Психолог

Дети 5 лет психология: Психологические особенности детей 5-6 лет — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

 

В этом возрасте у вашего ребёнка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребёнку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребёнок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребёнком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности.

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребёнок живёт в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разно-образных фантазиях ребёнок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Он задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребёнка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений всё больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у неё появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает всё большее место в жизни ребёнка, всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей задавать вопросы обо всём, что они видят. Они готовы всё время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них ещё недостаточно развита произвольность, т.е. способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

Вам как его родителям важно:

— Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребёнку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

— По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребёнке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребёнку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

— Говорить ребёнку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребёнку.

Не перегружать совесть ребёнка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

— Помнить о том, что не стоит при ребёнке рассказывать различные страшные истории

, говорить о тяжёлых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребёнка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

— Предоставлять ребёнку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребёнку оценить своё творчество.

— Обеспечить ребёнку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребёнку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

— Понимать, что ребёнок уже способен достаточно долго и увлечённо заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости её заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытым к вопросам ребёнка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребёнком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Поделитcя в соцсетях:

Количество просмотров: 3111

Что ещё смотрели люди, читавшие данную статью:
4 психологические игры для детей от 3 до 10 лет в условиях изоляции [1023]
Детские страхи [1132]
Детское горе: особенности переживания смерти детьми [5265]
Говорить ли правду усыновлённому ребёнку? [858]
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет [3798]

Кризис 5 лет у ребенка, советы родителям

С кризисом 5 лет сталкиваются многие семьи. Для одних он почти незаметен и не доставляет сложностей, для других превращается в трудный и полный переживаний период. Почему так происходит? Можно ли облегчить этот этап? Эти и другие важные вопросы мы рассмотрим в нашей статье.

Этапы психологического взросления ребенка

То, как себя ведёт малыш, зависит от развития его мозга. Он познаёт окружающий мир с младенчества, учится контактировать с живыми существами и разнообразными предметами.

Рассмотрим 5 основных этапов взросления, о которых следует знать родителям:

Младенческий возраст (с момента появления на свет до 1 года). Это наиболее значимый период! Малыш учится понимать простую речь и назначение бытовых вещей, начинает стоять, пытается произносить первые звуки и слова. В это время формируется база для последующего развития личности.

Ранний возраст (1-3 года). Ребёнок ещё очень зависит от родителей, но уже стремится быть самостоятельным. Ему интересны другие дети и общение с ними. Этап завершается кризисом 3 лет, когда всё чаще мама с папой слышат “Я сам” и наблюдают капризы и истерики. Также малыш осознаёт границы и необходимость личного пространства.

Дошкольный возраст (3-7 лет). У ребёнка становится шире круг общения — теперь его окружают не только родственники, но и сверстники, воспитатели, появляются первые друзья. Игра становится основным видом деятельности. Возникает кризис пяти лет, о котором мы будем говорить дальше.

Младший школьный возраст (7-12 лет). На первый план теперь выходит учёба. Дети определяются с интересами, приобретают новый социальный статус. Абстрактно-логическое мышление становится ведущим.

Подростковый период. В это время происходит половое созревание, которое сопровождается бунтом и переходом к новой системе суждений и принципов. Подросток взрослеет и формирует своё мировоззрение.

Особенности детской психологии в 5 лет

К 5 годам малыш уже проходит большой путь и готовится к последующим изменениям:

  • Ребёнок начинает теснее общаться с ровесниками, обращает внимание на отношения взрослых между собой, даёт им собственную оценку. Так малыш активно социализируется.

  • Начинает идентифицировать себя и других по половой принадлежности.

  • Интенсивно закладываются нравственные понятия: дети учатся различать добро и зло, чуткость и равнодушие, что можно, а что нельзя и т.д.

  • Пятилетки начинают самостоятельно рассуждать и высказывать собственное мнение, которое часто кажется взрослым невероятным и удивительным.

  • Появляется больше страхов: темноты, монстров под кроватью, одиночества и одновременно огромных компаний и многих других. Малыши боятся потерять любовь и доверие мамы и папы, не хотят их разочаровывать.

  • Пятилетние дети чаще начинают подражать родителям или другим взрослым, порой не понимая содержания поступков.

Почему наступает кризис в 5 лет?

Кризис 5 лет возникает из-за большой нагрузки на нервную систему ребенка. У малыша появляются стрессовые переживания, с которыми он ещё не научился справляться. Поэтому у пятилеток так часто меняется настроение и поведение, которые порой необъяснимы для родителей.

В этом возрасте дети очень хотят быть взрослыми. Из этого вытекают все причины кризиса:

  • Пятилетка умеет говорить, выражать свои чувства и желания, фантазировать. Он ощущает себя не тем, кем пока является. Ребёнок разочарован, часто бывает злым и агрессивным.

  • У него появляется больше эмоций, меняется их качество. Пятилетка активно учится выражать и контролировать их. А пока он не освоит навыки, будет часто испытывать раздражение, нетерпение, обиду и гнев.

  • Ребёнок осознаёт, что есть гендерные различия, и начинает себя проявлять в соответствии со своим полом. Нередко это приводит к замкнутости и желанию побыть в одиночестве.

  • Пятилетний малыш начинает формировать своё представление о мире и людях, много фантазирует и поддаётся капризам и истерикам, если у него это не сразу получается.

  • Просыпается интерес к сверстникам, ребёнок стремится к общению и знаниям. Не получая желаемого, малыш может испытывать разочарование и грусть, злость и раздражение.

  • У пятилеток появляется чувство одиночества, потому что не всегда удаётся поделиться своими эмоциями и чувствами.

Запаситесь терпением и выдержкой, создайте доброжелательную и комфортную обстановку для ребёнка, а также будьте внимательны и открыты. Тогда кризис 5 лет пройдёт быстрее и незаметнее для малыша и всей семьи.

Сколько может длиться кризис?

Кризис 5 лет у ребенка может неожиданно начаться и также внезапно закончиться. Этот период обычно длится от нескольких недель до года, а его интенсивность зависит от особенностей малыша.

Признаки начала кризиса

Через кризис 5 лет проходят все дети, но его проявления очень индивидуальны. У одних процессы перестройки личности протекают бурно и ярко, у других — практически незаметно. Как понять, что сейчас малыш переживает кризис?

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • Ребёнок испытывает злость без особой причины, проявляет агрессию к близким, часто плачет по пустякам.

  • Пятилетка может неожиданно замкнуться и прекратить общение.

  • Всё чаще родители слышат «Я сам». Это относится не только к бытовым делам, но и к попыткам самостоятельного выхода на улицу или нахождения дома без взрослых.

  • Ребёнок становится очень упрямым, иногда даже во вред себе, стремится делать всё наоборот и назло взрослым.

  • Малыши более требовательны и капризны, непослушны и отказываются слушаться взрослых, что нередко приводит к истерикам.

  • Появляются кривляния и довольно злые передразнивания. Такое поведение иногда настолько неожиданно и гротескно, что родители не узнают своих детей.

  • Ваш пятилетка постоянно чем-то и кем-то недоволен.

  • Ребёнок боится разочаровать родителей, потерять любовь близких. Растёт количество страхов.

  • У пятилеток активно развивается фантазия. Теперь родители всё чаще слышат небылицы и истории о несуществующих друзьях. Это не значит, что ребёнок становится лжецом, малыш так переживает сложный период взросления.

  • Стремление быть взрослыми заставляет ребят 5 лет подслушивать и повторять за родителями, часто не осознавая значение самих поступков.

  • Ребёнок много двигается и очень быстро устает, становится легко возбудимым и эмоциональным, хотя ранее таким не был.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Кризис глазами ребенка

Пятилетние дети ощущают себя уже отдельными личностями. Они проявляют характер, выражают своё мнение совсем как взрослые, хотя ещё ими не стали.

Именно это несоответствие желаемого и действительного вызывает трудности. Ребёнку кажется, что его не понимают и не признают, он испытывает неприятие или раздражение, злость, нередко ведёт себя капризно или агрессивно. Пятилетний малыш стремится к знаниям и общению с ровесниками, хочет быть значимым.


Гендерные особенности

Кризис 5 лет у мальчиков немного отличается от девочек. Мальчики стремление стать взрослым чаще проявляют через действия “Я сам” и требования самостоятельности. Например, отпустить гулять одного или с другими ребятами, разрешить использовать что-то опасное и “взрослое”.

Девочки становятся более манерными и жеманными, кривляются, указывают, что, кому и как делать, ведь чаще всего мама так же делает замечания и направляет детей.

Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?

Детский кризис 5 лет имеет и свои плюсы, ведь после него начинается резкий и значимый скачок в развитии. В процессе перестройки пятилетки обычно ярко проявляют свои наклонности и показывают сильные стороны. Это помогает родителям понять, в какой сфере продолжать двигаться малышу.

Психологи считают, что у детей, имеющих увлечения (спорт, танцы, моделирование, пение, рисование и др.), кризис протекает без больших трудностей. Все знания, умения и навыки, которые ребёнок приобретает в пять лет, станут частью личности малыша, а затем позволят ему реализовать себя. Не упускайте эти возможности и помогите сыну или дочери найти себя.

Изменения после кризиса

Как понять, что кризис 5 лет у детей остался позади? Ребята становятся более уравновешенными, внимательными к родителям, их просьбам и советам, любят проводить время в кругу семьи.

Пятилетки стараются быть более организованными, расставляют приоритеты и строят планы на день. Отчётливее проявляются черты их характера и предпочтения. У детей появляется собственное мнение.

Как бороться с кризисом 5 лет у ребенка: советы психологов

Во время кризиса дети очень уязвимы, поэтому особенно нуждаются в заботе и внимании родителей. Чуткость и терпение взрослых позволят обходить стороной сложные моменты или снизить их интенсивность, направляя в мирное русло импульсивность своих пятилеток.

Рекомендуем следовать нескольким простым правилам:

  • Чаще играйте с ребёнком.

  • Устраивайте всей семьёй прогулки на свежем воздухе.

  • Делегируйте малышу домашние дела, которые ему по силам, например, разбирать покупки, выносить мусор, протирать пыль, мыть овощи и фрукты и др.

  • Благодарите пятилетку за помощь, подчеркивая, как его действия важны для вас.

  • Будьте терпеливы, если малыш устроил истерику, подождите, дайте время ему и себе, чтобы успокоиться. Затем поговорите и объясните, как себя следует вести и почему ребёнок не получил желаемого. В каждой семье есть свои правила, и он должен им следовать.

  • Отмечайте успехи ребёнка и вне дома, поощряйте его увлечения и стремление к знаниям.

  • Создайте в семье благоприятную и доброжелательную обстановку, старайтесь не допускать ссор и скандалов.

  • Чаще говорите малышу, насколько он любим и дорог вам!


Чего не стоит делать?

Теперь перечислим основные ошибки родителей и то, как поступать не следует:

  • Не ругайте ребёнка за плохое поведение, будьте терпеливы. Так вы можете вызвать у него чувство отчуждения, и малыш замкнётся в себе.

  • Никакого насилия! Пятилетке в это время очень тяжело, не усугубляйте его состояние.

  • Не критикуйте малыша за его поведение, особенно при посторонних людях. Делая замечание, говорите спокойным тоном и только с глазу на глаз.

  • Не избегайте ребёнка, если он просит у вас поддержки и внимания. “Отойди, мешаешь!”, “Ты ничего не умеешь”, “Тебе нельзя ничего доверить!”, “Руки-крюки” — такие фразы под запретом!

  • Не сравнивайте себя и малыша, подчёркивая свою значимость и опыт.

  • Не показывайте пятилетке разочарование или обиду. Дети в этот период особенно уязвимы и очень боятся потерять любовь родителей.

Известный факт: существуют возрастные кризисы у детей, через которые они проходят по-разному. К пятому дню рождения малыш уже прошёл через несколько, которые были в один и три года. Но даже если ребёнку удалось спокойно их преодолеть, это не значит, что пятилетний рубеж будет так же успешно им покорён. Запаситесь терпением и будьте готовы оказать поддержку малышу тогда, когда это будет необходимо. Помните, за каждым кризисом начинается новый этап взросления, полный новых побед и достижений!

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

5 Теории развития ребенка

Эксперты в области медицины и науки десятилетиями удивлялись тому, как детей развиваются , а также наилучшему пути для здорового развития . Эта увлекательная область исследований продолжает вызывать множество вопросов:

  • Что влияет на развитие ребенка?
  • В каком возрасте развитие наиболее восприимчиво к внешним воздействиям?
  • Что можно сделать, чтобы максимизировать рост ребенка и свести к минимуму его вред?

Конечно, это лишь часть того, что интересует исследователей, когда они рассматривают процессы развития ребенка. Но поскольку существует так много факторов, влияющих на развитие ребенка, и так много вопросов о том, что влияет на развитие ребенка , на протяжении многих лет постулировалось множество различных теорий по этому вопросу.

Генетические факторы и факторы окружающей среды могут способствовать здоровому развитию, а также вызывать задержки в развитии. Национальные институты провели большое количество исследований, которые могут помочь нам понять развитие ребенка  и факторы, способствующие этому в течение жизни ребенка .

Однако некоторые теории детского развития более широко известны, приняты и используются для описания того, как дети учатся и растут, чем другие. Пять из этих теорий подробно рассматриваются ниже.

Связанный ресурс:  5 Великие выступления TED о развитии ребенка

Теория психосоциального развития Эриксона

Эрик Эриксон был важной фигурой в области психоаналитическое и психологическое развитие

. Он также был известен тем, что придумал популярную фразу «кризис идентичности». Его работы по развитию детей изучались и рассматривались с 1959 года.

Центральное место в большей части его работ занимала его теория психосоциального развития (которая, в отличие от теории развития Фрейда, фокусируется на социальном развитии, а не на сексуальном развитии). Как стало известно, теория психосоциального развития Эриксона создала основу для организации человеческого роста на всех стадиях жизни в восемь отдельных стадий:0003

  • Этап 1: Доверие или недоверие
  • Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения
  • Стадия 3: Инициатива против вины
  • Стадия 4: трудолюбие против неполноценности
  • Стадия 5: Идентичность и путаница ролей
  • Стадия 6: Близость против изоляции
  • Стадия 7: Генерация против стагнации
  • Стадия 8: Целостность против отчаяния

Ключом к результатам детских и последующих стадий являются принципы социального взаимодействия и опыта.

Каждая из этих стадий соответствует разным периодам развития человека . Например, «Доверие против недоверия» совпадает с младенчеством, периодом, когда дети учатся, кому и чему можно доверять, а кому и чему не доверять. Эриксон считал, что младенцы, о которых заботятся на этом этапе, научатся доверять другим и что это доверие перенесется в будущие отношения, обеспечивая здоровое развитие ребенка.

Но дети, потребности которых не удовлетворяются опекунами, могут испытывать недоверие и подозрительность в будущих отношениях.

Напротив, восьмая стадия психосоциальной теории развития Эриксона «Целостность против отчаяния» совпадает с последними годами жизни. В отличие от первой стадии, на которой люди учатся доверять или не доверять другим, эта стадия отмечена размышлениями о том, чего мы достигли в течение своей жизни. Если мы сможем с гордостью оглянуться назад на то, что прожили хорошую и достойную жизнь, у нас разовьется чувство честности. Однако, если ретроспектива наших достижений вызывает сожаление, мы можем прожить остаток наших дней, чувствуя себя неудовлетворенными, озлобленными и в отчаянии.

Теория Эриксона стала важным поворотным пунктом в нашем понимании человеческого развития . Некоторые теории утверждают, что взрослость и поздняя взрослость относительно бессмысленны с точки зрения развития, по крайней мере, по сравнению со всем, что меняется в течение младенчества, детства и раннего взросления .

Но Эриксон был непреклонен в том, что

вех развития происходят на протяжении всей жизни. Его теория отражает это и принимается как более реалистичный взгляд на человеческое развитие , эмоциональный рост и социальные изменения .

Связанный ресурс:  10 великих книг для детских психологов

Теория привязанности Боулби

Джон Боулби был еще одним революционным психологом и теоретиком в вопросах развития. Он также разработал одну из самых ранних известных теорий развития ребенка, которая до сих пор широко используется и цитируется.

В «Теории привязанности» Боулби он утверждал, что большая часть детского развития основана на врожденной потребности детей формировать привязанности. Эти привязанности могут включать в себя любое количество людей, мест или вещей и в конечном итоге оказывают существенное влияние на модели развития, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Боулби был психоаналитиком, как и Фрейд, и поэтому он придавал большое значение раннему детству и тому, как опыт в этот период жизни может определить, вырастет ли ребенок со значительными проблемами психического здоровья .

Его теория тесно связана с эволюционной психологией — он считал, что люди, как и любые другие животные, биологически предрасположены к формированию привязанностей к другим в качестве механизма выживания. Он считал, что у детей есть окно в два с половиной года (которое он назвал «критическим периодом») для формирования сильной привязанности к другим и пятилетнее окно, в течение которого дети «чувствительны» к формированию привязанностей.

Боулби полагал, что дети, у которых не формируются привязанности в критический или чувствительный период, скорее всего, вообще не будут формировать сильные привязанности. Более того, он утверждал, что младенцы, испытывающие постоянные перерывы в опыте привязанности к своим основным опекунам, потенциально будут иметь значительный эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит во взрослом возрасте.

Другими словами, эта теория предполагает, что младенцы формируют рабочую модель понимания себя, других людей и мира в целом на основе отношений, которые у них складываются с тем, кто за ними ухаживает, будь то их мать, отец или кто-то еще. Его новаторская работа по развитию детей кажется более популярной, чем когда-либо.

Теория психосексуального развития Фрейда

Согласно Британской энциклопедии, Зигмунда Фрейда «по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени». Создавая современную область психоанализа, Фрейд также внес много других значительных вкладов в науку, включая утверждение своей теории психосексуального развития, которая рассматривает этапы развития ребенка.

Теория психосексуального развития Фрейда была одной из самых важных психологических теорий 20-го века. Фрейд объяснил, что детский опыт , пережитый в разном возрасте в детстве , напрямую диктуют модели личности и поведения в более позднем взрослом возрасте. Он объяснил, что детские переживания тесно связаны со здоровым развитием детей. Согласно Фрейду, детское развитие проходит пять отдельных стадий:

  • Оральная стадия
  • Анальная сцена
  • Фаллическая сцена
  • Скрытая стадия
  • Генитальная стадия

Подобно теории Эриксона, описанной ранее, стадии Фрейда соответствуют определенным стадиям развития в течение жизни. Например, оральная стадия соответствует младенчеству (от рождения до одного года) и определяется орально-фиксированным поведением ребенка. Младенцы исследуют мир ртом, в том числе кормят грудью или из бутылочки.

Согласно Фрейду, эти стадии развития ребенка сосредоточены вокруг сексуального развития. Таким образом, младенцы на оральной стадии получают большое удовольствие, когда берут в рот какие-то предметы — пальцы, игрушки и тому подобное. Это потому, что он считал, что либидо на этой стадии сосредоточено во рту.

Где развитие личности появляется, когда люди застревают на стадии. Таким образом, люди с оральной фиксацией во взрослом возрасте получают удовлетворение от оральной стимуляции посредством любого количества действий. Они могут быть заядлыми курильщиками, сосать пальцы или кусать ногти. Такое поведение часто проявляется, когда человек находится в состоянии стресса.

Если это не очевидно, фокус либидо перемещается в соответствии со стадией развития. Он движется ото рта к анусу, затем к фаллической стадии, когда дети начинают исследовать свои аутоэротические желания. За этим следует латентный период, в течение которого мало мотивации заниматься сексуальными мыслями или действиями. Теория Фрейда завершается генитальной стадией, которая, по его мнению, происходит от полового созревания до взрослой жизни, когда люди исследуют сексуальные действия с другими.

Еще один слой теории Фрейда — это развитие ид, эго и суперэго. Фрейд считал Ид инстинктивным и примитивным. Это то, с чем мы рождаемся, и механизм, контролирующий наши половые влечения. Ид часто нереалистичен и импульсивен.

Эго развивается в течение первых нескольких лет жизни и представляет реальность. По этой причине Ид и Эго часто расходятся во мнениях — Ид хочет того, чего хочет, и хочет этого сейчас, независимо от того, насколько это может быть реалистично или нереально. Таким образом, эго является посредником, который уравновешивает импульсы Ид и требования реального мира. Фрейд считал, что эго отвечает за принятие решений и разум.

Суперэго развивается на фаллической стадии и является источником морали. Наша мораль, согласно Фрейду, передается от родителей или других опекунов. Поскольку суперэго предназначено для контроля ид и эго, оно помогает подавлять желания ид, а также помогает эго распознавать моральные цели, а не постоянно стремиться к совершенству.

Точно так же суперэго можно рассматривать как нашу совесть. Это то, что заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы делаем что-то неправильно, и вознаграждает нас чувством гордости или радости, когда мы делаем что-то правильно. Работы и теории Фрейда о развитии ребенка уважаются и изучаются во всем мире.

Связанный ресурс:  10 вещей, которые нужно знать о психологии школы для детей

Теория социального обучения Бандуры

Теория социального обучения Альберта Бандуры сегодня широко используется во многих отраслях и профессиях. Эта теория утверждает, что в то время как обучение и развитие ребенка во многом происходит из непосредственного опыта, многое также происходит из моделирования и простых наблюдений за людьми вокруг вас.

Кроме того, Бандура утверждал, что моделирование, которое мы делаем для других, не ограничивается поведением, но также включает отношения и эмоциональные реакции в различных ситуациях. Таким образом, эта теория учитывает как когнитивные и факторы окружающей среды в определении того, как дети учатся и учатся вести себя.

Моделирование достаточно простой процесс. Дети отмечают, как ведут себя их родителей, и другие важные фигуры в их жизни, и дети кодируют эту информацию. Позже дети могут имитировать смоделированное поведение. Таким образом, если ребенок видит, как его родитель бьет домашнюю собаку за лай, ребенок может закодировать это поведение, думать, что это нормально бить других, когда они злятся, и демонстрировать подобное поведение в будущем.

Бандура построил свою теорию на основе классического и оперантного обусловливания. Например, если ребенок демонстрирует поведение, которое он закодировал из модели, и это поведение встречает вознаграждение, ребенок с большей вероятностью будет демонстрировать такое поведение в будущем. Воспитатель, который хлопает в ладоши и разговаривает с младенцем, который начинает ползать, подкрепляет это поведение положительными наградами.

С другой стороны, если поведение ребенка приводит к последствиям (например, родитель кричит на него за то, что он ударил собаку), он с меньшей вероятностью продолжит это поведение, потому что за него последовало наказание .

В чем Бандура отошел от строгих бихевиористских подходов, так это в своей позиции, согласно которой окружающая среда является лишь одним из факторов, определяющих то, как мы учимся и ведем себя. Вместо этого Бандура утверждал, что наши внутренние мотивы и даже наше текущее психическое состояние во многом связаны с нашей способностью учиться и тем, как мы себя ведем.

Связанный ресурс:  5 Подкасты по психологии развития

Теория когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети просто думают иначе, чем взрослые. Хотя некоторым это может показаться очевидным, это была революционная теория, которая впоследствии послужила основой для нескольких других теорий. Теория Пиаже о развитие ребенка  связанное с их вехами развития стало одной из ведущих теорий в мире.

По сути, эта теория разделила детскую жизнь на четыре отдельные категории или стадии, каждая из которых несет в себе свои важные качества и уязвимые места:

  • Сенсомоторная стадия: от рождения до двух лет
  • Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет
  • Стадия эксплуатации бетона: от 7 до 11 лет
  • Стадия формальной эксплуатации: от 12 лет и старше

Согласно Пиаже, каждая из этих стадий была отмечена определенной целью развития . Постоянство объекта (способность понимать, что объект, находящийся вне поля зрения, все еще существует) является целью сенсомоторной стадии. Между тем, целью предоперационной стадии является символическое мышление, или способность мыслить с помощью символов и образов.

Третий этап – конкретно-операциональный – цель – развитие у детей логического мышления. Это характеризуется способностью решать проблемы более по-взрослому, логично. Однако дети на этом этапе все еще могут бороться с абстрактным мышлением и могут решать только задачи, имеющие конкретное значение.

Способность к абстрактному мышлению начинает развиваться только на этапе формальной эксплуатации. Точно так же Пиаже считал, что формальная операционная стадия знаменует собой начало способности использовать логику для проверки гипотез.

Какая теория развития ребенка верна?

Все эти теории развития ребенка очень отличаются друг от друга и используют разные способы объяснения того, как мы учимся, ведем себя и развиваемся. Дети начинают жизнь с генетических факторов , которые могут повлиять на их когнитивное развитие и эмоциональное развитие . Независимо от того, являются ли их опекуны теми, кто передал эти гены, их роль опекунов может иметь большее значение, чем они когда-либо могли себе представить. Когда дети начинают видеть, слышать, понимать и взаимодействовать, они также реагируют на эмоциональных факторов окружающих их. Хотя все эти теории основаны на вехах развития , основных областей из раннее детство и факторы, с которыми мы все, вероятно, связаны, у всех нас может быть разная система убеждений.

И хотя может возникнуть соблазн спросить, какая из них верна, это не тот вопрос, на который можно ответить — у каждой теории есть множество полезных приложений для изучения человеческого поведения . Одна теория может лучше подходить к конкретной ситуации, чем другая. Несколько теорий могут использоваться одновременно, чтобы объяснить, как развиваются детей.0006 тоже.

Изучение развития ребенка является чрезвычайно важным, которое помогает нам понять более широкий процесс человеческого развития . Как и в любой другой научной дисциплине, подобные теории являются одними из важнейших столпов психологии и изучения детского развития.

Связанный ресурс:  5 различий между клинической психологией и психологией развития

Шон Джексон

B.A. Образование в области социальных наук | Университет Вайоминга

М.С. Консультации | Университет Вайоминга

Бакалавр наук Информационные технологии | University of Massachusetts

Когнитивное развитие: возраст 2–6 лет

Дошкольники являются замечательными примерами того, как дети играют активную роль в своем собственном когнитивном развитии, особенно в своих попытках понять, объяснить, организовать, манипулировать, конструировать и предсказывать. Маленькие дети также видят закономерности в объектах и ​​событиях мира, а затем пытаются систематизировать эти закономерности, чтобы объяснить мир.

В то же время дошкольники имеют когнитивные ограничения. Дети с трудом контролируют собственное внимание и функции памяти, путают поверхностную видимость с реальностью и сосредотачиваются на одном аспекте переживания за раз. В разных культурах маленькие дети склонны совершать одни и те же незрелые когнитивные ошибки.

Piaget назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 2 до 7 лет, предоперационной стадией . На этом этапе дети чаще используют язык и другие символы, подражают поведению взрослых и играют. Маленькие дети увлекаются словами — как хорошими, так и плохими словами. Дети также играют в придуманные игры: используют пустую коробку в качестве машины, играют в семью с братьями и сестрами и лелеют воображаемую дружбу.

Пиаже также описал предоперационную стадию с точки зрения того, что дети не могут делать. Пиаже использовал термин операционный для обозначения обратимых способностей, которые у детей еще не развились. Под обратимостью Пиаже имел в виду умственные или физические действия, которые могут совершаться взад-вперед, имея в виду, что они могут происходить более чем одним способом или направлением. Сложение (3 + 3 = 6) и вычитание (6 — 3 = 3) являются примерами обратимых действий. Дети на этом этапе, согласно Пиаже, используют магическое мышление, основанное на их собственных сенсорных и перцептивных способностях, и их легко ввести в заблуждение. Например, дети вовлекаются в магическое мышление, когда разговаривают со своими родителями по телефону, а затем просят подарок, ожидая, что он будет доставлен по телефону.

Пиаже считал, что познавательные способности дошкольников ограничены эгоцентризмом — неумением отличать свою точку зрения от точки зрения других. Способность к эгоцентризму проявляется на всех этапах познавательного развития, но особенно ярко проявляется эгоцентризм в дошкольном возрасте. Маленькие дети в конце концов преодолевают эту раннюю форму эгоцентризма, когда узнают, что у других другие взгляды, чувства и желания. Тогда дети могут интерпретировать мотивы других и использовать эти интерпретации для взаимного и, следовательно, более эффективного общения с другими. Со временем дошкольники учатся регулировать высоту, тембр и скорость своего голоса, чтобы они соответствовали голосам слушателя. Поскольку взаимное общение требует усилий, а дошкольники все еще эгоцентричны, дети могут впадать в эгоцентрическую (не взаимную) речь во время фрустрации. Другими словами, дети (и взрослые) могут вернуться к более ранним поведенческим моделям, когда их когнитивные ресурсы находятся в стрессе и перегружены.

Пиаже указал, что маленькие дети не овладели классификацией , или умением группировать по признакам. Они также не освоили серийный порядок , или способность группироваться в соответствии с логической последовательностью. Хотя эти способности, возможно, присущи маленьким детям, они полностью реализуются позже.

Пиаже также считал, что маленькие дети не могут понять консервацию, или концепцию, согласно которой физические свойства остаются постоянными даже при изменении внешнего вида и формы. Маленькие дети плохо понимают, что одно и то же количество жидкости, налитое в емкости разной формы, остается одинаковым. Предоперационный ребенок скажет вам, что горсть пенни — это больше денег, чем одна пятидолларовая купюра. Согласно Пиаже, когда у детей развивается когнитивная способность к сохранению (около 7 лет), дети переходят к следующему этапу развития, к конкретным операциям.

Текущие исследования показывают, что дети не настолько внушаемы, оперативны, магичны или эгоцентричны, как предполагал Пиаже. Например, изучая использование детьми символов и репрезентативного мышления, исследователь Рене Байаржон обнаружила, что дошкольники уже в возрасте 2 1/2 способны использовать обратимое ментальное мышление. Исследование Байяржона включало следующий эксперимент: два объекта — большая красная подушка и миниатюрная красная подушка — были спрятаны в большой комнате и в миниатюрной копии комнаты соответственно; показано, где в миниатюрной комнате прячется миниатюрная подушка, ребенок находит соответствующую большую подушку в большой комнате. Байяржон предположил, что такие способности указывают на символическое мышление, при котором объекты представляют не только самих себя, но и другие объекты.

В отличие от теорий детского эгоцентризма Пиаже, аналогичные исследования показывают, что дети могут и действительно относятся к системе отсчета других. Например, было показано, что двух- и трехлетние дети изменяют свою речь, чтобы более четко общаться с младшими детьми. Исследователь Джон Флавелл предположил, что дошкольники проходят две стадии эмпатии , или обмена точками зрения. На первом уровне, примерно в возрасте от 2 до 3 лет, ребенок понимает, что у других есть собственный опыт. На втором уровне, в возрасте от 4 до 5 лет, ребенок интерпретирует опыт других, включая их мысли и чувства. Это изменение точки зрения свидетельствует о когнитивных изменениях: на первом уровне ребенок сосредотачивается на внешности; на втором уровне, на реальности, как они ее понимают. Следовательно, у маленьких детей развивается социальное познание, или понимание своего социального мира, каким бы незрелым это понимание ни было.

Типичные 5-летние дети интересуются тем, как работает их разум и разум других людей. Дети в конечном итоге формируют теорию разума, осознание и понимание состояний ума других и сопровождающих их действий. Затем дети могут предсказать, как другие будут думать и реагировать, особенно на основе их собственного опыта в мире.

Текущие исследования детей в возрасте от 2 до 5 лет ясно демонстрируют, что Пиаже ошибочно предполагал, что дооперациональные дети мыслят буквально. На самом деле, эти дети могут мыслить логически, проецировать себя на ситуации других и интерпретировать свое окружение. Таким образом, хотя когнитивные качества дооперациональной стадии Пиаже могут быть применимы к некоторым или даже многим детям, эти качества не применимы ко всем детям.

Память

Память — это способность кодировать, сохранять и вызывать информацию с течением времени. Дети должны научиться кодировать объекты, людей и места, а затем уметь вызывать их из долговременной памяти.

Маленькие дети не так хорошо помнят, как дети старшего возраста и взрослые. Кроме того, эти дети лучше справляются с заданиями на распознавание, чем на припоминание. Исследователи подозревают несколько возможных причин такого развития событий. Одно из объяснений состоит в том, что у дошкольников могут отсутствовать определенные аспекты развития мозга, необходимые для зрелых навыков памяти. Другое объяснение заключается в том, что дошкольники не имеют того же количества и видов опыта, на которые можно опереться, как взрослые, при обработке информации. Другая причина в том, что маленьким детям не хватает избирательное внимание, означает, что их легче отвлечь. Еще одно объяснение заключается в том, что у детей отсутствуют такие же качественные и количественные эффективные мнемонические стратегии, как у взрослых.

Тем не менее, дошкольники проявляют большой интерес к учебе. То, чего ребенку может не хватать в навыках, компенсируется инициативой. Детям присуще любопытство к миру, что побуждает их узнавать как можно больше и как можно быстрее. Некоторые маленькие дети могут расстраиваться, когда обучение не происходит так быстро или память не так эффективна, как дети старшего возраста. Когда учебные ситуации структурированы таким образом, чтобы дети могли добиться успеха, устанавливая разумно достижимые цели и предоставляя руководство и поддержку, дети могут быть исключительно зрелыми в своей способности обрабатывать информацию.

Язык

Языковые навыки также продолжают улучшаться в раннем детстве. Язык – это результат способности ребенка использовать символы. Таким образом, по мере того как их мозг развивается и приобретает способность к репрезентативному мышлению, дети также приобретают и совершенствуют языковые навыки.

Некоторые исследователи, например Роджер Браун, измеряли языковое развитие по среднему количеству слов в предложениях ребенка. Чем больше слов ребенок использует в предложениях, тем сложнее его языковое развитие. Браун предположил, что язык развивается поэтапно: высказывания, фразы с интонациями, простые предложения и сложные предложения. Базовый синтаксис, согласно Брауну, полностью не осознается примерно до 10 лет9.0003

Дошкольники учат много новых слов. Родители, братья и сестры, сверстники, учителя и средства массовой информации предоставляют дошкольникам возможность увеличить свой словарный запас. Следовательно, овладение языком происходит в социальном и культурном контексте. Однако агенты социализации предоставляют больше, чем просто слова и их значения. Эти агенты учат детей думать и действовать социально приемлемым образом. Дети узнают об обществе, когда они узнают о языке. Общественные ценности, нормы, обычаев (неформальные правила приемлемого поведения) и нравы (формальные правила приемлемого поведения) передаются тем, как родители и другие люди демонстрируют употребление слов.

Во всем мире и в Соединенных Штатах некоторые маленькие дети двуязычны, или могут говорить более чем на одном языке. Эти дети изучают два языка одновременно, как правило, в результате того, что они растут с двуязычными родителями, говорящими дома на обоих языках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *