children with autism, Springer, 2011
2.Potential Dangers Of Nootropics: What To Consider Before Using Smart Drugs
«Mental health diary»
3.Piracetam for Aphasia in Post-stroke Patients: A Systematic Review and Meta-analysis of Randomized Controlled Trials. CNS drugs 2016, july (30)
4.Transcranial micropolarization in the complex therapy of early child autism
Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova 2007 107(10)
Автор:
Мешкова Елизавета Сергеевна
врач-психиатр, врач-психотерапевт
взрослых аутистов — Главная — Национальное общество аутистов
- Описание Темы, касающиеся жизни взрослых в спектре аутизма.
- Потоки 9933 Обсуждения
По названиюПо датеПо количеству ответовПо количеству просмотровПо количеству запросовПо голосамПо качествуПо убываниюПо возрастанию
Все недавние обсуждения Неотвеченные обсуждения Отвеченные обсуждения
Обсуждение
87 Просмотры
0 ответы
Начато 3 дня назад
от Клэр Мод autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31802/positive-sides-of-autism—your-thoughts»>Обсуждение
60 Просмотры
5 ответы
Последние 12 минут назад
от DistantButHereОбсуждение
371 Просмотры
24 ответы
Последние 25 минут назад
Десмонд79 autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31795/evening-crash»>Обсуждение
270 Просмотры
14 ответы
Последние 2 часа назад
от out_of_stepОбсуждение
20 Просмотры
0 ответы
Начато 2 часа назад
по сальсе autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31767/how-do-you-make-friends-with-someone-that-s-famous»>Обсуждение
97 Просмотры
5 ответы
Последние 2 часа назад
от AlexC83Обсуждение
139 Просмотры
9 ответы
Последние 3 часа назад
от Роя 🐢 autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31801/first-appointment-with-gp-to-discuss-autism-referral—any-tips»>Обсуждение
941 Просмотры
31 ответы
Последние 3 часа назад
от NAS82094Обсуждение
142 Просмотры
5 ответы
Последние 3 часа назад
от Туэ autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31783/how-much-time-do-you-spend-around-people»>Обсуждение
142 Просмотры
6 ответы
Последние 4 часа назад
от PetitePipОбсуждение
268 Просмотры
7 ответы
Последние 5 часов назад
от Zengarden2014 autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31788/communication-tips-with-autism»>Обсуждение
176 Просмотры
12 ответы
Последние 17 часов назад
КлэрОбсуждение
262 Просмотры
26 ответы
Последние 18 часов назад
по блеску autism.org.uk/f/adults-on-the-autistic-spectrum/31782/inadequacy-alongside-almost-but-not-quite-autistic-people»>
Обсуждение
34 Просмотры
3 ответы
Последние 11 минут назад
от Ausomely аутист
Обсуждение
139 Просмотры
9 ответы
Последние 1 час назад
от NAS75725
Обсуждение
193 Просмотры
10 ответы
Последние 2 часа назад
Билли87
Обсуждение
45 Просмотры
5 ответы
Последние 3 часа назад
от MrsW
Обсуждение
90 Просмотры
3 ответы
Последние 4 часа назад
от PetitePip
Обсуждение
116 Просмотры
4 ответы
Последние 16 часов назад
И. Сперг
Обсуждение
328 Просмотры
15 ответы
Последние 20 часов назад
по номеру
Разное и чат — Главная — Национальное аутистическое общество
- Описание Все, что не подходит больше нигде!
- Потоки 5638 Обсуждений
По названиюПо датеПо количеству ответовПо количеству просмотровПо количеству запросовПо голосамПо качествуПо убываниюПо возрастанию
Все недавние обсуждения Неотвеченные обсуждения Отвеченные обсуждения
Обсуждение
61 Просмотры
2 ответы
Последние 31 минуту назад
от Отили 903:00Обсуждение
82939 Просмотры
1713 ответы
Последние 4 часа назад
КлэрОбсуждение
21 Просмотры
0 ответы
Начато 5 часов назад
Клэр autism.org.uk/f/miscellaneous-and-chat/31797/bandcamp»>Обсуждение
889 Просмотры
44 ответы
Последние 15 часов назад
Десмонд79Обсуждение
1304 Просмотры
77 ответы
Последние 17 часов назад
от out_of_step autism.org.uk/f/miscellaneous-and-chat/31793/wish-they-made-tv-like-this-again-supergran»>Обсуждение
171 Просмотры
12 ответы
Последние 1 день назад
КлэрОбсуждение
746 Просмотры
30 ответы
Последние 1 день назад
Мартин autism.org.uk/f/miscellaneous-and-chat/31781/is-this-an-autism-thing-or-something-else»>Обсуждение
1101 Просмотры
54 ответы
Последние 1 день назад
РубиксОбсуждение
20059 Просмотры
780 ответы
Последние 1 день назад
Триша autism.org.uk/f/miscellaneous-and-chat/31643/terminology-for-diagnosis»>Обсуждение
57 Просмотры
1 отвечать
Последние 2 дня назад
КлэрОбсуждение
1509 Просмотры
68 ответы
Последние 2 дня назад
по номеру
Обсуждение
445 Просмотры
42 ответы
Последние 1 час назад
от Robert124
Обсуждение
175 Просмотры
13 ответы
Последние 2 часа назад
от Шардован
Обсуждение
57 Просмотры
2 ответы
Последние 13 часов назад
Десмонд79
Обсуждение
39 Просмотры
2 ответы
Последние 20 часов назад
от Шардован
Обсуждение
91 Просмотры
3 ответы
Последние 1 день назад
Билли87
Обсуждение
403 Просмотры
14 ответы
Последние 2 дня назад
от Tigermum